10 июля 1935 года постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР № 1435 «О генеральном плане реконструкции города Москвы» был утверждён Генеральный план реконструкции Москвы — первый комплексный план реконструкции Москвы, в котором исторически сложившаяся радиально-кольцевая структура города сочеталась с освоением новых районов, созданием кольцевых и радиальных магистралей. Разработан план под руководством архитекторов В.Н. Семёнова и С.Е. Чернышёва, послужил основой для сталинской реконструкции Москвы, включал в себя новаторский план обводнения города Москвы по образу и подобию Ленинграда.
Гуляя по современной Москве, во многих местах можно встретить следы сталинского генерального плана реконструкции Москвы 1935 года. Можно наткнуться на реализованные фрагменты, а можно увидеть и то, что так и не удалось воплотить по замыслу 1930-х. Генеральный план был поистине титаническим, сталинские градостроители хотели построить совершенно новый город на месте старой Москвы. Старая планировка категорически отрицалась, узкие и кривые московские улицы хотели выпрямить и расширить раза в три-четыре, а также пробить много новых проспектов и застроить всю Москву новыми, сталинскими домами. Реализовать план в полной мере, к сожалению, помешала война.
В данной статье расскажем об основных направлениях генплана и что удалось воплотить в жизнь.
ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР считают, что при определении плана Москвы необходимо исходить из сохранения основ исторически сложившегося города, но с коренной перепланировкой его путем решительного упорядочения сети городских улиц и площадей…
Эта формулировка стала ключевой в решении, принятом советской властью в 1935 году.
«Москва не сразу строилась…», — знаменитая строчка из песни, очень точно описывающая действительность. Столько перестроек, сколько Москва, наверное, не переживал не один город мира. Но самые грандиозные изменения, которые должна была претерпеть столица нашей страны, связаны с генеральным планом перестройки, разработанным в 1935 году по приказу Иосифа Виссарионовича Сталина.
Москва до сих пор во многом живёт по лекалам Генерального плана реконструкции 1935 года. Несмотря на то, что он был реализован не полностью, план всё-таки значительно отразился на нашей современности: это основные проспекты, высотные доминанты, оформление набережных и в том числе — транспортные вопросы.
Мы привыкли, что город такой какой он есть и это само собой разумеющееся. Но если вы посмотрите, то облик современной Москвы, которая до революции была «большой деревней», определён именно Сталинским генпланом и именно Сталину, который был одним из инициаторов и вдохновителей этого Генплана, мы обязаны обликом современной Москвы.
Ещё обращаем внимание на один момент: запас прочности и те решения которые были тогда предложены, хватило даже не на 5 млн. человек, а намного больше, и то, что Москва стала задыхаться в пробках и в куче других проблем, является следствием того, что параметры жизни в городе, установленные ещё при Сталине, были превышены более чем в два раза по численности населения. Ещё раз убеждаешься, что тогда советские руководители мыслили даже не категориями на несколько лет вперёд, а на несколько десятилетий вперед. И того, что было заложено в 30-е годы, хватило почти на 80 лет.
Революционное градостроительство
К генплану можно относиться по-разному, — сказал президент РААСН, народный архитектор России Александр Кузьмин. — Но очевидно, что это выдающийся градостроительный документ ХХ века. Он решал многие важные проблемы, касающиеся инженерного обеспечения, наземного транспорта, метрополитена и других инфраструктур Москвы (май, 2016 год, http://moslenta.ru/article/2015/12/18/genplan/).
Сталинский генплан 1935 года, с одной стороны, отвергал проекты сохранения Москвы как города-музея, и с другой стороны — проекты, предлагающие полностью снести сложившуюся застройку и построить на её месте новые дома.
В плане было указано, что:
при определении плана Москвы необходимо исходить из сохранения основ исторически сложившегося города, но с коренной перепланировкой его путём решительного упорядочения сети городских улиц и площадей.
Интересно также, что население Москвы, согласно планам развития города, предполагалось ограничить 5 миллионами человек, а территорию расширить с 285 до 600 квадратных километров. Также планировалось строить в черте города только те предприятия, которые должны обслуживать городские нужды: хлебозаводы, холодильники и т. д.
Согласно плану 1935-го года, Москву должны были огибать два кольцевых судоходных канала, а излучину Москвы-реки предлагалось спрямить. Каналы должны были объединить Москву с главными реками страны, а город мыслился как «Порт пяти морей».
Но чтобы понять значимость Генплана 1935 года, необходим исторический экскурс в перестройку Москвы на протяжении веков.
Планы перестройки Москвы до «великого Сталинского»
Градостроительная модель средневековой Москвы воплощала собой православную идею, что Москва — Третий Рим, которая окончательно сложилась в русской столице после падения Византии. В основе этой идеологии лежит представление о Богоизбранном Городе, призванном осуществить великую историческую миссию и тем выполнить Божественную Волю (о губительности для России идеи «Москва — третий Рим», мы присали в статье «Мартовские иды 2016: Путин их или они его? Или Стратегия выхода из кризиса» https://informacenter.ru/2016/03/martidi-2016/).
В древней Москве основным идейно-градостроительным центром являлся Кремль (ансамбль Соборной площади), но в ещё большей степени — Красная площадь с храмом Покрова на Рву. Этот храм — ни что иное, как архитектурный образ Нового Иерусалима, символическая икона Царствия Божия, запечатлённая в камне. В противовес этим попыткам сделать какое-то место приметным и значимым Иисус говорил о Царстве Божием следующее:
не придёт Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лука 17 20-21).
В XVI веке на площади появилось Лобное место, которое считается московским символом Голгофы, а в XVII веке возведён Казанский собор как воинский храм православной Москвы, ставший образом Церкви Воинствующей.
В то же столетие появилась часовня с чудотворной Иверской иконой: Святая Вратарница осенила главные китайгородские Воскресенские ворота, ведущие на Красную площадь. Сама же площадь представляла из себя самый сложный образ в идее Третьего Рима, как её пиарили церковные власти — образ Нерукотворного Храма Небесного Иерусалима, (согласно описанию в Откровении, в Небесном Иерусалиме нет храма, а «есть только Престол Его»).
Красная площадь и представляет собой такой Храм, где алтарем, престолом и надпрестольной сенью является собор Покрова на Рву, наосом — само пространство площади, входом — Воскресенские ворота с Иверской иконой, роль купола выполняет открытое небо, а амвоном было Лобное место.
Заметки на полях о Лобном месте
Амво́н (от др.-греч. ἄμβων, ἄμβωνος — «выступ, возвышение») — специальное сооружение в христианском храме, предназначенное для чтения Священного Писания, пения или возглашения некоторых богослужебных текстов, произнесения проповедей.
Если по мысли идеологов «Третьего Рима» лобное место — это амвон, то проповедью были казни и смерть для «неверных».
Хотя в народе прочно закрепилось. что Лобное место — место казней (считается, что название Лобного места возникло от того, что на этом месте «рубили лбы» или «складывали лбы»), но за всю историю России здесь совершили только две казни — казнили Никиту Пустосвята и (по одной из версий) Степана Разина. В 1768 году у Лобного места стояла привязанная к позорному столбу «убивица, кровопийца и душегубица» Салтычиха (помещица Д.Н.Салтыкова), насмерть замучившая 139 своих крепостных. Ну а последняя казнь произошла здесь при Екатерине II, когда над головой дворянина Истомина палач сломал шпагу и ударил барина по щеке. Обычно же в Москве казнили на Болоте или современной Болотной площади. Тем не менее, в переносном значении словосочетание «лобное место» (с маленькой буквы, так как имеется в виду не имя собственное) употребляется как синоним места казни, без географической привязки к какому-либо городу.
Когда на Красной площади во время больших церковных праздников совершались богослужения, она вся заполнялась народом, духовенство занимало Лобное место, куда ставили аналой, а Покровский собор становился алтарём огромного Храма под открытым небом. Таким был главный градостроительный и символический центр старой Москвы, вокруг которого формировался город в радиально-кольцевой планировке, имея Кремль и Красную площадь своим сердцем и душой.
Особо интенсивное развитие города происходит после пожара 1812 года. XIX столетие проходило, в основном под знаком Москвы, подобно тому как XVIII столетие проходило под знаком Петербурга. Война 1812 года и рожденный ею патриотизм явились новым этапом в развитии древней столицы. Речь, конечно, не идёт об оттеснении Петербурга на второй план, но с этого момента происходит постепенное размежевание функций обеих столиц, разделение сфер влияния. Оставаясь официальной столицей российского государства, Петербург должен был со временем признать права Москвы на равную с ним роль в области культуры и просвещения. В Москве создаётся первый в России университет, московская архитектурная школа во главе с М.Ф. Козаковым достигает мирового уровня. Происходит пересмотр системы ценностей, растёт сомнение в значимости античной традиции в архитектуре. Война 1812 года возбудила интерес к отечественной истории, к путям развития России, «народности», и положила начало философским попыткам осознать её роль в мировом процессе развития.
После отмены крепостного права в 1861 году присоединяется ещё один фактор — экономический. До Великой реформы, развитие капитализма в России шло медленно. В это время и город развивался медленно. Но спустя десятилетие после отмены крепостного права начинается лихорадочная застройка и перестройка древней столицы. Перед началом Первой мировой войны строительство приобрело характер настоящего бума. К этому периоду Москва уже насчитывала более двух миллионов человек.
Облик Москвы XIX века во многом сохраняет особенности, определившиеся в период восстановления после пожара 1812 года. В послепожарной Москве господствовал классицизм. В середине века классицизм начинает разбавляться национальным русским стилем. В 1831 году Н.В. Гоголь пишет:
Пусть в нём(городе) совокупится более различных вкусов. Пусть в одной и той же улице возвышается и мрачно готическое, и …восточное, и проникнутое стройным размером греческое…и легко выпуклый млечный купол… (статья «Об архитектуре нынешнего времени»).
Путём эклектизма — соединение приёмов классицизма и древнерусского стиля, строительство конца столетия вносит в ансамбли улиц и площадей элементы, разрушающие замкнутость, заставляющие благодаря использованию вертикальных доминант (башни, купола) воспринимать обширные пространства застройки как единый ансамбль, наделенный явной центростремительностью, развивающейся в сторону Китай-города и Кремля, и одновременно опоясывающих их.
В XIX веке появился второй совершенно равнозначный градостроительный центр — храм Христа Спасителя, выстроенный честь Победы России в Отечественной войне. Его более чем стометровая высота и расположение на высоком Алексеевском холме делали его главной вертикальной доминантой города, а близкое соседство с древним Кремлём усиливало звучание этой идеи. Уникальная часовня-иконостас символически уподоблялось собору Покрова на Рву, а огромное пространство храма воспроизводило всю Красную площадь, словно вбирая образ Москвы под купол храма, под сень Христа Спасителя. Таким образом, древний город создавался не как пресловутая «большая деревня», а как смысловое пространство, образованное при помощи идейно-градостроительных центров и чётких вертикальных доминант. Такими доминантами в средневековой Москве были православные храмы: их строили преимущественно на возвышенностях, на берегах рек, на холмах, на изгибах улиц, или же на месте пересечения нескольких улиц, как бы замыкая ими композицию. Получалось так, что почти с каждой улицы в перспективе был виден храм, и каждая улица Москвы вела к храму.
Сам город был экологичен: его застройка подчинялась особенностям природного ландшафта и вписывалась в него, отчего Кудрявцев называл Москву «рукотворным продолжением природы» (М.П.Кудрявцев «Москва — Третий Рим», 2008 год).
Отсюда — узкие и извилистые улочки старого города, знаменитые семь холмов, «поклонные горы», с которых путники кланялись Москве.
Ещё в 1909 году возникло общество «Старая Москва», одним из направлений деятельности которого было создание плана «Новая Москва». Над ним работали А.В. Щусев, И.В. Жолтовский и другие. Целью плана было выявление исторической планировки города Москвы и развитие её в соответствии с современными нуждами. После октябрьского переворота работа над проектом продолжалась. План был опубликован в 1923 году (за подписью А.В. Щусева).
Важно отметить, что Кремль по этому плану был уже не политическим центром города и страны, а должен был использоваться как музей. Общественный центр столицы располагался бы в Петровском Парке, а в Охотном Ряду — Дворец СССР. Силуэт города становится конусообразным, а центр Москвы застраивается небоскребами, понижающимися на три этажа при движении от центра к периферии.
Однако в этом плане архитекторам не удалось решить насущные городские проблемы, а перенос административного центра на окраину с консервацией исторической части Москвы был признан неприемлемым предложением.
Какой была Москва в начале двадцатого века?
Москвичам, наверное, обидно будет узнать, что в начале минувшего века наша нынешняя столица считалась одним из самых неблагоустроенных крупных городов Европы. В большинстве домов не было водопровода и канализации, воду возили бочками.
Усилиями городской думы организовали сначала конку — конную железную дорогу. Потом по рельсам пошёл трамвай, а в некоторых столицах Европы уже имелся метрополитен. По московским улицам, засыпанным гравием, или вымощенным брусчаткой, побежали автомобили. Заработали электростанции (в помещении первой из них сейчас находится «Малый манеж»), появилась телефонная связь.
Стали строить многоквартирные дома. У представителей среднего класса в собственности квартир было немного, в основном жилье нанимали. Нанять хорошую квартиру стоило дорого — примерно 400 золотых рублей в год. А большинство горожан ютились в съемных помещениях коечного или коечно-коморочного заселения. Самые бедные жили в ночлежных домах, которые замечательно описали Гиляровский и Горький.
Зимой и летом в город прибывали сотни тысяч трудовых мигрантов: на фабрики и заводы, стройки съезжались крестьяне не только из Подмосковья — со всей центральной России. Преступность была очень большая, самая дурная слава закрепилась за Трубной улицей (Грачевкой) и Цветным бульваром. Полиция не справлялась, да и сама была в значительной степени коррумпирована и ненадёжна.
Наиболее острыми считались проблемы жилья, транспорта, преступности и трудовой миграции.
В городской думе в то время, о котором идёт речь, обсуждался вопрос о строительстве метро, но против выступили и либералы, и патриоты, полагая, что строительство приведёт к тотальному воровству городских средств. В то время по рукам ходили «Протоколы сионских мудрецов», вокруг которых до сих пор строятся разнообразные спекуляции. В «Протоколах» прямо говорилось, что «мудрецы» собираются с помощью метро подрыть города, чтобы они провалились под землю. Так что вопрос с метрополитеном был надолго отложен.
Начало Генплана…
Советское правительство пожелало превратить Москву в столицу пролетариев всего мира. Лучшие архитектурные умы предложили две главных концепции. Согласно первой следовало сохранить исторический город, а новый строить рядом. Второе предложение было более радикальным — снести старую Москву, кроме нескольких сотен исторических памятников и крепких домов начала века, и построить на этом же месте фактически новый город.
Генеральный план, утверждённый в 1935-м, отверг оба эти подхода. Была принята концепция частичного сохранения исторического облика и строительства нового города.
К столице присоединялись большие подмосковные территории. Новые московские районы сохранили названия деревень — Черемушки, Бирюлево, Тропарево и другие. Намечена была реконструкция центра, снос многих памятников истории и культуры. На месте Китай-города планировалось возвести два огромных административных здания. Снесли храм Христа Спасителя, Иверские ворота, Страстной монастырь, Казанский собор, массу церквей, в том числе — кремлёвских…
Летом 1932 года оставшийся «на хозяйстве» в Москве Каганович пишет отдыхающему в Сочи Сталину:
Я Вам уже писал, что мы занялись вплотную вопросом о генеральном плане Москвы и об архитектурном оформлении домов, площадей, улиц. Должен сказать, что архитекторы проявили известную ограниченность и пассивность, старые все ещё под влиянием Шестаковских и Щусевских планов, а молодые витают в небесах и носятся с проектами построить рядом новую Москву, а нынешнюю оставить как музей для истории, по этой нелепой чуши пришлось ударить, одновременно резко критикуя и отвергая Шестаковщину. Москва исключительно благоприятствует перестройке и усовершенствованию с её радиально-кольцевой системой, она несравненно легче поддаётся перепланировке, чем например, Париж. Кроме того, в Москве 86% домов одно и двухэтажные, и если мы только не затянем с планом, то мы можем в плановом порядке в течение определённого времени её коренным образом преобразовать.
После 1935 года вплоть до 1957 года мастерские работали над тем, чтобы чётко прорисовать всё, что должно было быть в генплане. В итоге документ был сочинён «чуть ли не для каждого дома».
Основные направления сталинского Генплана
Значение Генерального плана реконструкции Москвы и постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР далеко выходило за пределы интересов собственно Москвы. В постановлении были сформулированы основные принципы социалистического градостроительства, оказавшие мощное влияние на его практику и теорию в течение последующего периода.
Генеральный план реконструкции Москвы имел под собой твёрдую материально-техническую и финансовую базу, он входил в государственные планы развития народного хозяйства СССР, и за его выполнением был установлен требовательный государственный контроль. К моменту утверждения генерального плана по нему уже велись крупные градостроительные работы. Достаточно сослаться на завершение в 1935 году первой очереди метрополитена и развернувшиеся проектные и строительные работы по сооружению канала им. Москвы.
Осуществление канала в 1937 году не только соединяло Москву с пятью морями, но одновременно решило кардинальным образом крайне важную для Москвы проблему водоснабжения.
Основополагающими идеями Генерального плана Москвы были регулирование численности населения города в соответствии с развитием его промышленности; сохранение исторически сложившейся планировочной структуры города с решительной её реконструкцией в соответствии с требованиями современного развивающегося транспорта, благоустройства и инженерно-технического оборудования; коренное решение проблемы водоснабжения; обводнение города и создание вокруг Москвы мощного лесопаркового пояса для оздоровления воздушного бассейна столицы; озеленение города за счет развития парковых массивов, создания зеленых клиньев, соединяющих центр с лесопарковой зоной, и озеленения жилой застройки ; осуществление застройки города большими кварталами (9 — 15 га) с организацией обязательной сети культурно-бытового обслуживания населения в составе предприятий торговли, детских дошкольных учреждений, школ, клубов, поликлиник и т. п. Развитие города намечалось прежде всего в юго-западном направлении, свободном от промышленных предприятий, навстречу здоровым господствующим ветрам. В постановлении было особо отмечено значение художественно-образного решения столицы.
В течение второй и третьей пятилеток, т. е. с 1931 по 1941 годы вплоть до Великой Отечественной войны, работы по практическому осуществлению Генерального плана Москвы протекали непрерывно, нарастал объём всех видов строительства.
Наиболее значительными градостроительными мероприятиями по реализации Генерального плана Москвы были: строительство первой и второй очереди метрополитена, реконструкция основных магистралей города-улицы Горького, Можайского шоссе (ныне Кутузовский проспект), 1-й Мещанской улицы (ныне проспект Мира), Калужской улицы (ныне Ленинский проспект), реконструкция центра города, создание девяти новых речных мостов через Москву-реку и Яузу и реконструкция их набережных.
Заметки на полях
В Академии архитектуры и строительных наук в декабре 2015 года прошла конференция, посвященная 80-летию самого известного генплана реконструкции Москвы 1935 года. Несмотря на значительную часть идеологии ( по мнению участников) в его содержании, документ оказался настолько фундаментальным, что заданные им направления развития столицы в определенных аспектах работают до сих пор. Вот что отметили участники конференции.
Уже в то время были продуманы такие актуальные вещи как интеграция метро и железной дороги, отметил президент РААСН Александр Кузьмин. Сегодня за счёт ТПУ (транспортно-пересадочный узел — наше примечание) развивается та система, которая была заложена с первого пересадочного комплекса («Театральная», «Площадь революции»).
Были построены 128 км канала плюс 240 гидротехнических сооружений. На человека в сутки было заложено до 900 литров воды, при том, что мы используем сегодня 200…,
— добавил Кузьмин.
Самым интересным является тот факт, что сегодня, делая новый генплан, который готовится к утверждению, мы видим много параллелей, причем не в самом документе, а в каких-то идеологических вещах, которые происходили в 35-ом году, и которые происходят в городе сейчас. Многие очень похожи по смыслу, хотя по форме выглядят другими,
— отметил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Он обратил внимание на то, что в историческом генплане большое внимание уделялось институту улицы, кварталам, которые переосмыслялись как городская ячейка нового типа, звено для формирования городской ткани. Кузнецов подчеркнул, что Москва-река с её парадным ансамблем набережных, став наиболее масштабным градостроительным событием того времени, сегодня вновь находится в центре внимания градостроителей и осмысливается как главная городская улица, связанная цепь общественных пространств, хотя формат у них уже несколько иной.
Особое отношение к облику города, к знаковым объектам архитектуры, городским ориентирам — это ещё один аспект идеологии документа 1935 года, получивший в настоящем развитие в формате архитектурных конкурсов, нацеленных на появление в городе интересных архитекторов и интересных объектов.
Реконструкция магистралей
Сталинский генеральный план вводит в городское планирование внеуличное понятие «магистраль». Городской улице противопоставляются транспортные термины «магистраль» и «шоссе», которые всегда встречаются, когда речь заходит о самых крупных улицах столицы: «Ансамбли и магистрали социалистической Москвы», «Реконструкция московских магистралей», «Магистраль Всехсвятское-ЗиС», реконструкции Можайского шоссе, Калужского, шоссе Энтузиастов.
Реконструкция основных радиальных магистралей была признана первоочередным мероприятием. Развитию городского транспорта препятствовали узкие и зачастую кривые московские улицы. Так, напряженная в транспортном отношении и важнейшая в плане города радиальная магистраль — улица Горького — только в отдельных местах достигала 18м ширины, имела булыжную мостовую. Можайское шоссе было обстроено разнокалиберными домиками с покосившимися заборами и грунтовыми тротуарами. Узкая проезжая часть Калужской улицы тоже была замощена булыжником, тогда как по плану она должна была превратиться в магистраль, связывающую центр города с обширными территориями новой застройки.
Магистрали спрямлялись и расширялись до 60 м и более, устраивались широкие тротуары, производилось озеленение, булыжные покрытия менялись на асфальтовые, вдоль магистралей прокладывались тоннели коллекторов, объединявших инженерные коммуникации.
Магистрали застраивались многоэтажными зданиями. При реконструкции улицы Горького впервые в практике градостроительства не подлежащие сносу ценные здания передвигались в глубину кварталов.
Реконструкция центра Москвы
Большие работы были проведены по реконструкции центра столицы. Он трактовался в виде обширного расчлененного пространства связанных друг с другом площадей — Красной, Революции, Свердлова, проспекта Маркса (бывш. Охотный ряд) и площади им. 50-летия Октября (бывш. Манежная). Это обширное пространственное образование было органически связано с основными радиальными направлениями городского плана. Пространства соединенных площадей — 50-летия Октября, Революции и Свердлова — становились как бы аванзалами идеологического центра города — Красной площади с Мавзолеем В. И. Ленина. Кроме того, центр Москвы получал достаточно выраженную пространственную ось, которая вопреки концентрической форме плана намечала движение на Ленинские горы. В настоящее время эта композиционная ось получает всё более определенное выражение. Таким образом, выдвинутая в 20-е годы Н. Ладовским идея разрыва концентрической планировочной структуры города получила здесь свою реализацию, но в совершенно преобразованном виде и в другом направлении.
Формирование нового центра Москвы потребовало больших работ. Были снесены постройки старого Охотного ряда (антисанитарное скопище торговых ларьков, лавок, складов). На освободившемся месте были построены гостиница «Москва» (А. Щусев, Л. Савельев, О. Стапран) и монументальное здание Дома Совета Труда и Обороны (А. Лангман). Снесены были постройки, затеснявшие выход с улицы Горького на Манежную площадь. Убрана хаотичная застройка конца XIX — начала XX в. у собора Василия Блаженного со стороны Москвы-реки. Проведенные реконструктивные мероприятия дали впечатляющий художественный результат. Москва получила центр, отвечающий реальным жизненным потребностям и одновременно представительный, соответствующий государственному значению столицы.
Строительство набережных, мостов, каналов…
Новые высокие незатопляемые набережные общей протяженностью 52 км, облицованные гранитом, со спусками, парапетами или чугунными решетками, были закончены к 1937 году. В период с 1936 по 1938 годы в Москве были не только сооружены девять новых, но и реконструированы три старых моста. Это были сложные технические работы, пролёты мостов доходили до 168 м при ширине проезжей части не менее 40 м.
Новые мосты принадлежали к числу крупнейших в Европе. Они строились с таким расчётом, чтобы пропускать большие волжские суда, поскольку 1 мая 1937 года уже вошёл в строй канал им. Москвы. Обводнение волжской водой системы рек и каналов столицы, создание мощных водохранилищ в её окрестностях не только обеспечило город водой для промышленных и питьевых целей, но и способствовало улучшению микроклимата города.
Качество жилой застройки
Во главу плана ставился человек. Согласно Генплана намечалось:
- Укрупнить кварталы застройки. Взамен мелких, 1 — 2 га, кварталов — строить кварталы в 9 — 15 га, застроенные крупными домами, отказаться от сети переулков
- Стремиться к равномерной плотности заселения — 400 человек на 1 га жилого квартала (Справочно, плотность населения в пределах Садового кольца в 1935 — свыше 1000 человек на 1 га)
- «к постройке в Москве допускать жилые дома высотой не ниже шести этажей, а на широких магистралях … более высокие дома в 7—10—14 этажей»
- Отказаться от замкнутого размещения в жилых домах коммунальных учреждений, доступных только для местных жильцов. Размещать учреждения в центре кварталов в расчёте на обслуживание широкого круга населения.
План жилищного строительства на десять лет — 15 млн м² (около 2 500 домов), из них в течение ближайшего трехлетия — в объёме 3 млн м² (около 500 домов), в том числе в 1936 — 800 тыс. кв.м., а также — 530 школ, 17 больниц и 27 диспансеров, 50 кинотеатров, три дома культуры и семь клубов, шесть гостиниц, не считая главной — «Москвы», девять универмагов.
В генплане было заявлено, что Москва покончит с подвалами, в которых ютились многие семьи. Но Сталин сразу сказал, что это демагогия, и оказался прав. Тем не менее план подписал.
Озеленение города
Большие работы были проведены по озеленению города. Идея генерального плана состояла в том, чтобы превратить набережные Москвы-реки и Яузы в зелёные артерии, развить зелёные клинья вдоль радиальных магистралей — вплоть до центра города, крупной зелёной полосой пройти от Манежной площади до Лужников на соединение с зеленью Ленинских гор.
Осуществление этих планов началось путем создания Центрального парка культуры и отдыха им. М. Горького на месте первой Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1922—1923 годов. Проектирование парка было поручено коллективу архитекторов под руководством А. Власова — мастера садово-парковой архитектуры.
Одновременно проводилась разбивка парка. Его размеры не ограничились территорией бывшей выставки, они увеличились до 560 га, включая Нескучный сад. В композиции парка авторы предусмотрели открытые пространства для проведения массовых мероприятий, в зоне отдыха была предусмотрена живописная планировка.
Большие работы были начаты по созданию нового зеленого массива на северо-западе столицы для открытой в 1939 году новой Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В результате образовался крупнейший массив зелени, вобравший в себя Парк культуры и отдыха им. Дзержинского, а впоследствии — парк «Останкино» и Главный Ботанический сад.
Эхо сталинского плана
Согласно генплану на месте храма Христа Спасителя в небо должен был вознестись монументальный Дворец Советов высотой почти в полкилометра со стометровым памятником Ленину на вершине. Его строительство началось в конце тридцатых годов. Но, кроме фундамента, сделать ничего не успели — помешала война. Однако идея не умерла, правда, изменили место возведения дворца. А на фундаменте Дворца Советов построили бассейн «Москва». В 90-е годы на этом месте воссоздали храм Христа Спасителя.
Эхо сталинского плана «слышалось» ещё долго. В 60-годы, уже при Хрущёве, прорубали Калининский проспект — ныне Новый Арбат.
Послесловие
Своим нынешним обликом Москва во много обязана именно реконструкции на основе этого документа. Город чувствует себя наследником того времени, ведь собственно столичным он стал как раз в 1930-е. Это случилось не только благодаря тому репрезентативному образу, который Москва обрела вместе с широкими проспектами, набережными, крупнейшими парками, стадионами, уникальным ансамблем высоток…. Именно в 1930 — 40-е Москва впервые получила комплекс инженерного обеспечения с большим «заделом» на будущее, открытую систему метрополитена с возможностью постепенного роста и систему природного комплекса в виде защитного лесопаркового пояса. Пять зелёных клиньев, состоящих из сохраняемых лесных массивов и национализированных усадеб, различавшиеся по функциям — учебным, спортивным, тематическим паркам, объектам культурного назначения — существует в Москве по сей день.
Принятие генплана 1935 года было без преувеличения историческим событием — во-первых, потому что принимался первый официальный документ такого рода, а во-вторых, потому что речь шла о столице огромной страны победившего социализма. Современные эксперты отмечают, что генплан вышел очень целостным в планировочном отношении, и заточён он был на решение проблем, которые до сих пор актуальны.
Москву будущего, которую замыслили советские градостроители, можно увидеть в художественном фильме «Шпион» с Федором Бондарчуком, Данилом Козловским, Викторией Толстогановой в главных ролях. В фильме зрители видят созданный с помощью компьютерных технологий Дворец Советов, огромные проспекты. На Лубянской площади — и это в июне сорок первого года! — высится памятник Дзержинскому. И, вообще, в том фильме Москва другая. Та, которая могла появиться, если бы генеральный план 1935 года был реализован…
Материалы:
75 лет назад был утверждён Генплан Москвы
http://mosday.ru/forum/viewtopic.php?t=2196
Сергей Кузнецов: У нас намного больше общего с Москвой 1935 года, чем может показаться
Кто определил облик Москвы
http://www.renclassic.ru/Ru/35/1981/
Генплан Москвы 1935 года
http://www.mosarchinform.ru/spr_msk/p2_articleid/12263
Генеральный план реконструкции Москвы
http://www.gpedia.com/ru/gpedia/Генеральный_план_реконструкции_Москвы
Тень Парижа над Москвой
http://moslenta.ru/article/2015/12/18/genplan/
Комментарии: