Статья создана участниками Первой смены «Школы аналитики» https://informacenter.ru/2018/03/pervaya-shkola-analitiki/
5 мая 2018 года ровно 200 лет как родился Карл Маркс, немецкий философ, социолог, экономист, журналист и крупный общественный деятель.
Юбилей готовятся отмечать во многих странах мира, в т.ч. в Германии, Китае, Великобритании, России.
После того, как в 2008-м году «грянул» очередной финансово-экономический кризис, затронувший экономики практически всех стран мира, снова в разных точках планеты активизировались сторонники марксизма, провозглашая, что «Маркс был прав и наступил «конец капитализма».
Но действительно ли марксизм способен стать эффективным средством разрешения всех проблем, спровоцированных либерально-буржуазной экономической моделью, без порождения новых проблем? И если нет, то почему? Кем в действительности мог быть Карл Маркс, и для решения каких реальных проблем мог быть создан марксизм? На все эти и некоторые другие вопросы мы попытаемся ответить в данной статье.
Германия
К 200-летию со дня рождения Карла Маркса в Трире, городе, где родился немецкий философ, экономист и публицист, будет подготовлена посвященная ему обширная юбилейная программа. Как подчеркнули организаторы памятных мероприятий, юбилей немецкого философа вызовет огромный резонанс и интерес во всем мире.
«В 2018 году весь мир будет смотреть на Трир», — заявил директор организационного комитета Райнер Аутс.
В частности, федеральная земля Рейнланд-Пфальц, в которой расположен Трир, и администрация города подготовят на родине Маркса масштабную выставку о жизни и деятельности этого выдающегося мыслителя, под влиянием идей которого произошли эпохальные события в политике XIX и XX столетий.
Китай
В Пекинском университете корреспонденты Синьхуа сообщили, что 2-й Всемирный конгресс по марксизму состоится в университете в мае 2018 года. На конгресс соберутся свыше 300 исследователей марксизма из различных стран мира, чтобы обсудить развитие этого учения в ХХI веке.
Заместитель главы Института марксизма при Пекинском университете профессор Сунь Дайяо сказал, что тема «Марксизм, современный мир и Китай» станет главной на конгрессе, в его рамках состоятся 13 подфорумов, включая подфорумы, в память 200-летней годовщины со дня рождения К. Маркса.
Великобритания
Издание The Times пишет о том, что приближающаяся годовщина двухсотлетия со дня рождения Карла Маркса снова пробудила к нему интерес общественности.
Благотворительный Фонд, взявший на себя обязанность по уходу за Хайгейтским кладбищем в Северной части Лондона, где и похоронен Маркс рядом со своей женой, Женни фон Вестфален, добился разрешения на благоустройство территории вокруг памятника отцу коммунизма.
Иан Дангвел, исполнительный директор кладбища, сообщил, что на могиле будет установлена плита из черного гранита со специальной обработкой. А подход к памятнику будет обустроен таким образом, чтобы позволить в дни празднования 200-летия со дня рождения Маркса посетить могилу большому числу людей.
Россия
22 марта 2018 года Президиум ЦК КПРФ принял постановление «О двухсотлетии со дня рождения Карла Маркса». Постановление включает проведение тематических научно-практических конференций, дискуссионных клубов и круглых столов, публикацию материалов о жизни и деятельности К. Маркса в партийных газетах и на интернет-сайтах, проведение выставки в Государственной Думе РФ, возложение цветов и венков к памятникам Марксу и т.п.
Перейдём к основной теме нашей статьи.
Кто он — Карл Маркс?
В России и на постсоветском пространстве в культуре общества и психике людей имя Маркса наиболее тесно ассоциируется с марксизмом — философским, экономическим и политическим учением, основанным К. Марксом и Ф. Энгельсом. Учение это декларирует свою приверженность идеалу всеобщей справедливости, которая по мнению его создателей заключается в упразднении товарного производства и частной собственности, искоренении эксплуатации человека человеком и установлении коммунистического общества, направленного на всестороннее развитие каждого его члена.
Но возможно ли на основе марксизма реально построить общество всеобщей справедливости?
Забегая вперёд, отметим, что на наш взгляд — нельзя. Но обо всём по порядку. На очереди — биография.
Краткая биография
Карл Генрих Маркс родился 5 мая 1818 года в семье адвоката в небольшом городке Трир, в то время входящим в состав Прусского королевства.
В 1830—1835 годах Карл посещал гимназию Фридриха-Вильгельма города Трир, которую закончил в 17-летнем возрасте. В гимназическом сочинении «Размышления юноши при выборе профессии» в 1835 г. Карл Маркс написал:
«Если человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым учёным, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком».
Окончив гимназию в Трире c хорошими отметками по немецкому, латинскому, греческому и французскому языкам, математике, Маркс поступил в университет, сначала в Боннский, где проучился два семестра, потом в Берлинский, где изучал юридические науки, историю, историю искусств и философию.
В 1837 году тайно обручился с Женни фон Вестфален, происходившей из аристократического рода, которая позже стала его женой. Женни была подругой его старшей сестры Софи.
В 1839 году Карл Маркс написал работу «Тетради по истории эпикурейской, стоической и скептической философии». В 1841 году Карл Маркс окончил Берлинский университет экстерном, представив докторскую диссертацию под названием «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура».
По своим взглядам Маркс был тогда гегельянцем-идеалистом. В Берлине он примыкал к кружку младогегельянцев (Бруно Бауэр и др.), которые были склонны делать атеистические и революционные выводы из философии Гегеля.
Он собирался преподавать вместе с Б. Бауэром философию в Боннском университете, проектировал издание при участии Людвига Фейербаха журнала под названием «Архив атеизма», хотел писать работу о христианском искусстве. Но реакционная политика правительства и семья заставили Маркса отказаться от учёной карьеры. В это время рейнские радикальные буржуа, имевшие точки соприкосновения с левыми гегельянцами, основали в Кёльне оппозиционную газету «Rheinische Zeitung».
В ходе написания серии статей «Оправдание мозельского корреспондента», Маркс осуществил конкретно-социальное исследование: собрал официальные документы, материалы печати, личные документы, данные опросов. В этих и других своих опубликованных к началу января 1843 года статьях Маркс почти открыто призывал к революционному свержению прусской монархии и замене её демократией.
Это переполнило чашу терпения правительства, и в марте 1843 года газету закрыли. Работа в газете показала Марксу, что он недостаточно знаком с политической экономией, поэтому он усердно принялся за её изучение, продолжая работать журналистом.
В июне 1843 года в Кройцнахе Маркс обвенчался с Женни фон Вестфален.
Летом 1843 года Маркс написал работу «К критике гегелевской философии права», посвящённую критике идеалистических взглядов Гегеля на общество.
После попытки прусского правительства подкупить Маркса, предложив ему перейти на прусскую государственную службу, под угрозой ареста молодая семья переезжает в Париж в конце октября 1843 года, где Маркс подружился с Генрихом Гейне и Фридрихом Энгельсом. С последним его до конца жизни связывали узы дружбы и совместная работа. Именно Энгельс обратил внимание Маркса на положение рабочего класса.
В апреле-августе 1844 года Маркс написал «Экономически-философские рукописи 1844 года»
В начале февраля 1845 года Маркс был выслан из Парижа и переехал в Брюссель (куда приехал и Энгельс). В Брюсселе Маркс и Энгельс написали работу «Немецкая идеология», в которой выступили с критикой идей Гегеля и младогегельянцев. Весной 1847 года Маркс и Энгельс примкнули к тайному пропагандистскому обществу, международной организации «Союз справедливых» (был преобразован в «Союз коммунистов»), организованной немецкими эмигрантами. По поручению общества они составили программу коммунистической организации — знаменитый «Манифест коммунистической партии», опубликованный 21 февраля 1848 года в Лондоне.
После начала февральской революции 1848 года Маркс был выслан из Бельгии. Он вернулся в Париж, а после мартовской революции переехал в Германию, в Кёльн.
Карл Маркс был выслан из Германии 16 мая 1849 года и со своей семьёй сначала отправился в Париж, но после демонстрации 13 июня 1849 года был выслан и оттуда. В конечном счете Маркс с семьей переехал в Лондон, где жил до самой смерти и создал свои главные экономические произведения, включая «Капитал».
Условия эмигрантской жизни были крайне тяжелы, Маркс с семьёй жил исключительно за счёт постоянной финансовой поддержки Энгельса, небольших наследств от родственников и случайных заработков от написания статей в газеты.
В 1850-х годах Маркс приступил к систематической разработке своей экономической теории, интенсивно занимался в библиотеке Британского музея. Наряду с изучением политической экономии, социальной философии, права и других социальных наук, Маркс осваивал огромный фактический материал различных научных дисциплин (вплоть до математики, агрохимии и минералогии).
В Лондоне Маркс вёл активную общественную деятельность. В 1864 году он организовал «Международную рабочую ассоциацию» (позднее переименована в Первый Интернационал) — первую массовую международную (секции этого товарищества рабочих были образованы в большинстве стран Европы и в США) организацию рабочего класса. Вначале организация состояла из анархистов, британских тред-юнионистов, французских социалистов и итальянских республиканцев.
Позже острые разногласия между Марксом и лидером анархистов Михаилом Бакуниным о сути коммунистического общества и пути его достижения привели к разрыву с анархистами, которые на Гаагском конгрессе в сентябре 1872 года были изгнаны из организации. В 1872 году, после разгрома Парижской коммуны и в условиях нарастающей реакции, Первый Интернационал переехал в Нью-Йорк, однако 4 года спустя в 1876 году он был распущен на Филадельфийской конференции. Все попытки восстановления организации на протяжении последующих 5 лет не увенчались успехом. Однако Второй Интернационал, в который входили левые партии Англии, Франции, Германии, Испании и многих других стран Европы, был учреждён через 6 лет после смерти Маркса, в 1889 году, как преемник Первого Интернационала.
В мае 1867 года вышел в свет первый том «Капитала».
После смерти жены Женни в декабре 1881 года, у Маркса развился катар верхних дыхательных путей, которым он проболел последние 15 месяцев жизни. В итоге болезнь привела к бронхиту, плевриту, и абсцессу правого лёгкого, от которого Маркс скончался в Лондоне 14 марта 1883 года в возрасте 64 лет. Он умер апатридом (лицо без гражданства — наше прим.). Лондонские родные и друзья похоронили его тело на Хайгейтском кладбище в Лондоне 17 марта 1883 года в той же могиле, в которой за пятнадцать месяцев до этого была погребена его жена. На его похоронах присутствовало от девяти до одиннадцати человек.
Могила Карла Маркса на Хайгейтском кладбище в Лондоне
2-й (1885) и 3-й (1894) тома «Капитала» были изданы Энгельсом после смерти Маркса.
Маркс и Женни фон Вестфален (1814—1881) прожили в браке почти 40 лет и имели 7 детей, четверо из которых умерли в детском возрасте.
На первый взгляд, Маркс был общественным деятелем, ничем особо не выделяющимся, «утопистом-романтиком», выступавшим за права рабочего класса; но давайте немного углубимся в те аспекты и подробности биографии Маркса, которые обходила молчанием официальная публицистика СССР.
Карл Маркс — внук двух раввинов
Начнём данную тему с того, что Карл Маркс — это псевдоним, настоящее имя этого человека — Моисей Мордехай Леви.
Маркс происходил из уважаемой раввинской семьи. Его деда звали Маркс Леви. Он был раввином в Трире и умер, по-видимому, в 1798 году — родословная Маркса, как и его предков, мало известна.
Из многочисленных детей раввина Трира, Самуил продолжил дело отца. Он унаследовал после его смерти должность раввина. В свою очередь, его сын Мозес в качестве кандидата на пост раввина попал в Глейвиц (Силезия).
Гиршель, отец Карла Маркса, не решился продолжить семейную традицию и стал адвокатом, затем советником юстиции в Трире. В 1817 году отец Маркса принял протестантство, чтобы не лишиться звания судопроизводного советника. Можно предположить, что подобная мотивация является лишь «социальной», но не «духовной» необходимостью. Он был женат на Генриетте Пресбург, голландской еврейке, предки которой, по сведениям её внучки Элеоноры, во многих поколениях были раввинами. Она и её муж оставили после себя многочисленное потомство, но из детей до взрослых лет дожили лишь четверо — Карл и три дочери.
Подобно тому, как в Российской Империи изучение основ грамоты начиналось с изучения и чтения псалтыря, так и в еврейских, а особенно в раввинских, семьях начальное образование было построено исключительно на «духовной» литературе. Стоит заметить, что детский ум практически лишён критичности и воспринимает любую информацию, особенно идущую от близких родственников, как истинную, независимо от её содержания. Можно предположить, что «сия чаша» не миновала и К.Маркса, определяюще повлияв на формирование его личности. Одним из выражений его настоящего мировоззрения стала написанная им в студенческие годы драма «Квланем», строки из которой гласят:
«Я хочу построить себе трон
На огромной холодной горе,
Окруженной человеческим страхом,
где царит мрачная боль».
«Видишь этот меч —
Князь тьмы продал его мне…
Ты, Сатана, падёшь в пропасть (т. е. в Ад),
И я со смехом последую за тобой…
И скоро я брошу человечеству
Мои титанические проклятия…
Приняв мое учение,
Мир глупо погибнет…»
Не очень-то похоже на человека, живущего по-совести и жаждущего добра окружающим, правда?
Приведём также некоторые конкретные цитаты из Талмуда — главной религиозной книги иудеев, с целью иметь представление о той базе, которая могла лечь в основу нравственности и сформированного ею миропонимания Маркса:
«Язычник (т.е. нееврей), который сует нос в Тору (и другие священные еврейские писания) осуждается на смерть. Поскольку, как написано, это наше наследство, а не их (Санхедрин 59а)».
«Валаам (Иисус) поднялся из мёртвых и наказывается кипящим горячим семенем. Те, кто высмеивает слова еврейских мудрецов и грешит против Израиля кипят, в горячих экскрементах (57а Гиттин)».
«Только евреи являются людьми, неевреи — это животные (Баба Мециа 114а — 114в)».
«Независимо от того, является ли это убийство кьютина (нееврея) кьютином, или израильтянина кьютином, они подвергаются суровому наказанию, но за убийство кьютина (нееврея), израильтянином, не предусмотрено никакого наказания. (Санхедрин 57а)».
«Даже лучшие из неевреев должны быть убиты (Вавилонский талмуд)».
«Если еврей испытывает искушение совершить зло, то он должен пойти в тот город, где его никто не знает, и совершить зло там (Моэд Каштан 17а)».
«Если язычник (нееврей) ударит еврея, то нееврей должен быть убит. Убить еврея — это ударить бога. (Санхедрин 58в)».
«Если бык израильтянина боднёт быка ханаанея, то за это он не несёт никакой ответственности; но если бык ханаанея (нееврея) боднёт быка израильтянина… наказание должно быть полным. (Баба-Коми 37)».
«Если еврей найдет вещь, потерянную язычником (неевреем), её нет необходимости возвращать. (Баба Мециа 24а; Это подтверждается также в Баба Ками 113)».
«Бог не пощадит еврея, который «выдает замуж свою дочь за старика или берет жену для своего несовершеннолетнего (малолетнего) сына или возвращает потерянную вещь кьютину (нееврею)…» (Санхедрин 76а).
«То, что еврей получает воровством от кьютина (нееврея), он может сохранить. (Санхедрин 57а)».
«Неевреи находятся вне защиты закона, и Бог отдает их деньги Израилю. (Баба Коми 37в)».
«Евреи могут использовать ложь (увертки) для того, чтобы перехитрить нееврея. (Баба Коми 113а)».
«Все дети неевреев — животные. (Йевамот 98а)».
«Лучший из гоев достоин смерти. (Абода зара, 26, в Тосафот)».
«Игнорирующий слово раввина подлежит смерти. (трактат Эрубин, 21:2)».
Кто-то может возразить, что Талмуд написан давно и с этого времени многое изменилось как в окружающем мире, так как в культуре, формирующей миропонимание людей, но, как минимум:
- Подобная литература не способствует формированию нравственности, мировоззрения и миропонимания человека такими, которые позволили бы ему жить по-совести в постоянном диалоге с Богом, принимая участие в построении Царствия Божьего на земле усилиями самих людей в Божьем водительстве, а, напротив, убеждает в исключительности евреев и обосновывает их «законное» доминирование над всеми другими нациями и народами, порождая их (евреев) кланово-корпоративную замкнутость по отношению к другим людям на расово-«элитарной» основе.
- Большинство евреев и иудеев очень трепетно и серьёзно относятся к традициям своих вероучений и некоторая, довольно большая часть из них, «подгоняет» жизнь под их (вероучений) свод правил.
Поэтому, исключать этот аспект воспитания Маркса из рассмотрения формирования его нравственности и миропонимания было бы неправильно. Даже, если он непосредственно не изучал данное нравственно-этическое наследие прошлого (хотя об этом нет информации), то, как минимум, его предки (а это раввины — им по должности положено) — точно изучали, а значит эта информация крутилась в духовном наследии семьи — в коллективном бессознательном рода, и оказывала воздействие на формирование нравственности всех его членов, в том числе и Маркса. Нравственность и миропонимание напрямую определяют течение мыслительного процесса, и, как следствие, его результатов, к которым также можно отнести все письменные труды Маркса, в т.ч. и те, которые легли в основу марксизма.
Что такое марксизм и чем он отличается от коммунизма, большевизма и троцкизма?
Несмотря на то, что в психике большинства людей понятия «марксизм», «большевизм», «троцкизм» и «коммунизм» — тождественны, это различные понятия, описывающие разные явления в жизни общества. Рассмотрим каждое их них.
Марксизм
Марксизм — это наименование мировоззренческой системы и проистекающего из неё понимания законов развития общества и его перспектив, данное по имени одного из основоположников, Карла Маркса.
Традиционно считается, что большое значение в теории Маркса имеют 3 следующих положения:
- учение о прибавочной стоимости (политическая экономия капитализма),
- материалистическое понимание истории (исторический материализм),
- учение о диктатуре пролетариата.
Часто принято разделять:
- Марксизм как философское учение (диалектический и исторический материализм);
- Марксизм как учение, оказавшее влияние на научные концепции в экономике, социологии, политологии и других науках;
- Марксизм как политическое течение, утверждающее неизбежность классовой борьбы и социальной революции, а также ведущую роль пролетариата в революции, которая приведёт к уничтожению товарного производства и частной собственности, составляющих основу капиталистического общества и установлению на основе общественной собственности на средства производства коммунистического общества, направленного на всестороннее развитие каждого члена общества.
В статье «Три источника и три составных части марксизма» Ленин указывал на:
- Немецкую классическую философию (Георг Гегель, Людвиг Фейербах).
- Английскую политическую экономию (Адам Смит и Давид Рикардо), положившую начало трудовой теории стоимости.
- Утопический социализм (Анри Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн), послуживший основой для написания «Манифеста коммунистической партии».
Марксизм представлялся как научная теория построения коммунистического общества на основе использования законов общественно-исторического развития, якобы открытых его основоположниками, что и привело к отождествлению в сознании многих коммунизма и марксизма. Хотя коммунизм, как цель общественного развития, может достигаться и на основе других теорий. При этом почему-то не коммунистов называют марксистами, а марксистов называют коммунистами, что неверно по сути, если даже исходить из существа «научных» теорий марксизма, способных быть только ширмой для прикрытия далеко идущего политического аферизма и лицемерия, но не научной основой политики построения коммунистического общества, а равно и какой-либо иной политики. [ 1 ]
Почему «научных» мы взяли в кавычки? Потому, что и философская («диалектический» материализм), и экономическая (политическая экономия капитализма) составляющие марксизма метрологически несостоятельны (первым о об этом публично упомянул И.В. Сталин в своей работе «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952 г.)).
Метрологическая состоятельность выражается в том, что: выявив явление в природе (а равно в обществе), ему должно поставить в соответствие определённый набор признаков, каждый из которых доступен восприятию людей либо непосредственно через их органы чувств, либо опосредованно через приборную базу науки, порождённую культурой.
Сталин показал, что ключевые понятия политэкономии марксизма не могут использоваться в практике, что автоматически ведёт к «схлопыванию» всей теории. Без философии и политэкономии от марксизма остаётся только демагогия на тему того, как нужно было бы строить социализм.
Троцкизм
Троцкизм — это вовсе не одна из разновидностей марксизма. Характерной чертой троцкизма в коммунистическом движении в ХХ веке была полная глухота к содержанию высказываемой в его адрес критики в сочетании с приверженностью принципу подавления в жизни деклараций, провозглашённых троцкистами, системой умолчаний, на основе которых они реально действуют, объединившись в коллективном бессознательном.
Это означает, что троцкизм — явление психическое. Троцкизму в искреннем личном проявлении благонамеренности его приверженцами свойственен конфликт между индивидуальным сознанием и бессознательным как индивидуальным, так и коллективным, порождаемым всеми троцкистами в их совокупности.
И в этом конфликте злобно торжествует коллективное бессознательное троцкистов, подавляя личную осознаваемую благонамеренность каждого из них совокупностью дел их всех. Эта психическая особенность, свойственная многим личностям, — гораздо более древнее явление, чем исторически реальный троцкизм. Для этого свойства психики индивидов не нашлось в далёком прошлом никакого иного слова, кроме как «одержимость», а в эпоху господства материалистического мировоззрения для этого явления вообще не стало в языке слов, отвечающих существу этого типа психической ущербности, которое было названо по псевдониму одного из его наиболее ярких представителей.
Большевизм
Большевизм, как учит история КПСС, возник в 1903 году на II съезде РСДРП. Как утверждали его противники, большевики до 1917 года никогда не представляли собой действительного большинства членов партии. Но, как заявляли сами большевики, именно они выражали в политике стратегические интересы трудового большинства населения страны, вследствие чего только они и имели право именоваться большевиками. Потому можно дать такое определение.
Большевизм — это общность людей, старающихся выразить в своей деятельности стратегические интересы трудового большинства, вне зависимости от того, насколько само это большинство осознаёт свои стратегические интересы и верно им в жизни. Суть большевизма не в численном превосходстве приверженцев неких идей над приверженцами других идей и бездумной толпой, а именно в искреннем стремлении выразить и воплотить в жизнь долговременные стратегические интересы трудового большинства, желающего, чтобы никто не паразитировал на его труде и жизни.
Насколько последнее утверждение соответствует действительности, — это вопрос многогранный, поскольку и само трудовое большинство может ложно понимать свои долговременные интересы, и те, кто заявляет о своей такого рода роли в политике, могут быть не только в заблуждении, но и нагло лицемерить, прикрывая своекорыстие якобы защитой интересов трудового большинства.
Но наряду с трудовым большинством, которое считает нормальной жизнью жизнь в созидательном труде, есть ещё и меньшинство, которое считает для себя нормальным пожинать там, где пахали и сеяли другие, и видит в этом свое призвание. В доведённом до предела случае оно отказывается от эпизодической жатвы там, где сеяли другие, и настаивает на своем системообразующем праве организовать других на пахоту, сев и жатву, узурпируя при этом и право на «честное» распределение «урожая».
Коммунизм
Коммунизм в переводе с латыни на русский язык — общинность, общность; кроме того, в латинском языке это слово однокоренное с «коммуникацией», т.е. со связью, в том числе и с информационной связью между людьми, что по-русски именуется «со-ВЕСТЬ». Иначе говоря,
Коммунизм — общность людей на основе совести: всё остальное в коммунизме — следствие единства совести у разных лиц.
Приверженность коммунизму подразумевает согласие с тем, что далеко не всё, что связано с жизнью человека и общества, может находиться в безраздельной личной (частной) собственности кого-либо; многое может быть в коллективной собственности и, будучи достоянием каждого, оно не может быть исключительным достоянием никого из них персонально.
Хотя общий смысл этого положения ясен, но в практике жизни разногласия между коммунистами возникают при составлении перечня того, что может быть в личной (частной — персональной или корпоративной) собственности, а что может быть исключительно в общественной. Подразумевается, что если в обществе господствует право коллективной собственности, то в обществе исключается тем самым зависимость большинства от меньшинства, стяжавшего в личную (частную) собственность достояние, как данное природой, так и созданное в общественном объединении труда.
Коммунизм, как идеал, к которому должно стремиться человечество в своём развитии, пропагандируется издревле. История знает попытки его осуществления, когда ещё никакого марксизма не было и в помине, как на принципах организации общественной жизни государством (инки), так и в сообществе единомышленников, ведущих жизнь в соответствии с принципами коммунизма, в обществе, где государство поддерживает право частной собственности (ессеи в древней Иудее) на всё без исключения.
Кратко о роли марксизма в жизни общества России — СССР (1872 — 1993 гг.)
Первый том «Капитала» был впервые переведён на русский язык в 1872 году. До революции 1905 года — 33 года, до революции 1917 года — 45 лет. Сроки более чем достаточные для того, чтобы выработать альтернативу метрологически несостоятельному учению марксизма, на основе которой была бы реальная возможность построить общество всеобщей справедливости, а реформирование тогдашней (на конец XIX века) культуры в Российской империи можно было бы провести устойчиво безопасным для Русской цивилизации образом, без многочисленных жертв и страданий народа.
Но власть стояла на своём, не собираясь считаться с простонародьем («закон о кухаркиных детях», русско-японская война, первая мировая война), а интеллигенция в своём большинстве не только не критиковала марксизм, но была им увлечена, как неким новым веянием моды с «прогрессивного» Запада, при этом фактически не зная и не изучая его сути, а хватая «по верхам». Властные же структуры пытались использовать марксизм в противовес народовольничеству.
Таким образом, альтернатива марксизму выработана не была, что в конечном итоге сыграло свою роль в крахе Российской империи в 1917 году.
После Великой Октябрьской социалистической революции к власти пришли большевики, возглавляемые Лениным, в союзе с идейными марксистами-троцкистами, меньшевиками, возглавляемыми Бронштейном-«Троцким». Именно наличие в государственном аппарате троцкистов привело к тем проблемам, которые Страна испытывала вплоть до 1939 года (когда Сталин более менее утвердился во власти и начал выводить Россию на уровень концептуально-самостоятельной политики) и после их реванша в 1953 году (после убийства Сталина и Берии), когда троцкисты стали у руля во всех отраслях жизни общества.
В итоге, именно идейные марксисты-троцкисты, которые никогда не были большевиками и которые негласно выступали за системно-организованный паразитизм меньшинства на труде большинства, привели Страну через недальновидные и вредоносные реформы Хрущёва к «застою», а потом и к «перестройке», которая завершилась крахом государственности СССР в 1991 году и ликвидацией «советской» власти в 1993 году (расстрел Верховного совета РСФСР).
Таким образом, метрологически несостоятельный марксизм, возведённый в ранг догмы в период «оттепели» и «застоя», стал одной из главных причин крушения Советского Союза.
Как марксизм развивался после развала СССР (Китай, КНДР, Европа, Беларусь)
После развала СССР в мире остались страны, государственная идеология которых прямо или опосредованно опирается на марксизм.
Китай
В Китае маоизм, являющийся наряду с «теорией Дэн Сяопина» и «идеей о трёх представительствах» Цзян Цзэминя по настоящее время основой идеологии Компартии Китая, базируется непосредственно на марксизме.
Далай-лама, духовный лидер Тибета, территория которого входит в юрисдикцию КНР, как-то заявил:
«Марксизм — это учение, основанное на моральной этике. В то время как капитализм направлен лишь на получение прибыли».
КНДР
Текущая северокорейская националистическая государственная идеология Чучхе также основывается на марксизме.
Беларусь
Государственная идеология Беларуси также во многом опирается на марксизм. На сегодняшний день в стране политической трансформации не произошло. Тем не менее знак равенства между БССР и современной Беларусью ставить нельзя. В Беларуси были попытки, в частности, экономических преобразований — правда, они остались незавершёнными. Отчасти и поэтому на Западе Беларусь и называют «заповедником коммунизма».
От советского строя осталось государственное регулирование во всех сферах жизни, выстроенная система «вертикали» власти.
Фактически, с точки зрения истории модель в Беларуси осталась советская. И историческая трактовка событий в Беларуси осталась советская.
Общественные науки оперируют такими терминами как «марксизм-ленинизм», «научный коммунизм», «основы идеологии».
Европа
В последнее время, в связи с фактически непрекращающимся финансовым кризисом, в Европе всё активнее возрождается интерес к Марксу и марксистскому учению.
Объём продаж «Капитала» Карла Маркса, где описана несостоятельная политэкономия, постоянно увеличивается, начиная с 2008 года, как и продажи «Манифеста Коммунистической партии» и «К критике политической экономии».
Также Карла Маркса недавно выбрали из списка 10 претендентов клиенты немецкого банка Sparkasse в Хемнице, и теперь он появится на новой банковской карте MasterCard.
Как сообщает Reuters, в 2008 году среди жителей бывшей ГДР провели опрос, в результате которого выяснилось, что 52% респондентов считают рыночную экономику нестабильной, а 43% хотят вернуть социализм.
В 2012 году в Лондоне несколько тысяч человек участвовали в пятидневном фестивале «Марксизм-2012», организованном Социалистической рабочей партией. Организаторы отмечают, что в последние годы среди участников все больше молодёжи.
«Возрождение интереса к марксизму, особенно — среди молодых людей, вызвано тем, что он даёт инструменты для анализа капитализма, и особенно — капиталистических кризисов, подобных тому, в котором мы оказались сегодня», — говорит один из организаторов.
Также появилось множество книг и ещё большее количество публикаций, возвещающих об актуальности марксизма.
В Германии в последнее время во многих городах создаются, в частности, среди студентов, кружки, в которых читают Маркса. Такие кружки уже существуют в 34 университетских городах Германии.
Многие официальные политологи как в России, так и на Западе снова начинают затрагивать тему возрождающейся актуальности марксизма ввиду кризиса либерально-рыночной экономической модели.
В марте 2018-го года в германском городе Трире была выпущена купюра номиналом в 0 евро с изображением Карла Маркса. Что это: типографская шутка либо намёк от хозяев марксизма на то, что текущая европейская финансово-экономическая система должна быть «обнулена» с помощью марксизма?
Как можно пронаблюдать, интерес к марксизму не «затухает». Хотим обратить внимание, что продвигают в массы именно марксизм, а не идеи коммунизма — идеи построения общества всеобщей справедливости. И это — симптоматично!
Это — не «случайность».
Роль марксизма в решении проблемы «общего кризиса капитализма»
В конце XVIII — начале XIX века по всей Европе прокатилась волне промышленных революций, под напором которых пал сословно-кастовый строй феодальных монархий. Жёсткие ограничения на уровень потребления, которые налагал на общество сословно-кастовый строй, пали вместе с ним, открыв тем самым множеству представителей буржуазии доступ к природным и производимым благам, ранее доступным только узкому кругу монархов, аристократии, высшего купечества.
Обусловленность потребления прибылью, а также вера в то, что «рынок сам всё отрегулирует», привели к тому, что ныне либерально–рыночная экономическая модель привела человеческое общество к глобальному биосферно–социальному экологическому кризису, грозящему гибелью всей цивилизации.
Но были и те, кто ещё в конце XVIII века это предвидел, и приступил к профилактированию этой проблемы посредством марксизма, в которой она получила название «общий кризис капитализма», в то же самое время желая сохранить толпо-«элитарный» строй общества, в котором «каждый, в меру понимания, работает на себя, а в меру непонимания работает на того, кто знает и понимает больше», чтобы продолжать беззаботно-агрессивно паразитировать на труде других. Это были «хозяева системы».
Именно под их непосредственным и опосредованным влиянием Карл Маркс, внук двух раввинов (раввинат, вероятно, относится к слою «периферия» на рисунке выше), создал марксизм.
Понимая, что для того, чтобы изжить буржуазию как класс, новому глобальному обществу, которое будет построено на основе марксизма, нужно дать определённую методологию познания, «хозяева системы», тем не менее, не могли поделиться адекватной жизни методологией, поскольку это поставило бы толпо-«элитаризм» на грань исчезновения.
Поэтому, на основе подмены диалектики, как искусства постижения истины путём постановки наводящих вопросов, некой логикой Гегелем, был сформирован «диалектический» материализм, «подрезающий» процесс познания в психике индивида.
Политэкономия же марксизма содержала такие понятия, как «необходимый продукт» и «прибавочный продукт», «необходимое рабочее время» и «прибавочное рабочее время» и т.п., которые невозможно выделить и соотнести с жизнью в процессе ведения макроэкономической деятельности в обществе. Именно не необходимость избавиться от этих понятий указывал И.В. Сталин в своей работе «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952 г.).
Таким образом, на основе марксизма изначально было невозможно построить общество настоящей социальной справедливости. Впрочем, «хозяева системы» этого и не планировали, а желали подменить такое общество неким фальсификатом, внешне привлекательным для толпы.
Хотя марксизм был ориентирован на уничтожение буржуазного либерализма и построение псевдосоциализма, в первую очередь, в европейских государствах, его победа в России была воспринята «хозяевами» как возможность проведения макро-эксперимента (до этого были лишь небольшие локальные коммуны, показавшие свою нежизнеспособность).
Но после того, как «хозяева системы» вынуждены были убрать Сталина (поскольку он нацелил Страну на построение настоящего социализма, в котором все люди могли бы полностью реализовывать свой человеческий потенциал и жить без паразитизма меньшинства на труде большинства), они увидели, что последующие руководители не могут поддерживать необходимый уровень качества управления для экспорта марксизма в Европу. Вкупе с этим возникла угроза гибели цивилизации в ядерной войне. Поэтому, ими было решено закрыть проект «СССР», но не марксизм.
Проблема «общего кризиса капитализма» по-прежнему актуальна, поэтому марксизм на Западе — вне критики (вместо этого под критику подставляют «сталинизм», «коммунизм», злоупотребляя невежеством толпы), а изучается он на всех философских факультетах.
Поэтому же марксизм формально сохранён в Китае и КНДР (как на неких полигонах для испытаний его новых форм), а Беларусь является своего рода «теплицей» («заповедником коммунизма», как было упомянуто выше), призванной сохранить весь опыт СССР.
Будущее большевизма и марксизма
Как уже было отмечено выше, Большевизм — это общность людей, старающихся выразить в своей деятельности стратегические интересы трудового большинства, вне зависимости от того, насколько само это большинство осознаёт свои стратегические интересы и верно им в жизни. Суть большевизма не в численном превосходстве приверженцев неких идей над приверженцами других идей и бездумной толпой, а именно в искреннем стремлении выразить и воплотить в жизнь долговременные стратегические интересы трудового большинства, желающего, чтобы никто не паразитировал на его труде и жизни.
Большевизм, хоть и не всегда сознательно, и не под таким названием, но был присущ Русской цивилизации в той или иной форме на протяжении всей её истории, поскольку главным и системообразующим идеалом на Руси испокон веков был идеал некой неотмирной, Богом предопределённой справедливости, в которой, в том числе, нет места какому бы то ни было паразитизму меньшинства на труде большинства.
Вопреки распространённому в обывательской среде мнению, к власти в ноябре 1917 года в России большевики пришли не сами, а в вынужденном союзе с идейными марксистами-троцкистами, которые, по умолчанию, были меньшевиками (т.е. по сути своей деятельности противопоставляли себя большевикам).
После того, как Сталин принял решение строить настоящий социализм, независимо от его осознания этого, встал вопрос размежевания с марксистами-троцкистами на уровне понятийно-терминологического аппарата. Сталин, к сожалению, лишь «срезал» верхушку троцкистов, но так и не смог размежеваться с ними на уровне терминологии, хотя и работал в этом направлении (см. «Экономические проблемы социализма в СССР»). Именно это и позволило марксистам мимикрировать под большевиков, что, в итоге, привело СССР к краху. Тем не менее, вопрос понятийного размежевания остался актуальным.
После того, как произошла смена логики социального поведения [ 2 ], начала реализовываться тенденция, согласно которой новый понятийный и терминологический аппарат, с большой и постоянно нарастающей долей вероятности, должен был быть разработан в «народных низах», что и произошло в России в конце 80-х — начале 90-х гг. XX века, когда была разработана Русская концепция глобализации, объемлющая текущую («Западную», по которой глобализация проводится уже больше 3000 лет), которая содержит новый понятийно-терминологический аппарат, позволяющий большевизму раз и навсегда отмежеваться от метрологически несостоятельного марксизма, чтобы реализовать свою интегральную цель — самодержавие народа.
Заключение
Так что же ждёт Россию и всю глобальную цивилизацию в будущем? Победит ли и ляжет в основу будущей единой цивилизации на Земле один из -измов, или необходимо что-то иное?
После смены логики социального поведения в середине XX века, технологии в основных отраслях, обеспечивающих поддержание жизнедеятельности общества, начали обновляться быстрее биологических поколений вида «Человек Разумный», а по состоянию на второе десятилетие XXI века срок их жизни составляет около 3—5 лет, что делает полностью несостоятельной как науку, так и систему образования, которые были вполне работоспособными до середины XX века.
Несостоятельность эта проявляется в том, что управленческие кадры, которые готовит современная «западная» система образования, образовательные стандарты которой выработаны атеистической наукой, в новой логике социального поведения не способны поддерживать необходимое качество управления, которое бы позволило человечеству разрешить глобальный биосферно-социальный экологический кризис и в дальнейшем устойчиво и безопасно развиваться в согласии с биосферой, природой, ноосферой планеты, космосом и Богом. [ 3 ]
Основными причинами, по который управленцы не способны поддерживать необходимый для такого сценария уровень качество управления, следующие:
- дефективная педагогическая «наука», результатом которой является воспитание в семье, а также в детских садах и школах индивидов, неспособных во взрослой жизни реализовывать свой творческий потенциал волевым усилием, подчинённым диктатуре совести;
- фактологическое образование, не дающее представлений о целостности мира и причинно-следственности всего, что происходит в нём.
Решение указанных проблем, которые мешают человечеству войти в режим устойчивого и безопасного для себя и планеты развития, лежит в области освоения методологии познания и творчества. Только в случае, если учёные научатся жить по-совести, они смогут выработать новые общеобразовательные стандарты, на основе которых будут сформированы адекватные жизни педагогическая наука и система образования, которые, в свою очередь, взрастят тех специалистов, которые, реализуя свой человеческий потенциал в полной мере, смогут решить проблемы, унаследованные от предков, и не создавать новых проблем потомкам.
Цель общественного развития в нынешнюю эпоху — не построение бесклассового общества (на чём настаивал марксизм), а построение нравственно-этически однородного общества и соответствующей культуры, в которой все бы достигали к началу юности вне зависимости от классовой принадлежности или иного социального статуса освоения своего человеческого потенциала, необратимо переходили бы к действительно достойному Человека с большой буквы устройства собственной психики и на этой основе развивали бы свою познавательно-творческую деятельность.
В результате этого человечество сможет преобразиться, построив справедливое общество на Земле усилиями самих людей, руководимых совестью, и тем самым воплотит в жизнь идеалы большевизма.
Но для того, чтобы это преображение свершилось, каждый должен задать себе вопрос: «А какова моя роль в этом преображении?» Ответ на этот вопрос индивид может получить посредством своей совести и вместе с тем — будучи внимательным к тому, что с ним происходит при его движении по жизни. После того, как ответ получен, остаётся только одно — действовать волевым порядком, при необходимости корректируя курс своего движения с помощью всеведущего голоса совести.
Материалы
[ 1 ] Коммунизм Ленина и Ефремова https://informacenter.ru/2015/04/kommunizm/
[ 2 ] Смена логики социального поведения https://informacenter.ru/2015/03/smena-logiki/
[ 3 ] Ноосфера и человечность https://informacenter.ru/2017/06/noosfera/
Трир готовится к юбилею Карла Маркса
http://www.dw.com/ru/трир-готовится-к-юбилею-карла-маркса/a-19567737
Приуроченный к 200-летию со дня рождения К. Маркса Всемирный конгресс по марксизму состоится в Пекине
Постановление Президиума ЦК КПРФ «О двухсотлетии со дня рождения Карла Маркса»
https://msk.kprf.ru/2018/04/11/40631/
Могила Карла Маркса преобразится к весне
https://inosmi.ru/social/20171220/241049839.html
Маркс, Карл
https://ru.wikipedia.org/wiki/Маркс,_Карл
Марксизм
https://ru.wikipedia.org/wiki/Марксизм
Карл Маркс, внук раввина
https://news.jeps.ru/novosti/karl-marks-vnuk-ravvina.html
Карл Маркс (Мозес Мордехай Леви)
https://subscribe.ru/group/nostalgiya-po-sssr-i-nashemu-detstvu/186510/
1.3. Метрологическая состоятельность науки и метрологическая несостоятельность псевдонаучных теорий
Маоизм
https://ru.wikipedia.org/wiki/Маоизм
Чучхе
https://ru.wikipedia.org/wiki/Чучхе
Почему марксизм снова на подъеме
https://inosmi.ru/europe/20120706/194575698.html
Игорь Кузнецов: «Фактически модель в Беларуси осталась советской»
http://www.dw.com/ru/игорь-кузнецов-фактически-модель-в-беларуси-осталась-советской/a-16435762
Далай-лама: Я остаюсь марксистом
http://www.dw.com/ru/далай-лама-я-остаюсь-марксистом/a-5595335
«Капитал» становится бестселлером, по всей Германии – марксистские кружки
http://www.dw.com/ru/капитал-становится-бестселлером-по-всей-германии-марксистские-кружки/a-5173332
В ЕС появилась новая купюра номиналом в 0 евро
https://germania.one/v-es-pojavilas-novaja-kupjura-nominalom-v-0-evro/
Иллюстрации:
http://www.dw.com/image/19570248_403.jpg
Инсталяция О.Хёрляhttp://www.16vor.de/wp-content/uploads/2013/05/KMinReih-und-Glied.jpg
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/94/Marx3.jpg
Могила Маркса https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/60/Grave_of_Karl_Marx_Highgate_Cemetery_in_London_2016_%2812%29.jpg
Карл Маркс в 1875 годуhttps://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/87/Karl_Marx.png
Маркс и Энгельсhttps://konspekta.net/studopediaorg/baza1/198774437823.files/image047.jpg
https://mezhuev.su/images/articles/1507275379_xl.jpg
http://fakeoff.org/image/resize/950/600/57/1a/571a8c4b555dd73647733f76.jpeg
Комментарии: