Что такое старообрядчество и чем старообрядцы отличаются от староверов? Какую роль старообрядцы сыграли в революциях начала ХХ века в Российской Империи? Каков вклад представителей старообрядчества в становление СССР? Современное старообрядчество: состояние и перспективы. Читайте во второй части нашего материала о старообрядчестве.
О периоде развития христианства до Никона, а также о том, какое именно христианство принимал Князь Владимир, читайте первую часть — «Старообрядчество вышло из тени. Монополия на веру утрачена? (часть 1)».
Во второй половине XVII века Россия вошла в новую фазу своей истории. Христианство, которое складывалось в течение нескольких веков, разделилось на две ветви: старообрядческую и никонианскую. Старообрядческая ветвь придерживалась старых обрядов, а никонианская ветвь стала служить обряды по греческим образцу и книгам, которые во многом были латинизированы.
Что такое старообрядчество и чем старообрядцы отличаются от староверов?
Для того, чтобы продолжить дальнейшее рассмотрение явления старообрядчества, необходимо определиться с терминологией. Старообрядчество, староверие, раскол — все эти термины для многих носят одно и то же значение. Но так ли это? Обратимся к Толковому словарю Живого Великорусского Языка В.И. Даля (Часть 4. Издание Общества Любителей Российской Словесности, учреждённого при Императорском Московском Университете, Москва, 1866):
«Раскол — отступление от учения и правил церкви. Русский раскол основан на желании хранить старину и чистоту веры, и на убеждении, что прочие от неё отклонились, почему и зовут себя староверами, старообрядцами. Но за тем и сам раскол расщепился на десятки толков, нередко и поныне вновь возникающих. Одна часть признаёт рукоположение священства, почему и держит попов, переправляя их по-своему, и заставляя их отречься от новизны — это поповщина. Другая, утверждая, что благодать утрачена и царство антихриста настало, не отвергает сущности таинств, но говорит, что их ныне уже нет, и ожидает исполнения пророчеств апокалипсиса — это беспоповщина. Отвергающие же сущность христианского ученья, не раскольники, а отступники, еретики — это духоборцы, молоканы, хлысты, скопцы, субботники и пр. (стр.51)
Раскольник или раскольница — отщепенец по вере, отпадший от своей церкви, исповеданья (стр.51).
Раскольничать — держаться раскола (стр.51).
Старовер — кто держится старой веры, дониконовских обрядов (стр.290).
Старообрядчество — староверство. Старовер более общее название, включая иногда и прямых раскольников, а старообрядец, единоверец, благословенной церкви (стр. 290)».
Как видно из приведённых выдержек В.И. Даля, с 1841 года по 1852 год заведовавшего канцелярией министра внутренних дел Л.А. Перовского:
- Под раскольниками, староверами и старообрядцами в середине XIX века имелись ввиду одни и те же люди. Но на наш взгляд, слово «староверы» необходимо выделить из этого ряда, т.к. под этим следует понимать старую, дохристианскую веру (далее нами по тексту будет использоваться более привычное слово «старообрядчество»);
- Старообрядчество породило несколько направлений, среди которых особо стоит выделить беспоповство.
Заметки на полях о беспоповстве:
Из материалов Русской Православной Старообрядческой Церкви:
«Как особое направление старообрядчества, оно утвердилось к началу XVIII столетия, после смерти священников дораскольного рукоположения. Старообрядцы, отвергавшие священников нового поставления, стали называться безпоповцами, так как они остались совершенно без попов. Решив, что от последователей Никона нельзя принимать не только священства, но и крещения, они всех приходящих к ним из новообрядческой церкви крестили заново. Оставшись без священства, безпоповцы лишились и других церковных таинств: святого причащения, миропомазания, брака, елеосвящения. Что же касается остальных двух таинств — крещения и покаяния, то их стали совершать простые миряне; проводили они и все церковные службы, кроме литургии. С течением времени у безпоповцев образовался особый чин наставников. Это — миряне, избранные обществом для исполнения духовных служб и дел».
На наш взгляд, явление «беспоповства» выражает настроения части людей, которые начали уходить от идеалистического атеизма исторически сложившегося христианства в русло истинно русского богословия, когда в общении между человеком и Богом отсутствуют посредники, когда каждый может напрямую установить диалог с Богом через молитву и ответный ей сокровенный язык жизненных обстоятельств.
Начиная с конца XVII века, сразу же после раскола, старообрядчество подверглось гонениям. Его оппозиция, ярким представителем которой был упомянутый нами ранее протопоп Аввакум Петров (25 ноября 1620 — 14 (24) апреля 1682), была разбита, и старообрядцы были вынуждены скрываться. Это было время, когда жизненный уклад русского народа, его культура и быт стали принудительно ломаться. Высший свет ориентировался на европейские образцы поведения, и судьба русского народа со временем перестала его интересовать.
Раскольничий мир, за исключением верхушки старообрядцев-поповцев, обитал в народных низах, стараясь избегать контактов с официальными структурами. Укрывшись, старообрядческий мир по-иному обосновывал и выстраивал свою жизнь. На протяжении ХVIII столетия противники никоновских новин разрабатывали концепции последних времен, пришествия антихриста, прекращения священства и т.д. Результат работы старообрядческой мысли — появление различных беспоповских течений, где наиболее полно выразилось неприятие государства и его церкви, а также радикализм при решении социальных и политических проблем.
В народных слоях нечерноземного центра России, Севера, Поволжья, Урала и Сибири прочно укоренились крупные ветви беспоповщины (поморцы, федосеевцы, странники, спасовцы и т.д.). Отличаясь различными вероисповедными оттенками, они сходились в общем: категорически отвергали иерархии, следствием чего стала утрата таинств. В то же время беспоповцы оставались в полной уверенности, что пребывают в истинно русской вере.
Разумеется, господствовавшая церковь крайне негативно относилась к подобным «православным», рассматривая их как отщепенцев, утративших всякую связь с литургией. Между тем, отрешаясь от оценок синодального официоза, нельзя не признать, что в русском православии происходило формирование устойчивой внецерковной традиции, доселе действительно нетипичной для русского народа.
Её последователи реализовывали духовные потребности уже исключительно вне церковных форм, потерявших в их глазах какую-либо сакральность. Вопрос — в масштабах этого русского аналога «протестантизма». Не нужно забывать, что беспоповщина в отличие от западных протестантов существовала внутри враждебного ей государства. Наши беспоповцы, находясь под церковно-административным давлением, не стремились заявлять о себе.
Приверженцы беспоповщины не только не утруждали себя регистрацией, но и вообще, как правило, числились обычными синодальными прихожанами. В результате на российском религиозном ландшафте «силуэт» внецерковного православия был едва различим. Внешне выглядя невнятной синодальной паствой, кстати, всегда вызывавшей тревогу у властей, это православие, по сути, оставалось скрытой под завесой официальной статистики.
Этот русский вариант протестантизма не просто существовал, но и выработал новые принципы экономической жизни. В этом состояло кардинальное отличие от западных протестантских течений. Последние в своих государственных образованиях — полноправные хозяева. Западная протестантская этика порождала классический капитализм, формируя новые экономические реалии. В старообрядцах-беспоповцах, по аналогии с протестантами, усматривали таких же носителей здорового капиталистического духа. Однако их реалии оказались ориентированы совсем на другое, имевшее немного общего с приоритетом буржуазных ценностей. Находясь под государственно-церковным прессом, старообрядцы в целом вынужденно нацеливались не на частное предпринимательство с получением прибыли в пользу конкретных людей или семей, а на обеспечение жизни своих единоверцев.
Только такие общественно-коллективистские механизмы представлялись оптимальными в том положении, в котором жило русское старообрядчество. А потому его религиозная идеология освящала не экономику «успеха» и обоснование отдельной избранности, как у протестантов, а утверждала солидарные начала, обеспечивающие выживание во враждебных условиях.
Лишь только во второй половине XVIII века, во времена правления Екатерины II, гонения на раскол стихают. Власть пытается встроить старообрядцев (если быть более конкретным, то это были купцы из среды старообрядцев) в свои государственные системы. Появляется единоверие — направление в старообрядчестве, сторонники которого при сохранении древних богослужебных чинов (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.) и древнерусского бытового уклада признают иерархическую юрисдикцию Московского Патриархата. Убирается двойной подушевой оклад.
В середине XIX века император Николай I проводит политику официальной народности.
Википедия:
Теория официальной народности — принятое в литературе обозначение государственной идеологии Российской империи в период царствования Николая I.
Впервые термин «официальная народность» встречается в работах А. Н. Пыпина по
истории русской литературы и общественной мысли (1872—1873)
Автором теории стал С.С. Уваров. В её основе лежали консервативные взгляды на просвещение, науку, литературу. Основные принципы были изложены Уваровым при вступлении в должность министра народного просвещения в его докладе императору «Онекоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения» (19 ноября 1834 года):
«Углубляясь в рассмотрение предмета и изыскивая те начала, которые составляют собственность России (а каждая земля, каждый народ имеет таковой Палладиум), открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить — имеем мы три главных:
1) Православная вера;
2) Самодержавие;
3) Народность.Кратким девизом сторонников этой теории стало выражение «Православие, Самодержавие, Народность».
Однако проведение данной политики встретило на своём пути серьёзное препятствие, которое как оказалось, по мнению власть предержащих, могло помешать «единению нации». Этим препятствием явилось старообрядчество. Император и его приближённые понимают, что недостаточно знают русский народ. Государство активно начинает финансировать исследования традиций и жизненного уклада населения Российской Империи. В некоторые губернии направляются специальные комиссии. Афанасий Прокофьевич Щапов, Павел Иванович Мельников-Печёрский, Иван Сергеевич Аксаков, Август фон Гакстгаузен, Астоль де Кюстин и многие другие проводят работы по изучению русской глубинки, и обнаруживают совершенно неожиданные для себя явления (подробнее об этом см. А.В. Пыжиков «Грани русского раскола»).
И.С. Аксаков, познакомившись с городами Ярославской губернии, в своих письмах указывает на то, что везде
«почти все старообрядцы, да ещё, пожалуй, беспоповцы» (И.С. Аксаков в его письмах. Т.2. М., 1888. стр. 181//Собрание писем в 3-х томах. М., 1888-1889)
А Гакстгаузен прямо пишет:
«Кто хочет изучать характерные черты великороссов, тот должен изучать их у старообрядцев» (А. Гакстгаузен. Указ. соч. стр. 234).
Итоги этих исследований показали, что:
- Старообрядчество представляет собой совершенно иной, отличный от общепринятого мнения правящей верхушки, мир, в котором есть свои правила и обычаи;
- Будучи гонимым, и понимая, что только единство поможет им выжить, старообрядчество в ведении своей деятельности придерживалось совместного владения собственностью, взаимопомощи и духовного единения, или другими словами, существовала старообрядческая община;
- По оценкам некоторых исследователей общая численность старообрядцев была занижена в 10 раз (П.И. Мельников. Счисление раскольников//Русский вестник. 1868. №2. (Т.73) стр. 423—426). Такая разница связана, в первую очередь, с отсутствием возможности подсчёта количества беспоповцев, которые были размыты по территориям губерний, и которых попросту записывали в приверженцы никонианства.
Заметки на полях об общине:
Определение общины по словарю Даля:
«Община — обща, складчина, братчина, общее имение или достояние, артельщина» (В.И. Даль. Толковый словарь Живого Великорусского Языка. Часть 2. Издание Общества Любителей Российской Словесности, учреждённого при Императорском Московском Университете, Москва, 1866, стр. 1214).
Современное определение общины:
«Община — это форма организации, при которой некоторое ограниченное число индивидов объединяется, чтобы достичь единой цели. У каждого из членов общины одна и та же цель, и один и тот же уровень реализации этой цели. Община, как правило, организуется равными участниками, одинаковыми по своим имущественным и производственным возможностям и, самое главное, полностью совпадающими по своей функции потребительских предпочтений».
В России община существовала вплоть до начала XX века, пока не была уничтожена (точнее, уничтожению подверглась её этика) в ходе проведения Столыпинской аграрной реформы.
Википедия:
«Столыпинская аграрная реформа — обобщённое название широкого комплекса мероприятий в области сельского хозяйства, проводившихся правительством России под руководством П. А. Столыпина, начиная с 1906 года. Основными направлениями реформы были передача надельных земель в собственность крестьян, постепенное упразднение сельской общины как коллективного собственника земель, широкое кредитование крестьян, скупка помещичьих земель для перепродажи крестьянам на льготных условиях, землеустройство, позволяющее оптимизировать крестьянское хозяйство за счёт ликвидации чересполосицы».
В настоящее время в России общинное устройство не имеет широкого распространения. Для примера, в Японии общинные принципы ведения хозяйства были перенесены на производство, что повлекло за собой появление так называемого японского экономического чуда, которое характеризовалось, в первую очередь, выпуском качественной продукции.
Учитывая всё вышеперечисленное, можно сделать следующий вывод, что в Российской Империи в середине XIX века действовала большая общественная инициатива, занимавшаяся ведением дел общественной в целом значимости, то есть, фактически, представлявшая некую альтернативную государственность со своей культурной средой, экономической деятельностью. Например, в среде старообрядческих общин была распространена выдача займов, основанная на совести, доверии и чести (Д.П. Шелехов. Путешествия по русским просёлочным дорогам. СПб., 1842. С.27,39—40). Кредитно-финансовая система старообрядцев работала в интересах сложившейся общности, в отличие от официальной государственной системы, которая работала на интересы дворянства. При этом основным кредитором российского правительства являлись иностранные банкиры. Соответственно этому, государственная власть, а равно и само государство, были подвязаны к интересам кредиторов, и частично утрачивали суверенитет в экономическом пространстве (см. Н. Стариков «Как Ротшильд русского царя шантажировал»).
Вот этот мир, пребывавший в скрытом виде внутри Российской империи, и вырвался на поверхность в результате событий 1917 года. Причем февральские и октябрьские дни при всей своей важности имели все же верхушечное значение. Впоследствии широко разрекламированные, эти революции носили характер столичных переворотов. Они еще не затрагивали глубинных народных пластов, лишь послужив катализатором к грядущему.
Какую роль старообрядцы сыграли в революциях начала ХХ века?
С развитием капитализма в мире, он стал проникать так же и на территорию Российской империи. В этот период особую активность проявили выходцы из старообрядческих общин. Занимаясь торговым, производственным (основание мануфактур во многих губерниях страны) и банковским делами некоторые из них постепенно превратились в видных «капиталистов» (берём в скобки, поскольку многие из них выросли на основе общинной старообрядческой этики) того времени. Вот что об этом сообщает ресурс RUPOSTERS:
Морозовы, Рябушинские, Прохоровы, Марковы, Мальцевы, Гучковы, Трындины, Третьяковы… По данным Forbes, совокупное состояние этих семей на начало XX века составляет около 150 млн золотых рублей (не все из них вошли в рейтинг). На сегодняшний день общий капитал этих семей мог бы составлять 115,5 миллиардов рублей.
«Меня всегда поражала одна особенность — пожалуй, характерная черта всей семьи, — это внутренняя семейная дисциплина. Не только в делах банковских, но и общественных каждому было отведено своё место по установленному рангу, и на первом месте был старший брат, с коим другие считались и в известном смысле подчинялись ему»,
— вспоминал один из богатейших предпринимателей Михаил Рябушинский в мемуарах Павла Бурышкина «Москва Купеческая».
Образчиком экономико-социальной культуры старообрядцев может служить Никольская мануфактура «Саввы Морозова и Ко». Пока Комитет министров Александра II решал, что делать с периодическими вспышками холеры на заводах численностью более 1000 рабочих, Морозов в начале 1860-х основал собственную деревянную больницу на 100 коек. Вскоре лечебные учреждения появились при всех его заводах: четыре больницы обслуживали почти 6,5 тыс. рабочих-ткачей. На них Морозов тратил в среднем 100 тысяч золотых рублей в год. Позже государство начнёт обязывать все мануфактуры строить свои больницы.
В конце XIX века рабочие мануфактуры семьи потомков староверов Красильщиковых были поголовно безграмотны. В 1889 году при фабрике открывается начальное училище. Там обучались как сами заводские работники, так и члены их семей. За 10 лет число неграмотных мужчин на фабрике снизилось до 34% (1901 год), а к 1913 году неграмотных осталось всего 17%. В начале XX века фабричные школы обучали и женщин, сократив количество безграмотных с 88% до 47%. И это при действии «указа о кухаркиных детях».
Общины старообрядцев вкладывали деньги в богадельни, народные дома — чайные на 400 человек с библиотеками, выставками. У тех же Красильщиковых подобный дом находился в Родниковском районе, там проходили собрания различных обществ и предпринимателей».
Помимо коммерческой деятельности представители старообрядческого купечества вносили свой вклад и в развитие культурного наследия:
- Московский Художественный театр. Основан в 1898 году. Одним из основателей был К.С. Станиславский — известный русский театральный режиссёр.
- Санкт-Петербургская консерватория. Основана в 1861 году. Одним из основателей был Громов Василий Федулович (по роду деятельности — лесопромышленник).
- Государственная Третьяковская галерея. Основана в 1856 году купцом Павлом Третьяковым.
Основная группа старообрядческих купцов расположилась в Москве. Оттуда она продавливала свои коммерческие и политические интересы, сталкиваясь при этом с другими группами из Петербурга, которые, в свою очередь, отстаивали свои интересы, а некоторые из них — интересы иностранного капитала. Ярким примером такого противостояния может послужить снижение таможенных пошлин на ввозимые из-за границы иностранные товары (см. Заседание экспертной комиссии по статьям тарифов о бумажной пряже и тканях. 28 ноября 1867 года//РГИА. Ф. 1244. Оп. 16. Д.1. Ч.1. Л. 700). Таможенные споры завершились победой правительственных чиновников, что вызвало определённый общественный резонанс. Это случилось по причине отсутствия устойчивых позиций у старообрядцев в чиновничьих кругах. И это только один из примеров.
Однако в вопросах управления делами общественной в целом значимости в этот период дееспособность монархической бюрократии на самом низком уровне, по какой причине главной угрозой становится развал института государственности Русской цивилизации и революционная смена формы правления, т.е. очередная смута.
В статье «История России XX века: от дореволюционной к предреволюционной» мы писали о том, что в России к 1911 году действовали следующие социальные группы:
- монархисты,
- иерархия РПЦ,
- знахари,
- многопартийные либерал-демократы (несколько групп),
- марксисты-большевики (представлены несколькими группами),
- марксисты-троцкисты (также представлены несколькими группами),
- масоны представлены во всех группировках.
Старообрядцев в этом перечне можно отнести к знахарской группе, противостоящей иерархии РПЦ на идеологическом поле, но отличающейся от дохристианских староверов тем, что ими исповедуется всё же одно из течений христианства, а не древнее многобожие, хотя среди старообрядцев и могли быть растворены потомки дохристианских староверов, принявших христианство старообрядчества.
Старообрядцы, противостоя и иерархии РПЦ, монархистам и либерал-демократам, однако не спешили примкнуть и к марксистам, хотя чисто организационно были ближе именно к ним — они на практике внутри своей социальной группы реализовывали принципы общинности. В этом смысле они идеологически были ближе к марксистам-большевикам, нежели к троцкистам, что сыграло свою роль в будущем.
Однако к началу XX века противостояние группировок в Российской империи накачивало революционную ситуацию и в тех условиях не было никакой возможности страообрядцам сойтись с большевиками, несмотря на их некоторое идейное родство. Всё же старообрядцы были капиталистами, хотя их интересы и сталкивались с коммерческиим интересам правящей верхушки.
Например, после отмены таможенных пошлин, товары мануфактур, основанных выходцами из старообрядчества, стали неконкурентными, из-за чего пришлось сократить издержки на содержание и оплату труда работников. Старообрядцы здесь не стали исключением. Руководители мануфактур уже были заняты не интересами большинства, а более — интересами своих капиталов.
Всё это усиливало рост революционных настроений в обществе. Масоны активно готовятся к ликвидации монархии и взятию власти в России. Правящая бюрократия пронизана масонством и недееспособна как в правлении, так и в противодействии заговору, корни которого — в Великобритании.
Первым крупным ударом, когда противостояние достигло своего апогея, стал 1905 год и Революция 1905 — 1907 годов, или, как её ещё называют, Первая русская революция, что, на наш взгляд, не совсем верно. Это скорее была первая «цветная революция» в России. Подробнее об этом читайте статью «9 января 1905 — провокация, ставшая историей».
По её окончании была создана законодательная дума с монархией во главе, призванная найти компромисс между враждующими группировками. Но положение после прошедших потрясений сильно не изменилось: группировки продолжали отстаивать свои интересы.
К началу XX века бурный рост капитализма сделал рабочее движение одним из главнейших факторов внутрироссийской жизни. Экономическая борьба рабочих и государственное развитие фабрично-заводского законодательства вели совместное наступление на произвол работодателей. Контролируя этот процесс, государство пыталось сдерживать опасный для страны процесс радикализации растущего рабочего движения. Но в борьбе с революцией за толпу оно потерпело сокрушительное поражение. В первую очередь, потому, что власть отвернулась от народа, ещё при царе Александре III, подписавшем «указ о кухаркиных детях», который отсекал огромные массы талантливых людей от возможности реализовать свой потенциал, став грамотными. Это главная трагедия Российской Империи, проигравшей войну «за учебной партой» Японии, давшей во время Реставрации Мейдзи в 1863 году возможность получать образованию любому желающему.
В феврале 1917 году всё это вылилось в Февральскую буржуазную революцию, результатом которой стала победа союза московского купечества, либерал-демократов и масонов, представленных во всех этих социальных группах: монархическое правительство вместе с императором Николаем II было насильно отстранено от власти. Руководство страны взяло на себя Временное правительство.
А что же народ? Народ не устраивало ни правление Николая II, ни правление Временного правительства. Сложившаяся на тот момент культура в России лишала его каких-либо перспектив. Если бы сохранилось наследие, которое было до Первой мировой войны, то существование России было бы под большим вопросом. Деревня нищала, несмотря на образование такого сословия, как кулаки. Условия труда на заводах были плохими. Правящая «элита» жила на всём готовом. Большинство технологически сложного оборудования производилось из иностранных комплектующих.
В итоге, в октябре 1917 года, состоялась Великая Октябрьская социалистическая революция, которая подвела окончательную черту в противоборстве сил. К власти пришёл В.И. Ленин, который решил построить социализм в отдельно взятой стране на основе учения К. Маркса.
Как и в XVII веке, за описанными выше событиями стояли не только публичные группы, такие, как московская купеческая группа и петербургская правительственная группа. За обеими группами, осознавали они это или нет, стояли силы, заинтересованные в свержении в России монархии и установления в ней марксистского учения с дальнейшим разжиганием мировой революции для преодоления кризиса, который порождал капитализм. Эти силы умело разыграли карту революции, используя множество структур для достижения своей цели: масонство, различные финансовые группы (московская группа капиталистов из старообрядческой среды не исключение), партии и пр. Но, как говорил А.С. Пушкин:
«…не дано ему предугадать случая — мощного, мгновенного орудия Провидения»
Когда же государственно-общественный коллапс стал для всех явью, многие кинулись искать и осмыслять причины случившейся катастрофы. Задавались вопросом: как Россию могла постигнуть такая ужасная участь? Почему значительная часть русского народа осталась равнодушной к судьбе своей Родины? Удивляла та легкость, с которой произошло расставание с монархией, просуществовавшей триста лет. Ещё больше поражало безразличие по отношению к церкви: надругательство над ней не вызвало повсеместной волны негодования.
Все эти сюрпризы истории перестают восприниматься таковыми и приобретают свою железную логику, если рассматривать их в качестве не только политической многоходовки заправил марксистских орденов, но и в качестве некоего завершающего рывка русской реформации, подспудно тлевшей в народных старообрядческих пластах. Только эта незамеченная реформация в новых условиях проявилась уже не в религиозном, а в социальном ключе. К тому же выстраиваясь вокруг не частной, а общественной собственности старообрядцев, с соответствующей коллективистской психологией. Такое понимание жизни было навеяно не марксистской теорией, а питалось образом мысли, присущего старообрядцам, не связывавших перспективы с буржуазными ценностями.
С другой стороны, люди из русских низов, наполнившие партию, не собирались обслуживать мировую революцию. Они жаждали построения коммунизма, или, иначе, «Царства Божьего на земле», не где-то в далеких странах, а у себя на Родине. Эта реальность, поднявшаяся из народных глубин, стала теперь не просто хорошо различимой, а определяющей в формировании «лица» советского строя.
И Россия, по прошествии некоторого времени, встала на путь построения настоящего социализма с большевистским подходом к делу, который нашёл отклик в душах многих старообрядцев, особенно после того, как власть перешла в руки И.В. Сталина и его сторонников.
Каков вклад представителей старообрядчества в становление СССР?
После взятия власти в стране В.И. Лениным и его гвардией, которую представляли в основном выходцы из иностранной интеллигенции, в стране началась гражданская война. После её завершения и победы в ней большевиков, необходимо было решить, кто будет определять хозяйственную жизнь страны. В правящей партии, которую возглавляют по большей части троцкисты, возникает оппозиция, которая состоит из рабочих, преимущественно выходцев из старообрядческой среды, и имеющая свои взгляды на формирование устройства хозяйства. Наиболее активной поддержкой эта оппозиция пользовалась в индустриальных районах страны, где традиционно широко были представлены старообрядческие круги. Начинается внутрипартийная борьба «ленинской гвардии» и представителей рабочего класса.
Первые попытки предпринять внутренний переворот в партии были предприняты в 1920—1922 годах под руководством А.Г. Шляпникова (30 августа 1885 — 2 сентября 1937 года, занимал должность Народного комиссара труда РСФСР). Но эти попытки провалились, т.к. рабочий класс был достаточно слаб, уступая, в том числе, по численности состава в партии.
К 1927 году численность представителей рабочего класса в партии достигает полумиллиона, благодаря трём ленинским призывам рабочих в партию, организованных во многом, благодаря стараниям И.В. Сталина. Но как выяснилось, рабочие, призванные в партию, были настроены к правящей в партии троцкистской «интеллигенции» ещё более агрессивно, чем те, кто пытался произвести переворот в начале 20-х годов. Троцкистская верхушка пыталась реализовать новую экономическую политику (НЭП), основываясь на частной собственности и иностранном капитале, что расходилось со взглядами рабочих.
В итоге, в конце 20-х годов, у «руля» страны встал И.В. Сталин, который начал проводить политику большевизма — искреннего стремления выразить и воплотить в жизнь долговременные стратегические интересы трудового большинства, желающего, чтобы никто не паразитировал на его труде и жизни
Началось постепенное переформатирование идей партии. Была запущена первая пятилетка и программа всеобщего образования населения. В это время внутрипартийное противостояние вышло на новый уровень, и в 1937 году противостояние закончилось зачисткой партии от враждебных элементов.
Несмотря на все заслуги и таланты Иосифа Виссарионовича, он был не в состоянии провести изменения в стране в одиночку. Для этого ему нужны были кадры, способные воплотить все идеи в жизнь.
И выходцы из старообрядчества сыграли в формировании сталинских кадров одну из ключевых ролей, т.к. их менталитет содержал в себе общинные принципы ведения хозяйства и соблюдение интересов большинства (подробнее об этом см. А.В. Пыжиков «Корни сталинского большевизма»). Ниже мы приводим небольшой перечень известных советских руководителей со старообрядческими корнями. Отметим также, что большинство из них было выходцами из среды беспоповцев.
- Калинин Михаил Иванович (7 (19) ноября 1875 г. — 3 июня 1946 г.) — российский революционер, советский государственный и партийный деятель, «всесоюзный староста». Занимал должности Председателя ЦИК СССР от РСФСР (30 декабря 1922 г. — 12 января 1938 г.), Председателя Президиума Верховного Совета СССР (17 января 1938 г. — 19 марта 1946 г.), Председателя Всероссийского ЦИК (30 марта 1919 г. — 15 июля 1938 г.);
- Ворошилов Климент Ефремович (23 января (4 февраля) 1881 г. — 2 декабря 1969 г.) — российский революционер, советский военачальник, государственный и партийный деятель, участник Гражданской войны, один из первых Маршалов Советского Союза. Занимал должности Председателя Президиума Верховного Совета (15 марта 1953 г. — 7 мая 1960 г.), Народного комиссара по военным и морским делам СССР (6 ноября 1925 г. — 20 июня 1934 г.), Народного комиссара обороны СССР (20 июня 1934 г. — 7 мая 1940 г.);
- Булганин Николай Александрович (30 мая (11 июня) 1895 г. — 24 февраля 1975 г.) советский государственный деятель. Занимал должности Председателя правления Государственного банка СССР (31 марта 1958 г. — 15 августа 1958 г.), Министра обороны СССР (15 марта 1953 г. — 9 февраля 1955 г.), Министра Вооружённых Сил СССР (3 марта 1947 г. — 24 марта 1949 г.), Председателя правления Государственного банка СССР (12 октября 1940 г. — 23 мая 1945 г.), Председателя правления Государственного банка СССР (2 октября 1938 г. — 17 апреля 1940 г.), Председателя СНК РСФСР (22 июля 1937 г. — 17 сентября 1938 г.);
- Устинов Дмитрий Фёдорович (17 (30) октября 1908 г. — 20 декабря 1984 г.) — советский военачальник и государственный деятель. Маршал Советского Союза (1976 г.). Дважды Герой Социалистического Труда (1942, 1961), Герой Советского Союза (1978 г.). Занимал должности Министра обороны СССР (29 апреля 1976 г. — 20 декабря 1984 г.), Первого заместителя Председателя Совета Министров СССР (13 марта 1963 г. — 26 марта 1965 г.), Председателя ВСНХ Совета Министров СССР (13 марта 1963 г. — 26 марта 1965 г.), Министра оборонной промышленности СССР (15 марта 1953 г. — 14 декабря 1957 г.), Министра вооружения СССР (19 марта 1946 г. — 15 марта 1953 г.), Народного комиссара вооружения СССР (9 июня 1941 г. — 19 марта 1946 г.);
- Маленков Георгий Максимилианович (26 декабря 1901 г. (8 января 1902 г.) — 14 января 1988 г.) — советский государственный и партийный деятель. Занимал должность Председателя Совета Министров СССР (5 марта 1953 г. — 8 февраля 1955 г.). Курировал ряд важнейших отраслей оборонной промышленности, в том числе создание водородной бомбы и первой АЭС в мире. Фактический руководитель Советского государства в марте — сентябре 1953 года;
- Ежов Николай Иванович (19 апреля (1 мая) 1895 г. — 4 февраля 1940 г.) — советский партийный и государственный деятель. Занимал должности Народного комиссара внутренних дел СССР (26 сентября 1936 г. — 25 ноября 1938 г.), Народного комиссара водного транспорта СССР (8 апреля 1938 г. — 9 апреля 1939 г.).
Таким образом, после прохождения колоссальных по своим масштабам преобразований, страна смогла запустить свою промышленность, создать социальные лифты для каждого гражданина, выиграла Великую Отечественную войну и вышла в Космос.
Современное старообрядчество: состояние и перспективы
До 2017 года старообрядчество для большинства жителей нашей страны оставалось и пока остаётся загадкой. Интерес в обществе к данному явлению постепенно начинает проявляться, в особенности после того, как глава нашего государства В.В. Путин дважды встретился с официальными лицами РПСЦ. Об этой встрече мы писали в первой части статьи.
Мы считаем, что это обращение внимания на старообрядчество главы нашего государства нацелено на то, чтобы размыть монополию Русской Православной Церкви на идеологическую нишу, которую она с конца 1980-ых усиленно пытается занять. И это хорошо.
Если беспоповство до сих пор из-за своей размытости и закрытости пока трудно оценить, то для того, чтобы понять основы, на которых держится современное старообрядчество-поповство, обратимся к современному Уставу РПСЦ, а точнее к пункту 1.4:
«1.4 Основами вероучения Церкви являются Священное Писание (канонические книги Ветхого (выделено нами при цитировании) и Нового Заветов) и Священное Предание (учение Святых апостолов, Святых вселенских и поместных соборов, Святых отцов)».
Книга Ветхого Завета, являющаяся основой экономической доктрины скупки мира, включена иерархией РПСЦ в перечень священных книг, на основе которых церковь строит свою деятельность. А это означает, что и сама РПСЦ вписана в западный (библейский) проект, который направлен против всего человечества.
Для внесения некоторой ясности попробуем отследить ключевые изменения идеологии Русской православной церкви (напоминаем нашим читателям, что беспоповство к церкви отношения не имеет), начиная с 988 года:
- 1 этап — внедрение арианского христианства на территории Руси;
- 2 этап — преобразование христианства: изменение символа веры, согласно которому Иисус единосущ с Богом-отцом, а также появление распятия (арианский крест не предусматривает распятия);
- 3 этап — раскол церкви на две ветви: старообрядческую и никонианскую;
- 4 этап — появление в вероучении обеих ветвей Ветхого Завета.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что перспективы старообрядческой церкви быть неким духовным центром для русских (здесь слово «русский» употреблено в смысле принадлежности к Русской цивилизации) людей, отсутствуют.
Идея справедливости является своеобразным «генетическим кодом» Русской цивилизации, который складывался тысячелетиями. Ветхий Завет, наоборот, идею справедливого жизнеустройства отвергает, навязывая вместо неё идею порабощения небольшой группой людей народов мира от имени Бога.
А вот явление беспоповства, как общение с Богом без посредников через молитву и язык жизненных обстоятельств, имеет неплохие перспективы стать помощником людям на пути построения единой человеческой цивилизации, основой в которой, в первую очередь, будет искренняя Любовь к ближнему своему и окружающему миру, а проявлением — общинный характер жизни. И не обязательно для этого быть выходцем из старообрядческой среды. Старообрядцы-беспоповцы являются тем ярким примером, который был продемонстрирован всему миру во времена сталинского СССР — построение справедливого общества возможно усилиями самих людей. Ведь не зря, просмотрев около 50 советских фильмов той эпохи, кто-то из представителей Запада заявил — это другая цивилизация!
Материалы:
А.В. Пыжиков «Корни сталинского большевизма»
https://www.youtube.com/watch?v=7GkN06y3YB8
Сайт Русской Православной Старообрядческой Церкви
http://rpsc.ru/
Идеальные капиталисты: как вера помогала богатеть русским старообрядцам
https://ruposters.ru/news/27-06-2017/idealnye-kapitalisti
Н. Стариков «Как Ротшильд русского царя шантажировал»
https://nstarikov.ru/blog/1829
По вере вашей да будет вам…
http://dotu.ru/2010/03/29/20100329_according-to-your-faith/
Заседание экспертной комиссии по статьям тарифов о бумажной пряже и тканях. 28 ноября 1867 года//РГИА. Ф. 1244. Оп. 16. Д.1. Ч.1. Л. 700
Комментарий Александра к первой части
https://informacenter.ru/2017/05/staroobrjadchestvo/#comment-57932
построить социализм в отдельно взятой стране -это не по марксу. у карлы-мировая революция и соц-зм сразу во всем мире причем сразу еще про ЕЖОВА не верю что этот гомосек и моральный урод сарообрядец-это нонсенс
ежов не старообрядец
Сам Ежов, конечно, нет, мы писали о том, что он выходец из этой среды.
Спасибо. очень интересно.
небольшая ошибка:
“”явление «беспоповства» выражает настроения части людей, которые начали уходить от идеологического(!) атеизма”” вероятно имелось ввиду “идеалистического”
Несколько важных штрихов о старообрядчестве не описано:
– по сути, сложившаяся в 19 века параллельная экономика со своим институтом кредита (общинная касса), выдававшегося единоверцам под честное слово советом наставников (вообще остутствие какой-либо юриспруденции и других бумажек в коммерческих отношениях носивших довльно крупный характер: известное купеческое “ударить по рукам”)
– роль крупных фабрикантов и “олигархов” того времени из старообрядцев, бывших на своих предприятиях заканными (официальными) владельцами, но являвшимися по факту управляющими (как директора на заводах в советское время), назначаемыми общиной, и работавшие в интересах и в полной зависимости от нее (принцип: чтоб не было бедных, чтобы у всех было по куску хлеба), вплоть до того, что часто эта роль не переходила по наследству, если наставники счиатали детей купца или фабриканта не способными к этой работе. (история эта прекратилась во второй половине 19 века, когда Николай 1 запретил “нарушать” закон о наследовании и образовались известныепотомственные купеческие кланы : Рябушинкские , Морозовы и т д), то есть такой старообрядческий “социализм”. Все эти выходцы из крепостных крестьян появлялись на исторической арене и в одночастье становились “владельцами” внушительных активов, прежде не имея за душой ничего. Старообрядческие финансовые артерии: Рогожское и Преображенские кладбища в Москве
– Важный момент при упоминании ведических знахарей , растворенных в старообрядческой среде. Тот же Пыжиков описывает (ссылаясь на рукописи исследователей-современников) очень интересное согласие странников (офеней) ,промышлявших мелкой торговлей, не похожее вообще ни на кого, кроме как на каликов перехожих с древней Руси, со своим языком, мировоззрением, агентурынми сетями, “явочными квартирами”, тайниками, системой руководителей -наставников , по три на уезд. Также, так называемые староверческие “ротшильды” – братья Большаковы, которые ездили по стране с весьма крупными суммами и раздвали мужикам “на бизнес” под честное слово вернуть, ествественно без всяких процентов и расписок.
Краткая классификация о. Иоанна Миролюбова – доктора теологии, руководителя Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, секретаря Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством:
Старообрядцы (старообрядческие приходы) – это внешнее название, внутри они могут себя называть староверами: держатся старого обряда т находятся вне лона РПЦ.
Старообрядные приходы (единоверные приходы)-православные старообрядческие приходы: находятся внутри РПЦ, но у них соблюдается старый обряд.