Последняя весенняя сессия Законодательного Собрания Карелии, состоявшая 21 мая 2015 года, прошла на повышенных тонах: таких ожесточенных дискуссий журналисты не наблюдали давно, да и в прессе по поводу рассмотренных законопроектов было написано немало. Был рассмотрен ряд важных законопроектов, в том числе — поправки в бюджет, а также 4 законопроекта о денежном довольствии депутатов, работающих на платной основе.
Главное событие минувшей сессии карельского Заксобрания — депутаты после бурной дискуссии приняли поправки в бюджет на текущий год. Согласно изменениям в основном документе, республиканская казна сократит расходы на полтора миллиарда рублей. Но, как выясняется, правительство вовсе не собирается изымать деньги физически: оно просто меняет источник финансирования на более выгодный. Остановимся более подробно на законопроектах, предусматривающих сокращение денежного довольствия депутатам, работающим на платной основе, поскольку все четыре проекта законов оказались проваленными. Почему же депутаты не урезали себе денежное содержание?
Карельские парламентарии отклонили все четыре закона, направленные на сокращение расходов на самих себя
В стенах парламента Карелии тлеет давний внутренний спор о том какую сумму расходов на содержание депутатов Законодательного собрания республики считать разумной. Отчасти предмет спора — а речь заходит о заработных платах депутатов Заксобрания — имеет под собой объективную основу, но присутствует в нём и элемент популизма со стороны ряда депутатов, дразнящих коллег на утеху избирателям.
Бюджет нынешнего года напряжённый и поскольку много в начале 2015 года говорилось о необходимости экономить на содержании органов власти, то в парламенте возникла тогда первая инициатива, предложенная депутатом Сергеем Пирожниковым (фракция ЛДПР), предусматривавшая, работу на постоянной основе в Заксобрании, за зарплату, из пятидесяти депутатов парламента только пятерых (по числу фракций и объединений).
Следом повалились другие инициативы, одна радикальнее другой: депутат Александр Степанов из фракции КПРФ за казённый счёт предложил содержать лишь двоих парламентариев (спикера с заместителем), его коллеги из фракции «Справедливая Россия» предложили вообще всех пятьдесят депутатов перевести на общественные начала. Относительно взвешенной, наряду с законопроектом депутата Сергея Пирожникова, на этом фоне выглядела инициатива общественников из организации «Согласие», прописавших в своём проекте закона, чтобы за счёт бюджета содержалось семнадцать депутатов, заодно расписав и структуру депутатского корпуса работающего на постоянной основе.
При рассмотрении данных законопроектов депутат Сергей Пирожников, как инициатор первого законопроекта, предложил не втягиваться в дискуссию, поскольку все аргументы известны, сразу приступив к голосованию. Его поддержали, и тут же депутаты нарушили собственное решение, выискивая регламентные лазейки, чтобы всё-таки высказаться.
Существует такая норма в регламенте Заксобрания РК как выступление по мотивам голосования, то есть по процедуре, а не по содержанию обсуждаемого вопроса.
И вот ряд депутатов, явно злоупотребляя данной возможностью, фактически попытались втянуть коллег в новое обсуждение вопроса после того как уже решили голосовать.
Вот что пишет по этому поводу Центр политических и социальных исследований Республики Карелия в статье «Затоптали» (автор — Анатолий Цыганков):
С. Пирожников, видя такое, тоже не удержался, и произнеся фразу о грубом нарушении регламента, заявил, что всё происходящее напоминает ему спекуляцию, в том смысле, что он первым предложил сэкономить на депутатах, а затем некоторые из коллег, специально создав толкотню подобных же проектов законов, фактически дискредитировали первоначальный его замысел.
И надо признать, что он прав. Поправки А. Степанова и последовавшие вдогонку от депутатов-эсеров И. Петеляевой, А. Федичева, А. Рогалевича скорее оглупляли ситуацию, чем вводили её в серьёзную плоскость обсуждения. Было видно, что они атаковали сам смысл предложения С. Пирожникова. И им это удалось: все четыре поправки оказались проваленными депутатским большинством: против всех голосовали в диапазоне от 18 до 23 депутатов, то есть почти половина участвовавших в работе сессии (http://politika-karelia.ru/?p=16509).
В любом случае, с экономией на Заксобрании народные избранники решили повременить. Жалко стало отдавать свои «кровные» на дополнительные социальные расходы населения. И комитет профильный против высказался, и юридический отдел аппарата не одобрил… Занимательно, что в череде предложений о сокращении получающих зарплату не возникло ни одной идеи об уменьшении её размера. Напомним: на сегодня депутат Заксобрания республики получает на руки без малого 100 тысяч рублей, а приезжим из районов ещё оплачивается съём квартиры в Петрозаводске и коммунальные расходы.
То есть, как видно, народные избранники живут довольно таки безбедно счёт средств налогоплательщиков, успевая при этом, как депутаты партии «Яблоко», устраивать различные протестные мероприятия против республиканской власти, придавая им приоритетное значение.
20 мая 2015 года в Петрозаводске прошёл очередной митинг за отставку губернатора Карелии Александра Худилайнена, организованный партией «Яблоко».
Мы не раскачиваем лодку, мы не революционеры. Мы хотим мира и согласия. Мы хотим достойных условий для жизни людей, хотим уважения к жителям нашего края и достойного авторитета нашей республики. Глава республики не выполняет этих задач,
— начала митинг депутат карельского парламента Эмилия Слабунова (http://gubdaily.ru/blog/article/capitalcity/aleksandr-petrovich-davaj-domoj-bolshe-tysyachi-chelovek-prishli-na-miting-za-otstavku-gubernatora-xudilajnena-foto/).
По словам Эмилии Слабуновой, есть 5 причин, чтобы требовать отставки Худилайнена: атмосфера страха и недоверия в Карелии; политические репрессии против тех, кто выступает против власти; ухудшение экономической ситуации; закрытие школ и медучреждений; а также то, что правоохранительные органы закрывают глаза на реальное нарушение закона.
В связи с этим возникает вполне закономерный вопрос. Если члены партии «Яблоко» так рьяно выступают против республиканской власти, то, наверно, депутаты данной партии также рьяно и усердно трудятся на благо родного края, не покладая рук, при этом активно выступают за экономное, рациональное и эффективное расходование бюджетных средств, своим примером демонстрируя высокий уровень сознательности? Заботятся о населении, о том, как повысить уровень и качество жизни?
Оказывается, не так. Например, члены фракции партии «Яблоко», как следует из прессы, в большинстве случаев голосуют против законопроектов, как это было и по первому вопросу — о внесении изменений в бюджет республики. Получается, что они как представители народа (правда, по партийному списку), голосуя против представляемых на заседание ЗС РК законопроектов, тем самым «де-факто» расписываются в том, что они таким образом не участвуют в создании законодательной базы, направленной на системное и поступательное развитие республики. Тогда за что они получают столь высокое денежное содержание? Только за то, что всегда выступают против любых действий республиканской власти? А в чём тогда заключается целесообразная деятельность таких депутатов? Почему, вместо созидательной деятельности на столь высоком посту со столь высоким денежным содержанием, ими инициируются различные протестные мероприятия, не способствующие стабилизации внутренней общественно-политической ситуации?
А ведь прав мальчик, держащий столь звучный плакат — «Бюджет — не кормушка».
Чем ближе очередные выборы в парламент Карелии, состоятся которые уже в 2016 г., тем чувствительнее к мнению избирателей становятся депутаты. Так всегда бывает. Однако настоящее буйство социальной заботы парламентариев о народном интересе ещё только ожидается. Пока только цветочки наблюдаем.
Нынешняя дискуссия о фонде заработной платы депутатов Заксобрания, о материальных тратах на парламент, как всегда, ничем не завершилась, и наговорившись вдоволь, всё оставили так как есть сейчас.
А ведь на федеральном уровне — как то: Президент России, администрация Президента, Госдума и Совет Федерации РФ, да и другие федеральные органы реально сократили расходы на содержание минимум на 10%. Правительство Республики Карелии также сократило расходы, что не скажешь о Законодательном Собрании РК и мэрии города Петрозаводска. А ведь многие довольно-таки не бедные люди.
Направление и ход дискуссии весьма ярко отразили внутреннее содержание ряда представителей института парламентаризма, которому в силу популизма отдельных ораторов могут ему и навредить.
На взгляд специалистов, парламентская работа должна выполняться депутатами, работающими на постоянной основе, то есть профессионально, но при этом необходимо соблюдать баланс интересов и возможностей, потому в большинстве регионов страны на постоянной основе работает лишь часть депутатов, при этом предпочтение отдаётся профессионалам. Так, в городе Москва на постоянной основе работает только 15 депутатов, при этом население Республики Карелии и Москвы — абсолютно не сопоставимы.
Слишком ответственная депутатская деятельность, чтобы её исполнять между прочим. Да, именно депутаты представительных органов власти формируют законные условия для функционирования всех ветвей власти.
Но обсуждать надо не только размер оплаты труда, а также то, кто попадает в законодательный орган. И до очередного дня голосования достаточно времени, чтобы сделать для себя какие-то выводы.
Так что всё остаётся в Законодательном собрании так как и сейчас есть. Причём, такой результат и неплохой. Потому как желание играть в популистские решения чревато тем, что сами же депутаты и разрушают орган представительной власти в Карелии как самостоятельную ветвь власти в глазах населения.
Послесловие
Нежелание депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия решить столь долго обсуждаемый в прессе вопрос об уменьшении количества депутатов, работающих на платной основе — ярко характеризует их нравственность. Им нравственно неприемлемо ужаться ради народа, так чьи же интересы они тогда отстаивают?
При этом, как было сказано, депутатами ни разу не заострялся вопрос о снижении как минимум на 10% месячного размера денежного содержания, что также отрицательно характеризует их нравственные качества и бросает тень на институт парламентаризма в целом.
Тема деятельности республиканского парламента поднималась и рассматривалась неоднократно на страницах ИАЦ, последний раз в апреле 2015 года в статье «Как кувыркается карельская кувырколлегия» (https://informacenter.ru/2015/04/kuvirk/), в которой затронут ряд важнейших проблем его работы.
Что недостает для полного понимания населением действительных алгоритмов функционирования карельского парламента:
- нет полной, достоверной и доступной информации о поименном голосовании депутатов по каждому законопроекту, поскольку народ должен знать своих «героев» в лицо,
- сводной информации (за квартал, затем — нарастающим итогом о том, как участвовали депутаты в жизни республики) — по каждому депутату, фракции по голосованию «За» и «Против», что позволит населению сделать вывод об участии каждого депутата, каждой фракции в жизни республики,
- о вкладе каждой фракции в разработку нормативных правовых актов,
- фактической структуры использования рабочего времени депутатов — заседания комиссий, парламента, работа с населением и т.д.
С учётом такого высокого денежного содержания должен быть чёткий отчёт о проделанной работе на благо жителей республики, то есть оплата должна быть — по реальному труду, а главный закон для каждого депутата — чувство меры и совести.
Комментарии: