Молясь, остря, весь преданный причудам,
То ловкий шут, то демон, то герой,
Суворов был необъяснимым чудом.
Д.Байрон
Великий русский полководец и военный теоретик, герой России и один из основоположников русского военного искусства — Суворов не проиграл ни одного сражения, причём все они (а их состоялось более 60) были выиграны при численном превосходстве неприятеля. Придавая большое значение нравственному элементу, он везде ставил дух выше формы. Будучи решительным сам, полководец и от других тоже требовал решительности и самостоятельности в действиях. К тому же, на основании своего огромного опыта, он выработал свою знаменитую систему воспитания и обучения войск. Идеи Суворова, как военного педагога, и поныне ещё не применены во всей полноте…
Карл Штейбен. Граф Рымникский, князь Италийский, генералиссимус А.В. Суворов
Начало биографии
Александр Васильевич Суворов родился (13) 24 ноября 1729 года (по другим сведениям — 1730) в Москве, в семье дворянина. Его отец был генералом русской армии, строго следившим за воспитанием и обучением сына, который учился хорошо, владел семью языками. В 1742 году Александра, по обычаю того времени, записали в лейб-гвардии Семёновский полк рядовым. Действительную службу он начал в семнадцать лет капралом. С этого момента вся жизнь Суворова была подчинена военной службе.
Обладая сравнительно слабым здоровьем, Суворов постоянно закалял себя физически. Боевое крещение получил во время Семилетней войны. За шесть лет он проделал путь от младшего офицера до полковника и удостоился похвалы от многих русских военачальников за хладнокровие и храбрость на полях сражений.
Становление полководца
Становление Суворова как полководца происходило во время двух Русско-турецких войн в победный век императрицы Екатерины II. Особенно яркой победой стал штурм считавшейся неприступной турецкой крепости Измаил в 1790 году. Это событие вошло в анналы русской истории наравне с Полтавским и Бородинским сражениями.
Следующим этапом его боевой биографии стало командование русскими войсками против польских конфедератов (1794). Прибытие Суворова в Польшу сразу же переломило ситуацию в пользу русских, и конфедераты капитулировали.
Суворов, опережая свое время, смог развить и обогатить лучшие традиции русского военного искусства. Они были воплощены в знаменитом суворовском наставлении — книге «Наука побеждать», написанной им в 1796 году
Теоретик и практик-новатор
Боевые качества русских солдат были исключительно высоки. Однако наряду с этим русская армия середины XVIII века страдала серьезными недостатками.
Прежнее строение армии, соответствовавшее ее отличительным особенностям и утвержденное еще Петром I, сменилось слепым подражанием западноевропейским порядкам.
При этом забывали, что на Западе другой характер армии, что тамошние вербованные или наемные армии менее надежны в моральном отношении чем национально однородная русская армия. Характер западноевропейских армий способствовал возникновению там системы муштры, требовавшей автоматического выполнения приказов, противодействовавшей личной инициативе солдат и даже командного состава.
Прибывавшие во второй четверти XVIII века (особенно при временщике герцоге Бироне) в русскую армию иностранные офицеры, а за ними и часть русских дворян-офицеров стали насаждать в ней систему муштры, искореняющую живой дух в солдатах; непомерно раздувалась парадная сторона строевой службы и т. л. Это, естественно, ослабляло русскую армию и снижало значение её преимуществ перед армиями западноевропейских государств.
Молодой Суворов, обладавший богатой военной эрудицией, наблюдательностью и способностью делать обобщения, не мог не заметить этого, и он сделал правильный вывод: нужно в корне изменить существующие уродливые военные порядки, оздоровить их — и тогда можно будет создать новую армию, гораздо более сильную, чем существующая, ослабленная неправильной организацией.
Конечно, на первых порах эта мысль возникла у Суворова лишь в общих чертах. Понадобились долгие годы, длительный опыт, чтобы она приняла вполне отчетливые и конкретные очертания.
Обучение полка велось им с таким расчётом, чтобы — вопреки фридриховским правилам — выработать сознательное отношение солдат к возлагаемым на них задачам. Суворов развивал в солдатах храбрость, упорство, чувство воинской чести. Он закалял их физически, учил метко стрелять и хорошо владеть холодным оружием.
Тяжело в ученье — легко в походе; легко в ученье — тяжело в походе, —
говорил он, мотивируя необходимость упорных тренировочных занятий с личным составом полка.
Не раз он говорил также:
Солдат ученье любит, было бы с толком.
Действительно, подчиненные ему солдаты никогда не роптали, хотя он заставлял их напряженно обучаться военному делу. Будучи простым и приветливым в обращении с солдатами, Суворов проявлял в то же время большую требовательность и сурово взыскивал за нарушение дисциплины. Суворов заботился не только о военном обучении солдат, но также об их воспитании, развивая в них понятия о долге перед родиной и о воинской чести.
В 1764—1765 годах Суворов свёл правила по управлению и обучению полка в особом наставлении, названном «Полковое учреждение». В этом наставлении подчеркивается, что в центре внимания обучения рекрут должна стоять не парадная, показная сторона, а обучение тому, что полезно и важно в бою и в походе: боевым построениям, меткой стрельбе и т.д.
Подчеркивается также значение дисциплины:
Вся твёрдость воинского правления основана на послушании, которое должно быть содержано свято. Того ради никакой подчиненный перед своим вышним на отдаваемой какой приказ да не дерзает не токмо спорить или прекословить, но и рассуждать.
«Полковое учреждение» послужило основанием для оформившегося спустя тридцать лет другого суворовского наставления — «Наука побеждать».
«Наука побеждать»
Всякий солдат к тому должен быть приведен, чтобы сказать ему можно было: теперь знать тебе больше ничего не остается, только бы выученного не
забывать,
— таков был лозунг Суворова в деле воспитания солдат. Развивая мысль, высказанную ещё Петром I (учить «яко и в самом деле»), Суворов всемерно старался придать всякому учению характер подлинного боя. Маневры происходили при непрестанной ружейной и артиллерийской стрельбе (холостыми зарядами), так что атакующие бывали густо окутаны облаками порохового дыма.
В Тульчине окончательно оформилась и была записана знаменитая суворовская инструкция войскам: «Наука побеждать». Ещё в Херсоне и затем на походе в Польшу Суворов приказывал обучать войска составленному им военному катехизису; большинство солдат знало это наставление наизусть. Теперь оно получило окончательную редакцию.
«Наука побеждать» представляет собою дальнейшее развитие и углубление «Полкового учреждения». Она построена на тех же принципах. В ней также выражена мысль о единосвязи между техническими приёмами обучения и нравственным, моральным воспитанием. Войскам прививаются те же идеи о необходимости порыва, энергии. Это свидетельствует о том, что сложившиеся у Суворова взгляды на воспитание и обучение поисковых кадров остались в существе своём неизменными. Но, разумеется, они получили гораздо более яркое и точное выражение. То, что в «Полковом учреждении» было лишь намечено, то в «Науке побеждать» обозначено со всей отчётливостью.
Слог «Науки» также несравненно более ярок; но своей образности, почти афористичности он является подлинным шедевром.
Основные положения «Науки побеждать» можно свести к следующему:
- Огромную роль на войне играет моральное состояние войск. Необходимо, чтобы
все бойцы стремились к победе и понимали путь, которым их ведут к этой победе
(«Каждый воин должен понимать свой маневр»). - Победа достигается посредством наступления и разгрома главных сил
противника. - Одним из важнейших условий победы является быстрота, внезапность удара.
- Решающую роль в сокрушении врага играет штыковая атака.
- Обучать солдат следует только тому, что пригодится на войне. Все прочее,
напрасно перегружающее солдата, надо отсечь; зато необходимому солдат должен обучиться в совершенстве («Тяжёло в ученье — легко в походе»). - Командиры должны внимательно относиться к солдату и его нуждам.
- Надо привить войскам внимательное, бережное отношение к мирному населению
и пленным.
«Наука побеждать» не обременяла солдат ничем, что не вызывалось бы боевой надобностью, и в то же время давала им указания относительно всего, что могло встретиться в бою и в походе.
Политика Павла I
Вскоре, однако, всё изменилось, так как в ноябре 1796 г. умерла Екатерина II, и новый император. Павел I (сын Екатерины II и Петра III), стал проводить крайне реакционный курс, в первую очередь к тем кто был близок к Екатерине II.
Новые порядки стали внедряться и в армии.
Сохранившиеся планы и описания маневров Гатчинских войск за 1793 – 1796 годы свидетельствуют, что Павлом Первым была устроена довольно серьезная боевая учеба, несмотря на малочисленность отряда цесаревича. На маневрах отрабатывались приемы взаимодействия различных родов и видов войск при наступлении и отступлении, форсирования водных преград, отражения морского десанта противника. Практиковались даже нетипичные для той эпохи переходы войск в ночное время. Уделялось внимание не только залповому огню, но и штыковому бою. Огромное значение придавалось действиям артиллерии, которая являлась костяком и наступления и обороны. В гатчинской артиллерии в 1795 – 1796 годах проводились отдельные учения. Многие офицеры Гатчинских войск впоследствии достойно проявили себя на боевом и административном поприще.
В целом, к 1796 году Гатчинские войска представляли собой одно из наиболее дисциплинированных, хорошо подготовленных и обученных подразделений русской армии, пусть и не имевшее боевого опыта.
Необходимо отметить, что к концу царствования Екатерины II русская армия переживала период упадка. В войсках, особенно в гвардии, царили страшные злоупотребления – процветало воровство, взяточничество, в полках имелся огромный некомплект личного состава, требования уставов выполнялись кое-как, дисциплина и боевая подготовка войск находились на чрезвычайно низком уровне. Необходимость реформ в армии была совершенно очевидной. И Павел, со свойственной ему решительностью, с первых же дней царствования начал проводить серьезные преобразования в военной области по давно готовому, тщательно разработанному и во многом проверенному на практике плану. Вскоре после воцарения Павла Петровича, 29 ноября 1796 года, были введены в действие новые воинские уставы: «Воинский Устав о полевой пехотной службе», «Правила о службе кавалерийской» («Воинский Устав о полевой гусарской службе») и «Воинский Устав о полевой кавалерийской службе».
Изменения произошли и в организационной структуре армии, особенно кавалерии и артиллерии. Были созданы инспекции, во многом соответствующие по функциям современным военным округам, чем впервые было четко организовано управление, снабжение и обучение войск в мирное время.
В 1797 году был сформирован Пионерный полк – первое крупное военно-инженерное подразделение в русской армии.
Не оставлял Павел без внимания и военно-учебные заведения. Оба кадетских корпуса, как кузницу офицерских кадров, император взял под свое личное покровительство и требовал, чтобы директора по всем делам, касающимся этих заведений, обращались непосредственно к нему. При Павле в кадетских корпусах вновь введена военная организация с разделением кадет на роты.
В Воинском уставе 1796 года впервые были даны четкие указания по обучению рекрутов. Устав требовал также гуманного, без излишней жестокости, отношения к солдатам: «Офицерам и унтер-офицерам всегда замечать солдат, которые под ружьем или в должности ошибались, и таковых после парада или учения, или когда с караула сменятся, учить; а если солдат то, что надлежит, точно знает, а ошибся, такового наказать…
Мало кому известно, что Павел Петрович сам был замечательным артиллеристом, и в целом можно сказать: из всех его военных преобразований реформы в артиллерии явились наиболее плодотворными и долговечными, а многое из заведенного им в этой области сохранилось вплоть до сегодняшних дней.
Строгий и придирчивый к офицерам, Павел всегда с теплотой и заботой относился к солдатам. Было значительно улучшено и увеличено солдатское довольствие, увеличены размеры жалованья, серьезное внимание было обращено и на медицинское обеспечение нижних чинов. Теперь офицеры не могли использовать их для личных нужд. Солдаты Петербургского гарнизона, в первую очередь, гвардейцы, щедро награждались Государем за удачно проведенные разводы и учения. Необходимо особо отметить, что, вопреки сложившемуся у большинства представлению, солдат при Павле наказывали гораздо менее жестоко, нежели при Екатерине или в последующие царствования, и наказание строго регламентировалось Уставом. За жестокое обращение с нижними чинами офицеры подвергались взысканиям, причем довольно суровым.
Несмотря на ряд отрицательных моментов, необходимо признать, что в целом военные реформы императора Павла сыграли значительную роль в повышении уровня боеспособности русской армии. В первую очередь, это касается артиллерии и кавалерии. То полезное, что было сделано Государем, в значительной степени легло в основу военных реформ начала XIX века и помогло русской армии блестяще показать себя в сражениях с армией Наполеона.
Взаимоотношения императора и полководца были обусловлены прежде всего тем, что Александр Васильевич Суворов был из окружения Екатерины, не всегда взгляды императора и полководца совпадали, в итоге в 1797 Суворова отправили в ссылку в имение Кончанское Новгородской области.
Последние кампании
Но после обострения политической обстановки в Европе и успехов французской армии, о старом военачальнике вспомнили и вернули на службу, и Александр Суворов принял предложенное назначение.
Итальянская кампания 1799 и сейчас вызывает удивление. Несмотря на серьёзные трения с австрийским гофкригсратом, контролировавшим и всячески тормозившим действия русского главнокомандующего, последовала серия быстрых и эффектных побед русско-австрийских войск.
Перейдя реку Адду, Суворов занял Милан и Турин, а затем поодиночке разбил две французские армии при Требии и Нови. За пять недель было пройдено 400 км, и вся Ломбардия была очищена от французов. Открывалась возможность взятия Генуи, после чего можно было перенести военные действия на юг Франции, чтобы идти на Париж. Но на пути осуществления этого замысла встал венский кабинет. Вместо вторжения во Францию австрийцы потребовали, чтобы русский корпус из Италии двинулся в Швейцарию. У Австрии разыгрался аппетит, она стремилась присоединить Северную Италию, но присутствие русских войск мешало этому.
Заключительным этапом полководческой деятельности фельдмаршала стал Швейцарский поход 1799.
Движение русских войск началось из г. Таверно, затем последовал знаменитый переход через Альпы, когда суворовские войска вписали в русскую военную историю на вечные времена легендарное взятие Чертова моста, труднейший подъем через Росштокский хребет, а затем через горный хребет Паникс.
Павел I очень верно оценил действия Суворова:
Побеждая всюду и во всю Вашу жизнь врагов Отечества, Вам не доставало одного — преодолеть и самую природу, но Вы и над нею одержали ныне верх.
Длинный перечень громких названий суворовских побед пополнился блестящими подвигами на швейцарских горных высотах. Благополучный исход всего предприятия стал венцом прижизненной славы Суворова.
Ему был пожалован самый высокий военный чин — генералиссимуса. Появился и другой указ, по которому даже в присутствии царя войска должны были «отдавать ему все воинские почести, подобно отдаваемым особе Его Императорского Величества».
Последние годы жизни А.В.Суворова
Александр Васильевич Суворов умер по прибытии в Петербург (6) 18 мая 1800 года и был похоронен в Александро-Невской лавре.
(5) 17 мая 1801 года памятник великому российскому полководцу, князю Италийскому, графу А.В. Суворову был торжественно открыт на Марсовом поле в Санкт-Петербурге. На церемонии открытия, помимо многочисленной публики, присутствовали новый российский император Александр I, генералитет столицы и сын полководца.
В официальных кругах смерть великого полководца постарались обойти молчанием, но армия и с нею все лучшее в России были потрясены ею.
Что ты заводишь песню военну,
Флейте подобно, милый снигирь?
С кем мы пойдем войной на Гиенну?
Где теперь вождь наш, где богатырь?
Сильный где, храбрый, быстрый Суворов?
Северны громы во гробе лежат,..
— с тоскою восклицал Гавриил Романович Державин.
Роль Суворова в истории русского военного искусства
Суворов сыграл очень большую роль в истории русского военного искусства.
Созданная им военная система была крупным шагом вперед по сравнению с господствовавшими тогда воззрениями и как нельзя лучше отвечала отличительным чертам русской армии XVII века.
Построенная по принципу национальной однородности, что обеспечивало ей высокую моральную устойчивость, располагавшая многочисленными кадрами солдат, чьи исключительные боевые качества были признаны всем миром, эта армия была пригодна для гораздо более решительной стратегии, нежели та, которая создалась на базе использования наёмных солдат.
Такая именно армия могла отвечать требованиям, которые предъявлял к ней Суворов: совершать «молниелётные» переходы, прямо с марша вступая в бой; атаковать с сокрушительной энергией преобладающие силы неприятеля и т.д. Она отвечала и требованиям, вытекавшим из реформ Суворова в области тактики (применение рассыпного строя, широкое применение колонн, гибкое маневрирование на поле боя и пр.). Опираясь на превосходные кадры русской армии, умея реализовать все скрытые в ней возможности, Суворов и добился своих замечательных побед.
Каковы были исторические обстоятельства, способствовавшие появлению этого замечательного полководца в крепостнической екатерининской России?
В русском крепостном крестьянстве, из среды которого рекрутировалась армия, искони жила любовь к своей родной земле, к отечеству. Века борьбы за национальную независимость воспитали в массе русского народа мощное национально-патриотическое чувство. Высокий моральный уровень, наряду с великолепными боевыми качествами русского солдата, делал русскую армию очень сильной. Превосходные боевые качества русских солдат приобретали особую силу в связи с тем, что в часто воевавшей армии накоплялся большой военный опыт и в среде дворянского офицерства сформировались многочисленные кадры опытных и умелых командиров.
Общий промышленный и культурный подъем в России, имевший место в XVIII веке, — и в особенности интенсивное развитие металлургии — подводил под развитие вооруженной мощи империи материальную базу.
Наконец, нужно учесть большую численность русской армии и её хорошее в общем вооружение (особенно артиллерию).
Все эти исторические условия в их совокупности создавали почву для появления в екатерининской России победоносного полководца, каким и стал Суворов. В развитии военного искусства Суворов оставил неизгладимый след. Он чётко сформулировал значение решительности, быстроты, внезапности, владения инициативой, свежести и гибкости методов ведения боя и блестяще доказал на практике жизненность этих принципов.
Его полководческое искусство не терпело никакого шаблона, оно было всегда оригинально. Суворов умел выделять в обстановке каждого боя то своеобразное, что в ней имелось, и соответственно строить свою тактику.
Подобно Петру I и Румянцеву — и ещё в большей мере, чем они, — Суворов был новатором, прокладывавшим новые пути в военном искусстве.
При этом в своем военном творчестве он всегда учитывал конкретные особенности русской армии как армии, проникнутой духом великого народа. Эти особенности позволили Суворову коренным образом пересмотреть общепринятые для того времени взгляды на теорию и практику военного дела. Военное искусство Суворова покоится на прочной народной основе.
Превосходный стратег, замечательный тактик, Суворов был одновременно замечательным военным воспитателем. Его методика обучения войск сохраняет в некоторых частях свою актуальность и поныне.
Значение Суворова для русского военного искусства не исчерпывается победами, одержанными им при жизни. В продолжение своей многолетней военной деятельности он воспитал первоклассные кадры высшего офицерства. Воспитанные им полководцы заняли крупнейшее место в истории Отечественной войны 1812 года (Багратион, Милорадович, Платов и другие). Под сильным влиянием Суворова сформировалось и замечательное военное дарование других полководцев России.
Суворов был горячим патриотом, самоотверженно отдававшим родине все свои силы.
Горжусь, что я русский,
— неоднократно говорил он, Нередко он приводил слова Петра I:
Природа произвела Россию только одну. Она соперницы не имеет.
Суворов твёрдо верил в то, что при умелом руководстве русские солдаты являются лучшими в мире. Он был убеждён, что ни одна армия не может сравниться с русской по своим боевым качествам. Задачи, которые он ставил перед своими войсками, были исключительно трудны, но всякий раз они бывали блестяще разрешены. Армия отвечала своему полководцу такой же безграничной верой в него, в его воинское дарование и горячую, самоотверженную любовь к Родине. Солдаты знали, что Суворов всегда заботится о них, что в бою он ведёт их кратчайшим путем к победе, что ради этой победы он готов без колебаний отдать свою жизнь — и это сознание укрепляло их храбрость и мужество, вселяло в них уверенность в собственных силах.
Эти качества Суворова были особенно ценны в век крепостничества, когда многие дворяне-офицеры склонны были помыкать солдатами. Суворов видел в солдате патриота, он требовал, чтобы в солдате уважали человека и воина, — эти взгляды он завещал своим последователям и они являются его великой исторической заслугой.
Суворов и современность
Суворовские традиции в армии живы и поныне. Военные заветы Суворова представляют собою кладезь богатейших идей, развитых на практике рукою великого мастера. Многие из них сохраняют свое значение и
по настоящее время. Недаром, когда в 1918 году была издана — за подписями В. И. Ленина и Я. М. Свердлова — первая служебная книжка красноармейца, в ней были помещеныотдельные положения из суворовской «Науки побеждать». Например:
- Солдату надлежит быть здоровому, храброму, твердому и правдивому.
- Всякий воин должен понимать свой маневр.
- Тяжело в ученье — легко в походе, легко в ученье — тяжело в походе.
- Стреляй редко, да метко; штыком коли крепко.
- Где пройдет олень, там пройдет и солдат.
- Три пленных искусства: первое — глазомер, второе — быстрота, третье — натиск.
- Ученье — свет, неученье — тьма.
- Дело мастера боится.
- Послушание, обучение, дисциплина, чистота, здоровье, опрятность, бодрость, смелость, храбрость — победа!
- Негоден тот солдат, кто отвечает «не могу знать», проклятое «не могу знать», от «немогузнайки» много-много беды.
Руководители Советского государства хранили суворовские традиции ещё на заре строительства Красной Армии. Образ Суворова, как олицетворение мужества и русского воинского искусства, высоко чтим в памяти народа.
В 1942 году Президиум Верховного Совета СССР постановил учредить орден Суворова трех степеней, являющийся одной из самых высоких наград за боевые подвиги генералов и офицеров.
В августе 1943 года было вынесено постановление об организации закрытых военных училищ, имеющих целью дать воспитанникам общее среднее образование и вместе с тем подготовить их к военной службе в офицерском звании. То обстоятельство, что этим училищам присвоено имя великого русского полководца, имеет глубокий смысл. Оно подчеркивает, как чтит Советская Армия суворовские военные традиции.
Несмотря на совершенно иные условия современной войны, многое в суворовском наследии сохранило свою актуальность, достойно тщательного изучения и подражания. Живут в военных преданиях и гордые суворовские традиции.
Высшим признанием этого служат слова, произнесённые товарищем Сталиным в речи 7 ноября 1941 года на военном параде в Москве:
Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков…»,
и среди них товарищ Сталин назвал Александра Суворова.
…Нам ведом враг, и наглый и лукавый,
Не в первый раз встречаемся мы с ним.
Под знаменем великой русской славы
Родной народ в боях непобедим.
Он прям и смел в грозе военных споров,
И равного ему на свете нет.
«Богатыри!» — так говорит Суворов,
Наш прадед в деле славы и побед.
1941
Всеволод Рождественский.
Наша армия — всегда оплот нашей гордости и безопасности.
Материалы:
http://www.calend.ru/person/2920/
http://www.oviont.ru/ru/about/news/920/
http://works.tarefer.ru/32/100430/index.html
http://rupoem.ru/rozhdestvenskijV/sredi-baltijskix-solnechnyx.aspx
Комментарии: