21 октября 2017 года Тадеуш Костюшко, уроженец Речи Посполитой (современная территория Беларуси), удостоился памятника с табличкой на двух языках — немецком и белорусском. Памятник открыли в швейцарском городе Золотурн, где он жил последние годы жизни и где умер в 1817 году.
Тадеуш Костюшко — национальный герой Беларуси, Польши, США, почётный гражданин Франции. Местные белорусы пришли на открытие с бело-красно-белым флагом (т.е. не с государственным) и растяжкой «Выдатнаму сыну Беларусі ад удзячных суайчыньнікаў».
Кто такой Тадеуш Костюшко, почему Польша насаждает Беларуси его культ, какова историческая правда вокруг его имени и почему имеет место героизации и романтизации тех, кто воевал с «проклятым царизмом»?
Как пишет издание «Белта» (http://www.belta.by/politics/view/ideja-o-pamjatnike-kostjushko-v-shvejtsarii-dolzhna-byt-realizovana-bez-grubogo-vmeshatelstva-v-270982-2017/) , что
«с подачи польского посольства возникла конфликтная ситуация из-за надписи на табличке, где указывалось происхождение национального героя» (насчёт происхождения трактовка довольно-таки спорная — наше примечание, как и выделение жирным)».
Под давлением посольства Польши в Швейцарии с памятника Костюшко изъяли все планируемые упоминания о Беларуси. Стоит отметить, что памятник был изготовлен по инициативе и на деньги Ассоциации белорусов Швейцарии (так пишут в прессе).
Мэр города Золотурн встал на польскую сторону и изменил текст на табличке на ту версию, которая устроила бы польскую сторону. После изменений надпись содержит всего несколько строк:
«Tadeusz Kosciuszko 04.02.1746 — 15.10.1817 Gestiftet von der Weissrussischen Vereinigung in der Schweiz 2017»
В переводе:
«Установлен Ассоциацией белорусов Швейцарии в 2017 году».
Так завершилась эпопея вокруг открытия памятника.
Почему возник этот искусственный и ненужный конфликт между народами Польши и Беларуси? Почему такая шумиха вокруг имени Тадеуша Костюшко? И о чём говорит данная ситуация?
Тадеуш Костюшко — сын какой страны?
То, что Тадеуш Костюшко — уроженец Речи Посполитой (территория ВКЛ), — факт неоспоримый. Как, впрочем, и его принадлежность к польской нации, к народу того государства, которое было на тот момент, и за свободу которого он был готов пожертвовать собой.
Почему в Беларуси тоже хотят его считать своим национальным героем? Ответ очевиден: место рождения находится в границах современной Беларуси, в Брестской области. Собственно говоря, на этом связь Тадеуша Костюшко с Беларусью и заканчивается. Понятно, что никакого отношения деятельность этой личности к Беларуси не имела, потому как Беларуси тогда попросту не было.
Чей он больше сын? — вопрос риторический. Наверное, в первую очередь, своих родителей, которые волею судьбы оказались на тот момент жителями Берестейского воеводства. Стоит ли акцентировать на этом внимание? Возможно, для молодого белорусского государства — это вопрос имиджа, ещё один способ повысить узнаваемость в мире. Полякам с этим проще.
С другой стороны, если уж быть до конца откровенным, много ли белорусы уделяют внимания другим своим землякам, оставившим свой заметный след в истории? А ведь их немало. Это мы к тому, что и белорусам есть кем гордиться, кого прославлять в монументах, в названиях улиц, у себя дома, в своей стране.
А лучшим воплощением памяти служат даже не памятники, не бюсты и стелы из гранита, а мысли людские. О том, как обустроить свою землю, свою страну, сделать её успешной, чего так добивались в своё время герои разных эпох. Так стоит ли «усыновлять» тех, кто и так по определению не может быть сиротой?
Стоит напомнить, что по инициативе польского правительства 2017 год объявлен Годом Тадеуша Костюшко в память о 200-летии его кончины. Председатель парламента Польши Станислав Карчевский возложил букет к памятнику Костюшко в Швейцарии, встретился с представителями польской диаспоры, назвал Костюшко «символом польской нации».
За что и почему ему воздаются такие почести? И почему его называют национальным героем в нескольких странах?
Сначала необходимо разобраться с самим понятием «национальный герой».
Как трактует наука понятия «национальный герой» и «герой»?
Обратимся к толковым словарям, чтобы иметь правильное толкование данного термина.
Толковый словарь Дмитриева:
«1. Герой — это мужественный, бесстрашный человек, который, рискуя своей жизнью, совершает смелые, необычные по своей храбрости поступки. (Герои Великой Отечественной войны…)
2. Народным или национальным героем называют человека, чьё мужество и бесстрашие вызывает восхищение большого количества людей, населяющих ту или иную страну, представляющих ту или иную нацию (!).
Гарибальди — народный герой Италии. | Ян Гус — национальный герой чешского народа… (https://dic.academic.ru/dic.nsf/dmitriev/765/)».
Толковый словарь Ушакова:
«Герой, м. (греч. heros). 1. Исключительный по смелости или по своим доблестям человек. || Выделившийся своей храбростью на войне. Герой гражданской войны. 2. В теориях нек-рых буржуазных социологов — выдающаяся личность как сила, направляющая исторический процесс (в противоп. массе)…»
Толковый словарь Даля:
«м. героиня ж. ирой, витязь, храбрый воин, доблестный воитель, богатырь, чудо-воин; | доблестный сподвижник вообще, в войне и в мире, самоотверженец. … (http://tolkslovar.ru/g2031.html)».
Теперь, чтобы понять и правильно трактовать понятие «национальный герой», необходимо дать определение термину «нация».
«Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры. (…) Только наличие всех признаков, взятых вместе, дает вам нацию». (Марксизм и национальный вопрос. Сталин И.В. Cочинения. – Т. 2. – М.: ОГИЗ; Государственное издательство политической литературы, 1946. С. 290–367).
(Ссылка http://grachev62.narod.ru/stalin/t2/t2_48.htm#s130).
Далее, необходимо напомнить читателям, о каком государстве идёт речь в период восстания под руководством Тадеуша Костюшко.
1 июля 1569 года была подписана знаменитая Люблинская уния, что означало объединение Великого княжества Литовского и Королевства Польского в одно государство — Речь Посполитую.
По форме государственного устройства Речь Посполитая являлась конфедерацией в форме союза двух государств. Каждая страна сохраняла свой государственный язык: Польша — латинский и польский, ВКЛ — белорусский. Однако со временем белорусский язык был постепенно вытеснен польским во всех основных общественно-политических и культурных сферах и в XVII веке официально перестал быть языком государства. Литовская знать перешла на польский язык, а белорусский язык продолжали использовать в народной (крестьянской) среде (https://studfiles.net/preview/5622812/page:51/).
Исходя из этого следует, что Тадеуша Костюшко можно назвать героем, что и признали русские казаки, взявшие его в плен и востихитившие его мужеством и героизмом, но называть его «национальным героем» (какой нации? какого государства?), вот тут надо подходить к этому определению более взвешенно и аккуратно.
И чтобы понять, почему в Беларуси пытаются назвать его национальным героем, необходимо уяснить: а в чём заключаются его заслуги перед белорусами и страной?
Даже польский этнограф Вандалин Шукевич в 1910 году признавал, что когда Белоруссия (т.е. земли) находилась в составе Польского государства,
«общественный строй бывшей Речи Посполитой основывался на привилегиях одного класса», белорусский народ был низведён «до положения невольников» (рабов. — Л.К.). (Беларусы: У 8 т. — Т. 3. Гiсторыя этналагiчнага вывучэння / В.К.Бандарчык. — Мiнск, 1999. С. 253)
Но зачем тогда Польша так масштабно активизировала информационную активность вокруг личности Тадеуша Костюшко, а вслед за ней и Беларусь, и что за этим стоит?
Польша насаждает культ Костюшко в Беларуси
Этот символ, как его назвал польский политик, — Тадеуш Костюшко — был после второго раздела Польши предводителем антироссийского мятежа 1794 года, знаменитого под названием «Варшавской заутреней» — вероломным нападением поляков на русских жителей Варшавы в Пасхальную неделю во время богослужения (читайте нашу статью о разделах Польши — https://informacenter.ru/2017/10/razdel-polshi/).
Людей резали и расстреливали прямо в православных храмах. Непревзойдённый Суворов разгромил мятежников. Костюшко был пленён, затем после смерти Екатерины II помилован её сыном Павлом I и отпущен восвояси.
Костюшко мечтал о Польше от моря до моря, с Литвой и другими землями в границах 1772 года. Эти земли он считал польскими, подавляя какие бы то ни было попытки самостоятельности в стане мятежников. Костюшко ввёл и принудительную мобилизацию, когда белорусских крестьян под страхом смерти загоняли в банды мятежников, он устраивал публичные казни неугодных через повешение.
Фигуру Костюшко Варшава использует для антироссийской пропаганды в Беларуси, пользуясь тем, что он родился на её территории и лгал белорусским крестьянам, прикидываясь белорусом.
Его изображают героем, общим для поляков и белорусов, а его мятеж — объединённым антироссийским порывом польского и белорусского народов.
Заметки на полях
Газета «Советская Белоруссия» в номере за 4 февраля 2016 года в публикациях «Памяти Тадеуша Костюшко» и «Не должно быть травы забвения», продолжая свою дальнейшую фальсификацию белорусской истории, делает Тадеуша Костюшко национальным героем не только Польши, но и Беларуси. Даже больше. Оказывается, речь идёт не о польском, а о белорусском роде Костюшко. (См.: Иванова Л. Памяти Тадеуша Костюшко // Советская Белоруссия, 4 февраля 2016 г. С. 9). Это — чудовищная иезуитская ложь. Чтобы убедиться в нелепости подобного утверждения, достаточно перечислить наиболее важные пункты польского восстания: Краков, Рацловицы, Поланец, Щекоцины, Великая Польша, Варшава, Мацеевице, Вильно. Перечисленные пункты, за исключением Вильно, находились на этнической территории Польши. Ни одного, даже самого маленького очага повстанцев не было в Беларуси, хотя польская шляхта и старалась привлечь белорусское крестьянство к своей борьбе против России.
Над имиджем Костюшко в качестве общего героя поляков и белорусов работают Польское радио, радио «Польша», телеканал «Белсат», финансируемые Варшавой белорусские националистические ресурсы.
Насаждаемый Польшей культ Костюшко далёк от исторической правды. В нём нет места доказанным фактам нетерпимости мятежников к православию и инакомыслию (учреждённый Криминальный суд поголовно приговаривал всех «изменников» к смерти), их намерениям полностью полонизировать белорусов и литовцев.
Иной взгляд на события тех времён
Но существует и другая точка зрения не менее преданных своей Родине белорусов. Они убеждены, что целью всех трёх польских восстаний (1794, 1830 — 1831, 1863—1864) было, в первую очередь, не освобождение исконно польских и белорусских земель от царизма, а их участники стремились к воссозданию Речи Посполитой в границах 1772 года. Беларуси в рамках новой Польской империи, как и прежде, было уготовано место колониальной провинции. При исследовании такого исторического феномена каким был приверженец свободы, национальный герой Польши, почётный гражданин США и Франции, польский генералиссимус … Тадеуш Костюшко, будет целесообразно не рассматривать его как некую абстрактную личность вне конкретных исторических событий.
Роль Тадеуша Костюшко в истории Беларуси становится понятной тогда, когда восстания 1794, 1830—1831, 1863—1864 годов проецируются как единая логическая цепочка. Все они были объединены главной целью, которую можно сформулировать только сейчас. Определяющая идея всех трёх восстаний была не защита прав польского народа на свободную жизнь и самостоятельное государство — этнографической и национальной единицы с отказом от притязаний на власть над украинцами, белорусами и литовцами, а восстановление Речи Посполитой как «Польши», в которой по определению отсутствовало право других славянских народов на свою национальную государственность. То есть, не свобода польского народа, а решение вопросов по приобретению Польшей колоний, среди которых Беларуси отводилась первостепенная роль как наиболее полонизованной из всех бывших земель ВКЛ.
Польско-литовское господство в силу своей тотальности было более жестоким и тяжёлым для западнорусских (белорусских) земель. Об этом красноречиво писал в 1908 году выдающийся белорусский этнограф Евдоким Романович Романов, отмечая, что белорусский народ вынес на своих плечах многовековой католическо-польский гнёт, значительно более тяжёлый, чем татарское иго, отстоял свою веру и народность от напора польщизны, остановив тем самым колонизацию русских земель с запада. (См.: Беларусы: У 8 т. — Т. 3. Гiсторыя этналагiчнага вывучэння / В.К.Бандарчык. — Мiнск, 1999. С. 206, 218).
Очевиден тот бесспорный факт, что вся деятельность знаменитых западнорусских (белорусских) книгопечатников, писателей, учёных (братья Мамоничи, Лаврентий Зизаний, Cтефан Зизаний, Мелетий Смотрицкий, Андрей Мужиловский, Христофор Филалет, Афанасий Филиппович, Симеон Полоцкий, Георгий Конисский) проходила в борьбе против польско-иезуитской агрессии, против унии, против западной экспансии.
Поэтому у белорусов, как и литовцев, есть все основания не верить польскому президенту Дуде и его стране.
Какова же историческая правда: где миф, а где — реальность? Рассмотрим некоторые этапы жизни Тадеуша Костюшко в контексте того времени и событий, которые могут приоткрыть завесу и пролить свет на шумиху вокруг его имени и созданного ореола.
Краткая биография
Тадеуш Костюшко — военный и политический деятель Речи Посполитой и США, участник Войны за независимость США, организатор восстания в Польше 1794 года, национальный герой Польши, США, почётный гражданин Франции.
Тайна даты рождения
Есть несколько версий о дате рождения:
- 4 февраля 1746 года.
- 13 июля 1745 года,
- 28 октября 1745 года.
В целом же можно сказать, что на сегодняшний день точная, документально подтвержденная дата появления на свет Тадеуша Костюшко неизвестна. Но наиболее вероятной считается и принимается дата — 4 февраля 1746 года (а так ли на самом деле, как видно, история умалчивает).
Тайна места рождения
Не меньше вопросов вызывает и место рождения генерала Костюшко. Одни исследователи его биографии называют его малой родиной Сехновичи Берестейского повета (сегодня — деревня Малые Сехновичи Жабинковского района Брестской области).
А вот Тадеуш Корзан, польский историк, мнение которого всегда пользовалось авторитетом, в своих трудах, посвящённых Костюшко, местом его рождения указывает фольварк Меречевщина, неподалеку от местечка Коссово (сегодня — Ивацевичский район Брестской области; в то время — в составе Великого Княжества Литовского, Речь Посполитая).
Известно, что его отец был католиком, а мать, скорее всего, относилась к православно-униатскому роду. Почему? Ряд исследователей высказывают мнение, что вначале мальчик был крещён по униатскому обряду под именем Андрей, а затем перекрещён в костеле под именем Тадеуш.
Как видно, в биографии Тадеуша Костюшко немало белых пятен, а потому историкам ещё есть над чем работать.
Почему мы заострили внимание на дате и месте рождения? В Беларуси есть музеи в его честь, но чтобы доносить посещающим их правду, должна быть в этой информации только истина, основанная на архивных данных.
А теперь кратко о том, что известно и документально подтверждается.
В 1755 году вместе со старшим братом поступил в школу монашеского ордена пиаристов в городе Любешове, где проучился до 1760 года. С 1765 по 1769 годы учился в созданной Станиславом Понятовским Рыцарской школе в Варшаве — фактически военной академии, где готовили образованных офицеров. Помимо военных предметов там преподавали всемирную историю и историю Польши, математику, философию, право, экономику, польский, латинский, немецкий и французский языки.
В 1769 году Костюшко и его товарищ Орловский получили королевскую стипендию и отправились в Париж для обучения в военной академии. Большое влияние на молодого военного оказали идеи просветителей — Вольтера, Монтескье, Руссо. В 1774 году Костюшко вернулся в Речь Посполитую.
Места в армии Речи Посполитой не нашлось. Офицерскую должность на тот момент можно было только купить за большую сумму и по протекции.
Не найдя себе применения на родине, Тадеуш в 1775 году выехал в Америку, чтобы сражаться в войне за независимость североамериканских колоний Великобритании.
В признание его заслуг Конгресс США 13 октября 1783 года присвоил ему звание бригадного генерала американской армии.
Успел отличиться Костюшко и в антирусской кампании 1792 года, которая, однако, завершилась поражением. После этого Костюшко уехал во Францию, где вёл переговоры с революционным правительством этой страны о военной помощи польским патриотам.
Выбор Костюшко в качестве предводителя восстания 1794 года был не случаен — поляки рассчитывали, что авторитет и связи во Франции помогут склонить Париж к оказанию помощи восставшим.
После поражения восстания 1794 года был пленён и вывезен в Россию.
В ноябре 1796-го, сразу же по смерти Екатерины II, был освобождён Павлом I, которому принёс верноподданическую присягу. Император Павел I дал ему на дорогу 12 тыс. руб., карету, соболью шубу и шапку, меховые сапоги и столовое серебро. Потом Костюшко выехал в США, но в 1797 году вернулся в Европу и с 1798 года обосновался уже под Парижем. Относясь к Наполеону как к тирану, категорически отказывался от всякого сотрудничества с последним, хотя в 1806 году ему предлагалось поднять восстание в Польше и возглавить Великое герцогство Варшавское, однако Костюшко, не получив от Наполеона гарантий восстановления Речи Посполитой в прежних границах, категорически отказался от предложения, считая недостойным себя быть орудием в руках французского императора.
По другим сведениям, Костюшко заявил министру полиции Франции Жозефу Фуше, что если Наполеону нужна его помощь, то он готов её оказать, но при условии, что французский император даст письменное обещание, опубликованное в газетах, что в Польше будет установлена такая же форма правления, как в Англии, а границы возрождённой Речи Посполитой пролягут от Риги до Одессы и от Гданьска до Венгрии, включая Галицию. В ответ на это Наполеон написал Фуше:
«Я не придаю никакого значения Костюшко. Он не пользуется в своей стране тем влиянием, в которое сам верит. Впрочем, всё поведение его убеждает, что он просто дурак. Надо предоставить делать ему, что он хочет, не обращая на него никакого внимания».
В 1815 году Костюшко отказался от приглашения Александра I возглавить администрацию Царства Польского, также после того, как узнал, что Речь Посполитая не будет восстановлена в границах 1772 года.
Костюшко скончался 15 октября 1817 года в швейцарском городе Золотурн. У постели умирающего не было ни одного поляка. Его прах был перевезён для захоронения в Краков.
Как видно, после 1794 года в его жизни и карьере на территории Речи Посполитой ничего значимого не было.
А теперь остановимся на восстании 1794 года, благодаря которому и стал известен Тадеуш Костюшко.
Как Тадеуш Костюшко уничтожил свою страну
Российско-польские отношения на протяжении веков переживали самые разные периоды. Если в начале XVII века ослабленная внутренними распрями Россия едва не превратилась в польскую провинцию, то во второй половине века XVIII уже Россия диктовала свои условия ослабленной Польше.
Деятельность шляхты привела к тому, что независимой внешней политики Речь Посполитая проводить уже не могла. Различные партии знати ориентировались на Россию или Пруссию, надеясь на их помощь в возведении на трон своего ставленника.
Между тем соседи, видя, что стабильности в Польше нет и не предвидится, решили, что настало удобное время для территориальных приобретений, инициатором которых была Пруссия.
После первого раздела Польши территориальные потери не только не объединили польское общество, но, напротив, усилили раскол. Новый конфликт пророссийских сил и «патриотов», опиравшихся на поддержку Пруссии, закончился военным вмешательством России, которая, придя к соглашению с Пруссией, провела второй раздел Польши, ещё более сократив земли, находящиеся под властью польской короны.
В крупных польских городах, в том числе в Варшаве, разместились русские военные гарнизоны, что делало польскую независимость весьма условной.
Польское дворянство, не желавшее мириться с зависимостью от России, которую оно ещё недавно рассматривало исключительно как объект для территориальных приобретений, готовило вооружённое выступление.
Восстание началось с того, что польский генерал кавалерии Антоний Мадалинский 12 марта 1794 года отказался распускать свою бригаду, чего требовал пророссийский сейм, собранный в Гродно.
Вместо этого он всеми силами атаковал русский полк, рассеяв его и в качестве трофея захватив казну подразделения. После этого Мадалинский двинулся на Краков, где и появился Костюшко.
Был провозглашён Акт восстания, а Тадеуш Костюшко был объявлен диктатором республики.
Долго готовившиеся к восстанию поляки в начале апреля нанесли серию поражений русским войскам, что вызвало мятежи даже в тех городах, где обстановка до того момента оставалась спокойной.
Особенно удачным для поляков и катастрофичным для русских стал мятеж в Варшаве, вспыхнувший 17 апреля. Расквартированные в городе русские полки совершенно не ожидали нападения и были застигнуты врасплох во время утреннего богослужения на Пасхальной неделе.
Всего в этот день в Варшаве было убито более 2200 русских солдат и офицеров, большинство из которых в момент нападения даже не были вооружены. Остальным с огромным трудом удалось вырваться из города. Это побоище вошло в историю как «Варшавская заутреня». Резня в Варшаве предопределила особую ожесточённость последующих сражений, в которых поначалу поляки под командованием Костюшко брали верх.
Однако Франция на помощь не спешила, зато в конфликт на стороне России намеревались вмешаться Пруссия и Австрия, не готовые терять недавние территориальные приобретения.
А Екатерина II, озабоченная размахом польских волнений, решила доверить подавление «польской весны» самому успешному полководцу России Александру Суворову, который со своим корпусом был вызван с турецкой границы.
Пока приближался Суворов, русские части в Польше предпочитали применять выжидательную тактику. Затем части русского генерала Денисова, объединившись с прусскими войсками, нанесли поражение повстанцам под Щекоциным. Костюшко с войсками отошёл к Варшаве, а мятежный Краков пал.
Перелом наступил в начале сентября 1794 года, когда на главном театре военных действий появился энергичный Суворов с 10-тысячным корпусом. Уже 4 сентября он взял город Кобрин, а спустя четыре дня Суворовым были разгромлены повстанческие войска Кароля Сераковского под Брест-Литовском.
Костюшко, понимавший, что объединение корпуса Суворова с другими русскими силами может окончательно погубить восстание, принял решение дать генеральное сражение.
29 сентября в битве под Мацеевицами яростная схватка завершилась поражением поляков. Легенда гласит, что в этом сражении раненый Тадеуш Костюшко, падая с коня, прокричал:
«Погибла Польша!».
Сам Костюшко позднее это отрицал.
Но, так или иначе, лидер повстанцев оказался в плену, а его части в панике отошли к Варшаве и закрепились в городе и на подступах к нему.
22 октября к предместью Варшавы — Праге — подступили объединённые русские силы во главе с Суворовым. В распоряжении русского полководца было 25 тысяч солдат и около 90 орудий.
24 октября четыре штурмовые колонны русской армии устремились на штурм оборонительного вала.
Штыковая атака русских была неистовой. Даже видавшие виды офицеры Суворова потом писали, что ад Праги был сравним только с адом штурма Измаила.
Сражение длилось около четырёх часов и закончилось практически полным уничтожением польского гарнизона.
Позже английские и французские газеты обвинят Суворова в том, что он учинил резню мирного населения Праги. На самом деле Суворов старался избежать крайностей, гарантировав безопасность тем жителям, которые доберутся до русского лагеря. Что касается жертв среди мирного населения, то они, безусловно, были.
При этом Суворов умудрился вызвать недовольство Петербурга тем, что отпустил на свободу около 6 тысяч пленённых в Праге повстанцев.
Победа Суворова была полной — повстанцы потеряли убитыми около 15 тысяч человек, более 10 тысяч попало в плен. Четыре польских генерала погибли, три попали в плен, а вместе с ними ещё более 400 офицеров. В качестве трофеев русским досталось более сотни одних только пушек. При этом потери самих сил Суворова составили около 600 человек убитыми и около 1000 ранеными.
После взятия Праги Варшава не рискнула противостоять Суворову и 28 октября капитулировала. Русские войска прошли по польской столице парадным маршем, а днём спустя магистрат Варшавы преподнёс Суворову ключи от города и золотую с бриллиантами табакерку с надписью «Варшава — своему избавителю».
Екатерина II пожаловала Александру Васильевичу Суворову титул фельдмаршала. Кроме того, он получил имение с 7 тысячами душ, а также награды от королей Пруссии и Австрии.
Польское восстание потерпело поражение. В 1795 году Россия, Пруссия и Австрия провели третий раздел Польши, после которого это государство исчезло с карты мира более чем на столетие.
Лидер восстания Тадеуш Костюшко, привезённый в Россию, первое время жил в доме коменданта Петропавловской крепости на правах гостя и обладал свободой передвижения в её пределах.
А теперь — о некоторых малоизвестных фактах из биографии Тадеуша Костюшко.
Спасти генерала Костюшко или роль русских в его жизни
Биография Тадеуша Костюшко достаточно изучена историками разных стран, но всё же в ней остаётся несколько недописанных и поучительных страниц, о которых предпочитают молчать и белорусские, и польские историки.
Одна из них о том, как командир донского казачьего полка, майор и будущий генерал-майор русской армии Василий Тимофеевич Денисов в боевой обстановке в 1794 году познакомился с командующим войсками противника, личным другом Томаса Джефферсона и боевым товарищем первого президента США генерала Джорджа Вашингтона и вынес его с поля боя.
Пути генералов Тадеуша Костюшко и Василия Денисова снова пересеклись весной 1814 года под Парижем, когда он встречал под Парижем отряд Платова, в котором служил В.Денисов.
В 1815 году по военным тропам, проложенным казачьей разведкой, под чужим именем и с русским дипломатическим паспортом в кармане Тадеуш Костюшко покинул Францию, а далее через Браунау и Вену отбыл в швейцарский город Золотурн.
Сегодня Костюшко является национальным героем Беларуси, Литвы, Польши и США. В истории России у него также есть своё почётное место военного теоретика и практика, дипломатического и политического собеседника. За храбрость его уважали не только американские повстанцы и польские солдаты, но и русские казаки — начиная с того памятного дня, когда они ему спасли жизнь и дали генералу Костюшко второе рождение.
Как это было? В сражении на берегу Вислы в 60 верстах южнее Варшавы при Мацеёвице (в старой транскрипции — Мациовице) 29 сентября (10 октября по новому стилю) 1794 года майор Василий Денисов со своими казаками вынес получившего ранения Тадеуша Костюшко с поля боя, соорудив носилки из казачьих плащей, закреплённых вместо ручек на боевых пиках. Перед этим командовавший спецотрядом из пяти донских полков двоюродный брат Василия подполковник Андриан Денисов промыл и перевязал отважному пану Тадеушу его колотые раны и синяки.
Командир сводного армейского корпуса генерал-майор Фёдор Денисов, родной дядя Андриана и Василия, предоставил Костюшко лучших врачей, а позже отправил его в Петербург.
В своих воспоминаниях Андриан Денисов так описал первые мгновения своего разговора с Костюшко:
«Я его спросил, не хочет ли он чего, на что он отвечал спокойно, что ничего. Тогда я ему сказал, что его знаю и что великому человеку готов сделать всякую помощь. Он отвечал, что он также меня знает, что я — полковник Денисов, и сказал ещё несколько слов… Вынутый из кармана у него пистолет и доныне у меня находится».
Как известно, войны начинают политики, а заканчивают военные: когда с победой, а когда — с поражением. Костюшко тогда проиграл, но его мечту (Польша в прежних границах) осуществили другие, но не поляки.
Весьма символично, что Польша спустя столетия вернулась к своим древним, исконным границам, в которых она и сегодня существует (благодаря Российской империи, СССР и позиции Сталина). И ровно через 150 лет после того последнего боя одинокого рыцаря Речи Посполитой 1-я ударная дивизия имени Тадеуша Костюшко 1-й армии Войска Польского вместе с Красной Армией освобождала Варшаву, после чего двинулась на Берлин. Уроки военной истории учат тех, кто хочет учиться. Честь, ум и доблесть требуются не только на поле боя, но и в борьбе за мир и справедливость. «Истинным сыном Свободы» назвал своего товарища по оружию генерал Вашингтон. Вероятно, так же рассудил донской генерал Денисов, отдавая своим казакам короткий приказ:
«Спасти генерала Костюшко!»
Почему генерал А.Денисов назвал Костюшко «великим человеком»? Наверно потому, что русским всегда свойственно уважать и ценить воинов-героев, каким является Тадеуш Костюшко, за мужество, достоинство, самоотверженность и отстаивание своих идей и принципов.
Только помнит ли об этом (о той же роли русских в спасении Т.Костюшко) Польша? И помнит ли Беларусь, что Россия всегда защищала её земли и народ от польско-католического ига и иноземного гнёта?
А какова историческая память? И кто более матери истории ценен?
Всего в истории Беларуси было три великих освободительных похода, которые несли Белой Руси (историческое название ряда регионов на территории современной Беларуси и России — https://ru.wikipedia.org/wiki/Белая_Русь) избавление от иноземного гнёта (польско-литовского и прусского).
Первый поход
В середине XVII века — это знаменитый Государев поход 1654 года. Тогда белорусские города с восторгом встречали царя Алексея Михайловича.
Когда русская армия вошла в Полоцк, выдающийся западнорусский поэт и просветитель Симеон Полоцкий вместе со своими учениками торжественно встречал государевы полки и написал знаменитые «Метры на пришествие во град отчистый Полоцк пресветлого благочестивого и христолюбивого государя Царя и Великого князя Алексия Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцы»:
«А днесь послал нам царя, который выбавил з недоли народ руский, потвары избавил. Царствуй же многа лета, правоверный царю, личы часто трыумфы з божиего дарю».
Тогда почти все западнорусские (белорусские) земли и Литва перешли под руку русского царя. Но война была тяжёлой и изнуряющей. К тому же в войну вступила Швеция и шведский король обещал польской шляхте помощь «против Москвы и казаков». Речь Посполитая находилась на грани краха, но война со Швецией вынудила царя Алексея Михайловича заключить с поляками Виленское перемирие и обратить силы на борьбу со Швецией. Тогда Речи Посполитой удалось избежать ухода в небытие, а тяжелая война растянулась на долгие годы. Только в 1667 году был заключён Андрусовский мир, по которому к Царству Русскому отходила левобережная Украина. Но правобережная Малая Русь и Белая Русь вновь оказались под властью Речи Посполитой.
Второй поход
Освобождение Белой Руси от польско-католического ига пришло в конце XVIII века, и принёс его великий Александр Суворов. В 1794 году в Речи Посполитой началось польско-шляхетское восстание генерала Тадеуша Костюшко, целью которого было превращение Речи Посполитой в польское унитарное государство с полной полонизацией белорусских земель. Над западнорусским (белорусским) народом нависла прямая угроза исчезновения, если помнить о политике ополячивания, проводимую польской шляхтой. И только решение российской императрицы Екатерины Великой и стремительные действия русских войск под началом А.В.Суворова по разгрому польских мятежников защитили современные белорусские земли от рокового хода событий.
В отношении же поверженного неприятеля и мирных обывателей А.В.Суворов проявлял великодушие и заботу. Вот как звучал приказ по русским войскам, находившимся в Польше, от 22 августа 1794 года:
«Строжайше указывается всем господам полковым и батальонным начальникам внушить и толковать нижним чинам и рядовым, чтоб нигде при переходе местечек, деревень ни малейшего разорения не делать. К продовольствию войск съестное будет брато по учреждению. И если военных поляков и вооруженных обывателей наказывать, то напротив того прибывающих спокойно щадить и нимало не обидеть. При вступлении в каждое местечко или селение впереди с казаками всегда ставить заслоны перед мельницами и хлебными хранилищами, чтобы нигде ничего не трогали и не разрушали».
И вспомним, как устроил резню в Варшаве Тадеуш Костюшко над русскими!
Третий поход
Сентябрь 1939 года, в результате которого произошло присоединение Западной Белоруссии к СССР.
Эти походы сыграли решающую роль в сохранении белорусским народом своей самобытности и общерусской сущности. Благодаря им Белая Русь/Беларусь вообще существует как таковая. Но вот официальная белорусская историография рассматривает эти события с польско-шляхетской точки зрения и, надо полагать, по этой причине они представляются в учебниках по истории в отрицательном свете, а подлинные причины и цели упомянутых военных кампаний искажаются. Это в меньшей степени относится к освободительному походу Красной Армии в сентябре 1939 года, но и он едва ли не скрывается не только от учащихся, но и от широкой общественности. В результате большинство выпускников белорусских школ ничего не знает о событиях сентября 1939 года и их значении для судеб белорусского народа, не говоря о столь далёких временах, как восстание 1794 года.
Беларуси навязывают фальшивых героев
Подведём некоторые итоги и сделаем выводы, исходя из вышеизложенного.
Начнём с того, что сам предводитель — Анджей Тадеуш Бонавентура Костюшко, потомственный польский шляхтич, родился на территории нынешней Брестской области Беларуси. Номинально это была территория Великого княжества Литовского (ВКЛ), на основании Люблинской унии 1569 года вместе с Польшей сформировавшего Речь Посполитую. На деле же РП была польским государством, ВКЛ никакой самостоятельной роли не играло (об этом читайте нашу статью «Могилёвское восстание 1618 года — протест против религиозной экспансии» https://informacenter.ru/2016/10/mogilevskoe-vosstanie/).
Это не мешает современным фанатам Костюшко измышлять пропагандистские мифы, один замысловатее другого. Самый распространённый — миф о белорусском происхождении Костюшко. Раз родился на территории Беларуси, значит — белорус.
Шаткость такого довода более чем очевидна.
Второй миф — о литвинском происхождении Костюшко и, следовательно, литвинском характере самого восстания. Утверждается, будто он отождествлял себя с литвином, уроженцем ВКЛ, и поднял восстание, дабы возродить былую славу княжества, сбросив иго российского царя. Такой вывод делается на основании обращения Костюшко к местным жителям:
«Литва! Земляки и соотечественники мои… кто же я есть, как не литвин, земляк ваш, вами избранный?» (1. Емельянчык, У. Паланез для касінераў: (З падзей паўстання 1794 г. пад кiраўнiцтвам Т. Касцюшкi на Беларусi) / У. Емельянчык. – Мн., 1994.)
Заметки на полях
Кстати, с подобным обращением «К гражданам бывшего Великого княжества Литовского» в апреле 1919 года выступил другой польский «начальник» — Ю. Пилсудский. Этот господин также, бывало, называл себя литвином, поскольку родился на Виленщине. Для белорусов эта «литвинская ностальгия» очередного польского «начальника» окончилась закрытием национальных школ и газет, арестами лидеров освободительного движения и массированной полонизацией (http://beldumka.belta.by/isfiles/000167_570557.pdf).
Необоснованность утверждений о литвинском самосознании Костюшко бросается в глаза. Никогда польские мятежники о восстановлении ВКЛ в прежних границах не помышляли. Для них ВКЛ было неотъемлемой частью Польши, и предоставлять ему какие-то субъектные права никто не собирался. Слова Костюшко о его литвинском происхождении были всего лишь пропагандистской уловкой.
Часть белорусской националистической публики популяризирует идею преемственности постсоветской Беларуси от ВКЛ, считая белорусов русифицированными литвинами, а Костюшко — борцом за восстановление литвинской государственности.
Литвинизм пока уступает по численности и раскрученности стандартному белорусскому национализму, но у него есть то, чего нет у белорусского национализма — идеологический потенциал в попытках полностью оторвать историю Беларуси от истории остальной Руси.
Корень «рус» есть в словах «Белоруссия», «белорусы», и отсутствует в словах «Литва», «литвины». Сторонники литвинизма силятся обосновать принадлежность белорусов/литвинов к балтийским народам, «привязать» их этническую историю к истории прибалтов, особенно литовцев, опровергая принадлежность белорусов/литвинов к славянскому племени. Кратко тезис литвинизма звучит так: белорусы — не русские и даже не славяне, белорусы — это балты-литвины.
Фигура Костюшко — удобный идеологический инструментарий как для белорусских националистов, так и для фантазёров-литвинистов. Каждый из них находит в польском повстанце то, что хочет найти.
Но есть ещё третья, и главная, сторона — Польша. Для поляков Костюшко — национальный герой универсального характера. Варшава проталкивает в массы легенду о том, будто мятеж 1794 года был братским союзом поляков, белорусов и литовцев против царской тирании. И при этом Варшава — одновременно — против присвоения Костюшко белорусскими националистами.
21 октября в Швейцарии чуть не дошло до дипломатического конфликта.
Действия польского посла Я. Кумаха вызваны тем, что Варшаве важно придать антироссийским выступлениям Костюшко универсальный и всечеловеческий характер, не позволить сузиться его фигуре до национал-местечкового размера. Иначе антироссийский идеологический заряд, содержащийся в биографии Костюшко, не будет использован полностью.
Варшава настаивает: он — национальный герой сразу и поляков, и белорусов, и литовцев, ибо сама историческая миссия польского народа — быть светочем для соседних народов, вести их навстречу европейской цивилизации. Из этого персонажа истории пытаются сегодня слепить символ борьбы с Русским миром. Не зря же одно из белорусских националистических изданий, возмущаясь действиями посла Я. Кумаха в Швейцарии, написало:
«Польский мир» не лучше русского».
Костюшко для них — воплощение устремлений западных евразийских окраин навстречу Европе.
Культ Костюшко неизбежно сопровождается истеричными нападками на его победителя – гениального русского полководца Александра Васильевича Суворова. Это он разнёс отряды Костюшко в пух и прах. Сам мятежник был ранен, взят в плен, но затем помилован. Финансируемые Польшей националистические СМИ в Белоруссии, возвеличивая Костюшко, распространяют небылицы о том, будто суворовская армия утопила Белоруссию в крови, деревни сжигала, расправлялась с женщинами и детьми (http://beldumka.belta.by/isfiles/000167_570557.pdf , газета «Труд 7» 1.03.2007 г. «Тёмная история», статья «Храм-памятник вешателю Суворову» газета «Секретные исследования» №3 2007 г. — http://george-rooke.livejournal.com/90310.html, «Храм на крывi» Е.Онищенко (газета «Народная воля» 18.01.2007 г., а также:https://news.tut.by/society/385256.html, http://www.liveinternet.ru/users/batik_los/post293562953).
Но есть и противоположные мнения (http://ipolk.ru/blog/ratnoedelo/23658.html, http://beldumka.belta.by/isfiles/000167_570557.pdf, http://www.belvpo.com/ru/6871.html).
В учебнике по истории Суворов не выступает в качестве «палача белорусского народа». То есть учебник не формирует из генералиссимуса образ врага белорусов. Но, если Речь Посполитая представляется в учебнике как «своё» государство, учебник всё равно намекает на то, как нужно относиться к Суворову (http://museum.mykobrin.by/articles/115-formirovanie-obraza-vraga-iz-istoricheskih-personazhey-na-primere-lichnosti-avsuvorova.html).
Отсюда следующий посыл: суворовские училища надо переименовать, негоже носить белорусским военным учебным заведениям имена палачей белорусского народа.
В 2007 году суворовские училища удалось отстоять, но нападки не прекращаются и сегодня. Не произойдёт ли в Беларуси так, как на Украине, где Киевское военное суворовское училище в 1998 году переименовали в лицей имени гетмана-русофоба Ивана Богуна?
К сожалению, предпосылки к этому есть. С 2015 года на официальной странице Министерства обороны РБ Тадеуш Костюшко значится в рубрике «Наши герои» (http://www.belaruspartisan.org/life/296789/). Вместе с ним там можно увидеть Януша Радзивилла, Яна Сапегу и прочих польских магнатов. Характерно, что генералиссимуса Суворова там нет, хотя именно его полководческий талант спас белорусов от тотальной полонизации. Ведь не секрет, что польские мятежники о процветании белорусской культуры заботиться и не думали.
Мятеж 1794 года был попыткой восстановить Речь Посполитую в границах «от моря до моря». Это был экспансионистский порыв, а не борьба за свободу Беларуси. Костюшко был искренним патриотом, но вовсе не Беларуси, а Речи Посполитой и, по мнению небольшой группы — литвы.
Преследованию подвергалось православное духовенство за отказ поддержать Костюшко. Учреждённый карательный орган (Депутация общественной безопасности) безжалостно карал инакомыслящих. Мятеж Костюшко был кровавой акцией, где полякам и не польскому населению была уготована разная судьба.
Костюшко — фигура символичная и знаковая для белорусской истории. Даже само его рождение и становление как личности символизирует трагедию белорусской шляхты, ополяченной, утратившей связь со своими народными корнями, забывшей обычаи, язык и веру своих предков.
Т. Костюшко умер в Швейцарии, той самой стране, где в 2010 году отмечали юбилей Альпийского похода А.В. Суворова. В маленьком европейском государстве уважительно относятся к двум выдающимся историческим персонажам: и русскому, и поляку. Их память одинаково почитается и должным образом увековечена. Так не пора ли и белорусам перестать сталкивать этих двух великих людей (противопоставляя их между собой: Костюшко — герой, а Суворов — палач), тревожа их вечный покой, а начать относиться к ним как к символам нашей непростой и противоречивой истории. Тем более что на поле сражения два военачальника никогда не встречались, а вот места в Беларуси, связанные с их именами (Кобрин и Меречевщина), находятся так близко…
И очень важно, чтобы современные белорусы это понимали.
Послесловие
Почему и зачем возникла такая шумиха вокруг имени Тадеуша Костюшко?
До сих пор в войны за наследие Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой играли — с разной степенью интенсивности — соседи Беларуси: Польша, Литва, местами Украина. Теперь на этот путь вступает и Беларусь: в поисках своего исторического прошлого, поскольку все государства — молодые.
Романтический национализм — естественный этап в европейской истории. В XIX и начале XX века многие государства — от Великобритании до России — переживали подъём национальных чувств, увлечение историей и собственной культурой. Поскольку мы имеем дело с романтизмом, то речь шла не столько о вкрадчивом научном поиске, призванном разглядеть многогранные и противоречивые тени прошлого, сколько об идеализированном восхищении «славной стариной» — будь то викинги, «Песнь о Нибелунгах» или Куликовская битва.
Что Беларусь, что Польша этот этап в свое время полноценно не застали — после разделов Речи Посполитой такого государства вовсе не было. Так что теперь они догоняют историю, местами невольно возвращаясь к практикам позапрошлого века.
Беларусь на официальном уровне также стремится по-новому осмыслить свою историю и нащупать свои корни значительно глубже 1917 года.
Пример тому — героизация Тадеуша Костюшко и страсти по нему.
Конфликт с установкой памятника Костюшко показал, что Польша вовсе не собирается делиться с белорусами своей историей, а, значит, по мере «национализации» белорусского исторического мифа (Костюшко — национальный герой Беларуси) отношения между Варшавой и Минском всё чаще будут обостряться из-за разного видения прошлого. Нечто подобное происходит сегодня в польско-украинских отношениях: принципиально разная оценка поляками и украинцами действий Украинской повстанческой армии (УПА) серьёзно омрачила отношения между некогда ближайшими союзниками.
ПослеСловие
Уважаемые читатели! Мнение автора может не совпадать с вашим.
Материалы:
Восстание Костюшко и гибель Польши
https://topwar.ru/12707-osvoboditelnoe-dvizhenie-kostyushko-privelo-polshu-k-gibeli.html
Поляки зачистили памятник
http://grodno-best.info/v-mire/chto-novogo/polyaki-zachistili-pamyatnik-kostyushko-v-shvejtsarii-ot-belaruskosti.html
Польша и культ Костюшко
https://www.fondsk.ru/news/2017/10/16/polsha-nasazhdaet-kult-kostjushko-v-belorussii-44859.html
Тайны биографии Костюшко
https://vkurier.by/45254
Биография Костюшко
http://www.peoples.ru/state/statesmen/kostiushko/index1.html
Как Костюшко уничтожил Польшу
http://www.liveinternet.ru/community/moja_polska/post358165937/
Как спасли генерала Костюшко
http://nvo.ng.ru/history/2014-03-28/14_kostushko.html
Бунт Костюшко
http://www.aif.ru/society/history/bunt_pogubivshiy_polshu_kak_tadeush_kostyushko_unichtozhil_svoyu_stranu
Освобождение Беларуси от польско-католического ига
http://ross-bel.ru/analitika-portala-vmeste-s-rossiey/news_post/nikolay-sergeyev-ob-obshcherusskoy-vzaimnosti
Фальшивые герои
http://dooralei.ru/blog/43295972070/Belorusam-navyazyivayut-falshivyih-geroev
Суворов и Костюшко
https://zapadrus.su/zaprus/lzr/43-
Белорусский путь
http://www.politpros.com/journal/read/?print=y&ID=5926&journal=201
Комментарии: