Стремительный рост процессов глобализации в настоящее время сопровождается всё большим влиянием экономических факторов на систему международных отношений. Экономическая составляющая современной дипломатии в значительной степени определяет динамику международных отношений, а также темпы и направление развития большинства государств мира.
Одним из процессов, развернувшихся в Европе в середине XX века после Второй мировой войны, была экономическая помощь США странам Европы, запущенная в 1947 году американским государственным секретарем Джорджем К. Маршаллом (вcтупила в действие 3 апреля 1948 года), а потому получившая название План Маршалла.
Эта «помощь», как и многие акты управления, преследовала множество целей. Потому План Маршалла — комплексный процесс, который мы и рассмотрим в этой статье, продолжающей материал об этой «экономической помощи».
В первой части (https://informacenter.ru/2016/04/plan-marshall-01/) мы рассмотрели эволюцию внешнеполитических доктрин США, указав, что в них отражается несколько составляющих:
- колониальные интересы американских «элит», изначально заряженных на внешнюю экспансию, вследствие приверженности буржуазному либерализму, как идеологии, сменившей в библейском проекте феодализм,
- интересы глобальных заправил библейского проекта, решающих посредством США задачу управления глобализацией и объединения человечества под одной из идеологических оболочек библейского проекта,
- противодействие «элит» США распространению марксизма, созданного с целью обуздания гонки потребления, как новой оболочки библейского проекта, обеспечивающим контроль за потреблением и распределением, после выхода буржуазного либерализма из под контроля глобальных заправил на широкий путь перемалывания ресурсов планеты.
План Маршалла выражает первую и вторую из этих составляющих в наибольшей степени, хотя в процессах, им инициированных присутствует и третья составляющая.
У истоков «плана американской помощи»
«Доктрина Трумэна», провозглашённая в послании президента США конгрессу от 12 марта 1947 года, сразу же приобрела весьма дурную славу. Официально возвещённая в ней цель — «обуздание коммунизма», выражающая как раз третью составляющую, — затрудняла дело обмана масс даже самым преданным оруженосцам американского империализма из лагеря правых социалистов.
Внешняя политика правительства Трумэна отражала интересы крупного капитала.
Предоставляя Греции 300 млн. долларов и Турции 100 млн. долларов, правящие круги США вовсе не думали об оказании действительной помощи этим двум недостаточно развитым в экономическом отношении странам. Речь шла о том, чтобы помочь монархофашистским правящим кругам Греции подавить демократические силы страны, которые с оружием в руках боролись за свободу своего народа, а турецкой реакции — укрепить свои позиции в стране.
Американская «помощь» была предоставлена обоим государствам в основном в виде вооружения. Одновременно Греция и Турция превращались в военно-стратегические плацдармы США, расположенные вдоль южных границ СССР и стран народной демократии Юго-Восточной Европы.
Видный американский обозреватель У. Липпман так писал о «доктрине Трумэна»:
Мы выбрали Грецию и Турцию не потому, что они особенно нуждаются в помощи, и не потому, что они являются блестящими образцами демократии, но потому, что они представляют собой стратегические ворота, ведущие в Черное море и к сердцу Советского Союза».
«Доктрина Трумэна» была рассчитана и на то, чтобы использовать Грецию и Турцию для наступления на нефтяные источники Ближнего Востока, где господствовал английский капитал. Американский журнал «Тайм» писал, что, когда Трумэн говорил о Греции и Турции, «все шептались об океане нефти южнее этих стран».
Провозглашение «доктрины Трумэна» свидетельствовало о стремлении США к дальнейшему обострению международной обстановки и усилению политики «холодной войны» против СССР и стран народной демократии.
Планировщикам внешней политики Вашингтона стало ясно, что необходимо найти и другого, более подходящего конька. В качестве такой приманки была взята идея «всемирного восстановления», идея американской «помощи» в деле восстановления пострадавших от войны европейских стран. Акценты смещались на решение задач экономической интеграции.
Расчёт был прост. Дельцы из государственного департамента, терпя одну неудачу за другой, решили поэксплуатировать в своих целях жажду хозяйственного восстановления и мирного труда, которая, естественно, наблюдалась в послевоенный период в странах Европы. Это была одна из самых бессовестных спекуляций в истории империалистической дипломатии.
Лозунги «экономического восстановления» и якобы «бескорыстной американской помощи» были выброшены государственным департаментом европейским правым социалистам наподобие того, как собаке бросают кость. Отдельные псведосоциалисты вроде Бевина, Блюма, Спаака, Шумахера и других тотчас же принялись с превеликим усердием грызть эту кость, используя лживые американские посулы для обмана масс.
Провозглашение «доктрины Трумэна» свидетельствовало о стремлении США к дальнейшему обострению международной обстановки и усилению политики «холодной войны» против СССР и стран народной демократии.
Но в общем большом плане «холодной войны» «доктрина Трумэна» представляла лишь предварительную, подготовительную операцию. Основным полем действий в этой войне Вашингтон в то время считал Западную Европу.
От доктрины Трумэна к Плану Маршалла
В условиях, когда правящим кругам США не удалось скрыть подлинную сущность «доктрины Трумэна», они выступили с новой, более замаскированной программой осуществления своих экспансионистских планов. Такой программой стал план Маршалла. Этот план был назван по имени его автора — генерала Д. Маршалла, занявшего в январе 1947 года пост государственного секретаря США.
В Америке и в ряде стран Европы План Маршалла занял необычайное место на авансцене политической жизни, заслоняя собой самые животрепещущие вопросы. Вокруг него бурно кипят страсти, создаются легенды, разрастается та особая шумиха, которая в странах «западной демократии» призвана породить видимость участия народа в решении важнейших государственных вопросов, между тем как в действительности дела вершатся за его спиной, вопреки его воле и против его жизненных интересов.
Чтобы выяснить подлинное существо «плана Маршалла», надо обратиться к фактам действительности. Но сначала поясним, каковы были цели данного плана.
Цели «плана Маршалла» заключаются в экономическом и политическом подчинении западноевропейских стран американским монополиям, в отказе этих стран от своего суверенитета и независимости в угоду магнатам американского капитала.
В экономическом отношении План Маршалла означает:
- американский контроль над промышленностью, внешней торговлей, валютно-финансовой системой стран Западной Европы;
- превращение этих стран в рынок сбыта американских товаров и в поставщиков дефицитного сырья для Соединённых Штатов;
- свёртывание в связи с этим важнейших отраслей промышленности в Западной Европе и рост безработицы;
- дальнейшее ухудшение крайне тяжёлого положения трудящихся.
В политическом отношении План Маршалла означает:
- раскол и расчленение Европы и создание под американским верховенством военно-политического блока западноевропейских государств, направленного против Советского Союза и стран народной демократии (НАТО —1949 год),
- превращение западной части Европы в военно-стратегический плацдарм американской агрессии;
- раскол и расчленение Германии и превращение её западной части в основной военно-промышленный арсенал и военную базу для империалистических авантюр американских монополий;
- навязывание европейским странам под видом «американского образа мышления» чуждых им форм политической жизни, означающих бесконтрольное хозяйничанье монополий, всевластие крупного капитала;
- преследование всех прогрессивных элементов под прикрытием заимствованной у гитлеровцев дымовой завесы антикоммунизма.
Всё вместе это означало попытку фактического уничтожения национальной независимости и суверенитета маршаллизированных стран.
Заметки на полях
По итогам Второй мировой войны главным выгодополучателем оказались США. Поскольку Сталин свернул проект перманентной революции еще в конце 30-ых, а Гитлер не справился со своими задачами объединения западного мира, то эту задачу «заправилы» Запада возложили на США, а для её решения — снабдили всеми необходимыми ресурсами. Своими ленд-лизами и прочей «бескорыстной» помощью воюющим странам США получили широкие возможности для экономической экспансии, а проще — обобрали всех, кого могли, включая ближайших союзников. Так, к 1944 году англичане и австралийцы практически полностью исчерпали свои золотые резервы, расплачиваясь с американцами. А заокеанские «друзья», напротив, за тот же период значительно увеличили свои закрома. Если в 1938 году американский золотой запас составлял 13 000 тонн, то в 1945-м — 17 700, то есть примерно 60% мирового. Помимо этого, за годы войны в США было построено 2800 новых заводов, количество предприятий с численностью работающих свыше 10 000 человек выросло в семь раз.
Технологические преимущества и более высокая производительность труда, огромные прибыли корпораций и государства дали возможность США финансировать новые капиталовложения как внутри страны, так и за её пределами.
Механика закабаления Западной Европы Уолл-стритом
Маршалл изложил публично основные моменты этого плана в своей речи 5 июня 1947 года в Гарвардском университете. Этот план преследовал далеко идущие экономические, политические и военно-стратегические цели. Западная Европа служила не только прямо, но и косвенно важнейшим рынком для американского капитала.
Экспорт продовольствия и сырья в Европу из Латинской Америки, Канады и других стран увеличивает покупательную способность, а следовательно, и значение этих стран, как рынка для товаров США. В 1947 году экспорт США превысил импорт примерно в 2,5 раза, а экспорт США в Европу превысил импорт из Европы в 7 раз. Такой ненормальный баланс в американской торговле с Европой неизбежно должен был в дальнейшем оказывать пагубное воздействие на всё состояние внешней торговли США.
Принимая во внимание обострившуюся борьбу двух систем в результате развёрнутой Соединенными Штатами и Великобританией политики «холодной войны» (о ней читайте и смотрите — https://informacenter.ru/2015/12/holod-voina/), в Вашингтоне считали, что стабилизация и усиление позиций монополий в Западной Европе выгодны для США экономически и необходимы политически. Между тем в первые послевоенные годы частный капитал США неохотно шёл за границу. Со времени окончания ленд-лиза с 1945 года до весны 1949 года правительство США предоставило иностранным государствам в виде займов и субсидий около 20 млрд. долларов, а экспорт частного капитала из США составил за это время лишь около 1,5 млрд. долларов. А главное, в Вашингтоне в это время, следуя в русле политики «решения русского вопроса», последним выразителем которой был Гитлер, готовили планы объединения капиталистической Европы против СССР.
Составной частью нового внешнеполитического курса США была программа экономического возрождения разрушенной войной Европы. План Маршалла был одобрен на международной конференции в Париже (12.7 — 22.9.1947). СССР в конференции не участвовал, так как расценил этот план как нацеленный на экономическое закабаление Европы Америкой и оказал давление на восточноевропейские страны с тем, чтобы они отказались от участия в реализации плана Маршалла. Всего же План Маршалла подписали 16 западных стран.
План Маршалла начал осуществляться 3 апреля 1948 года, когда конгресс США принял «закон об экономическом сотрудничестве», предусматривавший 4-летнюю программу экономической помощи Европе. Общая сумма ассигнований по плану Маршалла (с апреля 1948 года по декабрь 1951 года) составила около 12,4 млрд. долларов, причём основная доля пришлась на Англию (2,8 млрд.), Францию (2,5 млрд.), Испанию (1,3 млрд.), Западную Германию (1,3 млрд.), Голландию (1 млрд.). Довольно примечательно, что и сохранявшая нейтралитет во время войны Швейцария также воспользовалась некоторыми возможностями, представляемыми планом Маршалла.
При этом американцы, в качестве предварительного условия предоставления помощи, потребовали выведения коммунистов из состава правительств стран, подписавших договор. К 1948 году ни в одном правительстве Западной Европы коммунистов не было. Позже План Маршалла был применён также к Японии и некоторым другим странам Восточной Азии (Корея, Тайвань).
Законом предусматривалось заключение двусторонних соглашений, по которым европейские страны-участницы плана обязывались обеспечить рост производства и финансовую стабильность, сотрудничать с другими странами в снижении торговых барьеров, поставлять США дефицитные материалы, представлять регулярные отчёты об использовании американской «помощи», сохранять и поощрять частные американские инвестиции. Страны-участницы плана Маршалла обязались создать специальные фонды в национальной валюте, распоряжение которыми контролировалось США. В полном соответствии с положениями «Вашингтонского консенсуса», который, однако, был сформулирован окончательно в 1970-х (о нём и об альтернативе ему читайте статью http://newyouthpolicy.org/ru/articles-ru/258-spb-consensus-rus). Всё это давало возможность США оказывать давление на эти страны.
Для осуществления плана Маршалла была создана Администрация экономического сотрудничества. Администратором был назначен крупный американский промышленник П. Гофман, его специальным представителем в Европе стал А. Гарриман. В страны-участницы (кроме Исландии и Швейцарии) были направлены специальные американские миссии, наделённые широкими правами контроля не только за использованием «помощи», но и в отношении экономическом развития этих стран в целом.
Помощь предоставлялась из федерального бюджета США в виде безвозмездных субсидий и займов. Закон предусматривал поставку в европейские страны в первую очередь излишков американских товаров (главным образом сельскохозяйственных излишков), причём определялось, что 25% всех поставок пшеницы должно быть в виде муки и что по крайней мере 50% всех перевозок должно осуществляться на американских судах. США использовали План Маршалла и для облегчения положения своей экономики, для широкого проникновения не только на рынки ряда европейских стран, но и их колоний. Администрация плана Маршалла гарантировала американским монополиям их заграничные капиталовложения, а также прибыли в размере до 175%. В случае экспроприации или конфискации капиталовложений американских компаний правительством страны-участницы предусматривалась соответствующая компенсация этим компаниям.
Ежегодное рассмотрение в конгрессе вопроса о новых ассигнованиях явилось средством оказания нажима на страны-участницы, которые всегда находились под угрозой сокращения и даже прекращения им помощи. Конгресс принял в 1951 году решение, согласно которому Национальный совет безопасности США получил право прекращать экономическую помощь государствам, осуществляющим поставки СССР и другим социалистическим странам, если эти поставки, по мнению Национального совета, «наносят ущерб американской безопасности».
Лежавшая в руинах Европа давала уникальный шанс применить весь этот потенциал для достижения глобального доминирования. И американцы им незамедлительно воспользовались.
Заметки на полях. Немного предыстории
В конце июня 1947 года по их инициативе в Париже было созвано совещание министров иностранных дел стран-победительниц. США предложили создать специальный комитет из представителей присутствующих держав, который бы занялся восстановлением Европы. Идея прекрасная. Если бы не два «но».
Первое: комитет получал самые широкие полномочия в отношении экономических ресурсов, промышленности и торговли европейских стран в ущерб их национальному суверенитету.
И второе — поскольку финансировали помощь США, то и диктовать условия в комитете собирались они. Как это сегодня происходит во всех созданных ими так называемых международных организациях типа МВФ и Всемирного банка.
Как только представители СССР заговорили о праве получателей «помощи» самостоятельно распоряжаться своей экономикой и о других подобных положениях, на которых Россия настаивает и сегодня, совещание зашло в тупик.
Но американцев это не остановило. 4 апреля 1948 года конгресс США принимает закон «Об экономическом сотрудничестве», предусматривавший четырёхлетнюю программу экономической помощи всем странам, кто примет американские условия.
План Маршалла преследовал триединую цель
Во-первых, уменьшить влияние СССР в Европе и мире. Выкорчевать, где это возможно, малейшие ростки социализма-коммунизма, заместив их своим влиянием, в том числе и военно-политическим.
Во-вторых, доллару, опиравшемуся на гигантские золотые запасы, была необходима активная экспансия. Этому способствовали такие условия предоставления помощи, как обязательное поощрение частных американских инвестиций, свободный доступ американских товаров, создание отделений американских банков, установление выгодного США курса валют. Кроме того, займы и безвозмездные ссуды выделялись Соединенными Штатами не целиком, а частями, по мере исполнения странами оговоренных условий.
В-третьих, реализация плана Маршалла давала возможность создания в Европе плацдарма для дальнейшего продвижения Западного библейского проекта по всему миру. И в первую очередь на восток.
Американская «помощь» по плану Маршалла предоставлялась в нескольких формах:
1. «Безвозвратные субсидии»
Это означало, что:
- американские товары или услуги предоставлялись без обязательства получающего правительства вернуть их стоимость Соединенным Штатам;
- продажа товаров внутри страны осуществлялась правительством получающей страны по указаниям и под контролем местного отделения американской администрации плана Маршалла;
- правительство не могло распоряжаться по своему усмотрению выручкой от продажи этих товаров и должно было класть её на специальный счет в центральном банке своей страны. Эти счета в местной валюте получили название «эквивалентных счетов»;
- 5% этих сумм являлись собственностью американского правительства и использовались для покрытия административных расходов миссий по плану Маршалла, строительства американских посольских зданий, на закупку американским правительством стратегического сырья и т. д.;
- 95% «эквивалентных счетов» формально являлись собственностью данного правительства и включались в государственный бюджет данной страны. Однако они могли быть истрачены только с согласия американской администрации «помощи». Американские империалисты широко использовали эти средства для предоставления субсидий филиалам американских монополий в странах-должниках или их колониях, национальным монополиям, связанным с военным производством, разведкой сырьевых ресурсов и т. д. С помощью «эквивалентных счетов» американские монополии ограничили самостоятельность стран Западной Европы в расходовании средств собственного бюджета. Как видно, «безвозвратные субсидии» позволяют США добиваться от получателей «помощи» больше существенных уступок, чем при обычных займах.
2. Кредиты
Часть «помощи» предоставлялась отнюдь не бесплатно, а в виде обычных кредитов, подлежащих возврату и с выплатой определённого процента. Если «безвозвратные субсидии» осуществлялись в виде товарных поставок непосредственно администрацией плана Маршалла, то кредиты предоставлялись через Экспортно-импортный банк США. Для этой цели последнему выделялись специальные средства сверх установленного лимита по обычным операциям. Кредиты предоставлялись лишь по разрешению Национального Совета по международным валютным и финансовым вопросам. Получить кредит страна могла, лишь приняв условия плана Маршалла в целом.
3. «Помощь за наличные»
Часть помощи выдавалась без передачи соответствующих сумм в местной валюте на «эквивалентный счет». Однако при этом получающая страна была обязана либо заплатить Соединенным Штатам за товары наличными в местной валюте, либо поставить взамен стратегическое сырье или другие товары по требованию американских представителей.
Такова техника расчётов по плану Маршалла. Но дело отнюдь не ограничивалось этими условиями. «Помощь» предоставлялась лишь после того, как правительства стран Западной Европы подписывали с США так называемые «двусторонние соглашения». Большинство таких соглашений было заключено летом 1948 года.
Предварительный вывод
Лучше всего его иллюстрирует мультфильм 1949 года — «Скорая помощь». Перед третьей частью данного материала и предлагаем нашим читателям его посмотреть:
«Скорая помощь» https://www.youtube.com/watch?v=NvmII2XjKM0
Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:
Вступайте в группу Вконтакте: http://vk.com/inance_ru,
Жмите «Нравится!» в группе Facebook: http://www.facebook.com/informacenter.ru
И делайте регулярные перепосты.
Предлагайте темы статей, которые Вы хотели бы увидеть на нашем сайте.
Станьте со-авторами — присылайте свои материалы для размещения на нашу почту inance@mail.ru.
Благодарим Вас за сотрудничество!
Комментарии: