Деятельность спецслужб всегда была объектом повышенной заинтересованности любого нормального человека, что вполне естественно и объяснимо. Главная причина подобного интереса в том, что именно эти организации отвечают за обеспечение безопасности государства. А безопасность недаром среди первоочередных жизненных ценностей всегда находилась, а в наше — мягко говоря — беспокойное время тем более находится в тройке самых важных сторон жизни человека. Интерес к происходящим событиям в спецслужбах вызывает и вполне естественная человеческая любознательность ко всему, что связано с тайнами и секретами, которых в практике правоохранительных органов, учитывая специфику их деятельности, хватает. Что, кстати, активно используется средствами массовой информации, причём частенько и в чисто политиканских целях. Но это так, к слову.
Поэтому нет ничего удивительного и в том, что ситуация, сложившаяся по причине кадровых решений Президента Беларуси по замене руководства одной из самых влиятельных спецслужб государства — Оперативно-аналитического центра вызвала настоящий ажиотаж в информационном пространстве страны, которому была посвящена, как минимум, добрая сотня сообщений белорусских СМИ.
Из-за чего «загорелся весь этот сыр-бор» и чем «пожар» закончился
Всё началось 13 октября 2017 года, когда БелТА, а за ним и все без исключения (!) белорусские издания сообщили о совещании у Президента Беларуси, по результатам которого Александром Лукашенко и было принято решение об отстранении от должностей всего руководства Оперативно-аналитического центра: начальника Сергея Шпегуна и его заместителей Геннадия Белкова и Константина Шульгана..
Правда, при этом СМИ, столь бурно растиражировавшие эту новость, почему-то не обратили внимание на то обстоятельство, что решение это было принято не с бухты-барахты, а «в связи с претензией к их работе со стороны комиссии, созданной по поручению Александра Лукашенко, которая изучала деятельность ОАЦ». Хотя может быть и потому, что столь значимая информация о «претензиях» дальнейшего официального развития так и не получила. А жаль, так как именно она-то и могла многое объяснить в этой ситуации, которая чем далее всё более в изложении прессы обрастала домыслами и предположениями.
Правда, формально «все точки над i» были расставлены в ходе совещания у президента страны, прошедшего 11 декабря с руководителями силового блока, по итогам которого глава государства назначил новых руководителей Оперативно-аналитического центра и Службы безопасности Президента Беларуси. А именно: начальником ОАЦ назначен Андрей Павлюченко, который до настоящего времени работал в должности начальника Службы безопасности, а Дмитрий Шахраев — до настоящего времени заместитель начальника Службы безопасности — возглавил эту структуру. Кроме того было озвучено требование Александра Лукашенко к новым руководителям спецслужб о необходимости повышения уровня взаимодействия между этими органами.
При этом Государственный секретарь Совета Безопасности Станислав Зась так прокомментировал эти новые назначения:
«Полковник Павлюченко успешно работал в должности начальника Службы безопасности Президента. К нему нет никаких претензий. Но, учитывая его потенциал как оперативного работника, как специалиста-аналитика, принято такое решение… Полковник Шахраев справился с задачей, которая пред ним стояла в ОАЦ (напомним, что после отстранения предыдущего руководства Оперативно-аналитического центра именно он в течение двух месяцев возглавлял эту службу — наше замечание при цитировании) — встряхнуть коллектив, навести порядок и наладить работу».
Но это были «ещё цветочки»…
Что такое ОАЦ и «с чем его едят» белорусские СМИ
Однако начнём «от печки». А начиналось всё чинно и благородно. Согласно указу от 21 апреля 2008 года Президентом Республики Беларусь на базе Государственного центра безопасности информации при Президенте Республики Беларусь был создан Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь. Отметим, что в условиях практически ведущейся «информационной войны в киберпространстве», решение это было своевременное и нужное, тем более, что, как говорится на официальном сайте Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь (далее — ОАЦ):
«ОАЦ является государственным органом, осуществляющим регулирование деятельности по обеспечению защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственные секреты Республики Беларусь или иные сведения, охраняемые в соответствии с законодательством, от утечки по техническим каналам, несанкционированных и непреднамеренных воздействий».
Вроде бы всё понятно и ясно — новая спецслужба обеспечивает стране информационную безопасность, что в наше время является, пожалуй, важнейшей задачей для органов государственной безопасности, да к тому же и достаточно объёмной и трудоёмкой. Но уже при создании ОАЦ появились некоторые — дипломатично выражаясь — «дополнения к его программе действий», тем более прозвучавшие в выступлении президента страны при вручении Знамени Оперативно-аналитическому центру как символа чести, доблести и славы, напоминания каждому сотруднику о священном долге защиты Отечества:
«Права на ошибку вы не имеете. Это должен быть самый честный, чистый, справедливый и прозрачный орган нашей страны. Самый честный и справедливый… Я не скрою, что иногда очень сложные и тяжёлые вопросы, где попахивает ведомственностью, я поручаю Оперативно-аналитическому центру…Вы всегда должны давать абсолютно честную чистую информацию… Я, конечно, жду от вас более глубокой, качественной информации по линии борьбы с коррупцией, о ситуации в экономике, в отдельных стратегических отраслях, в конкретных организациях».
Нет, конечно, «регулирование деятельности по обеспечению защиты информации» (напомним, что ради этого и создавалась новая спецслужба), имеет непосредственное отношение к борьбе с коррупцией, и даже к состоянию ситуации в конкретных организациях, но вот реплика о том, что президент республики поручает ОАЦ «очень сложные и тяжёлые вопросы, где попахивает ведомственностью», уже заставляет задуматься: чем на самом деле занимаются сотрудники этого органа?
Дальше — больше. «Неожиданно» выяснилось, причём по информации опять-таки самого Александра Лукашенко, что
«В Беларуси создан компактный оперативно-аналитический центр при президенте, в нём менее ста человек. Им по закону (Кстати, по какому? Ответ на этот вопрос в открытых источниках мы не нашли. Может читатели знают? — наше замечание при цитировании) подконтрольна верхушка спецслужб. Прокурор понимает, что он подконтролен, и судьи понимают, что подконтрольны (выделено нами при цитировании)».
Ну а поручение, данное руководителем государства бывшему руководителю ОАЦ полковнику Сергею Шпигуну на совещании 9 марта 2017 года, посвящённом исполнению положений Декрета №3, взять на личный контроль и после 1 апреля доложить, как госслужащие и другие значимые в стране лица выполнят его указание о трудоустройстве «своих жён, мужей, любовниц и любовников, родных и близких, тех, кто должен и может работать», как-то не очень вписывается в рамки деятельности Оперативно-аналитического центра, предназначенного, согласно указу, для «защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственные секреты Республики Беларусь».
Всё это и дало основание, причём достаточно обоснованное, именовать ОАЦ — самой секретной, самой закрытой, самой непрозрачной белорусской специальной службой, да и вызвало столь противоречивую информацию по поводу, в общем-то, рабочего кадрового вопроса.
О возможных причинах произошедшего
Учитывая отсутствие достаточного количества объективной информации о причинах столь значимых кадровых, и не только — по всей видимости — кадровых, изменениях в ведущей спецслужбе страны, что опять-таки характерно, когда речь идёт о деятельности органов безопасности, в СМИ начало циркулировать множество версий, выдвинутых журналистами и экспертами, каждая из которых строится опять-таки на предположениях, а не на фактическом материале. При этом определённый интерес отдельные из них могут вызывать. В том числе и «соображения», что причинами произведённых перемен послужили:
- низкий профессионализм бывших руководителей ОАЦ, в результате которого руководство страны своевременно не получало заслуживающую внимание информацию, а Оперативно-аналитический центр не предпринимал необходимых действий именно в информационном пространстве по предупреждению негативных последствий произошедших в стране в последнее время чрезвычайных происшествий, в частности по факту смерти военнослужащего в Печах;
- выпадение из деятельности ОАЦ аналитической составляющей, что проявилось особенно ярко во время протестных акций в марте 2017 года, и выразилось в неадекватной реакции руководства Беларуси на происходившие события;
- наличием коррупционной составляющей в действиях Сергея Шпегуна, Геннадия Белкова и Константина Шульгана, которую, возможно, и «раскопала» та самая комиссия по проверке ОАЦ, которая была создана по поручению Александра Лукашенко.
Имели хождение и уж совсем голословные версии о борьбе спецслужб, о слабом информационном обеспечении маневров «Запад-2017» и даже о личных мотивах в действиях президента страны.
Но как бы там ни было, а именно отсутствие достоверной информации о причинах произошедшего, о том, какое влияние принятые меры окажут на эффективность работы органов безопасности страны, и является основным негативным моментом во всей этой истории с «перетряхиванием» ОАЦ.
Заключение
События вокруг, казалось бы, пусть и важного, но всё-таки частного вопроса — кадровые перестановки в спецслужбах, — это не только повод «потолковать об интересненьком», в очередной раз показать недостаточно квалифицированную работу государственных пресс-служб, наличие в Беларуси средств массовой информации с диаметрально противоположными политическими и нравственными установками.
Материалы по рассматриваемой теме — и это главное — это ещё один пример необходимости и значимости проведения государственной информационной политики, эффективность которой, как показывают события, связанные с ОАЦ, находится далеко не на должном уровне. А ведь именно от её реализации во многом зависит, насколько системно и комплексно будет выстроена публичная политика в стране, информационное взаимодействие с конкретными целевыми группами, работа по формированию патриотизма, во многом реализация задач, связанных с повышением качества жизни, развитием экономической и социальной структур в государстве.
Может быть реформирование Оперативно-аналитического центра, которое по умолчанию и подразумевают осуществлённые кадровые решения, поможет решить эту проблему Беларуси?
Материалы:
Сайт Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь
http://oac.gov.by/
Лукашенко отстранил от должностей все руководство ОАЦ
http://ex-press.by/article.php?id=140180
У Службы Безопасности Президента и Оперативно-аналитического центра при Президенте новые руководители
https://www.sb.by/articles/u-sluzhby-bezopasnosti-prezidenta-i-operativno-analiticheskogo-tsentra-pri-prezidente-novye-rukovodi.html
Зачем Лукашенко перетряхивает ОАЦ или несколько слов об информационной безопасности
http://4esnok.by/analitika/lukashenko-peretryaxivaet-oac/
Александр Лукашенко посетил Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь
http://www.ctv.by/7-iyunya-aleksandr-lukashenko-posetil-operativno-analiticheskiy-centr-pri-prezidente-respubliki
«Старший сын контролирует ОАЦ. Им по закону подконтрольна верхушка спецслужб»
https://gazetaby.com/cont/art.php?&sn_nid=57926
В ОАЦ служить бы рады, прислуживаться тошно
http://www.newsby.org/novosti/2017/10/17/text7902.htm
Лукашенко потребовал от госслужащих трудоустроить любовниц и любовников к 1 апреля
http://www.topnews.ru/news_id_100706.html
Комментарии: