Сейчас в мире идёт большой обмен информацией, причём совершенно разнообразной, и обмен осуществляется различными способами. В современное время, как бы печально это не было, но всё живое общение нам заменили Интернет c социальными сетями. Человек XXI века живёт в мире больших возможностей, инновационных технологий, так сказать, идёт в ногу со временем, и всё вроде бы хорошо, прогресс не стоит на месте, но, одно большое но, вместе со всем этим куда-то исчезает умение правильно и красиво говорить, излагать свои мысли. Многие уже давно перестали обращать внимание на элементарные грамматические или пунктуационные ошибки, которые допускают при написании чего-либо, поскольку это стало нормой. То же самое происходит и в устной речи. Порой человек говорит, и, похоже, сам не понимает, что он пытается донести до своего слушателя. В таком случае про слушателя и не стоит даже говорить, естественно, что он ничего не поймёт. Вот в этом вся беда современного общества. В языке столько слов, чтобы сказать, о чём думаешь, мечтаешь, что хочешь сделать, но многие и двух слов связать не могут, чтобы доходчиво выразить свои мысли.
Вот именно с этого момента и возникает вопрос: «Что же тогда такое правильное речевое общение? И каким оно должно быть?» О том, что говорить нужно не просто связно и правильно, но и красиво, прописная истина. Но мало кто может похвастаться тем, что его учили искусству красноречия и что он им обладает. Такой предмет, как риторика, преподают далеко не во всех школах, а если и включают его в программу, то часто не могут найти хороших учителей. Попросту говоря, красивая речь для большинства людей — это то, чему они якобы должны учиться, но не знают, как и где это можно сделать. Мы решили посвятить цикл статей этой важной теме — риторике, как умению правильно и красиво говорить.
Для каждого человека важно уметь общаться, так как такой навык является хорошим помощником во многих жизненных ситуациях. На коммуникативных способностях строятся почти все успехи на учёбе, работе, в личной жизни. Если информация подаётся оратором лаконично и структурированно, то она дойдёт до слушателей в лучшем виде. Наука, которая изучает все детали ораторского искусства, называется риторика. Именно благодаря ей можно сделать свою речь ясной и убедительной.
Риторика помогает придать речи ясности, конкретики, убедительности.
А правильное речевое общение или устная коммуникационная деятельность, по определению А.В. Соколова (родился в 1934 году, специалист в области социальных коммуникаций), «есть духовное общение социальных субъектов». Ещё в далёкой древности Аристотель, роль которого в разработке классической риторики наиболее значима, отвечал на этот вопрос так:
«Любая речь слагается из трёх элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель всего; (я разумею слушателя)». [ 1 ]
И тут возникает вопрос: «Актуально ли высказывание Аристотеля в наши дни?». Ответ на этот вопрос является многогранным. Но сначала обратимся к истокам возникновения риторики.
Риторика в древнее время
Происхождение риторики началось ещё в древней Греции. Благодаря тому, что в этом государстве формировалась демократия, умение убеждать приобрело немалую популярность в обществе.
Каждый житель города имел возможность пройти обучение ораторскому мастерству, которое преподавали софисты. Эти мудрецы считали риторику наукой убеждения, которая изучает способы словесной победы над соперником. Из-за этого в дальнейшем слово «софизм» вызывало отрицательную реакцию. Ведь при них риторика рассматривалась, как уловка, выдумка, хотя ещё раньше эту науку считали высшим мастерством, умением.
В Древней Греции создавалось много трудов, раскрывающих риторику. Автором классического греческого трактата об этой науке является известный мыслитель Аристотель.
Данный труд под названием «Риторика» выделил ораторское искусство среди всех остальных наук. В нём были определены принципы, на которых должна строиться речь, и указаны способы, применяющиеся как доказательства. Благодаря этому трактату Аристотель и стал основоположником риторики как науки.
В Древнем Риме в становление риторики внёс свой вклад Марк Туллий Цицерон (106 — 43 годы до н.э.), который занимался политикой, философией и ораторским искусством. Он создал произведение под названием «Брут или о знаменитых ораторах», описав развитие науки в именах популярных ораторов. Также он написал труд «Об ораторе», в котором рассказал о том, какое речевое поведение должно быть у достойного оратора.
Затем Цицерон создал книгу «Оратор», раскрывающую основы красноречия.
Цицерон считал риторику самой сложной наукой в отличие от других. Он утверждал, что для того, чтобы стать достойным оратором, человеку необходимо иметь глубокие познания во всех областях жизнедеятельности. В противном случае он просто не сможет поддержать диалог с другим человеком.
Марк Фабий Квинтилиан в сочинении из 12 книг «Риторические наставления» проанализировал риторику, дополняя собственными выводами относительно всех её составляющих. Он ценил ясность слога, умение оратора пробудить эмоции в слушателях. Риторика определялась им как «наука хорошо говорить». Квинтилиан также дополнил учения риторики, указав значимость невербальной составляющей.
В средние века риторика стала называться гомилетикой, церковным красноречием и, конечно, изменила облик и внутреннее содержание. Теперь красноречие было направлено на прославление Бога и его величия, а также на то, чтобы доказать существование высшей силы исключительно умозрительно, в теории, на словах.
Развитие риторики в России
Риторика в России возникла на основе римской науки. К сожалению, не всегда она была столь востребована. Со временем, когда менялись политико-общественные режимы, необходимость в ней воспринималась по-разному.
Развитие российской риторики по этапам:
- Древняя Русь (до 988 года). Жизнеречение — внутриобщественная функция ж-рече-ства. Это очевидно для вспоминающих, что буква «Ж» в славянской азбуке имеет название «Живёте». Понятийный же корень «рече» (речь, как выражение мысли) непосредственно присутствует в обоих словах, что говорит об очень серьёзном отношении к тому, что рекётся индивидом. Даже буква «Р» имела название «рцы». А «Рцы» — форма повелительного наклонения, аналогичная по смыслу нынешнему «реки́». Вот жречество должно было властно (в том смысле, что слова не должны оставаться без соответствующих их смыслу последствий) «говорить» о том, как должно жить общество и как оно должно решать возникающие в его жизни проблемы, и что будет, если оно будет жить иначе и не будет решать проблемы.
- Русь Киевского периода (XII — XVII вв.). В этот период ещё не существовало термина «риторика» и учебных книг по ней. Но и тогда и раньше, безусловно применялись некоторые её правила. Люди в то время называли этику речи краснобайством, красноречием, благоречием либо риторикией. Обучение искусству слова проводилось на основе богослужебных текстов, которые создавали проповедники. К примеру, одним из таких сборников является «Пчела», написанный в XIII веке.
- Первая половина XVII века. В этот период важным, реперным событием стало издание первого русского учебника, раскрывающего основы риторики.
- Конец XVII — начало и середина XVIII века. На этом этапе была издана книга «Риторика», написанная Михаилом Усачёвым. Также было создано множество произведений, таких как «Старообрядческая риторика», труды «Поэтика», «Этика», несколько лекций о риторическом искусстве Феофана Прокоповича.
- XVIII век. В данное время произошло формирование риторики как российской науки, огромный вклад в которое внёс Михаил Васильевич Ломоносов. Он написал несколько произведений, посвящённых ей, из которых книга «Риторика» стала основой в развитии данной науки.
- Начало и середина XIX века. Данный период характеризуются тем, что в стране происходил риторический бум. Известные авторы издавали большое количество учебных пособий. К таковым относятся труды И.С. Рижского, Н.Ф. Кошанского, А.Ф. Мерзлякова, А.И. Галича, К.П. Зеленского, М.М. Сперанского.
- Однако, начиная со второй половины века данную науку начинает активно вытеснять словесность. Советские же люди изучали стилистику, лингвистику, культуру речи и меньше — риторику.
Как обстоят дела с риторикой в наше время?
Кое-где она преподаётся, входит в число не факультативных, а обязательных дисциплин. Однако косноязычия и элементарного неумения выступать публично от этого меньше, увы, не становится. Однажды социологи спрашивали респондентов о том, чего те больше всего боятся. Ответы были вполне предсказуемыми — тяжёлой болезни или смерти: как собственной, так и близких нам людей. Действительно, против этой напасти мы часто оказываемся бессильны. А вот на втором месте, с очень небольшим отрывом от страха смерти, находится … страх публичного выступления. Странно и неожиданно? Это ещё как сказать…
Вспомните каждый самого себя в школьные годы. Когда в начале урока начиналась проверка домашнего задания и кого-то непременно вызывали к доске. Какие были ощущения, когда называли твоё имя? Даже когда был готов и уверен в себе — всё равно начинались волнение, а то и паника. Идёшь к доске — и кажется, что твои шаги гулко отдаются в тишине, а сердце колотится так, словно норовит выскочить из груди. Ни дать ни взять — идёшь на казнь. Так что страхи были, и ещё какие!
Из этих полудетских страхов и вытекает первая необходимость риторики как способа обрести уверенность в своих силах. Ведь, если разобраться, почему некоторые рот открыть боятся у доски, почему их охватывает немота, хотя они всё или почти всё знают? У них просто нет навыка связной, грамотной, красивой речи — всех тех навыков, которым и учит риторика.
А когда ещё и кавардак в голове, в мыслях, то и в устной, в звучащей речи будет тот же сумбур. Не можешь сформулировать тезисы будущего выступления устно, в теории — почти наверняка будешь сбиваться и путаться на практике. Так что чем раньше и целостнее сложится мировоззрение, система наших взглядов — тем лучше для нас. И тогда будет ясной голова.
Вообще достаточно задать себе простой вопрос: а что будет, если вы не сможете достойно выступить и с треском провалитесь? Мир ведь не исчезнет. Надо понимать, что любой опыт ценен, в том числе и отрицательный. Словом, можно больше приобрести, нежели потерять. А путей избавлений от страхов предостаточно.
Во-вторых, риторика просто незаменима тогда, когда мы проходим процесс первичной и, тем более, вторичной социализации — от семьи к дружеской компании, школе и вузу, не говоря уж о взрослой, самостоятельной жизни. Нам помогают определиться по жизни все вокруг — причём, делая это чаще всего не с помощью невербальных средств общения, а посредством живого слова. Полноценной замены ему нет, и вряд ли она когда-нибудь найдётся. Если вовремя не приобрести навыков успешной коммуникации, полноценного общения — вряд ли ты в жизни чего-то значительного добьёшься. Так и будешь, как говорится, вариться в собственном соку, будешь нем, как рыба, и примешься судорожно глотать обиды вперемешку со злостью и завистью на окружающий мир — мол, я такой замечательный, а меня недооценили, не заметили. А лучше действовать! Как это делал Демосфен — величайший оратор античности. Ведь он и надежд никаких не подавал, но превозмог свои слабости — физические и духовные — и стал тем, кем он стал. Так что есть, на кого равняться.
Когда опытные тренеры в области риторики начинают спрашивать у аудитории, кто и зачем хочет научиться хорошо говорить публично, то многие лукавят и спешат спрятаться за красивые фразы типа «хочу повышения по службе» или «хочу оказывать влияние на других». Во всех этих репликах есть своя доля правды, но далеко не вся. А весь секрет, точнее, отсутствие такового, заключается в том, что многим втайне хочется получать удовольствие от самого процесса говорения и производимого им эффекта. Только стесняются или боятся в этом признаться — себе и людям.
Так вот, в-третьих, мало что сравнится с удовольствием именно от успешного публичного выступления, особенно когда почувствуешь вкус к этому делу. Только представьте себе в обозримой перспективе — тебя слушают со всё возрастающим вниманием, люди жадно ловят каждое твоё слово, контакт между тобой и аудиторией прочный и устойчивый, настрой — дружеский. Конечно, до такой почти идеальной ситуации ещё нужно дорасти и дотянуться. Но и здесь всё в наших руках.
В-четвёртых, сила слова многократно возрастает, когда это слово — публичное, услышанное, а затем подхваченное многими. Тем более, если это слово исходит от человека компетентного во многих вопросах, держащегося уверенно и спокойно, сохраняющего чувство собственного достоинства, доброжелательно настроенного по отношению к аудитории и не возвышающегося над ней. Хороший оратор, а по совместительству — психолог или педагог, воспитатель — находка для любой компании, учебного заведения, коллектива.
Наконец, для тех, кто мечтает о карьере и финансовом успехе, слово — тоже мощный рычаг и инструмент воздействия на умы и чувства людей. Конечно, не всем нам быть великими ораторами, — кому-то надо и сеять, и пахать, и строить, и мастерить что-то своими руками — но тот начальник и руководитель, кто не лезет за словом в карман, у кого поставлена речь, кто обладает даром убеждения и обаяния, уже не просто начальник и руководитель, а настоящий харизматический лидер, за которым пойдут хоть на край света. Если покопаться в не столь уж и далёкой от нас истории, почитать воспоминания, то мы узнаем, какими замечательными ораторами были Наполеон Бонапарт, Троцкий, Гитлер и Муссолини. Они не перестают быть при этом великими диктаторами и злодеями. Именно поэтому и важно умело распорядиться своим влиянием и не использовать его во вред. Так что трижды прав поэт Владимир Маяковский, который назвал слово «полководцем человечьей силы» («Сергею Есенину»,1926 год ).
А слово — это и есть главное орудие оратора, данное ему от Бога или от природы. И тот, кто приобщился к риторике всерьёз и надолго, уже никогда не спросит, зачем она нужна.
Послесловие
В мире есть наука, которая носит гордое название — риторика. Жаль, конечно, но есть люди, которые не знают о её существовании или её значении. Так вот именно риторика занимается вопросами правильной и красивой речи, говоря самым простым языком. Именно риторика разбирает ошибки в общении. По нашему мнению, её не помешало бы ввести в школы обязательным предметом. Просто, глядя на современное молодое поколение, видно, что многим она явно не помешала бы.
И в заключение, возвращаясь к вопросу об актуальности высказывания Аристотеля, можно сказать, что оно более чем актуально. Ведь если подумать, то быть хорошо подготовленным, обладать приличным словарным запасом, уметь собрать свои мысли в единое целое и донести их до слушателей, учитывая особенности аудитории — это очень тяжёлый труд. Но посильный. Ведь как говорил Цицерон:
«Красноречие есть нечто такое, что даётся труднее, чем кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний».
Он не случайно поставил старания после знаний. Только хорошо понимая, зачем и почему нужно то или иное знание, человек будет стараться его освоить.
Ну и пусть не все мы владеем искусством красноречия, но говорить красиво, правильно, вежливо и понятно мы можем и должны. Вот как раз, поэтому высказывание Аристотеля актуально и поныне. Люди постепенно разучиваются говорить так, как это было положено, и как бы печально это не было, но факт остаётся фактом. Но ведь в наших силах всё исправить. Хотя бы на личностном уровне. Не так ли?
В следующих статьях о риторике мы будем приводить как поучительные истории, так и методики повышения своих ораторских навыков.
[spoiler show=”Материалы и ссылки”]
Материалы:
[ 1 ] http://ebooks.grsu.by/antich_ritor/ritoricheskoe-uchenie-aristotelya-384-322-gg-do-n-e.htm
Красивая речь
https://www.syl.ru/article/86009/krasivaya-rech-vsem-li-nujno-izuchat-ritoriku
Книга «Риторика»
https://info.wikireading.ru/250521
Как научиться говорить красиво. Обзор риторики: история и польза науки
http://yourspeech.ru/eloquence/rhetoric/ritorika-kak-nauka.html
Зачем нужна риторика?
http://bacenko.ru/zachem-nuzhna-ritorika/
Риторика
https://studfiles.net/preview/4190043/
Иллюстрации:
https://cont.ws/uploads/posts2/350507.jpg
http://iktphysics.ucoz.net/_ph/4/379003852.jpg
https://bookz.ru/pics/orator_088.jpg
http://ra-ja.ru/wp-content/uploads/2018/02/kvintilian-217×300.jpg
http://900igr.net/up/datas/74100/018.jpg
https://img01litfund.ru/images/lots/6/06-005-149-60-CC157220.jpg
http://static1.repo.aif.ru/1/fe/163061/b094bd6c04a8bc24cf6005791c30f7f5.jpg
http://www.adsl.kirov.ru/projects/pictures/
https://ucarecdn.com/8d2e8064-8589-4d28-a627-ee795ca2eac1/-/format/jpeg/-/quality/lighter/
[/spoiler]
Из личных наблюдений.
Публичные выступления – это несколько составляющих.
Правильная речь, логика и продуманность выступления, привлекательные жесты и невербалика, красивый поставленный голос, красивая поза и осанка.
Как улучшить.
1). Правильная речь – это форма выражения адекватного мировоззрения. Упорядоченность психики, адекватная жизни картина мира достигаются путем осмысленного чтения хороших книг и осмысления процессов жизни. Плюс качественное диалектическое общение. Особо тут способствуют наведению порядка Пушкин, Ефремов и ВП.
2). Невербалика – все, что связано с телом. Невербалику тоже можно улучшать, делать привлекательной.
В помощь женщинам классическая хореография (без выворотности и стойки на пуантах, это порождает болезни тела), гимнастика, любые классические танцы. Это даст грацию, пластику, красивую осанку – на это тоже обращают внимание в процессе публичного выступления.
Мужчинам не знаю, не мужчина, но тоже, полагаю, психофизические практики работы с телом.
Очень важно регулярно заниматься на природе – это дает позитивный эмоциональный настрой, жизненную энергию, тонус, это все транслируется во время публичного выступления.
3). Голос. Это тоже инструмент, причем очень мощный. Для развития и раскрытия голоса замечательной практикой является пение в хоре, лучше всего в русском народном, т.к. народные песни самые мощные, самые насыщенные по звучанию, интонациям и т.п. характеристикам. Не имеют значения первоначальные данные – важен сам процесс раскрытия голоса и внутреннего состояния при участии в хоре. Человек ставит правильное дыхание, голос начинает со временем приобретать новые оттенки, глубину, становится звонким. Тело человека как резонатор, голос – проводник звуковых колебаний, и колебания эти в конечном итоге вообще могут оказывать исцеляющее воздействие как на человека, так и на его слушателей (так что оратор может еще и исцелять 🙂
4). Поза и осанка, как уже говорилось – результат занятия танцами или физкультурой. Это важно не только на уровне невербальных сигналов аудитории – хорошая осанка=уверенность в себе, но и на уровне физиологии. Когда человек не зажимает плечевой пояс, кровь лучше циркулирует, мозгу больше поступает кислорода и мысли от этого яснее.
Если человеку много приходится выступать публично и возникают проблемы с телом – усталость, не удается держать осанку – хорошо помогает прокачка тела с целью создать мышечный корсет. В помощь силовые упражнения, особенно на природе, упражнения на “закачку” спины. Корсет будет помогать поддерживать осанку и не сутулиться. Стоять прямо войдет в привычку.
***
Вообще считаю, что ораторское искусство очень важно освоить нашим единомышленникам.
На петербургском концептуальном форуме были докладчики, которые давали интересную информацию, но несколько монотонно, уныло и усыпляюще, так что трудно было ее воспринимать. У некоторых большое количество слов-паразитов также мешали восприятию информации – “резало” слух.
Да простят меня за такую критику.
Думаю, что это можно устранять например так.
Можно заменить регулярные чаепития-посиделки единомышленников “клубами ораторов”, т.е. обмениваться информацией, новостями в формате публичных выступлений – каждый по очереди выступает, а затем слушатели дают обратную связь – не только по существу содержания выступления, но и по форме этого выступления. Что можно улучшить выступающему, как сделать выступление яснее и привлекательнее. Спустя пару месяцев таких еженедельных ораторских клубов каждый участник будет яснее мыслить, перестанет бояться публичных выступлений и почувствует динамику аудитории.
Также хорошо записывать свои спонтанные выступления на камеру – как блоггер записывает свое видео, а затем пересматривать его и отмечать, что можно улучшить. И работать над улучшением.
Если человек выступает с докладом, то лучше, чтобы это было достаточно доступно и ясно, во имя уважения времени и внимания слушателей.
***
В идеале же публичное выступление – это еще и метод исцеления окружающих. Когда человек научается чувствовать динамику аудитории и особенно раскрывает и настраивает себя, он может настроить свою психику и свое тело так, чтобы передавать окружающим “исцеляющие” вибрации.
Кто-то посчитает это мракобесием и эзотерикой.
Но человек – источник колебаний, а колебания (определенные частоты) могут обладать исцеляющим эффектом, и тогда что человек может стать излучателем столь гармоничных частот, что окружающие подстроятся под них, гармонизируются, и в их теле и психике начнут происходить процессы восстановления.
И получается, что оратор будет “речь говорить, словно реченька журчать”, вовлекая слушателей в магический преобразующий поток.
Я так это вижу.
Мнение субъективное, могу ошибаться, безусловно.
Авторам огромное спасибо за статью!
Сегодня ,к сожалению , такие времена …,что не до риторики ! Наше “образование ” ни стоит и “гроша ломаного “…,его просто нет (для простого народа !) ! Моё понимание риторики , с “налётом “чего то не хорошего ,противного простому человеку !Во первых :в школах риторику не проходили …(вероятно из-за слова …Краснобайство ! Не буду уточнять .) Сегодняшние “ораторы” — сплошь вруны ! Да мы живём во лжи !!! Нужно отличное образование ,знать очень ,очень много и во всех сферах ,а это постигается с детства !Достичь обладанием культуры ,красоты ,правильности речи …,да и самого “обличия оратора “,позволительно только “высшей касте “,коя формируется уже сейчас ! У народа шанса нет !Так что ,риторический вопрос …,повис в воздухе !