9 февраля 1441 года в семье тимуридского чиновника Гиясаддина Кичкине, дом которого был центром общения людей искусства, в том числе поэтов, родился Алишер Навои (09.02.1441 — 03.01.1501), выдающийся мыслитель Востока, суфий, государственный деятель тимуридского Хорасана.
Уже к 15-ми годам Навои стал известен как поэт, слагающий стихи на двух языках (среднеазиатских тюрки и фарси).
Эпоха, в которую ему пришлось жить и творить, имела свои особенности.
Это было время, когда расцвет исламской культуры уже прошёл, и можно сказать, что Навои принадлежал уже последним волнам, которые расходились из мусульманской цивилизации после ниспослания Свыше Корана. Освоение Корана было заблокировано его письменной фиксацией с учётом внесения отсебятины цензорами и перестановкой сур в ином порядке, не в той, в которой они были даны Свыше.
То были годы пагубных междоусобных войн, придворных интриг в борьбе за власть, которым предались властители уже после ухода Мухаммада, и это не прекращалось до времен Навои.
И правда ли — возможно ли изменить нравственность общества в течение одного поколения? Пока был жив Мухаммад, многие подобно хамелеонам мимикрировали под праведным мусульман, но после его ухода в этом для них уже не было нужды и началась вражда. Были конечно и времена относительного спокойствия. Создавались удивительные архитектурные сооружения, пышные дворцы. Но в то же время были и разбросанные по всей стране трущобы. Процветающая культура для узкого круга и почти сплошная неграмотность населения; падение, бурный подъём и опять падение экономики и культуры; произвол «сильных мира сего» и бесправие широких народных масс; расширение и вместе с тем ослабление торговых, политических и культурных связей со многими странами мира, — вот чем отличалась эта эпоха.
Всё это наложило свой отпечаток и определило образ мышления, характер творчества и жизненный путь Алишера Навои. К тому же, с одной стороны, служба и высокие должности при дворе, в окружении различной, в большей своей части реакционной феодально-клерикальной знати, а с другой — высокие мечты и благородные цели; поиски большой правды, удачи и неудачи, незнание подлинных «тайн» своих неудач и связанная с этим мучительная духовная драма, преследовавшая всю жизнь гениального сына своего времени.
Существует множество легенд о знаменитом на весь мир поэте, имя которого Алишер Навои. Биография его полна различных мифов, но мы попытаемся внести некоторую ясность в его историю жизни.
«Не могут люди вечно быть живыми, но счастлив тот, чьё помнить будут имя»
Алишер Навои
С детских лет нам знакомы сказки «Тысячи и одной ночи», где события развиваются в далёком и загадочном мире Востока. Там всемогущий халиф в одежде бедняка, расхаживающий по ночным улицам Багдада, волшебная лампа Аладдина — символ исполнения желаний, джинн, выпущенный из запечатанного сосуда, пещера, наполненная сокровищами разбойников, открывающаяся заветным словом, простолюдин, проснувшийся халифом на час и Синдбад-мореход, плывущий на край земли. Многим знакома притягательная и таинственная музыка Николая Римского-Корсакова «Шахерезада», написанная по мотивам этих сказок.
Проходят годы, мы взрослеем, а этот мир так и остаётся для нас нераскрытой тайной, окутанной легендами. Наступает время, чтобы подойти ближе к раскрытию тайн Востока. Поэты той эпохи, а многие из них если не все были суфиями, покорили мир глубиной заложенной мысли в своих творениях. Восточная поэзия специфична. Кто-то её любит, кто-то её не понимает. Но никого она не оставляет равнодушным. В чём же причина? Поэтому, знакомясь с творениями поэтов Востока, надо суметь увидеть, прочувствовать и продумать то, что воспевается поэтом?
Родина великого поэта
Родился Навои в древнем городе Герате (современный Афганистан) в 1441 году, при рождении его нарекли именем Низамиддин Мир Алишер. Историки всё ещё не пришли к точному мнению относительно его национальной принадлежности: одни считают его барласом или чагатаем, другие — узбеком или уйгуром. Однако точно можно сказать, что по происхождению он принадлежит к тюркским народам. Об этом свидетельствуют, помимо стихов его близкого друга Абдурахмана Джами (в которых говорится «хоть был я персом, а он тюрком, мы были лучшими друзьями»), его личные труды, где он писал, что его родной народ — это тюркский. Во времена СССР Алишер Навои трактовался именно как узбекский поэт и мыслитель.
Семья поэта была весьма обеспеченной, его отец был известным чиновником при дворе Тимуридов, а его родной дядя — поэтом. По этой причине с самого детства Алишер Навои (биография которого тесно связана с государственным управлением) писал стихотворения на самые разные темы. С 1466 по 1469 годы молодой поэт жил и учился в Самарканде, преподавал некоторое время в медресе и всячески поддерживал каждого начинающего поэта или ученого.
Под псевдонимом Фани (бренный) писал на языке фарси, однако главные произведения создал под псевдонимом Навои (мелодичный) на литературном чагатайском (старотурецком) языке, на развитие которого оказал заметное влияние. Его творчество дало мощный стимул эволюции литературы на тюркских языках, в особенности чагатайской и воспринявшей её традиции узбекской.
Для того, чтобы понять то время и ту эпоху, в которую писал Алишер Навои, необходимо пояснить, что такое Тимуриды.
Тимуриды — династия потомков Тимура
Тимуриды — династия потомков Тимура, правившая в Мавераннахре, Иране и Индии с 1370 по 1858 год.
Основана Тимуром, ещё при жизни разделившим государство между сыновьями и внуками.
В год смерти Тимура (1405) его сын Шахрух владел Хорасаном; из внуков Тимура Пир-Мухаммед, сын Джехангира, правил в Афганистане, Омар и Абу-Бекр (сыновья Миран-шаха) — в Азербайджане и Багдаде, Пир-Мухаммед, Рустем и Искендер (сыновья Омар-шейха) — в Фарсе и Эраке Персидском; сын Миран-шаха, Халиль-Султан, стоял в Ташкенте с войском, собранным для похода на Китай.
После смерти Тимура Тимуриды объявили себя независимыми владетелями и начали междоусобную борьбу за верховную власть. В начале 15-го века фактически образовалось два государства: младшего сына Тимура — Шахруха (1409 — 1447) с центром в Герате (Хорасан) и его сына Улугбека с центром в Самарканде. В 1447 году Улугбек унаследовал управление всей страной. После смерти Улугбека вновь разгорелась династическая борьба. Время правления Султан-Хусейна (1469 — 1506) — период расцвета культуры в Герате. К началу 16-го века владения Тимуриды, ослабленные феодальными войнами, пришли в упадок и при сыновьях Султан-Хусейна были завоёваны узбеками.
Один из Тимуридов — Бабур (1483-1530) основал в Индии в 1526 году династию Великих Моголов, просуществовавшую до 1858 года.
Хораса́н (перс. خراسان — Xorâsân — откуда приходит солнце) — включал части, которые находятся сегодня в Иране, Таджикистане, Афганистане, Узбекистане и Туркмении. Некоторые из главных исторических городов Персии расположены в Большом Хорасане: Нишапур (теперь в Иране), Мерв и Санджан (теперь в Туркмении), Герат (теперь в Афганистане). За свою долгую историю Хорасан знал много завоевателей и империй: греки, арабы, сельджуки, монголы, сефевиды и др.
В XIV—XV веках Хорасан был важнейшим центром наук и искусств. Здесь (преимущественно в городе Герате) жили и творили поэты Лутфи, Джами, Алишер Навои, Фегани Баба, султан Хусейн Байкара (писавший стихи под псевдонимом Хусайни), художник Бехзад. Хорасан известен своими знаменитыми коврами и гробницами Фирдоуси, Омара Хайяма и Имама Резы.
Некоторые представители династии прославились как учёные и литераторы:
- Улугбек был великим астрономом и математиком,
- Хусейн Байкара (под псевдонимом Хусайни) и Бабур — известными поэтами,
- Бабур известен также как автор исторических мемуаров, известных под заглавием «Бабур-наме»,
- Внук Тимура Абу Бакр писал стихи,
- Внук Тимура Султан Искандар Ширази был поэтом,
- Сын Миран-шаха Халиль-Султан тоже писал стихи,
- Внук Тимура, сын Шахруха — Байсонкур, основатель художественной галереи в Герате,
- Дочь Бабура — Гульбадан-Бегим была единственной женщиной-историком в средневековой Индии,
- Потомок Бабура — Зебуннисо была известной поэтессой на Востоке.
При правлении Тимуридов в Средней Азии, Иране, Индии и Афганистане были созданы такие шедевры мировой архитектуры как мавзолей Гур Эмир в Самарканде, мечеть Биби-ханым в Самарканде, медресе Улугбека в Самарканде, мавзолей Ходжи Ахмеда Яссеви в Туркестане, мавзолей Хумаюна в Дели, мавзолей Тадж-Махал в Агре и др.
Этапы жизненного пути поэта
После смерти грозного Тимура (1405 год) быстро распалась его огромная феодально-деспотическая империя. Начались и продолжались на протяжении нескольких лет кровопролитные междоусобные войны. Свирепствовала реакция, одним из характерных и трагических проявлений которой было убийство великого учёного Улугбека, жестокое преследование его коллег по науке и разрушение его знаменитой астрономической обсерватории в Самарканде, являвшейся гордостью человеческого разума.
Когда Алишер родился и учился в школе, эта трагедия всё ещё была свежа в памяти людей. Ещё юношей он видел и помнил множество жестоких правителей, душивших живую мысль и занимавшихся грабежом народа.
Хотя Алишер вышел из знатной семьи, близкой тимуридским придворным кругам, но на его долю выпала весьма неспокойная, сложная и тяжелая жизнь. В результате смут и быстрых перемен в политической жизни семья Навои сначала покидает, а через несколько лет возвращается в Герат, пятнадцатилетний юноша поступает на службу к правителю Абул-Касыму Бабуру, затем переезжает в Мешхед, где начинает учиться в медресе, потом опять возвращается в Герат, а оттуда через некоторое время отправляется в Самарканд, который в то время славился как один из центров культуры на Востоке.
Великий поэт рос и воспитывался в одном дворе с детьми Тимуридских кланов. С Хусейном Байкарой (позже ставшим правителем Хорасанского государства) Навои имел самые близкие дружественные отношения, которые длились всю его жизнь. И причиной тому, что Алишер Навои (биография его круто изменилась вследствие этого решения) вернулся из Самарканда в родной Герат, послужила именно коронация его друга Хусейна. В 1469 году, по возвращении поэта, правитель Хусейн Байкара назначил его главным Хранителем печати Хорасанского государства.
С этого года и до конца своей жизни он участвует в бурной и трудной общественно-политической и государственной деятельности. Служба при дворе протекала в исключительно сложных и порою опасных для жизни условиях. То Навои повышали в должности, то понижали, то вообще отстраняли, и всё это сопровождалось его победами и поражениями в борьбе за свои передовые идеалы.
Хусейн Байкара не был типичным ограниченным правителем. Он способствовал установлению и сохранению относительного спокойствия в стране в течение длительного времени. В этот период большое развитие получили культура, наука, искусство и экономика. Находясь у него на службе, Навои осуществил ряд крупных общественно-полезных мероприятий в стране. Сам Хусейн Байкара был незаурядным поэтом, поощрял людей поэзии, искусства.
Однако при всём этом Хусейну Байкаре не чужды были деспотизм и произвол. Этим объясняется и то, что он не всегда поддерживал Навои в его прогрессивных начинаниях, а иногда и прямо конфликтовал с ним.
Несмотря на суровость своего века и трудность собственной жизни, Навои сумел создать бессмертные произведения, имеющие общечеловеческое значение. В них он бичевал угнетателей, разорителей народа, изобличал социальное зло, воспевал добро и справедливость.
Все это усиливало ненависть к нему со стороны представителей «элиты» того времени.
В 1476 году Навои слагает с себя обязанности вазира (министра) и целиком отдаётся творческой работе.
Особенности творчества Алишера Навои
Великий деятель относился к суфийскому ордену Накшбандия, верующие которого отказывались от мирской жизни (фани -— бренность бытия) и поэтому никогда не заводили семьи. Как и любой член священного ордена, Алишер Навои (стихи которого также описывают это обстоятельство, например, «Лисун ут-тайир») считал, что существует только одна любовь — к Аллаху, поэтому он не интересовался женщинами и женитьбой.
Накшбанди (перс. نقشبندی) — один из 12 суфийских тарикатов, названный в честь одного из своих знаменитых шейхов Бахауддина Накшбанда, мавзолей которого находится в Бухаре (Узбекистан) и является местом активного паломничества.
Духовная генеалогия шейхов ордена восходит не к Али, как у большинства тарикатов, а к Абу Бакру. По учению накшбандийцев, существует несколько макам — ступеней суфийского пути, на которых человек сначала просто читает молитву, потом начинает контролировать своё дыхание, поведение, учится рационально распределять время. Высшая ступень — открытие сердца Всевышнему, допущение его туда.
Основа пути последователей Накшбанди — страстное влечение к Истине и тихий («хафи, хафийа») зикр («Выбей, вырежи в своём сердце поминание имени божьего»). Тихий зикр может быть также коллективным. Духовная чистота, отказ от стяжательства, добровольная бедность, никаких контактов с властями и жизнь в обители — его основные требования.
Известным последователем этого учения и был Алишер Навои.
Продолжение →
Комментарии: