Идея этой статьи пришла после события 20 декабря 2017, когда именно из-за ошибки программного обеспечения (прошивка) произошёл сбой в фискальных регистраторах ШТРИХ по всей России. Многие компании получили многомиллионные убытки, потери в репутации и в доверии граждан к системе онлайн фиксации продаж. Почему он произошёл и как это на наш взгляд связано с конкурентной борьбой, читайте в нашей статье.
Ни для кого не секрет, что на мировой арене государства и/или группы государств между собой ведут конкурентную борьбу. Борьбу за влияние в мире, за долю прибыли в том или ином секторе экономики, за ресурсы, за идеи, за достижения и т.д. На словах борьба честная, на деле же — зачастую недобросовестная. Мировой терроризм, платёжные системы, генномодифицированные продукты, создание вирусов для распространения эпидемий и др.биологического оружия, создание наступательного вооружения, поддержка НКО, импорт революций и прочее — это всё проявления недобросовестной конкуренции, проявления самой идеи конкуренции вместо объединения и созидания.
Проблемы системы ШТРИХ
20 декабря 2017 года происходит сбой в системе фискальных регистраторов ШТРИХ по всей России, в результате чего многие понесли огромные убытки, потери репутации и доверия людей. Проблемы были зафиксированы с оборудованием, произведённым компаниями группы ШТРИХ: АО «Штрих-М», ООО «РР-Электро», ООО «Тринити» и ООО «НТЦ «Измеритель» (по сути это разные решения на базе единой программно-аппаратной платформы; разработку ПО ведет ШТРИХ).
В СМИ и бизнес-сообществе тема горячо обсуждается:
- http://tass.ru/
- https://www.rbc.ru/
- https://www.kommersant.ru/
- https://russian.rt.com/
- https://www.vedomosti.ru/
Надо сказать, что торговые предприятия с 2017 года постепенно переходят на новую контрольно-кассовую технику, которая передаёт в налоговые органы фискальные данные в режиме реального времени через интернет. И сбой произошёл из-за проблем в прошивке нового программного обеспечения.
Для понимания ситуации давайте сравним две системы: до и после нововведений.
До нововведений
Каждая продажа в розничном магазине (товара или услуги) сопровождалась фиксацией на бумажном (чековая лента) и/или защищённом электронном носителе (ЭКЛЗ). Эти носители являлись источником достоверной информации о продажах для налоговой. Но прежде чем эти данные попадут от места продажи до налоговой, они проходили длительный путь как по времени (от нескольких недель до нескольких месяцев), так и по количеству посредников. Такая цепочка утомительна для сотрудников и весьма затратна для всех участников процесса, но есть много возможностей скрыть прибыль. Качество (полнота и достоверность) передаваемой информации в налоговую было далеко от требуемых параметров. Производить государственный анализ, планирование и контроль на базе этих сведения было весьма затруднено.
После нововведений
Каждая продажа почти сразу же должна попадать к налоговой, т.е. передача сведений о продаже идёт через интернет в базы данных налоговой. Без утомительной бумажной работы, без больших ресурсных и временных затрат.
Что дают все эти нововведения? По степени важности:
- Повышают устойчивость управления государством — реальная статистика в режиме онлайн о розничном обороте товаров и услуг в стране. План-факт в действии с минимальными задержками и искажениями.
- Повышение налоговых отчислений в бюджет.
- Удобство работы с информацией о покупках как для плательщиков налогов, для самой налоговой, так и для конечных покупателей.
Первый пункт — это хорошее подспорье для выстраивания экономики будущего, которая бы сочетала плановый и рыночный механизм при мгновенном доступе ко всей полноте информации о состоянии экономики.
На самом деле, план — это совокупность целей производственной системы, средства и методы их достижения, рынок — это только одно из средств достижения этих целей. А для настройки их совокупности необходимо правильное сочетание директивно-адресных и бесструктурных методов регуляции и саморегуляции экономической системы.
И действительно:
План это — совокупность целей социально-экономического развития и ведущая к осуществлению намеченных целей концепция управления:
1) производством продукции,
2) её распределением среди потребителей,
3) её потреблением,
4) её утилизацией и переработкой после завершения потребления.
Рыночный механизм — одно из средств распределения среди потребителей (включая и утилизационные отрасли) природных ресурсов и продукции — как промежуточных продуктов, так и конечного продукта. Рынок способен нести эту функцию, но не способен ни к целеполаганию, ни к самонастройке на провозглашаемые политиками цели социально-экономического развития. Подробнее о том, как будет выглядеть экономика будущего, читайте статью «Государственное регулирование экономики (часть 2)» (https://informacenter.ru/2014/11/gosregulirovanie02/).
Смотри cui prodest
«Есть такое латинское изречение “cui prodest” (куи продэст) — «кому выгодно?» Когда не сразу видно, какие политические или социальные группы, силы, величины отстаивают известные предложения, меры и т. п.,следует всегда ставить вопрос: «Кому выгодно?» (В. И. Ленин, Кому выгодно?.)
Что же произошло 20.12.2017 по всей России с фискальными аппаратами ШТРИХ под разными марками? Прошивка имела фрагмент кода, который после наступления определённой даты давал сбой. Прошивка для многих устройств была одна и та же, т.е. была едина для множества моделей. Соответственно, ошибка проявилась везде, где была такая прошивка.
Но не все прошивки имели ошибку в коде. Она была выявлена только в версиях, которые датируются начиная с апреля по декабрь 2017 года — вплоть до последней на дату 20.12.2017. Другими словами, ВСЕ версии прошивок, начиная с апреля 2017 года по 20 декабря 2017 года, имели такую особенность.
Причины появления ошибки в коде может быть две:
- Невнимательность и безалаберность.
- Умышленное вредительство:
- По умыслу из-за обиды конкретного сотрудника (разработчика).
- По умыслу на заказ третьей стороны.
Если знать, каким образом проходит разработка и тестирование таких прошивок, то первый пункт исключается, поскольку над кодом трудится группа специалистов, которые проверяют и перепроверяют программу по нескольку раз. Остаётся второй вариант. Но тогда возникает вопрос: какой из подвариантов?
Если это результат обиды сотрудника, то надо было обойти все проверки тестировщиков, а также своих коллег по отделу, которые с тобой бок о бок разрабатывают эту прошивку.
Если это результат диверсии третьей стороны, то это уже приводит к выводу о коллективной работе над этим делом, т.к. в одиночку это провернуть трудно. Тогда следующая мысль: кто заказчик такой ситуации?
Ближайший конкурент ШТРИХа (https://www.shtrih-m.ru/) — это Атол (http://www.atol.ru/). Но для такой оперативной работы у Атола нет ни мотивации, ни квалификации, хотя средств хватило бы. Такими диверсиями занимаются на государственном уровне или на уровне корпораций. Просто деньгами не купить одного специалиста, тем более целую группу — обязательно кто-то сдаст всех рано или поздно. Нужна мотивация сильнее, чем деньги или обида на компанию.
Теперь, что такое компании ШТРИХ или Атол для России в целом и кампания налоговой по переводу всех на онлайн систему учёта розничных продаж :
- Не всем странам нравится, как Россия делает реальные шаги по повышению устойчивости управления своей экономикой. Почти нигде в мире такая система не реализована в таком масштабе и в таком качестве, как в России. Это большое конкурентное преимущество.
- Компания ШТРИХ является отечественным разработчиком кассовых аппаратов (как, впрочем, и Атол). По этой причине заложить закладки так, чтобы данные утекали не только в налоговую, но и ещё куда-то — сложно. Это сразу станет заметно по сетевой активности и логам. Скрытно красть данные не получится на этом этапе. Проще это сделать через оператора фискальных данных (ОФД — см. схему выше).
- Компания ШТРИХ (как и Атол) российская, имеет большой опыт и в случае жёстких санкций может развернуть полный цикл разработки и производства оборудования локально в России. Компания имеет одни из лидирующих позиций на этом рынке.
Сбоем в ПО оборудования ШТРИХ решаются три задачи:
- Дискредитация самой идеи онлайн учёта в глазах граждан, как проекта государственного масштаба в преддверии выборов, как управленческой состоятельности государства и частных компаний.
- Отечественный производитель испытывает колоссальное финансовое и юридическое давление. Вплоть до банкротства, т.к. потери в результате ошибки многомиллиардные. У ШТРИХа не хватит ресурсной устойчивости покрыть все расходы и недополученную прибыль. Репутация пострадала. Развитие компании теперь под вопросом. Рынок может перераспределиться в сторону других компаний.
- Демонстрация силы третьей стороны руководству нашей страны (вспомним недавнюю хакерскую атаку на сетевую инфраструктуру сотовых операторов России).
Заключение
В итоге, что это было — ошибка или умышленное вредительство? Информационная война или безалаберность? — покажет результат расследования, но нам его не скоро удастся узнать.
Один факт: фискальные регистраторы ШТРИХ в своей массе не имеют прямой выход в сеть интернет (такие модели дешевле, они не требуют дополнительных затрат по подключению к сети интернет напрямую), и осуществляют связь через операционную систему компьютера с весьма жёсткими ограничениями, связанных с безопасностью (открыты только нужные порты для ОФД), т.е. ни о каком обновлении прошивки онлайн речи быть не может (только вручную) (https://360tv.ru/news/obschestvo/kassy-shtrih-m/?amp=1).
Почему сбой произошёл именно с продукцией ШТРИХ, а не Атол? Это оставим на выяснение «манагерам» этих компаний и сотрудников ФСБ. Ясно одно: ошибки управления касаются не только производителей и потребителей, но и всей нашей страны. Почему чувство ответственности перед страной у большинства «манагеров» либо отсутствует, либо загублено?
Ведь сейчас вопрос выживания Русской цивилизации зависит буквально от деятельности каждого — от наших действий и в труде, и в отдыхе. Нам нужно уже всем понимать, где и как наше слово и дело отзовётся.
Комментарии: