Уже 40 лет в России в ряде школ и детских садов успешно применяются здоровьесберегающие технологии профессора Владимира Филипповича Базарного. В 1989 году они были утверждены Минздравом РСФСР для массового внедрения в школы и сады. Но до сих пор у нас в стране забота о массовом здоровье детей всё ещё остаётся уделом одиночек и энтузиастов. В 2014 году здоровьесберегающие технологии были успешно внедрены в Азербайджане, ряд базовых элементов используются сегодня в сотнях школ Беларуси, США, Австралии и ЕС. Мы расскажем о том, что они из себя представляют и зачем нужны, развеем популярные мифы и заблуждения, опишем, какие есть проблемы и перспективы у этого направления сегодня. А также дадим представление о его фундаментальном значении для общества.
«Воспитывает дитя любая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается.» В.А. Сухомлинский
«Знание физиологии, психологии и логики – основа педагогики» К.Д. Ушинский
Зачем эти технологии нужны
В настоящее время в открытом доступе имеется множество данных, представленных ведущими специалистами об актуальности проблемы здоровья детей и пагубного влияния на него образовательных учреждений. На протяжении нескольких последних десятилетий видные политические и общественные деятели, научные руководители и ведущие специалисты НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Минздрава РФ, руководители профильного института РАО – Института возрастной физиологии высказывают и публикуют данные об этой проблеме.
Вот лишь некоторые из целого ряда подобных высказываний:
Президент РФ В. В. Путин во вступительном обращении на заседании Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017гг., состоявшемся в мае 2014 года, заявил: «…у более 70% подростков те или иные болезни, в том числе хронические заболевания, т.е. большинство наших детей готовящихся вступить во взрослую жизнь имеют проблемы со здоровьем».
Академик РАМН М.М. Давыдов, президент РАМН, ещё в 2006 году отметил: «У нас больше не осталось здоровых выпускников школ».
А.А. Баранов, директор НЦЗД РАМН, Академик РАН, главный педиатр страны: «…Те тенденции, которые сегодня есть в репродуктивном здоровье (народов России) родом из детства. Более 60% проблем связанных с репродуктивным здоровьем населения это проблемы детского возраста. Сегодня примерно 50% юношей и девушек подростков имеют такие отклонения в состоянии здоровья, которые могут нарушить их репродуктивные планы».
З. Кекелидзе, главный психиатр Минздрава России, руководитель Центра психиатрии и наркологии им. Сербского, выступая в октябре 2015 на пресс-конференции, посвящённой Всемирному дню психического здоровья, заявил: «Психические аномалии развития присутствуют у большинства российских школьников и воспитанников детских садов. Среди дошкольников психическими аномалиями страдают 60% детей, среди школьников этот показатель составляет около 70-80%. При этом у 30% школьников наблюдается дезадаптация в социуме».
Бывший главный государственный санитарный врач РФ, Академик РАМН, доктор медицинских наук Г.Г. Онищенко: «За период школьного обучения количество детей, страдающих хроническими заболеваниями, возрастет в 1,6 раза. А в учебных учреждениях с повышенным уровнем образования — в 2 раза. Более 68 % детей состоят на диспансерном учёте, из них 73,7 % нуждаются в лечении. 75 % учащихся страдают гиподинамией…, а ведь у детей врожденная потребность к движению. Выраженное утомление к концу года отмечается у 40-55 % школьников. У 60 % регистрируются изменения артериального давления. У 80 % — невроподобные реакции. Всё это в школьные годы формирует патологию сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, вегетососудистую дистонию. Всё больше среди учащихся очкариков. Ухудшается общее физическое развитие. Крепыши редки. От этого заметно страдает демографическая ситуация в стране».
Директор НИИ гигиены и охраны детей и подростков Научного центра охраны здоровья детей РАМН, профессор В.Р. Кучма: «Самый большой прирост заболеваемости приходится на 3-й, 4-й, 5-й классы. Хронические заболевания стремительно растут от 8-го к 10-му классу. Патология со стороны нервной системы увеличивается в два раза, а со стороны органов зрения — в 10 раз… И школа не способствует оздоровлению детей…».
Рапопорт И.К., заведующая лабораторией научных основ здоровья НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ НЦЗД Минздрава РФ, д.м.н., профессор, в июне 2017 года рассказала: «В результате одиннадцатилетних клинических наблюдений в первом классе к 1 группе здоровья было отнесено 4,3% наблюдаемых школьников, а к окончанию школы таких учащихся не было вовсе. Распространенность функциональных отклонений возросла на 14,7%, а хронических заболеваний на 52,8%».
Профессор Рапопорт И.К. по результатам представления научных исследований в феврале 2016 г. в Общественной палате г. Москвы: «Период обучения в школе сопровождается значительным ухудшением состояния здоровья – ростом заболеваемости и неблагоприятным течением функциональных расстройств и хронических болезней. Полученные научные данные позволяют обосновать приоритеты в профилактической работе по сохранению здоровья школьников. Наиболее важными направлениями профилактики является предотвращение развития у школьников функциональных нарушений и болезней органов пищеварения, зрения, костно-мышечной системы, невротических расстройств, функциональных отклонений сердечно-сосудистой системы, избытка массы тела у мальчиков и дефицита массы тела у девочек.»
По официальным данным Научного центра здоровья детей РАМН почти 100 % детей в процессе обучения приобретают различные педагогические (школьные) формы патологии. К ним относятся: близорукость, нарушения осанки, сердечно- сосудистые заболевания, нервно -психические нарушения, нарушения репродуктивной системы и некоторые др.
О том, что корни этой проблемы имеют не столько медицинскую природу, сколько педагогическую (т.е. они произрастают из сложившейся системы образования), убедительно было доказано ещё в советские годы сотрудниками НИИ медицинских проблем Севера Сибирского отделения АМН СССР под руководством профессора Базарного. Позже этот факт был подтверждён ведущими НИИ охраны здоровья детей и подростков СССР и известными специалистами зарубежом. Об этом свидетельствуют многочисленные данные, опубликованные в специализированной литературе. Об этом же указывается в официальных отчётах ,подготовленных сотрудниками Научного центра здоровья детей РАМН.
Школа или экология?
Что является причиной ухудшающегося здоровья детей?
Многие скажут, что плохое состояние здоровья у современных детей следствие плохой экологии, искусственного питания или возросшего давления техносферы. Безусловно, отрицать их влияние было бы неразумно, но взгляните на эти высказывания специалистов столетней давности, которых можно ещё привести не одну сотню.
О том, что переход детей на «обездвиженное» образование вызвал глубокие дегенеративные процессы в телесной и духовно-психической конституции молодых людей заметили и начали бить в набат тревоги еще на заре всеобщего обучения. В частности, Гарвардский врач Эдвард Кларк еще в 1873 году писал: «причиной разрушения детородных способностей и даже бесплодия молодых женщин является методика школьного образования и, прежде всего, оформившийся за время обучения синдром «тщедушности телес».
А вот как об этом говорил на первом всемирном конгрессе по школьной гигиене, состоявшемся в 1904 году в Нюрнберге доктор Земерод (из Богемии): «Часто страшно бывает взглянуть на шестилетнего ребенка, поступающего в школу. В лице ни кровинки, весь организм достиг крайней степени истощения. Восьмилетнее пребывание в школе отражается очень вредно на здоровье этих слабых существ. Прежде 14-летняя девушка была сильна, хорошо развита… настоящая невеста. Теперь это слабая, худощавая и бледная девочка с худенькими ручонками и тоненькими ногами. Таковы же и мальчики».
Даже простой пересказ подобных заключений занял бы не одну статью. О том, что с поступлением детей в школу в их телах и психике начинают разворачиваются дегенеративные процессы, первыми почувствовали и обратились со специальным обращением к Государю нижегородские дворяне: «Школа возвращает родителям детей, отданных в нее здоровыми,- изуродованных, кривобоких, близоруких, ни к чему не способных, ничего не знающих, преждевременно стареющих». Теперь же фундаментальная роль образовательных учреждений в ухудшении здоровья детей и всего населения научно доказана.
Под здоровьесберегающими технологиями мы подразумеваем:
а) Комплекс решений для образовательных учреждений, разработанный под руководством профессора Владимира Филипповича Базарного, начиная с 1970-х годов на базе НИИ проблем Севера АМН СССР. Или сокращённо: ЗСТ или технологии Базарного.
б) Любые другие решения и средства, сохраняющие здоровье человека на работе, дома и в процессе обучения. При этом имеющие положительные научно-практические результаты и необходимые санитарные заключения в случае использования детьми в образовательных учреждениях.
Как всё начиналось
Здоровьесберегаюшие технологии впервые были разработаны и апробированы коллективом учёных в НИИ Проблем Севера в Красноярском крае в конце 70-х годов в СССР под руководством профессора В.Ф. Базарного. Работа была начата в 1977 году. Основанием послужило выявление массового ухудшения здоровье детей в школе. В процессе исследований выяснились причины и реальный масштаб проблемы. Те или иные нарушения здоровья выявились у всех детей уже после детского сада, таким образом определился эпидемиологический характер проблемы, носящий до сих пор популяционное значение и отражающийся на обеспечении государственной безопасности страны, а также ставящий под вопрос её дальнейшее развитие.
Одна из первых официальных публикаций о здоровьесберегающих технологиях во всесоюзной прессе. Правая колонка, над ней фотография В.Ф. Базарного. (Медицинская газета, 18 апреля 1979 года)
Выяснилось, что основные факторы, ухудшающие здоровье детей, заключаются в классической организации учебного процесса(форма проведения урока, продолжительное сидение, смешанное обучение девочек и мальчиков и пр.) и пространства(мебели, оборудования, освещения, архитектуры) именно в школах и садах, постоянное нахождение в которых за долгие годы обучения и формирует растущий организм ребёнка.
В результате исследований группой учёных постепенно был разработан целый ряд решений этих проблем, пригодных для массового внедрения: особое оборудование класса(базовый элемент — конторка, специальный ученический стол для работы стоя) и изменение принципов организации проведения занятий, при этом не затрагивая их содержательную часть. Учёными было зарегистрировано 44 патента на изобретения и полезные модели.
Здесь следует дать пояснение, так как многие считают ЗСТ Базарного самостоятельной образовательной методикой. Это не совсем так. В своей основе — это базовая эргономика(соответствие процессов и используемых вещей видовым особенностям человека), без учёта которой уже никакие образовательные методики не работают. То ест, ЗСТ по своей сути не затрагивают непосредственно сам образовательный процесс и дидактику, а является необходимой основой для них. Лишь некоторые элементы технологий, предназначенные для детских садов и школ являются методикой обучения: экологическое панно, образный букварь и образные прописи.
Впоследствии также были разработаны организационные механизмы внедрения на государственном уровне. Прошли годы дополнительных исследований и в конце 80-х годов в СССР технологии официально вошли в государственную программу «Массовая профилактика школьных форм патологии», но повсеместное распространение и внедрение остановило поражение и разделение страны в результате холодной войны.[ 4 ]
В 2000- 2001 годах данная программа прошла повторную экспертизу головными НИИ РАМН, получив положительное санитарно–эпидемиологическое заключение №77.99.02.953.Т.000674.07.01.
Занятия за конторкой Базарного и лежаком Кона в специальной санаторной школе г. Архангельска середины 80-х. Для детей при выраженных сколиозах занятия в сидячем положении запрещены, так как они усугубляют болезнь. Предложенное тогда профессором решение в виде динамических занятий сидя/стоя в данной школе впервые позволило увидеть значительные улучшения сколиозов уже через 3 месяца занятий за конторкой.
Состав и оборудование для здоровьесберегающих технологий
Технологии состоят из базовых(обучение в режиме динамических поз, в основном стоя и учёт базовой эргономики школ и садов: ростомерная мебель, особый ремонт, не мерцающее освещение и пр.) и второстепенных(перьевое письмо, подвесные материалы, тренажёры, массажные коврики и пр.) элементов.
Базовый набор ростомерной мебели для школы по технологии Базарного: конторка, стул и парта.
В школе
Здоровьесберегающие технологии — это прежде всего эргономика, поэтому ремонту и оборудованию школьного класса здесь уделяется фундаментальное внимание.
Основные особенности ремонта класса включают в себя:
- Площадь. В классе должно быть не менее 2,5 м2 площади на каждого ученика
- Стены. Закругление пересечений стен и потолка. Места пересечения прямых линий в одной точке негативно влияют на работоспособность мозга детей. С этой целью применяются «эффект панорамы» или рисуются деревья. Цвет стен должен быть как можно более мягким и нейтральным.
- Окна. Обеспечение максимальной естественной инсоляции класса без использования классических штор и занавесок.
- Освещение. Уровень искусственного освещения, предназначенного для учеников на рабочей поверхности не должен быть менее 300-500 люкс. Температура искусственного света, чтобы быть ближе к солнечному свету должна быть в пределах 3000-3500
- Потолок. На потолок наносится «Схема универсальных символов», с помощью которой проходит тренаж мышц глаз и опорно-двигательного аппарата. Тренаж проводится в перерыве посередине урока.
Базовое оборудование включает в себя:
-
- Ростомерная мебель: конторка и парта с регулируемой по наклону столешницей и стул. При схеме 1 конторка и парта на одного ребёнка через каждые 15 минут дети, стоящие у конторок садятся к парте и наоборот. Вся мебель регулируются в соответствии с ростом учеников и рабочая поверхность для режима письмо-чтение ставится на уровень 16 градусов.
- Индивидуальные аксессуары. Деревянный массажный коврик для ног перед конторкой. Перьевая ручка и чернильница непроливайка для начальных классов. Подставка для книг. Мешочки для оформления осанки.
- Письменная доска. Расстояние от нижнего края доски до пола равняется 80-90 см. Доска и парты размещаются так , что пересечение точки зрения ученика на переднем самого крайнего ряда с доской самого крайнего ряда угол пересечения не бывает меньше 45 градусов. Расстояние между доской и учеником, сидящим на первом ряду должно быть минимум 240-300 см., а с учеником, сидящим на последнем ряду должно быть максимум 860 см.
- Дидактическая информация. Используются подвесные «Дидактические кресты» – в классе не должно быть постоянных дидактических рисунков и плакатов. При необходимости дидактические материалы вешаются на подвеску и потом легко снимаются. Цель здесь: предотвратить привыкание учеников к учебным материалам, непрерывно обновляя их и держать в центре внимания учащихся.
- Зрительно-вестибулярные тренажёры ЗЕВС и СУС.
- Стимулы для физической активности на переменах. Спортивные лестницы и турники
- Вода. Раковина и свободный доступ к питьевой воде
Стоимость оборудования и ремонта класса под ЗСТ незначительно превышает стоимость оборудования обычного класса.
Примеры организации классов и схема рабочего места ученика согласно ЗСТ Базарного:
В детском саду
ЗСТ для детских садов представляет собой несколько более сложный комплекс решений, полная версия которого в настоящее время не представлена ни в одном дошкольном учреждении. Детальное описание этого комплекса займет значительный объём текста, поэтому здесь мы ограничимся общим описанием. Здоровьесберегающие технологии для детских садов также в своей основе включают в себя режим динамических поз и параллельное воспитание мальчиков и девочек, экологическое панно и пр. Но особенности самого формата детского сада позволяет реализовать их в гораздо большем объеме и более разнообразных проявлениях.
Помимо базовых особенностей ремонта помещений, перечисленных выше, группы и спальные комнаты оформляются согласно различию интересов девочек и мальчиков. В них создаются все условия для физической активности детей: канаты, батуты, кольца, шведские стенки, комплексы Скрипалева и многое другое. Для проведения занятий и рукотворчества используются либо конторки, либо специальные регулируемые столы для работы стоя. ЗСТ также требуют чтобы дети проводили на открытом воздухе максимально возможное время и представляют большую свободу для творчества при создании детской площадки.
Заметки на полях
Здесь стоит отдельно заметить проблему варикоза. Это пожалуй единственный контраргумент “специалистов” против работы стоя. Приводятся аргументы знакомых, чья профессия связана с продолжительным стоянием: учителей, парикмахеров и т.д.
Здесь есть два аспекта:
а) Взрослый человек 11 лет сидел за партой, дома, в садике, вузе и т.д. У него уже соответствующим образом сформирован организм и извращён венозный ток. После того, как он устраивается на работу, где нужно практически всё рабочее время стоять, организм конечно же начнёт процесс адаптации к столь резко изменившимся условиям и в некоторых случаях может возникнуть те или иные последствия для здоровья, в т.ч. и варикозное расширение вен. Любая продолжительная однообразная поза – не только бесполезна, но вредна. Если люди перед позой “стоя” годами работали сидя, то их вены настолько перестроились, что у некоторых спустя несколько месяцев стояния могут возникнуть симптомы венозной недостаточности, в том числе — варикоз.
б) Растущий организм ребёнка только формируется и поэтому так важно сформировать адекватные природе человека стереотипы поведения. Соответственно, чем раньше растущий организм начинает больше двигаться, работать за конторкой и использовать другие элементы методики, тем легче и быстрее будет проходить перестройка организма, тем лучше будет у него психическое и физическое здоровье. Тем больший потенциал будет доступен для реализации во взрослой жизни.
Процесс изменения стереотипов поведения должен проходить плавно, без резких переходов. Чем старше, тем тяжелее и медленнее будут проходить изменения, тем внимательнее нужно быть к своему телу.
В 80-х годах родители и школы самостоятельно делали конторки для своих детей
“В давние серебряные века (ХVII – ХVIII века) все наши ученые, писатели, композиторы писали стоя. Правда, не совсем за такими конторками, чаще всего — горизонтальными. И эти конторки давали возможность отдыхать во время писания. Потому что, когда вы сидите, тазобедренные области застаиваются, кровоснабжение и проводимость нервов осложняется. И, конечно, когда вы стоите и пишете, вы на конторку опираетесь локтями, тем самым облегчая вес своего тела. Вы можете переступать с ноги на ногу и это улучшает кровоснабжение ног, получается, по сути дела, такой лёгкий массаж. При ходьбе на месте у вас никакого застоя в тазобедренной области не происходит. Как видите – одни плюсы и никаких минусов.
Сейчас уже многие школы вернулись к этому положению, когда есть и конторка и стульчик высокий, на который можно присесть отдохнуть, если устал. Когда дети привыкли работать за конторкой, они как правило не устают и их не усадишь за парты.
Тысячи школ в нашей стране возвращаются к этому здоровому образу жизни в школах. И если мы в дальнейшем внедрим это во все школы, то мы можем быть уверены, что следующее поколение наших детей будет здоровым и счастливым.”
Дроздов Н.Н., известный телеведущий, cоветский и российский учёный-зоолог и биогеограф, доктор биологических наук, профессор географического факультета МГУ.
Не раздельное, а параллельное
Отдельно стоит отметить гендерный подход. Одним из базовых принципов ЗСТ Базарного является параллельное обучение девочек и мальчиков по основным предметам в разных классах. Это обусловлено научно доказанной разницей в развитии психофизиологии полов.
- Девочки до 13 лет развиваются в 1,5-2 раза быстрее мальчиков
- Процессы развития зрелой мужской и женской психофизиологии значительно различаются
- Мальчикам нужно до 5-6 раз больше двигаться, чем девочкам
- У девочек и мальчиков разные интересы
- В одном и том же классе девочки и мальчики воспринимают информацию разными способами
Для полноценного развития девочек и мальчиков образовательный процесс должен быть построен на основе научных данных об особенностях развития полов. С точки зрения образования и здоровья обучение должно базироваться на основе естественных потребностей девочек и мальчиков. Одна из базовых потребностей, которая фундаментально влияет на формирование психики и тела, является физическая активность.
Заметки на полях.
Проведённый в 2014 году мониторинг среди 2500 учеников в Азербайджане показывает, что 40% мальчиков 11 класса отстают от нормального физического развития. У девочек эта цифра меньше в 2 раза.
Окончательное формирование репродуктивной и эндокринной систем организмов как мальчиков, так и девочек требует двигательной активности. При этом для полноценного развития организма мальчика объём физических нагрузок должен быть примерно в 5-6 раз больше, чем это необходимо для развития девочек.
Дефицит движения у мальчиков ведёт к недоразвитости репродуктивной и эндокринной систем, что в конечном итоге может выражаться в общей недоразвитости и бесплодии. У мальчика, который будет недостаточно двигаться, не сформируется соответствующий мужчине гормональный фон и психика. Соответственно этому обстоятельству, если образ жизни общества навязывает мальчикам-подросткам гиподинамию, то такое общество идёт по пути биологического вырождения и подавления мужского начала.
Девочкам для развития их организма тоже требуется движение. Но если объём физических нагрузок для них превышает биологический оптимум, то для того, чтобы скелетно-мышечная система могла справляться с избыточными для девочки нагрузками, им требуется перестройка гормонального фона в сторону мужского типа. Поэтому под воздействием избыточных для девочки систематических физических нагрузок происходит извращение развития её эндокринной системы, а скелетно-мышечная система обретает мужские черты (узкий таз, отсутствие талии, широкие плечи). Как следствие, избыточные физические нагрузки для девочек в период полового созревания влекут за собой далеко не только проблемы репродуктивного здоровья.
Соответственно, система образования должна обеспечивать необходимую двигательную активность как мальчикам, так и девочкам, что подразумевает специфику курсов физической культуры в мужском и женском образовании. Это необходимо для обеспечения репродуктивного и психического здоровья представителей обоих полов в новых поколениях.
Исследования под руководством профессора Базарного показали, что в условиях смешанного обучения мальчики феминизируются, а у девочек, наоборот, идёт мускулинизация. Женщина – феминистка или стерва, инфантильный мужчина или альфонс – прямые следствия смешанного обучения. Таким образом разрушается основа для любого крепкого государства – семья и создаются предпосылки для вырождения населения. Именно неадекватная природе человека система смешанного обучения и воспитания и соответствующая культура, а не природа, производит на свет гомосексуализм и прочие массовые отклонения от нормального взросления человека.
Обучение девочек и мальчиков согласно ЗСТ должно проходить в рамках одного образовательного учреждения в параллельных классах или группах(в детских садах) с соответствующим оформлением, содержанием и нагрузками. При этом немаловажно, чтобы у мальчиков процесс вёл мужчина, а у девочек – женщина. Остранение мужчин от образования – массовая диверсия. В японских школах, например, при сокращении количества учителей мужчин более чем наполовину, ставится вопрос о закрытии образовательного учреждения.
Результаты применения
Главный результат применения здоровьесберегающих технологий: впервые за 200 лет эпохи всеобщего обучения из практики учебного процесса исчезли традиционные признанные во всём мире школьные формы патологии (близорукость, нарушения развития позвоночника, обмена веществ, сердечно–сосудистые нарушения, нервно–психические расстройства и другие).
Это подтверждено официальными заключениями НИИ РАН, РАМН, а также Министерства здравоохранения РФ. Отмечается положительное влияние на сохранение и укрепление здоровья детей, а именно:
- в 2-4 раза снижается заболеваемость учащихся и болезни костно-мышечного аппарата, сердечно –сосудистой системы, репродуктивной системы, желудочно-кишечного тракта, нервно-психической сферы и других систем ребёнка;
- проявления нервно-психических срывов, различных форм агрессии у детей уменьшается в 5–6 раз;
- жизнестойкость организма ребёнка увеличивается в 2-3раза;
- плотность двигательной активности на уроке возрастает в 5-8 раз;
Предложенные принципы не просто укрепляют и развивают здоровье детей, но и способствуют более глубокому и прочному усвоению знаний, умений и навыков в более короткие сроки, снимая при этом проблему перегрузки и переутомления школьников.Также важно отметить то, что к настоящему времени эта программа прошла практическую апробацию уже в течение 40 лет на базе более 1000 детских садов и школ России и республик постсоветского пространства.
В результате использования только одних конторок и динамического режима обучения дети сохраняют и развивают психическое и физическое здоровье, улучшается успеваемость и концентрация внимания на уроках. Значительно сокращаются риски или останавливается развитие сотен заболеваний: ожирения, диабета, проблем зрения, сколиоза, ослабления фертильной функции, плоскостопия, различных патологий при рождении детей, шизофрении, а также множества других психических нарушений.
Всё это подтверждается множеством исследований и на Западе, в частности, в Австралии, Финляндии и США. На примере Азербайджана: в 2015/2016 учебном году в Баку функционировали 67 классов «Здоровое образование» в 34 образовательных учреждениях. В функционирующих c 2014 года 15 классах «Здоровое образование» проведен медицинский мониторинг, в ходе которого было установлено, что применяемые в этих классах технологии положительно влияют на здоровье детей.
В то же время было установлено, что обучающиеся в таких классах ученики лучше развиваются с интеллектуальной точки зрения, повышается их интерес к обучению и улучшается эмоционально-психологическое состояние. При этом речь идёт не об общих констатациях типа “здоров-нездоров”, а о строго количественных замерах, которые позволяют оценить динамику той или иной подсистемы организма, а также его состояние и развитие в целом. Количественные экспресс-тесты по всем этим показателям были разработаны лабораторией Базарного более 30 лет назад и позволяют проводить мониторинг здоровья учащихся даже низко квалифицированными специалистами.
Заметки на полях
Под работой стоя подразумевается, что бóльшее количество рабочего времени вы проводите в вертикальном положении, в основном, стоя. Также, как когда говорят про сидячую работу, то это не значит, что при этом подразумевается постоянное и неподвижное сидение: вы можете ходить, разговаривая по телефону, к коллегам, на обед, в магазин и т. д. Но тем не менее подавляющее количество времени вы проводите в сидячем положении. Также необходимо отметить, что при использовании столов для работы стоя и конторок человек не может стоять неподвижно и постоянно осуществляет малые формы двигательной активности: переносит вес с ноги на ногу, ходит около стола и пр.
На Западе
До недавнего времени в мировой науке широко не исследовались взаимосвязи между различными видами серьёзных заболеваний, поразивших современное общество, системой образования и обездвиженностью, которая была вызвана повсеместной автоматизацией труда людей во всех областях их жизнедеятельности.
Основные проблемы здравоохранения и образования, которые решают эти технологии сегодня, признаны ВОЗ(Всемирной Организацией Здравоохранения) и на государственном уровне в США, Норвегии, Швеции, Финляндии, Австралии, Великобритании, Азербайджане, Канаде и других странах. За исключением проблемы смешанного обучения полов, что признаётся только в Азербайджане.
Базовые элементы здоровьесберегающих технологий(обучение в режиме свободы движения, учёт эргономики образовательной среды) используются сегодня уже в сотнях школ США, а также в ряде других стран(Финляндии, Швеции, Германии, Голландии, Англии и пр.).
Дети работают за столами для работы стоя в школе США. Стоит отметить, что использовать без стульев столы для работы стоя по технологии Базарного недопустимо. Ребёнку необходимо предоставить возможность присесть.
Распространение пока не носит массовый характер, но в ряде стран работа в этом направлении идёт уже на государственном уровне. Это, прежде всего, Финляндия и США, где существуют и уже несколько лет успешно работают соответствующие государственные программы Schools on Move(https://liikkuvakoulu.fi/english ) и Let’s Move(https://letsmove.obamawhitehouse.archives.gov/, после ухода Обамы называется Active Schools https://www.activeschoolsus.org/ ).
В 2010 году профессор Базарный вместе с сенатором от Ставропольского края А.А. Коробейниковым выступили с докладом по здоровьесберегающим технологиям в ПАСЕ(Парламентской Ассамблее Европы), где получили общее одобрение. По результату совместной поддержки ПАСЕ и Совета Федерации тогда было выпущено несколько публикаций, книга В.Ф. Базарного “Дитя человеческое” и фильм “Обездвиженность – болезнь цивилизации” с участием ряда известных специалистов и личностей.
В США и в целом на Западне пионером этого направления является Джеймс Левин (James A. Levine) — доктор медицинских и философских наук из клиники Мейо и университета Аризоны. Доктор Левин сегодня самый известный в мире специалист по сидению и проблемам лишнего веса.
Доктор Левин сам с детства страдал от избыточного веса и именно через эту личную проблему раскрыл причину массового ожирения современного человечества. Честный подход, обусловленный перенесённым личным страданием, и открытый разум позволили ему дойти до сути проблемы и первому на Западе поднять флаг борьбы с обездвиженностью «цивилизованного» мира, тем самым вызвав шквал недовольства и обвинений от так называемого научного сообщества.
Но годы упорного труда дали свои плоды: сегодня фундаментальный вред для человеческого организма от сидения официально признан как в США, так и в Канаде, Австралии и ЕС; доктор Левин сотрудничает с правительством США, консультирует многие десятки компаний и учебных заведений, которые начинают вставать со своих удобных стульев и кресел.
В Финляндии с 2012 года официально признана опасность для здоровья нации обездвиженного обучения и принята соответствующая государственная профилактическая программа «Школы в движении», которая успешно работает уже 5 лет и охватывает собой около 80% всех школьников.
«В 2011 году 16,1% 11-летних детей Сейняйоки имели избыточный вес. К 2015 году этот показатель снизился до 8,2%. .. Столы для работы стоя позволяют ученикам укреплять основные мышцы во время учебы» [ 6 ]
Всего за последнее десятилетие было опубликовано более 10000 исследований на тему влияния продолжительного сидения и обездвиженности на организм человека.
Заметки на полях
Ссылки на международные медицинские информационные базы по теме вреда от сидения:
Использование сегодня
Хотя ЗСТ и используются в образовательных учреждениях с начала 80-х годов в СССР, но широкого распространения пока так и не получили.
На данный момент на государственном уровне используются и внедряются в Азербайджане(около 100 классов) и Белоруссии. Под научным руководством профессора Базарного министерством образования Азербайджана в 2014 году была запущена программа «Здоровое образование”, которая в результате массовых исследований подтвердила свою эффективность за первый же год.
Министр образования Азербайджана Микаил Габбаров в 2014 году о внедрении ЗСТ:
«– Говоря о пилотных классах, не могу не упомянуть проект «Здоровое образование», основной целью которого является совмещение образовательного процесса с охраной здоровья детей. Потому что современные тренды нас беспокоят: перегруженные программы, перегруженные портфели, необходимость для школьников большую часть времени сидеть за партой, эргономика классов. С 15 сентября в шести школах Баку в начальных классах обучение будет проходить по пилотной методике «Здоровое образование»..
– Речь идет о методике Владимира Базарного?
– Он один из консультантов. Мы используем в этом проекте не только методику Владимира Базарного, но и опыт, технологии США, Канады, Европы. Основная цель этого проекта, чтобы наши дети не получали образование за счет своего здоровья. Охрана здоровья и качественное образование должны идти рука об руку.» [ 5 ]
Общий вида класса ЗСТ в школе 47 г. Баку. На данном фото вы можете увидеть почти все базовые элементы оборудования школьного кабинета.
В России школы есть почти в каждом регионе и крупном городе. Но распространение носит общественно-инициативный характер и поэтому даже приблизительной статистики использования на данный момент нет.
Особенно здесь можно выделить Белгород, где около 30 школ используют здоровьесберегающие технологии при непосредственном содействии местной исполнительной власти и губернатора Савченко. В Белгороде также функционируют несколько десятков классов с параллельным образованием девочек и мальчиков.
Ранее внедрение здоровьесберегающих технологий было приоритетом экс-губернаторов Красноярского края, Ставрополья и республики Коми. Также здоровьесберегающие технологии используются в незначительном количестве детских садов и центров стран СНГ. Из бывших республик СССР активнее всего это направление развивает Беларусь.
К сожалению, часто упоминаемые 3000 школ, в которых используются здоровьесберегающие технологии, в реальности оказывается мифом. Причём, на наш взгляд, мифом опасным, так как он создаёт иллюзию, что работа уже идёт полным ходом и нам самим делать ничего не нужно. В действительности, о них даже мало кто слышал даже среди руководства школ и учителей.
Законодательство и стандарты
В.В. Путин в 2012 году в классе ЗСТ гимназии Саяногорска
В 2012 году В.В. Путин посетил гимназию в Саяногорске ( Республика Хакасия), где используются здоровьесберегающие технологии, был удивлён необычным оборудованием класса, а также хорошим здоровьем и успеваемостью учащихся. 1 июня 2012 года был издан Указ Президента №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей», согласно которому, помимо прочего, здоровьесберегающие технологии должны внедряться повсеместно.
Технологии обеспечивают реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральным законов РФ «О гарантиях прав ребенка РФ», «Об охране здоровья граждан», «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Это единственная здоровьеразвивающая технология, которая признана научным открытием Академией медицинских наук, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, утверждена Правительством как общая федеральная программа. ЗСТ прошли практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ, они имеют санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ. Используемое оборудование включено в список Министерства образования и Науки. В 2015 году Совет Муфтиев России выдал «халяльный» сертификат. Принятые в Европе и России стандарты в области эргономики требуют при создании рабочего места обеспечить возможности изменения позы (Европейский стандарт ЕН 614-1-95, ГОСТ Р ЕН 614-1 2003). Работа по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательные учреждения РФ поддерживается Комитетом по образованию Государственной Думы РФ.
Коллективом В.Ф. Базарного был разработан методический пакет документов для самостоятельного внедрения в школах России. В нём есть рекомендации не только для энтузиастов, но и для органов исполнительной власти и директоров образовательных учреждений.
Методический пакет документов
Методический пакет документов для внедрения и полные выдержки из законов доступны в виде архива по следующему адресу:
http://www.pedpoema21.ru/files/Pedpoema-MethodPack-1.zip
Почти все книги и основные публикации профессора Базарного доступны для бесплатного скачивания у него на официальном сайте: www.bazarny.ru
Необходимость создания центра внедрения
В 90-х годах в Сергиевом-Посаде под руководством профессора Базарного существовала научно-внедренческая лаборатория, которая работала и как центр распространения. На сегодняшний день никакого центра распространения нет, целенаправленной организацией процесса, методическим сопровождением, проведением семинаров, разработкой новых материалов и подготовкой учителей никто, кроме небольшого коллектива энтузиастов не занимается. Организация государственного центра затруднена необходимостью межведомственной координации, отсутствием политической воли, непониманием важности этого вопроса и прочими особенностями структуры госвласти и её кадров.
Сегодня назрела острая необходимость в организации такого центра по координации и методическому обеспечению распространения и внедрения здоровьесберегающих технологий в России: в садах, школах, в домашних условиях, детских центрах, вузах и т. д. В стране сейчас этот процесс проходит стихийно, без соответствующего сопровождения и классы закрываются сразу после ухода инициаторов со своих должностей или выпуска своих детей, для которых они и внедряли эти технологии.
Подобный центр должен заниматься координацией распространения в регионах, информационно-рекламным сопровождении и научно-методическим обеспечением процесса внедрения технологий, в дальнейшем — подготовкой преподавателей, а также общей просветительской деятельностью в этом направлении. Такой центр мог бы работать как с собственной базой в виде офиса, так и осуществляя основную деятельность через интернет и выездные мероприятия.
Основными задачами этого центра, на наш взгляд, должны быть следующие:
- Взаимодействие с Государственной Думой, Министерствами Просвещения и Здравоохранения, региональными и местными органами исполнительной власти РФ по внедрению здоровьесберегающих технологий. Разработка обращений и методических рекомендаций для органов исполнительной власти.
- Общая координация родителей, активных граждан и НКО в регионах по внедрению технологий. Обработка обратной связи. На данный момент во многих регионах есть свои группы.
- Организация пилотной и экспериментальной площадки центра на базе одной или нескольких школ в виде полностью переоборудованных классов, с организацией мониторинга здоровья и поддержкой учителей.
- Разработка и публикация методических, научных и информационных материалов. Создание видео-роликов, съёмка интервью.
- Подготовка учителей и специалистов.
- Обработка полученного опыта, организация конференций и развитие здоровьесберегающих технологий во всех отношениях.
- Создание и поддержка сайта центра с онлайн- картой и списком всех образовательных учреждений, где используются технологии.
- Распространение информации через собственные веб-сайты и социальные сети.
- Взаимодействие с другими педагогами-новаторами, авторами методик и специалистами в сфере образования и здравоохранения.
- Разработка здоровьесберегающих программ для взрослых: для дома, офисов и учреждений.
- Дальнейшие исследования и общее развитие направления.
Необходимо отметить, что все эти задачи и общая работа так или иначе выполняется и сейчас, но из-за отсутствия централизованной работы происходит нерегулярно, очень медленно и неэффективно. Также страдает качество распространяемых материалов.
Заметки на полях. Не только для детей.
В 1982 году за разработку системы “охраны здоровья в школах и на производствах напряжённого зрительного профиля” профессор В.Ф. Базарный был награждён 2-мя золотыми, 2-мя серебряными и 2-мя бронзовыми медалями на выставке ВДНХ. Решения для “производств напряжённого зрительного профиля” включали в себя обычные офисы и учреждения, которым также предлагалось начать работать в режиме динамических поз, преимущественно стоя. Подобные решения пригодные для массового внедрения появились на Западе только немногим более 10 лет назад.
Подробнее об особенностях и значении решений для взрослых читайте в материалах проекта “Учимся Стоя. Работаем Стоя. Живём в движении”: www.planet-standup.com и наших последующих публикациях.
Заключение
Сегодня трудно оценить масштаб трагедии, которая незаметно для нас происходит в школах и детских садах. Миллионы детей теряют здоровье и свой жизненный потенциал. Но у нас есть всё, для того чтобы этот остановить. Предложенные уже 40 лет назад ЗСТ должны стать основой нашей системы образования.
И дело тут не в гении Базарного, а в том, что он вместе с группой советских учёных смог выявить техногенные факторы, которые негативно влияют на развитие человека, и предложить решения этой проблемы, основанной не на каких-то личных изобретениях, а базирующихся на выявленных природных генетических закономерностях взросления организма. То есть здоровьесберегающие технологии Базарного — это не просто технологии какого-то учёного, а технологии самой природы, не учитывающее которых общество обречено на вырождение.
На основе действия волонтёров и энтузиастов решать дальше проблему здоровья нашей большой страны невозможно. Для этого требуется организация российского научно – методического центра под компетентным научным руководством. Сможет ли общество самоорганизоваться и создать подобный центр в качестве общественной инициативы или внедрение здоровьесберегающих технологий станет результатом чей-то политической воли, покажет время. Но что точно можно сказать сейчас, и что является научным фактом, так это то, что при существующей системе образования у нашей страны и общества в целом нет никаких шансов в ближайшей перспективе даже на элементарное выживание.
Депутат Государственной Думы О.Н. Смолин за конторкой у себя в кабинете
«В последние годы некоторые чиновники ориентируются на Запад, бездумно заимствуя неадаптированные к российским условиям программы, в том числе подвергшиеся обоснованной критике и уже отвергнутые за рубежом. Тем временем, Россия сама имеет уникальный опыт в образовании и многое может предложить Западу, в том числе и здоровьесберегающие методики, разработанные под научным руководством профессора В.Ф. Базарного, позволяющие кардинально улучшить здоровье детей в образовательном процессе.
К великому сожалению, большинство сотрудников сферы образования и родителей не предполагают, что же на самом деле происходит с детьми в первые школьные годы, иначе они бы предприняли всё возможное, чтобы сохранить и укрепить психофизическое здоровье подрастающего поколения. Сегодня для этого есть всё необходимое».
Смолин Олег Николаевич (депутат Госдумы всех созывов, первый зампред Комитета по образованию, член-корреспондент РАО, председатель ОД «Образование — для всех»).
[spoiler show=”Материалы и ссылки”]
Материалы:
[ 1 ] www.bazarny.ru
[ 2 ] www.pedpoema21.ru
[ 3 ] www.planet-standup.com
[ 4 ] http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=11425#09968616069677083
[/spoiler]
Нужно добиться альтернативного идеала . Собрать консилиум , психологов , философов, педагогов , строителей , художников , детей . Провести беседы. Добиться нужного результата – можно только когда это будет действительно в идеале. Думате. Где? Когда ? И кто , будет спонсировать.
РЕФОРМА ПО-БАЗАРНОМУ: СПАСАЕМ ПОПУ, НЕ ЖАЛЕЯ НОГ?!
https://didaktnik.ru/net-bezdarnyh-detej/
«Современную систему образования Базарный отвергает, потому что она противоречит природе ребенка».
Смело! Но какая «природа» подразумевается: биологическая или социальная? Или обе пострадали? Непонятно. Но увесисто! Матеро! И глубоко — в самый корень, как у Жванецкого: «У тебя, Федя, сила в словах есть! Но ты их правильно расставить не можешь». Так и здесь: болтанул громко, а что хотел сказать — непонятно. Интересно: сам хоть понимает?
Реформа просвещения по-Базарному начинается с замены мебели. Вместо привычных парт и столов — т.н. «конторки», где пишут стоя: поза «полулежа развалившись за партой», как оказалось — «главная причина не только болезней, но и «расчеловечивания» — движения в сторону преобладания животных инстинктов над духом». А может быть он йог, этот Базарный? Там ведь тоже путь в глубь самого себя начинается с поиска правильной внешней позы. Вот он ее и ищет. И, похоже, нашел.
Хотя, на самом деле, поза «полулежа» — признак того, что у плохого учителя класс или дуреет от безделья и скуки, или выдохся от перегрузки «лишними» уроками. А лишними, согласно возрастной физиологической норме и законов здоровой физиологии человеческого организма, являются 5-й и последующие за ним уроки. Причем и для «старшеклассников» в том числе. И даже для взрослых. В моей практике я знал и 8-е, и 9-е уроки. И это только в первую смену. Если учитель не способен организовать в классе учебный процесс, то будут ли ученики сидеть или «сидя» будут стоять — роли не играет. Кстати, от стояния затекают ноги столь же успешно, как млеет от пересида задница. И что из этого полезнее надо еще разобраться. Так что лозунг: «спасаем попу, не жалея ног!» имеет относительную достоверность. Тут уж, как говорится, что кому милее. Базарному — задница. Ну и что? Имеет право на индивидуальные предпочтения. А что навязывает их детишкам? Так то от большой любви к ним. И от большого ума. Ну просто хочет, чтобы им тоже было хорошо. Как ему.
Опытный учитель путем перенапряжения собственных сил и сил детишек способен мобилизовать психические и биологические резервы организма и ситуативно «победить» природную усталость искусством дидактики. А хоть бы и на 10-м уроке. Но чего это ему будет стоить?! А уж им то тем более. Ведь систематическое перенапряжение, узаконенное расписанием, неизбежно будет накапливаться и, рано или поздно, приведет к психическим срывам и соматическим травмам — разным по форме у разных людей, но одинаковым по происхождению. Поэтому подлинный новатор искал бы не в какую позу поставить ребенка, чтобы он сохранял остатки работоспособности после четырех часов интенсивной умственной деятельности еще на пару часиков. Он поискал бы в какую позу поставить свое начальство — от завуча, составляющего травматическое расписание, и вплоть до дурака-министра, игнорирующего законы природы-матери. Но такая дерзость нашему герою явно не по плечу. Оно и понятно — с детишками проще: спорить не станут. Прикажет учитель и не такую камасутру на уроке изобразят. Лишь бы к доске не вызывал и домашнее задание не спрашивал!
Видеть в «развалах» поз на уроках признаки расхлябанности или «расчеловечивания», а тем более победы «животных инстинктов над духом» – чудовищная ахинея, свидетельствующая либо о психологическом невежестве Базарного, либо об искажении информации журналистом, безбожно перевирающим слова педагога. Да, деформация классической «позы школьного послушания» происходит у детишек действительно инстинктивно. Но побеждать ее следует не бредовой «духовностью» (эдак мы попов на уроки заводить станем — вот будет потеха в ХХI веке (!), а педагогическими технологиями — управлением внимания, искусной риторикой, разнообразием форм учебной деятельности и, в первую очередь, грамотным составлением расписания занятий, которое бы учитывало возрастные возможности детского организма переносить запредельное двигательное торможение после 4-го по счету урока. Потому что у «стоячих» школьников после 4-5 часов умственной активности пропорция между «рабски программируемым интеллектом» и «развитием свободного мышления», вряд ли будет иной независимо от того, поставит их педагог по стойке «смирно» или «раком».
Можно до хрипоты доказывать преимущества той или иной учебной позы, тем более, что в йоге вывихнутых статических позиций не перечесть и, стало быть, потенциал такого педагогического «творчества» неисчерпаем. Но! Задумаемся на минутку: а каковы критерии успеха стоячей позы? С «какого якова» наш «новатор» утверждает, что если затекают ноги от стояния, то это полезнее, чем если затекает задница от сидения? Где данные экспериментов? Где замеры? Где итоги успеваемости «стоя на ногах», «стоя на голове» или в ходе безжалостной эксплуатации седалища? Их нет. И не случайно…
А чем еще богата обучающая система Базарного?
«Перьевое письмо»!
В эпоху тотального торжества клавиатуры и прочих мышовых гаджетов?! Прикольно! Круто! Понтово! Стебно! Но о каких перьях идет речь — о металлических, как в первой половине прошлого века или о гусиных, как во времена Пушкина? Тут угадываются новые грани эволюции новаторского поиска — клинописное письмо на глиняных табличках, письмо красками на папирусе и, наконец, узелковое письмо… А может и вовсе ну его это письмо?! Тем более, что, стоя на голове (а скоро дойдет и до такого), много не напишешь. И не надо! Глаза здоровее будут. И еще одну победу над инстинктами себе в актив запишем: дескать победили «инстинкт письма», спущенный министерством!
«Хоровое пение».
Непонятно что подразумевает вокальная «новация» — уроки пения? Но что же тут нового? Или там учебники — на распев? Тогда это прорыв в будущее. Как только при этом у певцов с успеваемостью? Ну там, типа, «знания», «умения». «навыки»? И еще: как поют — хором, соло, под аккомпанемент? Опять же под какой — духовой, струнный, клавишный или симфонический? А может «а-капелла»? Как у Швондера в «Собачьем сердце»: «тяжелые годы настали»?
«При освоении чтения — цельные слова, а не слоги».
Ну если навык чтения вырабатывается в учебных операциях с короткими словами типа «мир», «мяч», «дом»… , я бы мог поверить. Но к словам многосложным рано или поздно переходить придется. И как тогда? Будем петь, типа «син-хро-фа-за-трон» или «ак-ком-па-не-мент», или «ин-тел-лект»…? Как их — «целиком», минуя слоги, будут осваивать детишки? Не могу себе представить.
«Разделение мальчиков и девочек».
Этот средневековый бред неловко даже комментировать. Он имеет разумное обоснование только если автор «новации» по заданию мериканского госдепа озабочен превращением целомудренных российских школьников в геев и лесбиянок. Шокирует мотивация: «в природе ребенка — что интересно мальчикам, не интересно девочкам, и наоборот. А если не интересно, в коре головного мозга формируются центры отторжения информации, и ребенок становится забывчивым». Она свидетельствует о потрясающем невежестве «новатора» в области психологии и нейрофизиологии. Ведь если действительно «не интересно», «в коре головного мозга» «центры отторжения информации» не сформируются, во-первых, потому, что нет там таких ни анатомических, ни функциональных органов, которые можно было бы назвать «центрами отторжения информации», ибо процесс торможения, вызванный «непонятным» или «неинтересным» происходит без формирования каких-либо специальных для этого «центров» или нейрокомплексов. А, во-вторых, «не интересная» информация попросту не дойдет до коры головного мозга, задержанная еще сетями периферийной нервной системы — на уровне чистой сенсорики. Это, подчеркиваю, если «не интересно»! Потому что если «не понятно», там совсем иная природа и логика переработки информации. Хотя, судя по всему для этого «новатора», что «не интересно», что «не понятно» — невелика разница.
Не менее «глубоки» познания в психологии у последователя Базарного — директора земской гимназии в Балашихе Галины Кравченко. Эта додумалась до «обязательной в середине урока зарядки». Представьте картину: мозг ребенка после суматошной перемены только настроился «на волну» урока, только заработали в полную мощь «раскрученные» нейронные ансамбли, «всасывая» информацию, как вдруг — бабах (!) — радикальная смена типа деятельности — с умственной на физическую, после которой еще минут 5-8 (это в лучшем случае) мозг будет восстанавливать прерванные связи, вновь перестраиваться для нового режима работы. Да это уже не дидактика. Это — пытка мозга, где хаотически и бессистемно — по воле дурака, вообразившего себя педагогом — разные зоны и нейрокомплексы то активизируются, то тормозятся, то вновь активизируются, чтобы не доработав до естественного завершения периода активности, вновь подвергнуться торможению. И так без конца на протяжении всего учебного периода!
Чтобы было понятнее, скажу, что такая «педагогика» подобна «мастерству» водителя, включающего без интервала следом за 5-й передачей — задний ход. Представляете себе состояние коробки передач автомобиля? То же самое происходит с нервной системой ребенка. С той разницей, что коробка передач сразу разлетается в хлам, а мозги ребенка, сконструированные мудрой Эволюцией и снабженные «защитой от дурака», угасают постепенно. Но степени идиотизма, царящего в нашей системе просвещения, даже Эволюция предвидеть не могла. Поэтому судьба ребенка, обучаемого такими «учителями», печальна. Представляю себе эффективность таких уроков. И могу вообразить неврастении, порождаемые подобными «новациями». Жаль родители учащихся у базарных «экспериментаторов» не подозревают во что обходятся такие «эксперименты» их детям.
Похваляясь успехами своей системы, Базарный упоминает неких анонимных энтузиастов-последователей, работающих по его системе чуть ли не в 3000 школ и говорит о «впечатляющих результатах», при этом даже не намекая на более веские и убедительные доказательства своего триумфа, которому я ни капельки не верю.
Разницу между работой сидя и стоя я на себе проверил. Перейдя на сидячую работу за монитором, сильно удивился ухудшению здоровья и сильным болям в спине. Сидишь, “ничего не делаешь” – чего вдруг спина разболелась? Всё время хотелось встать, походить. Нарастил ножки на старом столе для проверки, стал работать стоя – намного лучше себя стал чувствовать. Стоя можно с десяток разных поз изменить, не переставая работать. Наростки сделал на уровне колена и ставлю ногу то на один, то на другой, то вес преносишь с ноги на ногу. Брусок положил под стол, иногда носками на него встаю и поднимаюсь. Реально легче !
А детям надо бы дать возможность и стоять, и сидеть, и поваляться на уроке, и ОБЯЗАТЕЛЬНО ходить во время урока ( вспомните хотя бы Аристотеля и его перипатетиков). Тогда отдельные зарядки на уроках и не понадобятся.
Я когда устал или тороплюсь, такие опечатки на клавиатуре делаю – у самого глаза на лоб. Не от неграмотности и не соседние буквы клацаю, а вообще не пойму откуда такое берётся… А вот при письме на бумаге, как бы я не спешил, как бы не устал, я НИКОГДА такого не допускал, просто без вариантов. Совершенно по-разному работает и мозг и моторика. Перьевое письмо как раз развивает то, что надо. Так что зря ёрничаете…
Уважаемый, Никита Мирошниченко, методика Базарного имеет положительное санитарно эпидемиологическое заключение (77.99.02.953.Т.000674.07.01) на основе проведенной НИР «Гигиеническая экспертиза педагогических технологий обучения и воспитания детей в условиях активной сенсорно-развивающей среды» в НЦЗД РАМН. А какие исследования лежат в основе Ваших утверждений?
Под природой ребёнка следует понимать как биологическую составляющую – развитие организма, так и социальную – становление личности.
Если Вы читали работы Базарного («Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома: Практическое пособие.», «Дитя человеческое: психофизиология развития и регресса», «Зрение у детей. Проблемы развития»), то должны были заметить, что в основе здорового развития тела лежит режим «динамических поз» стоя – сидя. Для младших классов время непрерывного стояния не должно превышать 7-15 минут.
Поза «полулежа» при постоянной работе сидя не зависит от квалификации учителя, потому что сидящий ребенок находится в состоянии неустойчивого равновесия. Центр тяжести его тела находится выше оси вращения (точки сидения) и при отклонении от вертикали, а это неизбежно при любой попытке письма, он начинает медленно, но неизбежно все ниже и ниже склоняться к поверхности стола.
Методика Базарного затрагивает эргономическую сторону организации уроков. Планирование уроков, содержание учебников, методики преподавания – это тема отдельных исследований, не менее важных. В этом отношении, многое можно почерпнуть на сайте Русской классической школы.
Про итоги успеваемости детей по методике Базарного можете уточнить в школе № 760 им. А.П. Маресьева г.Москвы. Там есть и обычные классы, будет с чем сравнить.
Мне непонятно, Вы предлагаете не обучать письму детей, а учить их скоро-печатанию на клавиатуре? Базарный же в своих практических исследованиях показал, что при скоростной системе безотрывного письма с использованием шариковой ручки у ребенка уже через 20 минут письма наблюдаются все признаки стенокардии. Механизм письма построен на режиме постоянного нарастающего напряжения – у ребенка от напряжения синеют пальцы, происходит аномальная задержка дыхания, ангармоничное закрепощение основных ритмов сердечной деятельности. При овладении письмом с помощью перьевой ручки можно писать только в импульсно-нажимном режиме. Напряжение, расслабление, напряжение, расслабление, то есть в гармоническом синусоидальном режиме. Режиме, в котором работает человеческое сердце. А когда заканчиваются чернила, а это происходит довольно часто, необходимо дополнительно сделать движение и окунуть перо ручки в чернильницу, что опять же обеспечивает механизм расслабления руки, а значит, и всего организма.
Про то, какое благоприятное воздействие на развитие детей оказывает хоровое пение, можете ознакомиться в работе Пчелиной Л.С. «Нытвенское чудо».
Смена типа деятельности — с умственной на физическую – лучший отдых. Или вы предлагаете детям учиться и без перемен, чтобы дать ребёнку доработать до естественного завершения периода активности?
В работах Базарного не встречал технику «освоения чтения — цельными словами, а не слогами». Для представления, попробуйте прочитать про методики Домана, Зайцева.
Проблемы смешанных классов описывает огромное количество авторов. С практическими результатами применения раздельно-параллельного обучения мальчиков и девочек можно ознакомиться в сборнике «ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДОРОВОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ. Материалы Всероссийского форума с международным участием. Часть III». Не поленитесь почитать, возможно, на многие свои вопросы получите ответы.
тебе бы сказочному магу и волшебнику Ленина почитать