24 сентября 2016 исполнилось 114 лет со дня рождения имама Хомейни, одного из наиболее выдающихся деятелей Ирана и человечества в целом. Ему и его наследию посвящена эта статья.
Рухолла Мусави Хомейни (روح الله موسوی خمینی (персидский)) родился 24 сентября 1902 года в городке Хомейн, ныне провинция Центральный Остан, Персия; умер 3 июня 1989 года в Тегеране) — духовный и политический лидер иранской революции 1979 года, один из основателей Исламской Республики Иран.
Детство и юность
Рухолла Хомейни родился в семье священнослужителя-шиита, Мустафы Мусави — потомок шиитского имама (сейид). Ещё в младенчестве потерял отца, убитого наёмником правившей в то время в стране шахской династии (по другой версии, Мустафа Хомейни был убит в стычке с другими землевладельцами в драке при дележе урожая), а его мать Хаджар Ага Ханум умерла, когда ему исполнилось 15 лет. Хомейни учился в местных религиозных школах, в Араке, а затем в Куме, где в возрасте 23 лет удостоился звания моджтахида, дававшего право преподавать. Уже тогда Хомейни занялся политической борьбой против светского режима шахов династии Пехлеви, за что к середине 1930-х годов лишился права читать лекции по исламскому праву и философии в Куме. Подпольная преподавательская деятельность и написание значимых для исламского вероучения сочинений чрезвычайно возвысили духовный авторитет Хомейни, и в конце 1950-х он получил звание «аятолла» — высший духовный титул в шиитском исламе.
В 27 лет Хомейни взял в единственные жены дочь аятоллы Сагафи из местечка Шахр-е-Рей Хадижу Сагафи. Вместе с Хадижей аятолла переезжает в Кум и организовывает своё медресе, которое быстро собирает круг преданных Хомейни студентов.
Первые победы и изгнание
В 1962 году Хомейни возглавил забастовку духовенства, вынудившую правительство Асадоллы Алама отказаться от законопроекта о региональных и местных обществах, а в январе 1963 года призвал бойкотировать шахский референдум по вопросам проведения реформ (так называемая «белая революция»), утверждая, что он не соответствует исламским нормам и Конституции страны. Начавшиеся в стране широкомасштабные выступления в поддержку имама были подавлены полицией, референдум был проведен 26 января 1963 года, а имам Хомейни арестован и препровождён в Тегеран, где провёл в заключении 2 месяца. Новые массовые выступления в крупнейших городах Ирана заставили правительство выпустить имама из-под стражи, но уже в октябре 1964 года Хомейни вновь арестовали и выслали в Турцию после того, как он осудил закон об особом статусе американских граждан в Иране. Из Турции Хомейни перебрался сперва в священный шиитский город Неджеф в Ираке, а в 1978 году — в Париж, где продолжил свою борьбу против шахского режима. В своих обращениях Хомейни пропагандировал идею свержения власти шаха и создания теократического государства во главе с духовенством.
Революция 1979 года и создание исламской республики Иран
Таинственная гибель сына имама Мустафы Хомейни, оскорбительная статья в адрес аятоллы, вызвали столь широкий резонанс в Иране, что всё население страны вышло на манифестации, а большинство предприятий нефтяной промышленности забастовали. В результате шахский режим смог продержаться чуть больше месяца: в январе 1979 года шах с семьёй покинул страну навсегда, 31 января 1979 года Хомейни вместе с группой своих сторонников вернулся в Иран, 11 февраля подконтрольные шаху войска прекратили сопротивление. 14 февраля «Национальный фронт» под руководством аятоллы Хомейни сформировал правительство, а большинство участников референдума 31 мая поддержало создание Исламской Республики Иран.
Политика Хомейни с 1979 по 1988 годы
По указу Хомейни был создан «Корпус стражей Исламской революции», разработана и принята новая Конституция республики, предоставившая ему верховную власть как «высшему духовному авторитету». Таким образом появилось одно из немногих в мире теократических государств. В стране был создан мощный репрессивный аппарат и введены суровые исламские законы: полная исламизация всех сторон жизни общества — политики, экономики и культуры. Женщинам запретили носить непредписанную мусульманкам одежду. Была введена система исламского судопроизводства, основанная на положениях Корана и шариата. Началась борьба по подавлению левой оппозиции и организаций национальных меньшинств.
4 ноября 1979 года сторонники аятоллы Хомейни захватили посольство США в Тегеране, требуя вернуть в страну на расправу бывшего шаха Ирана Мухаммеда Резу Пехлеви, нашедшего пристанище в Америке. Несмотря на все усилия администрации США, включая попытку освобождения вооружённым путём, 52 американских заложника были отпущены иранцами только через 444 дня, в январе 1981 года, спустя несколько минут после инаугурации нового президента США Рональда Рейгана, сменившего на этом посту Джеймса Картера.
Обосновавшись в Куме, аятолла лично руководил политикой страны, назначая по своему усмотрению членов Совета по наблюдению за осуществлением конституции. Ирано-иракская война (1980 — 1988) ещё более сплотила приверженцев Хомейни, хотя Ирану в конце концов пришлось подписать резолюцию № 598 Совета безопасности ООН о прекращении огня в июле 1987 года и согласиться с условиями мирного договора, максимально учитывавшего интересы Ирака.
14 февраля 1989 года аятолла Хомейни отдал приказ о физическом уничтожении писателя Салмана Рушди, книгу которого «Сатанинские стихи» мусульмане-фундаменталисты сочли оскорбительной для ислама.
После обширного инфаркта в 1980 году Хомейни вместе с семьей поселился в пригороде Тегерана, где и скончался 3 июня 1989 года. Аятолла Хомейни был похоронен в мавзолее, расположенном в 8 км к югу от Тегерана и в 25 км от международного аэропорта имени имама Хомейни, недалеко от кладбища мучеников исламской революции Ирана. Имя аятоллы носит город Хомейни-Шехр в провинции Исфахан.
Письмо Хомейни Горбачёву
1 января 1989 года Михаилу Горбачёву специальным представителем Имама аятоллой Джавади Амоли было вручено послание от имама Хомейни.
Это послание имело большое значение, хотя и является довольно неоднозначным. Аятолла Хомейни по всей видимости не понимал процессы, происходящие в СССР. Поскольку Русь-Россия-СССР является одной из трёх мировых цивилизаций, для понимания происходящего в Русской цивилизации, необходимо обладать соответствующими знаниями. К моменту написания письма русский вариант глобализации только появился в СССР и, скорее всего, нравственные и профессиональные возможности иранской разведки в СССР были недостаточны, чтобы на фоне различных шумов выделить этот полезный сигнал и довести его до лидера Ирана. Иначе бы не было бы и этого письма, и сама политика Ирана изменилась бы.
Тщетно аятолла Хомейни писал письмо Горбачёву, поскольку тот со своей командой не собирался реформировать СССР вопреки декларациям, наоборот, был взят курс на его ликвидацию. Соответственно и ответ его разочаровал Хомейни. Аятолла должен был это понимать. Предлагаемая же альтернатива Горбачёву также не являлась по существу реальной и адекватной жизни альтернативой.
Осветим некоторые моменты данного письма:
Однако если Вы решите пойти дальше по этому пути, то первым делом, которое несомненно послужит успеху Вашего начинания, является пересмотр политики Ваших предшественников, заключавшейся в отречении общества от Бога и от религии, что, безусловно, нанесло сильнейший удар народу Советского государства. Знайте, что нет более объективного подхода к мировым событиям.
Советское общество вопреки мнению Хомейни не отказывалось от Бога и религии, оно было атеистичным и до появления СССР. Поменялись лишь формы атеизма — идеалистический атеизм церкви, приписывающий Богу человеческие качества, сменился на материалистический атеизм марксизма. Именно по этой причине Хомейни заблуждается, когда говорит о том, что текущий ислам в иранско-шиитской версии может заполнить сложившийся идеологический вакуум.
Народ не приемлет исторически сложившийся ислам, потому что по своим качествам он не отличается от исторически сложившегося христианства, которое Русь переваривала почти тысячу лет, и возврата обратно нет.
Всем ясно, что отныне коммунизм следует искать в музеях политической истории, ибо марксизм не отвечает ни одной из истинных человеческих потребностей, потому что это материалистическое учение, а материализмом нельзя спасти человека от кризиса веры и духовности, который является главной болезнью человеческого общества на Западе и на Востоке.
Этот фрагмент указывает, что Хомейни не отличает коммунизм и марксизм. Коммунизм — как идея о справедливом устройстве общества, которую несли в жизни большевики, (а не троцкисты-марксисты) ничем не отличается от праведного ислама, от русского Язычества (не путать с многобожием и идолопоклонством), от изначального учения Иисуса.
Именно по этой причине коммунизм — как внутренняя потребность человека в жизни по совести и справедливости — будет жить, ислам же, который есть в Иране, со временем исчезнет, поскольку даже под руководством Хомейни Ирану не удалось построить Царство Бога на Земле — поскольку Иран не предложил миру альтернативной концепции глобализации на принципах истинного ислама Мухаммада и комплекса наук на его базе для построения справедливого общества.
По этой причине по-прежнему в иранском обществе и науке существует конфликт между западным образованием, проистекающем из библейской концепции, которое получают многие иранцы, и своим доморощенным исторически сложившемся исламом в его шиитской упаковке, и попытками создать на его основе социологию и экономику, которая становится всё более недееспособной в условиях снятия санкций и распространения Русского варианта глобализации.
Понимал ли Хомейни проблемы ислама?
Хомейни об исламе
Себялюбцы и деспотические правители использовали священную книгу (Коран) для антикоранических целей. Под разными предлогами и путём заранее спланированных заговоров они убрали истинных толкователей Корана, тех, кто познакомился с истиной, почерпнутой в Коране от Пророка… (…) Они заложили основы для искажения Книги, Божественной Сунны и религии. И дело дошло до того, что становится стыдно от одного упоминания всего этого.
И чем больше ширились эти основы, тем больше становилось всяких извращений и искажений, пока Священный Коран, который был ниспослан Господом Богом Мухаммеду в его полном прозрении для улучшения человечества и объединения не только мусульман, но и всей людской семьи, с тем, чтобы привести человечество в состояние, которое оно должно достичь, спасти этого носителя божественных качеств от сатаны и деспотичных правителей, установить справедливость в мире и передать власть в руки безгрешных духовных правителей, чтобы те передали её достойным людям; был вытеснен из жизни, как будто он и не имел предназначения Наставления.
Дело дошло до того, что в руках продажных властей и порочных ахундов, которые были хуже деспотичных правителей, Священный Коран использовался как инструмент для насаждения насилия, жестокости и коррупции и оправдания угнетателей и врагов Господа. К сожалению, в руках врагов, готовящих заговоры, и в руках неискушенных друзей, Коран, книга, призванная определять судьбы, не использовалась и не используется нигде, кроме как на кладбищах и поминках. То, что призвано быть средством объединения мусульман и всего человечества и должно стать Книгой нашей жизни, превратилось в орудие раскола или вообще ушло из повседневной жизни.
Это свидетельство одного из наиболее чистосердечных руководителей мусульман о том, что мусульманская цивилизация более чем за 1300 лет не осуществила даже того минимума благодетельности, что зафиксирован в каноническом тексте Корана. Но сверх того, это и признание факта, что под руководством Хомейни в течение срока отпущенной ему жизни мусульманская культура в Иране не смогла сойти с пути деградации и выйти из тупика на путь бескризисного развития в Богодержавии.
И как показало течение событий в жизни Ирана после смерти Хомейни, этот кризис не может быть преодолён на основе попытки утверждения какой-либо одной традиции толкования писания, признаваемого священным, и споров о том, какие его толкователи и толкования являются истинными, а какие ложными.
Мы ещё вернёмся к столь интересной личности, как Аятолла Хомейни, в будущих статьях.
Комментарии: