Обзор самых важных и интересных новостей за прошедшую неделю,
Темы: события в социально-экономической области, как оппозиция предлагает решать проблемы белорусско-российских отношений, выборы — 2016
Обозрение СМИ (прессы) недели 30 июля — 06 августа 2016 года (Все сообщения приводятся в сокращённом виде)
- События в социально-экономической области
- Как оппозиция предлагает решать проблемы белорусско-российских отношений
- Выборы — 2016
Как таковых тем, которым на этой неделе средства массовой информации уделили внимание, не много, а практически их, как показывает анализ, всего три. Это сообщения на социально-экономические темы, развитие отношений в звене Беларусь — Россия и «Выборы — 2016». Зато внутри этих тем и материалов, и мнений больше, чем достаточно, причём часто с полярными выводами, а иногда и используемых в «спекулятивных» целях. Впрочем, обо всём по порядку.
События в социально-экономической области — о чём говорили и не говорили СМИ
Вначале о реальных новостях. Страна работает, труженики промышленности и сельского хозяйства, руководители госпредприятий, бизнесмены, власти трудятся и на выходе, чтобы там не ворчали «так называемые оппозиционеры», положительные результаты есть. Конечно, хотелось, чтобы их было побольше, да и сами они были бы повесомее, но что есть — то есть. А есть следующее:
- Бюджет Беларуси по итогам полугода удалось закончить с профицитом. Доходы в неденоминированных рублях составили 82 триллиона, расходы — 75,5 триллионов. Разница — ,5% ВВП;
- в стране по состоянию на 4 августа намолочено почти 4 млн. т зерна. Урожай убран с 49% всех площадей. Причём средняя урожайность лучше, чем в прошлом году — около 34,4 ц/га;
- Национальный банк объявил об очередном (четвёртом(!) в этом году) снижение ставки рефинансирования. Причём на этот раз ставка снижается сразу на 2 пункта и составит 18% годовых. Это, конечно, не панацея для решения всех проблем, связанных с ростовщичеством, но всё-таки важно не только где мы находимся, а и в каком направлении движемся. К тому же с 1 сентября для белорусских предприятий-экспортеров снижается размер обязательной продажи иностранной валюты с 30 до 20 процентов от суммы выручки в иностранной валюте, что как Нацбанк полагает:
позволит активизировать инвестиционную и деловую активность субъектов хозяйствования Республики Беларусь, станет дополнительным шагом в направлении гармонизации валютного законодательства в рамках Евразийского экономического союза и будет способствовать созданию равных условий для экономических субъектов государств ЕАЭС по развитию их экспортного потенциала;
- Советом министров утверждена Национальная программа поддержки и развития экспорта Беларуси на 2016 — 2020 годы и «дорожная карта» мероприятий по реализации данной программы, основными задачами которой являются: диверсификация торгово-экономических связей с различными странами и регионами при сохранении и усилении позиций на традиционных рынках; стимулирование производителей товаров и услуг к расширению товарной номенклатуры и видов оказываемых услуг; формирование условий для стимулирования несырьевого, высокотехнологического, инновационного экспорта товаров и услуг; продолжение экономической интеграции в рамках ЕАЭС, предусматривающее снятие барьеров, в первую очередь в отношении «чувствительных позиций» (энергоносители, продукция сборочных производств, автомобильные перевозки). Озабоченность властей данной проблемой понятна, так как внешнеторговый оборот, несмотря на принимаемые меры, продолжает снижаться или, как пишет ИА «REGNUM», «Белорусский экспорт рухнул почти на 20%» (https://regnum.ru/news/economy/2162002.html). На самом деле по данным Национального статистического комитета за I полугодие республика экспортировала товаров на 11,1394 млрд. долларов (81,2 % к уровню января-июня 2015 года);
- в июле золотовалютные резервы Беларуси показали рекордный рост и достигли 5 миллиардов 186 миллионов долларов в эквиваленте (заметим, что с начала года они выросли на 11,6%). Увеличению золотовалютных резервов в июле способствовало поступление второго транша финансового кредита Евразийского фонда стабилизации и развития, средств от продажи Министерством финансов и Национальным банком облигаций, номинированных в иностранной валюте, и от взимания экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, покупка Национальным банком иностранной валюты на биржевых торгах, и это при условии, что в этот же период правительством в полном объёме были погашены внешние и внутренние обязательства в иностранной валюте.
Но если государственные и патриотические издания в основном сообщают конкретную информацию, не замалчивая при этом сложности и проблемы, побуждая этим в какой-то степени читателей к самостоятельному осмыслению складывающейся экономической ситуации, то оппозиционные СМИ в основном предлагают аудитории только пессимистические сценарии развития обстановки под видом наукообразных, аналитических статей, к тому же — с «жёлто-кричащими» заголовками. Вот два типичных материала: статья «Программа на пятилетку превратилась в бутафорию» (http://naviny.by/article/20160805/1470376892-programma-na-pyatiletku-prevratilas-v-butaforiyu) в интернет-газете «Белорусские новости» и интервью «Лев Марголин: Никаких предпосылок для роста экономики нет» (http://eurobelarus.info/news/economy/2016/08/05/lev-margolin-nikakih-predposylok-dlya-rosta-ekonomiki-net.html) на сайте Международного консорциума «ЕвроБеларусь». Правда, даже в этих статьях, мимоходом так, признаётся, что что-то положительное в республике делается:
…Нацбанку удаётся сдерживать инфляцию в достаточно приемлемых рамках… во время заседания президиума Совмина, где на этой неделе рассматривался прогноз на 2017 год, тема создания новой экономики вновь поднималась. От членов правительства звучали заявления о том, что к концу нынешней пятилетки более 75% прироста ВВП будет обеспечено за счет такой экономики…
Но вот заголовки, с которыми, а не с текстом материалов, ограничивают своё знакомство с проблемами, по данным социологических опросов, до 50% читателей, говорят сами за себя.
Отдельного разговора заслуживает статья «МВФ подготовил для Беларуси новые ценные указания» (http://naviny.by/article/20160801/1470035183-mvf-podgotovil-dlya-belarusi-novye-cennye-ukazaniya) всё в тех же «Белорусских новостях». Во-первых, уже в заголовке редакция, вольно или невольно, но раскрывает суть отношений Международного валютного фонда и национальных правительств, которая заключается не в партнёрско-договорных отношениях, а в диктате со стороны МВФ по отношению к нашей стране. Во вторых, всё это мы уже проходили:
Чем дальше заходит разговор о деньгах, тем больше условий их предоставления официальному Минску приходится выполнять… Эксперты Международного валютного фонда, чтобы улучшить финансовое положение местных предприятий, рекомендуют белорусским властям принять меры, направленные на повышение коммерциализации госсектора… МВФ настоятельно рекомендует официальному Минску создать наблюдательные советы на всех госпредприятиях и перестроить функции корпоративного управления таким образом, чтобы субъекты хозяйствования были ориентированы на максимизацию стоимости предприятий для акционеров…
Заметки на полях
Правительство и без «указаний МВФ», официально признавая значительное количество организаций госсектора убыточными, принимает меры по повышению эффективности госпредприятий, не используя при этом методы «шоковой терапии», так как понимает, что осуществление структурных реформ болезненно сказывается на социальной сфере, и пытается минимизировать их негативные последствия.
Прямое отношение к развитию экономики, причём в стратегическом плане, имеют и многочисленные на этой неделе статьи о БелАЭС (наше видение этого проекта мы раскрыли в статье «Энергетическая безопасность или энергонезависимость?» http://4esnok.by/analitika/energeticheskaya-bezopasnost-ili-energonezavisimost/). Поводом для активизации интереса редакций к этой теме послужило, как аккуратно заявило Минэнерго Беларуси:
на строительстве станции при перемещении корпуса в горизонтальной плоскости» произошла «нештатная ситуация, приведшая к соприкосновению корпуса реактора с землёй.
И как подчеркнул представитель генподрядчика строительства, первый замдиректора госкорпорации «Росатом» Александр Локшин:
В атомной отрасли есть четкие регламенты и правила, определяющие, что является событиями, о которых нужно информировать надзорные органы и общественность. Они описывают размер ущерба или воздействия на персонал, оборудование и окружающую среду. В данном случае никакого события, повлекшего какой-либо ущерб, не произошло. Максимум, о чем можно говорить — о стёршейся на корпусе заводской краске из-за трения металлических строп.
Вроде бы мелкий инцидент, никаких отрицательных последствий, как говорится «гроша ломанного не стоит». Но не тут-то было. Ну, как не воспользоваться этой ситуацией для привлечения внимания читателей, увеличения тиража и само собой разумеется «очередной атаки» на команду Лукашенко и его лично. Вот и появляются «опусы»: «Битый реактор и чернобыльский сценарий» («Белорусский партизан» http://www.belaruspartisan.org/opinions/350251/), «Какие опасения разбудил в белорусах «проскользнувший» корпус реактора» (портал «TUT.BY» http://news.tut.by/society/506742.html), «БАЯК требует немедленной и безусловной остановки строительства АЭС» («Белорусские новости» http://naviny.by/new/20160803/1470236643-bayak-trebuet-nemedlennoy-i-bezuslovnoy-ostanovki-stroitelstva-aes) или даже «Белоруссия передумала строить АЭС?» («Eurasia Daily» http://eadaily.com/ru/news/2016/08/02/belorussiya-peredumala-stroit-aes).
Вместе с тем есть и объективные материалы: «Пора прекратить спекулировать на теме Белорусской атомной станции» (https://regnum.ru/news/economy/2162455.html), «Лукашенко: Белоруссия откажется от корпуса реактора строящейся АЭС, если он поврежден» (http://tass.ru/ekonomika/3510348), «Монтаж корпуса реактора на БелАЭС приостановлен» (http://www.sb.by/v-belarusi/news/montazh-korpusa-reaktora-na-belaes-priostanovlen-ostalnye-raboty-vedutsya-v-shtatnom-rezhime.html), но на фоне публикаций с «жёлтым оттенком» они всё-таки менее заметны в информационном пространстве.
И о «социалке» в исследуемый период СМИ писали немало. Анализ опубликованных материалов ясно показывает, что государственные органы уделяют должное внимание решению социальных проблем (см. например, «Лукашенко обсудил со Щеткиной вопросы совершенствования соцподдержки населения» http://www.belta.by/president/view/lukashenko-obsudil-so-schetkinoj-voprosy-sovershenstvovanija-sotspodderzhki-naselenija-204107-2016/), что признают даже оппозиционные издания. «Белорусские новости» (http://naviny.by/article/20160805/1470390244-gosudarstvo-hochet-chtoby-belorusy-pili-bolshe-i-zhili-dolshe):
С одной стороны, нельзя сказать, что государство не уделяет внимание проблеме. Взять хотя бы совещание по вопросам курения, которое провел президент 28 июля. На нем обсуждались изменения в декрет № 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий»… Что касается алкоголя, то, по статистике, его потребление снижается…
Положительно можно оценить и увеличение в этом году числа вакансий (http://www.sb.by/v-belarusi/news/chislo-vakansiy-v-belarusi-za-god-uvelichilos-na-tret.html), введение в первом полугодии в эксплуатацию 2,054 млн. квадратных метров жилья, что составляет 52 % от годового задания (http://www.sb.by/v-belarusi/news/za-polgoda-sdany-bolee-2-mln-kvadratnykh-metrov-zhilya.html), ужесточение контроля за своевременным расчетом работодателя с сотрудниками (http://www.sb.by/v-belarusi/news/bolshe-2-tysyach-nachalnikov-oshtrafovany-za-zaderzhannye-zarplaty.html).
И всё-таки действия, особенно связанные со здоровым образом жизни, отдельных правительственных структур далеки от совершенства, более того, страдают непоследовательностью и двойственностью. А как по другому можно воспринимать аннулирование в Минске и Гомеле ограничений на продажу алкоголя в вечернее и ночное время, установление министерством торговли для объектов общепита единой предельной наценки на белорусские алкогольные напитки или заявление заместителя премьер-министра Натальи Кочановой о том, что вопрос реализации алкоголя в круглосуточных магазинах, на АЗС, в других торговых объектах надо рассматривать дополнительно, так как у разных ведомств (!) нет единой точки зрения на этот вопрос. И это при условии, что в масштабах Беларуси затраты, связанные с пьянством и алкоголизмом, ежегодно выливаются в сумму не менее 7% ВВП.
Решение белорусско-российских отношений. Рецепт от оппозиции
На этой неделе именно оппозиционные издания «озаботились» состоянием белорусско-российских отношений. И вот что у них получилось — «ничего личного, просто обычная русофобия», у кого-то несколько замаскированная, а у кого-то и без камуфляжа. В общем, судите сами.
Сайт «Белорусский партизан» опубликовал статью «Исследование: Белорусско-российские отношения на фоне конфликта в Украине» (http://www.belaruspartisan.org/politic/351194/), в котором привёл обширные выписки из нового аналитического документа, подготовленного Центром Острогорского.
Заметки на полях
Напомним, что по заявлению самого же Центра их организация — это частная некоммерческая организация, занимающаяся анализом проблем, с которыми сталкивается Беларусь в процессе перехода к рыночной экономике и верховенству права. При этом подчёркивается, что Центр является первой «фабрикой мысли», основанной белорусами, которые получили образование на Западе и живут в Беларуси и Европейском Союзе).
В принципе в этой «научной» работе ничего нового для читателей нет. Всё то же – дипломатично выражаясь — предвзятое отношение к России, всё те же обвинения России в намерениях «поглотить» Беларусь, а заодно и «антилукошенковская» риторика, но при этом явно просматривается цель подталкивания белорусской политической элиты к дальнейшим шагам, направленным на всё большее отдаление от России. А что другое можно было бы ожидать от «белорусов, которые получили образование на Западе и живут в Беларуси и Европейском Союзе».
Совершенно не удивляет и общий посыл:
В белорусско-российских отношениях всегда существовал парадокс одновременного сближения и отдаления. Сегодня второй процесс выглядит более сильным (выделено нами при цитировании), о чем свидетельствуют уменьшение военной зависимости и отказ от размещения военной базы на белорусской территории; снижение роли российской экономики (вызванное, прежде всего, кризисом) для Беларуси; расхождения во внешней политике и медийной сфере; конфликты между политическими элитами обеих стран.
Остальной весьма и весьма обширный текст, в общем-то, и посвящён «доказательствам» этого тезиса. Вот их некоторые «перлы»:
…на фоне геополитического разворота Украины Россия пытается превратить Беларусь в ещё более зависимое государство посредством увеличения военного присутствия, использования инструментов экономического влияния, углубления интеграции и медийной пропаганды… политика Кремля относительно Украины привела к переосмыслению внутри белорусских правительственных кругов возможных шагов, которые Россия может совершить в отношении Беларуси… Нынешняя конфликтогенность отношений и соединение одновременно интеграционных и дезинтеграционных процессов… Минск отказался от создания базы, потому что это ослабило бы позицию в отношениях с Москвой, показало бы Западу несамостоятельность Беларуси … На международной арене военные интересы Беларуси все больше расходятся с интересами России… регуляции экономического союза служат в политических целях России, о чем свидетельствует продолжение экономических войн… Опасная политика и экономический упадок России стали одним из важнейших мотиваторов для белорусских властей для нормализации отношений с Западом… попытки Беларуси самостоятельно развернуться в сторону Запада будут иметь последствия под видом угроз дестабилизации страны со стороны Кремля… в Беларуси сформировался политический класс, который привык к суверенной власти, когда решения принимаются самостоятельно…
И общий вывод, несколько в замаскированной форме, но в целом не оставляющий сомнений в его направленности:
Контроль своей военной безопасности, укрепление медийной системы и собственной культуры, нормализация отношений с крупнейшими геополитическими акторами или экономическая диверсификация — это не борьба Беларуси против России, а только государственная эмансипация.
Но если Центр Острогорского несколько завуалированно «выдаёт на гора продукцию», направленную против истинных интересов Беларуси и России, что, кстати, опасность таких выводов нисколько не уменьшает, то их «коллеги» из Международного консорциума «ЕвроБеларусь» в статье «Симуляция нейтралитета — безответственная позиция беларусского руководства» (http://eurobelarus.info/news/policy/2016/07/25/vladimir-matskevich-simulyatsiya-neytraliteta-slishkom.html) пишут открытым текстом:
Если же мы говорим о реальных угрозах, не исходящих от самого правящего режима, то наибольшую угрозу Беларуси представляет Россия… При попытке отказаться Беларусь просто-напросто могут оккупировать российские войска… Национальные интересы Беларуси сейчас требуют если не вступления в НАТО, то установления очень тесных отношений с Североатлантическим альянсом и заключения договоров, которые гарантировали бы привлечения сил НАТО для обеспечения безопасности и независимости Беларуси.
К великому сожалению, как показывает практика, противники дружественных, равноправных, в конце концов, взаимовыгодных для народов Беларуси и России отношений существуют и в российских средствах массовой информации. Даже ИА «REGNUM» в статье «Белоруссия: что будет после Лукашенко?» (https://regnum.ru/news/society/2163476.html) признаёт:
В российском информпространстве, особенно на фоне ситуации в Украине, всё чаще Беларусь стали описывать, иногда намеренно, в исключительно мрачных тонах. Беларусь дрейфует на Запад, в стране поднимает голову национализм, чтобы не потерять Беларусь России нужны какие-то другие активные действия — суть этого потока информации примерно такова.
А вот и конкретный пример — статья на сайте информационного агентства Eurasia Daily (EADaily) «Вслед за Зурабовым: может ли посольство РФ в Белоруссии решать стоящие перед ним задачи» (http://eadaily.com/ru/news/2016/08/02/vsled-za-zurabovym-mozhet-li-posolstvo-rf-v-belorussii-reshat-stoyashchie-pered-nim-zadachi), которая по своей риторике ничем не отличается от позиции «белорусов из ЕС». Вот наиболее «яркая» цитата:
Можно ещё долго снабжать Белоруссию деньгами, пытаясь вовлечь её в очередные интеграционные проекты, однако при этом вполне очевидно, что будущая (а в своей значительной части и нынешняя) белорусская элита в качестве своего главного внешнеполитического приоритета рассматривает отнюдь не Россию. В ситуации, когда на пути скорейшего превращения Белоруссии в полноценную Украину-2 стоит лишь слабо предсказуемый и ненадёжный Лукашенко, для России априори не существует каких-либо благоприятных сценариев.
Ну и чем, скажите, она отличается от русофобских измышлений того же Международного консорциума «ЕвроБеларусь»? Как говорится: «тем же концом да по тому же месту».
Выборы — 2016
Набирает темпы и освещение в белорусской прессе и интернете предвыборной кампании по выборам в Палату представителей Национального собрания Беларуси шестого созыва. И если в государственных и многих региональных СМИ наряду с информационной составляющей («ВЫБОРЫ-2016: Кандидатами в депутаты в Беларуси выдвинуто 630 человек» http://www.belta.by/politics/view/vybory-2016-kandidatami-v-deputaty-v-belarusi-vydvinuto-630-chelovek-204212-2016/), всё чаще появляются материалы программного и дискуссионного характера («Выборы. Этап первый» http://www.sb.by/konferents-zal/article/vybory-etap-pervyy.html, «Открытый диалог «Молодежь и выборы: формула ответственности» http://www.belta.by/onlineconference/view/otkrytyj-dialog-molodezh-i-vybory-formula-otvetstvennosti-852/), что и является задачей СМИ в период избирательной кампании, то информацию на страницах оппозиционной прессы, как, впрочем, и прогнозировалось, в большинстве случаев составляют публикации по принципу: сам себя не пропиаришь — кто ж тебя пропиарит.
В частности «Наша Нива» опубликовала за короткий период две статьи под весьма претенциозными названиями «Топ-10 оппозиционных кандидатов в депутаты, которые могли бы победить в Минске» (http://nn.by/?c=ar&i=173882&lang=ru) и «Топ-7 оппозиционных кандидатов, которые спrособны победить в регионах на парламентских выборах» (http://nn.by/?c=ar&i=174513&lang=ru), а что уж говорить о материалах, размещённых на сайтах «Правозащитный центр «Весна», «Еврорадио» или «Белорусские новости».
Однако в целом тема «Выборы — 2016» слишком серьёзная, чтобы о ней только вкратце рассказывать в наших обзорах, поэтому в ближайшее время мы подготовим несколько материалов, посвящённых этому событию.
Комментарии: