4 декабря 2014 г. в Петрозаводске прошёл Муниципальный проектировочный форум «Общественное пространство города: точки роста», организованный Администрацией Петрозаводска совместно с Фондом поддержки инновационных проектов «Новое измерение».
Как сообщается на сайте Администрации Петрозаводского городского округа (http://www.petrozavodsk-mo.ru/petrozavodsk/index/news/more.htm?id=10883477@cmsArticle ) (текст приводим в сокращении — прим. ИАЦ):
Ключевой целью проекта является развитие инфраструктуры общественного участия в городской жизни и форм партнерства местных сообществ, некоммерческих организаций и органов власти. (…)
На обсуждение участникам форума были предложены такие важные темы как проект создания городского Центра общественных организаций (комплекса оборудованных помещений на ул. Суоярвская, д. 8) и Центров по работе с населением (на базе помещений подростковых клубов) для проведения различного рода мероприятий и осуществления текущей деятельности некоммерческими организациями Петрозаводска.
Что обсуждали участники Форума?
Участники форума обсудили возможности расширения деятельности Фонда местных сообществ «Петрозаводск», который занимается поддержкой общественных и социальных инициатив некоммерческих организаций, учреждений, объединений горожан путем привлечения внебюджетных средств (бизнеса и граждан).
Одной из тем дискуссии стали возможности интерактивной Интернет-площадки Городского экспертного online-совета (http://actual.petrozavodsk-mo.ru). Ещё одной площадкой форума стало обсуждение возможности создания петрозаводской «Школы урбанистики» — образовательно-проектировочной среды для формирования и поддержки проектов городских сообществ (ТСЖ, НКО и др.) по благоустройству и современному дизайну малых городских общественных территорий (дворов, скверов, зданий и т.п.).
Последняя предложенная группам тема — «Развитие механизмов проведения общественных слушаний и работы экспертных советов при Администрации Петрозаводского городского округа».
Ставка — на формы гражданского общества, особенно на НКО
Мы уже писали о том, что такое НКО в статье «Некоммерческие организации» (https://informacenter.ru/2014/10/nko/), также мы анализировали ситуацию в Карелии в материале «НКО —отрицательная арифметика деятельности» (https://informacenter.ru/2014/11/stidno-nko/). Напомним некоторые данные о состоянии некоммерческого сектора в Карелии.
На 1 января 2013 года в Республике Карелия зарегистрировано 1 335 некоммерческих организаций, в том числе:
- общественные организации — 539,
- общественно-государственные объединения — 4,
- общественные движения — 15,
- общественные фонды — 15,
- национально-культурные автономии и национальные общественные объединения — 67,
- религиозные организации — 203,
- профессиональные союзы — 90,
- региональные отделения политических партий — 20,
- иные некоммерческие организации — 382.
Среди главных направлений деятельности НКО — образование, просвещение, этнокультурное развитие, здравоохранение, патриотическое воспитание детей и молодёжи, благотворительность. По данным ИА «Республика» (http://rk.karelia.ru/social/karelskie-nko-prizvali-aktivnee-vklyuchitsya-v-programmu-podderzhki-mestnyx-iniciativ/), в рамках региональной программы поддержки социально ориентированных НКО в 2011—2013 годах была предоставлена помощь для реализации 247 проектов на общую сумму свыше 28,8 млн рублей из федерального, регионального и местных бюджетов.
Для сравнения приведём данные, содержащиеся в проекте Стратегии социально-экономического развития Петрозаводского городского округа на период до 2025 года (http://2014.petrozavodsk-mo.ru/petrozavodsk_new/activity/economyka/strategy.htm):
В период с 2008 года наблюдается рост оборота организаций всех видов деятельности. В 2013 году он составил 98,5 млрд. руб. и вырос на 8,2% по сравнению с 2012 годом.
На начало 2014 года в г. Петрозаводске действовало 15798 хозяйствующих субъектов и 7916 индивидуальных предпринимателей. На долю Петрозаводска приходится 56,5% общего числа хозяйствующих субъектов Республики Карелия. Почти 70% всех хозяйствующих субъектов г. Петрозаводска работают в сфере услуг (см. рисунок).
В целом, происходит постепенное изменение структуры экономики города, характеризующееся снижением удельного веса промышленных предприятий тяжелой промышленности и машиностроения и ростом удельного веса предприятий и отраслей, ориентированных на конечного потребителя.
По состоянию на конец 2013 года количество малых предприятий составило более 4,1 тыс. единиц, количество индивидуальных предпринимателей – около 8,0 тыс. чел. Количество малых предприятий в г. Петрозаводске на 1000 человек в 2 раза выше, чем в среднем по республике и по Российской Федерации (справочно: в РФ на 1000 чел. приходится 7 малых предприятий, в г. Петрозаводске — 15). Более половины субъектов МСБ работают в сфере оптовой и розничной торговли и сфере услуг (55,2%). В секторе обрабатывающих производств и лесном хозяйстве их доля составляет 15,1%, в транспорте и связи — 5,1%, строительстве — 9,0%, в сфере гостиниц и ресторанов — 3,9%, на другие виды деятельности приходится 11,7% субъектов МСБ.
Понятно, что сравнивать два сектора экономики не возможно, так как и объёмы не сопоставимы, и вклад различных организаций, как и сферы деятельности отличны. Тем не менее, в мире и в России в частности, наблюдается тенденция к встречному движению бизнеса и некоммерческого сектора и именно так рождается социальное предпринимательство, в то же самое время и государство передаёт часть своих полномочий в оказании различных услуг НКО. А некоммерческий сектор города на форуме был представлен всего 70-ю организациями. Понятно, что многие лидеры НКО не смогли принять участие в Форуме по объективным причинам, тем не менее, учитывая, что в реестре СО НКО Республики Карелия — получателей поддержки, оказываемой органами исполнительной власти Республики Карелия на 10.08.2014 всего 102 организации (См. Список СО НКО Республики Карелии, октябрь 2014 г. https://informacenter.ru/2014/10/data-nko/), это косвенно указывает и на то, что не так-то много у нас в Петрозаводске НКО, которые готовы развиваться дальше и вступать в партнёрские отношения с органами власти.
На основе высказанных участниками Форума мнений, проведя определённый анализ текущей ситуации и опираясь на собственный опыт, мы подготовили некоторые тезисы, из которых впоследствии могут быть выведены практические рекомендации с целью повышения качества работы субъектов социального взаимодействия:
1. Точные данные
Необходим анализ и получение актуальной информации о текущем состоянии, количестве и основных характеристиках хозяйственно-экономических деятельности НКО, зарегистрированных на территории Петрозаводского городского округа.
852 НКО, которые зарегистрированы в Петрозаводске — ещё не показатель, это не означает, что они все работают на благо города, это в принципе, иногда, даже не означает, что они работают в городе. Регистрация в Петрозаводске свидетельствует о том, что вся отчётность сдаётся в Петрозаводске, бюджет которого получает налоги от этой организации. Необходимо проведение своеобразной «городской переписи НКО» с тем, чтобы выявить, сколько в городе есть живых НКО, сколько из них занимаются социально-ориентированной деятельностью.
Возможно, целесообразно вести свой муниципальный реестр СО НКО. Необходимо определить, какие НКО и с кем готовы объединяться, создавать коалиции или партнерские сети. В муниципальном форуме приняло участие около 70 НКО, это почти одна десятая от тех, что зарегистрированы в городе. Такой анализ необходим с тем, чтобы опираться на факты, а не на домыслы.
2. Нормотворчество
Необходимо развитие нормативно-правовой базы, создающей условия для развития НКО в городе. Важно мнение городской администрации и депутатского корпуса, где сформулировано видение развития некоммерческого сектора (концепция, стратегия, муниципальная программа развития некоммерческого сектора в Петрозаводском городском округе), где приводятся основные показатели деятельности НКО в городе, ожидаемые результаты. Необходимо понимание тех ресурсов, которые город готов инвестировать в развитие некоммерческого сектора, а также расчёт планируемых поступлений в бюджет от деятельности НКО.
3. Развитие инфраструктуры
Этой теме фактически и был посвящён форум, тем не менее, этот вопрос требует существенной детальной проработки. В частности, инициатива по созданию Центра некоммерческих организаций (НКО-инкубатора или ресурсного центра) представляется актуальной, тем не менее, вполне очевидно, что без финансовых вливаний данный центр не сможет функционировать. Большинство лидеров НКО сходятся во мнении, что городу нужен модульный многофункциональный центр, в котором будут помещения как для проведения массовых мероприятий (форумов, семинаров, выставок), так и для работы в небольших группах. На сегодняшний момент, модульные технологии разделения пространства на различные сектора уже довольно хорошо отработаны.
- Развитие открытых систем участия горожан в донесении своих позиций. А то и подписи можно собирать, и митинги проводить, и экспертные заключения приводить, а результата не получишь, как например, с решением о 10-метровой зоне продажи алкоголя рядом со школами, детскими садами и больницами. Жителям Петрозаводска нужны открытые приёмные, встречи депутатов Петросовета со своими избирателями, встречи с членами экспертного сообщества и т.д. Понятно, что инициативный гражданин, как правило, сам найдёт дорогу к депутату, но если мы говорим о системном вовлечении граждан в процесс управления городом, сбора обратной связи и выработки адекватных решений, то кажется вполне логичным соблюдение таких принципов работы, которые заложены в регламенте работы Петросовета. п 1.6 Статьи 1 Регламента (от 23 апреля 2009 г. N XXVI/XXIX-593):
Деятельность Совета основывается на принципах политического многообразия, многопартийности, свободного обсуждения и коллегиального решения вопросов, постоянном учёте интересов избирателей (выделено ИАЦ)
.
- Инфраструктура. Также, что касается инфраструктуры — то она должна быть вне зависимости от пожеланий того или иного человека, если мы говорим об институтах развития. В пример можно привести деятельность Петрозаводского Молодёжного Совета. Весной 2012 года с инициативой создания совещательного молодежного органа при Петросовете выступил председатель горсовета Олег Фокин (http://petrosovet.info/news/4945.html). На сессиях Петросовета были утверждены все необходимые документы для начала формирования Петрозаводского молодёжного Совета. Осенью 2012 года совет был создан, но не смог организовать свою работу (Почему? — вопрос к депутатам) и в итоге самораспустился весной 2013 года. Но с тех пор выборы во второй созыв молодёжного совета почему-то до сих пор так и не объявлены.
- Управление развитием не только через бизнес, но и через НКО. Если есть намерение отработать тему с изменением информационной политики в городе и перейти к реальному решению проблем, а не пиару градоначальницы, то необходимо выделять на это ресурсы. И в данном случае речь идёт не столько о финансовых ресурсах, сколько о человеческих и административных. Отдел по связям с общественностью может печатать на своём портале новости некоммерческого сектора Карелии, но они этим не занимаются. Последняя новость датируется мартом 2014 г. В то время как на обновлённой версии сайта есть всего 2 новости от НКО, опубликованные в октябре 2014 г.
Для того, чтобы раздел новостей пополнялся, с НКО нужно быть в контакте, нужно понимать, чем они занимаются, уметь грамотно выстраивать контакт с тем, чтобы в будущем получить эффективное сотрудничество, а не использование НКО в непонятных играх.
Администрация города может интересоваться, что и как происходит в жизни НКО, может выступать своеобразным посредником между бизнесом и НКО, организуя для этих целевых групп открытые площадки как для контакта, обмена информацией, так и для возможного партнёрства с целью решения социально-значимых вопросов.
Общественники очень ценят, если власть о них помнит, тем более размещает новости на своём портале — ведь это способствует и повышению узнаваемости НКО, и своеобразной «легализации» в глазах населения.
4. Кадры для НКО
Мы уже писали о том, что на сегодняшний день специалистов для некоммерческого сектора практически нигде в России не готовят. Речь идёт о специалистах с высшим образованием. Довольно развита система тренингов и небольших семинаров. У нас в Петрозаводске есть сильные общественные организации, готовые и постоянно оказывающие информационно-методическую и консультационную поддержку другим организациям. Но для проведения проектов, направленных на подготовку кадров для НКО, необходимо принимать и политическое решение, и создавать условия.
Экспертное сообщество
Часто мы говорим о том, что необходимо готовить экспертов некоммерческого сектора. Но от одних разговоров эксперты не подготовятся. Поэтому считаем, что необходимо создавать механизмы для участия уже действующих признанных экспертов в своеобразном «натаскивании» через практическую деятельность новичков. Органы власти должны давать конкретные задачи привлекаемым экспертам, членам экспертных советов. Необходима системная работа консультативно-совещательных органов, в т.ч. совместно с депутатами Петросовета. И эта работа должна быть направлена не на констатацию фактов, а именно на проработку возможных вариантов решения проблем, на прогнозирование будущего с учётом мнения экспертов.
5. Стратегическое планирование
Для того, чтобы работу выстроить именно в созидательном направлении и позитивном развитии, необходимо на идеологическом уровне переломить туннельный сценарий самоуничтожения, запущенный в городе. Необходимо выделить акценты, определить, что есть благо, а что — нет. И это касается, в том числе, вопроса с алкоголем. Ведь многие общественники до сих пор так и не услышали четких объяснений, опирающихся на конкретные факты, какое место к экономике города занимает продажа алкоголя, какую долю в экономике она должна занимать через 3—5—10 лет, в отдалённой перспективе — через 20—30 лет, через 100 лет. Зная планы и перспективы развития города и бизнесу будет гораздо легче перестраиваться. Исходя из понимания приоритетов в долгосрочной перспективе — политику можно выстраивать уже сейчас и постоянно сравнивать, каким образом шаг, предпринятый здесь и сейчас влияет на тот результат, который мы хотим получить через 20 лет.
Город будущего
Стратегическое планирование относится и к сфере градостроительной политики. Как город будет дальше развиваться, какие приоритеты преобладают в реализации градостроительной политики: массовая застройка многоквартирными домами или развитие малоэтажного строительства с учетом принципов природосообразности. О природосообразном стиле жизни читайте нашу статью «Потребности биосферы — должны быть основой нашей экономики» (https://informacenter.ru/2014/06/den-ecologa/).
О мусоре в качестве примера
Что ждёт горожан в плане сбора, вывоза и утилизации бытовых и промышленных отходов? Читаем на сайте Гринпис (http://www.greenpeace.org/russia/ru/news/2014/02-12-Petrozavodsk/):
На основании рекомендаций Гринпис России администрация Петрозаводска разработала дорожную карту для организации в городе раздельного сбора отходов в жилом фонде, в общественных местах, в городских учреждениях и на предприятиях.
В очередной раз мэрия запускает пиар-акцию — по рекомендации Гринписа планирует якобы раздельный сбор мусора. Дело хорошее и правильное. Но для чего нужна система раздельного сбора отходов, если нет целостной системы? Необходимо выполнение всей системной технологической цепочки:
сбор → вывоз → утилизация бытовых и промышленных отходов,
что является вопросом местного значения, а мэрия наделена в соответствии с действующим законодательством полномочиями по их выполнению.
На сегодняшний день бытовые отходы свозятся на несанкционированные свалки. Правовые нормы в сфере охраны окружающей среды не соблюдаются, при этом мэрия никак не решает вопрос о строительстве полигона. Привлекать общественников — дело хорошее, но меры по решению проблем с мусором, должны быть системные.
Дети — тоже отходы?
Для иллюстрации того, что акции и бурная деятельность не приводит к решению реально существующих проблем, можно рассмотреть ситуацию с детскими домами. Особенно это заметно сейчас, в предновогоднее время, когда люди и организации толпами ходят в детские дома и носят коробками подарки. Но при этом, количество усыновлённых детей после проведения таких акций, не увеличивается, дети, находящиеся на полном государственном обеспечении, как не умели самостоятельно себя обслуживать, готовить еду, делать уборку или выбирать одежду, так и не могут это делать.
Никто их не учит самостоятельности, не способствует полноценной позитивной социализации и раскрытию своего творческого потенциал с тем, чтобы после выходы из детского дома, они смогли решить жизненные трудности и обустроиться. Принимая участие в дарении подарков, многие люди искренне радуются тому, что они совершают доброе дело, ведь человек изначально настроен совершать добрые поступки. Но в связи с тем, что человек видит или хочет видеть только часть картинки, вместо целого, возникает ситуация, когда они сами и кормят системы, которые по сути перерабатывают «лишних» детей.
Так же и с мусором. Не хотелось бы, чтобы раздельный сбор мусора превратился в смысл жизни и замкнутый цикл, а жизнь беспризорных детей так и оставалась без родителей. И в том и другом случае необходимо продумывать целостную систему, а не удовлетворяться полумерами и точечными акциями.
Послесловие
Форум закончился, по его итогам организаторы обещали вывесить в открытый доступ информацию об итогах обсуждений. Хочется верить, что данный форум не является простым популизмом. Порой возникало ощущение, что форум был направлен лишь на то, чтобы получить своеобразный одобряющий кивок от общественников города, который бы показывал, что городу нужен Центр общественных организаций, нужен работающий Фонд поддержки благотворительных, социальных, культурных, образовательных инициатив «Петрозаводск» (http://ptzfund.ru), нужен Экспертный Совет и обновлённый сайт (http://2014.petrozavodsk-mo.ru/).
Между тем, согласно решению Петросовета № 27/28-434 от 16 сентября 2014 года (http://petrosovet.info/docs/decisions/7046/7051/) решено ликвидировать Петрозаводское муниципальное унитарное предприятие «Дом мод» (ул.Суоярвская,8), создать ликвидационную комиссию, которая в течение 24 месяцев обеспечит проведение процедурных действий, связанных с ликвидацией предприятия в соответствии с действующим законодательством. Если в этом здании расположится новый МУП, который будет заниматься развитием некоммерческого сектора в городе — одно дело, но ведь там может оказаться и другой МУП, или не МУП вовсе, или никак не связанное с третьим сектором предприятие, если здание будет продано с целью пополнения бюджета города предпринимателям.
Заигрывание с общественниками не проходит бесследно, НКО сектор часто живёт по принципу «не благодаря поддержке властей, а вопреки…», поэтому открытость, честность и реальные дела ценятся гораздо больше, чем пустые заявления.
Комментарии: