С 2016 года вступают в силу изменения в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Согласно поправкам, розничные магазины обяжут установить на своих кассах программный модуль, с помощью которого данные о продаже алкоголя будут автоматически передаваться в ЕГАИС (единую государственную автоматизированную информационную систему).
В рамках этого закона установлены сроки подключения к системе ЕГАИС:
- с 1 января 2016 года обязаны подключиться предприятия, осуществляющие закупку, хранение и поставку алкоголя;
- с 1 июля 2016 года — предприятия, осуществляющие розничные продажи алкоголя в городских поселениях;
- с 1 июля 2017 года — предприятия, осуществляющие розничные продажи алкоголя в сельских поселениях.
На каждой бутылке с алкоголем появится двумерный штрихкод с подробной информацией о производителе, лицензии, дате розлива и другими характеристиками. Продажа каждой бутылки будет фиксироваться на кассе с помощью 2D-сканера. На чеке будет отображаться QR-код продукта. Таким образом, утверждают законодатели, с помощью мобильного телефона каждый покупатель сможет проверить законность и качество купленного алкоголя, то есть интернет-подключение каждой кассы к серверу Федеральной Службы по регулированию алкогольного рынка позволит отследить путь любой бутылки алкоголя, снабженной акцизной маркой. Аналогично будут отслеживаться и факты продажи поддельной продукции.
Планируемая реформа рынка алкогольной продукции направлена на урегулирование оптовой и розничной продажи, снижение алкоголизации населения и нелегального рынка спиртного, а также на борьбу с алкоголизацией подрастающего поколения.
В данной статье рассмотрим основные аспекты самой длительной и, вероятно, наиболее широкой антиалкогольной реформы и почему предприняты столь радикальные меры.
Итак, какие же меры предлагают законодатели по исправлению откровенно плачевной ситуации в рассматриваемой сфере и что предпринимает активное гражданское общество?
«Купцы, бояре и государев двор за свою корысть всегда норовили держать русского мужика за беспросветного пьяницу, бездельника и преступника. В некоторых местностях этой сказки стали придерживаться и сами мужики».
Иван Прыжов, «История кабаков в России в связи с историей русского народа».
На данный момент ситуация как алкогольном рынке, так и статистика алкоголизации общества диктуют вызовы в части изменения законодательства и позиции общества к потреблению алкоядов, в связи с этим всё больше возникает движений «За здоровый образ жизни».
Трезвый Новый Год
Движение трезвости всё больше и больше разрастается в нашей стране. Этого не видно в СМИ, так как инициатива сугубо народная, как и антиалкогольные бунты конца девятнадцатого века, например.
Конечно, активные молодые люди с подобной жизненной позицией не являются большинством в нашей стране, но если бы народные антиалкогольные инициативы находили отклик во властных структурах, отрезвить население России было бы совсем не сложно.
По всей стране молодёжь организует трезвые пробежки 1 января, сразу после официального праздника. На этих мероприятиях организуются конкурсы, игры, чаепития. Конечно, не у всех найдутся силы и желание для подобной активности, но встретить Новый Год трезво — под силу и почётно для каждого. Тем более, что традиция встречать этот праздник с литрами алкоголя, на самом деле, имеет совсем недолгую историю. Например, традиция встречать Новый Год с бокалом шампанского ведёт свою историю всего лишь с 1956 года (уже после госпереворота 1953 года https://informacenter.ru/2015/02/iuda/), когда фильм «Карнавальная ночь» закрепил этот вредный образ у абсолютного большинства советских граждан.
Россия традиционно была одной из самых трезвых стран мира. Меньше нас в Европе пила только Норвегия. Мы стояли на предпоследнем месте в мире по душевому потреблению алкоядов в течение трёх столетий с XVII до начала XX века. А до XVII века, чистый спирт на фабриках не производился.
График уровня потребления алкоядов в России в разные годы
С началом XX века душевое потребление алкоядов резко подскочило. Было меньше 3-х литров, а к 1914 году достигло неслыханного для так называемой пьяной царской России уровня в 3,4 литра (на сегодня эта цифра, по разным оценкам, составляет 12—14 литров, а совсем недавно эксперты говорили о 18 литрах).
В 1914 году в России накануне Первой мировой войны был принят «сухой закон». В результате производство и потребление алкоядов в России сократилось почти до нуля — меньше 0,2 литра на человека в год, то есть меньше стакана алкоядов на человека в год. И только в 1960 году Россия превысила среднемировой уровень потребления алкоядов для 1980 года на 4—5 литров.
И это традиция? Нет, традиции формируются много дольше чем за какие то 45 лет! Поэтому утверждение, что в России пьянство традиционно, в корне неверно. Можно лишь сказать, что это навязанная «традиция» русскому народу и всей нашей стране.
В силу ряда причин есть потребность «освежить» в памяти обстоятельства возникновение и развития в нашей стране такой пагубной тенденции как употребление алкоядов в больших объёмах.
Потребление алкоголя на Древней Руси
Пить в те далёкие и сложные времени было некогда… Скворцов, Соловьёв и Ключевский, Татищев и Костомаров, посвятив жизни вятичей и кривичей целые тома, не углядели в ней ни лубочной радости, ни бытовой лёгкости: тяжёлый труд, суровый климат, дань князьям и частые усобицы.
Но нет ни малейшего упоминания о ввозе на Русь вина или любых «веселящих» ядов. И вообще нет в хозяйственных документах Руси никаких упоминаний о производстве или потреблении спиртного. Русь была трезвой, чем есть много свидетельств (http://gifakt.ru/archives/index/trezvost-na-rusi-svidetelstva-inostrancev-16-17-veka/).
Жизнь труженика и воина мало совместима с дружескими посиделками и обильными возлияниями.
В дохристианскую эпоху на Руси потребление алкоядов имело место главным образом на пиршествах (народный и княжеский пиры, игрища, тризны).
В то время на Руси основным сырьём для производства алкоголя был мёд и поэтому традиционные хмельные напитки были слабоградусные: медовуха (причём есть версии, что это просто мёд разбавленный водой), пиво, брага, а с Х века и виноградное вино, а их приём сопровождался, как правило, обильной трапезой, что в совокупности сводило к минимуму ущерб здоровью от употребления алкоядов. С этих далёких времён сохранился знаменитый рефрен многих народных сказок:
И я там был. Мёд, пиво пил. По усам текло, а в рот не попало.
Общее заблуждение иностранцев — принимать радушные пиршества в честь гостя за повседневный обычай славян.
Христианская вера, в которую обратили русский народ, пить не запрещала, но, требовала умеренности в отношении хмельного.
Невинно вино, виновато пьянство (И. Христос).
И то есть мнения экспертов, что словом «вино» зачастую обозначают при переводе и свежий отжатый виноградный сок (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BD%D0%BE_%D0%B2_%D0%91%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%B8), вводя таким образом читателей в заблуждение и подталкивая к употреблению алкоядов.
Пословицы и поговорки русского народа ясно отражают отношению людей к потреблению алкоядов:
Работа денежку копит, хмель денежку топит».
Кто пьёт хмельное — тот говорит дурное.
Хмель шумит — ум молчит.
Кто в водке ищет силы — тот ходит по краю могилы.
Сколько мужья выпили водки — столько их жены и дети пролили слёз.
Без вина — одно горе, с вином — старое горе, да новых три.
Пей воду — вода не смутит ума.
Водку, вино, пиво пить — здоровью вредить!
Был Иван, а стал болван, а все винцо виновато.
Вино входит — ум выходит.
Пьяница хуже дурака.
Счастлив тот, кто вина не пьёт.
Пить перестанешь — человеком станешь.
До середины XVI века народ, заплатив пошлину на солод, хмель и мёд («бражную пошлину»), варил известное к тому времени слабоалкогольное питьё (5—8°) — медовуху, пиво, брагу и употреблял их дома или в корчмах.
Ни в одном письменном свидетельстве домосковской Руси не упоминается пьянство как социально неприемлемая форма употребления алкоядов, носящая массовый характер. Потребление алкоядов сдерживалось в то время рядом факторов, в частности, носило эпизодический характер только в связи с ритуальным их употреблением по случаю знаменательных событий, православных праздников, свадеб, крестин, поминок, завершения сбора урожая и т.п.
На Руси нет ритуалов, связанных с вином. Не нужно было пить, принимая клятву верности феодалу или получая надел. Только с приходом Православия стало обязательно при причастии пить церковный кагор, в том числе и младенцам, что несомненно — прямой вред их развитию.
А для греков и римлян вино было священным. В дохристианской, а позднее и в христианской европейской и других культурах обрядовые и религиозные ритуалы неразрывно связаны с вином и виноделием.
В Греции Дионис был наиболее известным из богов виноградарства и виноделия. Тело Диониса было виноградной лозой, а кровью — вино. В честь Диониса устраивали буйные празднества, которые длились неделями. Иными словами, народ надолго впадал в состояние, нынче именуемое «запой». Аналогичные истории с богом Бахусом с примечательным постоянством возникают и у римлян.
И в христианстве верующие пьют вино — кровь Христову. В силу его религиозного или ритуального использования вино стало одним из существенных элементов западной цивилизации. А вот у славян нет бога вина, бога пива или бога медовухи. Среди славянского пантеона — Даждьбог, Перун, Ярила и прочие — никто не может похвастаться такой удивительной специализацией. Даже такое славянское божество, как Услад или Ослад, которое можно как-то соотнести с удовольствием, возможно с натяжкой и «медопитием», всего лишь покровительствовал искусству и всегда сопровождал Ладу — славянскую богиню любви, красоты и гармонии.
В «Былинах» описываются веселые пиры при дворе Владимира Красное Солнышко. Но нет в них описания опившихся, валяющихся на земле, теряющих человеческий облик. Во всех западных эпосах они есть: и в «Старшей Эдде», и в «Младшей Эдде», и в «Песне о Нибелунгах». А в «Былинах» — нет!
Обратим внимание ещё вот на какую деталь: в русском законодательстве нет никаких ограничений пьянства и наказаний для пьяниц.
Там же, где производили вино и сложились традиции винопития, там приходилось обращать внимание на отрицательное влияние алкоголя на здоровье и характер человека. В винодельческих культурах обсуждались вопросы о том, передаётся ли алкоголизм по наследству и как влияет пьянство родителей на физическое и психическое состояние детей. И мифологические герои вели себя соответственно. Из римской мифологии известно, что от пьяного Юпитера и его супруги Юноны родился хромой Вулкан. Это своего рода предупреждение пьющим — вот что может произойти! В славянской мифологии нет ничего подобного даже отдалённо.
Где пьянство и запои, там появлялись различные правила и ограничения. Известна суровость ранних римских нравов. Но и на их фоне законы о винопитии очень строги. В Древнем Риме по законам Ромула мужчинам до 35 лет вообще запрещалось употреблять вино, не разрешалось пить вино женщинам. Если римлянка допускала до себя пьяного мужа, её закапывали живой (!).
В Древней Греции был издан закон, запрещающий новобрачным употреблять вино в день брака. В Карфагене запрещалось потреблять вино в те дни, когда исполнялись супружеские обязанности. В Древнем Китае только в 60 лет человек получал три привилегии: отпустить бороду, ходить с палочкой и потреблять вино. В Древней Индии, если уличали в пьянстве представителя высшей касты — брамина, то заставляли пить из раскаленного металлического сосуда кипящую жидкость до тех пор, пока он не погибал. Жены браминов, если нарушали обет воздержания от алкоголя, изгонялись из дома, а на лбу у них каленым железом выжигали изображение бутылки.
В Средневековье Абу Али Ибн-Сина (ок. 980—1037 гг.), великий философ и врач, общественный деятель Средней Азии, поэт и литературовед, в поэме о медицине
«Урджуз» писал об употреблении вина:
Ты пьёшь вино, в нём не ищи забвенья,
Не доводи себя до опьяненья,
Коль своему здоровью ты не враг,
Нельзя пить каждый день и натощак.
Довольствуйся лишь малым. Пей набид —
Вино из фиников не повредит.…
Ешь с ним айву, а летнею порой
Вино разбавь водою ледяной.
Особенно, когда тебе дано
Любое многолетнее вино.
Запомни, мутное вино недужит
И голову сильней другого кружит.
Пить крепкое вино вдвойне опасно,
Оно здоровье губит ежечасно.
А вот в Европе Средневековье отмечено широким распространением пьянства и алкоголизма.
Германия зачумлена пьянством,
— восклицал в XVI веке реформатор церкви Мартин Лютер. Но разве одна Германия?
Мои прихожане, — жаловался одновременно с ним английский пастор Уильям Кент, — каждое воскресенье смертельно все пьяны.
«Русь вступила в Средневековье трезвой», — утверждают специалисты, изучавшие этот вопрос. С этим согласны, в принципе, многие. Но дело в том, что Русь и вышла из Средневековья трезвой.
С XV века употребляли алкоголь на Руси поначалу исключительно для приготовления травяных настоев, лекарств и компрессов.
Русские до ХVI века пили в основном мёд, пиво и, отчасти, привозное вино. Но много ли ввозили вина и многие ли могли его покупать? Пьянства как такового на Руси не было. Нет проблемы — нет и страха перед проблемой. Нет и лечения последствий.
Масштабные петровские преобразования всей жизни страны в конце XVII — начале XVIII веков весьма негативно сказались на сложившихся к тому времени традициях общества в отношении алкоголя, дав толчок на долгую историческую перспективу росту потребления последнего.
Средства на петровские реформы и войны шли в значительной мере от питейного дела. Началось падение нравов правящей элиты. Ассамблеи и дипломатические приёмы завершались попойками.
Древние православные традиции степенства и трезвости попирались, что вело к дальнейшему расширению церковного раскола (в том числе и появлению старообрядцев, придерживающихся трезвости до сих пор).
В 1781 году Екатерина II создаёт питейные палаты, которые были обязаны заготавливать в определённых районах установленное количество водки в год — на основе сложившейся практики и потребности в ней в данной местности.
С 1795 года заготовка водки казной почти исчезает. Откуп становится господствующей системой. К концу XVIII века он распространился по всей России.
К восемнадцатому столетию винное дело стало почти главным занятием евреев. Этот промысел часто создавал столкновения между евреем и мужиком, этим бесправным «холопом», который шёл в шинок не от достатка, а от крайней бедности и горя. (S.M.Dubnow, p.265; Джеймс Паркс «Евреи среди народов: Обзор причин антисемитизма». Париж: YMCA-Press, 1932, с. 154).
Особо безудержной алкогольной эксплуатации подвергался наш народ с конца XVIII и в первой половине XIX столетия, когда по всей стране были открыты кабаки и корчмы с продажей водки практически в любое время дня и ночи.
Разорение и, по существу, истребление народа с помощью водки достигло особенно опасных размеров в Белоруссии и на западе России. Там к концу XVIII века одно питейное заведение приходилось на 250—300 «душ обоего пола». О том, насколько водка разоряла народ, можно судить по следующему примеру.
В 1858 — 1859 годах в России опять, уже в третий раз в истории, прокатилась волна «кабацких» бунтов, возникло мощное трезвенническое движение.
По питейным делам были брошены в тюрьмы более 11 тысяч крестьян.
И несмотря на правительственное стремление поддержать пьянство на прежнем уровне, оно продолжает спадать, на что указывают данные о потреблении алкоголя на душу населения страны.
Так, если в 1863 — 1866 годах чистого спирта на душу населения ежегодно приходилось в среднем по 4,55 литра, то через 10 лет — 4,18, ещё через 10 лет — 3,32, а в 1893 г. — 2,46 литра.
К началу 1890-х годов, убедившись, что с падением потребления спиртных напитков поступления в казну уменьшаются, царское правительство решило провести реформу в производстве и торговле водочной продукцией, взяв всю эту доходную отрасль в свои руки и введя винную монополию.
Реформа правительства сразу же сказалась на душевом потреблении винных изделий, которое стало нарастать. За 17-20 лет с 1893 по 1910 год оно возросло с 2,46 до 4,7 литра, а к 1913 году — до 6,09 литра.
Дореволюционная история нашего государства показывает, что царское правительство, видя несомненное зло алкоголя, не принимало никаких мер против него, черпая из этого источника средства для пополнения бюджета.
Государственная водочная монополия действовала недолго — фактически менее десяти лет. В 1904 — 1905 годах, в связи с началом русско-японской войны был введён запрет на водочную торговлю в ряде регионов страны. В 1905 — 1907 годах (в годы первой русской революции) сохранялись и действовали частично ограничения на водочное производство и торговлю.
И только в 1906 — 1913 годах водочная монополия осуществлялась во всём объёме и привела к некоторым положительным результатам по сокращению, хотя бы внешних проявлений пьянства. Была упорядочена торговля водкой. Лишь в столицах и крупных городах она велась с 7 часов утра и до 22 часов вечера. На селе она завершалась до 20 часов. Во время проведения различных общественных мероприятий (выборов в Думу, деревенских и волостных общинных сходов) торговля водкой была строго запрещена. Ко всем самогонщикам применялись уголовные наказания.
Начиная с восьмидесятых годов позапрошлого столетия душевое потребление спиртных напитков было в России ниже 5 литров, то есть почти самым низким в Европе и Америке. А в 1914 году в стране вступил в силу и долго действовал сухой закон.
Отрезвление жизни народа привело к резкому снижению преступности, хулиганства и уменьшению числа насильственных смертей, к оздоровлению быта и изменению структуры досуга (заметно возросла посещаемость читальных залов, оперных и драматических театров, повсюду стали возникать самодеятельные группы, музыкальные и хоровые кружки), к формированию новых здоровых традиций (например, трезвых свадеб), резкому снижению заболеваемости, особенно психической.
В книге доктора медицины А.Мендельсона «Итоги принудительной трезвости и новые формы пьянства», изданной в Петрограде в 1916 году, говорится, что произведён
небывалый в истории человечества опыт внезапного отрезвления многомиллионного народа, и результаты этого эксперимента, длящегося уже более года, поразительны. Сотни миллионов рублей, раньше пропивавшиеся русским народом, потекли в сберегательные кассы. По отзыву министра финансов, покупательная сила русского народа и продуктивность труда заводских рабочих увеличилась в чрезвычайной степени, что даёт возможность провести в ближайшем будущем крупные финансовые реформы. Словом, мы только теперь начинаем знакомиться с истинной мощью русского народа в экономическом отношении. С другой стороны, только теперь, при полном отрезвлении народа, этого великого молчальника, перед нами выступает его нравственная физиономия, его настоящая, не затуманенная алкоголем, психика.
Введение трезвости благотворно отразилось и на материальном благосостоянии народа. Так, за восемь месяцев, в период с 1 августа 1914 года по 31 марта 1915 года, прирост вкладов в сберегательные кассы выразился суммой в 261,7 миллиона рублей, а за тот же период 1913 — 1914 годов такой прирост составил лишь 6,5 миллионов рублей. Общая сумма всех денежных вкладов в государственные сберегательные кассы к 1 июля 1915 года превысила два миллиарда рублей (2134,7 миллиона), тогда как в прежние годы эта сумма не достигала и одного миллиарда.
В целом, народ охотно перешёл к трезвому образу жизни. Об этом свидетельствует продолжавшееся в последующие годы снижение потребления алкоголя на душу населения, а вместе с ним и сокращение всех тех отрицательных явлений в жизни общества, которые нёс за собой алкоголь.
Вот что говорят объективные научные данные. Душевое потребление алкогольных напитков в России в 1906 — 1910 годах, составляло 3,41 литра. А в период с 1915 по 1924 год оно почти приближалось к нулю. В 1925 году, в год отмены сухого закона, душевое потребление алкоголя в нашей стране равнялось 0,88 литра.
Как показал последующий опыт по «либерализации» торговли алкоголем после отмены сухого закона в 1925 году, сознательность масс не смогла стать решающим фактором всеобщей трезвости — вне режима сухого закона.
Снижение потребления алкоголя наметилось в предвоенные годы и, главным образом, было обусловлено установлением жёсткой дисциплины и уголовной ответственности за любые нарушения.
В годы перестройки Горбачёва многие дорогостоящие линии по производству пива были разрушены, много виноградников, плантаций хмеля и посевов ячменя для пивного солода было уничтожено. Возникла водочная мафия, ибо наладить нелегальное производство водки было проще и выгоднее, чем менее крепкие алкогольные напитки.
Либеральные экономические реформы, начатые Е.Т. Гайдаром в 1992 году, привели к тому, что Россия буквально достигла «дна» в потреблении алкоголя. Была отменена государственная алкогольная монополия.
Начался массовый завоз на территорию РФ относительно дешёвого спирта из Бразилии, Бельгии и других стран, ставшего главным сырьём для производства дешёвой и в том числе нелегальной водки. Водка в прямом смысле стала дешевле мыла, доступна в любом возрасте, в любом количестве, в любом месте и 24 часа в сутки.
«Вершиной» пьянства и «северного» стиля потребления алкоголя стало распитие, в том числе уличное, неразбавленного 96°-ного спирта «Royal».
В 1994—1995 годах потребление алкоголя в стране достигло наибольшего за всю историю страны уровня — 15—18 л на человека в год. В эти же годы отмечена необычайно высокая смертность населения РФ. Вымерло значительное число злоупотребляющих алкоголем лиц, в том числе и тех, чьи жизни были сохранены антиалкогольной кампанией 80-х годах.
8 литров чистого алкоголя в год, по данным ВОЗ, — уровень потребления на душу населения, превышение которого опасно для здоровья и жизни человека и ведёт к деградации народа.
Этот исторический экскурс по проблеме потребления алкоядов в России, показал, что наша страна традиционно была одной из самых трезвых стран мира. Меньше русских в Европе пила только Норвегия. Среди передовых стран мира Россия находилась на предпоследнем месте по душевому потреблению алкоголя в течение трёх столетий с XVII до начала XX века. Высокий уровень потребления крепкого алкоголя является одной из основных причин повышенной мужской смертности и сравнительно низкой продолжительности жизни мужчин в России. В последние годы, потребление алкоядов в России снижается, а показатель продолжительности жизни быстро растёт. Всё больше молодёжи становится на абсолютно трезвый, естественный образ жизни, что является залогом будущего развития нашей страны.
Во второй части этого материала, мы поговорим о реалиях сегодняшнего дня.
Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:
Вступайте в группу Вконтакте: http://vk.com/inance_ru,
Жмите «Нравится!» в группе Facebook: http://www.facebook.com/informacenter.ru
И делайте регулярные перепосты.
Предлагайте темы статей, которые Вы хотели бы увидеть на нашем сайте.
Станьте со-авторами — присылайте свои материалы для размещения на нашу почту inance@mail.ru.
Благодарим Вас за сотрудничество!
Материалы:
http://altapress.ru/story/166707
http://alcostop.org/materials/alcoholism-statistica-russian — статистика алкоголизма
http://kprf.ru/dep/gosduma/activities/150177.html — покупка через сеть
http://www.klerk.ru/analytics/obzor/208317/
http://pandoraopen.ru/2015-12-31/trezvyj-novyj-god-2/
http://riafan.ru/484254-ne-prodat-i-ne-vypit-alkogolnyj-rynok-rossii-v-ozhidanii-kollapsa
http://www.klerk.ru/analytics/obzor/208317/
http://ruxpert.ru/Потребление_алкоголя_в_России — статистика
http://vnezavisimost.ru/novosti/956-voz-podvela-itogi-alkogolizatsii-naseleniya-za-2014-god — ВОЗ
http://www.newsler.ru/economics/2015/02/17/trezvyij-vzglyad-alkogolnogo-eksperta
“В «Былинах» описываются веселые пиры при дворе Владимира Красное Солнышко. Но нет в них описания опившихся, валяющихся на земле, теряющих человеческий облик.”
А вот это не совсем так. Фрагмент былины “Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром”:
“…Наливал тут Илья Муромец
Дру́гу чару зелена́ вина,
Разводил медами он стоялыми,
115
Подносил Ваське Долгополому.
Берет тут Васька едино́й рукой,
Выпивает чару на еди́ный дух.
Как он выпил чару, тут он встать не мог.
Говорит Илья да таковы слова:
120
— Ах вы гой еси, голи кабацкие,
Вы возьмите Ваську за белы́ руки,
За белы́ руки да вы под пазухи,
Проводите Ваську вы по Киеву,
Доведите до двора да княженецкого,
125
Чтобы киевляне над Васькой не смеялися.
Тута голюшки кабацкии
Подхватили Ваську под руки,
Провели Василья да по Киеву
Ко тому двору ли княженецкому,
130
Отпустили Ваську и в обра́т пошли.
А то Васька ль да Долгополый есь,
За длинны полы запинается,
По княженецкому двору да он валяется,
Не может он пойти в палаты белокаменны.”
Ссылка на полный текст былины: http://feb-web.ru/feb/byliny/texts/imu/imu-243-.htm