Читать около 35 мин

В наше время когда речь заходит о преступных группах чаще всего в их отношении употребляется наименование мафия. Хотя изначально это было имя собственное вполне определенной организации из Сицилии, которая является более серьёзным явлением, чем простая ОПГ, и имеет под собой основание, уходящее глубоко в прошлое. Эта международного организация, название которой стало нарицательным для любой преступной деятельности, была невидимой для государств и общества как минимум столетие. Не только структура и принципы работы Коза Ностра были неизвестны и оставались тайной вплоть до ряда громких судебных процессов во второй половине ХХ века, но и само её существование было под вопросом. Уроки из прошедших разгромных процессов не вывел никто: ни государства, ни общество, ни сама организация. Времена, когда Мафия управляла крупнейшими организациями Италии и США, а также их правительствами, прошли. История «людей чести», как они сами себя называют, является ярким примером следствия инфантильности отрицания обществом наличия теневых структур и в тоже время примером сетевой организации автономных органов местного самоуправления, существующей столетия.

Что такое Мафия

Один из прокуроров Рима, посещая в 1980 году мафиози Фрэнка Копполу, задал ему прямой вопрос: «Сеньор Коппола, что такое мафия?». Старик, задумавшись, ответил: «Сеньор судья, сегодня три магистрата хотели бы занять пост прокурора Республики. Один из них — умница, другой пользуется поддержкой правящих партий, третий — полный кретин, но достанется эта должность именно ему. Вот что такое мафия…» [ 1 ]

Большинство людей ошибочно называют мафией любую преступную группировку. Но разница между кланом, обычной ОПГ и сицилийской Мафией с Коза Нострой как между детским садом и вузом. Это аристократия и элита преступного мира. Мафия является устойчивым тайным обществом с обрядом посвящения, строжайшей клятвой молчания, со своим кодексом чести, жёсткой иерархической структурой кланов (семей) и, одновременно, элементами сетевой организации. 

Начиная с 60-х годов структура организации и принципы её функционирования были достаточно детально описаны перебежчиками, нарушившими клятву молчания в связи с арестом или внутренними конфликтами. И если Мафию и можно с чем сравнивать, так это с рыцарскими или суфийскими орденами. Которые если не дали жизнь самой организации, так являлись прообразом при её создании. Конечно, когда речь идёт о подобных структурах, никогда ничего нельзя сказать наверняка, даже бывшие члены Коза Ностра давали противоречивые показания и не знали всего в отношении вещей, которые невозможно было проверить. Но безусловно одно: организация такого рода не могла возникнуть на пустом месте среди лимонных рощ и необразованных крестьян, как нам любят это представлять. Хотя доминантами работы организации сегодня и являются деньги и власть, чтобы зарабатывать их ещё больше, но изначально это было не так.

Об эффективности организации «людей чести» красноречиво говорит ещё тот факт, что невежество в отношении существования и методов работы Мафии было практически повальным даже у себя на родине, даже среди полиции и чиновников самой Сицилии. Не говоря уже о США, где прозрачность для законодательства и общества позволила ей практически захватить власть в стране в некоторых аспектах и удерживать её вплоть до 80-х. В массовой культуре тогда не было самого представления об образе, возможностях и масштабах такой скрытной деятельности. Это все «теории заговора» говорили они. Силовые структуры и спецслужбы, законодательство и общество относились ко всем нарушителям закона одинаково: оно базировалось на основе примитивного стереотипа бандита или их группы. Что и помогало Мафии успешно действовать и при этом оставаться в тени, не прилагая к этому никаких дополнительных усилий. Неуязвимость была заложена в самой организации.

Судья Фальконе комментировал это так: «Нельзя валить всё в одну кучу и называть Мафией то, что ею не является, иначе мы окажемся неспособны выработать дифференцированные стратегии, и эффективность наших действий пострадает». [ 1 ]

Не смотря на все видимые успехи, борьба с Мафией очень часто оказывалась просто поводом списать проблемы и деньги. А сама Коза Ностра, вопреки сложившимся сегодня стереотипам, выполняла и выполняет определенные функции для государства, надгосударственных структур и общества. Причём с начала XX века этих государств стало несколько. Не паразитируя на них, но являясь неотъемлемой частью того строя общества, который исторически сложился к настоящему времени, выполняющей такие задачи, которые не в состоянии и не может выполнить государство. С 80-х годов прошлого века организация пережила несколько разгромных процессов, но продолжает существовать действуя и сегодня.

Ни одна группировка — ни русские бригады, ни мексиканские или колумбийские картели, ни афроамериканские уличные банды, ни японские якудза, ни китайские триады — так и не достигли того уровня могущества, которым обладала Коза Ностра во время своего золотого века. [ 19 ]

Фальконе, отдавший свою жизнь в борьбе с этой организацией, человек который нанёс Мафии сильнейший удар за всю историю по обе стороны океана, в 1991 году, за год до своей смерти писал так: «Людей чести» на Сицилии, вероятно, больше пяти тысяч. Отобранных в ходе самого сурового отбора, подчинённых строгим правилам, истинных профессионалов преступности. Хотя их и называют солдатами, а действительности это генералы. Или скорее кардиналы некой церкви, гораздо менее снисходительной чем католическая. Их жизненные позиции фанатичны. Коза Ностра образует мир в себе, законченный в своей глобальности. Ориентированный прежде всего на принцип уважения к истине, жизненно необходимой для организации». [ 1 ] 

И для них это было не пустой философией, а практическим вопросом выживания. Нарушение клятвы молчания — омерты означало во всех случаях смертный приговор. Состоянию бдительности и жизненного тонуса в котором жили многие мафиози позавидовали бы монахи дзен монастырей. Знание того, что смерть всегда близка, что она может прийти через минуту, неделю или год, наполняет чувством ненадёжности каждое мгновение. При подобной концентрации на деле заученные действия с детства быстро перестраиваются, культурные стереотипы перестают преобладать над человеком и улучшаются когнитивные способности, обостряя чувства. Именно этот процесс является неотъемлемой частью психологического созревания индивида, который пропускают большинство людей в период 12-14 лет. Именно это являлось причиной их взгляда свысока на толпу. Ежедневные рутинные повторения одних и тех же действий и привычный распорядок дня сменяются внимательным отслеживанием своего поведения и слов. Когда живёшь вместе с постоянным ощущением смерти, не бывает ничего бесполезного или случайного. Даже слово, произнесённое с неправильной интонацией могло привести к печальным последствиям. Конечно, видимо, многие «люди чести» не выдерживали такого уровня нагрузки: за деньги и власть им приходилось платить, постоянная тревога заливалась деньгами, наркотиками, женщинами и азартными играми.

Представители Клана города Корлеоне, Сицилия. Во главе с главным врачом районной больницы, слева сверху. Фото 1950-е.

Ещё одно признание итальянского судьи, который посвятил свою жизнь борьбе против Мафии позволяет взглянуть на эту тему как раз с психологической стороны: «Бывают моменты, когда мне кажется, что эти мафиози единственные рациональные существа в мире, населённом безумцами». [ 1 ]

Несмотря на то, что Мафия многим и представляется прежде всего связанной в ассоциациях с убийствами и насилием, но это говорит лишь страх и неадекватные стереотипы. Всё же эти действия являются, как правило, самым последним словом при невозможности договориться. Известны случаи когда семьи сами устраняли или наказывали своих членов и соучастников за излишнюю жестокость, которая привлекала ненужное внимание к организации государства и общества. Так был наказан отсидкой в тюрьме глава Чикагской бригады Аль Капоне за «резню в день святого валентина» в 1929 году. За намерение ликвидировать прокурора США в 1935-м был убит влиятельный соучастник «Голландец Шульц». Настоящая картина немного сложнее: членом организации может являться и человек с несколькими высшими образованиями, бизнесмен, высокопоставленный чиновник или даже главный врач больницы (например, Микеле Наварра (1905 — 1958), глава семьи Корлеоне, Сицилия). А заработок Мафии идёт в основном с легального и полулегального бизнеса. К примеру, через организацию искусственных монополий. Несмотря на негласные внутренние запреты заниматься торговлей наркотиками и ужесточение законодательства, во многих семьях эта статья доходов также является существенной.

Заметки на полях

«Коза Ностра» —  с сицилийского переводится как «наше дело» (Cosa Nostra, произносится как «Коса Ностра»). Или «thing of ours» по-английски. Название было впервые оглашено общественности нарушившим омерту Дж. Валачи на судебном процессе 1962 года в США.

Хотя этот термин относится прежде всего к американскому отделению Мафии, которая живёт по несколько более упрощённым понятиям и немного отличной структурой, но сегодня его используют практически повсеместно чтобы отличать организацию от других международных преступных группировок в общем. 

Что касается самого термина «Мафия», то до сих пор точно не установлено его происхождение. В XIX веке на Сицилии слово «Мафиозо» в отношении людей имело два значения — «задира, хулиган; заносчивый, самоуверенный», но в то же время «бесстрашный, предприимчивый, гордый». Существует предположение о политической расшифровке слова как аббревиатуры «Мадзини (1805 — 1872, видный политический деятель Италии, философ, масон) разрешает грабежи, поджоги и отравления» (итал. Mazzini autorizza furti, incendi, avvelenamenti). Впервые слово «Мафия» в отношении преступных группировок, вероятно, было употреблено в 1843 году в поставленной в Палермо комедии Гаэтано Моска и Джузеппе Риццотто «Мафиози из тюрьмы Викариа» (итал. I mafiusi di la Vicaria). Хотя слова «мафия» и «мафиози» ни разу не упоминались в самом тексте. В современном своём значении термин вошёл в обращение после того, как префект Палермо Филиппо Антонио Гвалтерио применил это слово в официальном документе за 1865 год.

С чего всё начиналось

В неизвестности есть сила. В пустое место не бьют.

Первые упоминания о деятельности организации «людей чести» и именно Мафии относятся к середине ХIХ века. Но не стоит исключать, что история её существования гораздо длиннее. Что было раньше сейчас исследователям доподлинно неизвестно, так как Мафия по понятным причинам не вела ни летописей, ни реестра сотрудников. но предшествующий исторический контекст и ряд аналогичных организаций средневековья даёт пищу для размышлений. Но сначала необходимо сказать несколько слов о месте, где это явление зародилось Этот средиземноморский остров с благодатным климатом и прекрасной природой издавна был перекрёстком культур, языков и народов. Начиная с древних греков каждая средиземноморская держава, от Рима до королевства Бурбонов, стремилась подчинить Сицилию себе. На многих остров производил впечатление собрания культур: греческие амфитеатры и храмы, римские виллы, арабские мечети и сады, норманнские соборы, дворцы эпохи Возрождения, церкви в стиле барокко.

В Середине первого тысячелетия, после развала Римской империи, Сицилия находилась c 535 года в составе Византии. После экспансии халифата с 888 года остров был завоёван арабами. В 948 году на Сицилии образовался полунезависимый арабский эмират и существовало исламское государство. Мусульманский период в истории государственности Сицилии растянулся на 264 года, с 827 по 1091 гг. Более того, мусульманская община сохранялась на острове до 1240-х годов, после чего она была депортирована на континентальную Италию, где исламская культура сохранялась до 1300 года. [ 14 ]

Арабское влияние оказало существенное влияние на остров. Городской план Палермо в общих чертах сохранился с арабских времён, главный собор повторно перестроен из бывшей мечети. Дворец эмира располагался в пригороде Палермо, Аль-Халиса (Кальса). Посетивший Палермо странствующий поэт Ибн Джубайр рассказывал, что город чрезвычайно богат и красив. Население Сицилии, завоёванное мусульманами, в основном было христианским и в большинстве своём говорило на греческом языке. Здесь также появился свой диалект арабского языка, т.н. сицилийско-арабский язык, который сегодня сохранился на Мальте.  Было также существенное число евреев. К середине XI века более половины населения острова исповедовало ислам. [ 15 ] 

Как минимум с этого времени на острове действовали также и суфийские ордена. Сообщается, что Ричард Львиное Сердце (по-арабски это звучит «калб-ун-нимр», причем оба слова связаны с суфийским посвящением) предлагал свою сестру в жены брату Саладина. Сама она была вдовой короля Сицилии, властители которой использовали суфийские фразы в своих девизах.  [ 17 ] Позже, после завоевания норманнами, по утверждениям нескольких шокированных путешественников, дети христианских королей по-арабски говорили лучше, чем по-итальянски.

Кафедральный собор Палермо, который во время существования Сицилийского эмирата был перестроен под мечеть.

После смерти гениального ученого, создавшего то или иное научное направление, его место занимает талантливый или просто хорошо обученный ближайший ученик-последователь, которому еще удается некоторое время сохранять заложенный Учителем высокий уровень основанной им науки. Но потом приходят следующие поколения, не только не способные к творческому поиску, но и не помнящие, как творил живой Учитель. Инициативность сменяется, в лучшем случае, усердным выполнением своих обязанностей. Значимость кафедры снижается, идеи коснеют или искажаются окончательно. Остается лишь название — кафедра Ньютона, кафедра Павлова.

Нечто подобное происходило и с суфийскими братствами. Через век или два после смерти гениальных основателей подавляющее большинство их последователей возвращались в рамки ортодоксальных форм ислама. Но были и такие ответвления братств, которые в дальнейшем своем существовании приобретали нехарактерные для религиозных организаций черты. Круг адептов закреплялся примитивной кастовостью и корпоративностью, храмовая вертикаль «шейх — ученики — послушники» перековывалась в систему слепого подчинения, общинное обеспечение жизни переходило в экономическую изолированность по формуле работы на одну казну. Таким образом мы имеем ещё одну версию возникновения Мафии. Так некоторые суфийские ордена переродились в торговые компании, военно-политические организации или масонские ложи, и даже, как это могло произойти в когда-то мусульманской Сицилии, в известную всем Коза Ностра. Все они на новом поприще, как правило, достигли значительных успехов, так как пользовались унаследованными от суфийских учителей знаниями. [ 18 ]

Палермо, Сицилия

Очень важным моментом является то, что по официальной хронологии с 1282 года с небольшими перерывами Сицилия была в составе Испании под властью иноземцев. Бурбоны и Испания правили Сицилией до 1861 года. В то время к власти пришел Джузеппе Гарибальди (1807 — 1882, итальянский полководец, революционер и политический деятель, который объединил Италию). В мае 1860 года Джузеппе Гарибальди и около 1000 добровольцев – знаменитых краснорубашечников – высадились на острове с целью присоединить его к новообразованному Итальянскому королевству. Но затем причисление 2,4 миллиона сицилийцев к гражданам Италии обернулось подлинной эпидемией заговоров, грабежей, убийств и сведений счетов. Не в состоянии умиротворять Сицилию политически, правительство регулярно прибегало к военной силе: на острове то и дело высаживались экспедиционные корпусы, города подвергались осаде, проводились массовые облавы и аресты — без суда и следствия. Собственно первые упоминания о деятельности мафии совпадают с интенсивной борьбой за независимость как от Бурбонов, так и после от Италии. Именно в неспокойные 1860-е годы итальянская правящая верхушка впервые услышала о сицилийской Мафии. Поскольку никому не было известно, что это такое на самом деле, люди, писавшие о мафии, заключали, что она – рудимент, наследие Средних веков, этакое свидетельство столетий дурного правления чужеземцев, благодаря которому остров пребывал в отсталом состоянии. «Люди чести» поддерживали веру в древность мафии. Наиболее влиятельный и известный свидетель из Мафии Томмазо Бушетта искренне полагал, что мафия зародилась в Средние века как движение сопротивления французским оккупантам.

Вообще влияние разного рода закрытых обществ: францисканцев, иезуитов, суфийских орденов и прочих теневых структур было широко распространено в средневековой Испании. Одним из таких орденов была организация «Беати Паоли» (Beati Paoli, Блаженные из Паолы), последователями деятельности которой считали себя некоторые мафиози.  Это общество существовало в Палермо в XV — XVI веках. Члены общества, чьих лиц никто никогда не видел, на заседаниях суда они носили колпаки по принципу религиозных братств, восстанавливали справедливость там, где это не получилось обычным путем. Обиженный богатыми или власть имущими всегда мог рассчитывать, что его обидчик ответит перед судом тайного общества. Своё имя члены общества получили из-за одежды, схожей с одеждой членов братства Святого Франциска из Паолы. По преданиям членов общества всегда было десять, а кроме них четыре священника и главный судья, который и допрашивал обвиняемого на ночном суде. 

Заметки на полях

Сицилия является также местом рождения известной сегодня каждому классической классно-урочной системы. В ХVI веке в городе Мессина на востоке Сицилии орденом иезуитов была открыта первая школа, которая повсеместно используется без пересмотра до сих пор.

В 1185 году при бракосочетании принцессы Констанции, дочери короля сицилийского Рожера I, с Генрихом, впоследствии Генрихом VI, императором германским, было «открыто существование новой и нечестивой секты, члены которой называют себя мстителями и в своих ночных собраниях объявляют всякое преступление законным, если оно совершается под предлогом общественного блага». [ 22 ] Известно также случаи, когда при инициации мафиози обязан был «следовать примеру Беати Паоли». [23]. Также существует версия, что прообразом Мафии могут являться народные дружины, существовавшие на Сицилии с IХ века.

И вообще, прежде мафия имела несколько иную стратегию работы по отношению к местному населению. И тогда их чаще называли «людьми чести». В ХIХ веке и какое-то время в 20-м Мафия была своего рода неформальным органом местного самоуправления. За каждой семьёй была закреплена своя территория, и местные жители знали к кому обращаться с проблемами. И в период борьбы за независимость и полвека спустя Коза Ностра была единственным эффективным общественным институтом на Сицилии, где люди могли рассчитывать на действенную помощь и защиту. Сицилия всегда была наименее экономически развитым регионом Италии и мафия была реальным противовесом местным феодалам, хотя стоит признать, что не всегда это было так.

Многие мафиози искренне верили, что служат обществу и, вероятно, в некоторых случаях это было действительно так. По словам наиболее влиятельного и известного свидетеля Томмазо Бушетты, глава из одной семьи, Гаэтано Филиппоне, советовал своим людям ходить за покупками в магазин мелкого разорившегося коммерсанта, у которого было мало клиентов. Этот пример заботы о своей территории в самых разных мелочах был присущ Мафии до того как это всё превратилось в торговую компанию. 

Чем более равнодушно государство было к Сицилии, чем более от неё отдалились его институты, тем сила организации становилась всё больше. Не смотря на то, во что это вырождается сегодня, одной из функций организации являлась защита собственного народа. Известно, что сицилийский менталитет крайне запутанная вещь в себе. Есть мнение, что касается двойной морали или двойственности в сицилийской душе, то это — наследие истории, времён, когда Сицилия, вынужденная обороняться от внешнего мира, изобрела для себя образ жизни, позволявший сопротивляться оккупанту и при этом выживать. [ 1 ]  Длительное время люди смешивали мафию и мафиозную ментальность мафию как незаконную организацию и мафию как обыкновенный образ жизни.

Пришедший к власти в начале 20-х годов Муссолини противостоял мафии и хотел уничтожить её. Во время его правления за подозрение на принадлежность к организации сажали в тюрьмы и уничтожали без суда и следствия. Мафия не осталась в долгу и в свою очередь помогла союзникам в борьбе с дуче. Именно с помощью Мафии союзникам удалось в кратчайшие сроки занять весь остров. Организации тогда отошёл фактически весь остров, «люди чести» занимали посты мэров, судей и прочие влиятельные места. Интересно, что вскоре после этих событий, в 1947 году Сицилия получила областную автономию. Но были и такие «люди чести», кто сотрудничал с Муссолини. Например, бежавший от американского правосудия Вито Дженовезе, который торговал героином в Италии и отдавал фашистской партии часть доходов. Но и тот быстро переобулся. После его арестовали американские войска за кражу имущества и экстрадировали в США, где он позже стал главой семьи Лучано. Ранее быть главой семьи было тяжёлой обязанностью, после 50-х всё чаще мотивом внутренних конфликтов стала борьба за власть.

Сальваторе «Лаки» Лучано (1897 — 1962). Человек, в 1930-х годах объединивший семьи США в единую структуру с высшим органом управления — Комиссией из глав 5 семей Нью-Йорка. Глава семьи Лучано, которая позже стала называться Дженовезе.

Выгнав в начале ХХ века ирландцев, Коза Ностра контролировала морские порты и доки Нью-Йорка. Во время второй мировой войны после подрыва 2 февраля 1942 года транспортного судна Нормандии, правительство США заключило договор с Мафией и лично с сидевшим тогда в тюрьме Лаки Лучано по защите морских портов и кораблей в Нью-Йорке. В обмен на сокращение срока Лаки Лучано и другие преференции Коза Нострой был организован план защиты и безопасности всего города. Лаки Лучано, отсидевшему к тому времени 10 из 50 лет срок не сократили, но экстрадировали на родину, откуда он продолжал управлять всей империей. Была ли это реальная служба родине или очередная масштабная афера сейчас сказать сложно.

Омерта

Как только сицилиец научится говорить, его учат молчать. 

Сицилийская поговорка.

Одним из основных залогов успеха и устойчивости организации оказалась железная дисциплина, которая обеспечивалась беспрекословным соблюдением клятвы молчания, которая называется Омерта. «Оме́рта» — с итальянского переводится как «взаимное укрывательство, круговая порука». Наказание за нарушение клятвы — смерть в разных вариантах. «Человек чести» может манипулировать этими правилами, переписывать их и даже иногда пренебрегать ими, однако он всегда помнит, что именно эти правила обеспечивают ему то или иное положение в глазах старших. Вообще же в Коза Ностре слово «честь» наделено совершенно особым значением, оправдывающим многие поступки членов мафии. Сегодня ясно, что кодекс чести представляет собой гораздо большее, нежели просто свод правил. Стать «человеком чести» означает приобрести новую личность, вступить в новую реальность. Честь мафиозо — знак этой новой личности, этой новой этической принадлежности. [ 2 ]

На Сицилии членом организации может стать только сицилиец, в США только итальянцы. До посвящения новобранец должен был представлен двумя(ранее одним, до случая внедрения агента Джозефа Пистоне под псевдонимом Донни Браско в семью Боннано, который работал в ней под прикрытием 6 лет как солдат до 1986 года) членами организации, которые с этого момента несли ответственность за его действия. Также это происходит и происходило, например, и в коммунистической партии. Само посвящение и клятва также проходили в присутствии менторов. Члены мафии принимают подобные ритуалы всерьез, как вопросы чести, жизни и смерти.

Солдат семьи Дженовезе Джозеф Валачи впервые нарушает кодекс молчания и раскрывает процесс посвящения на открытом судебном процессе в 1963 году. Здесь он описывает процесс произнесения клятвы, который сопровождается сжиганием святого образа (христианской иконы, обычно это изображение Благовещения) на ладонях.

По другую сторону океана по личному свидетельству и подробному описанию(на 20 лет позже Валачи) самого известного свидетеля Томмазо Бушетты церемония посвящения проходила в закрытом помещении, расположенном в квартале, который контролировала принимающая его семья. Там-то и выслушал взволнованный неофит ритуальную речь, которую произнес опытный «человек чести» и глава семьи, в то время как немного в стороне от них два других члена его будущей «семьи» ожидали ее окончания с естественным для свидетелей столь значительного события почтением.

Как утверждают некоторые историки эта церемония во всех деталях повторяет ритуалы инициации, установленные религиозной сектой поборников справедливости, которая называлась «Beati Paoli» и действовала в Палермо в Средние века. [ 11 ] Посвящающий начал свою речь с общих положений, обличая социальную несправедливость, проповедуя защиту вдов, сирот и семьи. Затем он заговорил о бесконечном «нечто», которого якобы достаточно для того, чтобы покончить с несправедливостями жестокого мира, в качестве уточнения довольствуясь следующим определением:

— Это нечто ставит перед собой целью защитить слабых и уничтожить несправедливость.

После чего посвящающий спросил у новичка, готов ли он перед лицом творящегося беззакония присоединиться к этому «нечто».

И когда юный Томмазо Бушетта ответил утвердительно, посвящающий попросил свидетелей уколоть указательный палец на левой руке неофита каким-либо острым предметом (в ту пору обычно для этой цели использовали колючку дикого апельсина) так, чтобы из пальца брызнула кровь и чтобы кровь эта капала на святой христианский образ. Обагренная кровью иконка поджигалась прямо в руках у посвящаемого, который должен был, чтобы не обжечься, перекидывать её из одной руки в другую, пока огонь не угасал, повторяя клятву «Коза ностры»:

— Да сгорит моя плоть, как сгорает этот священный образ, если я нарушу мою клятву. — Так сказал и Томмазо Бушетта после того, как пообещал выполнять обеты «Коза ностры». Это был сицилийский вариант десяти заповедей, включающий, естественно, обет не красть и не возжелать жену ближнего своего. Сжигание священного образа символизирует смерть обычного человека и его возрождение в качестве «человека чести».

Томмазо Бушетте повезло, так как в конце церемонии посвящающий не стал запечатлевать на его устах устрашающего поцелуя, как это делалось в других более могущественных «семьях». Вот тогда, и только тогда посвящающий открыл юному Бушетте, что у этого «нечто» есть название — «Коза ностра» — и что организация под этим именем имеет структуру не менее жесткую, чем у самого тоталитарного из государств. Ему объяснили, что у этой организации существуют сложнейшая структура и разветвления, а потому, хоть мафия и насчитывает по всему миру не менее десятка тысяч членов, долгое время в глазах профанов она оставалась такой же загадочной, каким представлялся Африканский континент исследователям XIX века.

Ему было открыто, что в Палермо живут сотни «людей чести», каждый из которых принадлежит одной из «семей», и каждая «семья», в свою очередь, управляет своей тщательно разграниченной территорией, которая называется «бургада»; в то же время маленькие населенные пункты контролирует, ни с кем не делясь, одна отдельная «семья», которая и носит название этого населенного пункта. С этого момента новобранец становился неприкасаемым (в иерархии — солдатом) и при условии соблюдения клятвы и покорности защищался всей структурой.

Также необходимо было соблюдать следующие правила:

  • Есть только одна причина покинуть организацию — смерть;
  • Нет ничего выше потребностей организации
  • Если кто-то оскорбляет одного члена организации, то наносит оскорбление всей организации
  • Правосудие вершит только организация, со всеми проблемами нужно обращаться к главе семьи;
  • Члены организации беспрекословно подчиняются главе;
  • Нарушение клятвы и предательство любого из членов организации карается убийством предателя
  • Нельзя говорить с посторонними и жёнами о делах

Посвящаемый «человек чести» помимо прочего должен быть примерным семьянином, уважать своих родителей и не засматриваться на жён товарищей. Подобные клятвы использовали также другие организации: Ндрангета, Каморра, Сакра Корона Юнита и другие. Так или иначе обряд посвящения проходят во многих и легальных организациях: врачи дают клятву Гиппократу, в армии, спецслужбах и судей есть свои  присяги. 

Обязанность мафиози говорить правду частично призвана обеспечить взаимное доверие, которое, как правило, в дефиците среди преступников. Потребность в доверии также объясняет те статьи кодекса мафии, где говорится о сексе и браке. Новые «посвященные» клянутся не иметь доходов с проституции; переспать с женой другого мафиозо означает подписать себе смертный приговор. Более того, если мафиозо увлекается азартными играми и женщинами и кичится своим богатством, скорее всего его сочтут не заслуживающим доверия и потому вполне заменимым. Тот, кто придерживается правил кодекса, демонстрирует своим соратникам, что на него можно положиться. В общем вся жизнь членов мафии строится вокруг кодекса чести. В том числе и поэтому эта организация существует до сих пор.

Чтобы жениться, мафиозо чаще всего должен получить разрешение у своего капо. Для организации жизненно необходимо, чтобы ее члены выбирали себе партнеров разумно, а в браке вели себя достойно. По правде сказать, у мафиози гораздо больше причин доставлять удовольствие своим женам, нежели у обычных людей: разочарованная браком жена мафиозо способна причинить урон организации в целом — хотя бы через обращение в полицию. Несмотря на свое подчиненное положение, женщины могут помогать мужчинам — это допускается кодексом. Однако они не могут официально вступить в мафию; звание «человек чести» — сугубо мужская привилегия. Тем не менее честь мафиозо повышает престиж его супруги, а «приличное поведение» жены дает мужу дополнительные «баллы» чести. 

Судья Фальконе однажды сравнил вступление в мафию с обращением в веру: «Нельзя перестать быть священником. Или мафиозо». 

Организация и структура

«Зная «людей чести» , я понял, что мафиозная логика никогда не станет ни устаревшей, ни непонятной. В действительности это логика силы, та логика, которая всегда эффективна, когда цель — одна. Я научился сокращать дистанцию между словом и делом. Как «люди чести». Судья Фальконе. [ 1 ]

Структура и детали организации жизни стали известны благодаря перебежчикам, нарушившим клятву молчания. С 1963 года по обе стороны океана сотни членов организации оставили достаточно свидетельств чтобы можно было детально описать и проверить общую структуру организаций Сицилии и США. В большинстве семей знакомы с предательством, но до сих пор остаются такие, в рядах которых не было ни одного предателя (например семья из Детройта). Коза Ностра тоже не стоит на месте, реальная рабочая структура и организация может оказаться сложней и более закрытой.

Различные ОПГ и преступные синдикаты наподобие албанской «Корпорации» Рудая или картеля «Бельтран Лейва» исчезали, когда их лидеров сажали в тюрьму или убивали, а Коза Ностра выживает уже более ста лет. Чем же кроме клятвы молчания обусловлено такое устойчивое положение организации? Один из ответов: сетевая структура, круговая порука, внутренняя жёсткая иерархия и армейская дисциплина.

Криминальные сообщества, составляющие Мафию на Сицилии, называются «семьями» (также «кланами» или «косками»). Они «управляют» определённым районом, городом или регионом (например, Сицилией, Неаполем, Калабрией, Апулией и т. д.). Соучастниками группировки могут быть только белые католики.

Американская организация также действует на основе аналогичной строгой иерархической структуры, но с небольшими отличиями. Современную организационную структуру американской мафии создал сицилиец Сальваторе Маранцано и Лаки Лучано в 1931 году. За исключением соучастников, все члены семьи являются мафиози. Самой главной должностью в семье является босс (или крестный отец, дон). Он является главой семьи и получает сведения о любом «деле», совершаемом каждым членом семьи. Возможна ситуация, что рядовые члены семьи могут быть лично не знакомы со своими руководителями.

Отличие американской мафии от сицилийской можно проиллюстрировать впечатлениями Джованни Бруска (именно он взорвал дорогу по которой ехал с женой судья Фальконе), который вспоминал, что, будучи в США и встретившись в Нью-Джерси с американскими мафиози, он был потрясен их болтливостью. В его честь был организован ужин; едва войдя в ресторан, Бруска с изумлением отметил, что все без исключения местные мафиози привели с собой любовниц. Мало того, они открыто обсуждали, кто из собравшихся к какой мафиозной семье принадлежит. «На Сицилии никому из нас и в голову не пришло бы говорить о таких вещах в ресторане. Да и наедине, если уж на то пошло. Все и так знают ровно столько, сколько им нужно знать». По словам Бруски, он настолько растерялся, что извинился и ушел. «Другой подход, – заключил он свои рассуждения о встрече с американцами. – Они живут при свете дня и убивают только в крайнем случае, когда больше некуда деваться. Такой резни, как бывает у нас на Сицилии, им и не снилось». [ 2 ]

Описание должностей в структуре семьи

  • Босс, дон или крестный отец (англ. «boss», итал. «capomafioso») — глава семьи. Босс избирается голосованием капо; в случае равенства количества голосов проголосовать также должен подручный босса. До 1950-х годов в голосовании участвовали вообще все члены семьи, но впоследствии от этой практики отказались, поскольку она привлекала внимание правоохранительных органов.
  • Младший босс или подручный (англ. «underboss») — «заместитель» босса, второй человек в семье, который назначается самим боссом. Подручный несет ответственность за действия всех капо. В случае ареста или смерти босса, подручный обычно становится действующим боссом. Иногда на эту должность назначался человек, которого поддерживали те, кого не устраивал босс.
  • Консильери (итал. «consigliere») — советник семьи, человек, которому босс может доверять и к советам которого прислушивается. Он служит посредником при разрешении спорных вопросов, выступает посредником между боссом и подкупленными политическими, профсоюзными или судебными деятелями либо выполняет роль представителя семьи на встречах с другими семьями. У консильери, как правило, нет собственной «команды», только охранник и водитель, но они имеют значительное влияние в семье. При этом у них обычно есть и законный бизнес, например, адвокатская практика или работа биржевым маклером. Иногда на эту должность назначали наиболее опытного из участников
  • Капо (итал. «capo»), капореджиме или капитан — глава «команды», или «боевой группы» (состоящей из «солдат»), который несет ответственность за один или несколько видов криминальной деятельности в определенном районе города и ежемесячно отдаёт боссу часть доходов, получаемых с этой деятельности («засылает долю»). В семье обычно 6—9 таких команд, и в каждой из них — до 10 солдат. Капо подчиняется подручному либо самому боссу. Представление в капо делает подручный, но непосредственно капо назначает лично босс.
  • Также бывает Подручный Капо или лейтенант (США). Занимается тем же делом, что и капо, если капо погибает или в тюрьме, то подручный становится капитаном группы.
  • Солдат (англ. «soldier», итал. «regime») — самый младший неприкасаемый член, которого «ввели» в семью, во-первых, поскольку он доказал для неё свою полезность, а во-вторых, по рекомендации одного или нескольких капо. После избрания солдат обычно попадает в ту команду, капо которой рекомендовал его.
  • Соучастник (англ. «associate») — ещё не член семьи, но уже человек, наделённый определённым статусом. Он обычно выполняет функции посредника при сделках по продаже наркотиков, выступает в роли подкупленного представителя профсоюза или бизнесмена и др. Не итальянцы не принимаются в семью и практически всегда остаются в статусе соучастников. Хотя некоторые из них, как мы узнаем дальше, были более влиятельны чем некоторые боссы. Когда появляется «вакансия», один или несколько капо могут рекомендовать произвести полезного соучастника в солдаты. В случае, если таких предложений несколько, а вакантное место одно, кандидатуру выбирает дон.

Реальная структура семьи Патриарка из Бостона, Новая Англия, США. По состоянию на 2016 год. Интересно, что вплоть до 80-90-х достать фотографии и список членов организации даже для спецслужб было крайне сложной задачей, зачастую фотографий у полиции не было вообще, либо, например, только юношеские и после ареста спустя несколько десятилетий. В особенности это касается Сицилийской Мафии. С развитием же информационных технологий жить полностью в неизвестности и вести дела стало невозможно, поэтому члены организации сейчас, как правило, имеют легальный бизнес или должности, которые позволяют им оставаться в тени у всех на виду.

Подробно неизвестно, что было до ХХ века, когда Мафия занималась также управлением в интересах местного населения и этим была сильна,  но сегодня главная функция организации и доминанта выродилась в зарабатывание денег. Любыми средствами. Всем членам семьи и соучастникам предоставляют возможность зарабатывать и они обязаны передавать долю от любых своих доходов выше по иерархии: соучастник солдату, солдат капитану, капитаны главе семьи или действующему боссу. И это их главная забота в жизни. Если доход получен от личного бизнеса или даже наследства, то с него также необходимо «заслать долю» наверх. Проблемы при этом спускаются в обратном направлении. Всё делается таким образом, чтобы никто из посторонних не узнал и не доказал причастность руководства семьи к тем или иным преступным действиям. Особо важные решения рассматриваются комиссией 5 семей в США (не собиралась уже около 20 лет) или куполом из наиболее влиятельных местных глав на Сицилии. Если член организации попадал под суд, остальные пытались его вытащить, а если он в тюрьму, они заботились о семье и бизнесе. Босс, при отсутствии у члена организации средств к существованию в случае ареста или несчастного случая, обязан был помогать его семье и давать «подьёмные» средства по возвращении к делам.

Каждая семья контролирует определённую территорию. На самой Сицилии в лучшие времена существовало до 100 кланов. На сегодняшний день эта цифра по понятным причинам неизвестна (до следующих громких судебных процессов). Также существуют группы во всех других частях Италии и многих странах Европы. В каждом клане может быть от нескольких десятков до сотен участников. Согласно Государственной Комиссии по Расследованиям штата Нью-Джерси в США по состоянию на 2004 год действуют 24 семьи за которыми установлено пристальное наблюдение. В крупных семьях Нью-Йорка может насчитываться до 300 членов и тысячи соучастников. Также сюда стоит добавить семьи, которые работают в Канаде: Ризутто и Кунтрера-Каруана. Специализация последней – отмывание денег, за успешную работу в этой области их прозвали «Ротшильдами Мафии». Помимо этих семей в других странах мира действуют также свои группы, но в основном как подчинённые другим семьям филиалы. Например как тоже отделение Кунтрера-Каруана в Венесуэле. 

Подобная иерархическая структура организации в сочетании с клятвой молчания  и соблюдением кодекса чести помогали Мафии оставаться в тени и успешно работать более сотни лет. Но в условиях ускоряющегося информационного обмена и развития интернета организации приходится подстраиваться под изменившиеся правила игры: скрывать внутри семей реальную структуру, обходить возможность прослушивания, использовать особый язык для общения, не участвовать непосредственно в совершении преступлений и иметь легальный бизнес. Также дополнительной степенью защиты служит правило согласно которому не принято обсуждать других членов организации и вообще посторонние вещи, с какого-то момента для конспирации члены одной команды могли не знать других. Мафия всегда подстраивалась под изменившиеся обстоятельства.

Заметки на полях

Влиятельные соучастники не итальянского происхождения

Одним из самых ярких примеров является Белорусский еврей Мейер Лански (настоящее имя Меер Суховляньский) из-за своего происхождения не мог стать членом организации и до конца жизни в официальной иерархии был на уровне соучастника, но по своему влиянию на Коза Ностра он превосходил многих глав семей. Лански оказывал финансовые и консультационные услуги Мафии в течение почти полувека. После того как Аль Капоне сел за неуплату налогов в 1931 г., Лански (тогда ему не было еще 30-ти) первым сделал необходимые выводы и разработал ряд финансовых решений для Коза Ностра.

Мейер Лански (1902 — 1983)

Уже тогда началось строительство оффшорной сети мафии: Лански первым стал использовать анонимные фирмы в Лихтенштейне и номерные счета в Швейцарии (всё это было уже в 1930-е гг.). Он первым предложил использовать карибские острова (Кубу, Багамы, Кайманы и т.д.) для проводок грязных денег. Более того, Лански фактически является крёстным отцом игорного бизнеса в США. 

Лас-Вегас, каким мы его сегодня знаем был задуман, профинансирован и построен Коза Ностра и Мейером Лански в частности. Всё дело было в том, что в штате Невада, в котором находился этот город, в отличие от остальной страны были легализованы азартные игры. Первое казино «Фламинго» посреди пустыни было построено другим влиятельным соучастником и товарищем Лански Багси Сигалом. До вмешательства Мафии здесь был лишь небольшой городок с малоэтажной застройкой. Этот масштабный проект долгое время служил для легализации доходов всех семей. 

А начиналось всё со строительства Мафией игорных домов и курортной зоны на Кубе. До революции 1959 года высокопоставленных членов организации принимали там практически официально. Здесь проходили собрания комиссии и работал изгнанный из США Лаки Лучано. А сам Мейер Лански вообще приходился тогдашнему президенту Батисте другом, лично привозя ему взятки и ведя переговоры как будто тот был сам президентом какой-то страны. Это продолжалось до тех пор пока Фидель Кастро не национализировал все казино Мафии.

Услуги финансиста Коза Ностры неплохо оплачивались. В 1982 г., за год до смерти, «Форбс» оценил состояние Мейера Лански в 300 млн. долл. Это более миллиарда долларов по текущему курсу. Однако сам Лански жил в довольно скромном одноэтажном доме во Флориде и утверждал, что гол как сокол. В фильме «Крёстный отец» он был прототипом для героя Хаймана Рота.

Вообще стоит отметить, что становление Коза Ностра в США сопровождалось непосредственным участием в этом процессе и гангстеров еврейского происхождения из Нью-Йорка. Хотя Коза Ностра сотрудничала в США практически со всеми этническими ОПГ, но именно они оказали на неё наиболее существенное влияние. Самыми яркими из них, помимо самого Лански, были «Голландец» Шульц (Артур Симон Флегенхаймер), Багси Сигал и конечно же игрок и бутлегер Арнольд Ротштейн, которого Лаки Лучано вообще считал своим наставником. Все были убиты, кроме Мейера, который дожил до старости и в 1983 году в возрасте 80-ти лет умер от рака лёгких.

Арнольд Ротштейн (1882 — 1928). Именно он стал прообразом для главного героя фильма «Казино»(1995 г.) Эйса Ротштейна.

Что касается женщин, то они могут принимать участие в бизнесе, но ни одна девушка еще не стала полноценным членом Коза Ностра, особенно работа с женщинами не характерна для США. Иногда они выступают в качестве ростовщиков или управляют борделями и стриптиз-клубами, но выше соучастника женщина подняться не может. Это контрастирует с текущим положением дел на Сицилии, где некоторые женщины поднимались до фактического(не формального) статуса «босса». В частности, в 2017 году в Риме была арестована 49-ти летняя Мария Анджела ди Трапани, жена и полноценная соправительница дона Сальваторе «Ледяные Глаза» Сальвино Мадоньи. Ранее же женщин никто не воспринимал серьёзно, так в 1983 году судья в Палермо оправдал женщину, обвиняемую в отмывании денег, только на том основании, что женщины «не самостоятельны и в любом случае слишком глупы, чтобы принимать участие в трудном мире бизнеса».[ 12 ] По всей видимости ситуация кардинально поменялась в связи со множеством арестов и убийств мужчин организации, их жёны и партнёры противоположного пола начали выполнять всё больше реальных функций в Мафии после смерти или во время отсидки. Показателен также ещё один случай: в феврале 2016 года на Сицилии были арестованы две 52-х летние и одна 60-ти летняя главы семей, которых называли «тремя королевами Кастаджироне». До статуса босса женщины поднимались также и в союзной организации Ндрангета.

Основные занятия

Помимо традиционного рэкета, наркотиков, проституции и азартных игр одним из основных занятий Мафии по обе стороны океана был контроль различных местных инфраструктурных проектов: производство строительных материалов, строительство вообще и строительство крупных объектов таких как порты и заводы в частности, управление профсоюзами и корпорациями в своих интересах. Коза Ностра в разные времена практически контролировала экономику и промышленность США, Италии и Сицилии.  

Так, в офисе Генри Форда работал достаточно близкий ему человек, который не понимал ничего в автомобилестроении. Его должность —  директор по персоналу. По факту он был смотрящим от Коза Ностра. Гарри Беннет был вторым человеком в корпорации и влиял на все ключевые решения. Гарри Беннетт курировал также свою крупную дилерскую сеть «Форда». На основном заводе Форда работало 100 000 людей в три смены и одной из основных его задач было не дать появится на заводе профсоюзам, в чём с ним был солидарен и сам Генри Форд. Помимо Беннета там были и другие люди от организации: юрист-консульт компании Форда был адвокатом  нью-йоркской семьи Коломбо. 

Первое казино в Лас Вегасе, построенное на деньги Коза Ностра.

(Рекламная открытка)

Мафия делала деньги даже на подрядах рабочих. Несогласных запугивали и при отсутствии понимания убивали. Некоторые семьи по началу собирали деньги как с работодателей, так и с самих работников. Коза Ностра частично контролировала и Голливуд, в основном через профсоюзы. Все крупные киностудии платили мафии. Актёр и певец Аль Мартино, который играл в «Крёстном отце» был навязан режиссёру уже реальной Коза Нострой (в самом фильме есть подобный мотив).

В период пика могущества с 20 по 70-е годы ХХ века организация фактически назначала в ключевых для неё местах судей, прокуроров, мэров городов на всех уровнях органов власти США,  это было для неё ещё одним средством получить ещё больше власти и денег. Через них лоббировались законы и крупные инфраструктурные проекты. Одним из главных спонсоров выборной кампании Рузвельта был фактический глава Коза Ностра США и подручный Лаки Лучано Фрэнк Костелло. Сам Лучано поддерживал противника Рузвельта Эла Смита. А когда глава кампании Рузвельта высказал недовольство, Костелло заметил: «не помню чтобы вы жаловались на зарплату».

Выбор Джона Кеннеди президентом США также оказался возможным благодаря Коза Ностра. На этих выборах «голосовали» тысячи мёртвых людей и рабочие, которые состояли в подконтрольных организации профсоюзах по всей стране. Сначала всё было хорошо, но затем что-то пошло не так: провал контрреволюции в Кубе (Мафия планировала вернуть своё имущество в виде Казино и прочих объектов) и разборки брата президента с руководителем крупнейшего профсоюза страны Джеймсом Хоффа, соучастника Коза Ностра(позже был устранён самой Мафией из-за лишнего усердия). Но не только невыполнение Кеннеди предвыборных обещаний мафии оказалось фатальным. Открытое обращение президента к нации, где он прямо объявил о наличии надгосударственных структур, контролирующие правительство США, окончательно поставило точку в его карьере. [ 24 ]  Всё выставили как покушение одиночки, но в реальности здесь была замешана Комиссия, одна из южных семей Коза Ностра, и по всей вероятности некто ещё. Но обсуждение этого выходит за рамки данной работы. Здесь стоит отметить также, что семья Кеннеди имела прочные связи с мафией со времён сухого закона: основатель клана Кеннеди Патрик Джозеф был бутлегером и всем состоянием был обязан именно «людям чести».

Лидер крупнейшего профсоюза США (водителей грузовиков) Джеймс Хоффа (1913 — 1975, справа) и Аль Пачино (слева), который сыграл его в фильме Мартина Скорцезе «Ирландец», 2019 г.

Продолжение читайте в следующей публикации.

[spoiler show=”Материалы и ссылки”]

Материалы:

[ 1 ] Дж. Фальконе “Дела нашего дела” 

[ 2 ] Дж. Дикки “Коза Ностра: история сицилийской мафии”

[ 3 ] Б. Винокур “Клан Гамбино”

[ 4 ] Марио Пьюзо “Крестный отец” 

[ 5 ] https://pikabu.ru/story/iz_zhizni_koza_nostra_5649243

[ 6 ] Ч. Брандт «Я слышал, ты красишь дома»

[ 7 ] https://www.bbc.com/russian/news-37041284

[ 8 ] https://www.bbc.com/russian/news-42023256

[ 9 ] 

[ 10 ] https://delo.ua/econonomyandpoliticsinukraine/v-neskolkih-stranah-mira-v-odin-moment-zaderzhal-348412/

[ 11 ] Кальви Фабрицио “Повседневная жизнь итальянской мафии”

[ 12 ] https://www.thedailybeast.com/mobster-madonnas-the-rise-of-women-in-sicilys-mafia

[ 13 ] https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1002/sce.37304104139

[ 14 ] http://www.stanford.edu/group/mountpolizzo/HandbookTOC.htm

[ 15 ] https://www.andrewbostom.org/2008/03/remembrance-of-islam-in-sicily/

[ 16 ] Розарио Минна «Мафия против закона» 

[ 17 ] Идрис Шах «Суфии» 

[ 18 ] https://zonakz.net/2003/12/02/%D1%81%D1%83%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%BC-%D0%B2-%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B5/

[ 19 ] https://knife.media/cosa-nostra-today/

[ 20 ] https://www.bbc.com/russian/society/2014/01/140123_us_goodfellas_arrest

[ 21 ] https://www.donzelli.it/libro/9788879899031

[ 22 ] https://history.wikireading.ru/77802

[ 23 ] https://en.wikipedia.org/wiki/Beati_Paoli

[ 24 ] https://www.jfklibrary.org/archives/other-resources/john-f-kennedy-speeches/american-newspaper-publishers-association-19610427

 

[/spoiler]

 

 

 

Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:
Подписывайтесь на наш канал на Youtube: https://www.youtube.com/c/inance
Вступайте в группу Вконтакте:http://vk.com/inance_ru,
Жмите «Нравится!» в группе Facebook:http://www.facebook.com/inance.ru
И делайте регулярные перепосты.
Предлагайте темы статей, которые Вы хотели бы увидеть на нашем сайте.
Станьте со-авторами — присылайте свои материалы для размещения на нашу почту inance@mail.ru.
Можете поддерживать Информационно-аналитический Центр (ИАЦ) финансово постоянно http://inance.ru/podderzka/ или однократным вкладом:

Благодарим Вас за сотрудничество!

Комментарии:

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Бутлегер это бутылко-закладчик? 🙂
    Каковы закономерности развития таких организаций?
    В чём цикличность гибели ветвей организации? Цикличности развития и т.д.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ