О, Египет, Египет! — придёт день,
когда от твоей религии
останется только сказка,
сказка невероятная для твоих потомков;
сохранятся лишь несколько слов,
начертанных на камне, передающих память
о твоих великих деяниях…Гермес Трисмегист.
Бесчисленные поколения людей отошли в вечность с тех пор, как человек впервые осознал своё царственное на земле достоинство. Самые имена племён и народов заволоклись постепенно веками и исчезли в их тьме. Всепоглощающая череда событий пока закрывает собой для нас возможность устремить наш умственный взор в седую древность человечества, так мало мы знаем о себе самих. Справедливо сказано, что если история человечества длится сутки, то мы едва ли знаем последние пять секунд. Египет, Китай, Вавилон и Индия — вот пределы, за которые не может проникнуть пытливый глаз историка. Былины, легенды и мифы освещают ещё несколько тысячелетий вглубь веков, — затем всё заволакивается непроглядной тьмой.
К слову о легендах. Возьмём для примера Грецию. Начитавшись древнегреческих мифов, едут туристы по путёвкам туристических агентств на Балканский полуостров, где для них подготовлен классический тур по местам «боевой» славы античных героев и богов. Посетив Микены, святилище Асклепия, Дельфы, Акрополь и другие достопримечательности Греции, и наслушавшись говорливых гидов, способных часами рассказывать о славном героическом прошлом их предков, чувствуешь себя счастливым человеком, прикоснувшимся собственноручно к известным всему миру древнегреческим памятникам.
Уходящие в глубочайшую древность корни видели в своей истории и своих мистериях сами греки, признавшие, что их таинства явились лишь наследниками священнодействий ранних цивилизаций Востока. Даже имея в распоряжении то немногое, что нам известно о мистериях Греции, можно утверждать, что в отличие от таинств кабиров и самофракийских церемоний, истоки дионисийских мистерий, безусловно, лежали в восточных таинствах, связанных с ежегодным обновлением цикла природы, как, впрочем, и знаменитые хтонические церемонии Элевсина, всей своей сущностью настолько напоминающие некоторые аспекты культа Исиды, что с первого взгляда крайне сложно отрицать их египетское происхождение.
Но что же остаётся после экскурсии? Какие вопросы задаются?
Думается, что большинство туристов просто впитывает всю услышанную и ранее неизвестную информацию, и от этого остаётся лишь небольшой осадок, исчезающий через несколько месяцев. Зачем задумываться: это же всё мифы, придуманные Гомером и другими древними писателями. Как они могут повлиять на нашу жизнь, тем более, что наша страна находится за несколько тысяч километров от этих мест, сохранивших остатки древней культуры?
Но можно задать себе не один вопрос после интенсивной классической экскурсии по древней Элладе. Какие же вопросы возникают после классического тура? Вот некоторые из них:
- Кто был создателем Дельфийского оракула и других подобных оракулов в древней Элладе и за её пределами?
- Какую роль играли оракулы в обществе?
- Почему Дельфийский оракул, как и прочие, прекратил своё существование после того, как христианство стало господствующим вероучением?
- Остался ли институт оракулов и соответствующие политтехнологии в прошлом, либо продолжают существовать и ныне?
- Какая роль принадлежит жреческой корпорации Древнего Египта во всей этой истории?
Институт оракулов
Рассмотрим на примере Дельфийского оракула роль в жизни древней Греции этого социального института и его связь с египетскими оракулами. Может быть, это позволит нам сделать выводы, на основе которых можно будет ответить на многие вопросы, казалось бы, несвязанные друг с другом, узнать и осмыслить новые исторические факты, что поможет нам продвинуться дальше и увидеть древние политтехнологии в их современных проявлениях.
Основные сведения о Дельфийском оракуле авторы берут из работ Геродота, Плутарха, Гомера, Диодора, Страбона, Плиния Старшего и Павсания. Информация о Дельфийском оракуле и его роли в общественной системе, рассмотренная в большинстве литературных источников, не блещет разнообразием.
В обобщённом виде она может быть представлена так.
Существование Дельфийского Оракула по традиционной хронологии начинается с XVI века до н. э. и заканчивается в VI веке н. э. Заметим, что храм Аполлона был построен не на пустом месте, а на месте, где ещё раньше находилось святилище богини Земли — Геи, тоже предсказательницы.
Последнее прорицание Оракул дал в 392 году нашей эры, и в нём говорилось о том, что принятое Римом христианство погубит Римскую империю. За это предсказание римляне разрушили храм, но избежать открытой Оракулом судьбы Риму не удалось.
При Нероне с территории Дельфийского оракула были вывезены в Рим почти все ценности, однако оставалось ещё до 3000 статуй, в том числе и золотых. Все золотые детали стали добычей более поздних завоевателей, а Константину Великому, который возвёл христианство в ранг государственной религии империи, досталась лишь бронзовая колонна, на которой написаны имена всех греческих государств, сражавшихся с персами. Эту колонну перевезли в Константинополь (ныне Стамбул), где она теперь и находится.
Здания Дельфийского оракула
Резиденция Дельфийского оракула представляла собой целый комплекс зданий и сооружений. Здесь находился храм Аполлона, театр, стадион и, по-видимому, гостиничный комплекс.
На входных воротах были надписи мудрецов:
- «Познай самого себя»
- «Во всём соблюдай меру»
- «Всё наперёд обдумай»
- «Лови момент»
- «Много рук напортят дело»
- «Где порука — там беда».
Внутри святилища стояла золотая статуя Аполлона, треножник, на котором восседала пифия, омфал (древний культовый объект в Дельфах, считавшийся центром («пупом») Земли) на прямоугольном основании и другие священные предметы.
Правила для спрашивающих
К Оракулу паломник мог обращаться как с личными вопросами, так и выступать от имени большой группы людей. Причём вопросы могли быть самыми разнообразными от политических и религиозных до частных. Женщины могли обращаться к оракулу только через посредников. Очередь к пифии определялась жребием. Были, как водится, и исключения — для правителей и тех, кто мог внести большие пожертвования. Многочисленными ритуалами руководили жрецы. Перед обращением к Оракулу необходимо было внести плату и омыться водами священного источника. После этого совершалось жертвоприношение, при котором жрец (а не пифия, обратите внимание) определял, может ли проситель попасть в храм, чтобы задать свой вопрос либо же нет.
Что делала Пифия?
Перед прорицанием пифия, очистившись водами священного Кастальского источника (родник на горе Парнас, близ Дельф, в древней Греции почитался как священный ключ Аполлона и муз, дарующий вдохновение поэтам и музыкантам)
Об этом у А.С. Пушкина в стихотворении ― «Три ключа»:
«Кастальский ключ волною вдохновения в степи мирской изгнанников поит»,
и окурив себя лавром и ячменной мукой, брала в рот лист лавра и, держа в руке ветвь того же дерева, садилась на треножник, спрятанный за занавеской, и изрекала божественные откровения. Колоссальный треножник был изготовлен из золота. Золотая чаша его подпёрта была снизу бронзовой колонной в виде трёх свившихся змей. Считалось, что через пифию говорил сам бог Аполлон. Жрецы, всегда стоявшие рядом за занавеской, всегда толковали невнятное бормотание пифии вопрошающему паломнику.
Работал Оракул всего лишь один день в месяц седьмого числа и только девять месяцев в году, причём перерыв в три месяца был связан с тем, что Аполлон, как полагали греки, отправлялся на север в Гиперборею.
По сведениям Плутарха, который, вот совпадение, сам был верховным жрецом Дельфийского оракула, в более глубокой древности оракул принимал посетителей лишь раз в год.
Пифией могла стать только молодая целомудренная девушка. Плутарх пишет об одной из пифий, что она была из бедной крестьянской семьи, не имела никакого опыта и искусства, не обладала особыми способностями, но «жизнь прожила добропорядочно».
Пифия жила в специальном огороженном священном месте, вела целомудренную жизнь и соблюдала необходимые ритуальные ограничения. В случае потери своих способностей она возвращалась к прежнему образу жизни.
Пифия «не давала осознанных прорицаний, а являлась, медиумом Аполлона, его орудием» — пишет Л.Л. Селиванова в статье «О Дельфийской мантике».
Кроме пифии в храме были и другие женщины, в обязанность которых входило поддерживать неугасимый священный огонь. Причём, как сообщает Плутарх, снабжение елью и лавром для поддержания огня осуществлялось не девушками, а незамужними женщинами.
Кто были жрецы-толкователи?
Жрецами Аполлона были только мужчины. Мэнли П. Холл пишет, что рядом с пифией стояло пять жрецов, которые запоминали даже самые незначительные детали поведения пифии. Эти жрецы выбирались пожизненно и, как правило, были прямыми потомками Девкалиона. То есть их круг был строго ограничен определённой династией. И профессия толкователя передавалась по родству.
Девкалион, в греч. мифологии — сын титана Прометея, супруг Пирры, вместе с ней спасся на ковчеге во время потопа. По завершении потопа, дабы ускорить процесс заселения земли людьми, Девкалион и Пирра стали бросать за свои спины камни: камни, брошенные Девкалионом, превращались в мужчин, а камни, брошенные Пиррой, — в женщин. Соответственно этим представлениям древних греков о генеалогии человечества не все послепотопные люди были прямыми потомками Девкалиона: большинство — потомки тех камней.
Самый дискуссионный вопрос, по которому специалисты по античной истории не могут прийти к единому мнению, это вопрос о причинах появления у пифии пророческих способностей, хотя на наш взгляд намного важнее вопрос о том: кто толковал её бормотания. Одни считают, что девушка пророчествовала под влиянием исходящих из трещины в земле газов, другие ищут источник вдохновения в лавре, который жевала пифия и в воде Кастальского источника. Один из немецких исследователей этого вопроса сам жевал листья лавра, но вдохновение к нему так и не пришло.
Сторонники психологического объяснения причины считают, что это результат самовнушения как у шаманов и медиумов. Одна из российских исследовательниц видит причину в «геоактивной точке земли, благодаря которой устанавливается связь между человеком и богом».
Источников по фактологии Дельфийского феномена достаточно много и можно порекомендовать, например, работу О.В. Кулишовой «Дельфийский оракул в системе античных межгосударственных отношений (VII—V вв. до н. э.», в которой приводится обширный список литературы.
Впрочем, в этой же работе говорится о том, что, несмотря на активные исследования Дельфийского феномена, до сих пор не удаётся найти приемлемого объяснения, удовлетворяющего всех исследователей, так как любая гипотеза порождает новые вопросы,
«поэтому для многих современных учёных характерен пессимизм во взгляде на перспективы объяснения дельфийской загадки».
Но, тем не менее, подавляющее большинство исследователей всё же уверены, что оракул на территории Дельф — это не выдумка, так как невозможно представить себе столь грандиозной мистификации, сохранявшей в течение нескольких столетий авторитет среди народов и стран, находящихся в зоне влияния оракула. В связи с этим остаётся лишь принять к сведению информацию, дошедшую из эпохи античности, и, исходя из сегодняшнего уровня развития науки, не способной дать вразумительное объяснение этому феномену, просто согласиться со свидетельствами древних.
Необходимо ещё отметить, что подобных оракулов только на территории нынешней Греции было несколько. К ним относится оракул на Делосе, в Додонах, и даже на Афоне, где сегодня располагаются только православные монастыри. Два последних основывались на святилище Зевса. Известно также, что процедура получения прорицаний в других оракулах была совершенно иной. Например, главной святыней Додона был древний дуб, посвящённый Зевсу, у корней которого выбивался из земли источник. По журчанию ручья, шелесту листьев священного дуба и воркованию голубиц жрицы давали предсказания.
В общем, много перьев сломано писателями, немало защищено диссертаций (только в работе О.В. Кулишовой приведено более 150 ссылок на отечественные и иностранные источники, рассматривающие вопросы Дельфийского оракула) на университетских кафедрах и в различных центрах (например, создан даже центр Антиковедения), а воз и ныне там.
До сих пор не вполне понятно, кто организовал оракулы на территории Эллады и с какой целью. Современные учёные в большей своей массе материалисты, но, несмотря на это, в основе их выводов лежат в основном мифы, например, миф об Аполлоне, превратившемся в дельфина и направившем критский корабль к берегу для организации Дельфийского оракула.
Дальше мы покажем, что этот миф был сочинён создателями оракулов и предложен доверчивой толпе, искренне поверившей в Аполлона и с удовольствием поклоняющейся его золотой статуе. Потом, когда той же толпе в её новых поколениях предложили вероучение новой эпохи — христианство, она, немного поартачившись, приняла служителей нового бога так же, как в далёком прошлом приняла Аполлона и его служителей, будто и не было двух тысяч лет общественного развития древней Эллады под руководством Дельфийского оракула.
Современный интерес к Дельфийскому оракулу
В последнее время интерес к Дельфийскому оракулу, а точнее к методологии, лежащей в основе его деятельности, значительно возрос. Скорее всего, этот интерес подогревается двумя причинами.
Первая причина связана с необходимостью обеспечения устойчивого по предсказуемости существования любой социально-экономической системы, будь то предприятие, банк, государство, человечество в целом. Ведь устойчиво управляемой может быть только такая система, поведение которой под воздействием внешних и внутренних факторов, а также и самого управления, гарантированно предсказуемо с достаточной для практики точностью.
Вторую причину внятно изложил биржевой спекулянт (так он сам себя отрекомендовал читателю) Виктор Нидерхоффер в статье: «Дельфийский оракул и наука», где он проговорился:
«Оракулы, предсказания и пророчества — это тот же бизнес».
Обе причины, по которым современные бизнесмены бросились исследовать литературу по Дельфийскому оракулу, сводятся к желанию овладеть методами предсказаний и, получив преимущество перед конкурентами, ускоренно разбогатеть. И с иных позиций проблематика прогностики на Западе не рассматривается и рассматриваться не будет: «моральные» ценности не позволяют.
Этот же автор, ссылаясь на Джозефа Фонтенроуза, приводит его статистические данные об эффективности деятельности дельфийских жрецов. Оказывается, что 32 % высказываний жрецов можно классифицировать как приказания, 41 % — как утверждения, 22 % — как запрещения, а ясные предсказания составляли лишь 2 %, не предсказанных будущих событий оказалось 3 %.
Так на чём же тогда держался авторитет Дельфийского оракула, сохранившийся до сих пор? Виктор Нидерхоффер считает, что
«в Дельфах веру в пророчества поддерживали священные ритуалы, архитектура и сама атмосфера, окутывавшая святилище. Искусство, атлетические игры, пиры, священные обряды и сеть дорог привлекали в Дельфы множество посетителей. А внушительность, иносказательность и осторожность, с которыми делались предсказания, защищали репутацию оракула от трезвых оценок».
Однако для управленчески грамотного человека приведённая статистика означает, что за 32 % «приказаний» оракула стоит скрытая прогностика, т. е. прогностика, не нашедшая оформления в обезличенных предсказаниях в форме «будет то-то и то-то», но выраженная в форме приказов «делай то-то и то-то». То же касается и 22 % прямых запретов.
41 % по сути, представляли собой информационные сводки, на основе которых думающий человек был способен и сам прийти к необходимому ему решению вопроса. Т. е., если смотреть на эту статистику, то успешность прогностики в деятельности Оракула превосходила 2 % предсказаний, дававшихся в явной форме.
Т. е. Дельфийский оракул, если пользоваться современной терминологией, был довольно эффективной «консалтинговой фирмой». И на его эффективности в таковом качестве основывался его авторитет, который «дожимал» клиентов, а в каких-то случаях и ситуацию (матрично-эгрегориально) тогда, когда рабочие процедуры Оракула давали сбой.
Далее Виктор Нидерхоффер даёт рекомендации, как организовать современный священный оракул, которые сводятся к выбору впечатляющего места, созданию хорошей сети дорог, обеспечения вопрошающих вином, сексом, спортом, пением и тому подобными мероприятиями.
Но это приводит всего лишь к вопросу: Почему Лас-Вегас, где всё это есть, — не Оракул наших дней? Или в иной формулировке: Чего не хватает Лас-Вегасу и что из него надо удалить, чтоб он стал эффективным Оракулом наших дней?
В конце концов, автор приходит к выводу, что
«учёные мужи современного рынка не только следуют дельфийской модели, но также распространяют, внедряют и совершенствуют её повсеместно. Они твёрдо ограничиваются приказами и описаниями. Лучшие из них живут вдалеке от Уолл-Стрит, среди прозрачных источников, в окружении величественных гор (похоже на описание Швейцарии: наше замечание при цитировании). <…> Как выпускник Гарварда, я часто присутствую на собраниях Гарвардского фонда, считающегося едва ли не самым прибыльным в мире (выд. авт.). Гостям здесь подают лучшие вина; политикам, связанным с фондом, присуждаются высокие степени; влиятельных «звёзд» осыпают почестями… где я нахожусь? В Кембридже, Массачусетсе 2000 года нашей эры — или в древнегреческих Дельфах в Древней Греции, в 800 году до нашей эры?».
Биржевой спекулянт показывает свою сопричастность к деятельности надгосударственного центра управления и открыто говорит нам, что Дельфийский оракул не исчез, не растворился в веках, а продолжает управлять глобальными экономическими процессами.
Что спрашивали и что отвечал Оракул?
Здесь же для сравнения приводятся некоторые вопросы древних паломников и ответы оракула.
Вопрос: Как достичь благосостояния народа?
- Ответ: Любовь к деньгам разрушит Спарту.
Вопрос: Как далеко демократия может зайти в государственных реформах?
- Ответ: Сядь в середине корабля, направляющегося прямо. У тебя много помощников в Афинах.
Действительно, с точки зрения современных бизнесменов ответы Оракула уклончивы и бессмысленны. На первый вопрос они ждали совета, как обогатиться, где взять денег, золота или товар, который можно выгодно продать, а тут оракул несёт какую-то чушь о том, что «любовь к деньгам разрушит Спарту». Материалистическое мировоззрение не может принять такой ответ оракула, так как он вступает в противоречие с западными ценностями.
Были и современники дельфийского жречества, которые не понимали назначения оракулов. Например, Цицерон, посетив Дельфы, где ознакомился с ритуалами и, познав, по-видимому, только их формальную сторону, сказал:
«Удивительно, как это жрецы-прорицатели, взглянув друг на друга, могут ещё удерживаться от смеха».
А Эзоп, считая себя очень умным, сам пытался учить местную дельфийскую братию, но она оказалась умнее, и построила ситуацию так, что он покончил жизнь самоубийством: при взгляде со стороны Эзоп сам предпочёл броситься со скалы — причём тут Оракул?
Но для подавляющего большинства авторитет оракулов был непререкаем, они не сомневались в божественном происхождении предсказаний, вернее даже не допускали сомнений. Зенон, хоть и сам был философом, но пришёл с философским вопросом именно к Дельфийскому оракулу:
«Как ему жить наилучшим образом?»,
на что получил ответ:
«Взять пример с покойников».
Считая, что это ответ самого Аполлона, Зенон задумался и пришёл к выводу, что ему надо ознакомиться с произведениями древних писателей. Пишут также, что пророчествам дельфийских пифий доверял сам Платон.
Кто создавал оракулы и с какой целью?
Интересно было бы узнать, кто стоял за спиной бога Аполлона — мифического создателя Дельфийского оракула. Либо: кем был Аполлон, если древние греки обожествили реальное лицо?
Древнегреческий миф говорит о том, что Аполлон заставил причалить судно с критскими купцами к берегу, недалеко от нынешних Дельф, привёл их в храм и сделал жрецами, пообещав «сладкую жизнь».
Т. е. жречество было не местное, а критское, а Крит был тесно связан с… Египтом (!). Бертран Рассел утверждает, что
«…влияние Египта на Грецию осуществлялось главным образом через Крит».
В музее Дельф есть статуи двух юношей, Битона и Клеобиса. Греческая мифология, ссылаясь на Геродота, считает их жителями города Аргоса, находящегося на полуострове Пелопоннес. Однако по внешнему виду это — явно юноши из Египта, и их происхождение оттуда подтверждают и греческие гиды, которые рассказывают, что египетские юноши охраняли Дельфийский оракул, и никому не удавалось их обмануть или от них убежать.
В этом же музее можно встретиться и с женоподобным крылатым сфинксом, тоже изобретением древних египтян, на что указывают многие авторы, например, Иммануил Великовский, который, к тому же выдвигает и доказывает версию, что древнегреческий миф об Эдипе имеет египетские корни.
Влияние Египта на Грецию описано Геродотом в его Истории, где он прямо говорит, что
«… почти все имена эллинских богов происходят из Египта».
Кроме того, в этой же книге он раскрывает взаимосвязь египетского оракула в Фивах и эллинского оракула в Додонах:
«54. О прорицалищах в Элладе и о ливийском оракуле рассказывают в Египте вот что. Жрецы Зевса в Фивах рассказывали мне, что две женщины, жрицы из Фив, были увезены финикиянами и одна из них, как узнали, была продана в Ливию, а другая — в Элладу. Эти-то женщины и положили основание первым оракулам у упомянутых народов. На мой вопрос, откуда у них такие точные сведения, жрецы отвечали, что они тщательно разыскивали этих женщин, но, правда, безуспешно, а впоследствии узнали то, что и рассказали мне. Так мне передавали фиванские жрецы.
55. А жрицы в Додоне сообщили вот что. Две чёрные голубки однажды улетели из египетских Фив, одна — в Ливию, а другая к ним в Додону. Сев на дуб, голубка человеческим голосом приказала воздвигнуть здесь прорицалище Зевса. Додонцы поняли это как волю божества и исполнили её. Голубка же, прилетевшая в Ливию, как говорят, приказала основать там прорицалище Аммона. И это также — оракул Зевса. Это мне рассказывали додонские жрицы. Старшую из них звали Промения, среднюю Тимарета, а младшую Никандра. И другие люди из Додоны, из числа храмовых служителей, подтвердили мне их рассказ.
56. Моё собственное мнение об этом вот какое. Если финикияне действительно похитили тех женщин из храма и одну продали в Ливию, а другую в Элладу, то, по-моему, эта последняя прибыла в Феспротию в Элладе (тогда Эллада называлась ещё Пеласгией). Здесь в плену, будучи рабыней, она основала под мощным дубом святилище Зевса, так как она, естественно, помнила о Зевсе также и на чужбине, куда приехала, будучи служительницей его храма в Фивах. Когда она научилась затем эллинскому языку, то устроила прорицалище и рассказала, что её сестру продали в Ливию те же самые финикияне, которые продали и её.
57. Голубками же, как я думаю, додонцы называли этих женщин потому, что те были из чужой страны и, казалось, щебетали по-птичьи. Когда затем голубка заговорила человеческим голосом, то это значит, что они теперь стали понимать женщину. Пока же она говорила на чужом языке, им казалось, что она щебечет по-птичьи. Действительно, как же может голубка говорить человеческим языком! Когда же они называют голубку чёрной, то этим указывают на то, что женщина была египтянкой.
58. Способ прорицания в египетских Фивах и в Додоне почти одинаков. Искусство предсказания по жертвенным животным пришло в Элладу также из Египта. Затем египтяне прежде всех ввели у себя всенародные празднества и торжественные шествия, а от них уже [всё это] заимствовали эллины. Доказательство этого в том, что эти египетские празднества, очевидно, введены давно, эллинские же, напротив, установлены недавно».
Геродот также сообщает о том, как египтяне помогли восстановить сгоревший храм в Дельфах:
«180. Когда амфиктионы за 300 талантов отдали подряд на строительство нового дельфийского храма (прежний храм случайно погиб в огне пожарища), то четвертую часть денег за подряд пришлось уплатить дельфийцам. Тогда дельфийцы стали ходить по городам и собирать пожертвования, причём возвратились из Египта далеко не с пустыми руками. Так, Амасис пожертвовал им 1000 талантов квасцов, а эллины, жившие в Египте, — 20 мин серебра».
Почему жрецы храма Аполлона не обращаются за помощью к эллинам? Если бы оракул был местным изобретением, то, наверное, жрецы нашли бы средства для его восстановления у себя, но они посылают дельфийцев в Египет и те возвращаются назад и «не с пустыми руками», изъяв при этом четвёртую часть собранных средств. По всей вероятности для тех, кто финансировал восстановление храма, этот храм имел бόльшее значение, чем для местных жителей.
Где была кузница философских кадров
Египет не только организовывал и поддерживал оракулы в древней Греции, но и готовил кадры для эллинских городов-государств.
В книге Диогена Лаэртского можно обнаружить целый список философов, так или иначе связанных с Египтом.
Фалес — один из семи мудрецов Греции:
«Учителей он не имел, если не считать того, что он ездил в Египет и жил там у жрецов».
Солон:
«По приходе Писистрата к власти Солон, не сумев вразумить народ, сложил своё оружие перед советом военачальников и сказал: «Отечество моё! я послужил тебе и словом и делом!”» — и отплыл в Египет, на Кипр и к царю Крезу».
Пифагор:
«Юный, но жаждущий знания, он покинул отечество для посвящения во все таинства, как эллинские, так и варварские: он появился в Египте, и Поликрат верительным письмом свёл его с Амасисом, он выучил египетский язык (как сообщает Антифонт в книге «О первых в добродетели»), он явился и к халдеям, и к магам. Потом на Крите он вместе с Эпименидом спустился в пещеру Иды, как и в Египте в тамошние святилища, и узнал о богах самое сокровенное».
Евдокс:
«… вместе с врачом Хрисиппом отправился в Египет с верительным письмом от Агесилая к Нектанебу, а Нектанеб свёл его со жрецами. В Египте, обрив подбородок и брови, он пробыл год и четыре месяца».
Демокрит:
«… он совершил путешествие и в Египет к жрецам, чтобы научиться геометрии».
Платон:
«Следует также знать, что ездил он и в Египет к тамошним жрецам и у них изучил их священные науки».
Прокл тоже был в Египте в Александрии и там познакомился
«… с теми, кто правил Египтом, и они тоже приняли его в свой дружеский круг, пленённые остротой его ума и благородством нрава. Учился он и у грамматика Ориона, потомка египетского жреческого рода».
Таким образом, Египет был «кузницей кадров», и как видно, например по Проклу, готовил не только философов, но и жрецов для службы вне Египта — из числа «туземцев», обучая их священным наукам, в угодном учителям смысле.
Оракулы — египетская технология
Оракулы на территории нынешней Греции — это произведение египетского жречества, да и корни греческих мифов находятся в Египте. Геродот описывает один из известных египетских оракулов в уже цитируемом томе, называя его самым правдивым прорицалищем в Египте:
«155. Я уже неоднократно упоминал о прорицалище (в Буто) в Египте и теперь хочу подробнее рассказать об этом достопамятном месте. Это египетское прорицалище находится в храме Латоны в большом городе у так называемого Себеннитского устья Нила, если плыть от моря внутрь страны. Имя этого города, где находится оракул, Буто, как я только что сказал. Кроме того, в этом Буто есть ещё святилище Аполлона и Артемиды. Когда Латона, принадлежавшая к сонму восьми древних богов, жила в Буто, где ныне находится её прорицалище, Исида передала ей на попечение Аполлона. Латона сохранила Аполлона и спасла на так называемом ныне плавучем острове, когда всюду рыскавший Тифон пришёл, чтобы захватить сына Осириса. По словам египтян, Аполлон и Артемида — дети Диониса и Исиды. Латона же была их кормилицей и спасительницей. У египтян Аполлон называется Ором, Деметра — Исидой, а Артемида — Бубастис».
Этот отрывок не только повествует об оракуле в городе Буто, столице нижнего Египта, но и прямо признаёт тесную взаимосвязь египетской и греческой мифологии. Известно также, что и орфические доктрины имеют своим первоисточником Египет. Авторы мифов — одни, но интерпретаторы разные.
Реальная власть Египта
Реальная власть в Египте принадлежала не царям-фараонам, а той социальной группе, а равно профессиональной корпорации, которую принято по сложившейся традиции называть «жречеством», без того, чтобы осознавать изначальный смысл этого слова. Пока и мы тоже будем называть их «жречеством» для краткости, хотя на каком-то этапе способность к жизнеречению древнеегипетское «жречество» потеряло.
«Жречество» создаёт концепции управления и, внедряя их в общество, тем самым осуществляет концептуальную власть. Одновременно за «жречеством» остаётся и идеологическая власть, суть которой состоит в адаптации (интерпретации) концепции для народных масс, большей частью мировоззренчески не окультуренных.
Поэты, певцы, писатели и философы, восприняв идеи общесоциальной значимости от «жречества», доводят их в мифологических формах, удобных и понятных не посвящённым людям, до разных общественных групп.
Например, «Илиада» Гомера в древней Греции
«считалась книгой священной. Она воспринималась греками с таким же трепетом и благоговением, как верующими евреями до сих пор воспринимается Пятикнижие».
Мифы исподволь формируют алгоритмы самоуправления общества в целом и каждой личности в отдельности, — в направлении, желательном для «жречества». Мифология — инструмент управления.
На публично правящую «элиту», в том числе на царей и фараонов ложится лишь функция осуществления концепции, т. е. цари со своими чиновниками — это всего лишь исполнительная, законодательная и судебно-следственная власти. Они не изменяют концепцию, а только её исполняют; да и миропонимание у них не того качества, чтобы изменить её или выработать альтернативу господствующей.
В такой социальной концептуально безвластной среде «жречество» использует институт оракулов в качестве центров управления по всей территории, на которую фактически распространяется (либо притязает) его влияние — его концептуальная власть.
Сам оракул не принадлежал никакому государству, наоборот — он был изолирован от государственного контроля и обладал правом «экстерриториальности» не только юридически, но и духовно. Предсказания — это всего лишь ширма, прикрывающая явную управленческую функцию «жречества», что ясно из приведённого выше анализа статистики ответов Дельфийского оракула. Мы уже приводили результаты исследования Джозефа Фонтенроуза, который определил из разных источников, что вся деятельность жречества Дельфийского оракула на 95 % сводилась к приказаниям, запрещениям и утверждениям, а сбывшиеся предсказания составляли лишь 2 %. Такая статистика не вызывает сомнения о характере деятельности дельфийского «жречества».
Для создания авторитета конкретного оракула использовался целый комплекс мероприятий: соответствующие ритуалы поклонения статуям богов, жертвоприношения, спортивные состязания, театральные постановки, диагностика здоровья и лечение, а также — и процедура прорицания.
У «жречества» не было проблем с деньгами, золотом, продуктами, так как для того, чтобы узнать своё будущее или поправить здоровье, люди готовы были отдать всё, а цари могли засыпать оракул золотом, лишь бы узнать, что их ожидает или как им решить какую-то конкретную задачу.
«Жрецы» действовали мудро: они советовали, как поступить в данной ситуации, но прямо никого не принуждали, и люди считали, что они сами принимали решение и в случае неудачи сами несли за него ответственность, а в случае успеха — некоторая доля победных лавров доставалась и им, а не только Оракулу.
Один из широко известных примеров последнего, вошедший во многие школьные учебники: при угрозе вторжения в Грецию персов Дельфийский оракул возвестил, что от нашествия персов
«погибнет всё, и только деревянные стены могут защитить афинян и их детей».
В прямом понимании этой рекомендации — она верх идиотизма: деревянные крепостные стены в условиях жаркого греческого лета легко спалить, не говоря уж о том, что по своим природно-географическим условиям леса Греции не очень-то богаты «деловой древесиной», по какой причине основным строительным материалом в Элладе был камень, к тому же более соответствующий решению задач фортификации, нежели дерево.
Однако рекомендация Оракула была понята Фемистоклом (один из политических деятелей Афин) как намёк на необходимость постройки флота: кто скажет, что борта военных кораблей, которые тогда строили из дерева, — не «деревянные стены», о которых говорил Оракул?
В итоге греки под руководством Фемистокла в 480 г. до н. э. разгромили флот персидского царя Ксеркса в Саламинском проливе, не дав персам в узкостях пролива воспользоваться подавляющим численным превосходством в количестве кораблей и их боевой мощи. Это была стратегическая победа, которая положила конец попыткам экспансии Персии в Европу и притязаниям на господство в Средиземноморье и над прибрежными государствами. Эта победа позволила культурам Средиземноморья самобытно развиваться до начала их унификации на основе канона Нового завета 800 лет спустя.
В интересующем же нас аспекте взаимодействия Оракула как социального института и подконтрольного ему общества, с одной стороны — Саламинская победа над персами в очередной раз подтвердила авторитет Дельфийского оракула, а с другой стороны — те, кто правильно поняли его рекомендацию и воплотили её в жизнь, тоже могли гордиться своим умом, а не чувствовать себя полными дураками, которым высшие силы дали победу почти что в готовом виде.
Алгоритмика оракула
Теперь вернёмся к рассмотрению деятельности Оракула. Приведём некоторые наставления, написанные на стенах храма Аполлона в Дельфах, кроме тех, что мы уже привели ранее:
- «Преклоняйся перед священным»
- «Слава не в силе»
- «Бойся власти»
- «Соблюдай почтительность в речи»
- «Держи женщину под контролем».
В этих ненавязчивых наставлениях хорошо видно, как расставлены акценты: перед священными ритуалами жрецов, а по умолчанию и перед самими жрецами, нужно преклоняться, т. е. уважать и восхищаться, а что касается власти, то её надо — всего лишь бояться (причём рекомендация об отношении к власти двусмысленна: её можно понимать и в смысле осторожного обращения с властью, оказавшейся в твоих руках; и в смысле угрозы индивиду со стороны институтов власти в обществе и их представителей). Последнее наставление мужчины поймут и примут тем более, что женщинам вход в храм Аполлона был запрещён.
Египетское жречество устанавливало свои региональные центры управления не случайным образом. Мы уже говорили о возможных геоактивных точках на территории Египта, Греции и других стран. Но как они их определяли? Может быть, они знали какую-то методику?
В книге «Египетский оракул» автор пишет, что оккультные центры располагались ровно через градус широты: Кносс, Китера, Делос, Дельфы, Додона находились соответственно на 35, 36, 37, 38, 39 градусах северной широты. Эти оракулы входили в состав «Северной октавы» и были лишь составной частью системы оракулов. Были ещё восточная и северо-восточная октавы, а также дальняя октава с главным центром на реке Днепр. Есть данные о существовании оракулов близ горы Арарат и даже на территории нынешнего Китая.
Автор книги «Египетский оракул» считает, что вся система оракулов представляла собой «космическую антенну» для сбора космической энергии, которая управляет волей и намерением человека и является источником магии и волшебства.
Владимир Титов в статье «Аркона — священный город славян» пишет, что у славян тоже были оракулы, похожие на Дельфийский. На острове Рюген в городе Аркона был древнеславянский культовый центр, где тоже правили свои жрецы, и ни один серьёзный вопрос не решался без совета с ними.
Далее приведём текст автора:
«Аркона была построена на высоком скалистом берегу острова Рюген и со стороны Балтийского моря была неприступна. В городе находилось множество храмов всех племенных славянских богов. Главным богом Арконы был Святовит, чей идол был установлен в специальном храме. Идол был огромный, выше человеческого роста, с четырьмя головами на четырёх отдельных шеях с остриженными волосами и обритыми бородами. … проводится гадание по пирогу, сходное с восточнославянской рождественской колядой. … При храме содержался священный конь Святовита, белой масти с длинными, никогда не подстригавшимися гривой и хвостом.
Посредством этого коня и гадали перед началом войны. Служители втыкали перед храмом три пары копий на известном расстоянии друг от друга, к каждой паре привязывалось третье копьё поперёк. Жрец, произнеся торжественную молитву, выводил коня за узду из сеней храма и вёл на скрещенные копья. Если конь через все копья ступал сначала правою ногой, а потом левою — это считалось счастливым предзнаменованием. Если конь ступал сначала левою ногой, то поход отменялся. Арконский храм сделался главным святилищем славянского Поморья, средоточием славянского язычества».
Таким образом, система оракулов представляла собой разветвлённую сеть для сбора информации во всей округе, подконтрольной жречеству. Оракулы собирали, хранили, анализировали информационные потоки и прогнозировали события на основе как экспертных оценок, так и разного рода экстрасенсорных практик, большей частью оформленных в ритуалы. Если мы допускаем, что жрецы обладали способностями получать информацию из мистических источников, то это тоже ничего не меняет, потому что принятие решения и его реализация зависела от самих жрецов, от их нравственности, обуславливающей миропонимание и текущую интеллектуальную деятельность.
Жреческая корпорация и её роль в системе общественного самоуправления
Некоторые современные авторы приписывают жречеству не свойственные ему заслуги, восхищаясь тайными мистериями, магией и различными эзотерическими знаниями жрецов.
То, что египетская цивилизация просуществовала долго, конечно же, — заслуга жречества, но если вдаваться в рассмотрение качества этого существования, то нельзя отрицать и того факта, что подавляющее большинство людей были неграмотны, работали от зари до зари, чтобы как-то просуществовать, а сами жрецы эксплуатировали не только рабов, но и египетское государство в целом, не будучи в ответе ни за что перед самим египетским «обществом».
Толпо-«элитаризм» египетского жречества
Давайте рассмотрим, была ли у египетского жречества мотивация для обеспечения высокого уровня жизни египтян и выполнения миссионерской функции по распространению знаний среди простого народа, либо же была мотивация к поддержанию монополии на знания и воспроизводству на этой основе в преемственности поколений толпо-«элитарного» устройства общества, в котором они властвуют над невежественной (вне области своей профессиональной деятельности) толпой?
Жречество в Египте всегда существовало как замкнутая каста. И как отмечал Диодор, по своему величию и привилегиям жрецы были наравне с царём. В действительности верхушка жреческой корпорации обладала социальным статусом выше царского. Жречеству принадлежала самая крупная доля собственности на землю Египта, за которую они не платили налогов — это показатель того, что именно жреческая корпорация была настоящим хозяином Египта. В Египте существовал закон, по которому пятую часть урожая нужно было отдавать фараону, но это закон не распространялся на жречество. Храмы и земли, принадлежащие жрецам, обслуживались рабами, привезёнными из других стран. Кроме этого по приказу фараона на землях жрецов селились ремесленники и земледельцы, необходимые для службы в храмах. К храмам были приписаны территории, которые тоже приносили доход. Ко всему прочему жречество относилось к самой грамотной части общества, которая оберегала свои знания от распространения среди простого народа.
Монотеизм жречества
Некоторые египтологи считают, что в древнем Египте был монотеизм, а не политеизм. Например, А.Б. Зубов, пишет, что в
«… наивысших творениях египетского религиозного гения с безусловностью утверждается, что Бог един, что Он — создатель всей жизни и всего существующего, владыка времён, ведущий в вечность. Его не схватишь рукой, действия Его полны тайны, и ничто не может воспрепятствовать им. Он — царь в Фивах, князь в Гелиополе и Великий Венценосец в Мемфисе. Он невидим, но Он внемлет молитвам. Он благосклонен к людям, когда они живут, как должно. Он сокровенен и образ Его неизвестен. Один Он и нет иного, подобного Ему. … Он — Бог единственный. Всё остальное — и боги, и люди, и земля и небо — лишь творения Его. Так думали египтяне и на пороге истории в начале III тысячелетия до Р.Х., так исповедовали они и в эпоху Нового Царства, ту же веру хранили они и в последующие века государственного упадка, с ней встретили они и зарю христианского благовестия».
Да, монотеизм был, но для высшего жречества, а для толпы был политеизм и «зверинец» всевозможных богов.
Как жили египетские жрецы
Жили жрецы обособленно и проводили своё время в «священных трудах», обслуживая своего бога, хотя и среди жрецов были те, кто обслуживал храмовое хозяйство, занимался поставками продовольствия и т. п. работами. В этой касте была своя иерархия: божественные отцы, жрецы, священнослужители, чиновники, и эта иерархия порождала борьбу за власть внутри жреческой касты.
Жречество выделялось из толпы не только своим положением, знаниями и богатством, но и одеждой. Основным цветом одеяний жрецов был белый, а наиболее предпочтительный материал, из которого она изготовлялась — лён. Белому цвету жрецы отдавали предпочтение не случайно: согласно представлениям египтян, белый цвет в своей чистоте стал выражением полноты неземной власти.
В общем, у нас есть основания считать, что жречество больше занималось некими своими делами, в которые представителей остального общества не посвящало, а также — собой, своим образованием, созданием имиджа, карьеризмом и т. п. Именно в силу этого большинству простых людей их знания были недоступны, и поэтому из них формировалась атеистическая толпа, способная лишь «пахать» на жрецов и частично на «элиту». При этом как толпа, так и «элита» для жречества — всего лишь средство достижения собственных целей, расходный материал, который можно употреблять для своих нужд.
Мы исходим из того, что внутриобщественной функцией жречества является жизнеречение, т. е. разработка концепции и передача её исполнительной власти, прогнозирование событий и корректировка управляющего воздействия таким образом, чтобы всё общество, а не только каста жрецов устойчиво из поколения в поколение могло реализовать свой творческий потенциал.
Как видно из истории древнеегипетской цивилизации, древнеегипетское жречество этим требованиям не удовлетворяло, и потому с нашей точки зрения правильнее было бы называть его — древнеегипетское знахарство, — что мы и будем дальше делать. Знахари из-за своей порочной нравственности в той или иной мере утратили способность доступа к ноосфере планеты, и в этом одна из причин того, что институт оракульства, созданный ими, не мог функционировать без привлечения к работе в нём «посторонних»: в случае Дельфийского оракула такими «посторонними», которых опекали свои доверенные профессионалы, были пифии из простонародья. Чтобы получить доступ к информации ноосферы, они использовали девочек до возраста половой зрелости, после чего им оставалось только трактовать полученную информацию в соответствии с той концепцией управления глобальной политикой тех лет, которую они поддерживали.
Цели египетского знахарства
Теперь нам остаётся определиться с целями знахарства и концепцией достижения целей, господствовавшей во времена древнего Египта и древней Греции.
Цель состоит в обеспечении устойчивого и безопасного существования своей касты (концепция паразитизма меньшинства на большинстве).
К этой цели может вести множество путей и, по-видимому, какие-то из этих путей были опробованы в ходе исторического процесса. Можно свой народ эксплуатировать как рабов и держать в страхе, наказывая тех, кто плохо работает или не подчиняется властям. Правда производительность рабского труда, как известно, низкая, да к тому же рабы могут восстать (восстание рабов под предводительством Спартака в рабовладельческом Риме — это то, что стало достоянием истории, но были и другие восстания рабов, исторической наукой не отмеченные).
Рабовладение осуществляется значительно более эффективно, если физического насилия нет, а человек подчиняется реальной власти по собственной воле на основе его собственного миропонимания, делающего его рабом. Этот принцип и реализует знахарская корпорация, предпочитающая незаслуженно именоваться жречеством.
Суть метода их властвования над толпой состоит в том, что в коллективное бессознательное общества внедряются стереотипы восприятия касты знахарей (без всякого на то основания именующих себя жрецами) в качестве прямых представителей Бога (богов), указания, утверждения и предсказания которых ― воля самих богов.
И соответственно мы узнаём, что
«во времена Эхнатона один и тот же иероглиф обозначал и судьбу, и жреца, и фараона, и Бога».
Закрыть возможности к разделению в сознании простого человека понятий: «воля Бога», «отсебятина иерархий», «судьба», «государственность», «власть в обществе» — это низменный, давний и неизменный идеал всех земных притязателей на самовластье, но это — их самодурственная отсебятина.
Мифология, как средство взращивания атеизма
Ненависть древней египетской легитимной иерархии знахарей даже к мёртвому фараону Эхнатону (Аменхотеп IV), открывшаяся археологам, вызвана тем, что реформы фараона-отступника от культа Амона — изменника делу иерархии знахарей — вели к разделению указанных понятий. В частности, как сообщает Ю.Я. Перепёлкин, к концу царствования Эхнатона компонент «бог» в иероглифике перестал употребляться по отношению к самому фараону и солнцу (Амону-Ра). Для легитимных иерархий знахарей отождествление в неразделяемой смеси или хотя бы неразрывность ранее перечисленных понятий — основное требование к культурам обществ, находящихся под гнётом их паразитизма.
В этом насаждении атеизма исподволь — корень метода порабощения человека знахарством, которое не заинтересовано в раскрытии и освоении своего творческого потенциала людьми. Истинное жречество не может стоять стеной, разделяющей людей и Бога, а помогает всем людям стать человеками. В этом — ответ на вопрос, который по умолчанию содержится в русской поговорке:
«Все — люди, да не все — человеки».
С учётом этого обстоятельства следует признать, что в рамках концепции насаждения господства атеизма исподволь, знахари были прекрасными управленцами-психологами и понимали, что система стереотипов или алгоритмов самоуправления формируется общественной культурой. Культура является основным средством, с помощью которого реализуется рассмотренный выше метод управления толпо-«элитарным» обществом.
Формирование необходимой информационной среды для реализации метода — это уже удел идеологической власти. Она создает мифологию — систему взаимосвязанных мифов об устройстве мира, об иерархии богов, управляющих всем на Земле. Затем за дело берутся поэты, писатели, художники, композиторы, говоря нынешним языком — «творческая интеллигенция» — и придают мифам «изысканную форму и делая их доступными для публики».
«Жречество» же — знахарство — занимается мистико-религиозными аспектами мифологии, в которую входит и деятельность оракулов, представляющая собой всего лишь средство внедрения концепции в культуру общества.
Так на бессознательных уровнях психики общества формируется алгоритм:
- возникла потребность в обращении к божеству;
- нужно пойти в храм имени этого божества;
- в храме есть иерархия жрецов, которая определит мистическим путём, будет ли бог отвечать на вопросы паломника;
- при положительном решении жрецы по бормотанию пифии, по шелесту листьев дуба, по движению рук статуи бога или каким-нибудь ещё способом дают ответ или совет от имени бога;
- ответ или совет божества является основанием для принятия решения и соответствующего поступка или поведения;
- по умолчанию подразумевается, что дальнейшие действия освящены богом.
В реальной жизни этот алгоритм можно выразить простыми словами: хочешь узнать, что будет или что делать, — спроси у знахарей. Но ведь знахари ― всего лишь люди, хотя и многознающие, по-современному ― образованные, возможно обладающие мистическими или экстрасенсорными способностями, но они не боги, хотя и говорят «от их имени».
Подсознательное отождествление информации, полученной от знахарей, с информацией от Бога ― делает общество атеистическим.
Авторитет знахарства в обществе исключительно высокий и поддерживается, прежде всего, самими знахарями. Прочитайте первую песнь «Илиады» Гомера, и вы узнаете, что будет с народом, предводитель которого обидел жреца. В таком обществе управляет не Божья Воля, а воля знахарства, а это — не одно и то же.
Из всего сказанного для нас важно следующее:
- концептуальная и идеологическая власть принадлежала древнеегипетскому знахарству;
- знахарство сформировало концепцию управления и идеологию в форме мифологии для восприятия концепции толпой;
- центрами управления являлись храмы и оракулы, предъявляемая на публику деятельность которых сводилась к предсказаниям «от имени богов»;
- сами знахари ассоциировались населением с представителями богов, а то, что они вещали, воспринималось как выражение воли богов.
Таким образом, знахарство управляло жизнью общества: цари или другие представители государственной власти были концептуально безвластны и выполняли волю знахарства, считая, что это воля богов.
Но когда оракулы выполнили свою функцию, «кто-то» подсказал римлянам, что оракулы не только могут предсказывать будущее, но и творить его, а это не понравилось римским правителям, и они закрыли Дельфийский оракул и, по-видимому, другие оракулы, находившиеся на территории Римской Империи. Произошло это потому, что знахарство к тому времени создало новое вероучение, способное, по его мнению, лучше отвечать на вызовы того времени, и для того, чтобы расчистить для него в культуре место, оракулы вероучений закрываемой эпохи решено было ликвидировать. Именно тогда Рим получил команду «фас!» и прикрыл публично действующие оракулы, хотя и сам институт оракулов и политтехнология сохранились и в культах новой эпохи, изменив свои формы.
Тайный умысел египетских «жрецов» — ключ к пониманию истории и политики наших дней
Многие историки и исследователи древнеегипетской цивилизации говорят о том, что египетские жрецы владели тайными знаниями, которые они получили от предыдущей высокоразвитой цивилизации. Например, один из комментаторов фильма «Загадки древнего Египта» высказывает гипотезу, что каста египетских жрецов владела некими тайными знаниями, которые успешно удавалось скрывать от других. Эта каста существовала открыто в Египте, но по завершении периода греко-римского доминирования в стране ушла в подполье. По его мнению, правопреемники и продолжатели политики древнеегипетской знахарской корпорации — продолжают здравствовать и действовать доныне. Современные «жрецы» существуют в виде тайной организации (ордена) и до сих пор скрывают истинные знания от людей. Египетское правительство участвует в сокрытии истины, не допуская к определённым памятникам и сооружениям древности ни исследователей из других стран, ни туристов, а в ряде случаев подлинные памятники древности в Египте (как и других странах) в ходе «реставрации» подменяются новоделами-реконструкциями, отвечающими потребностям современных заправил истории в формировании «общественного мнения» о том, какой якобы была древность.
Кроме того, проскальзывали сообщения, что после того, как Египет стал англо-французской колонией, Ватикан занимался там скупкой и сжиганием уцелевших древних рукописей: с какой целью уничтожать свидетельства прошлых эпох?
С гипотезой о том, что знахарская традиция, уходящая корнями в египетскую древность, действует и ныне, хотя и без публичности, можно согласиться (история даёт множество фактов, её подтверждающих), однако о содержании самих тайных знаний древности пока нет никакого устойчивого мнения. Можно ли к ним отнести какие-то физические законы, неизвестные современным учёным, знания по социальной психологии, экономике и финансам, либо это знания о некоторых объективных процессах общественного развития, которые можно умело употребить в интересах своекорыстия?
— Складывается впечатление, что современное знахарство специально подогревает интерес к поиску тайных знаний древности, которые якобы запечатлены во многих древнеегипетских сооружениях, но направление поиска жёстко контролируется и не выходит за некие — кем-то установленные определённые рамки.
Мимоходом отметим, что в истории ХХ века эта страсть к обретению знаний древних наиболее ярко выразилась в третьем рейхе — в деятельности таких организаций как «Анэнербе» («Наследие предков») и внутренних орденов СС. Третьему рейху знания древних не помогли, и он рухнул, зато у журналистов появилась ещё одна «жареная тема»: Что рейху в действительности удалось узнать и освоить, а что — выдумки в русле некоего политически целесообразного мифотворчества?
Калейдоскоп вокруг «тайных знаний»
И общество «крутит калейдоскоп гипотез»: пирамиды в Гизе это — то ли генераторы каких-то энергий, то ли антенны для передачи этих энергий на другие планеты, то ли обсерватории для наблюдения за Сириусом и т.п.
Одни считают, что пирамиды и сфинкс — очень древние, ещё «допотопные» артефакты предшествующей глобальной цивилизации, указывая на следы ливневой эрозии на сфинксе, которые наличествовали на нём вопреки тому, что на протяжении истории нынешней цивилизации его месторасположение — одно из наиболее засушливых мест планеты, а сфинкс был засыпан песком чуть ли не с головой бóльшую часть памятной истории; другие игнорируют это. А есть и такие как, например, А.Т. Фоменко и Г.В. Носовский, которые считают, что многие сооружения и пирамиды Египта были построены в XV — XVII веках н. э. христианами, а три пирамиды в Гизе символизируют «Троицу»: «Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой».
Пусть исследователи «резвятся» в самоупоении, пишут научные и популярные книги, снимают фильмы и показывают их, вызывая восхищение своими смелыми гипотезами. Толпа вольна выбирать любую из множества гипотез по своему вкусу, на основе своего понимания или непонимания жизни.
Пусть все ищут истину, выясняя, как обрабатывались каменные глыбы и сверлились отверстия в граните и базальте, как перемещались блоки массой до 200 тонн, — лишь бы толпа не интересовалась той специфической истиной, которой древнеегипетское знахарство не только владело, но в общем-то и не скрывало, поскольку на её основе строило публичную политику. Эта истина, возможно полученная от заправил предыдущей — более развитой — глобальной цивилизации, работоспособна в настоящее время и позволяет потомкам и наследникам знахарей подчинять своему произволу социально-экономические системы большинства стран мира.
Однако, если бы это были жрецы, а не знахари, то они бы поняли, что:
- любая эксплуатация человека человеком не поддерживается Свыше;
- любая система, построенная на основе эксплуатации, — неустойчива, что и доказывает современный глобальный системный кризис, поразивший все сферы человеческой деятельности, а особенно — финансово-экономическую сферу, которой они сейчас и заправляют, а главное — здоровье человечества.
Нетайная экономическая доктрина
А если мы будем не просто читать, а внимательно изучать Библию, соотнося её тексты с социальными процессами как таковыми, то вожделенная для многих тайна древнеегипетского знахарства нам откроется: однако она не сенсационна, а банальна по своей сути. Вот она во всей своей неприглядности, хотя и подана верующим в бога — от имени Бога:
«Не давай в рост брату твоему (по контексту единоплеменнику-израильтянину) ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что возможно отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, чтобы господь бог твой благословил тебя во всём, что делается руками твоими на земле, в которую ты идёшь, чтобы владеть ею» (Второзаконие, 23:19, 20)
«…и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы [и будешь господствовать над многими народами, а они над тобой господствовать не будут]» (Второзаконие, 15:6).
«Сделает тебя господь [бог твой] главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям господа бога твоего, которые заповедую тебе сегодня хранить и исполнять» (Второзаконие, 28:12, 13).
«Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои и цари их будут служить тебе; ибо во гневе моём я поражал тебя, но в благоволении моём буду милостив к тебе. И будут отверсты врата твои, не будут затворяться ни днём, ни ночью, чтобы было приносимо к тебе достояние народов и приводимы были цари их. Ибо народы и царства, которые не захотят служить тебе, погибнут, и такие народы совершенно истребятся» (Исаия, 60:10 — 12).
Эта якобы тайная на протяжении длительного времени социальная доктрина была записана в общедоступной Библии и всё это время работала и работает на потомков и наследников знахарей древнего Египта и приносит им разнообразные дивиденды до сих пор.
А причём здесь тогда Дельфийский Оракул? — спросите вы. — А притом, что он является важным этапом в последовательных действиях египетского знахарства на пути к осуществлению глобальной экспансии.
Почему в Библии нет упоминаний об оракуле?
Анализ Библии показывает, что ни в Ветхом, ни в Новом Заветах нет информации о существовании Дельфийского оракула. Нет ничего о нём в апокрифах: как ветхозаветных, так и новозаветных. А ведь развитие иудаизма и становление христианства, если исходить из принятой хронологии, происходило в то время, когда Дельфийский оракул был наиболее активен. Известно, что апостол Павел посещал Салоники и Афины, апостол Андрей Первозванный проповедовал на территории нынешней Греции, но никто из них ни разу не упомянул о Дельфийском оракуле, хотя в те времена он был: для толпы — общеизвестным культовым центром, а для политики — центром управления.
Возможны следующие ответы на этот вопрос:
- либо Оракула ещё не было, а христианство и иудаизм появились раньше, чем это принято думать;
- либо последние появились значительно позже, когда сведения об Оракуле уже ушли из памяти людей.
Но ни то, ни другое не может быть принято, так как в такую модель истории не укладываются многие факты и причинно-следственные связи, т. е. нарушается «логика развития событий».
Остаётся ещё одна версия:
- знахарство заметало следы, старалось не акцентировать внимание на причинно-следственных обусловленностях своих действий, чтобы скрыть возможность выявления причинно-следственных связей между происходящими в то время событиями, а для будущих поколений историков — сделать недоступным корни культуры (прежде всего политической), в которой они живут.
Упоминания о Дельфийском оракуле, по-видимому, убрали более поздние редакторы Библии в процессе выработки канона Нового завета и всевозможных «святоотеческих» преданий исторически реального христианства (остались следы в русской духовной литературе).
О Дельфийском оракуле говорится в апокрифах, известных с XVI века:
«Проречение о Христе в кумирнице еллинского бога Аполлона» и «Сказание о двенадцати сивиллах» (см. «Чудеса и оракулы в эпоху древности и средневековья»/ [отв. ред. С. В. Архипова, Л. Л. Селиванова]. — М.: Крафт +: Ин-т востоковедения РАН, 2007, с. 150).
Тем не менее, удалось обнаружить некоторые сведения об этом у Иосифа Флавия в «Иудейских древностях» (кн. 3, гл. 6, стих 6):
«В святилище Моисей поместил стол, похожий на те, которые находятся в Дельфийском храме».
Иосиф Флавий написал свой труд почти полвека спустя после «распятия» Христа: значит, он творил во времена существования Дельфийского храма и хорошо знал его устройство и предназначение и возможно сам бывал в нём. А что ему там было нужно? — На этот вопрос Иосиф Флавий сам даёт ответ в сочинении «Против Аппиона», где пишет, что он принадлежит к священническому («жреческому») иудейскому роду.
Коли это так, то, следовательно, иудейское знахарство, если и не соучаствовало непосредственно в деятельности Дельфийского оракула, то общалось с коллегами вне ритуальной обстановки, хотя канонические священные книги об этом молчат, как будто ничего и не было.
Правда, значительно позже — в XIX веке некий Леви Доулинг написал «Евангелие Иисуса Христа эпохи Водолея», в котором рассказывается о посещении Христом Дельфийского оракула. Приведём эту главу с сокращениями:
«2. Однажды, когда Иисус и Аполлоний шли берегом моря, прибыл спешно гонец из Дельф и сказал: Аполлоний, учитель, приди; Оракул будет говорить с тобой.
3. Аполлоний сказал Иисусу: Господин, если ты хочешь видеть Дельфийского Оракула и слышать его речь, ты можешь пойти со мною. И Иисус пошёл с ним.
4. Учителя поспешили; когда они пришли в Дельфы, там царило великое волнение.
5. И когда Аполлоний предстал перед Оракулом, тот заговорил и сказал:
6. Аполлоний, мудрец Греции, колокол бьёт двенадцать; пришла полночь эпох.
7. В чреве зарождаются эпохи; они созревают и родятся во славе с восходом солнца, и когда солнце эпохи убывает, эпоха распадается и умирает.
8. Дельфийская эпоха была веком чести и славы; боги говорили с сынами человеческими через оракулов из дерева, золота и драгоценных камней.
9. Дельфийское солнце садится; Оракул придёт к закату, недалеко то время, когда люди не будут больше слышать его голос.
10. Боги будут говорить с человеком через человека. Живой Оракул стоит сейчас в этих священных рощах; Логос низошёл с высот.
11. Отныне будет убывать моя мудрость и сила; отныне будет прибывать мудрость и сила его, Еммануила.
12. Пусть все учителя встанут; пусть каждое создание слушает и славит его, Еммануила.
13. И Оракул не говорил сорок дней, и дивились жрецы и народ. Они пришли отовсюду послушать Живого Оракула, вещающего мудрость богов.
14. Иисус и греческий мудрец вернулись, и в доме Аполлония Живой Оракул говорил сорок дней.
15. Однажды Аполлоний сказал Иисусу, когда они были одни: Этот священный Дельфийский Оракул сказал много полезного для Греции.
16. Молю, скажи мне, кто это говорит — ангел, человек или живой бог?
17. И сказал Иисус: Это говорит не ангел, не человек и не Бог живой. Это непревзойденная мудрость умов Греции, объединенная в великий ум.
18. Этот гигантский ум вобрал в себя субстанции душ, мыслей, сердец, речей.
19. Он будет жить, пока умы учителей питают его мыслью, мудростью, верой и надеждой.
20. Но когда умы учителей Греции ослабнут, этот гигантский ум иссякнет, и тогда Дельфийский Оракул не будет больше говорить».
Для чего были написаны эти строки? — Возможно, что к тому времени у многих исследователей Библии появились вопросы, связанные с трудностями согласования отдельных исторических событий с библейским описанием истории. Поэтому заправилам глобальной политики пришлось приоткрывать завесу не только над Дельфийским оракулом, но и над другими «белыми пятнами» Нового завета.
Как мы уже писали выше, почему-то именно Дельфийский оракул пользовался особой популярностью, и о нём осталось больше всего упоминаний в различных литературных и исторических источниках. Хотя известно, что оракулы были при многих храмах, в том числе и в Египте, но скудная информация, дошедшая до нас, не позволяет судить об их деятельности, и поэтому особого интереса у исследователей они не вызывают.
Этапы проекта «оракул»
Если быть внимательным, то можно обнаружить одно существенное отличие в принципах функционирования оракула в Дельфах от оракулов других храмов. В Дельфах оракул был доступен для всех, хотя эта доступность определялась количеством золота или подарков, получаемых знахарями от паломников — тем не менее, принципиальная доступность для любого пришедшего в храм имела место.
В самом же Египте оракулы как социальные институты служили, в основном, знахарям, которые спрашивали совета у «соответствующего бога» (в данном случае — некой части ноосферы, части коллективного бессознательного), как им поступить в каждом конкретном случае. Т. е. оракул был инструментом знахарства и действовал от его имени и для достижения его целей.
Таким образом, просматривается определённая последовательность событий:
- на первом этапе — отработка методов управления на замкнутой и хорошо контролируемой территории Египта,
- на втором — продвижение этих «тайных знаний» (а по существу — политтехнологий и несущих их социальных институтов) на сопредельные территории с целью расширения сферы своего влияния до границ Европы и части Азии;
- на третьем этапе — ликвидация самобытных национальных культов и замена их унифицированной системой взаимодополняющих друг друга ветхозаветного и новозаветного культов, со специфическим распределением функций между ветхозаветной и новозаветными церквями, что сопровождалось ликвидацией системы стационарных оракулов (их роль была передана некоторым из числа «святых» системы библейских культов, которые обладали «даром пророчеств»).
Т. е. оракулы дохристианской древности — элементы системы управления глобализацией. Они ушли в прошлое просто в силу того, что система управления глобализацией была переведена на «софт» нового поколения, в котором функции прежних оракулов реализуются иначе.
Послесловие. Жречество-знахарство — «Элита» — «Толпа»
Пока же не наступила эпоха библейских культов, в информационном отношении египетское общество делилось на три части.
Эта толпо-«элитарная» форма организации общества, отработанная на египетском полигоне, продвигалась египетским знахарством в другие страны.
Целью этой экспансии было подавление иных центров управления за счёт создания новой информационной среды, которая бы в обход сознания и без вмешательства извне формировала стереотипы поведения вновь вступающих в жизнь поколений так, чтобы они становились рабами заправил системы.
Такой информационной средой для стран, входящих в сферу интересов египетского знахарства стала культура, основанная на библейских сюжетах. При этом с переводом управления глобализацией на библейский «софт» «жречество»-знахарство не то, чтобы ушло в подполье, а выстроило для себя режим неузнаваемости представителями обеих толп («элиты» и простонародья), заместив себя в публичной деятельности вероучителями и духовенством библейских культов.
Но для обеспечения доминирования этой системы необходимо было дискредитировать и уничтожить центры управления эпохи предшествующих культов, одним из которых и был храм Аполлона с оракулом в Дельфах.
Почему для заправил глобализации стали неприемлемы оракулы, включая Дельфийский?
Вначале связка оракул=пифия+жрец-истолкователь была защитой от несанкционированного доступа простого смертного к информации оракула.
Пифия целомудренна и наивна, она в большинстве случаев не понимает социальной и политической значимости передаваемой ею информации. А «жрец»-истолкователь, как представитель концептуально властной корпорации, всегда толкует полученную от пифии информацию в пользу своей касты соответственно принятому к исполнению политическому сценарию.
Т.е. «жречество» осуществляло прямое управление обществом по своему произволу и не допускало к этому процессу простых смертных. Но была опасность, что в связи с доступностью оракула остальные члены общества, познакомившись с его работой, сделают соответствующие выводы и сами научатся «мистически» воспринимать информацию из ноосферы, толковать её и строить своё поведение с учётом полученных знаний. Тогда общество может войти в режим самоуправления и станет игнорировать посредников-жрецов, лишив их монополии на управление. Известно, что в конце истории Дельфийского оракула паломники научились обходиться без жрецов и сами предсказывали друг другу будущее.
Библейская же культура не допускает перехода общества в режим самоуправления, поэтому исчезновение системы оракулов, включая Дельфийский, было вопросом времени.
Материалы:
- «Чудеса и оракулы в эпоху древности и средневековья» / [отв. ред. С. В. Архипова, Л. Л. Селиванова]. — М.: Крафт +: Институт востоковедения РАН, 2007. — 400 с. http://publ.lib.ru/ARCHIVES/A/ARHIPOVA_Svetlana_Viktorovna/_Arhipova_S.V..htm
- Кулишова.О.В. «Дельфийский оракул в системе античных межгосударственных отношений (VII—V вв. до н. э.)» (СПб.: Издательский Центр «Гуманитарная Академия», 2001)
http://centant.spbu.ru/centrum/publik/books/kul/index.htm
- Виктор Нидерхоффер. «Университеты биржевого спекулянта», Издательство «Крон-Пресс», 1998. http://www.forex.ua/upload/uf/0b3/viktor_niderhoffer_universitety_birzhevogo_spekuljanta.pdf
- Бертран Рассел, «История западной философии», Издание 3-е, исправленное Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2001 http://psylib.ukrweb.net/books/rassb01/index.htm
- Великовский И., «Эдип и Эхнатон». Пер. с англ. — Ростов на Дону: Феникс, 1996, 608 с.
http://ewngsgye.c4uhosting.com/tid_jvuepm_2/jgayjx_4.html?i=1
- Геродот. История. Книга вторая. Евтерпа, 50. http://www.vehi.net/istoriya/grecia/gerodot/02.html
- Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», Марин «Прокл, или о счастье» в книге 2-е изд., испр. — М.: Издательство «Мысль», 1986. — 576 c.
http://www.psylib.ukrweb.net/books/diogenl/index.htm
- Бернар А. Лиетар. «Душа денег». — М.: Олимп: АСТ: Астрель, 2007. — 365 с. https://www.e-reading.club/book.php?book=1013926
- М. Н. Ботвинник, М. Б. Рабинович, Г. А. Стратановский. «Жизнеописание знаменитых греков и римляню (М.: Просвещение, 1988 г.) — часть «Древние греки», глава «Фемистокл»
http://www.bibliotekar.ru/rim/1-3.htm
10.« Египетский Оракул» / Римма Михайлюк. — Ростов на Дону: Феникс, 2005. — 217 с.: ил. — (Золотой фонд), с. 40 — 53.
http://listid.ru/item/1382084.html
- А.Б. Зубов. “Монотеизм или политеизм — вновь к представлениям о Боге в Древнем Египте”. // “ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ И ХРИСТИАНСТВО” (к 2000-летию христианства): Материалы научной конференции 26.11.2001 — 29.11.2001. М., РГГУ. 2001 г.
http://pero-maat.ru/monoteizm.htm
- У истоков священного: мистерии, ритуал, жречество. Глава VI из книги Солкин В.В. Египет: вселенная фараонов. М., 2001. Часть II, Часть III http://victorsolkin.livejournal.com/29534.html
http://victorsolkin.livejournal.com/29836.html
- Центр антиковедения СПбГУ
Жрецы, всегда стоявшие рядом за занавеской, всегда толковали невнятное бормотание пифии вопрошающему паломнику.
—————-
Чушь. Не было никакого “невнятного бормотания”, и жрецы его не толковали. Все эти “толкования жрецов” выдумка историков 19 века, которая никакими античными источниками не подтверждается.
Геродот, рассказывающий о многих случаях вопрошения Дельфийского оракула, как исторических, так и легендарных, всегда представляет пифию возвещающей ответ прямо посетителю,разумно и членораздельно.
По изложению Геродота никто даже не предположил бы, что пифия пребывала в состоянии неистовства или истерии.
Все сообщения об ответах оракула, где упоминается пифия, представляют ее саму обращающейся непосредственно к вопрошающим и говорящей отчетливо.