Статистика солдатских смертей в Вооруженных Силах наших дней не так ужасает — но она всё ещё есть. За 2012 год только в Вооружённых Силах Беларуси погибли 5 человек. Двое срочников покончили с собой. В августе 2013 в 103-й мобильной бригаде, что в Витебске, повесился солдат первого периода.
Можно ли решить проблему дедовщины вливанием финансирования в армию или ужесточением наказаний за неё? Может быть усиление борьбы правозащитников решит эту проблему? Или создание только контрактной армии?
Нам видится, что только знание зоопсихологии может помочь в решении этой проблемы при условии реализации справедливой политики в обществе в целом. И в этой части мы рассмотрим основы психологии, а также зоопсихологии в приложении к людям.
Зоопсихология указывает на причины дедовщины в Беларуси (часть 1 из 2)
Психология дедовщины — один из разделов зоопсихологии
Механизм — психология — возникновения и воспроизводства дедовщины не столько труден для понимания, сколько неприемлем для осознания самодовольными людьми. Однако искать ответы на вопросы о дедовщине во фрейдизме или рассуждениях классической психологии о различии темпераментов сангвиников, холериков и прочих — бесполезно.
Надо вспомнить общешкольный курс биологии, известный всем, и заглянуть в собственную психику. Можно утверждать, что информационно-алгоритмическое обеспечение поведения всякого человека включает в себя:
- врождённые инстинкты и безусловные рефлексы (как внутриклеточного и клеточного уровня, так и уровня видов тканей, органов, систем и организма в целом), а также и их оболочки, развитые в культуре;
- традиции культуры, стоящие над инстинктами;
- собственное ограниченное чувствами и памятью разумение (интеллект);
- «интуицию вообще» — то, что всплывает из бессознательных уровней психики индивида, приходит к нему из коллективной психики, является порождением наваждений извне и одержимости в инквизиторском понимании этого термина;
- водительство совестью, осуществляемое на основе всего предыдущего, за исключением наваждений и одержимости как прямых вторжений извне в чужую психику вопреки желанию и осознанной воле её обладателя.
Заметки на полях
Совесть — врождённое религиозное чувство (т.е. чувство взаимосвязи души индивида с Богом), замкнутое на бессознательные уровни психики личности. Функциональное назначение совести в психике личности — в диалоге сознания и бессознательных уровней психики упреждающе уведомить индивида, что те или иные его намерения и проистекающая из них деятельность (в том числе и соглашательство с определёнными мнениями и деятельностью других людей) — греховны.
Совесть и стыд это — два средства, которые позволяют индивиду стать человеком. Если их подавить — получается человекообразная нелюдь, не способная стать человеком до тех пор, пока стыд и совесть не пробудятся вновь.
В психике всякого индивида есть возможное или действительное место всему этому. Но есть и то, что выделяет человечество из биосферы планеты, однако на это биология, психология и социология внимания не обращают, и об этом не пишется ни в школьных, ни в вузовских учебниках. Суть этого умолчания состоит в следующем:
В зависимости от того, какая из пяти названных выше компонент алгоритмического обеспечения поведения доминирует в психике индивида, всякая особь биологического вида «Человек разумный» может быть носителем одного из четырёх более или менее устойчивых в течение взрослой жизни типов строя психики:
- Так, если в большинстве ситуаций индивид действует опираясь на инстинкты, то он мало отличим от животного.
- Если он в подавляющем большинстве ситуаций жизни руководствуется культурными программами и стереотипами поведения, может подавить инстинкты с помощью них, но при необходимости творчески подойти к проблеме действует на автомате, стереотипно, как зомби, то он мало отличим от запрограммированного робота, только на биологический основе.
- Если индивид может переступить и через инстинкты и через программы поведения и способен самостоятельно и творчески выработать новые программы поведения как для себя и для окружающих, опираясь на собственный интеллект, но при этом не слушает совесть, то он мало отличим от персонажа стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова с одинаковым наименованием «Демон». Обретая ту или иную власть в обществе, демонизм требует безоговорочного служения себе, порождая самые жестокие и изощрённые формы подавления окружающих. Один из наиболее изощрённых вариантов проявления принуждения окружающих к добродетельности, в качестве образца поведения привёл Ф.М.Достоевский в «Селе Степанчиково и его обитателях» (Фома).
- И только того можно назвать состоявшимся, Человеком с большой буквы, кто в большинстве случаев жизни, то есть статистически чаще, действует в соответствии с рекомендациями, даваемыми через совесть, которая внутренне даёт осознать что есть добро и зло, является тайником души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способностью распознавать качество поступка, чувством, побуждающим к истине и добру, отвращающим ото лжи и зла, невольной любовью к добру и к истине, прирождённая правда внутри человека (статья «совесть» в словаре В.И. Даля), которую можно либо развить, либо подавить в своём личностном развитии. Совесть является той компонентой, действующей в психике, которая предостерегает личность от неблаговидных поступков и побуждает к нравственному росту, развитию лучших человеческих качеств личности. Соответственно этому обстоятельству он выстраивает свои личностные взаимоотношения с Богом по Жизни осмысленно, волевым порядком искренне способствует осуществлению правды-истины так, как это чувствует и понимает. Обратные связи (в смысле указания на его ошибки) замыкаются свыше тем, что человек оказывается в тех или иных обстоятельствах, соответствующих смыслу его молитв и намерений. Иными словами, Бог говорит с людьми языком жизненных обстоятельств.
Ещё один тип строя психики люди породили сами.
- Опущенный в противоестественность строй психики — когда субъект, принадлежащий к биологическому виду «Человек разумный», одурманивает себя разными психотропными веществами: алкоголем, табаком и более тяжёлыми наркотиками наших дней. Это ведёт к противоестественному искажению характера физиологии организма как в аспекте обмена веществ, так и в аспекте физиологии биопoля, что имеет следствием множественные и разнообразные нарушения психической деятельности во всех её аспектах (начиная от работы органов чувств и кончая интеллектом и волепроявлением), характерных для типов строя психики животного, зомби, демонического (носители человечного типа строя психики не одурманивают себя). Так человекообразный субъект становится носителем организации психики, которой нет естественного места в биосфере, и по качеству своего поведения оказывается худшим из животных. При этом, если у субъекта возникает зависимость от дурманов, то он обретает стойкое искажение своего биополя. И соответственно, по параметрам своего духа он перестаёт принадлежать к биологическому виду «Человек разумный». Кроме того большинство дурманов являются генетическими ядами, т.е. они нарушают работу хромосомного аппарата и разрушают хромосомные структуры тех, кто их принимает в свои организмы. Дефективные хромосомные структуры передаются потомству, что так или иначе подрывает их здоровье, потенциал личностного развития и творчества. Это тем более имеет место, если зачатие происходит до того, как системы восстановления хромосомных структур, действующие в организме, успевают исправить повреждения. Но если генетические яды поступают в организм слишком часто и в таких количествах, что системы восстановления хромосомных структур организма не успевают исправлять все повреждения, то потомство просто обречено на вырождение. Именно эти обстоятельства и позволяют назвать этот тип строя психики, — порождённый самими людьми и воспроизводимый культурой общества, — опущенным в противоестественность.
Для человечного строя психики нормальна — неформальная, внедогматическая и внеритуальная вера Богу по жизни и действие в русле Промысла Божиего по своей доброй воле, т.е. для человека нормально язычество в Единобожии.
Тип строя психики обусловлен воспитанием, т.е. недостижение личностью к началу юности человечного типа строя психики — результат порочности культуры общества и неправедного воспитания со стороны родителей. Поэтому будучи взрослым и осознавая этот факт, человек способен перейти от любого типа строя психики к человечному — основе для дальнейшего личностного и общественного развития.
https://www.youtube.com/watch?v=bLHrF4m1gww
В зависимости от статистики распределения людей по типам строя психики общество порождает и свою социальную организацию, развивает свою культуру, либо способствуя консервации достигнутого состояния и рецидивам попыток рабовладения, либо способствуя тому, чтобы человечный строй психики был признан нормой и гарантированно воспроизводился культурой при смене поколений в качестве основы для дальнейшего личностного и общественного развития народов и человечества в целом.
Отступление об этапах развития представителя вида «Человек разумный»
Среди инстинктов человеку свойственен и инстинкт самосохранения, который в его психике алгоритмически связан с некоторыми другими программами инстинктивного поведения. В животном мире инстинкт самосохранения управляет всей врождённой и приобретённой алгоритмикой реакции особи всякого вида на реальную опасность или иллюзорную видимость опасности. В животном мире все поведенческие программы, подчинённые инстинкту самосохранения, разделяются на два класса, которые можно именовать по наиболее ярко проявляющемуся в каждом из них действию:
- либо «УБЕЖАТЬ» (в том числе и спрятаться, замаскироваться на фоне окружающей обстановки, чтобы стать «невидимым» для опасности, а также и не входить в зону действия опасности, упреждающе учуяв её);
- либо «НАПАСТЬ САМОМУ».
Кроме того, в животном мире части биологических видов свойственна стадность и стайность. Стадность-стайность в животном мире порождает определённое качество силы, перед которой не могут устоять даже самые свирепые и сильные одиночки как своего собственного, так и других видов: и те, для кого представители стадного вида — пища, и те, кто сам может быть пищей для стаи.
Русский язык делает различие: те, на кого охотятся, именуются стадом; те, кто охотится, именуются стаей. Хотя алгоритмика образования и того, и другого на основе объединения множества особей во многом сходна, но есть и разница, которая состоит прежде всего в том, что детёныши всегда пребывают в стаде, будучи под защитой его силы; а в охотах стаи участвуют только достаточно взрослые особи, самки же охраняют детёнышей вне охотящейся стаи. Но в любом из случаев вследствие порождения определённого качества силы алгоритмика стадно-стайного поведения сопряжена не только с алгоритмикой добывания пищи, но и с инстинктом самосохранения.
У человека инстинктивная алгоритмика поведения способна порождать как стадность, так и стайность — в зависимости от обстоятельств. И в зависимости от обстоятельств инстинкт самосохранения, переключаясь с реакции типа «напасть самому» на реакцию типа «убежать», может быстро обращать уверенную в себе «стаю» «Homo Sapiens» в трусливое «стадо», а обратное переключение с «убежать» на «напасть самому» также быстро способно превращать трусливое «стадо» «Homo Sapiens» в беспощадную «стаю».
И стадность, и стайность в алгоритмике коллективного поведения «Homo Sapiens» порождается на основе нечеловечных типов строя психики (в том числе и в разного рода массовых уличных акциях социального протеста). При этом у вида «Homo Sapiens» инстинктивно обусловленная алгоритмика стадно-стайного поведения стирает личностное своеобразие каждого, кто охвачен ею, поддавшись чувству стадности-стайности.
Под «волей» в самом общем смысле этого слова в данном контексте мы понимаем способность индивида подчинять достижению осознаваемых им целей (иными словами, воля вовсе не обязательно выражается в подчинении себе, хотя «подчинение себе» тоже может быть целью приложения личностной воли) разного рода ресурсы, обстоятельства и течение событий, т.е. способность управлять ими (иначе говоря, воля — осознаваемая индивидом целенаправленность его разного рода способностей).
Для человека — в смысле носителя человечного типа строя психики — естественно обеспечение безопасности как личностной, так и коллективной вплоть до общественной в целом на основе подчинения его воле, осознанной и целеустремлённой, обеих способностей: как упреждающе чувствовать опасность, и не входить без промыслительной надобности в зону опасности; так и действовать в зоне опасности, осуществляя поставленные цели, устраняя или преодолевая опасность на основе осознанно целесообразных волевых действий, лежащих в русле Промысла. Т.е. на носителей нечеловечных типов строя психики сказанное в этом абзаце не распространяется.
Носители животного типа строя психики и зомби — безвольны. Воля проявляется только в деятельности носителей человечного и демонического типов строя психики.
Входить зону опасности? либо не входить в неё? а если войти, то что в ней делать? — определяется самим человеком по совести в нормальном единстве эмоционально-смыслового строя его психической деятельности тем, как человек чувствует и понимает свою миссию в осуществлении Промысла Божиего. И человек должен различать в себе как животные инстинктивно обусловленные страхи и повадки, рядящиеся в различные культурные оболочки, так и целесообразность действий, лежащую в русле Божиего Промысла. В этом и состоит храбрость человеческая.
Носители типов строя психики зомби и демонического отчасти тоже неподвластны инстинкту самосохранения, однако это — неподвластность на основе искусственно культивируемой ущербности алгоритмики психики. На особенности алгоритмики психики зомби и демонов мы отвлекаться не будем, не имея такой необходимости в русле тематики настоящей работы, и потому скажем кратко: для них характерны не храбрость, а невменяемость, т.е. они не ощущают опасности ни заблаговременно, ни находясь в зоне её действия, либо, ощущая, не воспринимают, не расценивают её в качестве таковой. «Храбрость» в стиле зомби расценивается сторонними наблюдателями как «фанатизм», запрограммированность автомата, который сам не может выйти из отрабатываемой им программы. Ещё в конце 1960-х — начале 1970-х гг. на островах Тихого океана (Филиппины, в частности) некоторые солдаты Японской императорской армии в одиночку и группами продолжали вести войну против США. Такие случаи были не единичны, и как показала практика, один из способов прекратить боевые действия с их стороны — было найти в Японии их командира, который бы вошёл в контакт со своими бывшими подчинёнными и отдал бы им соответствующий легитимный для них приказ. Если найти их командира не удавалось, то оставалось одно — проводить полноценную войсковую операцию по ликвидации или взятию в плен продолжавших воевать солдат давно разгромленной армии.
«Храбрость» в стиле демонизма расценивается сторонними наблюдателями либо по её сути как «дьявольская «храбрость», либо как «очумелость», пьянящее безумие («пьяному море по колено»), поскольку помимо алкоголя пьянить может и многое другое, включая и демонические самооценки, и проистекающие из них притязания.
В возрасте 3 — 7 лет ребёнок должен научиться чувствовать Жизнь и научиться мыслить. В возрасте от трёх лет и старше, по мере развития составляющей интеллекта уровня сознания, по мере развития мировоззрения и миропонимания, пробуждается и начинает проявляться в деятельности человека его воля. Пробуждение воли выражает всё более яркое осознание ребёнком самого себя в качестве личности, отличной ото всех других, — неповторимо своеобразной. Пока этого осознания нет, многие малыши говорят о себе в третьем лице (Вы что, не видите: ребёнку надо сменить штанишки? и т.п.). Когда пробуждается осознание своего личностного своеобразия, то ребёнок переходит к употреблению в речи форм первого лица (Я хочу… Мне надо… и т.п.).
Но пробуждение воли человека протекает в русле генетической программы развития его организма, которая включает в себя и активизацию каждого из общебиосферных инстинктов в определённом возрасте.
Поэтому, начиная с момента пробуждения воли, человек вступает в период борьбы с самим собой, которая имеет место всегда, когда в той или иной ситуации алгоритмы поведения, обусловленные:
- инстинктами,
- освоенными человеком достижениями культуры,
- его собственным разумением целесообразности,
- подверженности водительству коллективным бессознательным,
- непосредственным водительством Свыше через Совесть,
— оказываются взаимно несовместными. И в жизни человека период борьбы с самим собой продолжается до тех пор, пока он не достигнет необратимо человечного строя психики, поскольку при всех остальных типах строя психики потенциал внутренней конфликтности алгоритмики психики может быть активизирован какими-нибудь жизненными обстоятельствами. Соответственно уже в детстве неизбежно возникают ситуации, в которых самоосознание ребёнка и выражающая его воля сталкиваются с властью инстинкта самосохранения.
Страхи и опасения реальных и мнимых угроз свойственны всем детям в раннем возрасте, но в период безвольной жизни отношение к ним одно (либо плач и крик, либо «мы сидим у мамы (папы) на ручках и ничего не боимся»), а в период от начала пробуждения воли — отношение к ним уже другое. Ребёнок к этому времени обычно уже знает, что поддаваться страхам, бояться — это плохо. И оказываясь в ситуациях, когда ему становится страшно, он — под воздействием этой культурно обусловленной нормы поведения — своими волевыми усилиями начинает стараться удерживать себя от того, чтобы поддаться власти страхов. То есть воля в своих первых взаимодействиях с властью инстинкта самосохранения учится сдерживать инстинктивную реакцию на опасность типа «убежать», свойственную слабой стороне в инстинктивно управляемом конфликте. Это касается как мальчиков, так и девочек.
Но генетическая программа развития организма всякого вида готовит детёнышей и молодняк ко взрослой жизни, в которой видовой инстинкт самосохранения в ряде случаев будет требовать не только сдержать реакцию типа «убежать», но будет требовать иной реакции на опасность — «напасть самому». И к проявлению этой реакции должны быть готовы и самцы, и самки всякого вида, с тою лишь разницей, что для самцов многих видов это большей частью преобладающий тип реакции, а для самок многих видов это — тип реакции для чрезвычайных ситуаций защиты потомства от непосредственного нападения на них (хотя есть виды, в которых и для самок это основной тип реакции) в тех случаях, когда самцы в силу каких-то причин допустили «боевое соприкосновение» с противником самки, занятой воспитанием детёнышей.
Поэтому, как это не покажется странным многим родителям, дедушкам, бабушкам, детсадовским и школьным педагогам, именно инстинкт самосохранения гонит в возрасте 5 — 13 лет и старше на поиски приключений и опасностей для того, чтобы в приключениях и играх с опасностями в собственную храбрость они могли бы укрепиться в навыках реакции типа «напасть самому», подчинённой инстинкту самосохранения.
Игры с опасностью в собственную храбрость — не проявления воли ребёнка как таковой, а проявления безволия — алгоритмики стадно-стайного поведения, сопряженной с инстинктом самосохранения и направленной на выявление будущего вожака стаи-стада, наиболее стойкого в готовности проявить инстинктивную реакцию на опасность типа «напасть самому».
Именно эта инстинктивно обусловленная алгоритмика стадно-стайного поведения отсекает волю ребёнка от управления своим поведением и обстоятельствами либо извращает её. Большинством взрослых, а тем более большинством детей, эта алгоритмика и её инстинктивная обусловленность не осознаются, вследствие чего она принадлежит исключительно бессознательным уровням их психики. Поэтому почти все обращения к уровню сознания в психике ребёнка: запреты, угрозы, рассуждения о том, почему нельзя делать того или другого, попытки организовать выход энергии детей в русле какого-нибудь безопасного, но неинтересного для них занятия, домашние и школьные репрессии (от лишения чего-то вожделенного до беспощадной родительской порки), — оказываются бесполезными.
Одно из выражений стадно-стайных эффектов, опасных не только для самих участников стада-стаи молодняка «Homo Sapiens», но, прежде всего, для окружающих, — подростковые групповые хулиганства и уголовная преступность, причём в исполнении девочек (это одно из следствий бесполой культуры «unisex») ещё более глумливые и жестокие, чем в исполнении мальчиков; и в городском исполнении — более жестокие, нежели в сельско-деревенском.
Как со всем этим связана дедовщина?
Дедовщина в вооружённых силах, в ряде случаев даже культивируемая офицерским корпусом в целях упрощения несения собственной службы и неформального уклонения от исполнения командирского долга, принадлежит к этому же множеству стадно-стайных уголовных проявлений ущербности скелетной основы нравственности и иных извращений и срывов в алгоритме становления личности на пути от младенчества до взрослости.
И непосредственная причина всех этих общественно опасных проявлений стадно-стайности состоит в том, что в возрасте 5 — 13 лет в личностном развитии детей, не обретших праведной скелетной основы нравственности, вследствие разрыва жизненного диалога с Богом (либо неспособности его вести осознанно), не состоялось становление воли. А в результате множество людей не обрели ко взрослости власти над инстинктом самосохранения и над сопряженной с ним инстинктивно обусловленной алгоритмикой стадно-стайного поведения.
То есть это всё обусловлено срывами и извращениями в алгоритмике становления личности в ещё более раннем возрасте, нежели 5 — 13 лет.
Написанное выше — это те основы, которые необходимо знать для того, чтобы понимать «механизм» — алгоритмику возникновения и воспроизводства дедовщины в вооружённых силах.
В частности из сказанного выше следует, что поскольку в дедовщину как в процесс люди входят по их безволию вследствие их личностной недоразвитости, то исключительно юридические процедуры (ужесточение ответственности, расширение практики преследования за дедовщину, отмена презумпции невиновности по отношению к преступлениям на почве дедовщины и т.п.) недостаточны для её искоренения. Искоренение дедовщины требует:
- изменения концепции образования в стране;
- изменения государственной политики поддержки семьи.
Это необходимо для того, чтобы подавляющее большинство подростков вступало в юность, став носителями человечного типа строя психики, и не становились бы невольниками инстинктов и одержимыми.
Соответственно:
«Солдатским матерям» и прочим «правозащитным» организациям, если они действительно хотят искоренения дедовщины, а не подрывы обороноспособности Родины (к чему их на протяжении многих лет успешно приспосабливают «заинтересованные лица» и закулисные спонсоры и вдохновители), следует больше уделять внимания и сил работе с подростками в школах, ПТУ, техникумах, а не переписке с Министерством обороны, иными силовыми ведомствами, командирами частей и судебным тяжбам с ними.
Если же говорить о судебных тяжбах и вразумляющей переписке этой и прочих правозащитных организаций, то они были бы более полезны, если их объектом станут телевизионные компании, продюсеры, кинопрокатчики, которые растлевают детей и подростков; а также и Министерство образования, включая и Государственный комитет по науке и технологиям, поскольку ныне действующие учебники истории и обществоведения заполнены вздором и не дают ученикам и выпускникам школ адекватных представлений об организации психики человека и об обусловленности организации жизни общества психикой людей, это общество составляющих.
Для преодоления дедовщины необходимо, прежде всего, изменение общеобразовательных учебных курсов обществоведения и истории, поскольку искоренение дедовщины требует качественных изменений общества и весьма продолжительного времени. Даже если содержимое настоящей статьи опубликовать во всех газетах России и довести под расписку всему личному составу Вооружённых сил, а в дальнейшем включать в программу обучения молодого бойца и давать на подпись вместе с присягой, то далеко не все признают, что до качества состоявшегося человека им ещё расти и расти, а пока они — не анатомически, а по организации своей психики — человекообразные опущенные в противоестественность обезьяны, хотя у многих из них на плечах — погоны старших офицеров, генералов и адмиралов.
Именно такие человекообразные типы (включая и опущенных в противоестественность курящих и пьющих) превращают вверенные им части вооружённых сил и подразделения в их составе — в стада и стаи, поскольку они — командиры этих частей и подразделений и они сознательно или бессознательно-автоматически организуют службу в них так, как им удобно.
Старослужащие в вооружённых силах становятся «дедами» вследствие того, что и они приходят служить, будучи носителями нечеловечных типов строя психики и за первый год службы так и не успевают стать человеками, а человекообразные отцы-командиры просто востребуют в процессе организации службы этот инстинктивно обусловленный потенциал стайного зверства и стадной трусости — в зависимости от того, что им требуется в тех или иных обстоятельствах.
Но для понимания дедовщины надо знать, что в стае у всех в неё входящих особей есть свои роли:
- Вожак: определяет порядок в стае, наказывает и милует всех прочих по своему усмотрению.
- Приближённые вожака: помогают вожаку в поддержании определённого порядка в стае и за это пользуются некоторыми привилегиями в сопоставлении с рядовыми.
- Рядовые: должны беспрекословно повиноваться вожаку и его приближённым.
- Опущенные: назидательный пример для всех прочих (рядовых и приближённых) в части того, что можно сделать с каждым из них, если они не будут жить по законам стаи, подчиняясь вожаку.
Эти роли — соответственно организации психики каждого из них (прежде всего её бессознательных уровней) и физическим возможностям — принимают на себя разные члены воинского коллектива, в котором процветает дедовщина. В силу объективной необходимости определённого ролевого состава стаи дедовщина невозможна, если в воинском подразделении:
- нет вожака и его приближённых — на одном её полюсе,
- и нет опущенных — на другом полюсе.
Как «деды», так и опущенные — неразделимые и неотъемлемые друг от друга атрибуты дедовщины, точно так же, как у магнита всегда есть южный и северный полюса: если их нет, то нет и магнита.
Предназначение опущенных в стадно-стайной алгоритмике инстинктивно обусловленного поведения коллектива — быть пугающим примером для всех прочих, поэтому опущенных должно быть несколько. Это необходимо для того, чтобы они образовали свою группку, которую можно было бы держать в изоляции, поскольку для всех прочих членов стаи на дружбу с опущенными налагается запрет: хочешь дружить — будешь сам опущенным.
Роль опущенного «деды» пытаются возложить на тех, кто в силу особенностей своего психического склада или физической слабости не может войти в стаю на правах её рядового члена или отказывается это сделать; кроме того, эту роль «деды» пытаются возложить и на тех, в ком обоснованно или без всяких к тому оснований видят претендента на то, чтобы принять на себя роль вожака, лишив этого статуса действующего вожака.
Если интегрировать в стаю новенького не удаётся ни в качестве рядового, ни в качестве опущенного, то поскольку ему нет места в стае, а ареал обитания у него и стаи общий (в условиях воинской части этот так), то ему может быть предоставлено право жить в одиночку вне стаи, рядом со стаей, поддерживая некий баланс торгово-военных и пакостных (большей частью со стороны стаи) взаимоотношений со стаей в целом и её членами персонально (иными словами — это право он может завоевать в прямом смысле этого слова).
Все кошмарные случаи дедовщины связаны именно с теми:
- кто принял на себя роль опущенных,
- либо с теми, кому «деды» предприняли попытку навязать эту роль
- или кого они наказывают за несоблюдение законов стаи или «прегрешения» перед ними.
Но надо понимать, что дедовщина не имеет целью нанесение опущенным и наказуемым тяжких телесных повреждений, необратимых увечий и тем более убийства кого-либо из них.
За редчайшими исключениями все такого рода кошмарные случаи результат того, что:
- «Дедов» понесло (т.е. они оказались под властью инстинктов алгоритмики стадно-стайного поведения), и они по своему безволию не смогли вовремя остановиться.
- Один или несколько ударов, — нанесённых, без умысла убить или покалечить, — оказались роковыми.
- «Деды» ошиблись (в том смысле, что не на того напали) и столкнулись с самообороной с его стороны, в результате чего процесс «воспитания» «молодого» превратился в реальный бой (хотя бы и в рукопашный), что и повлекло тяжкие последствия, к которым никто из «дедов» не стремился. Кто в таком варианте окажется пострадавшим или убитым, — зависит от состава и качества противоборствующих сторон.
Что Вам предпочтительнее: знание психологии и политическая воля либо бесплодное недоумение?
Если не знать сказанного выше, а равно и отрицать жизненную состоятельность сказанного, то при всей благонамеренности обществу остаётся только выражать сожаление по поводу дедовщины после каждого случая её зверского проявления и недоумённо сетовать на тему о том, как бы её искоренить.
Факторы,сопутствующие психологической подоплёке дедовщины
Есть ещё ряд факторов, которые сопутствуют стадно-стайной инстинктивной алгоритмике коллективного поведения недоделанных людей в дедовщине.
Прежде всего в вооружённых силах в мирное время состав срочной службы должен быть действительно занят освоением воинских специальностей, боевой и политической подготовкой.
От безделья, а равно и от бесполезных заданий, даваемых исключительно с целью занять время, люди дуреют и звереют. Это ещё один психологический стимул к порождению дедовщины.
Чтобы подавить действие этого стимулирующего дедовщину психологического фактора, сухопутные войска и спецназы должны проводить много времени на полигонах и в учебных центрах, корабли должны много плавать, самолёты и вертолёты летать. Если люди заняты боевой подготовкой, то на злодейства дедовщины не останется ни сил, ни времени. Кроме того, реальная служба, понимаемая в мирное время и вне фронтовой обстановки как интенсивная боевая подготовка, в отличие от безделья в казарме и отбывания дурацких по их существу повинностей (избыточность в строевой подготовке, выкладывание подушек на постелях в форме «кубика», «вылизывание» казарм и территории части и тому подобные бредовые занятия, по существу замещающие реальную боевую индивидуальную и коллективную подготовку; всё же: казармы — для обеспечения службы, а не служба для поддержания доходящего до идиотизма порядка в казарме) с целью занять чем-то время, расставляет людей в коллективе по их реальной значимости для целесообразной коллективной деятельности.
И это одно из необходимых средств для искоренения дедовщины, которое находится в ведении даже не министерства обороны, а правительства, поскольку такая боевая подготовка в наше время весьма дорогостоящее дело.
Поэтому если государство считает, что срочную должны служить все, кто годен по медицинским показателям, то государственное управление народным хозяйством и кредитно-финансовой системой должно обеспечить им занятость реальной боевой подготовкой соответствующей современным и перспективным требованиями к обеспечению обороноспособности страны.
Есть ещё один фактор, связанный с дедовщиной. С одной стороны есть план призыва в том смысле, что для укомплектования существующих частей требуется определённое количество людей. С другой стороны реальные условия службы таковы, что если призывник не обладает определёнными физическими и психическими показателями, то даже если он и желает служить, он оказывается неспособным к полноценному несению службы либо к службе вообще. В жизни воинской части и любого её подразделения это практически означает, что именно такой «воин» может стать причиной срыва боевого задания либо неуместных трудностей при его выполнении, за что, — возможно, — другим придётся платить своими жизнями и здоровьем.
Чтобы отторгнуть таких непригодных и второсортных новобранцев, воинские корпорации (а вооружённые силы всегда — во многом изолированная от общества профессиональная корпорация) во всех культурах издавна несли в себе традиции и ритуалы, цель которых — проверить заблаговременно стойкость новобранцев к боли, их силу, выносливость, верность корпорации и т.п.
Вся такого рода ритуальная уставно-юридически не формализованная часть испытания и посвящения новобранцев в службу в настоящее время узурпирована дедовщиной.
По причине вредительства и идиотизма реформаторов 1990-х годов в обществе уже давно сложились такие условия, что план призыва выше, чем общество в состоянии дать вооружённым силам здоровых в телесно-анатомическом и нравственно-психическом смысле призывников. Вследствие этого на службу приходит множество «хлюпиков», которым по их телесно-анатомическим и нравственно-психическим показателям объективно, — таким каковы они есть, — не может быть места в реальной боевой подготовке и тем более — в реальных боевых действиях.
Поэтому первое, с чем сталкиваются коллективы воинских частей, когда приходит новый призыв, — это необходимость сортировки новобранцев на тех, из кого можно сделать воина, и на тех, кто в принципе не пригоден к военному делу, хотя военкоматы, выполняя план призыва, и прислали их для прохождения службы.
Такого рода неформальные испытания с целью проверки личных качеств и сортировки новичков — так называемые «задрочки личного состава» — проводятся именно старослужащими в отсутствие офицеров (возможно, что в некоторых случаях взаимно согласованного отсутствия офицеров).
Очень информативная и показательная видеозапись, характеризующая как «дедов», так и призывников, отснятая «дедами» казарме в ходе ночной «задрочки личного состава» в дивизии им. Ф.Э.Дзержинского в в/ч 3419:
https://www.youtube.com/watch?v=6nU8GcCHjww
Достоянием телеканала стала видеозапись в общем-то нормальной «задрочки», в результате которой никто не стал калекой и не был убит — цель «задрочки» ни в этом.
Такие «задрочки личного состава» действительно жестоки, поскольку в них должны:
- проявиться способность либо неспособность «молодых» и «дедов» идти в неизвестность и на опасность (в данном случае в качестве таковых выступает само соучастие в непредусмотренном уставом мероприятии, поскольку в случае получения огласки и принятия командованием мер предстоит понести наказание за происшествия и преступления, которые могут произойти в ходе «задрочки личного состава»);
- выявиться способности держать удар и переносить боль (при этом кто-то по неосторожности без умысла может быть покалечен или убит);
- проявить физическую силу и выносливость (при этом кто-то может надорваться, самотравмироваться вследствие плохой координации движений и, таким образом, телесная неразвитость, физическая слабость и плохая координация движений может привести к тяжёлым необратимым нарушениям здоровья и даже к смерти);
- поддержать корпоративную замкнутость и умение хранить тайну (поэтому заблаговременное уведомление командования, доклад по команде или признательные показания по фактам дедовщины расцениваются как предательство корпорации срочников, объединяющей и «дедов», и «молодых», но в которой нет места офицерам, прапорщикам и сверхсрочникам-контрактникам — у тех свои корпорации).
Это — объективная данность, в которой выражается объективная потребность воинских коллективов в том, чтобы в них не было людей, по отношению к которым можно сказать:
«Если тебя пошлют с ним в разведку, то сразу же по переходе линии фронта убей его».
И действительно, хлюпик-призывник, который не в силах поднять с пола на вытянутой одной руке табуретку за ножку и по каждому поводу бежит жаловаться и ябедничать — вызывает жалость, а в ряде случаев и презрение. Но для службы значимо то, что он не готов быть воином. Вина семьи, школы, телевидения в том, что он так воспитан. Однако со службы он должен уходить не калекой и не в виде «груза 200» (кодовое обозначение в незасекреченных средствах связи покойников при их перевозке), а воином.
Нынешние вооружённые силы Беларуси (да и прочих стран постсоветского пространства) этого не обеспечивают. А вот Рабоче-крестьянская красная армия и Рабоче-крестьянский красный флот это обеспечивали: на учениях и в быту в них тоже происходили несчастные случаи, люди заболевали, — вследствие чего кто-то погибал, а кто-то становился калекой, но большинство уходило на гражданку физически и нравственно-психически более сильными, чем приходили на срочную, и завязавшуюся на срочной службе дружбу призывников разных призывов многие пронесли через всю свою жизнь. А сейчас в ряде случаев бывший «дед» боится встретиться на гражданке с бывшим «молодым», которого он некогда тиранил, поскольку бывший «молодой» на гражданке преуспел в «крутизне».
Это было возможно потому, что самим военнослужащим необходима внутренняя психическая мотивация к несению службы, т.е. идейная убеждённость. И в Рабоче-крестьянской красной армии и в Рабоче-крестьянском красном флоте СССР она была.
Если внутренней психической мотивация к несению службы нет, то — при любом финансировании — вооружённые силы будут полны пороков, не устранимых никакими административными и юридическими мерами, что и имеет место в вооружённых силах нынешней Беларуси.
В Российской империи мотивация к службе выражалась в формуле:
«За веру, царя и отечество!»
— которая работала по крайней мере до начала японско-русской войны и революции 1905 — 1907 годов.
После того, как свершились революции 1917 года и произошло становление государственности СССР, в 1920 — 1930-е годы мотивация для большинства тоже была понятна:
«Идеалы социализма и коммунизма и социалистическое строительство в СССР нуждаются в защите».
В 1950 — 1980-е годы, когда политический аспект в деле защиты Родины вследствие дискредитации идеалов коммунизма руководством КПСС и политработниками стал карикатурным, мотивация была уже иной, но по прежнему не оспаривалась большинством военнослужащих:
«Новой войны не должно быть, а для того, чтобы НАТО или Китай на нас не напали, мы должны быть сильны, и для этого надо осваивать военные специальности и нести службу, чтобы войсковые части были в боеспособном состоянии».
И хотя с середины 1960-х годов дедовщина уже имела место как явление, но и среди «дедов» было довольно много тех, кто был убеждён в этом, и своё неформальное положение использовал не только для облегчения себе службы и быта, но и для того, чтобы «молодые» быстрее и полноценнее осваивали военные специальности и могли нести службу наравне со старослужащими, чтобы быстрее компенсировать некоторое падение боеспособности после ухода из подразделений «дембелей».
Заметки на полях
В конце 1970-х годов один «главный корабельный дед» так объяснял разделение обязанностей между старослужащими и молодыми: молодые приходят — ничего не умеют, многое по службе приходится делать нам за них, их приходится учить, чтобы они побыстрее могли нести вахту, и всё это в наше свободное время. Поэтому что-то из простых работ мы перекладываем на них и им приходится работать на них тоже больше.
Этим главным корабельным дедом в преимущественно славянском экипаже численностью около 80 человек был единственный этнический узбек, спокойный, мудрый парень из Ташкента, не выделявшийся ни мощной мускулатурой, ни крутым нравом. Кроме русских, украинцев и белорусов, в экипаже были один молдаванин и один азербайджанец (азербайджанец на третьем году службы едва говорил по-русски, но в силу злой шутки военкомов его когда-то послали учиться в школу радистов, и в таковом качестве он заканчивал службу).
Этот главный корабельный дед не был «чуркой» (так в годы застоя в Вооружённых силах СССР мерзавцы и дураки презрительно именовали кавказцев и неславянских азиатов), собственно потому он и стал главным корабельным дедом.
А два самых здоровущих водолаза были просто уважаемым за свою силу и эксплуатировали свой уникальный профессиональный статус. Один из них отличался к тому же нагло вызывающей недисциплинированностью вплоть до того, что прилюдно посылал «на…» замполита в чине старшего лейтенанта, которого матросы среди себя звали «Свисток», и возражал старшему помощнику, стоя в подпитии в строю при спуске флага, после чего старший помощник провёл индивидуальную беседу с ним в своей каюте. Это имело место после смены командира и старшего помощника, когда новый командир и старпом наводили на корабле уставной порядок.
А какую внутреннюю психическую мотивацию к службе может предложить срочникам, контрактникам и командному составу нынешнее общество?
— Ну как же: А защита Родины от потенциально агрессивных соседей и сепаратистов?
Однако такой ответ — абстракционизм, поскольку не предполагает внятного ответа на вопрос: какой Родины? кого конкретно защищать? и от кого?
С распадом СССР уставной ответ на похвалу со стороны командования: «Служу Советскому Союзу!» — был отменён. По причине русофобии ответ: «Служу России!» — не появился. Появилось не определённое по смыслу:
«Служу отечеству!».
Этот ответ любой изменник, для которого Россия перестала быть Отчизной, или внедрённый агент-иностранец искренне, не кривя душой, может произносить всякий раз, когда нагадит России. — Это идиотизм, с которым безропотно служат вооружённые силы Россионии вследствие того, что в их командном составе преобладают не люди совести, ума и чести, а офицерьё.
Если по существу, то формулы, в которых выражалась идейная внутренняя психическая мотивация к несению службы в прошлом:
«За веру, царя и отечество!»,
«За нашу Советскую Родину!»
— выражали признаваемые если не большинством, то достаточно большой частью населения, представления о справедливости в организации жизни общества. Именно эти представления о справедливости жизни связывались с понятием Родина и необходимостью её защиты. В силу исторического развития они менялись, и соответственно менялись и формулы лозунгов, которые сплачивали воинов воедино. Но мотивация в своей глубине была одна и та же:
Защищать справедливость от врагов как внешних, так и внутренних.
Ну и что может предложить, призывая к воинской службе, нынешняя Беларусь, точнее дорвавшаяся до власти «элита»?
— Если отряхнуть словесную шелуху трёпа гуманистов-абстракционистов о свободе, демократии, правах человека, то возникает очень простая и беззастенчивая формула:
«За наших любимых буржуев и демократию для них!»,
— что подразумевает для остального подавляющего большинства людей только финансовое рабство, осуществляемое на основе трансгосударственной корпоративной монополии на ростовщичество. Последнее — финансовое рабство для большинства — и есть то главное, что составляет суть западной культуры и региональной цивилизации, именуемой Запад — как её распространителя; суть их «свободы», «демократии», «прав человека» и т.п.
Это не каждый может выразить, но большинство населения чует по жизни, что это так, и потому у него нет никакой мотивации к защите системы рабовладения в отношении самих себя.
Поэтому никто не отзовётся на призыв «За наших любимых буржуев и демократию для них?», даже если он скрыт трёпом о «правах человека», «свободе», «демократии».
— В стране, где большинство простонародья нищее и живёт большей частью только надеждами на будущее, а меньшинство жирует на чужом труде и распродаже богатств Родины, не желая и не умея организовать макроэкономическую систему так, чтобы большинство нашло в ней рабочее место, достойную зарплату, и обрело социальную поддержку и защищённость, лозунг «нацболов»:
«Увидел буржуя — дай ему в лоб!»
— и то более привлекателен, хотя за «нацболами» не стоит ничего кроме протестных эмоций: у них нет ни философии познания жизни, ни адекватной жизни социологической и экономической науки, на основе которых они, в случае прихода к власти, могли бы проявить политическую волю и осмысленно строить лучшую жизнь.
Заключение
Иными словами, если без эмоций, то ныне мотивация к срочной службе и освоению военных специальностей и военного дела вообще может быть только у тех, кого воспитали как будущих ниспровергателей демократии для буржуев за счёт остального народа и защитников будущего строя.
Те, кто это осознаёт или хотя бы чует на бессознательных уровнях психики, — они пройдут и через кошмар нынешних вооружённых сил во имя созидания и защиты справедливого будущего.
Т.е. государственность нынешней Беларуси (и других стран постсоветского пространства), обходя молчанием проблематику Концепции справедливости в жизни общества, явно не способна дать идейную внутренне психическую мотивацию к службе в её вооружённых силах.
Поэтому если сейчас в её вооруженных силах дедовщина имеет место на основе призыва, то с переходом к контрактной службе без внутренней мотивации к защите справедливости, будет иметь место ещё более жестокая и дорогостоящая дедовщина на основе наёмничества с целью защиты финансово-ростовщического трансгосударственного рабовладения.
Ссылки на то, что в США, где в вооружённых силах много контрактников и есть военная полиция, вследствие чего там нет дедовщины, — неадекватны жизни и глупы по существу. В вооружённых силах США тоже имеют место неуставные отношения и злоупотребления служебным положением, но юридические процедуры защиты от них и подавления их в США работоспособны только потому, что есть «Американская мечта» — т.е. идейная внутренняя психическая мотивация к освоению военных специальностей, военного дела вообще и честному исполнению должностных обязанностей.
Финансирование только поддерживает уверенность рядового и офицерского состава в осуществимости «Американской мечты» и в их праве нести «американский образ жизни» как выражение справедливости угнетённым народам остального мира, но не создаёт мотивации к добросовестному несению службы.
И хотя настоящая записка не об «Американской мечте» и не об «американском образе жизни», не об их содержании и притязаниях быть выражением Правды-Истины, а о дедовщине в наших вооружённых силах, но всё же надо понимать, что это — американская мечта о справедливости, — в её исторически сложившемся виде не может быть привита и не прививается в культуру Русской многонациональной цивилизации (куда входит и Беларусь, и какое явление не следует путать с пустышкой либералистического «Русского мира») в силу различий и особенностей исторического развития региональных цивилизаций — Запада, частью которой являются США, и самобытной Русской.
Именно по этой причине, пока общество не выработает в себе и не осознает поддерживаемых большинством понятий о справедливости, пока государство не начнёт воплощать эти идеалы в своей практической политике в жизнь, ни ужесточение ответственности за дедовщину, ни переход преимущественно к контрактному принципу комплектования частей, ни создание военной полиции, предназначенной для поддержания правопорядка в частях и пресечения правонарушений, — не дадут никаких результатов.
Иными словами, речь идёт о перспективах возрождения и воплощения в жизнь в глобальных масштабах идеалов, в недавнем советском прошлом известных как идеалы коммунизма, а в ранее-христианском прошлом известных как Царствие Божие на Земле.
Заметки на полях
Возможность осуществления на Земле Царствия Божиего церкви имени Христа объявили ересью и твёрдо стоят на этой точке зрения вопреки словам самого Христа: «С сего времени Царствие Божие благовествуется и всякий усилием входит в него (Лука, 16:16). Ищите прежде Царствия Божия и Правды Его, и это всё (по контексту благоденствие земное для всех людей) приложится вам (Матфей, 6:33). Ибо говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Божие» (Матфей, 5:20 — в каноне «Царство небесное» — извратители постарались) и словам молитвы “Отче наш”: «“Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твоё; да прuдет Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе».
Т.е. искоренение дедовщины, как и множества других преступлений против личности и общества возможно только на путях строительства коммунизма настоящего, а не рекламно-показного, агитационного.
О разнице между коммунизмом, социализмом, марксизмом и большевизмом читайте статью «Коммунизм Ленина и Ефремова».
Материалы
«Дедовщина ужасная». Стало известно, что рассказывал о службе в Печах солдат, которого нашли повешенным
http://naviny.by/new/20171007/1507402251-dedovshchina-uzhasnaya-stalo-izvestno-chto-rasskazyval-o-sluzhbe-v-pechah
Кому в Беларуси служить хорошо? Психологический портрет отечественного бойца
https://www.interfax.by/article/98943
Дедовщина в белорусской армии. Двое солдат сбежали из части после избиений и угроз
http://naviny.by/rubrics/society/2016/02/09/ic_articles_116_190942
Молодой солдат восстал против дедовщины и попал под следствие
https://news.tut.by/society/343431.html
Бывший министр обороны Козловский: Требование, чтобы Равков подал в отставку, я считаю глупостью
http://www.belaruspartisan.org/m/politic/398266/
Эксперты: «Дедовщина» в белорусской армии — повод снимать министра обороны?
http://belsat.eu/ru/news/eksperty-dedovshhina-v-belorusskoj-armii-povod-snimat-ministra-oborony/
Равков рассказал о дедовщине в белорусской армии
https://charter97.org/ru/news/2017/2/24/241900/
Дедовщина в армии: рекомендации родственникам солдат
http://spring96.org/ru/news/88124
«Дедовщина 2017»: министр обороны Беларуси Равков рассказал о службе в армии…
https://inforeactor.ru/63047-dedovshchina-2017-ministr-oborony-belarusi-ravkov-rasskazal-o-sluzhbe-v-armii
Трагедия в Челябинском танковом училище: даже после ампутации ног рядовой Сычев боится, что его вернут в часть
https://www.spb.kp.ru/daily/23649/49307/
Первые дни в армии. Памятка призывнику
https://twower.livejournal.com/533395.html
Как защититься от неуставных отношений?
http://www.aif.ru/archive/1622380
Не насиловали – уже хорошо. Три жуткие истории дедовщины в современной армии
https://newgrodno.by/society/ne-nasilovali-uzhe-horosho-tri-zhutkie-istorii-dedovshhiny-v-sovremennoj-armii/
Гран-при «Пресс-фото Беларуси 2011″ получил Сергей Гудилин за эту фотографию просмотра новостей в воинской части, pressphoto.by http://pressphoto.by/wp-content/gallery/bpp-2011/e3_life_1.jpg
Комментарии: