Читать около 9 мин

Обзор СМИ (прессы) недели  10 – 17 ноября 2018 года (по материалам федеральных и республиканских СМИ. Все сообщения приводятся в сокращённом виде)  

  • «Бюджет-2019»:с финансами всё хорошо, а будет ещё лучше…
  • О других событиях в социально-экономической сфере
  • О событиях в Петрозаводске

«Бюджет-2019»:с финансами всё хорошо, а будет ещё лучше…

Как не выйти из роли. Проект республиканского бюджета принят в первом чтении депутатами парламента Карелии

Текущий финансовый год завершается для жителей республики хорошо, в том смысле хорошо, что доходов в казну уже поступило больше, чем прогнозировалось, а значит социальные обязательства государства перед гражданами будут выполнены.

Разумеется, важно понять, за счёт чего такое произошло, потому как правильный ответ на заданный вопрос позволит определиться органам власти с дальнейшими своими действиями. Губернатор Парфенчиков говорит о правильности выбранной финансово-экономической стратегии и его аргументы убеждают. Пройдёмся по ним, и увидим, что верные решения правительства, законодательно оформленные депутатами Законодательного собрания республики (отнесём данную категорию аргументов в состав субъективных действий власти), удачно для экономики Карелии совпали с факторами, не зависящими от усилий региональной власти (это объективный компонент и связан он прежде всего с конъюнктурой рынка).

Вот из совокупности таких объективных и субъективных факторов  и сложился успех завершающегося финансового года.

Теперь правительство Парфенчикова замахивается с «нулевого» дефицита на профицитный бюджет. Доходы планируются в размере 40,7 млрд. рублей, расходы – более 39,3 млрд. рублей. Профицит бюджета прогнозируется в 760 млн. рублей. Такая установка вызвала спор на вчерашней сессии Заксобрания, когда депутаты, считающие себя парламентской оппозицией, стали критиковать авторов проекта бюджета за то, что те имитируют финансовое благополучие, искусственно из нищеты выдувая профицит.  

Ответ на этот вопрос дан был выше. Федеральный центр финансово поощряет тех, кто не обрушая социальную политику в регионе, рачительно распоряжается бюджетными средствами. Карелия это демонстрирует, сокращая госдолг, оптимизируя организационные расходы. Прогнозируемые 760 миллионов бюджетной экономии надо рассматривать как финансовый инструмент для манёвра и, если угодно, как магнит для федеральных бюджетных денег.  

Проект бюджета в первом чтении принят и теперь у депутатов возникает обязанность (именно так следует ставить задачу) своими поправками сделать бюджет 2019 г. ещё более эффективным.

[ Источник ]

Наш комментарий

Надо отдать должное карельским средствам массовой информации, которые, во-первых, все без исключения на своих ресурсах разместили материалы по рассматриваемой тематике, таким образом признав, что обсуждение темы «Бюджет-2019» является главным событием прошедшей недели, а во-вторых,  большинство изданий отнеслись к этому обсуждению со всей серьёзностью, не ограничившись, как это частенько бывало в былые времена, информационными сообщениями , а опубликовав заслуживающие внимание статьи аналитического характера.

Так, как следует из комментируемой статьи, да и из других материалов по этой тематике:  «текущий финансовый год завершается для жителей республики хорошо», что объективно подтверждается 34 процентным (!) приростом по итогам десяти месяцев 2018 года количества налоговых платежей, а также сообщениями об увеличении в текущем году дохода бюджета  на 1,99 млрд. рублей, которые будут направлены на снижение государственного долга, на погашение муниципальных долгов за коммунальные услуги, на покупку лекарств, оборудования для учреждений здравоохранения и культуры, служебного жилья для врачей.

При этом  карельские СМИ совершенно справедливо подчёркивают, что данный успех объясняется как объективными причинами, не зависящими от управленческой деятельности властей  (рост рублёвой массы доходности в связи с ослаблением российского рубля и увеличением объёмов республиканского экспорта; увеличение федеральным центром в полтора раза  по сравнению с прошлым годом финансовой помощи региону), так и рядом верных решений республиканского правительства, прежде всего, уменьшением на 43% (!) стоимости киловатт-часа электрической энергии для предприятий.

Переходя непосредственно к самому бюджету республики на следующий год, отметим, что в ходе его рассмотрения в региональных СМИ наибольшие споры вызвала главная отличительная черта этого документа  – его профицитный характер при условии наличия в республике значительного количества нерешённых социальных проблем. Да ещё  и при запланированных сокращениях  по сравнению с показателями уходящего года бюджетных доходов  на 4,4 миллиарда рублей  и расходов – на 4,5 миллиарда рублей, то есть на 10% (!).

Хотя, разумеется, в главном финансовом документе предусмотрено и выделение средств  и на развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, и на уменьшение государственного долга, и на  реализацию национальных проектов,в том числе  и в рамках Федеральной целевой программы «Развитие Республики Карелия на период до 2020 года», а также на поддержку предпринимателей.   

К тому же, если исходить из содержания комментариев председателя Законодательного собрания РК Элиссана Шандаловича  интернет-газете «Столица на Онего», к основным параметрам «Бюджета -2019» относятся  выполнение социальных обязательств, на что будет израсходовано  66,5% всех средств расходной части, и поддержка органов местного самоуправления, ассигнования на которую в будущем году составят 878 млн. рублей, то есть увеличатся на 300 миллионов.

И всё-таки большинство СМИ в своих комментариях приходят к выводу, что главной задачей формируемого бюджета является снижение государственного долга в целях  привлечения в республиканский бюджет дополнительных федеральных денег, следствием чего и являются проводимые региональным правительством  мероприятия в области экономии бюджетных средств, в том числе отрицательно воспринимаемая значительной частью населения бесконечная оптимизация (читай: сокращение  или, в лучшем случае, слияние) бюджетных учреждений.

О других событиях в социально-экономической сфере

«Мы понимаем, что нужно бизнесу»: Дмитрий Родионов о новых мерах господдержки предпринимателей  

Конечно, говорить о кардинальных, прорывных изменениях в экономике Карелии пока рано. Но мы уже сейчас видим положительную динамику практически по всем экономическим показателям (выделено нами при цитировании). С начала года сохраняется тенденция роста объема инвестиций в основной капитал, увеличение – на 12% по сравнению с предыдущим годом в сопоставимых ценах. На 40% сократилось количество убыточных организаций, фиксируется рост организаций, работающих с прибылью.

Это, безусловно, результат предпринятого комплекса мер, среди них снижение налоговой нагрузки, налоговые каникулы для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей по большому спектру видов экономической деятельности, снижение тарифов на электроэнергию в первом квартале этого года. Большую работу мы провели с органами местного самоуправления, сформировали перечень обеспеченных инфраструктурой земельных участков для размещения инвесторами новых производств.

Благодаря плотной работе с федеральным центром нам удалось добиться, чтобы республике значительно увеличили федеральную поддержку на микрокредитование малого и среднего бизнеса. Увеличена и федеральная субсидия на развитие бизнеса в муниципальных образованиях, в том числе монопрофильных.  

Мы внесли изменения в республиканский закон о господдержке инвестиционной деятельности. Они касаются мер поддержки крупных инвестпроектов с объемом финансирования более 300 миллионов рублей.  

Мы находимся в постоянном контакте с руководством флагманов нашей промышленности. Таким образом, все крупные инвестиционные проекты у нас на особом контроле, всем серьезным инвесторам мы оказываем и продолжим оказывать всю возможную помощь и содействие.

Отмечу, что с развитием промышленности и экономики региона у нас появятся собственные средства и на развитие социальной инфраструктуры. Мы уже видим улучшение финансовой ситуации в республике. По итогам девяти месяцев доходы республиканского бюджета выросли на 25% к уровню прошлого года.

[ Источник ]

Наш комментарий

Как на практике будет исполняться бюджет следующего года, жизнь покажет, однако заметим, что ряд осуществляемых уже сегодня в республике мер, как следует из приведённого интервью, должны положительно сказаться хотя бы на укреплении экономического потенциала Карелии, а значит, и на успешном решении предусмотренных главным финансовым документом 2019 года задач.

Тем более что этому в значительной мере будет способствовать и  утверждение 10 ноября Правительством России новой редакции Федеральной целевой программы «Развитие Республики Карелия на период до 2020 года», согласно которой федеральным  бюджетом в 2018 – 2020 годах Карелии будет выделено порядка 9 миллиардов рублей на реализацию проектов по развитию транспортной, энергетической, социальной и  жилищно-коммунальной инфраструктур. В том числе: на строительство аэропорта «Петрозаводск» в Бесовце; на реализацию инвестиционных проектов в сфере горнопромышленного и лесопромышленного комплексов, производства транспортных средств и металлургии,  развития генерирующих мощностей; на строительство детских садов в посёлках Ильинский и Ляскеля и больниц в Петрозаводске; на реконструкцию канализационно-очистных сооружений в районах.

Будем надеяться, что «команда Парфенчикова» сумеет также эффективно использовать в интересах развития инфраструктуры,  финансирования региональных инициатив,   экологической безопасности и выделенные, опять-таки на прошлой неделе, в рамках программы приграничного сотрудничества «Карелия» российским кабинетом министров и Европейским союзом 43 млн. евро.

При этом, разумеется, надо учитывать, что проблем в области экономики  в общем-то меньше не становится, что подтверждается материалами сообщений: об ожидаемом  резком падении темпов роста налога на прибыль предприятий, о низкой эффективности деятельности созданных исполнительной властью организаций в области поддержки бизнеса в республике, о распродаже имущества обанкротившего одного из старейших карельских предприятий – Медвежьегорского молокозавода.

Далеко неоднозначна и опубликованная в исследуемый период информация по теме «Ситуация в социальной сфере». Так, издания пишут, что среди регионов СЗФО Карелия сохраняет низкий уровень инфляции и стоимости продуктовой корзины, но тут же отмечают, что в республике продолжается удорожание товаров  и услуг; что в регионе происходят серьёзные положительные подвижки в выполнении программы расселения аварийного жилья, но вместе с тем фиксируются неготовность ряда населённых пунктов Беломорского района к зимнему сезону и проблемы в сфере экологической безопасности.

О событиях в Петрозаводске

  

Депутаты Петросовета готовы провалить принятие проекта бюджета на 2019 год уже в первом чтении.

В проекте бюджета Петрозаводска на 2019 г. ставится задача следующий год прожить без дефицита. Прогнозируется, что в столичный бюджет поступят 4 млрд 944 млн и столько же будет израсходовано городом.  

После того как в первом чтении был принят республиканский бюджет на 2019 г., причём депутаты Заксобрания Карелии сделали его профицитным, то есть размер доходов превысит расходную часть регионального бюджета, у их коллег из Петросовета возник естественный вопрос: как республиканская установка на профицит отразится на субсидиях, которые традиционно получает столица?

Ответить на этот вопрос представители Петрозаводской администрации не могут и потому уже третья подряд депутатская комиссия отказывается поддерживать предлагаемые параметры бюджета, то есть не соглашается голосовать за первое чтение бюджета. Ситуация становится критической (выделено нами при цитировании), соглашается спикер Петросовета Геннадий Боднарчук, видя настроение депутатов.

Минфину Карелии придётся объясняться с Петросоветом, иначе ситуация станет лишь конфликтнее.

[ Источник ]

Наш комментарий

Если ситуация с республиканским бюджетом более или менее понятна (см. первый раздел обзора), то, как следует из комментируемой статьи, бюджет Петрозаводска на следующий год, который его составители – власти карельской столицы – уже назвали «очень напряжённым» , может стать или даже уже стал серьёзным камнем преткновения между городскими   исполнительной и представительной ветвями власти, оказывающим негативное воздействие на состояние дел в столице Карелии, что в условиях   существования «кучи городских проблем» весьма и весьма нежелательно.

На этом фоне некоторый положительный эффект на восприятие общего положения дел в городе оказывают публикации прошедшей недели о таких позитивных явлениях, как: одобрение Росавтодором заявки на участие Петрозаводска в национальном проекте «Безопасные и качественные дороги», что означает выделение городу  из федерального бюджета на ремонт и содержание дорог 450 миллионов рублей; продолжение в рамках ФЦП финансирования строительства промышленной площадки; увеличение количества индивидуальных предпринимателей; и даже предстоящее в следующем году снижение (в кои веки!) тарифов на холодную воду.

В общем, как  далее будут развиваться события, отследим в следующих обзорах, а в этом отметим, что, как это уже стало традиционным, большинство сообщений по рассматриваемой тематике посвящены  повседневной практической деятельности мэрии в сферах: благоустройства  дорожной инфраструктуры, ремонта газовой системы,  наведения порядка в уличной торговле,  проведения очередной  ярмарки.

Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:
Подписывайтесь на наш канал на Youtube: https://www.youtube.com/c/inance
Вступайте в группу Вконтакте:http://vk.com/inance_ru,
Жмите «Нравится!» в группе Facebook:http://www.facebook.com/inance.ru
И делайте регулярные перепосты.
Предлагайте темы статей, которые Вы хотели бы увидеть на нашем сайте.
Станьте со-авторами — присылайте свои материалы для размещения на нашу почту inance@mail.ru.
Можете поддерживать Информационно-аналитический Центр (ИАЦ) финансово постоянно http://inance.ru/podderzka/ или однократным вкладом:

Благодарим Вас за сотрудничество!

Комментарии:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ