В ночь с 13 на 14 января в России, а также во многих странах ближнего зарубежья отмечается Старый Новый год. Это редкий исторический феномен, дополнительный праздник, который получился в результате смены летоисчисления. Тем не менее традиция встречи Нового года по «старому стилю» сохранилась. Вместе с тем многие с иронией отмечают, что на сегодняшний день для целого ряда наших сограждан «старый Новый год» — лишь ещё один повод для праздничного застолья, поскольку, как показывает практика, большинство так и не знает исторических корней наших традиционных народных праздников.
Старый Новый год — праздник уникальный. Это даже по его названию очевидно. С ним связано множество необычных историй, проверенных веками примет, увлекательных гаданий, забавных традиций. Мы решили вспомнить самые важные из них.
Новогодние каникулы заканчиваются обычно 8 января, но, хотя мы на следующий день возвращаемся к привычному рабочему ритму, мы знаем: буквально через несколько дней можно будет повторить весёлое новогоднее застолье и опять загадывать самые сокровенные желания. Откуда же появилась в нашей стране традиция встречать приход Нового года дважды и почему второй Новый год на самом деле «Старый»? Но сначала кратко напомним, почему Новый Год празднуется с 31 декабря на 1 января. Более подробно об этом в нашей статье «Когда часы двенадцать бьют» (https://informacenter.ru/2015/01/novij-god/).
История праздника Нового Года
С древних времен Новый год — главный праздник у большинства народов земного шара. Каждый народ использовал собственную датировку начала нового года, как правило, связанную с посевными мероприятиями, уборкой урожая или каким-либо историческим или мифическим событием. На Западе больше пользовались историческими поводами: так египтяне вели отсчёт с начала правления каждой династии, римляне начинали отсчёт от 753 года до н.э. — от основания Рима, евреи — от сотворения мира, который они датировали 3761 г. до н.э., а александрийская хронология считала датой сотворения мира — 5493 г. до н.э.
Как праздновался новый год в докрещенскую эру древней Руси, один из неразрешённых и спорных вопросов в исторической науке. Не найдено утвердительного ответа, с какого времени начинался отсчёт года.
Само значение года не определено на славянском языке. У русских, болгарских и вендских славян он называется одинаково годом. У вендов «го» значит собственно праздник, у поляков «рок» значит «год» и время неизбежное, судьбу или участь. У них глагол «rokowac» до сих пор означает догадываться, гадать по выводам или заключениям, потому что на новый год производились гадания. Есть еще польское слово «gody» и означает оно «пир». Некоторые исследователи считают, что «qody» был народный увеселительный праздник, как святки. Но ни по каким народным событиям не видно, чтобы «qody» когда-нибудь праздновался или образовался какой-нибудь праздник, и даже урочное веселье, как святки, которые у всех славян доселе составляют празднество. Другие стали производить год от« qodzic» —примирять, договариваться в цене. Но и это не установлено достоверно. Впоследствии, слово год было принято русскими, но не в смысле праздника, а в значении всего годичного времени, лето же. как часть его.
Праздники же, связанные с движением солнца, считались наиболее важными на докрещенской Руси, поскольку от солнца зависел урожай и жизнь. Это моменты поворота солнца и земли, да и всей природы, на новый этап жизни. Зимнее и летнее солнцестояния (~ 22 июня, 22 декабря), весеннее и осеннее равноденствие (~ 22 марта, 22 сентября) — вот дни, которые имели глубокое сакральное значение для наших предков.
Почти всегда празднование нового года сопровождалось ритуально-магическими обрядами, отголоски которых сохранились и до наших дней.
К первому перелому в естественно установившемся порядке жизни древнерусских племен, можно отнести введение в X веке в его мировоззрение христианской идеологии, или проще, Крещение Руси (о нём читайте цикл наших статей https://informacenter.ru/2015/06/kreschenie-01/).
Вместе с христианством был принят Юлианский календарь, применявшийся в Византии. Новое летоисчисление начали вести от сотворения мира, и новый год его начинался первого марта. Позднее, по одним сведениям в конце XV века, а по другим в середине XIV в. православная церковь, в соответствии с определениями Никейского собора, осуществила перевод начала года на 1-ое сентября. Расхождение во мнениях, когда именно это произошло, связано с тем, что в XIV веке еще не было единого государственного образования как такого, и проследить повсеместный переход к празднованию нового года с 1 сентября не представляется возможным. К концу же XV века завершилось создание централизованного государства, и перевод на осеннее время отсчета года стал прослеживаться более отчетливо в письменных источниках. Такое летоисчисление продолжало оставаться до реформы Петра I, который своим указом от 15 и 19 декабря 1699 года ввёл летоисчисление от Рождества Христова, а начало года с 1 января. И лишь после Великой Октябрьской Социалистической революции декретом СНК РСФСР от 24 января 1918 в России был введен Григорианский календарь, общепринятый в европейских государствах, с поправкой на 13 суток. Важно отметить, что несмотря на реформы Петра I и советские преобразования, православная церковь по сей день сохранила дату 1-ое сентября как начало нового года. Таким образом, и сейчас сохраняется двойная система отсчета года: церковная и официальная гражданская. Весь год русского человека заполнен церковными праздниками, но почти все христианские праздники возникли на месте празднеств, древних культов. По одной из существующих версий, день рождения солнца, по старому стилю 24 декабря, стал кануном Рождества Христова, древний Купала, праздновавшийся ровно через полгода, 24 июня, — днём Рождества Иоанна Предтечи, день весеннего равноденствия («зачатие» его), 25 марта, стало днём Благовещения, зачатия Иисуса Христа, Третий спас, день смерти лета, стал в христианском календаре Успением Богородицы (15 августа, Спас 16-го), ещё одна граница зимы и лета, 29 августа, ознаменовалась на Усекновение головы Иоанна Предтечи, три же этапа «обретения головы», в первую половину года, осмысливались как праздники возрастания солнечного света и воцарения лета на земле. Образовалась своеобразная амальгама двух вер, официальной христианской и народной докрещенской, и народная, несмотря на тщательные попытки её искоренения, продолжала жить и живёт по сей день. Можно думать, что именно отзвук двойной системы нового года — народный и официальной — мог сказаться в ряде памятников древней литературы, упоминающих периоды годовой жизни русских. Некоторые из них начинают первый период года с зимы, указывая как на начало ее святочное время. По рукописи XVI в значится:
«..зима от рождества Христова по благовещеньев день, а в ней 90 и четверть дни».
До петровской реформы календаря Новый год в России отмечался 1 сентября, согласно применявшейся византийской системы летоисчисления, по которой счёт производился «от Сотворения мира», т.е. от 1 сентября 5509 года до н.э.
Царь Пётр Первый, стремившейся всеми силами европеизировать Россию, своим Указом от 15 декабря 1699 года установил начало года на Руси с 1 января и западноевропейскую эру от «Рождества Христова».
Итак, после 31 декабря 7208 года «от Сотворения мира» в России, благодаря стараниям Петра Первого, наступило 1 января 1700 года от «Рождества Христова», т.е. летоисчисление стало датироваться с момента рождения Иисуса.
Как появился Старый Новый год
Датой сотворения мира (согласно переводу иудейского Ветхого завета) раньше считалось 1 марта 5508 г. до н. э. Поэтому Новый год начинался в первый день весны (по новому стилю 14 марта). Однако в Констатинопольскую эру эта дата была пересчитана более точно, и днём сотворения мира стало считаться 1 сентября 5509 года до н. э. Поэтому с той поры византийский Новый год начинался в первый день осени.
В докрещенские времена на Руси Новый год отмечался 22 марта — в день весеннего равноденствия. После принятия на Руси христианства византийский календарь стал постепенно вытеснять старый, и Новый год теперь уже начинался 1 сентября. Эту дату и сегодня некоторые учения трактуют как истинный день рождения Христа. Долгое время на Руси сохранялся новогодний разнобой — одни продолжали отмечать Новый год весной, другие — осенью. И только в конце XV века — в 1492 году — официально определили единую дату начала Нового года на Руси — 1 сентября.
К ХХ веку календарь России, которая продолжала пользоваться юлианским календарём, на 13 суток отставал от Европы, давно перешедшей на григорианский календарь. Чтобы сократить этот разрыв, в 1918 году декретом Совета Народных Комиссаров был осуществлён переход на григорианский календарь — новый стиль, а 14 января — день Святого Василия, архиепископа Кесарии Капподакийской — оказался Старым Новым годом.
Русская православная церковь использует юлианский календарь. Его ввёл в обиход Гай Юлий Цезарь в 45 году до н.э.
С 1582 года н.э. западные страны стали пользоваться григорианским календарём, который был введён папой Римским Григорием XIII. Россия перешла на этот календарь с 24 января 1918 года. Разница между юлианским и григорианским календарем с течением времени увеличивается и в настоящее время составляет 13 дней.
Однако привязывать начало нового года с рождением Иисуса было бы, мягко говоря, не совсем этично и правильно. Ведь ранние христиане в первые два века не праздновали Новый год, а обряды, связанные с ним, считали многобожием, идолопоклонством и сатанинским действом!
Более того, наука не знает достоверных источников, проливающих свет на точную дату рождения Иисуса. Возникает вопрос: откуда же появились эти цифры — 7 января, празднуемое православной церковью по юлианскому календарю и католической — 25 декабря по григорианскому календарю? Если, как было уже сказано, древняя Христианская церковь не знала этих дат, и, естественно, никаким образом их не праздновала. Для ответа на этот вопрос необходимо проделать краткий экскурс в историю.
Борьба христианства с многобожием Римской империи
В 313 году императоры Рима Константин Великий и Лициний опубликовали совместное послание о свободе вероисповедания.
Константин просто пришёл к мысли, что вместо того, чтобы бороться с христианством, лучше использовать его в интересах государства. Так церковь оказалась на службе у государства, а граница между христианством и культом многобожия стала неуклонно размываться. Константин уже прямо вмешивался во внутрицерковные дела, направляя христианство в нужное ему русло. В итоге количество христиан увеличивалось, но вера всё более опошлялась, будучи руководимой многобожником.
И все же невзирая на религиозные реформы и давление сверху, среди населения империи, особенно в среде сельских жителей, продолжали господствовать старые, верования и обряды. Именно поэтому латинское слово «paganus», буквально означающее «сельский житель», стало употребляться в смысле «язычник», «нехристианин», а отсюда происходит и русское слово «поганые», что первоначально означало всех нехристиан.
Одним словом, надо было что-то срочно предпринимать. Христианское духовенство, к сожалению, не удержавшееся перед соблазнами мирских благ и назойливым патронажем Константина, стало объявлять христианскими ранее презираемые ими культы, таинства и обряды! Церковь всего лишь производила замену имён пантеона богов на имена христианских святых, привязывала даты праздников богов к церковному календарю, пытаясь таким образом вытеснить культ многобожия из памяти и быта людей, а тем самым подчинить население империи единому наместнику Христа — императору. К чему же всё это привело?
Как появилась дата «Рождества Христова»
Сама дата Рождества изначально была выбрана в соответствии с древними традициями. В ранних христианских священных текстах нет чёткого указания на дату рождения Христа, а 25 декабря было впервые указано лишь в 221 году в летописи одного из первых христианских историков Секста Юлия Африкана.
В Римской империи пышно праздновался праздник рождения персидского богочеловека Митры — одно из олицетворений солнца. Поэтому он и отмечался в день зимнего солнцеворота, а именно — 25 декабря. В то же время Митра считался спасителем. В культе богочеловека Митры существовал известный обряд причащения хлебом и вином, в котором последователи культа вкушали плоть и кровь бога, продолжая древнюю традицию богоедения. Духовенство, желая во чтобы то ни стало вытеснить всенародный праздник Митры, своим указом в 354 году официально назначает 25 декабря — днём рождения Иисуса, хотя как уже было сказано, ни сам Пророк, ни его апостолы, ни древняя христианская церковь не знали и не праздновали такой даты. Так появилась дата «Рождества Христова».
Окончательное решение о назначении датой Рождества 25 декабря было принято лишь в 431 году на Третьем Вселенском (Эфесском) Соборе. Таким образом Рождество совпало по времени с римскими Сатурналиями и вытеснило их.
Помимо праздника богочеловека Митры существовали аналогичные культы Осириса (Египет), Орфея (Греция), Аттиса (Рим), Дусара (Аравия), Таммуза (Вавилон).
В январе население Греции отмечало праздник умирающего и воскресающего бога — Диониса — спасителя людей.
А на Руси существовали религиозно-магические обряды и древние праздники, также удачно слившиеся с новогодним праздником, к примеру, святки, падающие на время зимнего солнцестояния (рождественско-новогодний цикл).
Итак, Новый год, который мы так часто именуем рождеством Христовым, согласно объективным историческим сведениям, никакого отношения к его рождению не имеет. Новый год, который мы так весело празднуем, имеет корни в древних культах солнцебогов. Смысл празднования нового года у всех народов был абсолютно одинаков: путём магических действий, человеческих и животных жертвоприношений умилостивить богов, и тем самым обеспечить благополучие и счастье для всей семьи в наступающем солнечном году.
Корни и суть праздника Васильев вечер, или Коляды на Руси
Христианство не сумело полностью выкорчевать из сознания народа древние представления и вынуждено было многие из них ассимилировать, привязав их к библейской мифологии.
14 января (1 января по юлианскому календарю) православные христиане чтят память святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Капподакийской. Вечер перед этим праздником по народному календарю называется Васильевым вечером. До принятия христианства, этот день был посвящён идолу Коляде. У славян этот бог считался покровителем радостных застолий и веселья. А колядки так вообще принимались за колдовство.
Как и на Сочельник и Рождество, так и на этот праздник первым блюдом, которое необходимо отведать — это кутья. Вот только отличается она от рождественской тем, что её хорошо сдабривают маслом, жиром или салом. Оттого и повелось его называть Щедрый вечер или Щедрая кутья.
Васильев день всегда считался покровителем свиней. А потому на праздник принято готовить поросёнка. Это один из самых главных блюд на праздник. Не обязательно должен быть запечённый поросёнок, главное, чтобы это была свинина.
У этого праздника есть и посевальные традиции.
Сегодня обычно посевают парни, а девушки сидят дома. Но раньше это делали и те, и те, но в разное время. Согласно приметам, именно в эту ночь разгуливает нечисть и зло. Чтобы прогнать всех злых духов, девушки ходили по домам колядовать. Однако, чтобы обрести счастье, а год прошёл радостно и в достатке, первым в дом в новом году должен войти парень.
Именно поэтому молодые люди ходили по домам посевать. Всех колядующих и посевающих угощали холодцом, сладостями, пирогами и так далее.
Помимо Великого Василия, это день ещё и праздник Меланки. Поэтому парни, когда посевали, обязательно организовывали её и представления, а один из них переодевался в Меланку. Девушки никогда не пропускали такие сборы, но не для угощений, а просто для забавы, чтобы понаблюдать за театральными постановками.
Молодёжные традиции связаны с сердечными делами. А вот девушки как всегда собирались вместе, чтобы гадать на суженного. Считалось, что именно на Святки гадания самые точные.
Другие традиции. Раньше, да и сегодня Новый год — это начало новой жизни и перемены к лучше. Поэтому как символ обновления, люди сжигали старую одежду, а к празднику обязательно готовили новую. А женщины старались в костёр бросить ещё и вещи детей, в которых они перенесли болезнь. Считается, что так можно избавиться от болезней в новом году.
В первый день Нового года наши предки брали три свечи и обходили с ними каждую комнату по часовой стрелке, об этом информирует. Они крестились, а потом брали топор и не сильно стучали по порогу, говоря: «жизнь, здоровье, хлеб».
Сегодня многие семьи придерживаются традиции не выносить мусор вечером Нового года, а также не дают в долг. Эта традиция довольно старая, ведь так поступали и наши предки. Считалось, если не придерживаться этой примете, то можно спугнуть счастье и удачу из дома.
Старый Новый год — это ещё и праздник примирения. Считалось, что если не помириться со своими недругами, то можно нарваться на беду в новом году.
А потому старались 13 января забыть все обиды и извиниться за себя.
Когда парни посевали, то, в принципе как и сегодня, обязательно обсыпали хозяев зерном. Считалось, что это может обеспечить хорошим урожаем в грядущем году. А самая старшая в доме старалась это зерно поймать своим фартуком. Вся добыча хранилась вплоть до начала посевного сезона и добавлялось в первую сеялку.
Таковы некоторые древние традиции этого праздника.
Послесловие
Принятие христианства в Европе сопровождалось не только вытеснением культов многобожия, но и заимствованием некоторых их элементов. Так, чтобы облегчить населению переход от одной религии к другой, христианская церковь часто сохраняла древние праздники, однако придавала им новое значение. Поэтому неудивительно, что некоторые современные праздники, которые мы привыкли считать христианскими или даже светскими, на самом деле имеют глубокие древние корни.
Святочные обряды на Коляду своими корнями уходят в глубокую древность и связаны с многобожием. На характер этого праздника повлияло и христианство, которое впоследствии вписалось в этот праздник. Тем не менее, как показывает жизнь, большинство населения по-прежнему в праздновании Старого Нового Года, или Васильева вечера, используют старинные обряды и традиции.
Всякий праздник по своей сути и предназначению призван нести людям духовный, положительный заряд, а также приносить и материальные выгоды хотя бы бедным слоям общества.
Празднование же Нового года приносит людям многочисленные психологические травмы благодаря повальному употреблению спиртных напитков, естественным продолжением чего становится огромное число заболеваний, несчастных случаев и летальных исходов. Неужели ради того, как говорил Герцен, чтобы оглушиться, забыться, получить искусственное веселье, и
«…это оглушение и раздражение тем больше нравится, чем меньше человек развит и чем больше сведён на узкую, пустую жизнь…».
А не слишком ли дорогая цена за искусственное веселье?
Это не говоря уже об огромных материальных убытках, принимая во внимание тот факт, что наши соотечественники любезно взвинчивают цены до потолка практически на все продукты. Ради чего же эти психологические травмы и колоссальные затраты? Для чего все эти жертвы? А может жертвоприношения? Неужели лишь для того, чтобы удовлетворить крокодиловый аппетит продавцов вино-водочных изделий и вечнозелёных деревьев — они, пожалуй, единственные, кто получают ощутимую выгоду от празднования рождества Митры, Таммуза, Осириса, Орфея, Аттиса, Дусара, Диониса и Христа…
Материалы:
История Нового Года
http://7lostworlds.ru/blog/43869606592/Istoriya-Novogo-goda
Язычество Нового Года
http://garibah.livejournal.com/1826.html
Русские традиции
http://fb.ru/article/186998/kogda-i-kak-schedrovat-na-staryiy-novyiy-god-russkie-traditsii
Старый Новый год
http://dikru.ucoz.ru/forum/26-128-1
Истоки происхождения Нового года
http://ankv1979.narod.ru/Znaete/index10.htm
Старый Новый Год
http://www.softmixer.com/2013/01/blog-post_3361.html
Что такое Старый Новый Год
http://www.aif.ru/ny/nydontknows/1080363
Старый Новый Год — традиции, обычаи
http://therussiantimes.com/news/156870.html
История празднования Нового Года на Руси
http://bridechurch1.narod.ru/newyear.htm
Молодцы! Шикарная статья! Написана доступным языком и очень грвамотно!
Обычно ваши статьи радуют хорошим а нередко и качественным материалом и я их публикую в соцсетях на своих аккаунтах, но данная статья скомканная, как реферат школьника, который понадёргал текста из разных источников, но воедино собрать не смог и это помимо некачественной редактуры: смысловые, орфографические ошибки, опечатки.
Понимаю, что у вас разные коллективы пишут разные материалы, но данная статья даже на хороший школьный реферат с трудом тянет, прям огорчили, а тема действительно интересная, но не получилось у вас, а жаль.
Творческих успехов.
Я постоянный читатель сайта, однако данная статья очень удивила. Автор выдаёт много фактологии про календари и древние традиции, но ни одного слова про подлинные славянские традиции. Хоть бы прочитали про Коляды Дар, откуда образовалось слово календарь.
1. У славян никакого ГОДа не было, это английское слово god. А было у славян ЛЕТО. До сих пор говорят “В летах” или “столько-то лет”.
2. Важнейший на Западе сатанинский праздник Хеллоуин (от слова hell) совпадает с католическим рождеством. Иудейский яхве-иегова исходя из ветхозаветного контекста – и есть “бог”, т.е. “god” со всеми мыслимыми и немыслимыми пороками и козлиной головой(каббала). Чтобы это всё значило?
2. У славян было не иудейское “сотворение мира”, а было “Сотворение Мира в Звёздном Храме”. Документы некоторые вплоть до 19 века датировались вопреки указу Петра по-старому (чаще всего с двумя датами) – и сокращением “с.м.з.х.”.
3. У славян было почитание предков – богов, так как они себя считали не рабами, а детьми божьими. И при этом было единобожие – РОД – творец всего сущего.
4. Никаких жертвоприношений у славян не было. Во славу богам(предкам) дарились рукотворные дары, в частности выпечка.
5. Не собирали они подаяние по домам. Подарки дарили и принимали, посевали.
6. Славянский Коляды Дар был построен на 9-ричной системе счисления, где было 9 месяцев в году и 9 дней в неделю. Этим календарем пользовались ежедневно, т.к. множество жизненных вещей было с ним связано, не только посевные и сбор урожая. На разных предметах домашнего обихода он присутствовал по всей территории вплоть до Дальнего Востока, например на прялках.
Вот подробный пример для ищущих http://energodar.net/ha-tha.php?str=vedy/kalendar