Существовало и ныне существует много различных вероучений. Мы дали определение тому, что такое вероучение в предыдущем материале «Мировые вероучения: определение» (https://informacenter.ru/2015/01/verouchenia-opredelenie/). Эта часть посвящена статистике вероучений мира. А третья часть материала посвящена описанию основных мировых вероучений (https://informacenter.ru/2015/02/veroucheniya-opisanie/).
Их разделяют по вере во множество богов — политеизм, и по вере в одного бога — монотеизм. Различаются также племенные вероучения, национальные (например, конфуцианство в Китае) и мировые вероучения, распространенные в разных странах и объединяющие огромное количество верующих.
Мировое вероучение — это верование, которое получило широкое распространение на определённой территории или среди определённой социальной общности, в различных странах мира и на разных континентах. В мире существуют определённые, чёткие критерии, по которым можно отнести то или иное вероучение к мировым.
Эти стандарты были предложены ЮНЕСКО:
- объединение крупной общности людей;
- наличие последователей во многих странах и среди различных народов.
По этим критериям выделяют три основных мировых вероучения: буддизм, ислам, христианство. Два из них (христианство и ислам) относят к так называемым авраамическим вероучениям. Буддизм является скорее философией, чем вероучением, хотя следует понимать, что каждое вероучение, выступая в некотором смысле «камертоном моральных установок» общества, является философией.
Классификация вероучений
В связи с многообразием вероучений встаёт проблема их классификации. В этом вопросе выделяют несколько подходов, ни один из которых не является общепризнанным. Вот некоторые из них.
Географический подход
Учитываются реальные исторические и генетические связи между религиями.
Выделяют:
Государственно-правовой подход
По правовому статусу выделяют:
- вероучения, которые поддерживаются государством,
- вероучения, которые не поддерживаются государством,
- вероучения, к которым государство относится нейтрально.
По государственному статусу существуют религии, имеющие статус государственных, и религии, статус которых не закреплен государственными документами.
Статистический подход
Здесь в качестве основания классификации берутся эмпирически фиксируемые данные — количество верующих, их удельный вес в общей численности населения, возрастной и половой состав, географическая распространённость религии (см. таблицу).
Таблица — Численность верующих некоторых религий (по данным 2009 г.)
Религия | Численность адептов, млн | Важнейшие регион и страна распространения |
---|---|---|
Христианство: | 2,215 | |
Католицизм | 1,170 | Латинская Америка, США, Франция. Италия, Филиппины, Испания, КНР, Индия, Польша |
Протестантизм | 600 | США, Северная Европа, ФРГ, Тропическая Африка, Канада, Австралия, Индия, Индонезия |
Православие и восточное христианство | 292 | Россия, Украина, Румыния, Греция, Сербия, Болгария, США, Эфиопия, Индия |
Афрохристианство | 80 | Демократическая Республика Конго, Бразилия, Гаити, ЮАР, Куба |
Англиканство | 73 | Великобритания, Нигерия, США, ЮАР, Канада, Австралия |
Ислам | 1571 | |
Сунниты | 1370 | Ближний Восток, Северная Африка, Южная Азия. Индонезия |
Шииты | 201 | Иран, Ирак, Азербайджан, Индия, Пакистан |
Индуизм | 1020 | |
Вайшнавизм | 730 | Индия, Шри-Ланка, Непал, Бангладеш. США. Великобритания, Канада, Южная Африка, Малайзия, Фиджи, Маврикий |
Шиваизм | 260 | Индия, Шри-Ланка, Непал, Бангладеш, США, Великобритания, Канада, Южная Африка, Малайзия, Фиджи, Маврикий |
Неоиндуизм | 20 | Индия |
Вирашайвизм (лингаята) | 10 | Индия (штат Карнатака) |
Китайская народная религия (Сань- цзяо) | 394 | КНР, Юго-Восточная Азия |
Буддизм | 376 | Индокитай, Шри-Ланка, Китай, Монголия, Япония, Россия, Индия. Корея, США |
Махаяна | 226 | Корея, Китай. Вьетнам, Япония, США |
Тхеравада | 122 | Мьянма, Таиланд, Камбоджа, Шри-Ланка |
Ваджраяна (тибето-монгольский буддизм) | 20 | Монголия, Россия, КНР (Тибет), Бутан, Непал |
Необуддизм | 8 | Индия (штат Махараштра) |
Сикхизм | 23 | Индия, Пакистан, США, Канада, Великобритания |
Даосизм | 21 | Китай, Тайвань |
Иудаизм | 14 | США. Израиль, Россия и СНГ, Европа |
Синтоизм | 14 | Япония |
Бахаизм | 7 | Иран, Индия, США, Израиль |
Конфуцианство | 5.1 | Республика Корея |
Джайнизм | 4.2 | Индия |
Кодаизм | 4 | Вьетнам |
Зороастризм | 2.6 | США, Великобритания, Индия, Иран, Пакистан |
http://tchaikovsky2009.narod.ru/mir/klass.htm
По статистическим данным 2012 года по религиозному признаку население исповедует следующие формы религии:
- христиане (православие, католицизм, протестантизм) — верующих 2,31 млрд. человек (33 % населения в мире)
- мусульмане — верующих 1,58 млрд (23 % населения в мире)
- индуизм — верующих 0,95 млрд (14 % населения в мире)
- буддизм — верующих 0,47 млрд (6,7 % населения в мире)
- традиционные китайские религии — верующих 0,46 млрд (6,6 % населения в мире)
- сикхи — верующих 24 млн (0,3 % населения в мире)
- иудеи — верующих 15 млн (0,2 % населения в мире)
- язычество и приверженцы местных верований — около 0,27 млрд (3,9 % населения в мире)
- не религиозные — около 0,66 млрд (9,4 % населения в мире)
- атеисты — около 0,14 млрд (2 % населения в мире).
Однако статистический подход таит в себе одну существенную проблему — необходимость выбрать критерии определения своей религиозной принадлежности. Известно, что от формы опроса и вариантов ответов зависит то, какую статистику мы получим. Сравним данные опросов по Российской Федерации.
Общее число верующих в России
В России сегодня не существует официальной статистики членства в вероучительных организациях: закон запрещает требовать от граждан заявлений об их конфессиональной принадлежности. Таким образом, о религиозности россиян и об их конфессиональной самоидентификации можно судить лишь по социологическим опросам населения. Результаты таких опросов весьма противоречивы.
По данным Российского независимого института социальных и национальных проблем (2007 год), верующими в Бога себя называют 47 % респондентов. Из них почти половина никогда не открывали Библии, лишь 10 % регулярно посещают церковь, соблюдают все обряды и ритуалы, а 43 % ходят в церковь только по праздникам.
По данным всероссийского опроса, проведённого ВЦИОМ в марте 2010 года, население страны причисляет себя к следующим конфессиям:
- Православие — 75 %
- Ислам — 5 %
- Католицизм, протестантизм, иудаизм, буддизм — по 1 %
- Другие конфессии — около 1 %
- Неверующие — 8 %
Кроме того, 3 % респондентов высказали мнение о том, что являются верующими, но не причисляют себя к какой-либо конкретной конфессии. В то же время религиозные обряды соблюдают лишь 66 % россиян, и то только по праздникам или эпизодически. Для сравнения: все ритуалы своей религии, согласно опросу 2010 года, соблюдали 22 % всех верующих (независимо от конфессиональной принадлежности).
Опрос «Левада-центра», проведённый в декабре 2012 г. среди 1600 человек из 45 регионов, показал, что с 2009 по 2012 г. доля православных в России уменьшилась на 6%, с 80 до 74%, а доля мусульман выросла на 3%, с 4 до 7%. Число не относящих себя ни к какому вероисповеданию за три года выросло с 8 до 10%, а атеистов стало меньше: с 6 до 5% (http://www.vedomosti.ru/politics/news/7978841/opros_is_ran).
Во время опроса фонда «Общественное мнение» проведённый в 2013 году на вопрос: «Считаете ли вы себя верующим человеком? И если да, то к какому вероисповеданию (конфессии) себя относите?» ответы распределились следующим образом: не считаю себя верующим человеком — 25%, 64% отнесли себя к Православию, 1% к другим христианским конфессиям (католикам, протестантам, униатам, баптистам и др.), 6% заявили, что исповедуют Ислам, 1% — другие религии и 4% затруднились ответить, не смогли назвать определённую конфессию (http://fom.ru/TSennosti/10953).
Опрос фонда «Общественное мнение» и службы «Среда», проведенный в мае 2011 г. среди 1500 жителей 44 регионов, показал, что верующих в стране 82%, атеистов — 13%. Православными христианами себя считали 50% опрошенных, подавляющее большинство из них принадлежит к Русской православной церкви. Респондентов, исповедующих буддизм, иудаизм, католицизм или протестантизм, оказалось крайне мало: их число находится в пределах ошибки выборки. Мусульманами себя назвали 4% респондентов, причем половина из них сунниты. 27% опрошенных назвали себя верующими, но не соотнесли себя с какой-либо религией (http://www.online812.ru/2011/05/04/003/).
Вывод
Как видно, разница в результатах ощутимая. Хотим обратить внимание, что только в последнем опросе есть вариант назваться внеконфессионально верующим, но нет варианта — атеизм. Втором случае формулировки вариантов ответов подразумевают обязательный выбор своей принадлежности к какой либо конфессии, да и сама формулировка вопроса «Считаете ли вы себя верующим человеком? И если да, то к какому вероисповеданию (конфессии) себя относите?» — имеет вариант: «Да, считаю верующим. Не отношу к какой бы то ни было конфесии» лишь частично отражена в варианте: «Затрудняюсь ответить, не могу назвать определённую конфессию», который всё равно содержит подталкивание респондента к выбору конфессии.
Можно сделать вывод, что статистический подход к оценке распространения вероучений сильно зависит о формулировок как вопросов, так и вариантов ответов проводящихся социологами опросов.
Продолжение:
Третья часть: «Мировые вероучения: описание» — https://informacenter.ru/2015/02/veroucheniya-opisanie/.
Комментарии: