Российская операция по принуждению к миру как ответ на крупномасштабную грузинскую агрессию против Южной Осетии в августе 2008 года вошла в историю под названием «Пятидневная война». Эта была первая военная операция Российской Федерации за пределами собственной территории, причём боевые действия осуществлялись против вооружённых сил государства, члена ООН, в том числе и сухопутными войсками непосредственно на его территории, с занятием населённых пунктов, и даже на расстоянии 25 км от столицы этой страны.
Учитывая, что данные события десятилетней давности имели и продолжают иметь значительные геополитические, экономические и иные последствия, более того, существует мнение, что они:
«в буквальном смысле изменили действующий миропорядок, поставили всех перед новыми глобальными реалиями. Фактически был положен конец однополярному миру. Существенно и то, что стали меняться планетарные правила политической игры и на глазах изменилось поведение основных политических игроков. В прямом смысле на ведущие роли вновь вышла Россия, которую кое-кто поспешил списать. Было заявлено, что у руководства этой страны есть свое видение всему происходящему, и отныне действовать она будет исключительно в соответствии с государственными интересами», [ 1 ]
полагаем целесообразным вспомнить вместе с нашими читателями основные обстоятельства происшедшего в «августе восьмого».Тем более что по данным опроса, проведённого негосударственной исследовательской организацией «Левада-центр» к 10-летию войны в Южной Осетии «лишь 23% россиян хорошо знакомы с этими событиями, а 18% (!) участников опроса признались, что никогда не слышали о «Пятидневной войне».
Предыстория: истоки конфликта
Начиная с конца 1980-х годов на территории Закавказья возник (и до настоящего времени продолжается) так называемый «Грузино-югоосетинский» или «Югоосетинский» конфликт — этнополитический конфликт между центральным руководством Грузии (Грузия — страна в Закавказье. Столица — Тбилиси. Площадь — 57200 км², население (оценка 2018) — 3 729 600 человек. Страна-член ООН) и Республикой Южная Осетия (Южная Осетия — страна в Закавказье. Столица — Цхинвал. Площадь — 3900 км², население (оценка 2015) — 53 532 человек. Частично признанное государство).
Истоки современного грузино-южноосетинского конфликта лежат в событиях конца 1980-х годов, когда активизировалось грузинское национальное движение, одной из составляющих деятельности которого являлся отказ малым народам Грузии в праве на автономию. Практически этот отказ выразился в радикальных действиях руководителей Грузии, что привело к резкому обострению отношений между грузинами и этническими меньшинствами (в первую очередь, осетинами и абхазами, имевшими собственные автономные образования и выступавшими лишь за повышение их статуса, причём — в составе грузинского государства).
За период конфликта напряжённость в Южной Осетии, где этнические грузины составляли около трети населения, сохранялась постоянно и дважды (в 1991—1992 годах и в 2004 году) перерастала в масштабные кровопролитные столкновения, сопровождавшиеся многочисленными жертвами и разрушениями.
Но высшей точки эскалация грузино-южноосетинского конфликта достигла в июле-августе 2008 года: перестрелки и огневые налёты разной степени интенсивности практически стали регулярными, причём противоборствующие стороны однотипно заявляли, что ответный огонь они открывают, только реагируя на агрессивные действия противника.
И, наконец, 8 августа в 00:30 мск., в то время как грузинские войска уже подвергли Цхинвал обстрелу из реактивных установок «Град» и сухопутными силами с применением танков начали штурм города, одновременно напав и на позиции российских миротворцев, размещённых в зоне конфликта в соответствии с Сочинским соглашением («Соглашение о принципах мирного урегулирования грузино-осетинского конфликта» [ 2 ]), подписанным 4 июня 1992 г. руководителями России и Грузии, грузинская сторона объявила, что ею:
«принято решение о восстановлении конституционного порядка в зоне конфликта».
Объявивший это «историческое» решение командующий операциями Вооружённых сил Грузии генерал Мамука Курашвили к тому же ещё в эфире телеканала «Рустави-2» призвал российских миротворцев, дислоцированных в зоне конфликта именно для обеспечения режима безопасности в зоне соприкосновения, не вмешиваться в ситуацию.
Данные действия и заявления официального Тбилиси свидетельствуют о нарушении грузинским руководством элементарных норм международного права, которые иначе как вероломными не назовёшь, поэтому ассоциации событий в ночь с 7 на 8 августа 2018 года и в ночь с 21 на 22 июня 1941 года, при всей их несоизмеримости по масштабам, имеют право на существование и, естественно, у каждого нормального человека ничего, кроме брезгливости, не вызывают.
Примечательно, что данную точку зрения в главном разделяет и международная комиссия («Комиссия Европейского союза (!) по расследованию обстоятельств августовского военного конфликта 2008 года»), в докладе которой однозначно говорится, что:
«на вопросы: являлось ли применение Грузией силы в Южной Осетии и применение грузинской армией силы в отношении российских миротворцев на грузинской территории (в Южной Осетии) оправданными с точки зрения международного права — ответы являются отрицательными».
Комиссия также заявила:
«не приходится сомневаться в том, что Россия имела право отразить нападение на своих миротворцев средствами, пропорциональными угрозе. Таким образом, на первом этапе конфликта применение Россией силы в целях обороны следует признать законным»,
хотя необходимость и оправданность дальнейших действий России, с учётом масштабов изначальной грузинской атаки, и вызвали у членов данной комиссии определённые сомнения.
Хроника событий (кратко)
Ход боевых действий
7 августа
В 23:30 (здесь и далее время мск) грузинская артиллерия открыла шквальный огонь по Цхинвалу. Обстрел начался со стороны подконтрольных Грузии сёл — Эргнети и Никози.
8 августа
Около 00:15 грузинские войска вновь подвергли Цхинвал артиллерийскому обстрелу и обстрелу из реактивных установок «Град», а затем начали штурм города с применением танков.
Были атакованы и позиции российских миротворческих сил, что привело к гибели 10 и ранению 30 российских военнослужащих.
К середине дня по данным грузинской стороны большая часть Южной Осетии была занята правительственными войсками Грузии, а в городе Цхинвал бои продолжались в центре.
Утром российская авиация начала боевую работу, накрыв военную базу в Гори, и аэродромы Вазиани и Марнеули. К полудню через Рокский тоннель в Южную Осетию вошли три российские батальонные тактические группы, которые во второй половине дня вступили в боестолкновения с грузинскими войсками.
9 августа
Всю первую половину дня грузинская армия продолжала обстреливать и бомбить осетинские и российские позиции. В Цхинвале шли уличные бои. Российская авиация атаковала военные и стратегические объекты по всей Грузии, а также оказывала поддержку войскам непосредственно в Южной Осетии.
Продолжалась переброска войск с территории России в Южную Осетию и создание ударной группировки, в целях подготовки операции по принуждению к миру в зоне ответственности миротворцев.
Днём произошла неудачная попытка деблокирования российских миротворцев в Цхинвале силами батальонной группы 135-го мотострелкового полка. Группа вошла в город и встретилась с грузинскими войсками. После боя, понеся потери в людях убитыми и ранеными, группа отошла из города. Не получив подкрепления, вынуждены были оставить южный лагерь и российские миротворцы.
Российские корабли вошли в территориальные воды Грузии и приступили к боевому патрулированию
10 августа
Ночью продолжался обмен артиллерийскими ударами. Были совершены новые налёты: российская авиация бомбила радары, позиции зенитно-ракетных комплексов, военные базы, порты, аэродромы, мосты на территории Грузии.
В районе Цхинвала продолжались бои за город и за господствующие над ним Присские высоты. К середине дня грузинские войска были выбиты почти из всех районов Цхинвала и пытались закрепиться на южных окраинах города. Присские высоты также были отбиты российскими войсками. Находящиеся в этом районе грузинские войска оказались отрезаны от основной группировки.
Грузия начала срочную переброску своей пехотной бригады из Ирака.
Россия увеличила свою группировку в Южной Осетии до четырёх полковых тактических групп. Общая численность войск была доведена примерно до 10 тыс. человек.
В целом баланс сил к этому времени сложился следующим образом (данные основаны на опубликованных в СМИ сведениях и являются оценочными):
Грузия Российская группировка, вооруженные формирования Южной Осетии и Абхазии
Военнослужащих 30 000 25 000 — 30 000
Танков 240 (в том числе 190 Т-72 и 50 Т-55) 150 — 200
Бронемашин 270 — 300 (в том числе около 120 БМП-1 и БМП-2, 55 БТР-70 и БТР-80) 650 — 700
Артиллерийских систем 320 (в том числе 16 РСЗО БМ-21 «Град», 26 САУ Dana, 6 САУ «Пион», около 100 гаубиц Д-30) 250 — 300 (в том числе около 40 САУ «Акация» и 50 САУ «Мста-С»)
Зенитно-ракетных комплексов 26 (8 пусковых установок комплекса С-125, 6 пусковых установок комплекса «Бук-М1», 12 «Оса-АК») Нет данных
Боевых самолётов 12 Су-25 150 — 200 Су-24М, Су-25, С-27, Ту-22М3 и других
Боевых вертолётов 40 (в том числе 8 Ми-24, 16 Ми-8, 6 Bell-212 и 6 UH-1H 30 — 40 Ми-8 и Ми-24
Кораблей 17 (в том числе 2 ракетных и 2 артиллерийских катера) Около 10 (в том числе ракетный крейсер проекта 1164)
11 августа
Самолеты российских ВВС ночью нанесли несколько авиаударов по военным объектам на территории Грузии, при этом потеряли два штурмовика Су-25. Наземные российские войска начали продвигаться вглубь Грузии. Они без боя вошли в Зугдиди, затем в Сенаки и Поти.
В Южной Осетии продолжались бои с грузинскими отрядами, отрезанными от основных сил в селах и на высотах вокруг Цхинвала. Во второй половине дня российские войска начали продвижение к границе с Грузией на юг, запад и восток — по направлениям Цхинвал — Никози, Хетагурово — Дидмуха, Приси — Дици.
Вечером грузинские войска начали отступление с позиций в районе Гори, бросив боевую технику и имущество, однако российская армия остановилась, взяв село Никози неподалеку от Гори.
Президент России Дмитрий Медведев заявил на встрече с представителями Генерального штаба ВС, премьер-министром Владимиром Путиным и министром обороны Анатолием Сердюковым, что основная часть «операции по принуждению к миру Грузии» завершена.
12 августа
Российские войска заняли грузинское село Хурча в Зугдидском районе и ликвидировали военную базу в районе город Сенаки. Российские ВВС нанесли бомбовый удар по военным объектам в районе города Гори.
В Южной Осетии российские войска вышли на административную границу с Грузией на всём её протяжении, продолжая выдавливать на юг немногие оставшиеся боеспособными грузинские части. ВС Грузии сосредоточились на северных подступах к Тбилиси в ожидании российского вторжения в столицу.
Днём президент России Дмитрий Медведев на рабочей встрече в Кремле с министром обороны Анатолием Сердюковым и начальником Генштаба Николаем Макаровым заявил:
«Я принял решение завершить операцию по принуждению грузинских властей к миру. Цель достигнута».
13 августа
Ночью российские корабли в районе Поти подверглись атаке грузинских катеров. После этого в порт вошли российские военные, которые взорвали на рейде три корабля береговой охраны Грузии. Никакого сопротивления им оказано не было.
Вечером глава МИД Сергей Лавров признал наличие войск РФ на территории Грузии — в окрестностях Гори и Сенаки. По словам министра, российские военные охраняют брошенные грузинской армией склады боеприпасов и военной техники, а также оказывают гуманитарную помощь местному населению.
Дипломатическое урегулирование
12 августа в 12:46 президент РФ Дмитрий Медведев сообщил, что принял решение о завершении операции по принуждению Грузии к миру.
После этого в ходе встречи председателя ЕС президента Франции Н. Саркози с президентом России Дмитрием Медведевым и премьер-министром Владимиром Путиным были согласованы шесть принципов мирного урегулирования:
- Отказ от использования силы.
- Окончательное прекращение всех военных действий.
- Свободный доступ к гуманитарной помощи.
- Возвращение Вооружённых сил Грузии в места их постоянной дислокации.
- Вывод Вооружённых сил РФ на линию, предшествующую началу боевых действий.
- Начало международного обсуждения будущего статуса Южной Осетии и Абхазии и путей обеспечения их прочной безопасности.
13 августа Грузия приняла план урегулирования конфликта, после того как по согласованию с российской стороной был переформулирован пункт о начале обсуждения будущего статуса двух непризнанных республик.
16 августа 2008 года Президент России Дмитрий Медведев поставил подпись под планом мирного урегулирования грузино-осетинского конфликта. До этого документ подписали руководители непризнанных государств Южная Осетия и Абхазия, а также президент Грузии Михаил Саакашвили. Подписание этого документа сторонами конфликта окончательно обозначило завершение военных действий.
Итоги и результаты
Начнём с самых трагических обстоятельств — с количества жертв, развязанной Грузией войны. При этом, принимая во внимание зашкаливающий уровень политизации и чувствительности этих цифр, будем ссылаться исключительно на официальные данные, подразумевая, что ответственность за них несут государственные структуры, априори обязанные сообщать только проверенные и объективные сведения.
Итак, по официальным данным всего в ходе конфликта: Южная Осетия потеряла 1492 человека погибшими, включая 32 военнослужащих и сотрудника МВД республики; потери российских военнослужащих составили 71 человек погибшими и 340 — ранеными; согласно списку потерь, представленного грузинскими властями, общее число убитых равняется 397 человекам, из них 169 являлись военными или полицейскими, а число раненых составляет 1469 граждан страны.
Если же говорить о других геополитических и экономических последствиях конфликта, то следует начать с общеизвестных, но от этого не ставших менее значимыми, таких решениях как:
- признание Россией Южной Осетии в качестве суверенного и независимого государства, установление с ней дипломатических отношений и заключение Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия;
- разрыв Грузией дипломатических отношений с Россией и выход из СНГ;
- получение Южной Осетией дополнительной защиты своего суверенитета и безопасности в результате заключения с РФ «Соглашения об объединённой российской военной базе на территории Республики Южная Осетия» и значительной финансовой помощи, на которую Москва только в период с 2008-го по 2014 год выделила около 43 миллиардов рублей.
Кроме того, при рассмотрении результатов конфликта в рамках модели, в которой используются такие параметры, как «проигрыш» и «выигрыш», экспертное сообщество приходит к следующим выводам:
- в отношении Грузии:
Грузия считается «проигравшей стороной», так как в результате вооружённого конфликта политическое положение Грузии ухудшилось. Она начала военные действия и проиграла войну. Несмотря на солидную помощь со стороны других стран (в частности, посильную помощь оказывали Украина и США, причём настолько «посильную», что американцы официально выделили Грузии на перевооружение около 500—600 миллионов долларов [ 7 ], более половины разнообразного трофейного оружия было западным или было модернизировано на украинских заводах, а американские дипломаты были в курсе готовящегося Грузией нападения [ 6 ]), она не справилась с заявленной задачей и окончательно утратила возможность вернуть Южную Осетию. Однозначно ухудшилось и экономическое положение страны; - в отношении Южной Осетии:
Результатом конфликта для Южной Осетии стал «выигрыш» — признание независимости и получение значительной экономической помощи со стороны России, хотя в этом выигрыше есть и негативные стороны: значительные человеческие жертвы, разрушение Цхинвала, уничтожение ряда сельских населённых пунктов. Политическое положение Южной Осетии улучшилось, она получила признание своей независимости, у страны в целом возникла героическая идентичность «непокорившейся агрессору»; - в отношении России:
Итогом конфликта для России стал также «выигрыш», несмотря на то, что страна понесла человеческие и материальные потери, испытала напряжение отношений со странами, прежде всего, из числа «западных партнёров». Однако при этом Россия отстояла свои национальные интересы, укрепила своё положение на Кавказе, получила возможность размещения своих военных баз в Южной Осетии и Абхазии. Её Вооружённые Силы показали хорошую подготовку к ведению боевых действий в горах, быстроту и эффективность, но при этом нашло своё подтверждение и необходимость дальнейшего реформирования российской армии, прежде всего, в области оснащения её современными видами вооружений и техники. На экономическое положение России вооружённый конфликт практически не повлиял.
Были подведены итоги конфликта и правозащитными организациями с точки зрения соблюдения во время «Пятидневной войны» участвовавшим в конфликте сторонами норм международного гуманитарного права и права в области прав человека. При этом даже достаточно одиозная международная неправительственная организация «Amnesty International», спонсорами которой являются Государственный департамент США, Европейская комиссия, Министерство международного развития Великобритании, в своём докладе отметила, что
- грузинская армия при штурме города Цхинвал совершала неизбирательные нападения, в результате которых погибли десятки мирных жителей Южной Осетии и множество получили ранения, а также значительно пострадала инфраструктура (общественные здания, больницы, школы), причём основные разрушения Цхинвала были вызваны применёнными грузинской армией систем залпового огня «Град», ракеты которых обладают низкой точностью. Грузинские военнослужащие совершили также ряд жестокостей по отношению к гражданскому населению и военнослужащим противоборствующей стороны, которые должны быть квалифицированы как тяжкие преступления;
- российские военнослужащие по свидетельствам очевидцев — грузин, опрошенных «Amnesty International», вели себя с грузинскими мирными жителями порядочно и проявляли должную дисциплину. Российская авиация в период конфликта совершила более 75 авиационных налётов именно на позиции грузинской армии, хотя был нанесён и ущерб гражданским объектам, который «ограничивается несколькими улицами и отдельными домами в некоторых деревнях». Наиболее серьёзные претензии к российским подразделениям вызваны свидетельствами некоторых очевидцев, которые утверждают, что при проведении отдельных российских атак на грузинские населённые пункты «возможно, не делалось различий между правомерными военными целями и мирным населением»;
- по мнению «Amnesty International» наиболее серьёзные преступления (незаконные убийства, избиения, поджоги и грабежи) по свидетельству опрошенных очевидцев в ходе конфликта были совершены южно-осетинскими воинскими подразделениями и южно-осетинскими военизированными формированиями в отношении грузин в Южной Осетии и на прилегающих к ней территориях.
Заметки на полях
Ещё одним результатом российской операция по принуждению к миру стало восстановление границы между Грузией и Абхазией по реке Ингур.
Вооружённые силы Абхазии, согласно имевшимся договорённостям с Южной Осетией, приняли участие в вооружённом конфликте. 10 и 11 августа абхазские военно-воздушные силы и артиллерия наносили ракетно-бомбовые удары по грузинским военным объектам в районе абхазско-грузинской границы. А затем 12 августа подразделения регулярных войск и резервисты Вооружённых сил Абхазии, во взаимодействии с частями российской армии, нанесли вспомогательный удар по грузинским войскам в верхней части Кодорского ущелья, территория которой относилась к территории Абхазской Автономной Советской Социалистической Республики, разбили группировку сил Грузии в опорном пункте Ажара, а затем вытеснили грузинские вооружённые формирования с территории республики.
Кроме восстановления своей территориальной целостности, итогом «Пятидневной войны» для Абхазии стало упрочнение своего международного положения, в результате признания её Россией в качестве суверенного и независимого государства и повышение уровня обороноспособности, в связи с заключением соглашения о дислокации на её территории воинских формирований объединенной российской военной базы, предназначенных для обеспечения защиты суверенитета и безопасности Республики Абхазия и Российской Федерации.
Южная Осетия сегодня, или десять лет спустя
Основным достижением в регионе за прошедшие десять лет являются обеспеченные российской гарантией условия мирной безопасной жизни населения в сегодняшней Южной Осетии:
«Грузинский фактор ушел на второй план. Грузия — это то, что в прошлом. Это не предмет сегодняшней заботы».
Но при этом следует учитывать и такой фактор, что, взяв под свою защиту Южную Осетию, признав её независимость, Россия одновременно взяла на себя и достаточно большую ответственность, так как республика стала политическим проектом, своеобразной:
«политической витриной, в которой видно, насколько успешно или безуспешно она развивалась за прошедшие годы под опекой России» [ 3 ].
В этом контексте можно констатировать, что, несмотря на — дипломатично выражаясь — значительную российскую финансовую поддержку (более 90% (!) бюджета Южной Осетии формируется дотациями России), благодаря которой, кстати, удалось ликвидировать последствия грузинской агрессии, республика до настоящего времени перейти в режим экономического развития не смогла.
К сожалению, главные причины столь неудовлетворительного перехода от процесса восстановления к процессу развития объясняются наличием серьёзных недостатков в управленческой сфере. До сегодняшнего дня в стране отсутствует в целом концепция экономического развития, не создана соответствующая банковская структура, не разработаны среднесрочные планы развития экономики, действующая законодательная база не направлена на создание условий для благоприятного инвестиционного климата. Всё это приводит к тому, что не удаётся за счёт привлечения инвестиционных средств, при практическом отсутствии к тому же частных инвестиций, приступить к программам развития, создавать новые рабочие места.
Разумеется, определённые меры, в том числе и опять-таки с российской помощью (в 2017 — 2019 годах на социально-экономическое развитие Южной Осетии Россия выделила 4,6 миллиарда рублей, плюс ещё три миллиарда рублей целенаправленно на финансовую помощь для бюджетных инвестиций и поддержки инвестиционной деятельности) принимаются, но надо смотреть правде в глаза — их эффективность оставляет желать лучшего.
Вместе с тем, менталитет югоосетинского населения, результаты его работы по восстановлению хозяйства страны после «Пятидневной войны» являются в достаточной мере основаниями для утверждений о возможности изменения ситуации в республике в положительном направлении.
Заключение
Полагаем, что рассмотрение трагических событий «Пятидневной войны» — это ещё одна возможность напомнить читателям о существовании «Шести приоритетов управления обществом»:
И хотя в нашем материале в основном речь идёт об использовании против народов Южной Осетии и России «руководством Грузии образца 2008 года», в силу её управленческой несостоятельности, самого быстродействующего, а посему и самого — по их понятиям — результативного шестого приоритета средств управления, результатом которого, как и следовало ожидать, явилось военное поражение агрессора, считаем целесообразным обратить внимание читателей на то обстоятельство, что антироссийские и антиюжноосетинские силы и сегодня продолжают свою подрывную деятельность, задействуя к тому же все шесть приоритетов во вред людям.
Продолжают и сегодня нынешние руководители Грузии «работать» на шестом приоритете, когда проводят мероприятия, направленные на вступление в НАТО. О том, как используется пятый приоритет — ярко свидетельствует легализация в июле сего года употребления марихуаны в стране. Пытаются, в силу своих «возможностей», как-то действовать даже на экономическом уровне. Но особенно активно задействуются фактологический и хронологический приоритеты (как это делается: см. типичный пасквиль «8 мифов о российско-грузинской войне 2008 года» [ 4 ]).
Стоит вспомнить и то, что Россия на третьем приоритете проиграла противостояние, которое развернулось в информационном пространстве, поскольку крупнейшие западные информационные агентства просто взорвались сообщениями о «русской агрессии в Грузии» [ 5 ].
Россия смогла выправить положение в информационном поле только довольно ощутимое время спустя, но первое впечатление о событиях в Южной Осетии было сформировано западными СМИ. В защиту можно сказать только то, что информационные мощности российских СМИ и западных — несопоставимы. Тогда о «русской агрессии» трубили из каждого западного «окна».
Правда, вот действия на самом важном по значимости и самом мощном по устойчивости достигаемых результатов — первом мировоззренческом (методологическом) приоритете отсутствуют, но это просто потому, что «правители Грузии» будучи концептуально неграмотными, ибо, будь они грамотными, войну бы в августе 2008 года не развязали, вероятнее всего даже и не подозревают о его существовании.
Так что война, а в сегодняшних условиях — это, прежде всего, информационная война, которая и «есть продолжение политики иными средствами», продолжается, о чём забывать не стоит.
МАТЕРИАЛЫ:
[ 1 ] «Учитесь жить в мире» — 10 лет после войны Грузии против Южной Осетии
https://eadaily.com/ru/news/2018/07/30/uchites-zhit-v-mire-10-let-posle-voyny-gruzii-protiv-yuzhnoy-osetii
[ 2 ] 17 лет со Дня подписания СОГЛАШЕНИЯ «О принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта» http://cominf.org/node/1166480314
[ 3 ] Девять лет после войны: как изменились Абхазия и Южная Осетия https://ria.ru/world/20170808/1499995398.html
[ 4 ] 8 мифов о российско-грузинской войне 2008 года https://iceaxe.livejournal.com/1356935.html
[ 5 ] Реакция Запада на войну в Южной Осетии https://lenta.ru/articles/2008/08/11/coverage/
[ 6 ] WikiLeaks: Американцы знали о готовящейся операции Грузии в Южной Осетии еще накануне 8 августа 2008 года https://korrespondent.net/world/1143694-wikileaks-amerikancy-znali-o-gotovyashchejsya-operacii-gruzii-v-yuzhnoj-osetii-eshche-nakanune-8-avgusta-2008
[ 7 ] О российских трофеях, захваченных в ходе боевых действий в Южной Осетии и Грузии https://lenta.ru/articles/2008/08/21/trophy/
Грузино-южноосетинский конфликт
https://ru.wikipedia.org/wiki/Грузино-южноосетинский_конфликт
Соглашение о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта от 4 июня 1992 г.
http://docs.cntd.ru/document/1902246
Пятидневная война России с Грузией с 08.08.2008 по 12.08.2008 года
https://warways.ru/voennye-konflikty/pyatidnevnaya-vojna.html
Пятидневная война (8-12 августа 2008 года)
http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/210899/
Война в Южной Осетии в 2008 году: как Россия принуждала Грузию к миру
http://russian7.ru/post/voyna-v-yuzhnoy-osetii-v-2008-godu-kak-rossiya/
Пятидневная война
https://www.kommersant.ru/doc/1011909
Доклад комиссии ЕС: войну начала Грузия
https://www.bbc.com/russian/international/2009/09/090930_eu_georgia_report
Главные положения доклада ЕС о войне России с Грузией
https://www.bbc.com/russian/international/2009/09/090930_eu_findings_summary.shtml
Мирные жители на линии огня: грузино-российский конфликт
http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/144552/
Результаты и репутационные последствия конфликта в Южной Осетии в августе 2008 г. в концептуальной модели российских экспертов
http://www.socreklama.ru/analytics/list.php?ELEMENT_ID=6220&SECTION_ID=110
Каждый пятый россиянин не смог ответить на вопрос о войне в Южной Осетии
https://www.rbc.ru/politics/06/08/2018/5b67e0839a79474cd27230cf?from=main
Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия
http://docs.cntd.ru/document/902151096
Иллюстрации:
http://novoaltaysk.online/wp-content/uploads/2016/05/1369339414_123.jpg
https://i.pinimg.com/originals/12/74/76/127476382e5e441a68baf3de2fe3d1bb.png
https://gdb.currenttime.tv/4925AA81-0D93-4660-8266-2F1465F6A88C_w1200_r1_s.jpg
https://aftershock.news/sites/default/files/u24271/teasers/voina-osetia.jpg
https://narodna-pravda.ua/wp-content/uploads/2017/08/ef022caa4dcbccc083441da5cf4147d9.jpg
[/spoiler]
Комментарии: