Обозрение СМИ (прессы) 16 – 23 июня 2018 года
- Высший Госсовет Союзного государства: отношения укреплять, барьеры устранять, общую границу защищать
- Внешняя политика: ЕС, «Восточное партнёрство», Мьянма, Непал – далее везде
- Экономика: успехи и сложности
- Социальная сфера: новая амбициозная задача
Высший Госсовет Союзного государства: отношения укреплять, барьеры устранять, общую границу защищать
Как и ожидалось, значительную часть информационного трафика прошедшей недели белорусские СМИ посвятили далеко не рядовому событию во взаимоотношениях между Беларусью и Россией – проведению 19 июня заседания Высшего Государственного Совета Союзного государства.
И опять-таки, как и следовало ожидать, оценки итогов этого саммита, в зависимости от принадлежности средств массовой информации к тем или иным политическим направлениям, диаметрально противоположны. Так, государственные издания, хотя и отметили наличие сложных моментов в белорусско-российских отношениях, однозначно оценили результаты заседания позитивно: «Беларусь сегодня»: «Высший Госсовет Союзного государства постановил: отношения укреплять, барьеры устранять, общую границу защищать» или БЕЛТА: «Сегодня удалось придать заметный импульс дальнейшему укреплению братского партнёрства Беларуси и России».
А вот оппозиционные Интернет-ресурсы придерживаются противоположного мнения: «Белорусские новости»: «Самые спорные вопросы разрулить так и не удалось» или «TUT.BY»: «Поговорили обо всём, но ничего нового не сказали».
На наш взгляд, наиболее объективным материалом среди многочисленных публикаций белорусской прессы по рассматриваемой тематике, можно признать статью на сайте новостного агентства «Sputnik»: «О чем договорились Лукашенко и Путин на ВГС в Минске», в которой подчёркивается, что именно площадка Союзного государства стала самым продвинутым интеграционным проектом на постсоветском пространстве и устойчивой платформой, на которой укрепляются отношения Беларуси и России, преследующих главную цель — «ускорение темпов социально-экономического развития двух государств и улучшение жизни наших народов».
Отрадно также, что в исследуемый период, наряду с решением стратегических вопросов белорусско-российского сотрудничества в ходе двусторонней встречи глав наших государств, заседания Высшего Государственного Совета Союзного государства и 54-ой сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, продолжилась положительная динамика решения и насущных экономических проблем. Так, во исполнение достигнутых договоренностей и двусторонне подписанной «Дорожной карты» между Россельхознадзором и Департаментом ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Россия отменила ограничения на поставки молока с шести белорусских предприятий, причём совместная работа по снятию временных ограничений продолжается.
К тому же продолжают развиваться и межрегиональные белорусско-российские связи, в частности, побратимские отношения между Могилёвской областью и Восточным административным округом столицы России.
Внешняя политика: ЕС, «Восточное партнёрство», Мьянма, Непал – далее везде
Не менее активно, чем укреплением белорусско-российских отношений, занималось руководство Беларуси на прошедшей неделе и развитием отношений с международными объединениями и отдельными странами.
Прежде всего, речь идёт о целом ряде мероприятий, связанных с формированием отношений с Европейским союзом и «Восточным партнёрством», в том числе: о встрече Александра Лукашенко с еврокомиссаром по европейской политике соседства и переговорам о расширении ЕС Йоханнесом Ханом и о десятой неформальной встрече министров иностранных дел стран — участниц «Восточного партнёрства». Причём в итоге издания сообщают, что Беларуси и Европейскому союзу удалось достигнуть договорённости о подписании до конца этого года документа о приоритетах партнёрства, которые должны стать «дорожной картой» отношений между РБ и ЕС до 2020 года и привлечь в страну европейских инвесторов, а также упрочить позиции Беларуси в «Восточном партнёрстве».
При этом руководители государства не скрывают, что главной целью взаимодействия Беларуси с этими международными организациями является решение страной экономических проблем: для Беларуси «основой партнёрства с ЕС являются торгово-экономические отношения» или Беларусь предлагает «конкретные региональные экономические проекты, которые очень нужны как Европейскому союзу, Беларуси, так и восточным соседям – нашим и вашим. Это основа».
Впрочем, как в очередной раз подтверждают многочисленные публикации (более двух десятков сообщений) исследуемого периода о выстраивании двусторонних отношений с конкретными странами, именно решение внешнеэкономических задач является и основой проведения республикой политики «многовекторности». Так, издания сообщают: о достижении Беларусью и Великобританией предварительных договорённостей о развитии сотрудничества в области деревообработки, о подготовке строительства во Вьетнаме белорусско-вьетнамского совместного предприятия по производству молочных продуктов; а также об общих направлениях активизации экономических отношений в ходе контактов с представителями таких государств, как Пакистан, Азербайджан, Швейцария, Мьянма, Непал.
Отдельного упоминания в данном разделе заслуживает информация о выделении Китаем Беларуси 120 миллионов долларов на строительство национального футбольного стадиона, бассейна международного класса, арендного жилья и центра сотрудничества в области трансформации научно-технических достижений в «Великом камне», и об оказании КНР материально-технической помощи в деле осуществления проекта по строительству в республике социального жилья.
Экономика: успехи и сложности
Как уже повелось в последнее время, начнём данный раздел с обзора сообщений, содержащих позитивную информацию о процессах, происходящих в экономике страны. Безусловно, положительной оценки заслуживают публикации: о росте на 8,3% в январе-мае промышленного производства, об увеличении за этот же период по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5,4% грузооборота и о достижении уровнем ставки рефинансирования десятилетнего минимума, в связи с решением Национального банка установить её с 27 июня в размере 10% годовых.
Вместе с тем, общая тональность сообщений прошедшей недели по рассматриваемой тематике значительно отличается от интонационности предыдущего почти двухмесячного периода, так как в информационном пространстве появилось значительное количество публикаций о наличии сложностей и рисков в экономической сфере.
И начало этому подходу положил, и как всегда эмоционально, Александр Лукашенко, заявив на совещании в Шкловском районе:
«Мы на фронте. Не выдержим эти годы, провалимся, значит, надо будет или в состав какого-то государства входить, или о нас будут просто вытирать ноги. А не дай бог, ещё развяжут войну, как на Украине».
Кроме того издания сообщают: о замедлении во II квартале роста того же промышленного производства; о негативном влиянии на развитие страны ежегодной нагрузки по обслуживанию и погашению государственного долга; о рисках потери в среднесрочной перспективе 3,8% к ВВП, в связи с окончанием в 2019 году периода перечисления финансовых средств из России в рамках договорённостей в нефтегазовой сфере и завершением Россией «налогового манёвра» с отказом от взимания вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты; о состоянии некоторой неопределенности в сельском хозяйстве, связанной с обеспечением эффективности производства; о возможности роста инфляции во второй половине года; о проблемах с конкурентоспособностью производимых в стране товаров.
Не добавляют оптимизма и частные проблемы, о которых также пишут СМИ. В частности, о гибели из-за засухи 2% посевов и повреждении ещё около 3,6%, о сложной ситуации на ряде предприятий Оршанского района, о перебоях с поставками цемента строительным компаниям.
В этих условиях положительной оценки заслуживают меры, принимаемые исполнительной властью и предпринимательскими кругами по совершенствованию своей деятельности. Среди них можно выделить: издание указа о мерах по реализации декрета «О развитии цифровой экономики»; подготовку мероприятий, направленных на снижение налоговой нагрузки на бизнес; решение о начале точечной приватизации сельхозпредприятий; ужесточение требований к деятельности управленцев; создание Совета глав администраций свободных экономических зон; оказание только Банком развития финансовой поддержки более 2,3 тыс. инвестиционных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства на общую сумму 601 млн. белорусских рублей.
Социальная сфера: новая амбициозная задача
Бесспорно, топ-новостью прошлой недели в социальной сфере стало заявление Александра Лукашенко о необходимости доведении за два года в аграрном секторе средней заработной платы до 1 тысячи белорусских рублей:
«Думаю, что в будущем году перед губернаторами будет стоять задача – они прежде всего за село отвечают – не Br 600, а Br 800 средней зарплаты в агросекторе. И вы к этому готовьтесь. Это не значит, что всем, а тем, кто работает. Через пару лет мы должны к той же Br1 тыс. средней зарплаты подойти и в сельском хозяйстве».
Как это задача будет выполняться, жизнь покажет, особенно с учётом невыполнения в I квартале текущего года плана достижения этой суммы в промышленности.
Но «не будем только о грустном». Есть и действительно положительные известия по рассматриваемой тематике. Так, издания сообщают: о вводе в январе – мае в эксплуатацию более 468,2 тыс. кв. м общей площади жилья для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий; об увеличении объёмов кредитования жилищного строительства, в том числе и объёмов льготных кредитов; о проведении мероприятий по созданию рабочих мест за счёт ввода в строй новых производств и предприятий; о росте в текущем году в сопоставимых ценах к уровню соответствующего периода прошлого года на 10,1% розничного товарооборота; об открытии после проведении реставрационно-строительных работ стадиона «Динамо».
Комментарии: