В предыдущих статьях https://informacenter.ru/2016/09/japan/ , https://informacenter.ru/2016/09/japan-2/ мы начали рассмотрение документа «Внутренняя граница. Цели Японии в XXI веке», теперь мы продолжаем его. В данной статьей речь пойдет о подходе Японии к проблемам образования.
Другие части: https://informacenter.ru/2016/11/japan-4/, https://informacenter.ru/2016/11/japan-5/
Задача воспитания новых поколений
Из документа «Внутренняя граница. Цели Японии в XXI веке»:
«… люди должны быть способны получить доступ и общаться с остальным миром, т.е. они должны легко и быстро получать информацию, понимать её, и чётко выражать собственные идеи».
Если речь идёт об умении «чётко выражать собственные идеи», то по умолчанию это предполагает для начала как минимум умение людей производить эти собственные идеи (смысл) самостоятельно по мере того, как обстоятельства требуют новых идей.
«Наличие или отсутствие этой способности, которую мы называем «всеобщей грамотностью», определит, будет ли человек наслаждаться лучшей жизнью в мире XXI века.
Степень владения такого рода грамотностью населением страны определяет, будет ли мощь этой страны на международной арене увеличиваться или уменьшаться и также определяет, находится ли страна на стадии подъёма, или спада. Страны с низким уровнем всеобщей грамотности не смогут привлечь качественные человеческие ресурсы. Между тем, люди направятся в страны, стандарты в которых высоки; это феномен, который непременно проявится.
Основные компоненты этой новой грамотности — степень владения информационно-технологическими инструментами, такими как компьютеры и Интернет, а также степень владения английским языком, как международной lingua franca».
То есть языком, используемым как средство межэтнического общения в определённой сфере деятельности
«Английский язык, в этом понимании, необходимое условие получения информации со всего мира, выражения намерений, и обмена ценностями».
По сути это условия осуществления глобализации по-японски в мире, где английский — язык международного общения, понимаемый если не большинством населения, то большинством в составе правящих «элит» неяпонских обществ.
«Конечно, японский язык — наш родной язык — основа сохранения японской культуры и традиций. Изучение других иностранных языков следует активно поощрять. Тем не менее, знание английского, как международного lingua franca даёт каждому ключ к постижению мира.
В долгосрочной перспективе, существует возможность сделать английский язык вторым государственным языком, но только после обсуждения на национальном уровне. Все силы должны быть направлены на то, чтобы дать населению рабочее знание английского языка. Дело не только в обучении иностранному языку. К этому нужно относиться как к стратегическому императиву» (Рассматриваемый документ, Раздел 3.«Японский фронтир XXI века», подраздел 1. «Развитие духа новаторства», пункт б) «Повышение уровня всеобщей грамотности»).
В опущенных фрагментах рассматриваемого документа, речь идёт о миграционной политике Японии, которая предусматривает привлечение в страну иностранцев для обучения в вузах и профессионалов из других стран с возможностью предоставления им права постоянного жительства и гражданства Японии. По отношению к этой задаче английский как второй государственный язык Японии — необходимая предпосылка к тому, чтобы в случае успеха глобализации по-японски Японии действительно стала «столицей мира».
«В XXI веке, заметной чертой которого станет разнообразие в контексте тенденций глобализации и информационно-технологической революции, принципиальной необходимостью для японцев является развитие индивидуальности, обладание ярко выраженной индивидуальностью.
Кроме того, необходимый тип индивидуума — прежде всего, такой, который творит легко и открыто, внутренне дисциплинированный, уверенный в себе, опирающийся на себя. Эта крепкая, но гибкая личность берёт на себя риски и ответственность, и подходит к достижению личных целей с духом новаторства.
Путём вовлечения в свободную спонтанную деятельность, участия в жизни общества, и построения более совершенной системы управления, эти личности создадут новое общественное пространство. Под «общественным пространством» мы понимаем не традиционную вертикально ориентированную сферу общественных отношений, и не ситуацию, когда общественные интересы определяются и навязываются официальными властями. Мы имеем в виду новый тип общественного пространства, созданный совместными усилиями личностей, которые, безотносительно к своей личной принадлежности, сознательного взаимодействуют друг с другом и с обществом.
Это общественное пространство, допускающее существование различных «других», внимательно к ним и поддерживает их. В тоже время, каждый должен придерживаться достигнутого консенсуса.
Так как новое общественное пространство подкрепляется свободными и спонтанными идеями и действиями индивидуумов, создавая его, они смогут узнать друг друга, получить признание личных достижений и достичь самореализации. Другими словами, когда индивидуумы свободны и полагаются на себя, может быть построено новое общественное пространство, а раз оно построено, индивидуумы могут расширить свою сферу деятельности и увеличить степень своей независимости» (Рассматриваемый документ, раздел 2. «Центральные элементы реформ», подраздел 2. «Расширение полномочий индивидуума и создание нового общественного пространства»).
Такой тип взаимоотношений людей в обществе и людей и общественных институтов с (прежде всего, государственности, общественных организаций) по-русски называется «соборностью».
«Индивидуум и индивидуальное мастерство, подкрепленное духом новаторства, будут основной движущей силой XXI столетия. Непревзойденное мастерство большого числа индивидуумов, бросающих вызов неизвестному, не боящихся риска и стремящихся всегда быть на переднем крае деятельности будет иметь решающее значение».
Этот фрагмент разительно контрастирует с ситуацией в России. В России отсутствует не только профессиональная пропаганда мастерства во всех профессиях, несмотря на многочисленные декларации чиновников, но и в самих профессиях мало кто озабочен добросовестным исполнением своих обязанностей — то ярко видно по таким сферам как образование, медицина, наука и т.д. Зато как потребитель гражданин России вполне нормален: он предпочитает подержанную японскую или европейскую машину, сляпанной кое-как, новой Ладе.
«Для того, чтобы культивировать эти качества, общество нуждается в твёрдо установленном идеале и системах, которые приветствуют и дают волю мастерству. К сожалению, японское общество всё ещё имеет тенденцию хмуриться при виде индивидуального превосходства. Это близко связано с закоренелым эгалитаризмом. Японцы, озабоченные равными результатами, и в вертикально сегментированном горизонтально эгалитарном обществе, вылезший гвоздь получает по шляпке. Неустанное требование равных результатов вело к неравным возможностям.
Однако в Японии XXI века мы хотели бы видеть людей, обладающих непревзойденным мастерством, которые более справедливо оценивают творческие идеи, так как именно их инициативный дух и их действия будут строить будущее. Тем временем, необходимо проследить, чтобы усилия тех, кто рискует и демонстрирует свое непревзойдённое мастерство, подкрепленное духом новаторства, были соответственно вознаграждены.
Мы должны распрощаться с равными результатами и создать новое понятие справедливости, которую мы могли бы назвать «справедливым неравенством», которое поощряет развитие и принимает различия в индивидуальных способностях и талантах как данность. Мы должны создать запас творческого потенциала, высоко оценивая предпринимательский дух и дух приключений, обеспечивая возможности для личных начинаний и выращивая дух риска в индивидуумах и в обществе. Необходимо создать среду, которая поощряет индивидуумов заниматься собственной коммерческой деятельностью.
Каждому нужно гарантировать равную возможность. В то же самое время, важно создать системы, которые дают людям шанс начать всё с начала. Если люди уверены в том, что одна неудача означает, что их жизнь разрушена, они не смогут набраться мужества для сопротивления трудностям» (Рассматриваемый документ, Раздел 3. «Японский фронтир XXI века», подраздел 1. «Развитие духа новаторства»).
«Образование — это совместные усилия дома, общества и школы.
Это — правильное жизненно состоятельное утверждение. В России, если судить по состоянию улиц, парков, садов, пригородных лесов, по качеству работы граждан, большинство жителей России не считает своей обязанностью даже воспитание собственных детей, а не то чтобы подавать своим поведением пример подрастающим поколениям и соучаствовать в воспитании чужих детей, указывая им на их неправильное поведение. Государство же своим бездействием поощряет безответственность родителей в отношении детей.
В последнее время обучающие функции дома и общества заметно разрушены.
— По отношению к нынешней Японии это — прямое следствие перенятия ею элементов образа жизни Западной региональной цивилизации в период, начиная с середины XIX века, и в особенности в годы после второй мировой войны ХХ века.
Но с другой стороны, Япония изрядно «вложилась» в Голливуд. Как следствие, по всему миру на протяжении последних нескольких десятилетий сотни миллионов зрителей смотрят фильмы про восточные боевые искусства, в основе которых лежит «восточная мистика». Так идёт своего рода первичная «вербовка адептов» и создания благоприятной культурной среды для продвижения в последующем японского проекта глобализации. Это — один из примеров деятельности на основе принципа «подчиняясь — подчиняй».
Необходимо восстановить всеобщее осознание важности обучения и занятий дома. То, что основная ответственность за обучение и поведение детей остаётся на родителях, не должно вызывать сомнений» (Рассматриваемый документ, Раздел 3. «Японский фронтир XXI века», подраздел 1. «Развитие духа новаторства», пункт а) «Реформа образования»).
«Информационно-технологическая революция» раздела 1:
«Так как информационные потоки стали гораздо больше и быстрее, сильно изменились контуры политики, государственного управления и даже криминальной деятельности. Нам необходимы новые правила, чтобы удерживать надлежащий баланс между уровнем защиты информации с одной стороны, и раскрытием и свободой выражения с другой. Существует потребность в системах, в которых независимые справедливые личности могли бы разделить ответственность с правительством при формировании и поддержании такого рода правил и управлении рисками» (Рассматриваемый документ, раздел 1, подраздел 3.«Информационно-технологическая революция»).
Следующий раздел документа назван «Центральные элементы реформ». Он начинается словами:
«Япония должна принять вызов неизбежных потрясений, связанных с проявлением основных тенденций.
Чтобы преуспеть в этом, личные качества граждан, подкреплённые духом новаторства, должны поощряться, а скрытые силы реализовываться. Это потребует многочисленных изменений. Как уже было сказано, в первую очередь необходимо изменить системы и методы, посредством которых граждане взаимодействуют с обществом, а затем пересмотреть и перестроить отношение между частным и государственным секторами в гражданском обществе».
По существу речь идёт о потребности в изменении характера общественного самоуправления на основе воспитания поколений, обладающих описанными выше качествами.
Продолжение следует…
Другие части:
Перспективы Японии в XXI веке: специфика Японии и её культуры…
https://informacenter.ru/2016/09/japan/
Перспективы Японии (часть 2): Внутренняя граница. Цели Японии в XXI веке
https://informacenter.ru/2016/09/japan-2/
Перспективы Японии (часть 4): Внутренняя граница. Цели Японии в XXI веке
https://informacenter.ru/2016/11/japan-4/
Перспективы Японии (часть 5): Внутренняя граница. Цели Японии в XXI веке
https://informacenter.ru/2016/11/japan-5/
Случайно наткнулся на этот материал. Не знаю что это за документ такой, но анализ сильно оторван от реальности. Нашли бы кого-нибудь из Японии, и распросили бы его для бэкграунда. Он бы вам, например, объяснил бы чем занята молодёжь на одной из вышеприлепленных картинок.
В целом, раскладываю материал следующим образом. Синим цветом — стандартная “японская фантазия”, написанная в традиционном восторженно-фантастическом стиле. Отличие этой фантазии от реальности (даже в будущем) приблизительно того уровня, как и между фэнтези и не-слишком-зарывающейся научной фантастикой (Метро 2033, как банальный пример). Или, если хотите японский пример, то разница как между дядями-в-ярких-пластиковых-костюмах-утром-в-воскресенье-по-NHK и Гоуст-Ин-Шел.
Черный цвет, то бишь комментарии-анализ, воспринимая синий цвет за чистую монету, делает все выводы невпопад. Рисуется картинка раннего Сингапура — кстати, можете посмотреть на то, что из этого получилось. Япония даже близко не собирается двигаться в этом направлении, даже если некоторые отдельные граждане любят пофантазировать.
К примеру, какой-то японский дядя в 70-х обсуждал с Римским Клубом — даже издавал переписку в виде книги — как бы уменьшить население земного шарика, и даже моделировал как это можно будет быстро сделать в Японии. И где он теперь, этот дядя?
А тем временем…. панасоник недавно выпустил софт для перевода японо-англ в реальном времени. Через месяц… совсем недавно… Скайп открыл такой же сервис, с бОльшим количеством языков.
По той же теме, Миязаки (или Гибли, не помню) недавно выпустил ани-фильм Саммер Ворз. Вторую я не видел, но вируальный спейс, нарисованный в первой части этого фильма — это ближе к тому, что мы будем видеть через 10 лет. Советую, кстати, посмотреть. Фильм очень хорошо показывает как реальность, так и вектор развития.
Это, кстати, большая проблема всех стратегов-аналитиков. Техника может резко изменить картинку. Аналитики, как правило, плохо разбираются в технике. Сами оцените динамику этой простой системы. С моей точки зрения, все три части про Японию пронизаны неадекватным анализом, примерно на одном уровне с вышеописанным.
У меня всё.