В предыдущих статьях https://informacenter.ru/2016/09/japan/ , https://informacenter.ru/2016/09/japan-2/ , https://informacenter.ru/2016/10/japan-3/ , https://informacenter.ru/2016/11/japan-4/ мы начали рассматривать документ «Внутренняя граница. Цели Японии в XXI веке», теперь мы заканчиваем его рассмотрение. В заключительной статье мы оценим проект глобализации по-японски. Это актуально для тех, кто думает о будущем России.
Как видно из предыдущих статей, проблемы, с которыми сталкивается Япония при её в общем-то благополучном экономическом и общекультурном положении, — те же самые, с которыми сталкиваются и другие страны — как экономически благополучные, так и переживающие культурно-экономические кризисы разного рода. Каждый из таких национально-региональных кризисов — составная часть глобального биосферно-социального кризиса, порождённого Западной региональной цивилизацией, принципы цивилизационного строительства которой всякий, кому не лень и не боязно подумать по совести, может понять из Библии.
Если судить о руководстве Японии на основании рассматриваемого документа «Цели Японии», то оно более состоятельно в качестве руководства государства, нежели руководство подавляющего большинства других стран, включая США, Германию, Францию, Великобританию, Израиль, Швейцарию, Россию, (Китай в этом списке не упомянут, поскольку у него явно имеется свой проект глобализации, и это особая тема для рассмотрения).
Руководство Японии более состоятельно потому, что:
- назвало проблемы их именами и охарактеризовало каждую из них публично и по существу во взаимосвязи с другими проблемами;
- оно предприняло попытку заглянуть в будущее;
- оно высказало публично своё определённое мнение о том, что и в каком направлении надо изменить в людях, в культуре общества, и в частности, — в государственности Японии для того, чтобы будущее (как комбинация неизбежной и вариативной составляющей) не стало бы для Японии и остального мира бедственным;
- оно заявило, что у него «нет необходимости спешить, чтобы достигнуть всего за одно поколение», что для него главное — «продвигаться в правильно избранном направлении».
С учётом других известных фактов из истории Японии второй половины ХХ века, отмеченное выше по существу означает, что Японское государство уже на протяжении нескольких десятилетий управляется по схеме «предиктор-корректор».
Заметки на полях
«Predictor» по-английски означает «предсказатель». «Предиктор-корректор» — название одного из методов последовательных приближений вычислительной математики, в котором решение задачи на первом шаге прогнозируется; на втором проверяется на соответствие заданному критерию точности решения задачи; если прогнозное решение соответствует критерию точности, то оно принимается в качестве решения задачи; если не соответствует, то прогноз уточняется и цикл повторяется до получения решения, удовлетворяющего критерию точности. В Достаточно общей теории управления название этого метода вычислительной математики было перенесено на название одной из схем организации управления, аналогичной этому методу вычислительной математики по реализуемой в этой схеме алгоритмике управления.
Схема управления «предиктор-корректор» характеризуется тем, что в ней управляющее воздействие строится не только на основе фактического состояния управляемого объекта, окружающей его среды и их прошлого, но прежде всего — на основе прогностической информации о возможном будущем управляемого объекта и среды, непрестанно вырабатываемой в процессе управления. Благодаря этому адекватно организованное управление по схеме «предиктор-корректор» носит упреждающий по отношению к неблагоприятным воздействиям характер, наиболее эффективно использует доступные ресурсы и на этой основе обеспечивает наивысшее возможное качество управления в сопоставлении с другими схемами управления, в которых управляющее воздействие вырабатывается без осуществления прогностики в процессе управления.
Преимущества схемы управления «предиктор-корректор» проистекают из того, что многие проблемы проще предотвратить, нежели их разрешить, когда они созреют, и компенсировать последствия их неблагоприятного воздействия.
В схеме предиктор-корректор коррекция методов прогностики, результатов прогностики и управляющего воздействия также осуществляется в процессе управления по мере необходимости.
При этом надо обратить внимание, что для Японии управление по схеме предиктор-корректор — не результат действия политической воли людей, действующей на основе достижений социологической науки Японии:
Для психики человека организация управления по схеме предиктор-корректор — естественна, поскольку именно она обусловлена генетической программой развития организма (тела и биополя-духа) и психики личности. И потому вопрос только в том:
- на уровне общества в целом: Есть ли в культуре общества какие-либо подавляющие факторы, которые блокируют эту схему по отношению к той или иной сфере деятельности?
- на уровне личности: Насколько личность смогла избежать действия подавляющих факторов культуры и каков круг её интересов? Иными словами: В каких областях интересов конкретной личности подавляющие факторы культуры не заблокировали её способность к управлению делами по схеме предиктор-корректор?
Специфика культуры Японии такова, что главный подавляющий фактор, блокирующих способность личности к управлению делами по схеме предиктор корректор по отношению к проблемам общественной в целом значимости, — толпо-«элитаризм». В соответствии с принципами построения толпо-«элитарной» культуры:
- Есть круг проблем, которые — вне зависимости от личностных качеств и способностей конкретного человека — могут быть в его компетенции, если он занимает определённое положение в социальной иерархии.
- И есть проблемы, которые — вне зависимости от личностных качеств и способностей конкретного человека — не могут быть отнесены к его компетенции, если он не занимает определённого положения в обществе; а в ряде случаев толпо-«элитаризм» наказывает (вплоть до смертной казни или убийства) тех, кто вопреки приданному им социальному статусу взялся за решение проблем и даже смог их решить.
Япония на протяжении веков жила в такой культуре, когда вопросы общегосударственной политики были в праве обсуждать (причём только в своём кругу) и заниматься ею только представители высшей социальной «элиты». Как можно понять из истории ХХ века и характеристики современного японского общества в документе «Цели Японии в XXI веке», хотя со второй половины ХХ века в Японии демократические институты в действии, но психология общества осталась прежней: те, кто не занимает определённого социального положения, и те, кому не поручено исследовать и доложить начальству о положение дел и тенденциях в той или иной сфере жизни общества, — о политике общественной в целом значимости не задумываются; а если и задумываются, то не высказываются публично.
Но поскольку кроме исторически сложившегося толпо-«элитаризма» других подавляющих факторов в культуре Японии нет, то её правящая «элита» — под давлением потока обстоятельств (А бог разговаривает с людьми на Языке Жизни) — смогла проявить концептуальную властность, произвести документ «Цели Японии в XXI веке», огласить его обществу и начать строить стратегию политики в соответствии с ним.
В отличие от Японии в государствах региональной цивилизации Запада, кроме толпо-«элитаризма», есть ещё один подавляющий человека фактор, целенаправленно извращающий личностное развитие большинства людей:
Это Библия, тексты которой многократно налагают психологические запреты на проявление интереса к будущему и, как следствие, — запреты на прожектирование будущего, отличного от запрограммированного библейским проектом порабощения человечества.
Эти библейские и традиционно-церковные запреты направлены не столько на пресечение злоупотреблений магией, сколько охраняют монополию определённой корпорации на магию и управление глобальной политикой в соответствии с библейским проектом порабощения всех. При таком подходе библейцев к жизни прямая поддержка Свыше человека при действии его в русле Божиего Промысла вопреки обстоятельствам и противодействию противников Промысла (включая библейцев) — тоже греховная магия.
И в каждом веке пугало Апокалипсиса (Откровение Иоанну — последняя книга Нового Завета) парализует мысли и волю миллионов из числа тех, кому нравственно чужда антинародная библейская политика, и кто мог бы выработать ей альтернативу, но не решается отвергнуть Библию, исторически сложившиеся (под чьей опёкой?) традиции толкования Библии как таковой и традиции толкования жизни на её основе и обратиться к Богу по совести как к Личности, обладающей Разумом и Волей, с Которой можно и дóлжно (для того, чтобы стать человеком — наместником Божиим на Земле), вести диалог по жизни.
Под воздействием Библии возникла и явная дурковатость политики Великобритании, а потом и США как «локомотивов» библейского проекта в разные эпохи.
Отсюда же проистекает и наполеоновское, повторённое В.И.Лениным: ««On s’engage et puis… on voit». В вольном русском переводе это значит: «Сначала надо ввязаться в серьёзный бой, а там уже видно будет»» (В.И.Ленин «О нашей революции» (по поводу записок Н.Суханова) — ПСС, изд. 5, т. 45, стр. 378 — 382, — написана 16, 17 января 1923 г. и опубликована в “Правде” № 117 30.05.1923 г.).
Отсюда же в России и массовое неумение «прожектировать» и воплощать «прожекты» в жизнь, что и привело во второй половине XIX века к обретению словами «прожект», «прожектёр» ироничного значения вследствие действия принципа самооправдания «зелен виноград», известного издревле из басен.
Отсюда же и народная поговорка «загад не бывает богат». Если «загад» вопреки Промыслу, то это — понятно. Но если «загад» благой, то причина его неуспеха — только в его собственном неумении и нежелании учиться воплощать «загаданное» в жизнь.
По названным причинам современная российская «элита» (и прежде всего, — «гуманитарная») не только не способна на протяжении последних 15 лет высказать адекватную обстоятельствам и перспективам «национальную идею» России, которая могла бы быть воплощена в политику государства; она вряд ли даже способна понять смысл, глобально-политическое значение и «технологию производства» таких документов, как переведённый и опубликованный на русском языке японский документ «Цели Японии в XXI веке. Внутренняя граница: развитие личности и лучшее управление в новом тысячелетии», чтобы начать действовать хотя бы «по прототипу» подобно двоечнику, списывающему у более успевающего ученика.
Однако и названный японский документ ниже требований времени.
Его принципиальный порок состоит в том, что развитие личности характеризуется в нём не по сути, а по неким оболочкам, в которых качество личностного развития выражается. Понятно, что если высказанное нами утверждение о выражении чего-то, что осталось в умолчаниях документа «Цели Японии в XXI веке» справедливо, то в одних и тех же оболочках в ряде случаев может представать разная взаимоисключающая друг друга суть.
Типы строя психики
Поэтому, если вспомнить общешкольный курс биологии, известный всем, и заглянуть в собственную психику, то можно утверждать, что информационно-алгоритмическое обеспечение поведения человека включает в себя:
1) врождённые инстинкты и безусловные рефлексы (как внутриклеточного и клеточного уровня, так и уровня видов тканей, органов, систем и организма в целом), а также и их оболочки, развитые в культуре;
2) традиции культуры, стоящие над инстинктами;
3) собственное ограниченное чувствами и памятью разумение;
4) «интуицию вообще» — то, что всплывает из бессознательных уровней психики индивида, приходит к нему из коллективной психики, является порождением наваждений извне и одержимости в инквизиторском понимании этого термина;
5) водительство Божье в русле Промысла, осуществляемое на основе всего предыдущего, за исключением наваждений и одержимости как прямых вторжений извне в чужую психику вопреки желанию и осознанной воле её обладателя.
В психике всякого индивида есть возможное или действительное место всему этому. Но есть и то, что выделяет человечество из биосферы планеты, однако на это биология, психология и социология внимания не обращают, и об этом не пишется ни в школьных, ни в вузовских учебниках. Суть этого умолчания состоит в следующем:
Всякая особь биологического вида «Человек разумный» может быть носителем одного из четырёх более или менее устойчивых в течение взрослой жизни типов строя психики:
- Животный тип строя психики — когда всё поведение особи подчинено инстинктам и удовлетворению инстинктивных потребностей, не взирая на обстоятельства. В животном типе психике можно выделить одну социально значимую модификацию: скотский тип строя психики. Его специфичность можно понять из пословицы «волка ноги кормят» и из житейского наблюдения — «а скотину хозяин кормит». Без хозяина скотина, будучи предоставлена сама себе и обстоятельствам, большей частью погибает, меньшей частью дичает и возвращается к адекватной для жизни самостоятельной жизни в биоценозах организации психики, после чего её тоже начинают «кормить ноги». Но и при хозяине, поскольку в скотском типе всё подчинено инстинктам, то он ориентирован на получение максимума физиологических удовольствий при минимуме работы. Поэтому, когда на скотский тип строя психики накладываются притязания на права человека, то получается весьма агрессивно-паразитический антисоциальный тип — ему все и всё должны, а он никому и ничем не обязан и ничего не должен. Но если его предоставить самому себе и обстоятельствам, то в них он являет свою полную недееспособность и либо погибает, либо (хотя бы на некоторое время — до нового изменения обстоятельств) перестаёт быть скотом.
- Строй психики биоробота, «зомби» — когда в основе поведения лежат культурно обусловленные автоматизмы, а внутренний психологический конфликт «инстинкты — культурно обусловленные автоматизмы» в поведенческих ситуациях в большинстве случаев разрешается в пользу культурно обусловленных автоматизмов. Но если изменяющиеся общественно-исторические обстоятельства требуют отказаться от традиционных в той или иной культуре норм поведения и выработать новые, то «зомби» отдаёт предпочтение сложившейся традиции и отказывается от возможности творчества.
- Демонический строй психики характеризуется тем, что его носители способны к творчеству и волевым порядком могут переступить и через диктат инстинктов, и через исторически сложившиеся нормы культуры, вырабатывая новые способы поведения и разрешения проблем, возникающих в их личной жизни и в жизни обществ. Будет ли это добром или злом в житейском понимании этих явлений окружающим — зависит от их реальной нравственности. Обретая ту или иную власть в обществе, демонизм требует безоговорочного служения себе, порождая самые жестокие и изощрённые формы подавления окружающих. Один из наиболее изощрённых вариантов проявления принуждения окружающих к добродетельности, в качестве образца поведения привёл Ф.М.Достоевский в «Селе Степанчиково и его обитателях» (Фома).
- Человечный строй психики характеризуется тем, что каждый его носитель осознаёт миссию человека — быть наместником Божиим на Земле. Соответственно этому обстоятельству он выстраивает свои личностные взаимоотношения с Богом по Жизни и осмысленно, волевым порядком искренне способствует осуществлению Божиего Промысла так, как это чувствует и понимает. Обратные связи (в смысле указания на его ошибки) замыкаются Свыше тем, что человек оказывается в тех или иных обстоятельствах, соответствующих смыслу его молитв и намерений. Иными словами Бог говорит с людьми языком жизненных обстоятельств. Для человечного строя психики нормальна — неформальная, внедогматическая и внеритуальная вера Богу по жизни и действие в русле Промысла Божиего по своей доброй воле, т.е. для человека нормально язычество в Единобожии. Доказательства Своего бытия Бог даёт всем и каждому в диалоге с ним персонально. Т.е. бытие Бога — не вопрос веры в то, что Бог есть либо в то, что Бога нет; это вопрос нравственно обусловленного осмысления своей личной религиозной практики и знание, практически подтверждаемое в повседневности жизни в диалоге с Богом. Ещё один тип строя психики люди породили сами.
- Опущенный в противоестественность строй психики — когда субъект, принадлежащий к биологическому виду «Человек разумный», одурманивает себя разными психотропными веществами: алкоголем, табаком и более тяжёлыми наркотиками наших дней. Это ведёт к противоестественному искажению характера физиологии организма как в аспекте обмена веществ, так и в аспекте физиологии биопóля, что имеет следствием множественные и разнообразные нарушения психической деятельности во всех её аспектах (начиная от работы органов чувств и кончая интеллектом и волепроявлением), характерных для типов строя психики животного, зомби, демонического (носители человечного типа строя психики не одурманивают себя). Так человекообразный субъект становится носителем организации психики, которой нет естественного места в биосфере, и по качеству своего не отвечающего складывающимся обстоятельствам поведения оказывается худшим из животных, тем более (если он носитель скотского типа психики и преисполнен самомнения о том, что он — человек, и возможно — выдающийся). И за это нарушение им самим предопределённого для него статуса в биосфере Земли он неотвратимо получает воздаяние по Жизни. При этом, если у субъекта возникает зависимость от дурманов, то он обретает стойкое искажение своего биополя. И соответственно, по параметрам своего духа он перестаёт принадлежать к биологическому виду «Человек разумный». Кроме того большинство дурманов являются генетическими ядами, т.е. они нарушают работу хромосомного аппарата и разрушают хромосомные структуры тех, кто их принимает в свои организмы. Дефективные хромосомные структуры передаются потомству, что так или иначе подрывает их здоровье, потенциал личностного развития и творчества. Это тем более имеет место, если зачатие происходит до того, как системы восстановления хромосомных структур, действующие в организме, успевают исправить повреждения. Но если генетические яды поступают в организм слишком часто и в таких количествах, что системы восстановления хромосомных структур организма не успевают исправлять все повреждения, то потомство просто обречено на вырождение. Именно эти обстоятельства и позволяют назвать этот тип строя психики, — порождённый самими людьми и воспроизводимый культурой общества, — опущенным в противоестественность.
Тип строя психики изначально обусловлен воспитанием, т.е. недостижение личностью к началу юности человечного типа строя психики — результат порочности культуры общества и неправедного воспитания со стороны родителей. Поэтому будучи взрослым и осознавая этот факт, индивид способен перейти от любого типа строя психики к человечному — основе для дальнейшего личностного и общественного развития; индивид способен осознавать при каком типе строя психики он действовал в тех или иных обстоятельствах в прошлом, при каком типе строя психики пребывает в текущий момент времени; индивид способен предпринимать целенаправленные действия для того, чтобы перейти к необратимо человечному типу строя психики и Бог поможет ему в такого рода усилиях.
В зависимости от статистики распределения людей по типам строя психики общество порождает и свою социальную организацию, развивает свою культуру, либо способствуя консервации достигнутого состояния и рецидивам попыток рабовладения, либо способствуя тому, чтобы человечный строй психики был признан нормой и гарантированно воспроизводился культурой при смене поколений в качестве основы для дальнейшего личностного и общественного развития народов и человечества в целом. Всё это, относящееся к психологии человека, необходимо было высказать для понимания ошибок рассматриваемого документа «Цели Японии в XXI веке». Начиная с эпохи Мейдзи, научная и организационно-техническая субкультура Японии характеризуется:
- с одной стороны — минимумом собственных фундаментальных исследований и пионерских разработок,
- и с другой стороны, — массовым заимствованием, интерпретацией и внедрением достижений фундаментальных исследований и пионерских разработок, совершённых за пределами Японии, во все сферы жизни японского общества и в продукцию, экспортируемую за рубежи Японии.
Знание о возможности различия людей по типам строя психики, о причинах этих различий не были осознаны в японской культуре самостоятельно, но они также не присущи и традиционным школам психологической науки библейской и буддистской культур. До 1997 г., пока эти знания не появились в Русской цивилизации в материалах Русской концепции глобализации, их неоткуда было заимствовать в готовом к употреблению виде.
О типах строя психики в суфизме
Единственное указание на факт осознания такого различия людей по типам строя психики, выраженного однако не в научной терминологии, а иносказательно образно, мы нашли только у суфиев — мистического течения в исламе.
Идрис Шах в книге «Суфизм» (М.: «Клышников, Комаров и КО», 1994, стр. 184) приводит высказывание суфия Аль-Газали (1058 — 1111 гг.):
«Смесь свиньи, собаки, дьявола и святого — это не подходящая основа для ума, пытающегося обрести глубокое понимание, которое с помощью такой смеси обрести будет невозможно».
Как видите, Аль-Газали соотнёс черты психики изрядной доли особей вида «Человек Разумный» по существу с теми же категориями, что и мы, хотя и назвал их другими именами. Свинья — в его высказывании олицетворяет животный строй психики, полностью подчиненный инстинктам. Собака, хотя и животное, но одно из тех, что хорошо поддаются дрессировке, иными словами, — целесообразному программированию поведения, и олицетворяет собой строй психики биоробота, автоматически служащего своим хозяевам, на основе отработки в ситуациях-раздражителях заложенных в него алгоритмов поведения и исполнения прямых команд, отданных хозяином. Дьявол — первоиерарх среди некоторой части демонов, соответствует демоническому строю психики вообще. Святой — соответствует нормальному человечному строю психики, поскольку согласно Корану предназначение Человека (вида и каждой личности) — быть наместником Божьим на Земле (Коранические суры: 2:28, 27:63, 35:37).
И именно с позиций признания этой объективной данности можно сказать, что общественный прогресс, иными словами, общественное развитие выражается в вытеснении в обществе одних типов строя психики другими. Соответственно этому человечество может продвигаться:
- в направлении скотства при статистическом преобладании животного строя психики, когда человекообразных цивилизованных обезьян будут пасти биороботы, запрограммированные культурой, при господстве над теми и другими демонических личностей;
- в направлении биороботизации, когда скотство будет беспощадно подавляться, а над массой биороботов будут, как и в первом варианте господствовать демонические личности;
- в направлении человечности, в которой скотство, биороботизация и демонизм будут поставлены в состояние невозможности их осуществления.
Соответственно глобальная политика — это деятельность в продвижении человечества к одной из этих взаимоисключающих друг друга «окончательных целей», вне зависимости от того, осуществляется эта деятельность под водительством животных инстинктов и их культурных оболочек; под водительством запрограммированности культурой; под давлением одержимости демонических личностей другими иерархически более высокими и сильными демонами; либо исходит из Любви по свободной воле разумного человека, не глухого к Языку Жизни, в котором каждое событие несёт Свыше адресованный человеку объективный смысл, который человек способен понять субъективно как в меру свойственной ему правед- ности, так и в меру свойственной ему порочности. То есть человек способен выявить двойственный смысл, после чего может по своему субъективному произволу определить, какой из них ближе к объективному Добру, а какой — к объективному Злу, и вести себя соответственно тому или другому.
Выводы
Поскольку авторы документа «Цели Японии в XXI веке» не дошли до знаний о типах строя психики своим умом, а японская социология этих знаний сама не выработала, то авторы документа, работая на основе японской модификации образования европейского типа, социологических и экономических теорий, выработанных наукой Запада в последние два столетия, не могли выйти за ограничения, налагаемые библейской культурой, хотя Япония — страна не библейская по своей психической подоплёке.
Если осознавая сказанное выше о типах строя психики и общественном прогрессе как о продвижении всего человечества к культуре, в которой человечный тип строя психики будет признаваться единственно нормальным для всех людей, начиная с юности; и в которой его будут достигать в подростковом возрасте в своём личностном развитии большинство детей, то можно увидеть принципиальный порок, оставшийся в умолчаниях в «Целях Японии в XXI веке».
В этом документе есть такие слова:
«… необходимый тип индивидуума — прежде всего, такой, который творит легко и открыто, внутренне дисциплинированный, уверенный в себе, опирающийся на себя».
Поскольку о Боге и о понимании Его Промысла авторами документа «Цели Японии в XXI веке» не сказано ни слова, то в его контексте приведённая выше характеристика индивидуума представляет собой характеристику носителя демонического типа строя психики. Так как в «Целях Японии в XXI веке» речь идёт о том, что люди должны быть не только творчески развиты, но и коммуникабельны, чтобы свободно взаимодействовать друг с другом в общих делах, проявляя уважение к профессионализму (высочайшему мастерству) других, то это подразумевает переход от нынешней культуры, в которой количественно преобладает тип строя психики зомби, к культуре, которая должна производить в большинстве своём носителей корпоративно-демонического типа строя психики.
Кроме того, в «Целях Японии в XXI веке» сказано прямо:
«Мы должны ожидать от политических деятелей демонстрации концептуальной власти и силы убеждения, а также способности участвовать в международном диалоге. Они должны быть способны рассмотреть множество вариантов политики и выяснить, который из них действительно возможен; а после этого взяться с энтузиазмом за его реализацию. Они должны также иметь талант коммуникатора, который может задевать за живое своими словами, наряду со способностью строить отношения доверия с иностранными лидерами. Естественно, они должны также обладать стойкостью, этичностью и чувством ответственности, как и положено людям, занимающимся общественной деятельностью».
Т.е. японские политики в будущем, — коммуникабельные и убедительные, по крайней мере формально этически безупречные, носители корпоративно-демонического типа строя психики — должны стать вождями глобализации, а Япония в целом должна подавать положительный пример другим народам во всех сферах общественной жизни и стать учителем для всего человечества.
Другие части:
Перспективы Японии в XXI веке: специфика Японии и её культуры…
https://informacenter.ru/2016/09/japan/
Перспективы Японии (часть 2): Внутренняя граница. Цели Японии в XXI веке
https://informacenter.ru/2016/09/japan-2/
Перспективы Японии (часть 3): Внутренняя граница. Цели Японии в XXI веке
https://informacenter.ru/2016/10/japan-3/
Перспективы Японии (часть 4): Внутренняя граница. Цели Японии в XXI веке
https://informacenter.ru/2016/11/japan-4/
Перспективы Японии (часть 5): Внутренняя граница. Цели Японии в XXI веке
https://informacenter.ru/2016/11/japan-5/
Комментарии: