Начнём с утверждения, что само существование государственной идеологии в Беларуси, чтобы по этому поводу не говорили «истинные защитники демократии, прав и свободы народа», не противоречит правовым нормам страны. В Конституции Республики Беларусь в отличие, например, от Основного закона РФ, где в статье 13 прямо говорится: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», такая норма не предусмотрена. Согласно статье 4 Конституции РБ не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан лишь идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений. А посему применив общепринятую правовую формулу: «разрешено всё то, что прямо не запрещено», кстати, частенько используемую именно теми самыми «истинными защитниками демократии», можно сделать однозначный вывод — белорусское государство имеет право на реализацию собственного идеологического проекта, то есть разработку и внедрение именно государственной идеологии, что и является предметом рассмотрения предлагаемого материала.
Кратко о понятии термина «идеология»
Для того, чтобы аргументированно продолжить разговор с читателями на предложенную тему, вспомним (кратко), что подразумевается под понятиями, которые мы используем в этой статье. Итак, что же такое ИДЕОЛОГИЯ и «с чем её едят».
Термин «идеология» [от греч idea — мысль и logos — слово, понятие] ввёл французский учёный Дестют де Траси в начале XIX века. Он полагал, что идеология — это теория идей, т.е. учение о происхождении человеческих идей, их взаимодействии и переходе от одних к другим. Поэтому понятие «идеология» первоначально использовалось для обозначения науки об идеях как самостоятельной области познания, которая выясняет причины и законы формирования идей и составляет основу таких наук, как политика, педагогика, право.
Более близкое определение к современному пониманию рассматриваемого понятия, как общественного явления, разработали К.Маркс и Ф.Энгельс. Под идеологией они понимали совокупность представлений, составляющих содержание современной им немецкой философии. Поскольку исходным принципом её является положение, согласно которому «мир есть воплощение идей», они назвали эту идеологию «идеалистической». Это представление они квалифицировали как ложное, извращённое отражение действительности. Данному подходу противопоставили свой, согласно которому мысли, идеи людей представляют собой продукт их материального жизненного процесса. Классики марксизма трактовали идеологию как явление классовое, коренящееся в реальных противоречиях антагонистического общества. Следовательно, по их мнению, конкретные классовые интересы обусловливают характер той или иной идеологии.
И после основоположников марксизма копий по поводу — а что же такое идеология? — было сломано немало: каких только понятий и самих идеологий не возникало, впрочем, как и бесследно исчезало.
Но общий вывод всё-таки таков — идеология является действенным и незаменимым социальным инструментом.
При помощи идеологии вырабатываются цели общественного развития, сплачиваются социальные группы, аккумулируется социальная энергия людей. Это означает, что идеология выполняет целеполагающую, интегрирующую и мобилизующую функции, а поэтому она играет важнейшую роль в жизни общества и государства. Идеология закрепляет усилия людей по созданию предпосылок своей деятельности, придаёт необходимый смысл социальной активности индивидов, групп и общностей.
Итак, на сегодняшний день существуют более или менее общепринятые определения этого термина.
Приведём наиболее признанные формулировки.
Краткую:
«Идеология — это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также средствах и путях достижения этих целей, воплощённых в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых действиях, побуждающих людей стремиться к поставленным целям»;
И развёрнутую:
«Идеология — это теоретически оформленная система идей, выражающая суть социальных интересов определённых классов, слоёв, групп или общества в целом. Концептуально объясняет социальную реальность (в настоящем и будущем) и формирует её образ, ценностно-приемлемый и желательный для общества или отдельных социальных групп; к идеологии также относят программы деятельности по достижению сформулированных в её рамках социальных целей.
На основе идеологии формируются общественные (групповые) сознание и поведение. В этом смысле идеологию можно рассматривать как инструмент социального управления, в частности как средство мобилизации людей на долгосрочные действия по реализации политических и иных программ.
Идеология выполняет одновременно интегрирующую и дифференцирующую функции: объединяет её носителей данной, формирует их коллективное сознание, установки, волю, согласие. Появление той или иной идеологии отражает не только стремление человека и социума удовлетворить прагматичные интересы, но и их потребность в ценностной ориентации деятельности, в социальном идеале, в существовании со смыслом поверх обыденного».
Главное в идеологии
Неплохие определения, но в них упущено (и, похоже, целенаправленно) главное. В них ничего не говорится о том, что идеология — это продукт идеологической власти, подконтрольной власти концептуальной (подробно о видах власти мы писали в статье «Две концепции управления — два разных пути: Русь и Запад» [ 1 ]).
Поэтому:
Идеология — это концепция управления, изложенная в доступном для понимания народными массами формате.
Концепция вырабатывается в процессе реализации концептуальной властью полной функции управления в отношении общества.
Соотношение концептуальной власти и полной функции управления представлено на схеме ниже.
Объектом воздействия идеологической власти является всё общество, однако, за исключением тех, кто сам концептуально властен, и потому стоит выше власти идеологической. Идеология нужна концептуальной власти для формирования в обществе мировоззрения людей, соответствующего избранной концепции, чтобы люди были под её властью в изменяющихся жизненных обстоятельствах.
Функция идеологической власти — облечь концепцию в такие идеологические формы, в которых она предстала бы во мнении людей благообразной и потому приемлемой, в которых концепция не вызвала бы отторжения. Свобода от идеологий — это самообман, однако не стихийно-психологический, а целенаправленно культивируемый властью концептуальной. Идеологию можно понимать или не понимать, принимать её или отрицать, но члены общества всегда сталкиваются с проявлениями той или иной идеологии, представляющей собой оболочку концепции управления обществом со стороны носителей власти концептуальной.
И вот содержание, изложенное в этих двух последних абзацах, читатели в обязательном порядке должны учитывать при оценке представляемого материала.
Государственная идеология — а что это значит?
Общепризнанной типологии идеологии, в том числе и классификации её по видам, не существует. И если в отношении таких её форм, как идеология политических партий, общественных объединений, какой-то консенсус и достигнут, то понятие «государственная идеология» вызывает только ожесточённые споры. И основным камнем преткновения в них является вопрос: Может ли вообще существовать государство без идеологии?
Так, сторонники либеральных взглядов, отвергающие саму возможность существования в современном демократическом обществе какой бы то ни было государственной (одной на всех) идеологии, на примере той же России, где благодаря оказавшимся у власти в период её создания либералам, в Конституцию был внесён запрет на государственную идеологию, и формально её в РФ не существует, активно используют в своих спекуляциях это обстоятельство, заявляя: живёт же четверть века Россия без этой самой государственной идеологии и ничего не распадается (благо или зло для России запрет на государственную идеологию — это тема для другой статьи).
Более того, отдельные из них заявляют, что «идеология является чужеродным для системы государственного управления инструментом, способным сыграть позитивную роль лишь в условиях кризиса режима, требующих резкого усиления солидарности власти и общества (можно подумать, что в обычных условиях постоянная забота о совершенствовании связи между властными структурами и обществом не востребована — наше замечание при цитировании). В другое время идеология не в состоянии задать государственному управлению нужный вектор, поскольку вместо укрепления дискурсивных оснований выбора решений и повышения альтернативности целеполаганий она продвигает узкий набор социальных предпочтений».
Аргументы, конечно, «серьёзные». Но существует и альтернативная точка зрения, которую мы, и надеемся наши читатели тоже, разделяем, так как считаем её более объективной. Суть взглядов сторонников государственной идеологии заключается в следующем:
- «Государство не может существовать без некоторой совокупности идей, выражающей волю граждан к совместной жизни [независимо от того оформлена эта совокупность каким-то актом или она существует по умолчанию — здесь и далее в квадратных скобках наши дополнения к тексту]. Государственная идеология объединяет население в единое целое, формирует гражданское сообщество и содержит в себе представления граждан о путях развития общества и государства. И пусть даже если само понятие «государственная идеология» в современном обществе почти не используется [сказывается либеральная традиция, в которой идеология связывается с деятельностью политических партий и интересами отдельных социальных групп]. Однако по сути «идеологическая» работа в том или ином виде проводится везде. Например, в странах Запада это называется «обучением демократии» и осуществляется в рамках политического (гражданского) образования [собственно говоря, употребление тех или иных терминов — дело вкуса. Если слово идеология не вызывает в обществе активного отторжения — почему бы его и не задействовать].
- Государственная идеология или, иначе говоря, идеология государственности по своему определению призвана аккумулировать политические идеи и ценности, разделяемые большинством сограждан [это качества как раз концепции управления]. В обществе она обеспечивает консенсус, способствует сплочению граждан вокруг принимаемых населением идеалов: безопасность, собственность, справедливость, свобода, равенство. К тому же идеология государства находит свое концентрированное выражение в Основном законе страны. Этот документ символизирует собой своего рода общественный договор о том, каким граждане хотят видеть общественный порядок и что они полагают в качестве социальной и политической справедливости. В нём зафиксированы основополагающие принципы демократического правления — порядок избрания органов власти, правила, регулирующие деятельность государственных чиновников, способы разрешения политических конфликтов. Положенные в основу конституции идеи и ценности обеспечивают общественное «единодушие» по основополагающим вопросам общественной жизни. Подобно всякой идеологии, конституция государства содержит в себе не только (и не столько) настоящее, но и будущее. Свобода, равенство, справедливость никогда не обеспечиваются полностью. С течением времени эти понятия наполняются новым, всё более полным содержанием.
- Государственная идеология транслируется в общество через систему гражданского образования, которая создаётся государством при активном содействии институтов гражданского общества [именно идеология, будучи более простым и привлекательным по форме выражением сути концепции транслируется в СМИ]. Гражданское образование обеспечивает постепенное вовлечение индивида в социум, его становление в качестве самостоятельного субъекта социальных и политических отношений. Оно помогает человеку адаптироваться в данной политической системе, учит его строить свои отношения с властью и обществом на правовой основе. Чтобы стать гражданином, необходимо знать, как устроено и функционирует демократическое государство, приобрести навыки политического участия, научиться цивилизованно обсуждать и решать общественные проблемы [главное — это решать проблемы общества, а вот в данном тексте это, к сожалению, на последнем месте]. Способствуя усвоению гражданами норм и правил общественной жизни, гражданское образование обеспечивает преемственность господствующей системы ценностей, формирует доверительное отношение к социальному окружению, уважение к существующим политическим институтам и общественному порядку [в случае, если суть концепции, которую выражает идеология — это рабовладение, то гражданское образование прививает покорность и рабскую психологию, в противном случае — оно помогает раскрыть потенциал человека, развить лучшие его качества]».
И ещё:
- «Поскольку выразителем и основным инструментом реализации интересов любого народа является его государство [тогда, когда народ сам не реализует свои интересы непосредственно], то совокупность идей, представлений, убеждений, устремлений можно назвать также государственной идеологией или идеологией данного государства [правильнее — концепцией управления государством]. Между идеологией и государством существует связь. Идеологию можно рассматривать как доктрину государственной власти и государственной политики. Государство как форма самоорганизации в единое целое определённого сообщества людей с момента своего конституирования становится носителем идеологии данного народа [повторим, что во многом тут правильнее говорить о концепции управления обществом].
- Государственно организованное сообщество всегда нуждается в государственной идеологии, позволяющей объединить народ или народы во имя будущего. Без идеологии государство несостоятельно. Разрушение идеологии приводит к разрушению самого государства. Примером является печальный опыт СССР. Идея деидеологизации, которая внедрялась в общественное сознание [правильнее — общественное мнение, поскольку такого явления как «общественное сознание» не существует в реальности] средствами массовой информации в условиях перестройки, привела к разрушению самого государства.
- Хорошо сформулированная государственная идеология способствует эффективному развитию государства. Сенека сравнивал государство с кораблём: «Кто не знает, в какую гавань плывёт, для того нет попутного ветра». Отсутствие государственной идеологии, которая консолидирует и сплачивает народ, отрицательно сказывается на развитии различных сфер жизни и общественной психики».
На наш взгляд вполне логично и доказательно, если учитывать наши дополнения.
Так есть ли в Республике Беларусь государственная идеология?
Ответ однозначный — по умолчанию, как и в любом другом государственном образовании, конечно, идеология в белорусском государстве существует. Более того, в стране активно, хотя и не всегда успешно, ведётся работа над наполнением понятия «государственная идеология» адекватным содержанием.
При этом следует заметить, что в стране достаточно последовательно реализуется проект легитимизации идеологии государственности. Этот проект, безусловно, имеет символическую и институциональную преемственность с БССР. Так, одним из центральных элементов этого проекта является историческая память о Великой Отечественной войне, сюда же стоит отнести и модифицированную государственную символику, принятую на референдуме 1995 года. С другой стороны, в Беларуси хоть и не было радикально-либеральных экономических преобразований, тем не менее, рыночные реформы всё же происходили и происходят.
Именно с учётом этих особенностей и сформированы в стране основные направления государственной идеологии. К ним в первую очередь следует отнести положения, изложенные Александром Лукашенко в докладе «О состоянии идеологической работы» на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов. Приведём наиболее значимые из них:
- «Если мы хотим видеть Беларусь сильной, процветающей державой, то должны, прежде всего, думать об идеологическом фундаменте белорусского общества. Государственная идеология «кроится» не под отдельного человека, пусть даже и первого Президента страны, а под наш белорусский народ, с тем, чтобы политическая конъюнктура не влияла на общее направление развития белорусского общества.
- Либерализм (или точнее — неолиберализм) коротко можно определить как идеологию социального неравенства людей, наживы и индивидуализма.
Таким образом, марксистско-ленинская, консервативная и либеральная идеологии в разной степени, в разных, скажем, количествах своих черт, должны быть присущи и нам. Но если взять в чистом виде, особенно нынешний неолиберализм, то, конечно же, он нам, нашему народу, с нашей толерантностью, с нашим менталитетом меньше всего подходит или, точнее сказать, вообще не подходит.
- Либерализм (или точнее — неолиберализм) коротко можно определить как идеологию социального неравенства людей, наживы и индивидуализма.
- Белорусская идеология должна иметь ориентацию на традиционные для нашей цивилизации ценности: способность трудиться не только ради наживы, но и для блага общества, коллектива, других людей. Другие наши ценности: потребность в идеалах и высоких целях, взаимопомощь, коллективизм в противовес западному индивидуализму, социальная опека и уважительные отношения государства и народа.
- Политический компонент белорусской государственной идеологии закреплён в Основном Законе — Конституции нашего государства, принятой народом. В ней дан ясный ответ на вопрос, какое общество мы строим. Республика Беларусь — это унитарное демократическое социальное правовое государство.
- Важнейшая составляющая часть нашей государственной идеологии — теория белорусской модели социально-экономического развития. Она предполагает формирование социально ориентированной, многоукладной рыночной экономики с равноправным функционированием государственной и частной собственности».
Заключение
Таким образом,исходя из изложенного, можно утверждать, что государственная идеология в Беларуси действительно существует и даже имеет некоторые концептуальные основания, хотя на сегодняшний день идеи, мысли и взгляды, составляющие белорусскую государственную идеологию, «разбросаны» по разным источникам в политических документах и в правовых актах.
Другое дело, как она реализуется на практике, но это уже тема для другой статьи.
Материалы:
[1] — «Две концепции управления — два разных пути: Русь и Запад» https://informacenter.ru/2015/10/rus-zapad/
Конституция Республики Беларусь
http://www.pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus/
Конституция Российской Федерации
http://www.constitution.ru/
Идеология
https://bigenc.ru/sociology/text/2000230
Роль и место идеологии в жизни общества и государства
http://mirznanii.com/a/32310-1/rol-i-mesto-ideologii-v-zhizni-obshchestva-i-gosudarstva
Основы идеологии Белорусского государства
http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/125336/1/Учебник%20по%20идеологии%205%20декабря%20%20.после%20правок%20центра.pdf
Государственная идеология
http://nmnby.eu/news/analytics/233.html#идеология
Дискурсы и праксисы: может ли идеология помочь в управлении государством?
http://politeia.ru/files/articles/eng/Politeia-2018-1(88)-7-29.pdf
Оракул: социальный институт и политтехнология
http://dotu.ru/2009/02/12/20090212-oracle/
О государственной идеологии Республики Беларусь
http://www.dal.by/news/99/24-04-15-11/
«О состоянии идеологической работы» Доклад Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов
http://arhivinfo.ru/1-19086.html
Иллюстрации:
http://www.lib-krichev.mogilev.by/image_virt_vistavki/ideologia/virt_ideol.jpg
https://mtdata.ru/u30/photo1A4E/20193611208-0/original.jpeg
http://nizi.co.il/wp-content/uploads/2015/10/slide_9.jpg
https://informacenter.ru/2015/10/rus-zapad/
http://vpleny.ru/wp-content/uploads/2014/03/%D0%A1%D1%83%D1%89%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8.jpg
Христос говорит: Ибо, где будет труп, там соберутся орлы (Мф. 24, 28).
Эти слова указывают на то, что причиной всех бедствий и скорбей, проистекающих от власть имущих, является, в конечном счёте, не воля и какие-то отрицательные моральные и умственные свойства правителей, но духовное состояние самого народа. Нравственное разложение народа, духовная смерть делает его трупом – и тем самым естественной жертвой «орлов». Таков закон жизни природной, таков и закон человеческой жизни.
Но в отношении своего народа правители могут совершить только то, что прямо соответствует его духовному состоянию. Ибо действие их находится не в их воле, а в руках промысла Божия, всегда направленного на духовную пользу людей.
«Орлы» же являются не причиной, а следствием духовной деградации народа и всех бед его. Поэтому, прежде всего, покаяние самого народа может изменить его судьбу.
В Библии находим множество свидетельств о действии этого закона в жизни и отдельных людей, и целых народов. Перед Всемирным потопом сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть… И увидел Господь, что велико растление человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время… И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков (Быт. 6, 3,5,7). То же самое видим в событии с Содомом и Гоморрой, в истории еврейского народа, в многочисленных фактах жизни отдельных лиц, упоминаемых в Священном Писании Ветхого и Нового Заветов. Эти факты, как и постоянные Божественные предупреждения о последствиях нераскаянной жизни, указывают на прямую зависимость происходящих событий от духовного состояния человека.