Уважаемые читатели! Давайте обсуждение этой далеко не простой темы начнём с того, что вместе освежим наши знания о самом понятии ПРАВА ЧЕЛОВЕКА. Наиболее общепринятая формулировка звучит так: ПРАВА ЧЕЛОВЕКА — понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. По господствующим в современном мире представлениям, они носят естественный и неотчуждаемый характер. Свободное и эффективное осуществление прав человека — один из основных признаков гражданского общества и правового государства. Общепризнанным является деление прав человека на личные (гражданские), политические, социальные, экономические, культурные, экологические.
Права человека составляют ядро конституционного права современных государств, основные принципы которых закреплены во Всеобщей декларация прав человека, провозглашённой Генеральной Ассамблей ООН 10 декабря 1948 года и являющейся мировым глобальным определением прав, которыми обладают «все члены человеческой семьи».
(Заметим в скобках, что в отношении указанных в Декларации прав существует и альтернативная точка зрения, сторонники которой считают, что разработанные либеральными силами (на сущности либерализма остановимся ниже) и закрепленные во Всеобщей декларации прав человека «эгоистические индивидуальные права и свободы» являются «механизмом борьбы против существующей власти». Полагаем, что истина, как всегда, находится где-то посередине).
Права человека в Республике Беларусь
Но как-бы там ни было, а в действующей Конституции Республики Беларусь наглядно проявилось стремление максимально учесть международные стандарты, создать механизм правового государства, соответствовать предъявляемым ООН требованиям.
Уже во второй статье Конституции записано:
«Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.
Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией».
А в статье 21 говорится, что
«Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства.
Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий.
Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства».
В целом правовой статус гражданина республики определяется во втором разделе Конституции: «Личность, общество, государство» и включает в себя:
- Гражданские (личные) права и свободы: право на жизнь, обеспечение государством свободы, неприкосновенности и достоинства личности, право на презумпцию невиновности, право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, право на неприкосновенность жилища и других законных владений, право свободно передвигаться и выбирать местожительство в пределах Республики Беларусь, покидать её и беспрепятственно возвращаться назад, право самостоятельно определять своё отношение к религии;
- Политические права и свободы: каждому гарантируется свобода взглядов, убеждений и их свободное выражение, свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядка и прав других граждан, право на свободу объединений, право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей, право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего равного, прямого избирательного права при тайном голосовании;
- Социально-экономические права и свободы: право на труд; право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на забастовку, право на вознаграждение за выполненную работу, право трудящихся на отдых, право на собственность, право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения, право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, потери трудоспособности, право на жильё;
- Социально-культурные права и свободы: право на образование, право сохранять свою национальную принадлежность, право пользоваться родным языком, выбирать язык общения, свобода художественного, научного, технического творчества и преподавания.
Но говоря о правах не стоит забывать, что Конституцией, само собой разумеется, предполагается, что гражданин Беларуси в свою очередь будет выполнять и предусмотренные Основным Законом обязанности (о чём «некоторые» — почему-то? — частенько забывают), к основным из которых относятся: соблюдение Конституции Республики Беларусь, её законов, уважение достоинства, права, свободы, законных интересов других лиц, бережное отношение к историко-культурному наследию, культурным ценностям, природной среде, участие в финансировании государственных расходов путём уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей, выполнение обязанностей по защите страны.
Кто и за что критикует состояние дел с правами человека в Беларуси
Таким образом, Основным Законом Беларуси закреплен институт прав и свобод, предусматривающий свободу народа и каждого человека от произвола властей (в связи с частой подменой понятий сразу же подчеркнём, что именно от произвола, а вовсе не от законных и правомерных действий государственных органов). Но, как и в любом практическом деле, в области исполнения предусмотренных законами мерах по соблюдению прав человека в Беларуси существуют проблемы, впрочем, как и в других государствах мира без исключения, подлежащие выявлению и устранению, однако тот уровень критиканства, которому практически с момента зарождения подвергается республика, весьма далёк от объективности. И это наше твёрдое убеждение.
Заметки на полях
Учитывая, что основная критика ведётся с либеральных позиций, вспомним: «кто же такие либералы и как они воюют против свободы»
Начнём с утверждения о том, что свобода явление многогранное, и одна из её граней — права человека. Но и либерализм тоже явление многоликое, и, проникая в область правовых отношений человека и государства, либерализм, в соответствии с проповедуемой им системой взглядов, согласно которым социальная гармония в государстве достижима лишь на базе частной собственности путём обеспечения свободы индивида в экономической, социальной, политической и культурной сферах, так как, по мнению либералов, общее благо якобы стихийно складывается в результате осуществления индивидами их личных целей, объективно препятствует достижению свободы как личностью, так и обществом в целом.
Несомненно, что либерализм как идеология имеет очень привлекательные оглашения, но как часть системы эксплуатации одних людей другими, в конце концов, все его действия сводятся к подмене свободы как диктатуры совести, вседозволенностью, а также к принуждению соблюдения бессовестной законности различными средствами.
И это при том, что «все принципы философии либерализма и само название основаны на тезисе «свободы» — liberty». Но при этом надо иметь ввиду, что сами либералы под словом «свобода» понимают не «свободу для чего-то», а исключительно «свободу от чего-то». За неё-то и выступают либералы, предлагая «освободиться» от контроля государства над экономикой, политикой, гражданским обществом, в том числе и в ходе осуществления прав человека.
Несмотря на то, что Беларусь традиционно выступала и выступает против политизации прав человека, считая, что в основу международного сотрудничества в правозащитной сфере должен быть заложен комплексный подход к рассмотрению всех категорий прав и свобод человека, как гражданских и политических, так и экономических, социальных и культурных, именно политическая составляющая этого института, наряду с «претензиями» по поводу применения страной смертной казни, пусть даже исключительно только за убийство, и в отношении не проведения в республики угодных либералам так называемых «экономических реформ», является главной мишенью либеральных критиканов. Причём повышение активности нападок строго совпадает с принципиальными решениями и действиями государственных органов, направленными на решение стоящих перед республикой задач в политической и социально-экономической сферах.
Основное неудовольствие политическая оппозиция, правозащитные и отдельные международные организации проявляли и продолжают проявлять по поводу «массовых произвольных арестов и задержаний». Так, буквально на днях специальный докладчик ООН по Беларуси Миклош Харасти обнародовал доклад о ситуации с правами человека в стране, в котором говорится:
«Белорусские власти вернулись к политике широкомасштабных репрессий. Это привело к резкому ухудшению ситуации с правами человека.
Подавление мирных протестов в марте называется самым жестоким с 2010 года. По мнению докладчика, оно ознаменовало окончание кратковременного периода, когда власти воздерживались от применения силы.
Харасти отмечает, что более 900 человек были задержаны по сфабрикованным обвинениям, в том числе лидеры оппозиции, правозащитники, журналисты и зарубежные гости.
По его мнению, политика белорусских властей имеет циклический характер: после короткой либерализации начинаются репрессии. При этом неизменным остается правопорядок, «который был целенаправленно разработан для подавления нескольких основных прав человека».
Не остаются без внимания «право озабоченных» и такие проблемы, как обвинения в существовании в республике политической цензуры, в отсутствии прав на получение и распространение информации, проведение собраний и даже права на работу, так как, по мнению оппозиции, принятие Декрета № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» превращает это право в обязанность.
Проблемы, как мы уже отмечали, в области соблюдения прав человека в Беларуси существуют, причём часть из них вызваны не всегда продуманными и выверенными действиями властных структур, а иногда и формальным использованием исполнительной властью законодательных актов в интересах решения возникающих перед нею проблем. Наглядный пример последнего времени – ситуация, связанная с исполнением всё того же Декрета № 3. Именно формальное отношение чиновников к проведению его в жизнь спровоцировало – по другому не скажешь – недовольство определённой части населения, которое было использовано оппозицией для решения своих политиканских задач, ничего общего, не имеющих ни со свободой граждан, ни тем более с правами человека. Из недавнего исторического прошлого можно вспомнить события 2011 года, особенно аресты кандидатов в президенты, которые министр иностранных дел России назвал «неприемлемыми», указав, что в Беларуси нарушаются определённые стандарты основных прав и свобод.
Вместе с тем, большинство проблем, о которых буквально кричат «либеральные правозащитники», при объективном рассмотрении носят явно искусственный или, по крайней мере, утрированный характер. Так, о каком «отсутствии» свободы слова можно говорить, когда количество интернет-СМИ оппозиционной, в том числе и весьма радикальной, направленности, если и не преобладает над государственными, то, во всяком случае, и не уступает им. И о какой цензуре можно говорить, если на этих сайтах появляются статьи вот с такими заголовками, не говоря уже о содержании (приводим несколько примеров из числа последних публикаций): «Байнет шутит: помогите Саше потратить 500 миллионов» («Белорусские новости» ), «Перед нами особая форма цинизма и издевательства» («Новости Беларуси»), «Фигурантов «Дела патриотов» избивают и кормят психотропами» («Белорусский партизан»), «Государственные дармоеды всё чаще меняют подгузники» («Хартии’97» https://charter97.org/ru/news/2017/5/26/251145/), «Либерал, который стал жандармом. История жизни Семена Шапиро» («Наша ніва»), «Сергей Числов: весна 2017-го ярко свидетельствует, что страной управляет не Лукашенко» («Белсат»). И это при том, что министерство информации за весь 2016 год вынесло всего 16 письменных предупреждений средствам массовой информации, которые СМИ даже не оспаривались.
О сегодняшнем состоянии прав человека в стране
К тому же, чтобы там не вещали критики и критиканы, опять-таки события последнего времени объективно свидетельствуют о том, что государственные органы, должностные лица, которым доверено исполнение государственных функций, совершенствуют свою деятельность в области прав и свобод личности.
Это вынуждены признать даже «непримиримые борцы за свободу», представитель которых председатель Белорусского Хельсинкского комитета (!) Олег Гулак в интервью радиостанции «Deutsche Welle» признал, что, хотя ситуация с правами человека в стране продолжает вызывать много вопросов, так как сфера гражданских и политических прав традиционно сложная для Беларуси, но при этом отмечается повышение уровня объективности в деятельности госорганов при оценке состояния с правами человека в стране. Олег Гулак в своём интервью подчеркнул, что
«…на мой взгляд, очень важно, что МИД впервые попытался что-то обсуждать с гражданским обществом на тему выполнения международных обязательств Беларуси в сфере прав человека. Была площадка, на которой говорили о международном опыте, формате подачи отчетов, возможном взаимодействии госструктур с гражданским обществом и о содержательной части самого доклада.
Да, это все было в достаточно урезанной форме, серьезной дискуссии формат не предусматривал, и вопросы, вынесенные в повестку встречи, были далеко не самые острые. Это минус. Но то, что первый шаг сделан, и шаг важный, — это плюс.
В таком перманентном процессе всегда должно быть взаимодействие государства и гражданского общества. Раньше его вообще не было (выделено нами при цитировании). Хотел бы подчеркнуть, что очевидный плюс состоявшейся встречи заключается в том, что власти Беларуси нащупывают формат диалога о правах человека с гражданским обществом. Не отмечать плюсы равносильно консервированию ситуации (выделено нами при цитировании)».
Об этом же говорится и в «Пятом периодическим докладе Республики Беларусь о выполнении Международного пакта о гражданских и политических правах» от 30 марта 2017 года, в котором отмечается наличие прогресса, достигнутого в целях обеспечения прав, признанных в пакте, и вместе с тем приводится информация о сохраняющихся препятствиях в данной области, наличие которых никто и не отрицает. В документе на 55 (!) страницах подробно описывается деятельность органов власти в области прав человека, и, в частности, приводятся конкретные факты по материалам независимых наблюдателей – представителей Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ в отношении одного из перманентно подвергающегося критике направлений — избирательного права:
«8 декабря 2016 года БДИПЧ ОБСЕ опубликовало итоговый отчет миссии по наблюдению за выборами в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь в 2016 году. Наравне с замечаниями и рекомендациями, в позитивном плане отмечено следующее:
‒ своевременное приглашение международных наблюдателей;
‒ доброжелательное отношение к ним со стороны белорусских властей;
‒ общее увеличение количества как выдвинутых, так и зарегистрированных кандидатов, включая оппозиционных;
‒ наличие альтернативных кандидатов во всех избирательных округах;
‒ возможность кандидатов свободно проводить агитацию в рамках законодательства;
‒ более разрешительный подход к определению общественных мест для проведения агитации;
‒ рост представленности женщин как в избиркомах, так и среди избранных парламентариев;
‒ соблюдение избирательными комиссиями всех уровней установленных законодательством сроков, касающихся электоральной кампании;
‒ создание Межведомственной экспертной рабочей группы по рассмотрению предыдущих рекомендаций БДИПЧ и принятие ЦИК по итогам ее работы ряда постановлений, касающихся технических аспектов процесса».
И хотя сами же правозащитники утверждают, что ни в одной стране не обходится без сложностей при осуществлении статуса гражданина по отношению к государству, радикальная часть оппозиции продолжает бросаться обвинениями в адрес властных структур страны, безапелляционно, и не особенно утруждая себя доказательствами, утверждая, что механизмы защиты прав человека в Беларуси не работают, в осуществлении прав человека в республике существенных изменений нет, в стране наличествует стабильный авторитарный режим, который, заметим по признанию самих же критиков этого режима, «стал более приемлем для ЕС и Запада в целом, чем нестабильная демократия».
Обоснованность подобных «заявлений» оставим на совести «непримиримых борцов за свободу», хотя понятно, что главным их мотивом остаётся желание сохранить «свой кусочек хлебца с маслом», отрабатывая «заказы» противников нынешнего государственного порядка с либеральных позиций, а вовсе не забота о развитии Беларуси в области демократии.
Заключение
Права человека — пожалуй самый неоднозначный институт международного права. На сегодняшний день права человека являются инструментом влияния на другие страны. Причём проблемы одних стран могут порицаться международной общественностью, когда в «рукопожатных» странах и режимах могут происходит вещи более тяжёлые с точки зрения прав человека.
Проблемы в области прав человека должны решаться путём проведения планомерной работы, с учётом того обязательного положения, что все права и свободы человека: гражданские, социально-экономические и социально-культурные, а не только политические, носят универсальный, неделимый, взаимосвязанный, взаимозависимый и взаимодополняющий характер, и к ним необходимо подходить с одинаковых позиций и с равным вниманием.
Права и свободы человека по своему характеру сложное, многоплановое явление. При этом следует учитывать, что непосредственно-социальные права вне нормативной (законной) форме таят в себе потенциальную опасность: как таковые они могут стать «оправдательной основой» для произвола, самочинных действий. А поэтому одинаково важны и их юридическое обоснование и закрепление, и их практическая реализация.
Таким образом, права и свободы личности, составляя ядро правовой системы, центральный социальный и юридический институт общества и являясь показателем его зрелости, должны быть не только декларацией, но и обеспечиваться действенным механизмом их реализации и защиты. Эти задачи и решает, пусть не всегда безукоризненно, но решает Республика Беларусь.
Материалы:
Конституция Республики Беларусь
http://www.pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus/
Всеобщая декларация прав человека
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml
Понятие прав и свобод человека: основные концепции.
http://www.studfiles.ru/preview/1721420/
Права человека
http://mfa.gov.by/mulateral/human_rights/
Права человека в Белоруссии
https://ru.wikipedia.org/wiki/Права_человека_в_Белоруссии#cite_note-54
Либерализм и права человека
http://chuk-sn.livejournal.com/17675.html
Язва либеральной демократии
http://teleskop-by.org/2016/12/11/yazva-liberalnoj-demokratii/
Пятый периодический доклад Республики Беларусь о выполнении Международного пакта о гражданских и политических правах
http://tbinternet.ohchr.org/
Белорусские власти задумались о правах человека
http://udf.by/news/society/157110-belorusskie-vlasti-zadumalis-o-pravah-cheloveka.html
“На сегодняшний день права человека являются инструментом влияния на другие страны. ”
Самое смешное в этом инструменте “права человека”, то, что этот инструмент влияния на другие страны, никоим образом не влияет на израиль, его союзников сша и англии, несмотря на вопиющие нарушения прав человека в этих странах.