Читать около 8 мин

Об этом и не только — обзор самых важных и интересных новостей за прошедшую неделю

Темы: обращение Президента к парламентариям пятого и шестого созывов, бюджет, кредит МВФ и решение экономических проблем, о поиске решений «газово-нефтяного конфликта»

Обозрение СМИ (прессы) недели 01 — 08 октября 2016 года (Все сообщения приводятся в сокращённом виде)

  • Обращение Президента к парламентариям пятого и шестого созывов
  • Бюджет, кредит МВФ и решение экономических проблем
  • О поиске решений «газово-нефтяного конфликта»

Обращение Президента к парламентариям пятого и шестого созывов

Полагаем, что не ошибёмся, если, при всём многообразии событий этой недели, «Обращение Президента к парламентариям пятого и шестого созывов» (http://president.gov.by/ru/news_ru/view/vstrecha-s-deputatami-palaty-predstavitelej-i-chlenami-soveta-respubliki-natsionalnogo-sobranija-belarusi-14586/) назовём новостью № 1. Основания для подобного категоричного вывода очень просты — в своём выступлении Александр Лукашенко чётко, без обиняков, изложил позицию руководства республики практически по всем проблемам внутренней политики и внешнеполитической деятельности, очертил направления деятельности органов власти на перспективу и ответил на наиболее актуальные и важные вопросы сегодняшней жизни.

К отдельным из них мы не раз ещё обратимся, а сейчас напомним читателям основополагающие идеи из речи главы республики:

«Работа предстоит сложная и ответственная. Страна должна преодолеть негативные тенденции в экономике и выйти на устойчивые динамичные темпы развития. У нас есть для этого все условия, и главное из них — единство народа и политическая воля руководства страны для движения вперёд»;

«Нам нужны мир, безопасность и дружба между народами. Мы самая интернациональная страна, и наш белорусский народ по своей ментальности самый добрый и интернациональный»;

«Ещё раз подчеркиваю, повторюсь: я готов к любым реформам. Самым жёстким. Жестче, чем МВФ сегодня требует. Вопрос в другом: готовы ли вы к ним? Я обращаюсь к вам — представителям народа. Вот спросите у каждого, готов ли он к этим реформам? Во—первых, мы понимаем реформу как совершенствование того, что имеем: не исключен отказ и слом того, что нам не нужно. И никто не исключает освоение нового. Это приветствуется. Но главное, ну знаете, чтобы новое получить, надо много денег, и желательно, чтобы это новое произрастало из того, что мы умеем делать. Поэтому я всегда понимал реформу как совершенствование того, что есть. И в сельском хозяйстве, и в промышленности, и в транспорте»;

«Конечно, в экономике у нас есть трудности, но они преодолимые, они не катастрофические, это наши недоработки, в первую очередь Правительства. Самый главный вопрос, к примеру, у нас вопрос экспорта»;

«Наша задача добиться реального позитивного баланса в отношениях со всеми соседями, всеми ведущими геополитическими центрами силы. Неимоверно сложная задача. И мы не сидим на двух стульях, абсолютно нет»;

«Возможно, назрело время провести анализ и нашего Основного Закона, я уже как—то об этом говорил, попробуем подойти к этому вопросу с разных сторон, аккуратно, чтобы не сделать хуже. Появились новые проблемы, новые вызовы, да и время требует чего—то нового».

Бюджет, кредит МВФ и решение экономических проблем

О том, что решение экономических проблем лежит в основе деятельности республики, подтверждается значительным количеством материалов, опубликованных по этой тематике. Правда, выбор редакциями тем для публикаций не всегда адекватен важности происходящих событий. Так, практически незамеченным оказался такой важный акт, как принятие главного финансового документа на 2017 год во втором чтении, о чём написали только официозы: «Депутаты приняли во втором чтении проект бюджета на 2017 год» («Советская Белоруссия» http://www.sb.by/v-belarusi/news/deputaty-prinyali-vo-vtorom-chtenii-proekt-byudzheta-na-2017-god.html), «Совет Республики одобрил проект бюджета на 2017 год» (БелТА http://www.belta.by/economics/view/sovet-respubliki-odobril-proekt-bjudzheta-na-2017-god-213440-2016/). При этом они всё же отметили, что бюджет — это документ, созданный в результате компромиссов политических, экономических и социальных интересов, главной задачей которого, при сохранении его социальной направленности, является восстановительный рост экономики, повышение её конкурентоспособности и формирование условий для достижения целей «Программы социально-экономического развития Беларуси на 2016-2020 годы». Также скупо, если не считать очередной критиканской статьи «Беларусь — Пакистан. Рывок на миллиард» (http://naviny.by/article/20161007/1475818598-belarus-pakistan-ryvok-na-milliard) на сайте «Белорусские новости», написанной в излюбленном этим издании стиле: «критиковать — не работать», освещали средства массовой информации и итоги визита главы государства в Пакистан. А ведь в ходе работы белорусской делегации в Пакистане и по результатам 4-го белорусско-пакистанского делового и инвестиционного форума был не только подписан межгосударственный пакет документов о развитии взаимодействия в различных сферах, но и заключены конкретные контракты с пакистанскими фирмами, в частности: о поставке МТЗ продукции на сумму более чем в 30 миллионов долларов, а «Белшиной» — на 15 млн. евро.

Зато сообщений о продолжающихся переговорах с Международным валютным фондом о возможности получения кредита на 3 млрд. долларов под 2,28% годовых сроком на 10 лет хоть «пруд пруди». Понятно, что с учётом состояния белорусской экономики деньги стране нужны, поэтому интерес к решению этого вопроса естественен, но вот на что хотелось бы обратить внимание: издания, в том числе и государственные, как-то «неохотно» пишут об условиях международных кредиторов, под которые МВФ согласен выдать столь желанную сумму, больше «напирают» на сам факт продолжения переговоров. А требования эти стандартны: ускорение и углубление структурных реформ в белорусской экономике, либерализация, приватизация, отказ государства от части социальных обязательств и стопроцентная оплата населением тарифов ЖКХ.

Поэтому весьма отрезвляюще на этом фоне звучат слова Президента Беларуси:

«Да, хочется получить три миллиарда дешёвого кредита. Я тоже за. Но цена совершенно неподъёмная для нас и несправедливая по отношению к народу, перечёркивает всю политику, которую мы проводили до сих пор».

Сообщают СМИ и о принимаемых мерах по решению наиболее болезненных экономических проблем: о подписании президентом указа №359, утверждающего основные направления денeжно-кредитнoй пoлитики страны на следующий год и предусматривающего снижение инфляции до 9% (http://4esnok.by/novosti/lukashenko-uroven-inflyacii-v-2017-godu-ne-dolzhen-prevyshat-9/), о направленности процентной политики Национального банка на постепенное снижение уровня ставок рефинансирования в экономике до 14-16% годовых к концу следующего года (http://www.sb.by/v-belarusi/news/k-kontsu-2017-goda-stavku-refinansirovaniya-planiruetsya-snizit-do-14-16-godovykh.html), о планах (информация БелТА http://www.belta.by/economics/view/belarus-planiruet-v-2017-godu-uvelichit-zvr-do-54-mlrd-212937-2016/) по увеличению в 2017 году золотовалютных резервов как минимум на 500 млн. долларов (заметим, что и в сентябре золотовалютные резервы продолжали увеличиваться и выросли на 43,1 млн. долларов http://4esnok.by/novosti/za-sentyabr-zolotovalyutnye-rezervy-vyrosli-na-431-mln-dollarov/).

Примечательно, что именно планируемые и осуществляемые меры в экономике позволяют, в свою очередь, принимать положительные решения и в социальной сфере. Так, как сообщила заместитель премьер-министра Наталья Кочанова («Советская Белоруссия» http://www.sb.by/v-belarusi/news/kochanova-zarplaty-byudzhetnikov-v-2017-godu-planiruetsya-povysit-na-9.html) в 2017 году заработная плата работников бюджетной сферы увеличится на 9%, а трудовые пенсии будут повышены дважды, каждый раз на 5-6%, то есть с учётом ожидаемой инфляции планируется, по меньшей мере, сохранить уровень благосостояния населения на уровне нынешнего года..

О поиске решений «газово-нефтяного конфликта»

Не уменьшается и опять понятно, что по объективным причинам, и количество сообщений по теме «Белорусско-российские отношения». Так, практически все республиканские издания, независимо от их политической и идеологической ориентации, посчитали необходимым дать комментарии к высказываниям Александра Лукашенко на эту тему в ходе выступления в парламенте. Отметим, что Президент Беларуси подробнейшим образом в своей речи остановился на всех аспектах взаимодействия Беларуси и России: политических, идеологических, экономических, оборонных, причинах возникновения — по его мнению — «шероховатостей» и путях их устранения. Главные тезисы, неоднократно повторенные в разных интерпретациях, звучат так:

«Ещё раз подчеркиваю, может, я действительно устарел, но русские, россияне — это наши братья, с которыми мы живём давно… Что касается наших взаимоотношений с Россией, их суть состоит в том, что мы стремимся выстраивать всестороннее сотрудничество и взаимодействие, ещё раз подчеркиваю, на равноправной основе. Однако не всегда это получается, и чаще всего не по вине Беларуси. Хотя и к нам, конечно, вопросов хватает… но Беларусь — это святое, что не может потерять Россия, как и для белорусов, Россия — это святое. Вот наша политика в отношении России, и она не должна быть затуманена некими природными газом и нефтью».

Вместе с тем, в качестве негативного примера — отсутствия равноправных отношений между Россией и Беларусью, и именно с «подачи» Александра Лукашенко, республиканские средства массовой информации на этой неделе продолжили комментировать развитие так называемого «газово-нефтяного конфликта», и особенно решение Беларуси, увеличить в полтора раза тарифы на транзит российской нефти (свыше 50 сообщений в белорусской и российской прессе). Причём, именно Президент Беларуси открытым текстом заявил:

«Тогда я приказал: хорошо, мы теряем определённые суммы. Мы должны это компенсировать, коль нас окунули из—за газа в нефтяной вопрос, за счёт прокачки по транзиту нефти до 70 миллионов тонн в год. В полтора раза подняли, сейчас поднимем до уровня Чехии. У нас тонна на сто километров, по—моему, 50 центов примерно или 56. В Чехии — 2,2 доллара. Дальше, если так пойдет, мы вынуждены будем прибегнуть к другим мерам, для того чтобы обезопаситься».

Будем объективны — такие заявления, иначе как «подарком» для противников именно равноправных белорусско-российских отношений не назовёшь. Подтверждение тому статьи на сайте информационного агентства «Eurasia Daily»: «Зачем Белоруссия провоцирует очередной конфликт с Россией? (https://eadaily.com/ru/news/2016/10/05/zachem-belorussiya-provociruet-ocherednoy-konflikt-s-rossiey) и «Россия не должна поддаваться на нефтяной шантаж Белоруссии» ( https://eadaily.com/ru/news/2016/10/05/rossii-ne-dolzhna-poddavatsya-na-neftyanoy-shantazh-belorussii).

И очень своевременно, в качестве «отрезвляющего душа», 7 октября прозвучало заявление пресс-секретаря Президента РФ Дмитрия Пескова:

«Мы два союзных государства — Россия и Белоруссия — и поэтому даже на фоне абсолютно неизбежных иногда коммерческих разногласий контакты не прерываются, контакты абсолютно всеобъемлющие, они носят постоянный характер. Поэтому, конечно, на фоне трений коммерческого характера озвучиваются взаимные предложения. Быстро или медленно, но, безусловно, его (кризис) удастся преодолеть. Еще раз повторяю, что союзнический характер наших отношений – это лучший фундамент, который позволяет искать взаимовыгодные решения».

И что любопытно, одним из первых изданий в республике, которые процитировали это высказывание, оказалась интернет-газета «Белорусские новости» (http://naviny.by/new/20161007/1475843220-press-sekretar-putina-raznoglasiya-rossii-i-belarusi-po-cene-na-gaz-udastsya).

К тому же заметим, что газ газом, нефть нефтью, а рабочие белорусско-российские отношения не то, что не прерываются, а продолжают набирать темп. О чём, например, свидетельствует подписание программы торгово-экономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества между правительствами Беларуси и Санкт-Петербурга на 2017-2021 годы, включающую в себя номенклатуры и объемы поставок продовольствия из Беларуси в Санкт-Петербург. Хотя говорить, что и в других областях всё «безоблачно», тоже не приходится. На это указывает решение Россельхознадзора о вводе с 10 октября временных ограничений на поставки в Россию продукции семи белорусских предприятий «в связи с грубыми нарушениями законодательства ЕАЭС» (портал «TUT.BY») http://news.tut.by/economics/515184.html).

Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:
Подписывайтесь на наш канал на Youtube: https://www.youtube.com/c/inance
Вступайте в группу Вконтакте:http://vk.com/inance_ru,
Жмите «Нравится!» в группе Facebook:http://www.facebook.com/inance.ru
И делайте регулярные перепосты.
Предлагайте темы статей, которые Вы хотели бы увидеть на нашем сайте.
Станьте со-авторами — присылайте свои материалы для размещения на нашу почту inance@mail.ru.
Можете поддерживать Информационно-аналитический Центр (ИАЦ) финансово постоянно http://inance.ru/podderzka/ или однократным вкладом:

Благодарим Вас за сотрудничество!

Комментарии:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ