Всемирный день писателя в ежегодно отмечается 3 марта. Вы когда-нибудь задумывались над тем, как становятся писателями? Если нет, 3 марта — прекрасный повод сделать это, ведь именно в этот день отмечается Всемирный день писателя.
Вообще, умение писать — один из главных навыков современного человека. Не умеешь писать — не можешь выразить свои мысли наиболее доступным способом. Этим навыком мы овладеваем в раннем детстве, с удивлением обнаруживая, что сложенные в слова буквы обладают невероятной силой, и чем старше мы становимся, тем больше влияние этой силы на нашу жизнь.
Писатель — странная профессия. То есть, это как бы и не профессия вовсе, точнее, не та профессия, которую выбирают в юности, которой овладевают в вузе и затем совершенствуют на практике. Писателем — в особенности в наши дни — может стать любой, независимо от способностей и жизненного опыта. Любой, кому есть, что сказать миру, и у кого хватит терпения изложить свои мысли в письменной форме.
3 марта 1986 на 48-м конгрессе международного писательского клуба было принято решение об учреждении нового праздника — Всемирный день писателя. Сама же организация ПЕН Клуб (PEN-club) имеет почти столетнюю историю и начинает свою историю с 1921 года, когда в Лондоне собрались его первые участники.
Лучше поздно, чем никогда!
Именно такими словами хочется охарактеризовать столь позднее появление этого праздника. Судите сами, писатели появились ещё до того, как была изобретена письменность. Имена древних представителей этой творческой профессии просто не сохранились, так как их произведения передавались из уст в уста.
Долгое время писательство вообще считалось неким хобби, которое не стоит никаких денег и вообще не может продаваться, поскольку является чем-то высшим, исходящим от бога. Продавать произведение искусства — настоящее кощунство!
Тем не менее духовному приходится всегда сталкиваться с жестокой реальностью. Писателя должны кормить его произведения, иначе человечество останется совсем без литературы. Это понимали все, кто однажды и навсегда принимал решение стать писателем.
Ведь только тем, кто никогда не написал ни строчки, может показаться, как пушкинскому книгопродавцу, что
Стишки для вас одна забава,
Немножко стоит вам присесть,
Уж разгласить успела слава
Везде приятнейшую весть:
Поэма, говорят, готова,
Плод новый умственных затей.
И до сих пор ещё появляются дискуссии, участники которых пытаются ответить на вопрос: писатель — это профессия или какое-то другое занятие? Тем не менее хорошо, что в конце XX века появился Всемирный день писателя, который и отмечается именно как профессиональный праздник, а не какой-нибудь иной.
История создания
Интересно, что аббревиатура ПЕН переводится с английского, как ручка. ПЕН — это начальные буквы соответствующие английским словам поэт («poet»), очеркисты («essayist»), романисты («novelist»). Другими словами — все те, кто и состоит в почётном клубе и благодаря кому мы имеем возможность отмечать один из самых необычных и интересных праздников — День писателя.
Лёгкая женская рука
Оказывается, идея создать клуб писателей принадлежит женщине. Некто Кэтрин Доусон Скотт, видимо, пребывая в творческом стопоре, решила сместить акценты в собственной писательской карьере, и основала клуб единомышленников. Первым президентом ПЕН стал мужчина — ещё один почётный член клуба Джон Голсуори. В 1923 году состоялось первое в истории заседание клуба ПЕН, а его филиалы открылись сразу в 11 странах мира. Однако, День писателя во всемирном масштабе в ту пору ещё не праздновался.
За десятилетие своего президентства Голсуорси вёл непрерывную борьбу против проникновения политики в клуб. Это было сражение, которое, в конечном счёте, было проиграно. Даже в ходе первого конгресса оппозиция стала очевидной. Бельгийские делегаты отказались принимать участие в случае приглашения немецких писателей во главе с Герхартом Гауптманом. Причиной тому было поведение Гауптмана во время войны.
В 1932 году в Будапеште прошёл последний конгресс, на котором присутствовал Голсуорси. На открытии сессии он провозгласил декларацию из пяти пунктов. Они могут рассматриваться как краткое изложение Устава ПЕНа, который он сам помогал составить за несколько лет до этого.
- ПЕН выступает за Литературу в смысле Искусства (ни журналистики, ни пропаганды) и за распространение Литературы как Искусства из страны в страну.
- ПЕН выступает за добрую дружбу между писателями в их собственных странах и между писателями всех остальных стран.
- ПЕН придерживается того принципа, что его члены не могут ничего делать или писать для разжигания войны.
- ПЕН выступает за гуманизм. Такие слова как национализм, интернационализм, демократический, аристократический, империалистический, антиимпериалистический, буржуазный, революционный и любые иные слова, имеющие определённое политическое значение, не могут быть связаны с ПЕНом, поскольку ПЕН не имеет ничего общего с государством или партийной политикой, и не может служить ни государственным, ни политическим интересам или конфликтам.
Уже на конгрессе в Дубровнике делегаты ПЕНа смогли вспомнить слова Голсуорси. На конгресс приехала делегация немецкого ПЕНа, которая за несколько месяцев до этого исключила всех еврейских и коммунистических членов и избрала новый исполком, первым официальным деянием которого была телеграмма с выражением преданности Гитлеру. Решение Немецкого ПЕН-клуба послать делегатов в Дубровник было не бесспорным. В газетной статье писатель Вил Веспер выступил против этого решения и написал, что «нам не следует ждать от такого решения ничего, кроме неприятностей».
Основные постулаты
В наше время клубы ПЕН открыты в более, чем 130 странах мира и направлено на отстаивание принципов свободы слова. Соблюдать эти принципы обязаны все страны участницы общества, чьи подписи стоят под финальной резолюцией. Таким образом все подписавшиеся обязаны открыто выступать против нарушения свободы слова и вступать в противодействие с властями, посягающими на законные свободы. И делать это должны члены клуба не только в День писателя 3 марта, но и круглый год.
Свобода слова
Открытая критика действий правительства, а также образовательных органов и различных государственных институтов — вот одна из главных задач ПЕН клуба. Члены организации выступают за многополярность мнений, отсутствие пристрастных публикаций, слепой пропаганды и лжи в средствах массовой информации. В День писателя возникает возможность ещё раз напомнить об этом, особенно в тех странах, где ежедневные новости превратились из источника правдивой информации в средство манипулирования и пропаганды. Таких примеров очень много, особенно распространено это явления в странах третьего мира, где царит диктатура.
Вместе с этим, члены ПЕН-клуба обязуются выступать против лживых публикаций, фальсификаций, искажения фактов или бесчестной их интерпретации, независимо от целей.
Наверно, сегодня эти принципы выглядят странно. Цензуры в художественной литературе давно не существует, писатель может выбрать темой своего произведения абсолютно любой предмет, и даже грамотность теперь — понятие условное. Что же тогда роднит современных писателей с членам лондонского ПЕН-клуба, да и всеми, кто был до них, чьими произведениями заставлены полки библиотек — реальных и виртуальных?
Наверно, способность с помощью слова создавать другую реальность, в которой автор может взаимодействовать с душами своих читателей, и так или иначе влиять на них.
История праздника в России
Праздник в России не известен в широких кругах и носит узкопрофессиональную направленность. Однако в связи с увеличением авторитете организаторов, о нём всё больше говорят в Российских СМИ.
2 марта в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялся мультимедийный круглый стол на тему: «Влияние русского языка и литературы на развитие мировой культуры», приуроченный к отмечаемому 3 марта Всемирному дню писателя.
По инициативе президента России В.В. Путина 2015 год в Российской Федерации объявлен Годом литературы. Выступая на российском литературном собрании, проходившем в Российском университете дружбы народов, глава государства подчеркнул:
Русский язык и литература — это то, что создает большой, многообразный, многонациональный русский мир и поддерживает его.
О популяризации русского языка и литературы за рубежом шла речь на мероприятии.
Русская культура сама себя защищает
Русская литература, как литература большой цивилизации народов, отличается от других. Есть одна её особенность, которая сослужила нам верную службу верно уже много раз. Наши писатели, особенно классики описывают в своих произведениях различные психологические типажи, которые заграничные политики считают отражением всех возможных типажей, что живут на Руси. Они считают, что русские классики описали всё достоверно положению вещей. Так перед вторжением Гитлера немецкие аналитики, изучая психологические типажи в произведениях наших писателей, пришли к выводу, что Россия — колосс на глиняных ногах, свалить который не составит труда, поскольку все здесь мерзки, продажны, инфантильны и неглубоки. И каково же было их удивление, когда эти недолюди вдруг начали их бить и бить сильнее всех в Европе. Как удивляли их простые русские люди своим героизмом, стойкостью и мужеством! Что такое, как? — думали гитлеровцы, — мы же просчитали их поведение по произведениям их писателей!
Весь фокус в том, что русские писатели в своих творениях описывали выпукло, ярко и образно негативные психологические типы людей, живущих в России. Для управленца более значимо, в аспекте устойчивости управления, информация не о том, что всё работает в штатном режиме и устойчиво в смысле предсказуемости, а информация об отклонениях от заданного режима управления и нарушение устойчивости течения процессов. Поэтому в произведениях русских классиков очень сложно найти описание действительно русских по духу людей, тех типажей, что били и французов и немцев и многих других захватчиков, приходивших на нашу землю. Русские классики описывали тех, кто отклоняется от смысла жизни и сути Русской цивилизации, чтобы остальные могли научиться тому «как не надо делать».
Если говорить о смысле и сути Русской цивилизации, то он раскрыт в статье «Цивилизационная суть Руси-России и русский вариант глобализации» (https://informacenter.ru/2014/08/russian-conception/), здесь опишем кратко:
Если один и тот же смысл жизни является идеалом разных народов, и они так или иначе работают на то, чтобы эти идеалы были воплощены в жизнь, то возникает общность народов наднационального порядка. Это — цивилизационная общность. Она неформально объединяет многие народы, даже если их идеалы не стали пока реальностью в жизни:
«Мерило народа не то, каков он есть, а то, что <он> считает прекрасным и истинным, о чём <он> воздыхает» (Ф.М. Достоевский).
Исторически, развитие Русской цивилизации носит пульсирующе-расширяющейся характер. Наиболее подходящий образ — это гармонь, которая то сжимается под давлением, то разжимается, вбирая свежий воздух. Вот также и Русская цивилизация — она, подобно гармошке, то сжимается, то расширяется, причём со временем Русь становится всё больше и больше.
Все цивилизации в мире, по типу алгоритма их расширения, могут быть двух типов:
- «многорегиональный блок», или просто «блок», и
- «межрегиональный конгломерат», или просто «конгломерат».
Типичный пример конгломерата — это евро-американский конгломерат «западной» цивилизации, в котором есть единый управляющий центр, принимающий все решения, и политике которого подчиняются уже национальные центры. Этот центр укреплялся по мере развития западной цивилизации, путём уничтожения управленческой верхушки тех территорий, которые входят в её состав [10]. Делается это для того, чтобы не было каких-то управленческих центров, которые могли бы выработать альтернативу политике центра конгломерата и поднять восстание.
Для Русской цивилизации, как и для Китая и Японии, которые больше тяготеют к блочному принципу, характерны другие методы выстраивания самоуправления. Управленческие верхушки территорий, которые входили в состав Русской цивилизации, не уничтожались, а входили в состав российской элиты. Можно привести много примеров, когда в состав российской элиты входили представители национальных элит, присоединившихся стран: Багратионы (грузины), Юсуповы (ногайцы), Карамзины (от Кара-мурзы, крымца), Суворовы (татарские корни), Апраксины (от Салахмира), Давыдовы, Аракчеевы, Голенищевы-Кутузовы (все трое тоже имеют татарские корни), Толстые (немцы), Барклай-де-Толли (шотландец), Черкасские (кабардинцы) и множество других родов, которые представляли национальные элиты государств.
Русская цивилизация — это цивилизация многих народов, а также диаспор, которые проживают по всему миру и имеют различные вероисповедания и религиозные воззрения, но объединены едиными для её народов идеалами, и её ядро находится в России.
Одна из особенностей, обеспечившая своеобразное цивилизационное развитие России, это то, что в древние времена и по сей день на территории России очень высокая продуктивность биоценозов в природе [17]. И когда формировались основы русского характера (а это ещё докрещенские времена) — на территории Руси-России не было ни рабовладения, ни внутренних войн, по той причине, что всего было достаточно и незачем было ходить на друг друга войной. Зачем что-то брать у других, когда это всё и так есть у тебя: лес, птица, рыба, земля и т.д.? Тогда затраты на походы были бы больше, чем отдача от них.
Ещё одна особенность — это общинный характер проживания. В качестве примера можно сравнить Индию, где очень жёсткая кастовая система. На Руси же был общинный характер: каждый выполнял определённую функцию в общине и получал равную долю. Тем самым община позитивно развивалась и общинники были заинтересованы в том, чтобы каждый по своим способностям занимал своё место. Если у человека были способности руководству — ему предлагалось занять руководящее место, если способности были к воинскому ремеслу — воином, если тяга к аграрной сфере — землепашцем, и естественное явление, что самые мудрые, опытные и старшие приходили на руководящие места.
Наконец, ещё одним фактором, обеспечивающих единство цивилизации является русский язык. Русский язык — это то, что очень сильно влияет на характер русского человека. Многие термины, которые приходят в русский язык — в общем-то не ломают, но обогащают его.
Особенность и отличие русского языка в том, что на огромной территории он единообразен, даже если где-то на Вологде «окают», а в Москве «акают», то всё равно люди будут друг друга понимать. В то же время, например, в Англии два человека с юга и севера просто не понимают друг друга, или даже в разных концах улицы в Лондоне.
И в мире набирает силу тенденция распространения русского языка — как языка международного общения. И этому есть несколько причин:
- мозг любого человека при воспроизведении речи на различных языках реагирует только на два языка так, будто их знает, даже если сам человек никогда не имел с ними дело — это арабский и русский языки, на основе этого исследователь языков Николай Николаевич Вашкевич сделал вывод о том, что эти языки являются системными языками мозга, а значит их восприятие «встроено» в самые глубокие уровни бессознательного всех людей (Н.Н. Вашкевич «Системные языки мозга»http://nnvashkevich.narod.ru/kng/SYSJAZ2007/sysiazKOH.html),
- русский язык наиболее удобен для международного общения. Так в Норвегии в детских садах, если в группе появляется русскоязычный ребёнок, то через некоторое время русский язык становиться языком всей группы, а другие языки применяются в каких-то узких, удобных именно для этих языков случаях и ситуациях («Норвежские дети перенимают русский язык у русских друзей»http://oko-planet.su/politik/newsday/225883-norvezhskie-deti-perenimayut-russkiy-yazyk-u-russkih-druzey.html),
- ещё одна особенность и отличие русского языка в том, что на огромной территории он единообразен, даже если где-то на Вологодчине «окают», а в Москве «акают», то всё равно люди будут друг друга понимать. В то же время, например, в Англии два человека с юга и севера или даже в разных концах улицы в Лондоне, просто не понимают друг друга, потому что говорят на совершенно разных языках. На эту тему в интернете есть ролик о том, как шотландцы в Англии пытаются управлять лифтом с помощью голосовых команд:
Cтатья:http://www.superstyle.ru/29jun2007/ponyat. Именно единообразный язык позволял эффективно сосуществовать людям на огромной территории и приумножить её,
- и самое главное — русский язык, единственный язык, на котором можно полноценно обсуждать мировоззренческие темы наивысшей, запредельной сложности, ведь именно русскоязычные кадры зачастую являются генераторами принципиально новых идей: автомобиль, велосипед, гидросамолёт, голографию, двигатель бензиновый и паровой, лазер, луноход, магнитофон и видеомагнитофон, микроскоп, скафандр, телевидение, часы и многое другое (смотрите, например, этот словарь изобретений: http://www.cbs.irkutsk.ru/text0193.htm) — всё это придумали владеющие русским языком люди. К тому же, первая в истории достаточно общая для решения огромного множества задач теория управления, доступная людям по всему свету, написана на русском языке «Постановочные материалы учебного курса факультета прикладной математики — процессов управления Санкт-Петербургского государственного университета (1997 — 2003 гг.)» http://www.e-reading.ws/book.php?book=79165.
Русский язык именно поэтому стал языком региональной многонациональной цивилизации, носящей в данную историческую эпоху название «Россия». Предлагаем посмотреть ролик «Русская цивилизация»:
Заключение
Современные писатели ценят и отмечают Всемирный день писателя. В этот день или накануне организуются встречи писателей в региональных отделениях «Союза писателей России», проводятся различные выставки, конкурсы и гостиные в литературных музеях и публичных библиотеках, изучается мнение общественности о роли писателя в современном мире.
Конечно, для многих этот праздник так и остаётся не замеченным. Например, в школах не принято даже упоминать как-то об этом дне, потому что приходится он на тот период, когда только что отмечался День защитника Отечества и нужно готовиться отметить Международный женский день.
Ясно только одно: без писателей трудно представить себе нашу жизнь. А это значит, что Всемирный день писателя — важный праздник, о котором нужно вспоминать вовремя.
Поэтому 3 марта перечитайте хотя бы несколько страниц из книги любимого русского автора, или откройте для себя нового писателя.
2015 год — Год юбилея великих личностей, известных людей и знаменитостей
Писатели
220 лет — ГРИБОЕДОВ Александр Сергеевич (15 января 1795—1829),
писатель, дипломат.
195 лет — ФЕТ Афанасий Афанасьевич (5 декабря 1820—1892), поэт,
переводчик.
155 лет — ЧЕХОВ Антон Павлович (29 января 1860—1904), писатель.
125 лет — ЧАПЕК Карел (9 января 1890—1938), чешский писатель.
125 лет — ПАСТЕРНАК Борис Леонидович (10 февраля 1890—1960),
поэт, прозаик, переводчик.
120 лет — ЕСЕНИН Сергей Александрович (3 октября 1895—1925),
поэт.
110 лет — ШОЛОХОВ Михаил Александрович (24 мая 1905—1984),
писатель. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1965).
100 лет — ДОЛМАТОВСКИЙ Евгений Аронович (5 мая 1915—1994),
поэт.
100 лет — МАТУСОВСКИЙ Михаил Львович (23 июля 1915—1990),
поэт.
100 лет — СМИРНОВ Сергей Сергеевич (26 сентября 1915—1976),
писатель.
100 лет — АЛИГЕР Маргарита Иосифовна (7 октября 1915—1992),
поэтесса.
100 лет — СИМОНОВ Константин Михайлович (28 ноября 1915—
1979), писатель, поэт, прозаик, драматург
95 лет — АБРАМОВ Федор Александрович (1920—1983), писатель.
90 лет — СТРУГАЦКИЙ Аркадий Натанович (28 августа 1925—1991),
писатель-фантаст.
90 лет — ТРИФОНОВ Юрий Валентинович (28 августа 1925—1981),
писатель.
90 лет — ВАНШЕНКИН Константин Яковлевич (17 декабря 1925-
2012), поэт, прозаик.
75 лет — ГОРИН Григорий Израилевич (12 марта 1940—2000),
писатель, драматург. Заслуженный деятель искусств РФ (1996).
Материалы:
http://datki.net/vsemirniy-den-pisatelya/
http://www.davno.ru/prazdniki/march/всемирный-день-писателя.html
http://ria.ru/announce/20150225/1049498446.html
http://www.topauthor.ru/Kak_i_pochemu_3_marta_otmechayut_Vsemirniy__den_pisatelya_d43a.html
http://nicstyle.ru/2015/pamyatnye-i-yubilejnye-daty-2015-goda-kalendar-dat.html
Комментарии: