Начнем с простого тезиса о том, что на работу человек тратит большую часть своего времени (времени психически наиболее активного), а также большую часть своей жизни (также наиболее дееспособные годы). Назовем это время основным. Вторым тезисом послужит то наблюдение, что в жизни каждого человека есть, или по крайней мере, должна быть некая «сюжетная» линия, по отношению к которой другие события служат фоном.
Из этих тезисов можно вывести третий о том, что основное время нельзя заполнять процессами фоновой значимости, т. к. оно структурно приспособлено под деятельность, в которой будет выражаться смысл-образующая линия жизни данного индивида. Если же человек считает, что крох свободного времени ему хватит на реализацию его смысла жизни, а рабочее время рассматривает как фоновую деятельность, то пьеса его жизни будет скомканной и невразумительной.
Также бессмысленно оценивать ту или иную работу в отрыве от того, какие плоды она приносит обществу. Поэтому, чтобы понять место работы в жизни человека проанализируем связку человек-работа-общество. Ведь взаимоотношения индивида и общества по большей части строятся через работу. Упадочным является мнение о том, что «простой» человек один ни на что не влияет и поэтому спросить с него нечего.
Каждый человек в той или иной мере влияет на жизнь общества. Хочет он этого или нет, бессознательно или осознанно, с благим умыслом или с безразличием — но влияет. Влияет, т.к. живет, произносит какие-то слова, покупает какие-то вещи, так или иначе проводит свой досуг, работает здесь или там, или вообще не работает. Все эти движения тела, ума и души не могут не оказывать влияния на других людей, то есть на общество. Однако, каким будет это влияние завит в наибольшей степени от того, чем человек наполнит своё основное — рабочее время.
Таким образом, необходимый критерий «состоявшегося человека» заключается в том, что его основное время заполнено осмысленной деятельностью, результаты которой влияют на курс общества в ту сторону, которую человек считает правильной и которую избрал, исходя из своих представлений о благе.
Если же работа, которой занят человек этому критерию не удовлетворяет, то он может претендовать на иллюзию счастья [1], а чаще, на неудовлетворенность собой и миром.
Надо, конечно, отдавать себе отчет, что далеко не всегда человек способен увидеть полную картину, локализовать в ней свою деятельность и сказать, к чему она объективно ведёт. Поэтому человеку даны чувства, на которые он может положиться при выборе своего пути. Интерес к самой деятельности и отсутствие угрызений совести за выполненную работу — вот два необходимых чувства, которые подсказывают человеку о том, что следует продолжать деятельность. Интерес к делу служит признаком того, что реализуется творческо-познавательный потенциал, а отсутствие угрызений совести свидетельствует о том, что человек не идет вразрез с наивысшей целесообразностью. Такие условия, как уважение и вознаграждение за работу, не являются объективными подсказками, т.к. общество в целом запуталось в базовых мировоззренческих [2] категориях и зачастую не способно оценить деятельность человека по заслугам.
В двух последних условиях для многих и кроется та «точка слома», когда человек жертвует интересом к делу, заглушает голос совести и берется за исполнение той роли, которая оценивается обществом в более короткий срок. Такие люди сталкиваются с последствиями своего выбора: живут они мало, болеют по психосоматическим причинам часто, внутренне бедны и потому часто одиноки. Словом им не позавидуешь.
К слову заметим, что стремление смехотворным образом выделиться внешним видом или поведением, есть тоже попытка человека доказать самому себе, что «слома» не было и он как был непреклонен перед злонравными требованиями общества так и остался.
Итак, суммируем наши выводы о том «что же человеку надо от работы». Необходимо чувство реализации смысла жизни, но если с осознанием такового у индивида тяжко, то на помощь приходят сопутствующий делу интерес и отсутствие угрызений совести. Насколько это достижимо в наше время и в нашем обществе?
Вместо однозначного ответа приведем самую глубинную дихотомию взглядов на мироздание, из которой вытекают всё множество суждений, привычек, стереотипов и жизненных стратегий наличествующих в обществе. Эта дихотомия как лакмусовая бумажка делит людей на победителей и побежденных (но не по отношению друг к другу, а по отношению к жизни).
Одни люди считают или тут лучше сказать верят, что жизнь вообще-то хороша. И если живешь, не кривя душой, то в любом обществе найдешь интересное и благое дело, к которому приложится, и достаток и здоровье, и другие компоненты счастья.
Другие же считают/верят, что реальная жизнь увы такова, что приходится подстраиваться под злонравные и абсурдные требования общества, чтобы сберечь здоровье получить спокойствие духа, достаток и другие компоненты счастья.
А вы как считаете?
1 Тут включаются компенсаторные механизмы, которые подменяют сущностную ценность работы различными вторичными выигрышами: статусом-признанием (со стороны общества), игрушками (которые позволяет иметь эта работа). Благодаря этому человек может быть иллюзорно доволен своей работой по принципу Пьера Жана Беранже:
Господа! Если к правде святой
Мир дороги найти не умеет,
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
2 В рамках этой статьи выскажем это утверждение без доказательств. Пусть это откроет каждому возможность самостоятельно подумать: так это или не так.
Душой я за первый вариант, однако в жизни пока реализуется второй.
Не могу определить, в каком качестве я могу приносить обществу пользу, моя профессия
меня не радует, честно говоря, не вижу, как она обществу помогает.
Всё-таки мечтаю выйти на первый вариант – чтобы и трудиться с душой, и пользу обществу приносить,
и можно было семью создать и воспитать достойных детей.
статья правильная. согласен с автором.