Сегодня 09 октября — Всемирный день почты, один из международных дней, отмечаемых в системе Организации Объединенных Наций, что свидетельствует о несомненной значимости в жизни каждого жителя Земли таких вроде бы и обычных, и привычных, и несколько теряющих свою монополию, но по-прежнему сохраняющих своё значение в системе коммуникаций — учреждений почтовой связи.
Несмотря на то, что развитие в первую очередь интернета, а также автоматизированных систем телефонной, электро- и радиосвязи, привело к прогнозам о стагнации и даже исчезновении рынка почтовых услуг, однако, этого не произошло и как показывает практика в обозримом будущем не произойдет, поскольку перемещение материальных объектов (товаров, вещей и прочее) невозможно при использовании электромагнитных видов связи.
Современная почта — это единая система государственных почтовых предприятий, объединенных Всемирным почтовым союзом. В ряде стран, например, в Великобритании, все почтовые услуги монополизированы государственной почтой. В других существует государственная монополия только на часть услуг связи. Например, у нас монополизированы только так называемые «услуги всеобщего обслуживания».
«Почта России» (официальное наименование — Федеральное государственное унитарное предприятие ФГУП «Почта России») создана 5 сентября 2002 года. Причём надо чётко понимать, что сегодняшняя почта и учреждения связи — это далеко не одно и то же, хотя практически до 90-х годов прошлого столетия в СССР и в России именно под почтовым учреждением понимались собственно почта, а также телеграф и телефон. Однако в настоящее время предприятия электросвязи уже давно стали самостоятельными структурами, а российская почта представляет следующие основные услуги: обработку и доставку писем (более 1,5 млрд. в 2013 году), посылок (до 55 млн. в год) и денежных переводов (более 75 млн. ед. ежегодно). Кроме того «Почта России» предлагает своим клиентам ещё свыше 80 почтовых, финансовых, инфокоммуникационных и прочих услуг, среди которых к наиболее востребованным относятся: получение и доставка пенсий и пособий, оплата коммунальных услуг, доставка подписных печатных изданий.
И если, в городах услуги почты, честно говоря, особой популярностью среди населения не пользуются, за исключением корпоративных клиентов и государственных учреждений, которые во исполнение законов и, особенно подзаконных актов, вынуждены использовать такие их виды как письменные отправления, то ценность подразделений «Почты России» в сельской местности трудно переоценить.
Это подтверждается и практикой работы Управления Федеральной почтовой службы Республики Карелия, которым ведётся целенаправленная работа по превращению отделений почтовой связи в небольших населённых пунктах в единый расчётный центр для населения, а также источник снабжения продуктами питания и промышленными товарами. В нашей республике насчитывается 781 сельский населенный пункт, 204 из которых обслуживаются стационарными отделениями связи, а 472 — почтальонами (жители пяти населённых пунктов вынуждены обращаться самостоятельно в ближайшие отделения почтовой связи).
Несмотря на то, что по словам генерального директора ФГУП Дмитрия Страшнова:
Никто не думает о том, что мы находимся сегодня в ужасающем состоянии — из 42 тыс. отделений 30 тыс. требуют капремонта. Зарплаты у почтовых работников на 40% ниже рыночных. Около 25% отделений не подключены к интернету,
— а может быть, как раз именно поэтому организацией разработана и осуществляется довольно амбиционная Программа модернизации, которая предусматривает переход почты на банковские услуги, что по замыслу разработчиков должно сделать Федеральное государственное унитарное предприятие рентабельным. Однако против превращения почты в банк выступает ряд серьёзных экспертов.
Глава «Почты России» преувеличивает, когда говорит, что без банковских услуг почте не выжить, — говорит председатель правления Общества защиты прав потребителей услуг связи и инфокоммуникаций Алексей Самохвалов. — Выручка у ФГУП очень приличная.
И действительно, даже согласно бухгалтерской отчётности самой «Почты России», доходы от почтовых услуг в 2013 году выросли на 7% и составили 51,8 млрд руб. Доходы от посылок и экспресс-доставки увеличились на 10% и составили 17 млрд руб., поэтому возникает логичный вопрос: может быть дело в несовершенстве разработанной программы?
В принципе решающие ответы на вопросы: какой быть российской почте, как ей избавиться от присущих ей недостатков — несвоевременной доставки корреспонденции, очередей и высоких тарифов за предоставляемые услуги, должен дать новый закон «О почтовой связи», принятый в первом чтении Государственной Думой 12 марта 2014 года. О сложности проблемы говорит такой факт, что ко второму чтению уже поступило более 800 поправок и работа эта продолжается. Но главное депутатам, защищающим государственные интересы, удалось изменить его суть: почта не переходит в частные руки, она лишь меняет организационную форму на более современную с ФГУП на ОАО.
Однако, вероятно, хватит о серьёзном и тем более грустном. Сегодня всё-таки праздник, хотя, между прочим, в России, согласно Указу Президента РФ профессиональный праздник почтовых работников — «День российской почты» отмечается ежегодно во второе воскресенье июля. Вот мы и обещаем своим читателям, что в июле следующего года вернёмся к данной теме.
А пока, поздравляем с праздником работников российской почты и вслед за Самуилом Маршаком торжественно объявляем:
Честь и слава почтальонам,
Утомлённым, запылённым,
Слава честным почтальонам
С толстой сумкой на ремне!
Комментарии: