Долбанём по вредным привычкам — советский плакат
Читать около 8 мин

На сайте газета-Петрозаводск, вскоре после выдвижения Молодёжным парламентом Республики Карелия предложений, касающихся ограничении времени продажи алкоголя и увеличения расстояния от социальных объектов до точек продажи спиртосодержащих веществ выходит статья «СКОЛЬКО МЕТРОВ ДОЛЖНО БЫТЬ ОТ ШКОЛЫ ДО БУТЫЛКИ?» (http://gazeta-petrozavodsk.ru/content/skolko-metrov-dolzhno-byt-ot-shkoly-do-butylki)

Действительно, как пишет автор статьи 

«Экономика — слишком сложная штука, чтобы принимать такие радикальные решения, основываясь лишь на принципе «меньше водки — больше пользы».

По расчётам специалистов петрозаводской мэрии, сокращение торговой сети розничной продажи алкоголя приведет к тому, что, во-первых, магазины вынуждены будут закрыться из-за снижения рентабельности, а во-вторых — бюджет городского округа потеряет доходы в виде налогов».

Экономика для автора «штука» настолько сложная, что автор так и не смог в ней разобраться. Кроме того автор в силу своего мировоззрения забыл, что есть и другие сложные «штуки» или науки — например жизнеустройство (социология), психология, медицина и так далее.

Данная статья — типичный образчик мышления отечественного либерала. Общеизвестно, что в экономике есть два подхода — «экономика для человека» или «человек для экономики». В данной статье мы видим чёткое обоснование второго подхода — здоровье человека, детей не имеет значения, так как главное — делать деньги любой ценой. Не будем вдаваться в подробности осознанно ли это делалось, либо бессознательно — это не столь важно, а просто попунктно разберём — соответствуют ли действительности утверждения автора.

Автор приводит в качестве аргумента некие расчёты мэрии Петрозаводского городского округа. Какие «специалисты» пришли работать в мэрию уже всем хорошо известно по расчётам и сделкам в Прионежском районе, в результате которых район-«пациент» едва не испустил дух, и, вероятно, по той же причине неадекватности, население эти расчёты вряд ли увидит. Кроме того фраза «по расчётам мэрии» напоминает избитую фразу «согласно исследованиям британских учёных»… А значит выдвижение каких-либо обвинений в популизме молодым депутатам на основе мифотворчества выглядит со стороны автора — не то что популизмом, а просто непрофессионализмом, если не сказать хуже.

А предложение Молодёжного парламента снижать потребление алкоголя имеет чёткие статистические и экономические обоснования и расчёты по каждому пункту, опирающиеся, в том числе, на опыт других регионов.

Приведём конкретные данные по теме:

1. Чем ниже потребление, тем ниже смертность и тем выше рождаемость.

Данные взяты из книги С.А. Сушинского «Я ВЫБИРАЮ ТРЕЗВОСТЬ!» [1]

После перестроечный период в России ознаменовался демографической катастрофой, получившей название «русский крест». [2]

Динамика рождаемости и смертности отражена Д.А. Халтуриной, А.В. Коротаевым и основана на данных Росстат 2007 и World Bank 2007. Душевое потребление найдено у доктора медицинских наук А.В. Немцова. [3] Он взял среднюю по данным V.Treml (1970-1993), Госкомстата РФ (1980-1987) и А.В.Немцова (1981-2001)).

«Русский крест» — демографическая катастрофа в России в 1990-е годы — график

Видна невооружённым глазом потрясающая связь потребления алкоголя и смертности. В 1978 году пили 12 литров, смертность была 11, повысили алкоголь до 14 – смертность повысилась до 12. Далее началась известная антиалкогольная кампания (1 июня 1985 г.). За первые полтора года регистрируемая продажа спиртного упала на 51%. Душевое потребление алкоголя упало с 14 до 11, смертность упала ниже 11.

Далее антиалкогольные меры перестали действовать и в 1991 г. подпольные винно-водочные изделия составляли более половины от общего потребления, уровень которого приблизился к 1984 г. Начало рыночных реформ (с 2 января 1992 г.) сопровождалось не только либерализацией цен и продажи алкоголя, но и отменой государственной монополии на производство и торговлю спиртным. На винно-водочный рынок хлынули не облагаемый акцизами, а значит очень дешевый алкоголь (А.В.Немцов, 2003).

Потребление спиртного увеличивалось до 1994 г. и составляло 14 литров, смертность подскочила до 16. Затем потребление сокращалось до 1998 г., а с 1999 г. снова начало расти (в 2001 г. 15 л).

2. Динамике потребления алкоголя полностью соответствует динамика появления дефективных детей.

График взаимосвязи динамики потребления алкоголя и рождения дефективных детей 1935—1965 гг.

Любопытно вела себя рождаемость. Внешне она вела себя зеркально по отношению к смертности, но реально она зависит не от смертности, а от душевого потребления алкоголя. Растёт потребление алкоголя – падает рождаемость, падает потребление – растёт рождаемость. Оказывается это естественная потребность трезвого человека – продолжать свой род, рожать здоровых детей.

Интересно проследить ещё одну закономерность. На другом графике можно увидеть данные академика РАМН Ф.Г. Углова на котором показана закономерность темпов роста потребления алкоголя и доли дефективных детей. Полное совпадение (корреляция), а значит прямая зависимость.

Источник:

http://rudocs.exdat.com/docs/index-177383.html

3. Уровень преступности падает вместе со снижением потребления алкоголя

В комментарии к статье «Молодёжный парламент предложил запретить продажу алкоголя с 22.00 до 10.00» мы уже приводили данные исследования связи уровня преступности с доступностью алкоголя по городу Сургуту.

Город Сургут расположен в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, численность населения в 2013 году составляет 331 тыс. человек, то есть ситуация вполне сопоставима с Петрозаводском. Объекты торговли также находили в шаговой доступность, однако у мэрии и городских депутатов хватило совести, ума и политической воли для принятия столь важного решения.

По официальным данным за 9 лет с 2005 года в г. Сургуте количество торговых объектов, осуществляющих продажи продажи алкоголя, сократилось на 65,7 % с 1120* до 384**, за этот же период уровень преступности в городе снизился на 64,3% с 14591 до 5208***.

Более детально взаимосвязь уровня преступности и степени доступности алкоголя стало возможно отслеживать лишь с раскрытием данных реестра торговых объектов, имеющих лицензию на розничную продажу алкоголя.

График-тренд количества юридических лиц и лицензированных точек по продаже алкоголя в Сургуте 2011—2014 гг.

График взаимосвязи количества преступлений и количества лицензированных точек по продаже алкоголя в Сургуте 2005—2013 гг.

Так за последние три года в г. Сургуте количество торговых объектов, имеющих действующую лицензию на торговлю алкоголем, сократилось на 40%.

Однако, темп сокращения торговых точек, имеющих лицензию на алкоголь, от года к году имеет тенденцию к замедлению. За 2011 — произошло сокращение на 21,6 %, за 2012 — 16,6%, за 2013 — 8,1%, при этом необходимо отметить, что существенное сокращение в 2013 году, произошло лишь в декабре месяце, за первые же 11 месяцев 2013 года сокращение торговых объектов с лицензией на алкоголь составило чуть меньше 2%.

Динамика преступности в Сургуте 2004—2013 гг.

Темп сокращения уровня преступности в г. Сургуте шёл практически параллельно с сокращением точек продаж алкоголя в Сургуте. За 2011 преступность в Сургуте сократилась на 27,5%, за 2012 — 13%, 2013 — 2%.

Безусловно существует взаимосвязь доступности алкоголя с другими социально значимыми показателями (в сфере здравоохранения, экономики, боеспособности страны и др.). Доступные данные говорят лишь о негативном влиянии доступности алкоголя на все общественно значимые социальные процессы.

Источник: https://informacenter.ru/2014/02/alcohol22-10/

4. Экономический ущерб от потребления алкоголя превышает доходы от продажи спиртного в 8 раз!

Статья на основе данных одного из крупнеших исследований [4] экономического эффекта потребления алкоголя, на примере Беларуси.

Эксперты рассчитали экономический ущерб от потребления населением алкоголя. Он составил 7,2% от валового внутреннего продукта — это более 4 млрд долларов США. Данные собирались на примере 2008 года. Об этом рассказал TUT.BY главный нарколог Министерства здравоохранения Сергей Осипчик.

«Мы вели расчёты в соответствии с международными рекомендациями, в которых говорится, что нужно учитывать не только прямые издержки, например, на оказание медицинской помощи алкоголикам, но и косвенные, связанные с социальным ущербом»,

— объясняет главный нарколог Минздрава.

В формуле учитывалась смертность от алкоголизма, смертность от ряда заболеваний, которые вызывает потребление алкоголя (циррозы, гепатиты и др.).

Бралось в расчёт и число лет, которые больные алкоголизмом могли бы прожить до среднего возраста, если бы не злоупотребляли спиртным, а также число ДТП, когда происшествие случается по вине водителя, находящегося в состоянии алкогольного опьянения.

«Сюда идут и затраты страховой компании на расследование случая, на выплату страхового возмещения и расходы ГАИ МВД на расследование и составление протоколов)»,

— пояснил С. Осипчик.

Учитывалось количество убийств и затраты на расследования убийств, совершенных на почве пьянства, «в том числе мы прикидывали и исходя из стоимости оценки жизни».

Принималось во внимание и число детей, которые воспитываются в неблагополучных семьях.

«Мы даже учитывали ущерб от снижения доходов детей в случае развода родителей в связи с пьянством одного из супругов»,

— обращает внимание специалист.

Так, по экспертным оценкам в Беларуси расходы государства, связанные с потреблением алкоголя населением, с учётом социального ущерба превышают доходы от продажи спиртных напитков где-то в 8 раз!

Расчёт суммы затрат, связанных с пьянством и алкоголизмом в 2008 г., по отношению к ВВП республики Беларусь

«Раньше в расчёт не брались косвенные факторы. Мы пошли по пути европейских стран, которые оценивают экономический ущерб от социального явления, такого как пьянство»,

— рассказывает Сергей Осипчик.

В Европе в разных странах уровень социально-экономического ущерба, связанного с пьянством и алкоголизмом, колеблется от 2 до 4% от валового внутреннего продукта, рассказал Сергей Осипчик.

О том, что в Беларуси рассчитают экономический ущерб от потребления алкоголя, специалисты заявили еще в конце 2011 года (http://news.tut.by/society/254265.html), однако до сих пор конкретные цифры нигде не публиковались.

Источник:

http://news.tut.by/society/316600.html

Вывод:

Статья «СКОЛЬКО МЕТРОВ ДОЛЖНО БЫТЬ ОТ ШКОЛЫ ДО БУТЫЛКИ?» явно отвечает интересам тех, кто производит, и тех, кто реализует алкоголь. Причём лоббирование идёт на уровне городской администрации, и это немудрено, учитывая дружеские связи некоторых «Малышей» из руководства города с добрыми «Карлсонами» из городских торговых сетей, которые никогда не упустят свою «банку варенья».

Естественно, никаких конкретных расчётов не приведено, да и вряд ли они будут. Если посмотреть приведённые показатели по Беларуси, статистику смертности-рождаемости, снижение преступности в Сургуте, то можно уверенно сказать, что от предлагаемых мер по ограничению времени продажи и расстояния до точек продажи алкогольной продукции и от дальнейшего сокращения её потребления выиграют все в обществе, кроме, конечно, производителей и распространителей алкоголя.


[1] — Сушинский С.А. Я выбираю трезвость! – М.: МГИУ, 2008 – 172 с.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, УДК 613.83,ББК 51.1(2)5, ISBN 978-5-2760-1624-5

Рецензенты:
А.М. Карпов – заведующий кафедрой психиатрии, наркологии  и психотерапии Казанской государственной медицинской академии, доктор медицинских наук, профессор;

А.Н. Маюров – президент Международной академии трезвости, доктор педагогических наук, профессор;

Е.А. Резчиков – заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и промышленной экологии Московского государственного индустриального университета, кандидат технических наук, профессор

[2 — прим. Сушинского С.А.] Здесь и далее исследование Д. А. Халтуриной, А. В. Коротаева, выполненное при поддержке РГНФ, проект № 06-06-02072а / Алкогольная катастрофа и возможности государственной политики в преодолении алкогольной сверхсмертности в России / Отв. ред. Д.А.Халтурина, А.В. Коротаев. М.: ЛЕНАНД, 2008. – 376 с.

[3 — прим. Сушинского С.А.] Природа, №12, 2003. // Немцов А.В, Убойная сила российского пьянства. (Александр Викентьевич Немцов, доктор медицинских наук, руководитель отдела Московского научно-исследовательского ин-та психиатрии Минздрава РФ. Автор книг «Алкогольная ситуация в России» (1995) и “Алкогольная смертность в России, 1980-1990-е годы» (2001)).

[4] —  С. А. Игумнов, М. В. Петрович, С. И. Осипчик. Социально-Экономические последствия потребления алкоголя в республике Беларусь.

Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:
Подписывайтесь на наш канал на Youtube: https://www.youtube.com/c/inance
Вступайте в группу Вконтакте:http://vk.com/inance_ru,
Жмите «Нравится!» в группе Facebook:http://www.facebook.com/inance.ru
И делайте регулярные перепосты.
Предлагайте темы статей, которые Вы хотели бы увидеть на нашем сайте.
Станьте со-авторами — присылайте свои материалы для размещения на нашу почту inance@mail.ru.
Можете поддерживать Информационно-аналитический Центр (ИАЦ) финансово постоянно http://inance.ru/podderzka/ или однократным вкладом:

Благодарим Вас за сотрудничество!

Комментарии:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ