В истории мировой науки X—XI века по праву считаются среднеазиатским периодом. Целая плеяда великих ученых-энциклопедистов, трудившихся в то время в Мавераннахре (территория между Амударьей и Сырдарьей), оказала огромное влияние на прогресс всего человечества. Одно из наиболее значимых мест в их числе, безусловно, занимает Абу Али Хусайн ибн Абдаллах ибн Сина, известный в Европе под именем Авиценна (16 августа 980 — 18 июня 1037 гг.).
Откуда он черпал знания? Кто учил его наукам и искусству врачевания?
В нашей статье расскажем об этом великом человеке.
«Талантливый человек талантлив во всём»
Лион Фейхтвангер, немецкий писатель (1884 — 1958)
Прошло более тысячи лет с той поры, когда в Бухаре жил человек, наделённый поистине безграничным талантом. Его имя — Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина. В Европе он известен под именем Авиценна. Если вы назовёте его имя врачу, тот скажет, что это великий врач. Если заговорите о нём с математиком, тот отметит, что Авиценна был великим математиком и астрономом.
Литератор скажет вам, что это великий писатель и поэт. Философы назовут его великим мыслителем, а музыканты — тонким ценителем и знатоком музыки, теоретиком и даже изобретателем популярного теперь в Средней Азии струнно-смычкового музыкального инструмента — гиджака.
Кто из них прав? Все сразу. Наследие Авиценны обогатило мировую науку и определило её развитие на многие века. Ему принадлежит более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274, или, по некоторым данным, 276.
На шестьсот лет раньше Декарта Авиценна записал:
Я мыслю, и это значит, что я существую.
Ибн Сина собрал огромный фактический материал и разработал различные методы исследования в области минералогии, высказал глубокие мысли о составе и свойствах минералов, о причинах горообразования, происхождения вулканических явлений. По его гипотезе, вулканические явления связаны с рождением гор и землетрясениями. Причиной же горообразования ученый считал действие текущих вод, которые, прокладывая себе новый путь, сносили поверхность земли и намывали горы. Горы могли возникнуть, по его мнению, и в результате поднятия земли, или сильного землетрясения, или из осадочных пород.
Ибн Сина был известен и как лингвист, писатель и поэт. Он написал повести «Хайй ибн Якзан», «Соломон и Ибсал», «Рисала ат-Тайр», «Повесть о Юсуфе».
По словам востоковеда академика Е. Э. Бертельса, Ибн Сина для истории таджикской и персидской литературы — это незримый очаг подземного огня, питающий целую цепь огнедышащих вершин. Действительно, повесть Ибн Сины «Хайй ибн Якзан» в дальнейшем послужила основой для одноименного философского романа арабского писателя Ибн Туфейля, родившегося в 1110 году. (В русском переводе это произведение опубликовано в 1920 году.) А на мотив аллегории «Рисала ат-Тайр» («Птица») позднее были написаны произведения Фарирцддина Аттара и Алишера Навои.
Следуя своему великому предшественнику и учителю аль-Фараби, Ибн Сина выступал за государственное устройство с идеальным общественным порядком — без бездельников и ростовщиков, без духовенства и аристократии и других паразитических слоев. В государстве, говорил он, не должно быть, ни одного человека, который не занимал бы установленного для него места. Каждый должен заниматься каким-нибудь полезным делом. Человек не может удовлетворять свои личные потребности иначе, как в общении с другими людьми, в согласии с ними. Он не может жить вне общества. Живя же в обществе, люди не могут не сотрудничать. Но отношения между ними должны соответствовать нормам справедливости, установленным мудрым, любящим науку, справедливым государем. Однако, если законодатель несправедлив, замечает Ибн Сина, то «восстание против него оправдано обществом». Давать подробный комментарий этим смелым, глубоким высказываниям Ибн Сины нет необходимости.
В Исфахане Авиценна основал обсерваторию и одним из первых доказал подвижность апогея Солнца. А для уточнения измерений применил оригинальный метод, который впоследствии стал известен как «принцип Нониуса» — по имени португальского учёного, заново открывшего этот метод только в XVI веке.
Его жизнь, овеянная множеством легенд, описана не одним десятком исследователей. Благо, что в помощь им, предчувствуя такой интерес к собственной персоне, он без ложной скромности изложил свои первые тридцать лет в автобиографии, что было совсем не характерно для придворных учёных того времени, концентрировавших свои умения на жизнеописаниях монархов.
Начало жизненного пути
Абу Али Ибн Сина (Авиценна), прославленный арабский врач, учёный, философ и поэт (латинизированное имя — Авиценна) родился в с. Афшана, близ Бухары. Жил в Средней Азии и Иране, изучал в Бухаре математику, астрономию, философию и медицину, занимал должности врача и везира при различных правителях.
Мальчик с раннего возраста проявлял исключительные способности и одарённость. Уже к десяти годам он знал наизусть почти весь Коран. Затем его отправили изучать мусульманское законоведение в школу, где он был самым младшим. Но вскоре даже самые взрослые из слушателей школы оценили ум и знания мальчика и приходили к нему советоваться, хотя Хусейну только исполнилось 12 лет.
Позже он изучал логику и философию, геометрию и астрономию под руководством приехавшего в Бухару учёного Абу Абдаллаха Натили. С 14 лет юноша начал заниматься самостоятельно. И геометрия, и астрономия, и музыка ему давались легко, пока он не познакомился с «Метафизикой» Аристотеля. В автобиографии он упоминал, что несколько раз прочитал этот труд, но не смог понять его. Помогла в этом книга Аль-Фараби с комментариями к «Метафизике». В 16 лет Ибн Сину пригласили лечить самого эмира Бухары. В автобиографии Авиценна писал:
Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приёмам лечения, которые нельзя найти в книгах.
Медицина — это метод Сина
Вечная слава Авиценне была бы гарантирована даже, если б сохранилось только одно его фундаментальное творение — «Канон врачебной науки», которое до XVII веке являлось основным медицинским руководством как на Востоке, так и на Западе. Показательно то, что после изобретения в Европе печатного станка, «Канон» напечатали сразу вслед за Библией.
Его вклад в развитие врачебной науки трудно переоценить. Недаром, согласно распространённой версии, термин «медицина» произошёл от латинизированного «мадад Сина» (в переводе — исцеление от Сина) или от сокращённого «метод Сина».
Авиценна не оканчивал специализированных академий, но уже к семнадцати годам, благодаря практическому опыту, накопленному путём преодоления суровых средневековых запретов, стал личным врачом бухарского эмира и получил право пользоваться знаменитой дворцовой библиотекой.
В 18 лет он переписывается с крупнейшими учёными Востока и дискутирует с ними по вопросам физики, философии и астрономии. За 800 лет до открытия Луи Пастером вирусов-возбудителей Авиценна предположил, что некоторые лихорадочные заболевания вызываются «мельчайшими существами». Он первый обратил внимание на заразность оспы, определил различие между холерой и чумой, ввёл термин эпилепсия, описал проказу и желтуху, проанализировал причины, симптомы и способы лечения менингита, язвы желудка и других, аргументировал гипотезу о том, что многие болезни возникают под влиянием негативных эмоций.
Ибн Сина разработал целое учение о диагностике по пульсу:
Пульс может быть волнообразный и веретенообразный, двухударный, долгий, дрожащий, короткий, малый, медленный, муравьиный, мягкий, напряжённый нервный, низкий, пилообразный, полный, пустой.
На этот счёт легенда гласит, что когда у бухарского купца тяжело заболела дочь, все врачи и табибы оказались бессильны, никто не мог понять причины болезни. Тогда купец пригласил Авиценну, который взял девушку за запястье и стал перечислять улицы Бухары. Затем попросил принести список имен тех, кто жил на определённой улице. При упоминании одного из них лицо девушки порозовело. Так по пульсу учёный узнал имя возлюбленного, о котором она боялась рассказать отцу, так как он никогда не согласился бы на их брак. Именно эти переживания и привели её на грань смерти. Купцу ничего не оставалось, как благословить влюбленных, а люди вновь восхитились талантом Авиценны.
Другое предание рассказывает о том, как ему удалось определить душевную причину телесного истощения одного юноши. Произнося ряд слов, по изменению пульса он зафиксировал, какие из них провоцируют аффект, вызвавший заболевание. Это был первый в истории случай психодиагностики, так как учение Ибн Сина о воздействии аффективных состояний на глубинные органические процессы античность ещё не знала. Помимо этого Авиценна определял недуг по цвету кожи и мочи больного, прописывал лечение цветом в зависимости от характера заболевания и душевного состояния больных. В составленном атласе им описана зависимость между цветом, темпераментом и здоровьем человека.
Авиценна мог диагностировать и излечивать 2000 различных недугов. Сегодня известно около 5000 болезней, но современные врачи зачастую ограничиваются лечением их последствий, избавлением от симптомов. Применяемые медикаменты разрушают иммунитет и сопротивляемость организма.
Тогда как Ибн Сина ещё в средние века серьезно задумывался над восстановлением природного баланса. Он утверждал, что внешне проявившаяся болезнь обязательно имеет внутренние причины, а симптомы свидетельствуют о действии собственных сил организма, проявляющих эти признаки, и искал способы их стимулирования к борьбе с недугом.
Большое внимание Ибн Сина уделял физическим упражнениям, называя их самым главным условием здоровья. На следующее место он ставил режим питания и сна. Он писал, что
основное в искусстве сохранения гармонии — это уравновешивание необходимых факторов: уравновешенность натуры; выбор пищи; очистка от излишков; сохранение телосложения; улучшение того, что вдыхается через нос; приспособление одежды; уравновешенность физического и душевного движения.
Что изложено в книге о медицине
«Канон врачебной науки» — одна из наиболее знаменитых книг в истории медицины, которая подробно рассказывает обо всём, что касается здоровья и болезней. Эта книга была переведена на латинский язык и разошлась по миру во множестве рукописей.
Впервые «Канон врачебной науки» был издан на латыни в 1473 году, на арабском языке — в 1543 году.
В первом томе пятитомного труда Ибн Сина изложил теорию медицинской науки. В ней он дал определение медицине, разъяснил её цели и задачи, классифицировал людей по их натуре, привёл сжатый анатомический очерк так называемых «простых» органов человеческого тела, рассмотрел причины, проявления и классификации болезней и общие правила их лечения. Также здесь приведены рекомендации по питанию, гигиене и образу жизни, которые способствуют сохранению здоровья в любом возрасте.
Во второй книге Ибн Сина описывал лекарственные средства, акцентируя внимание на том, что любое растение может помочь человеку бороться с болезнями. Прилагались также рецепты использования растений для лечения различных недугов. Например:
если прикладывать лекарственные повязки с редькой и медом — это исцелит злокачественные язвы, а семена её с уксусом окончательно заживляют гангренозные язвы», «если скорпион ужалит человека, который поел редьки, то человеку вреда не будет», «если выпить мяты до отравления, она отразит действие смертоносных ядов.
Всего во втором томе приведены рецепты более восьмисот лекарств растительного, животного и минерального происхождения с указанием их лечебных свойств и способов применения. Даже лечебники и травники Древней Руси, приводя рецепты настоев и мазей, часто ссылаются на имя «Ависен». Многие лекарства, предложенные Ибн Синой, применяются и в наше время.
Третья и четвёртая книги «Канона» подробнейшим образом описывают болезни всех человеческих органов: голова, мозг и нервы, глаз, ухо, горло и нос, зубы, легкие и сердце, пищевод и желудок, кишечник, печень и желчный пузырь, почки и мочевой пузырь. Приводятся советы по диагностике и лечению заболеваний, методы проведения операций. Каждый раздел начинается с подробного анатомического описания соответствующего органа. Ибн Сина первым смог понять принцип действия глаза и описать его. Ранее считалось, что глаз испускает лучи, которые отражаются от предметов, возвращаются в глаз и дают его изображение.
Последняя, пятая, книга является учебником по фармакопее, где изложены принципы и способы составления лекарств. Также большое внимание уделено проблемам психологии.
Многое из учения Ибн Сины о признаках и распознавании болезней пережило века и сохранило практическое значение и поныне. Важно, например, что при определении диагностического значения симптома Ибн Сина рассматривал его в комплексе с другими проявлениями болезни. Распознавание и правильная оценка различных признаков болезни, считал он, дают врачу возможность точно выбрать лечение, установить его прогноз и, наконец, добиться у больного глубокого доверия к своим действиям. Не потеряли ценности указания Ибн Сины о необходимости различать признаки по их значению: признаки ли это основного заболевания, сопутствующего ли («соучаствующего») или осложнения. В каждом конкретном случае они и определяют терапевтическую тактику врача.
Отрывки из «Канона врачебной науки»
- «Медицина прежде всего разделяется на 2 части: теоретическую и практическую. Каждая из этих (частей) является наукой и теорией. Однако та часть, которая особо именуется теорией, говорит только о воззрениях…, то есть это та часть, при помощи которой познаются натуры, соки, силы, разновидности болезней, их проявление и причины. Та часть, которая особо именуется практической, дает познание того, как производить процедуры и устанавливать режим, то есть это та часть, которая учит тебя, как сохранить здоровье при таком-то состоянии тела или же как лечить тело при таком-то заболевании». («Канон врачебной науки», кн. I.)
- «Не следует наполнять желудок в такой степени, при которой не остается места для дополнительной пищи, а надо переставать есть ещё при наличии некоторого аппетита. Этот остаток аппетита является продолжением чувства голода, которое через незначительное время исчезает» (кн. I).
- ..Массаж преследует следующие цели: уплотнение рыхлых органов, затвердение мягких, разрыхление плотных органов и размягчение твердых органов» (кн. I).
- «Прощупывать пульс должны в такое время, когда человек свободен от гнева, радости, не делает физических усилий, не испытывает каких-либо воздействий, отягощающей сытости или голода, не прекращает обычного образа жизни… Предварительно следует испытать пульс у уравновешенного человека с превосходным здоровьем, чтобы сравнить с ним пульс больного» (кн. III).
- Способов распознавания состояния сердца, по Ибн Сине «…восемь: по пульсу, по дыханию, по сложению груди, по растительности на груди, по тому, каково тело на ощупь, по качествам нрава, по силе или слабости тела, а также по настроению человека». «…поскольку сердце есть орган главенствующий, первый из всех главенствующих органов и важнейший из них, то решимость пользовать его лекарствами должна быть решимостью, опирающейся на великую рассудительность…» (кн. III).
- «Знай, что если ты ошибаешься при лечении печени, твоя ошибка перейдёт на сосуды и затем на все тело» (кн. III).
- «Гнев сильно горячит тело, печаль сильно высушивает его, апатия ослабляет душевную силу и склоняет натуру к слизистости…
- В итоге уравновешивания характера достигается сохранение здоровья одновременно для души и тела».\
- «К числу необходимых для младенцев полезных средств для укрепления натуры относятся: во-первых, легкое покачивание и, во-вторых, музыка и песня, напеваемая обычно при убаюкивании. По степени восприятия этих двух вещей ребёнком устанавливают его предрасположение к физическим упражнениям и музыке. Первое относится к телу, второе — к душе» (кн. I).
- «Постоянное пьянство вредно, оно портит натуру печени и мозга, вызывает заболевание нервов, сакту и внезапную смерть».
- «Питье вина детьми похоже на добавление огня к огню или добавление к огню сухих дров» (кн. I)….
Как видно, многое, что написано в «Каноне…», актуально и поныне.
Поэма о медицине — литературный шедевр
Свои медицинские открытия Ибн Сина изложил в стихотворной форме в виде поэмы. И опять-таки сделал это с умыслом: в форме стиха наставления лучше воспринимаются и запоминаются потомками.
Поэма о медицине (Урджуза), написанная рукой Ибн Сины, жива и сегодня. Место её пребывания — Институт востоковедения Академии наук Узбекистана (г. Ташкент). Это второй по объёму и значимости медицинский труд Ибн Сины после знаменитого «Канона врачебной науки». В XII веке поэму перевели на латинский язык, позже — на многие другие языки Европы. Сразу же бросается в глаза, что поэму писал врач-философ, энциклопедист, человек обширнейших знаний, человеколюб, прежде всего озабоченный тем, чтобы не навредить больному. Советы великого врача не утратили значения и в наши дни.
В природе человека Ибн Сина различал сочетание стихий — огня, земли, воздуха, воды, тем самым не делая особого различия между природой живой и неживой материей. По его мнению, состояние здоровья зависит от состояния особого свойства тела — мизаджа, того, что впоследствии получило название витализма, или жизненной силы, которая зависит от сочетания в человеке указанных стихий.
Вот начало поэмы о медицине «Урджуза»:
Поэты — принцы Вселенной, врачи руководят телом. Красноречие упомянутых выше радует душу, преданность последних исцеляет болезни. Эта поэма содержит всю теоретическую и практическую медицину. И в ней я излагаю в стихах все мои знания этой науки…
Итак, избранное поэмы о медицине…
О назначении медицины
Здоровье сохранять —
Задача медицины.
Болезней суть понять
И устранять причины.
Об элементах природы
Всё, что природа накопить сумела,
Незримо входит и в природу тела,
В любом из нас стихии те четыре,
Избыток иль нехватка лишь одной
Грозят больному тяжкою бедой.
Мизаджа (жизненная сила) знание врачу всего полезней
Для постиженья и леченья болезней.
На ощупь выявляются мизаджи:
Горячий, стылый, и сухой, и влажный.
О пище
Годятся в пищу нам со дня творенья
Животные продукты и растенья.
Бывает пища кислой, терпкой, вязкой,
Горячее пристало есть с опаской.
О цвете волос и глаз
Мизадж у белокурого, что лёд.
У темнокудрого, наоборот, — горяч.
И волос чем светлей, рыж или рус,
Мизадж тем холодней.
Уравновешен он у тех людей,
Чей волос рыжеват иль чуть темней.
Глаза те обладают острым зреньем,
Когда они полны живых лучей,
У глаз неярких зрение слабей.
Об органах
Важнейший орган — печень, и всецело
Зависит от него питанье тела.
Другой источник щедрый — это сердце,
И без него бы телу не согреться.
Мозг головной — он через мозг спинной
Сердечной управляет теплотой.
Зависит от него процесс движенья.
В мозгу таятся наши ощущенья.
По виду пневмы все различны. И
У всякой пневмы качества свои.
Кроме того, заложены от века
Семь главных сил в натуре человека.
О влиянии звёзд и Солнца
Восходят звёзды и горят во мгле,
Лучи их ощутимы на Земле.
Является зловещая звезда —
И гибнут люди, гибнут города.
О пище и питье
Хвалы достойна пища, если вновь
Она заменит и очистит кровь.
Полезна рыба непременно тем,
Кто обессилен, истощён совсем.
Остры и терпки лук, чеснок, горчица,
Но польза в них великая таится.
Об опорожнении и наполнении
Наш мозг, а также каждый орган тела
Опорожнять природа повелела,
Для горла и зубов найди настой,
Чтоб полость рта блистала чистотой.
Полезны в бане мыло и вода.
Почаще мойся, не жалей труда.
Для молодых в любви ослабь запреты:
Всегда опасны юные аскеты.
Тому, кто болен иль старик седой,
Грозит любовь телесная бедой.
Едва поев, не торопись к утехам —
Подагрой наградишь себя с успехом.
Излишества в любви расстроят дух,
От них наследство — слабость и недуг.
О пульсе
Пульс у мужчин в дороге жизни всей
Быстрее, чем у женщин, и сильней.
Пульс в юности свой ускоряет бег,
Замедлен он, коль полон человек.
Зимою склонен к большему покою,
Уравновешен раннею весною.
Пульс у ребенка тоньше и быстрей.
У взрослого — замедленней, слабей….
Гениально, не правда ли? А самое главное — насколько эти наставления соответствуют здоровому образу жизни. Поэтому всегда полезно перечитывать труды великих учёных.
Афоризмы и цитаты Ибн Сины
Чтобы иметь общее представление об этом великом учёном, приведём его ряд цитат и высказываний, которые свидетельствуют о его уме и мировоззрении.
Умерен будь в еде — вот заповедь одна,
Вторая заповедь — поменьше пей вина.
Бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движений.
Коль смолоду избрал к заветной правде путь,
С невеждами не спорь, советы их забудь.
Когда к невеждам ты идёшь высокомерным,
Средь ложных мудрецов ты будь ослом примерным.
Ослинных черт у них такое изобилье,
Что тот, кто не осел, у них слывет неверным.
Постоянное пьянство вредно, оно портит натуру печени и мозга, ослабляет нервы, вызывает заболевание нервов, внезапную смерть.
Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезни.
Умерен будь в еде — вот заповедь одна,
Вторая заповедь — поменьше пей вина.
Если заниматься физическими упражнениями – нет никакой нужды в употреблении лекарств, принимаемых при разных болезнях, если в то же время соблюдать все прочие предписания нормального режима.
Нет безнадежных больных. Есть только безнадежные врачи.
Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни.
В одиночестве человек не выжил бы. Все то, в чем он нуждается, он получает лишь благодаря обществу.
Послесловие
О нём рассказывают легенды, поют песни. Он стал героем сказок.
Авиценна умер в дороге. Полузнакомый человек написал с его слов завещание. Все имущество своё Авиценна велел раздать бедным, слуг отпустить на волю.
Спустя 500 лет его труды изучали и цитировали Леонардо да Винчи и Андрей Везалий. В фантастическом плане о нём упоминается в «Божественной комедии» Данте и «Валенсианских безумцах» Лопе де Вега. В его честь Карл Линней назвал род растений семейства Акантовые — Авиценния. Его именем названа малая планета 2755 Avicenna. В 2006 году пик Ленина на Памире переименован в пик Абу Али ибн Сина.
В 1954 году, по мусульманскому летосчислению, исполнилась тысяча лет со дня рождения Авиценны. По призыву Всемирного Совета Мира эту дату отмечали во многих странах. В иранском городе Хамадане был торжественно открыт новый мавзолей Авиценны. На открытии мавзолея среди ученых мира присутствовала и советская делегация.
Ибн Сина — блистательный достижение огромного пройденного человечеством пути. Есть поколения — корни, поколения — завязи, поколения, на которые падает тысячелетиями подготавливаемый расцвет. Работа всех бессмертна. Благородные мысли не умирают, а собираются в некое Хранилище, как говорил Ибн Сина, — в Ноосферу, как говорил Вернадский. Ноосфера сохраняет и улучшает мир.
Главное — осуществить точное «хронологическое распластавание» Ноосферы — этого великого накопленного человечеством интеллектуального богатства. Главное — выстроить из хаоса камней стройный горный хребет, где каждая прожитая во имя Истины жизнь стала бы той или иной вершиной. Но сколько забытого, исчезнувшего, непонятого… И порою в стране гор не хватает как раз самой главной, самой ослепительной, купающейся в облаках вершины.
При его жизни и потом, в каждом веке, учёные спорили о книгах мудреца, яростно защищая или яростно ниспровергая их. Жизнь великого непокорённого скитальца стала символом честного служения Истине. Он весь — тайна. В последний период жизни зашифровывал свои мысли так, что до сих нор учёные не могут найти им однозначное толкование, Его жизнь, рассказанная им самим своему наипреданнейшему ученику, — сплошной ребус. Учёные до сих пор пытаются объяснить мотивы тех или иных поступков Ибн Сины, выстроить его характер, найти закономерность его судьбы. Но сложны не только его жизнь, его труды, сложна и эпоха — восточное средневековье. Учёные мира в течение многих веков размышляют над всем этим, совершая подвиги преданности и титанического труда.
Авиценна известен и не известен. Но его знают как символ великой восточной мудрости.
Материалы:
Авиценна
http://mycelebrities.ru/publ/ljudi/filosofy/avicenna/11-1-0-1018
Бессмертный Авиценна, или Чем знаменит «метод Сина»?
http://shkolazhizni.ru/biographies/articles/27391/
Абу Али Ибн Сина (Авиценна). «Канон врачебной науки»
http://www.u-lekar.ru/content/view/981/92/
Авиценна
http://russiannurse.ru/index.php/biografiy-/83-avicenna-/95-2011-03-26-10-04-04.html
Авиценна – цитаты и афоризмы
http://citaty.su/avicenna-citaty-i-aforizmy
Афоризмы Авиценны
http://www.aphorisme.ru/by-authors/avicenna/?q=684
Ибн Сина Авиценна (Страницы великой жизни)
http://libatriam.net/read/33610/0/
Комментарии: