Обзор СМИ (прессы) недели 17 – 24 ноября 2018 года (по материалам федеральных и республиканских СМИ. Все сообщения приводятся в сокращённом виде)
- Экономика: что нам стоит дом построить, а заодно разобраться с коррупцией
- О событиях в социальной сфере
- О ходе взаимодействия Беларуси и России
- Говорим: проведение внешней политики, подразумеваем: решение экономических вопросов
- И ещё о двух событиях недели
Экономика: что нам стоит дом построить, а заодно разобраться с коррупцией
Несмотря на некоторую «вольность» нашего заголовка, подчеркнём, что главная тема прошедшей недели по рассматриваемой тематике, которой белорусские СМИ посвятили несколько десятков публикаций – «Ситуация в строительстве», действительно заслуживает самого серьёзного внимания, так как относится к числу ключевых отраслей экономики , во многом определяющая её состояние, да и в определённой степени и положение в социальной сфере тоже (об этом в следующем разделе обзора).
Формальным поводом для появления значительного количества информации послужило проведение 23 ноября республиканского семинара-совещания по повышению эффективности строительного комплекса, однако белорусские издания совершенно справедливо указывают, что объективной причиной столь пристального внимания к ситуации в этой сфере явилась негативная динамика развития данного сектора экономики, в котором в последнее время отмечаются такие негативные процессы, как: уменьшение доли строительства в валовом внутреннем продукте, падение объёмов подрядных работ и количества возведения жилья (только в январе-октябре 2018 года строительство жилья сократилось на 8,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), ухудшение финансового положения строительных организаций.
Вместе с тем, надо отдать должное руководству Беларуси, которое, во-первых, объективно и откровенно оценивает сложившуюся в строительной отрасли обстановку, а, во-вторых, провело эффективный анализ ситуации и разработало направления совершенствования работы строительного комплекса. В том числе и такого основополагающего компонента как управленческая деятельность, ибо, как совершенно справедливо заметил президент государства:
«Вопрос качества строительства часто именно в неумении руководителей управлять своими организациями. Работа руководителя отвратительная. Я уже не говорю об эффективности того или иного предприятия»
Кроме того, не менее чётко поставлены задачи по наведению порядка в таких областях, как: развитие кадрового потенциала; строительство жилья, в том числе арендного, планирование территорий, прежде всего, в малых населённых пунктах путём создания районов малоэтажной застройки, модернизация отраслевой промышленности; экспорт строительных материалов и услуг; качество и сроки проектирования.
Будем надеяться, что выполнение этих задач будет более успешным, чем в предыдущую пятилетку, когда были разработаны аналогичные направления масштабной модернизации отрасли, более того, обеспеченные бюджетными и банковскими ресурсами, однако добиться их эффективности не удалось.
Принимая во внимание, что строительная сфера всегда относилась к наиболее подверженным коррупции областям деятельности, неудивительно, что на совещании прозвучали примеры нарушения законности в этой сфере, комментируя которые Александр Лукашенко в свойственной ему манере сделал два заявления:
и
Из сообщений исследуемого периода по другим событиям в экономической сфере выделяется публикация о привлечении правительством государственных займов Республики Беларусь в 2018—2020 годах путём эмиссии на внешних финансовых рынках долгосрочных государственных ценных бумаг на сумму эквивалентную 2 миллиардам долларов.
А также материалы о конкретных, причём в основном позитивного характера, явлениях в экономике, в том числе: о росте в январе-сентябре экспортных позиций страны; об увеличении до 33,6% от общих поступлений налогов, уплаченных в бюджет Могилевщины субъектами малого и среднего бизнеса; о росте с начала года на 11% экспорта белорусского мяса; о завершении в международном индустриальном парке «Великий камень» создания инженерно-транспортной инфраструктуры; о начале строительства на Оршанщине свиноводческого репродуктора стоимостью 41,37 млн. евро; но и о проблемах в агропромышленном комплексе, где, в частности, обеспеченность сельхозтехникой составляет всего 70 процентов от требуемого уровня.
О событиях в социальной сфере
Как уже упоминалось в предыдущем разделе, решение ряда социальных проблем зависит и от успешной деятельности в строительной области, поэтому белорусские СМИ на прошедшей неделе достаточно подробно рассказали о мерах, планируемых руководством страны для решения таких задач, как: подготовка программы комплексной застройки малых и средних городов, удержание в «разумных пределах» цены жилья, обеспечение жильём многодетных семей.
Однако, наибольшее количество материалов исследуемого периода по рассматриваемой тематике посвящено увеличению среднего заработка белорусов, которому, как пишет общественно-политический интернет-журнал «Чеснок», «не хватило 30 копеек, чтобы в октябре средняя зарплата белорусов достигла 1000 рублей». Эта новость выглядит ещё более значимой на фоне сообщений: о предстоящем повышении размера минимальной зарплаты и об увеличении на 35% уровня заработной платы дефицитных специалистов в стройотрасли.
Подтверждением тому, что власти в социальном государстве, которым является Беларусь, действительно осуществляют регулирование экономической деятельности в интересах человека, служат также публикации: о возможности введения государственного регулирования цен на мясо, о проведении подготовительных мероприятий по внедрению индекса социальной ответственности компаний, о планируемых мерах в области экологии.
Вновь пишут СМИ и о росте реальных доходов населения, хотя при этом отмечают наличие крайне низких заработных плат в 6 районах Витебской и Могилёвской областей, в которых жители на свои доходы не могут приобрести даже минимальный набор товаров и услуг.
Не радуют и сообщения о предстоящем повышении платы за проезд в городском транспорте, и уж совсем «вводит в ступор» очередное кликушество: «Лукашенко не понимает, что его политика ведёт к коллапсу» на страницах сайта «Хартии’97», добросовестно выполняющего в белорусском медиа-пространстве обязанности «либеральной Кассандры».
О ходе взаимодействия Беларуси и России
Как показывают материалы прошедшей недели по обозначенной в этом разделе тематике, самое важное событие исследуемого периода – визит в Беларусь министра иностранных дел России С.В.Лаврова был использован белорусской и российской сторонами, как очередная возможность чёткого обозначения своих позиций по вопросу белорусско-российских отношений. О чём свидетельствуют высказывания, которые, по нашему мнению, в дополнительных комментариях не нуждаются:
Президента Беларуси:
«У нас вроде бы и неплохие отношения складываются в целом с Российской Федерацией, даже очень хорошие. Факт, что лучше, чем с другими государствами. Но один главный вопрос, который нам надо решить и о котором мы и с вами, и наши МИД (ещё со времён Бориса Ельцина) говорили, – равные условия для работы людей, субъектов хозяйствования в нашем общем Отечестве. Если есть такая разница в работе субъектов хозяйствования в нарушение наших договоров, которые существуют, это плохо. Надо решить этот основной вопрос, и я думаю, у нас никогда не будет претензий к России, а у России к нам»;
Министра иностранных дел РФ:
«Очень полезный был разговор. И по вопросам кибербезопасности, развития интеграционных процессов с участием Евразийского экономического союза, ШОС и других структур на большом Евразийском пространстве, и по вопросам нашего общего культурного наследия и продвижения его за рубежом. Обсуждались вопросы белорусско-российских отношений, в том числе в плане реализации договорённостей о создании равных прав. Мы считаем, что надо полностью выполнять имеющиеся договорённости как в отношении хозяйствующих субъектов, так и граждан. У нас многие вещи уже решены, но по отдельным вопросам предстоит работа. И мы будем всячески способствовать тому, чтобы соответствующие структуры двух стран находили договорённости».
Эти общие выводы подтверждают и сообщения о практических действиях Беларуси и России в ходе осуществления взаимодействия наших стран. В том числе: о достижении в рамках переговоров о механизме компенсации белорусской стороне потерь из-за проведения Россией налогового манёвра в нефтяной сфере договорённости по такому важному вопросу как порядок возмещения ущерба, хотя заметим, что подвижки в другом не менее значимом для страны вопросе – определении стоимости российских энергоносителей для Беларуси не столь существенны; о продлении до 31 декабря 2025 года (!) ОАО «Российские железные дороги» действия 50-процентной скидки на перевозки нефтепродуктов со станций Барбаров и Новополоцк Белорусской железной дороги в направлении припортовых станций Октябрьской железной дороги; о планируемом на середину декабря подписании соглашения о взаимном признании виз; о получении белорусской армией 10 модернизированных на российском предприятии «Уралвагонзавод» танков Т-72Б3; об отмене с 23 ноября Россельхознадзором ограничения на поставки в Россию продукции ОАО «Здравушка-милк», правда, и о решении той же российской Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору с 24 ноября ввести временные ограничения на поставки продукции с ООО «Беловежские деликатесы», ОАО «Витебская бройлерная птицефабрика», ОАО «Птицефабрика «Дружба», ОАО «Слуцкий мясокомбинат».
Говорим: проведение внешней политики, подразумеваем: решение экономических вопросов
Если в области белорусско-российских отношений значимым событием стало посещение страны российским министром иностранных дел, то в сфере внешней политики на прошедшей неделе, несомненно, наиболее важным следует назвать официальный визит в Беларусь Президента Азербайджана, по итогам которого было принято совместное заявление о переходе на качественно новый уровень отношений дружбы и сотрудничества, отвечающий реалиям XXI века, и подписан ряд двусторонних документов о развитии взаимодействия в конкретных сферах. В том числе: межправительственное соглашение о сотрудничестве в области миграции, соглашение о сотрудничестве в области сельского хозяйства и продовольствия, меморандум о развитии взаимовыгодного двустороннего сотрудничества в области поставок вооружения и техники противовоздушной обороны. При этом, согласно заявлению азербайджанского лидера Ильхама Алиева, этот последний документ в ближайшее время будет трансформирован в контракт для приобретения очередной партии военной техники из Беларуси.
Разумеется, учитывая уровень активности государства при осуществлении мероприятий в области внешней политики, Беларусь на прошедшей недели не ограничилась только совершенствованием белорусско-азербайджанских отношений, а и продолжила развивать двустороннее взаимодействие с другими партнёрами, о направленности которой ярко говорят даже заголовки публикаций: «Макей и Линднер рассмотрели возможности расширения белорусско-германской промкооперации», «Расширение экономического сотрудничества лежит в основе побратимского движения Беларуси и ФРГ – Батура», «К концу года Беларусь и Казахстан намерены довести товарооборот до $1 млрд.», «Беларусь и Польша обсудили перспективы развития отношений в экономике и культуре», «Беларусь и Панама обсудили пути интенсификации торгово-экономического сотрудничества», «Туркменистан не заплатил Беларуси за построенный Гарлыкский комбинат».
Не менее активно, судя по материалам белорусской прессы исследуемого периода, страна в этом же определяющем для неё внешнеэкономическом направлении задействует и контакты с международными организациями. В частности, издания сообщают о сотрудничестве Беларуси с Европейским инвестиционным банком, в том числе о подписании с ним соглашений на 160 млн. евро, и о расширении инвестиционного сотрудничества между республикой и Евразийским банком развития.
И ещё о двух событиях недели
Учитывая количество сообщений, опубликованных на прошлой неделе по эти двум событиям – одному уже прошедшему и второму предстоящему, полагаем целесообразным ознакомить, хотя бы кратко, читателей с материалами о них.
Первое, прошедшее – это назначение Анатолия Сивака председателем Мингорисполкома и освобождение от этой должности бывшего мэра Минска Андрея Шорец. Явление, естественно, неординарное – как-никак, а назначение руководителя столицы государства – тем более для решения таких задач, как формирование новой команды и подготовка к выборам, вызвало достаточно оживлённую дискуссию о причинах такого решения, несмотря на заявление президента страны, что перестановка проведена в целях придания развитию Минска «должной динамики», и разъяснение главы Администрации Президента РБ Натальи Кочановой «об отсутствии в смене председателя Мингорисполкома» какой-либо «чрезвычайщины».
Второе, предстоящее событие – это введение с 1 декабря идентификации авторов комментарий в интернете по номеру телефона и возможное внесение в закон о СМИ нормы об ответственности пользователей, проявляющих агрессию в интернет–пространстве.
Комментарии: