Читать около 10 мин

В протоколе допроса немецких военнопленных было отмечено, что «взятые в плен два солдата в деревне Попково сошли с ума от огня реактивных установок», а пленный ефрейтор заявил, что «случаев сумасшествия в деревне Попково было много от артиллерийской канонады советских войск». Таким был психологический эффект применения советской боевой машины залпового огня БМ-13 в июле 1941 года.

Когда же произошёл первый залп «Катюши», как её ласково называли советские солдаты? И каковы были цели этого залпа?

Рассмотрим это в нашем материале, посвящённом двум реактивным системам залпового огня: одной из самых эффективных систем прошлого и новейшей системе «Полонез» белорусско-китайского производства, которая может изменить расстановку сил на европейском театре действий.

Материал состоит из двух статей:

  • первая — посвящена боевой машине БМ-13 и тому, когда, где и при каких обстоятельствах состоялся первый залп «Катюши»,
  • вторая — посвящена новой белорусско-китайской реактивной системе залпового огня (РСЗО), которая по некоторым сведениям является «квазибаллистической», а значит — может изменить расклад сил в Европе.

Первый залп «Катюши»

Справка

БМ-13 — советская боевая машина реактивной артиллерии периода Великой Отечественной войны, наиболее массовая и знаменитая советская боевая машина (БМ) этого класса. Наиболее широко известна под народным прозвищем «Катюша», солдаты Третьего рейха называли её «орга́н Сталина» из-за звука, издаваемого оперением ракет.

Первый залп «Катюши» — первое боевое применение боевой машины БМ-13 состоялось 14 июля 1941 года под Оршей. Первые залпы произвела первая отдельная экспериментальная батарея полевой реактивной артиллерии Красной Армии под командованием капитана И.А. Флёрова.

image4
Капитан Иван Андреевич Флёров arms-expo.ru

Батарея была сформирована в конце июня 1941 года и укомплектована семью боевыми установками РНИИ (Реактивного Научно-Исследовательского Института) РККА и одной 122-мм пристрелочной гаубицей.

После трёх пристрелочных выстрелов из гаубицы 14 июля в 15 часов 14 минут батарея открыла огонь по железнодорожному узлу Орша, где по донесению войсковой разведки сосредоточилось много вражеской техники. Было выпущено 112 РС (реактивных снарядов).

image2
Конструктор Алексей Попов arms-expo.ru

По воспоминаниям А.С. Попова, одного из создателей «Катюш»:

«железнодорожный узел был стёрт с лица земли». Фашисты были буквально ошеломлены этим огневым смерчем из непонятного для них оружия и в панике стали спасаться бегством. Противнику потребовалось значительное время, чтобы собрать деморализованные подразделения».

В тот же день огневой удар из нового оружия был произведен по немецкой переправе через реку Оршицу. Результат был такой же.

В этот день в своем дневнике начальник немецкого Генерального штаба Гальдер записал:

«14 июля под Оршей русские применили неизвестное до этого времени оружие. Огненный шквал снарядов сжег железнодорожную станцию Орша, все эшелоны с личным составом и боевой техникой приехавших военных частей. Плавился металл, горела земля».

8 августа 1941 года «Катюши» были задействованы на киевском направлении (https://www.popmech.ru/made-in-russia/12625-vykhodila-na-bereg-katyusha-kanonada/). Об этом свидетельствуют следующие строки секретного донесения члену ЦК ВКП (б) Маленкову:

«Сегодня на рассвете на киевском УРе были использованы известные Вам новые средства. Били по противнику на глубину до 8 километров. Установка чрезвычайно эффективная. Командование участка, где стояла установка, доложило, что после нескольких поворотов круга противник совершенно прекратил нажим на участок, откуда действовала установка. Наша пехота смело и уверенно пошла вперед».

В том же документе указывается, что применение нового оружия вызвало первоначально неоднозначную реакцию советских солдат, ранее не видавших ничего подобного.

«Передаю так, как рассказывали красноармейцы: «Слышим рокот, потом пронзительный вой и большой огненный след. Среди некоторых наших красноармейцев поднялась паника, а потом командиры разъяснили, откуда и куда бьют… это вызвало в буквальном смысле ликование бойцов. Очень хороший отзыв дают артиллеристы…»

Таким были первые боевые применения «Катюш».

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=hMM9ehs6fXs

Когда были разработаны реактивные установки залпового огня?

Часто о рождении «Катюши» утверждается, что советское высшее военное командование впервые увидело её за несколько дней, а правительство постановило принять на вооружение за несколько часов до начала войны. И это верно в отношении конкретной модели БМ-13, но разработка установок залпового огня началась раньше.

Ещё за два с половиной года до начала войны — с 8 декабря 1938 года по 4 февраля 1939 года — на полигоне ГАУ в Казахстане были успешно проведены полигонные и государственные испытания механизированных установок залпового огня на автомашине ЗИС-5: 24-зарядной МУ-1 и 16-зарядной МУ-2 для стрельбы ракетными снарядами РС-132.

У МУ-1 был отмечен ряд недостатков, а МУ-2 (чертеж № 199910) на трёхосной автомашине ЗИС-6 было запланировано принять на вооружение в 1939 году. Госкомиссию возглавлял зам начальника ГАУ и начальник Арткома комкор (c мая 1940 года генерал-полковник артиллерии) В.Д. Грендаль.

Пред самым началом Финской войны с 26 октября по 9 ноября 1940 года на Ржевском полигоне под Ленинградом были проведены показательные стрельбовые испытания ракетной техники, в числе которых была пусковая механизированная установка БМ-13-16 на шасси ЗИС-6.

Комиссию возглавлял начальник артиллерии РККА комкор (c мая 1940 года генерал-полковник артиллерии) Н.Н. Воронов. На основании положительных результатов испытаний НИИ-3 обязали внедрить в 1940 году в промышленности серийное производство механизированных установок БМ-13-16, названных «объектом 233» (интересно, что выпуск РС-132 на НИИ-3 не возлагался, так весь этот год осуществлялся серийными заводами наркомата боеприпасов).

Известно, что несколько типов ракетных установок на танках использовались при прорыве «Линии Маннергейма». О том, что именно «Катюши» серийно выпускались ещё до начала войны, свидетельствуют ещё ряд фактов:

  • из 7 пусковых установок флёровской батареи лишь 3 были изготовлены НИИ-3, а остальные 4 где-то ещё
  • уже 3 июля был сформирован первый дивизион «Катюш» (43 установки, включая 7 флёровских)
  • уже к середине августа 1941 года было сформировано 9 четырёхдивизионных полков «Катюш» (по 12 установок в каждом), 45 дивизионов, а в сентябре ещё 6 трехдивизионных полков вооружённых боевыми установками БМ-8 и БМ-13. Полк состоял из трёх дивизионов трёхбатарейного состава. Каждая батарея имела четыре боевые машины. Формируемые полки получили наименование «гвардейских минометных полков (ГМП) артиллерии Резерва ВГК».

Бои в информационном пространстве за первый залп «Катюши»

В сети довольно много публикаций о том, что первый залп «Катюши» был осуществлён по захваченным немцами советским эшелонам, в составе которых, некоторые предполагают даже наличие установок «Катюш», какое предположение позволяет им писать красивые заголовки, вроде:

Начало таким публикациям положила статья Андрея Александровича Петрова, которого всегда представляют как инженера и полковник запаса, видимо, чтобы придать словам бывшего военного больший вес:

Эта статья, как можно заметить, была опубликована в известной либеральной газете «Независимая газета» и была скопирована другими ресурсами, иногда с творческими дополнениями:

В статье Андрея Петрова, изобилующей натяжками, ничем необоснованными предположениями и просто откровенными выдумками, которая и лежит в основе прочих статей, затрагивающих эту тему, утверждается «с точностью досланного патрона в патронник» следующее:

«Первое. Немцы внезапно захватили Оршу.
Второе. Железнодорожный узел оказался забит нашими воинскими эшелонами.
Третье. Среди них были особо важные. Нельзя было допустить, чтобы именно эти эшелоны достались противнику.
Четвёртое. Генерал Кариофилли точно знал, что на станции Орша скопление эшелонов (при этом обычно не уточняется, что это были наши эшелоны).
Пятое. Боевое применение БМ-13 позволило успешно решить возникшую проблему. Немцы мало что смогли заполучить».

Основным аргументом, на который упирает автор, делая такие выводы является то, что немцы просто не могли успеть ко времени, когда был осуществлён первый залп «Катюши», забить Оршу своими эшелонами. Всё остальное — крутится вокруг этого. Разберёмся с этим аргументом поподробнее, проверив смелое утверждение автора о нерасторопности гитлеровцев.

image3
http://lemur59.ru/sites/default/files/images/smolensk%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0.jpg

9 июля 1941 года немцы уже находятся в Борисове (от которого до Орши — 130 км), а к 10 июля — стоят практически под Оршей всего в 40—50 км. А теперь найдём, с какой скоростью немцы осуществляли перешивку колеи.

По словам генерал-майора Гереке, начальника главного транспортного управления, солдаты-железнодорожники обеспечивают 20 км в день перешивки на немецкую колею. Немецкая колея пролегла до самого Смоленска, однако выйти на мощности, необходимые для бесперебойной подготовки к наступлению, так и не удалось (https://history.wikireading.ru/2600).

Также Роберт Форчик пишет, что два железнодорожных полка, приданных ГА «Центр», перешивали до 20 км путей в день (Robert Forczyk ‘Moscow 1941. Hitler’s first defeat’, 2006. P. 23)

Простые вычисления: 5 дней на 20 км — 100 км перешитых дорог.

К тому же добавим, что потребность армий группы «Центр» в перешивке дорог была очень высокой:

«Согласно расчетам группа армий «Центр» ежедневно нуждалась в 34 железнодорожных составах (каждый по 450 т) для решения всех поставленных ей задач. Однако она получала максимум 18, да и то в лучшем случае. 9-я армия (группа армий «Центр») в начале июля жаловалась на недопоставку двух третей ежедневных грузов (https://history.wikireading.ru/2600)».

Поэтому немцы были очень мотивированы в скорейшем использовании узла Орша, по какой причине утверждение о том, что на станции были советские эшелоны — основано лишь на предположении о том, что немцы не успели бы, по личному мнению автора статьи, осуществить операцию перешивки, что не соответствует действительным возможностям техники и потребностям немцев. А потребности эти не удовлетворялись и в августе 1941, что можно понять из дневника Гальдера Франца (Гальдер Ф. Военный дневник. Ежедневные записи начальника Генерального штаба Сухопутных войск 1939—1942 гг.— М.: Воениздат, 1968—1971). Запись от 3 августа 1941 года:

«Положение с боеприпасами улучшилось также и в войсках группы армий «Север», где железнодорожная колея перешита на немецкий эталон {425} до Пскова».

Запись от 11 августа:

«В полосу группы армий «Центр» ежедневно прибывает только 13 эшелонов. Причиной этого является перешивка железнодорожной колеи и выход из строя части подвижного состава» (http://militera.lib.ru/db/halder/1941_08.html).

Причём мы делаем бо-о-ольшую скидку, указывая 100 км, когда линия фронта на 10 июля проходит уже под Оршей, а значит с 10 числа у немцев в этом районе — устойчивый тыл и у них есть время на перешивку дороги.

image1
http://ulansv.narod.ru/sol/mapsol/smsrag41.jpg

Но другие авторы с упоением и даже художественным приукрашиванием копируют текст этой статьи (яркий пример — http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=7254). А некоторые идут дальше и, пытаясь подкрепить свои измышления о сговоре Сталина и Гитлера, пишут:

«Как ни странно, оказалось, что, скорее всего, первый залп флёровских «Катюш» был сделан по составу (или по составам) других «Катюш», которые двинулись к западной границе еще до начала войны, чтобы по тайной договоренности Сталина и Гитлера о Великой транспортной антибританской операции через Германию перебросить к берегам Ла-Манша (такую гипотезу начала войны один из авторов этой публикации впервые опубликовал в 2004 году)».

Разбором этой смелой гипотезы мы не будем заниматься, в сети много разоблачений резуновщины (http://ruxpert.ru/Мифы_о_Великой_Отечественной_войне):

Отметим только смелость авторов в отношении цели первого залпа «Катюш». И сомнительность «главного аргумента».

Заключение

Боевая машина БМ-13 «Катюша» была оружием массовым и сыграла большую роль во всех ключевых военных событиях Великой Отечественной войны. В заключение хотелось бы отметить, что история советской реактивной артиллерии в годы войны остаётся одной из очень непростых и даже можно сказать «скользких» тем, которая ещё ждет своего исследователя.

Что же говорить о современных системах вооружения, о которых информация многократно искажается в целях сокрытия их реальных возможностей?

Во второй статье мы рассмотрим новую белорусско-китайскую военную разработку, названную «Полонез», перспективы оснащения ею белорусской армии и связанные с этим возможные изменения соотношения сил на европейском театре военных действий.

Материалы:

Загадка первого залпа «катюш» http://nvo.ng.ru/history/2008-06-20/12_katusha.html

Катюша. Мифы и реальность http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=7254

Первый залп «Катюш» был по «Катюшам»? (http://www.arms-expo.ru/news/archive/pervyy-zalp-katyush-byl-po-katyusham-16-07-2012-14-38-00/)

«Катюша»: загадки легенды http://russian7.ru/post/katyusha-zagadki-legendy/

«Катюша»: оружие победителей

https://www.popmech.ru/made-in-russia/12625-vykhodila-na-bereg-katyusha-kanonada/

«Катюша»

http://rolershar.ru/katyusha/

Железные дороги СССР и Третьего рейха в период ВОВ

https://reibert.info/threads/zheleznye-dorogi-sssr-i-tretego-rejxa-v-period-vov.330030/

«Катюша»: загадки легенды
http://russian7.ru/post/katyusha-zagadki-legendy/

Кершоу Роберт. 1941 год глазами немцев. Березовые кресты вместо Железных
https://history.wikireading.ru/2600

Полковник в отставке. Герман Теске. Военное значение транспорта
http://militera.lib.ru/h/ergos/19.html

Коллектив авторов. Железнодорожные войска России
http://militera.lib.ru/h/zheleznodorozhnye_voyska_rossii/25.html

Перешивка ж/д колеи. Можайск, январь 1942

http://wap.militera.borda.ru/?1-17-80-00000121-000-0-0-1328295793

Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:
Подписывайтесь на наш канал на Youtube: https://www.youtube.com/c/inance
Вступайте в группу Вконтакте:http://vk.com/inance_ru,
Жмите «Нравится!» в группе Facebook:http://www.facebook.com/inance.ru
И делайте регулярные перепосты.
Предлагайте темы статей, которые Вы хотели бы увидеть на нашем сайте.
Станьте со-авторами — присылайте свои материалы для размещения на нашу почту inance@mail.ru.
Можете поддерживать Информационно-аналитический Центр (ИАЦ) финансово постоянно http://inance.ru/podderzka/ или однократным вкладом:

Благодарим Вас за сотрудничество!

Комментарии:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ