Читать около 8 мин

Обзор самых важных и интересных новостей за прошедшую неделю

Темы: об урегулировании белорусско-российских отношений в газовой и нефтяной сфере, о положении дел в социально-экономической области, о результатах сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ

Обозрение СМИ (прессы) недели 08 — 15 октября 2016 года (Все сообщения приводятся в сокращённом виде)

  • Об урегулировании белорусско-российских отношений в газовой и нефтяной сфере
  • О положении дел в социально-экономической области
  • О результатах сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ

Об урегулировании белорусско-российских отношений в газовой и нефтяной сфере

В том, что ожидавшееся на этой неделе решение по белорусско-российскому «газо-нефтяному конфликту» станет новостью № 1, никто и не сомневался. Однако реакция белорусской и российской прессы превзошла все мыслимые ожидания: свыше ста (!) информаций, статей, заметок, комментариев.

Но сразу же подчеркнём — к великому сожалению, большинство материалов носят явно выраженный спекулятивный характер, на фоне которых информационные материалы об урегулировании белорусско-российских отношений в газовой и нефтяной сфере («Беларусь и Россия урегулировали нефтегазовый спор» http://www.belta.by/president/view/belarus-i-rossija-uregulirovali-neftegazovyj-spor-213905-2016/, «Решили по «Дружбе». Поставки нефти вырастут до 5 миллионов тонн в четвертом квартале» http://ej.by/news/economy/2016/10/14/rossiya-uvelichit-postavki-nefti-do-5-millionov-tonn-v-chetvertom.html) просто теряются.

Главные темы спекуляций — «кто кого обманул: Беларусь (как вариант Лукашенко) Россию (как вариант Путина или Медведева) или Россия Беларусь?» или «кто выиграл, победил — опять-таки Беларусь или Россия в этом противостоянии?». Вот наиболее яркие перлы подобных «беспристрастных и непредвзятых» материалов: «Видимость союзничества: РФ продолжит сокращение финансирования Белоруссии» (ИА «Eurasia Daily» https://eadaily.com/ru/news/2016/10/13/vidimost-soyuznichestva-rf-prodolzhit-sokrashchenie-finansirovaniya-belorussii), «Газ и нефть. Лукашенко добился от России гибридной компенсации» (интернет-газета «Белорусские новости» http://naviny.by/article/20161011/1476181201-gaz-i-neft-lukashenko-dobilsya-ot-rossii-gibridnoy-kompensacii), «Конец баталиям: в Минске заявили, что решили нефтегазовый спор с Россией» (сетевое издание «РИА Новости» https://ria.ru/economy/20161010/1478866393.html), «Доходы «Газпрома» выпадут из бюджета Россия компенсирует монополии белорусские убытки» (газета «Коммерсантъ» http://www.kommersant.ru/doc/3112796), «Дружба с Лукашенко дорого обходится Путину» (сайт «Новости Беларуси» http://udf.by/news/politic/146679-kreml-kupil-lukashenko.html).

Чтобы расставить все точки над i и довести до читателей действительно объективную информацию о достижении компромисса в этой непростой проблеме, считаем целесообразным обратиться к первоисточнику — стенограмме совещания в Правительстве РФ (http://government.ru/news/24829/), на котором рассматривался вопрос (обратите внимание, как он был сформулирован): «о сотрудничестве с Республикой Беларусь в нефтегазовой сфере»:

« Д. Медведев: У нас за последнее время, к сожалению, накопились проблемы во взаимоотношениях с Белоруссией в нефтегазовой сфере…В последнее время предпринимались усилия для того, чтобы эту долговую задолженность урегулировать и выйти на нормальные взаимоотношения с нашим ближайшим партнёром, потому что сложившуюся ситуацию невозможно признать нормальной…. Каковы результаты? Удалось ли подготовить окончательную версию документа?

А. Дворкович: Дмитрий Анатольевич, в результате переговоров мы вышли на финальную версию документа, который подразумевает несколько основных договорённостей, позволяющих урегулировать сложившиеся проблемы.

Первая. Задолженность, которая возникла по платежам за газ с января текущего года, будет погашена в полном объёме до 20 октября нынешнего года.

Д. Медведев: Иными словами, наши партнёры вернутся к исполнению контракта надлежащим образом, будут уплачивать ту цену, которая предусмотрена в контракте на основании существующей формулы?

А. Дворкович: Именно так, уже на этой неделе. При этом мы договорились, что готовы к дальнейшим переговорам относительно будущих рамок сотрудничества в газовой сфере, исходя из того, что в документах Евразийского союза у нас поставлена общая цель — движение к общему рынку электроэнергии к середине 2019 года и общему рынку газа к 2025 году. На эту тему необходимо провести детальные переговоры, чтобы выйти на договорённости. Отдельные возможные элементы таких договорённостей в протоколе также зафиксированы, но они не являются юридически обязывающими, по этому поводу предстоят ещё длительные дискуссии.

Параллельно мы договорились о корректировке индикативного баланса поставок нефти и нефтепродуктов из России в Белоруссию, из Белоруссии в Россию, а именно возвращении после урегулирования газовых проблем к объёму поставок до 24 млн. т нефти в Республику Беларусь, юридически обязывающем объёме поставок из Республики Беларусь в Россию нефтепродуктов в объёме 1 млн. т.

И, наконец, последнее. Мы договорились о том, что белорусская сторона и мы предложим дополнительные взаимовыгодные проекты в целом в сфере экономического сотрудничества, которые можно было бы обсудить в следующем году.

Д. Медведев: Чтобы не было неправильных интерпретаций, ещё раз хотел бы акцентировать внимание, что цена на поставляемый в Белоруссию газ остаётся прежней, рассчитывается по существующей формуле, никакой корректировки не произведено».

В связи с изложенным весьма актуально звучит и высказывание Президента Беларуси (http://www.belta.by/president/view/lukashenko-belarusi-s-rossiej-nado-dogovoritsja-o-ravnyh-uslovijah-dlja-subjektov-hozjajstvovanija-213922-2016/) о необходимости достижения равных условий для субъектов хозяйствования Беларуси и России, хотя неоднократно употреблённое им слово «требуем» несколько режет слух, вероятно, его синоним — «предлагаем», был бы более уместен, но, по сути, заявление соответствует союзническим отношениям наших стран:

«Мы ничего лишнего не требуем от Российской Федерации. Мы требуем, чтобы наши субъекты хозяйствования и наши люди были в равных условиях в союзе Беларуси и России согласно букве и духу договора о союзном строительстве. Вот единственное, чего мы требуем… Нам надо с Россией договориться о равных условиях. Где-то мы по каким-то вопросам должны подвинуться и подвинемся (интерес у России к Беларуси огромный), где-то они. Но если мы видим свою перспективу в едином целом, нам на это надо идти и на этом надо настаивать».

Правда, в контексте высказывания Александра Лукашенко несколько двусмысленно прозвучала фраза из выступления министра иностранных дел республики Владимира Макей перед журналистам 10 октября в Варшаве, в которой речь идёт не об укреплении союзнических отношений между нашими странами, а о сокращении уровня взаимодействия:

«Что касается принципиальных наших подходов, мы не собираемся отрываться от России. Мы понимаем, что в экономическом плане Белоруссия достаточно сильно зависит от этого, но мы хотим уйти от этой сильной зависимости, быть менее зависимыми от одного государства, что особенно ущербно в периоды финансово-экономических кризисов».

Хотя, возможно, это какие-то «дипломатические хитрости и тонкости»…

О положении дел в социально-экономической области

Решение нефтегазовой проблемы, безусловно, окажет положительный эффект на общее состояние экономики республики. Тем более, что власти и бизнес-сообщество продолжают скрупулёзную работу по выводу промышленности и сельского хозяйства в непростой макроэкономической ситуации, в которой находится страна, на нормальные экономические параметры функционирования. Об этом свидетельствует ряд сообщений на этой неделе (например «Рабочая поездка Андрея Кобякова: оздоровление промышленности на конкретных примерах» (http://www.ctv.by/rabochaya-poezdka-andreya-kobyakova-ozdorovlenie-promyshlennosti-na-konkretnyh-primerah), повествующих о том, что белорусские предприятия постепенно выходят на запланированные показатели, хотя сложностей в их деятельности хватает. Это и долги по кредитам, и трудности при проведении модернизации производства, и сложности на рынках сбыта продукции.

Позитивное влияние на экономическую ситуацию должны оказать и принимаемые правительством меры по подготовке отдельного торгового соглашения с Евросоюзом, на долю которого приходится порядка 30% товарооборота Беларуси, о чём сообщает новостное агентство «Sputnik» (http://sputnik.by/economy/20161013/1025616678/belarus-evrosoyuz-torgovoe-soglashenie.html), и вступление в силу «Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Китайской Народной Республики о технико-экономической помощи» (http://www.pravo.by/main.aspx?guid=12551&p0=I01600029&p1=1&p5=0), которым предусматривается, что Китай вложит 300 млн. юаней или 44,6 млн. долларов в подготовку и реализацию проекта «Строительство социального жилья», и продолжающееся строительство Белорусской АЭС, ввод в действие которой позволит с 2019 года полностью отказаться от импорта электричества из-за границы. Кстати, отметим, что 14 октября завершилась двухнедельная миссия экспертов МАГАТЭ, исследовавшей площадку, возводимой в Островце АЭС, которая не только положительно оценила состояние в республике инфраструктуры в области ядерной и радиационной безопасности, но и выявила положительные практики, которыми планирует поделиться со всем миром в качестве примера того, как необходимо работать в этой сфере (http://www.ctv.by/novosti-minska-i-minskoy-oblasti/irrs-missiya-magate-o-belorusskoy-aes-vyyavili-polozhitelnye).

Серьёзным проблемам в экономической области посвящены статьи в электронной газете «Ежедневник» («Приватизации не избежать: плохим активам дорога лишь на аукцион» http://ej.by/news/economy/2016/10/14/privatizatsii-ne-izbezhat-plohim-aktivam-doroga-lish-na-auktsion.html) и в интернет-газете «Белорусские новости» («Убыточные госпредприятия: реформировать, продавать, закрывать? http://naviny.by/article/20161014/1476423658-ubytochnye-gospredpriyatiya-reformirovat-prodavat-zakryvat). При этом в материалах сообщается, что количество убыточных организаций в республике приближается к 25% от общего количества, доля плохих активов в балансе белорусских банков находится на уровне 15%, избыточная занятость в Беларуси составляет сегодня около 20%, и наконец, что в будущем с проблемой безработицы могут столкнуться почти 50% всех занятых в экономике — как сотрудников неэффективных госпредприятий, так и связанных с ними частных фирм. Цифры действительно неприятные, хотя было бы желательно, чтобы официальные источники подтвердили или уточнили (опровергли?) их объективность.

Указанные данные использовались в ходе заседания круглого стола, организованного «Либеральным клубом» и посвящённого выработке предложений по реформированию государственных предприятий. Сразу же подчеркнём, что меры, которые предлагались в процессе обсуждения, носили ярко выраженный либеральный характер и сводились к необходимости продажи государственных активов собственникам, которые должны быть способными «выжать соки из станков и рабочих», введению «жёсткого моратория на лишение людей собственности», массовому сокращению численности сотрудников, в результате чего должны появиться тысячи «праздно шатающихся безработных», которым, чтобы избежать социальных катаклизмов следует просто увеличить пособие до 200 — 300 рублей. Как-то очень похоже на проведённую в России приватизацию в 90-х, «ни к ночи будут помянуты», годах.

Зато сообщения СМИ о событиях в социальной сфере в исследуемый период носят исключительно положительный характер. Издания сообщают: о повышении с 1 декабря в среднем на 5% размера трудовых пенсий, об индексировании в сентябре минимальной зарплаты на 5,4%, о снижении цен за услуги дошкольных учреждений, об установлении тарифов на теплоснабжение в размере 15% от реальной стоимости услуг по подаче тепла в дома, о лидирующих позициях республики среди стран СНГ по производству на душу населения картофеля (в 2015 году — 632 кг), мяса (121 кг), молока (743 кг), яиц (402 шт.).

О результатах сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ

Состоявшаяся 14 октября сессия Совета коллективной безопасности Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в ходе которой руководство этой организации было передано от Армении Беларуси, приняла двадцать два документа, отражающих подходы стран ОДКБ к основным актуальным международным вопросам, оценки текущей ситуации с учетом новых угроз и вызовов. Главы государств еще раз подтвердили роль Организации в качестве важнейшего инструмента, способствующего поддержанию мира, стабильности, обеспечению безопасности, независимости и суверенитета государств-членов, а также подвели итоги работы по совершенствованию деятельности ОДКБ и приняли решения, направленные на укрепление её военной составляющей, наращивание функциональных возможностей организации.

Вот как оценил итоги саммита Президент Беларуси:

«Мы действительно провели очень принципиальный анализ тех проблем и ситуаций, которые сегодня складываются в мире. При том по периметру всех границ: и на западном направлении (зона ответственности Беларуси и России), и Центральной Азии, и в районе Афганистана. Обсудили конфликты, нерешённые проблемы.

Мы констатировали все: ОДКБ никто не хочет признавать, особенно НАТО.

Нам надо поступить таким образом, чтобы заставить их признать нашу организацию.

И нам надо сформулировать хорошие приоритеты, чтобы наша организация вышла на довольно серьёзный уровень. Чтобы её уважали. Не боялись, но уважали. И мы никого не уговаривали, чтобы нас признавали. Поэтому я попросил, обсудив в узком кругу, публично наши приоритеты не излагать, а сначала их капитально проработать и довести до каждого руководителя членов ОДКБ. Вот такая была ситуация, и главы государств с этим согласились. Я думаю, мы что-то хорошее можем предложить нашей организации в плане единства и уважения со стороны наших контр-партнёров».

И с этими выводами вполне можно согласиться.

Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:
Подписывайтесь на наш канал на Youtube: https://www.youtube.com/c/inance
Вступайте в группу Вконтакте:http://vk.com/inance_ru,
Жмите «Нравится!» в группе Facebook:http://www.facebook.com/inance.ru
И делайте регулярные перепосты.
Предлагайте темы статей, которые Вы хотели бы увидеть на нашем сайте.
Станьте со-авторами — присылайте свои материалы для размещения на нашу почту inance@mail.ru.
Можете поддерживать Информационно-аналитический Центр (ИАЦ) финансово постоянно http://inance.ru/podderzka/ или однократным вкладом:

Благодарим Вас за сотрудничество!

Комментарии:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ