В XXI веке практически все страны мира стали членами различных МЭО (международные экономические общества).
Идеи интеграции и кооперации, создание единого экономического пространства, восстановление и развитие сотрудничества между странами — традиционными партнёрами, стали первоочередными и в постсоветских государствах, в том числе и в Беларуси. И это закономерно, поскольку лежит в русле общецивилизационного развития.
Интеграционные процессы в экономике — это объективные процессы, связанные с объемлющим процессом глобализации. Существование Содружества Независимых Государств (СНГ) на постсоветском пространстве наглядно свидетельствует о том, что новые партнёрские отношения на первоначальном этапе складывались далеко не просто, весьма противоречиво и сопровождались весьма низкой эффективностью. Распад Советского Союза произошёл спонтанно и вопреки воле народов. Как следствие — обострение между странами многих противоречий и возникновение целого ряда конфликтных ситуаций. Всё это негативно отразилось на экономическом положении всех стран из-за частичного или полного разрушения вертикальных и горизонтальных интеграционных экономических связей, разрушения финансово-экономического и производственного пространства.
Республики стали официально суверенными, но при этом не могли не остаться взаимозависимыми государствами, причём степень их экономической взаимозависимости чрезвычайно велика, а к ней добавилась противоречащая советской интеграции зависимость уже от западных рынков. На протяжении большого исторического периода они были частями единого хозяйственного пространства, развивались как взаимодополняющие элементы целостного организма русской цивилизации, носящей в то время имя СССР. Сегодня настала пора новой интеграции, более обширной, чем был СССР, затрагивающей не только страны СНГ, которые наиболее близки друг другу и по уровню экономического развития и по нормативно-правовой базе, но и дальние страны, что проявляется в увеличении числа международных контактов и совместных проектов стран СССР.
Республика Беларусь принимает активное участие в различных международных блоках, что способствует её продвижению на мировой арене и политически, экономически. В данной статье рассмотрим, каков процесс и каковы перспективы интеграции Республики Беларусь.
ПОНЯТИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
В наше время, понятием глобализация пользуются достаточно часто, но далеко не всегда вполне определённо. Поэтому, прежде чем обсуждать проблематику интеграции, следует определиться в значении этого понятия.
Глобализацию можно рассматривать как процесс построения культуры, объединяющей всё человечество. Она характеризуется интеграцией разных стран и народов в некую общую культуру, причём под культурой здесь следует понимать всю информацию, не передаваемую генетически в готовом виде в преемственности поколений.
На протяжении истории человечества, глобализация предстаёт как процесс взаимного проникновения национальных культур друг в друга. В прошлом глобализация больше стимулировалась международной торговлей и политикой завоеваний, а ныне она стимулируется большей частью технологическим объединением народных хозяйств разных стран в единое мировое хозяйство.
Глобализация — процесс объективный, т.е. он идёт независимо от воли и желания людей, потому как любому обществу нужна система производства и распределения продукции и все люди так или иначе заинтересованы в повышении её эффективности: чтобы получать продукции больше и иметь при этом больше свободного времени. А одно из средств повышения эффективности этой системы — обмен достижениями культуры разных народов.
Объективность глобализации отмечают и политики наших дней: Владимир Путин это отметил ещё в начале 2000-х годов, сказав:
Я считаю, что мы не должны бояться глобализации. Это объективный процесс.
О глобализации также сказал в 2006 г. и Барак Обама в своей книге «Дерзость надежды. Мысли о возрождении Американской мечты»:
Мы можем притормозить глобализацию, но остановить её мы не можем.
Сказанное Обамой указывает и на то обстоятельство, что глобализация, хотя и идёт объективно, может быть подчинена субъективному управлению.
Возможны разные пути развития процесса глобализации — различные сценарии, или, другими словами, концепции управления и вторичная по отношению к к концепции культура. В них могут быть различны как цели, которые заложены в эти проекты, вплоть до противоположных в разных проектах, так и средства достижения этих целей.
ЭТАПЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Глобализация имела место на протяжении всей жизни человечества, но не всегда люди знали и понимали это. Первой характерной чертой прежнего этапа глобализации было как раз то, что она не осознавалась подавляющим большинством людей. Это происходило вследствие того, что техносфера и условия жизни людей не менялись на протяжении длительных интервалов времени. Наряду с этим, доступность информации о том, что происходит в мире, была очень низкая вследствие как низкой грамотности, так и неразвитости технических средств накопления и передачи информации. Выходили же на осознание глобализации лишь единицы. Так, глобализация шла в обход сознания подавляющего большинства людей.
Именно неосознанность глобализации подавляющим большинством населения планеты обеспечивало доминирование одной концепции — одного проекта глобализации развитого Западной цивилизацией, что и является второй важной чертой прошлого этапа глобализации. Хотя в процессе глобализации сформировалось несколько крупных цивилизаций, только одна из них первой осознанно разработала ещё в древности проект управления направлением течения глобализации. Этот проект известен всему миру и содержится в так называемой «книге книг» — Библии.
Мы разграничиваем цивилизации по их идеалам, по тому смыслу жизни, который несут мировоззрения их представителей. Этот смысл жизни выражается в отношении к правде, справедливости, любви.
Таким образом, каждая цивилизация в первую очередь отличается от других теми идеалами и идеями, которые она несёт в жизнь на протяжении своей истории. И по различию этих идеалов и можно выделять разные цивилизации.
Русская цивилизация, как и другие — несёт определённые, свойственные только ей идеалы и смысл жизни, реализуемый в меру возможностей её представителями.
Нынешний этап глобализации кардинально отличается от предыдущего. Хотя на нынешнем этапе и доминирует та же концепция, что и на прошлом, но управление по ней зашло в тупик — что привело к нынешнему общесистемному кризису и вложенным в него кризисам во всех сферах: экологической, экономической, социокультурной и т.п. В некоторых кругах системный кризис управления по доминирующей концепции получил название «кризис капитализма». Это подтолкнуло другие цивилизации планеты к действиям.
Новый этап, наступивший после смены логики социального поведения (https://informacenter.ru/2015/03/smena-logiki/) характеризуется ещё и тем, что в мире появилось несколько проектов глобализации, помимо Западного. Восточная цивилизация в лице Японии и Китая предлагают два варианта восточного развития глобализации (об этом читайте «Что Восток предлагает миру на новом этапе глобализации?» http://newyouthpolicy.org/ru/articles-ru/194-east-project-of-globalization).
Русская цивилизация тоже предлагает миру свой вариант, что осознаётся уже многими в мире.
Типы развития цивилизаций
Все цивилизации в мире в соответствии с теорией суперсистем, по типу алгоритма их расширения, могут быть двух типов:
- «межрегиональный конгломерат», или просто «конгломерат», и
- «многорегиональный блок», или просто «блок».
Межрегиональный конгломерат
Межрегиональный конгломерат — принцип цивилизационного развития, при котором национальные культуры замещаются единой типовой унифицированной культурой. Управление в конгломерате подчинено единому межрегиональному центру, который осуществляет управление цивилизацией. Одна из главных задач межрегионального центра состоит в том, чтобы управление было идейно централизованным, то есть чтобы был только один источник идейной подпитки во всём конгломерате стран.
Типичный пример конгломерата — это евро-американский конгломерат, в котором есть единый управляющий центр, принимающий все решения, и политике которого подчиняются уже национальные центры. Этот центр укреплялся по мере развития западной цивилизации, путём уничтожения управленческой верхушки тех территорий, которые входят в её состав. Делается это для того, чтобы не было каких-то управленческих центров, которые могли бы выработать альтернативу политике центра конгломерата и поднять восстание. Однако, сейчас конгломерат упёрся в свои пределы роста, за которыми система управления теряет устойчивость, поскольку в объективном векторе целей конгломерата накапливаются ошибки при поглощении конгломератом осколков других цивилизаций, которые несут иные цели в своих векторах целей.
Так, Европейский Союз, вобрав в себя страны Восточного блока после его развала, сейчас уже не справляется с таким количеством государств, и потому у них появляются возможности для развития сепаратизма.
Многорегиональный блок
Многорегиональный блок отличается от конгломерата тем, что выбор общецивилизационного вектора целей и выработка концепции его достижения не сосредоточены в каком-либо центре, а распределены по всему блоку. Если даже какой-то региональный центр и сосредотачивает у себя административную власть над делами всего блока, то идеи, цели, частные концепции их достижения он черпает со всего пространства многорегионального блока. Поэтому блок кровно заинтересован в культурном разнообразии. И в отличие от конгломерата, который замещает национальные культуры единой унифицированной культурой, блок поддерживает и помогает развиваться культурам, и тому в них, что соответствует идеалам этого типа развития цивилизации.
Для Русской цивилизации, как и для Китая и Японии, которые больше тяготеют к блочному принципу, характерны другие методы выстраивания самоуправления. Управленческие верхушки территорий, которые входили в состав Русской цивилизации, не уничтожались, а входили в состав российской элиты. Можно привести много примеров, когда в состав российской элиты входили представители национальных «элит», присоединившихся стран.
Иран и Россия. Каспийский блок. Ролик саммита 2014: http://www.youtube.com/watch?v=w5eEOrvjrB0
Если соотноситься с теорией суперсистем, то сейчас конгломерат испытывает полномасштабный кризис управления по единой концепции, как в силу впитывания альтернативных целей из обломков СССР, так и в силу разрастания управленческой инфраструктуры, «раздувания штата», усложнения информационных потоков — всего теперь не отследить. И происходящее с Европейским Союзом — тому зримое подтверждение.
Многорегиональный блок, наоборот, после кризиса управления, умело использованного конгломератом, находится в процессе обратной интеграции на обновлённой основе. Блок вписал вектора целей не только соседних регионов, но и более дальних — близких по духу и развитие новых союзов (ШОС, БРИКС, ЕАЭС, Таможенный союз и пр.) — зримое подтверждение этого.
Именно потому, что Россия, как цивилизация блокового типа, постепенно восстанавливает самоуправление всей суперсистемы «Человечество» в целом, соучаствуя в различных союзах и объединениях, она сегодня свободно взаимодействует с большим числом стран. Именно поэтому стало возможным создание столь странно географически рассредоточенной организации БРИКС, а также и ШОС, и активно идёт процесс интеграции интеграций. Поэтому и расширение ШОС, БРИКС, а также Евразийского Союза во многом предопределено самой алгоритмикой цивилизационного развития, описанной в теории суперсистем, которую мы очень кратко затронули в статье «G20 — сигналы того, что Россия задаёт тон глобальной политики» (https://informacenter.ru/2015/12/g20/).
Поэтому управленческий центр конгломерата активно размещает вокруг России своеобразные буферные зоны нестабильности разной интенсивности, вроде Украины, Турции, стран Прибалтики с их русофобской накачкой «элит» и части населения. А внутри Европейского Союза создаёт условия для сплочения расползающихся европейцев вокруг общего врага, а значит — общей цели — мигрантов, которые массово (то есть скоординировано и организованно) хлынули в Европу в 2015 году.
Появляются новые широкомасштабные проекты. По инициативе США разрабатывается проект создания зоны свободной торговли стран Западного полушария. Возможно появление Трансконтинентальной зоны свободной торговли в составе Европейского союза и Объединения стран Южного конуса во главе с Бразилией (МЕРКОСУР), а также Трансатлантической зоны свободной торговли в составе ЕС и Северной Америки. Но все они обречены на провал, если развиваются в русле алгоритма межрегионального конгломерата, который после смены логики социального поведения (https://informacenter.ru/2015/03/smena-logiki/) утратил свою эффективность в отношении всей планеты. Рассмотрим, как алгоритм развития цивилизаций многорегиональный блок проявляет себя фактически.
Интеграция на постсоветском пространстве
В 2016 году исполнилось 22 года появлению в современном международно-политическом официальном дискурсе евразийской идеи. В Московском государственном университете Нурсултан Назарбаев впервые предложил проект формирования Евразийского союза государств. Синергетическим эффектом от последовавших за этим действий по его воплощению в жизнь и стал евразийский интеграционный проект. Следует констатировать, что евразийская экономическая интеграция в отличие от ряда инициатив, рождаемых во властных структурах, вышла за пределы интересов собственно официальных институтов и стала важнейшей частью дискуссии, ведущейся в международных экспертных и деловых кругах. Таможенный союз и Единое экономическое пространство стали учитываться при рассмотрении стратегических очертаний евразийского континента и мировой экономической системы.
Логика евразийского интеграционного проекта изначально учитывает мировой опыт интеграционного строительства, но это не означает, что страны СНГ полностью следуют сценариям Европейского союза, АСЕАН или объединений американского континента, а, напротив, они лежат в русле алгоритма развития цивилизаций — многорегиональный блок. Западный опыт перенимается осмысленно за счёт чего там, где на современном этапе европейцам требовались десятилетия, решения ограничиваются кратно меньшими сроками.
Образование СНГ было одним из наиболее значимых событий новейшей мировой истории. Обеспечив институциональные и правовые условия для межгосударственного сотрудничества, Содружество выполнило важнейшую историческую задачу становления суверенных, независимых государств и выступило структурообразующим фактором формирования принципиально новых межгосударственных отношений на обширном евразийском пространстве.
Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве усиливаются следующими факторами:
- Сложившимся ранее в СССР разделением труда, которое невозможно было полностью изменить за прошедший короткий промежуток времени,
- Технологической взаимозависимостью предприятий, строившихся по общим стандартам, едиными техническими нормами, одинаковым характером инженерной подготовки персонала,
- Длительным совместным проживанием народов в пределах одного государства, которое создало плотную «ткань отношений» в разнообразных формах. Конфликтность межнациональных и межконфессиональных отношений (между двумя основными религиями: православием и исламом) в целом была невысокой. Отсюда желание широких масс населения в странах СНГ поддерживать достаточно тесные взаимные связи,
- Постепенным осознанием значительной частью политических и предпринимательских кругов геополитического значения для страны отношений на постсоветском пространстве. В 90-е годы эти круги (например, в России — либеральные младореформаторы) были озабочены почти исключительно отношениями с Западом. Теперь же под давлением общественности они нехотя выходят на новый виток реинтеграции многорегионального блока.
Реинтеграция на постсоветском пространстве
Объединение усилий хотя бы в отдельных областях и регионах СНГ существенно повысит вес этих стран и, разумеется, и России, и Беларуси, как важных партнёров в международных отношениях, а интенсивное расширение взаимных экономических связей может стать важным фактором их экономического развития.
Несмотря на все трудности и противоречия, СНГ оказалось жизнеспособным. Более того, с началом нового тысячелетия ситуация стала улучшаться. Экономическая интеграция в различных формах оказалась нужной большинству постсоветских республик и, по-видимому, будет еще более нужной им в будущем.
По мере того, как происходит становление собственной государственности, у правящих кругов стран СНГ уменьшаются опасения, что интеграция может повлечь за собой подрыв их суверенитета. Возможности расширения поступлений в «твёрдой» валюте за счёт дальнейшей переориентации топливно-сырьевого экспорта на рынки третьих стран оказались постепенно исчерпанными. Потенциал же увеличения экспорта готовых изделий за пределы СНГ крайне ограничен из-за низкой конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности стран СНГ и жёсткой конкуренции на мировых рынках.
В то же время резервы расширения торговли между странами СНГ, особенно готовыми изделиями, остаются значительными. Технологическое разделение труда и единые стандарты, унаследованные от советского периода, знакомство с продукцией друг друга, характер общей инженерной подготовки персонала и т. д. создают хорошие возможности для расширения взаимного обмена. Конечно, эта продукция по качеству и техническому уровню очень часто бывает ниже той, которая продается на мировых рынках. Но она обычно намного дешевле, и торговля в границах Содружества позволяет поддерживать часть производств гражданского и военного назначения, легкой, пищевой, добывающей промышленности.
В 1995 год начал формироваться Таможенный союз, куда вошли Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Союз преследовал цель создания единого таможенного пространства и унификации торговых режимов по отношению к третьим странам, унификации хозяйственного права, согласования валютной и денежно-кредитной политики. Однако реализация договоренностей столкнулась с трудностями как технического, так и экономического характера, поскольку интересы участников в конкретных областях не всегда совпадали. Поэтому результаты оказались меньше ожидавшихся.
С октября 2000 года Таможенный союз был преобразован в организацию Евро-Азиатского экономического сотрудничества (ЕврАзЭС). ЕврАзАС дополняет экономическую сферу сотрудничеством в гуманитарных областях (науке, образовании, культуре и др.). Предполагается гармонизировать не только экономическую, но и социальную политику. Соглашение имеет рамочный характер, на его базе должны достигаться договоренности в конкретных областях.
В 2011 подписан договор о создании зоны свободной торговли в рамках СНГ.
- в 2013 Назарбаев предложил распустить Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), поскольку с созданием Евразийского экономического союза России, Беларуси и Казахстана ЕврАзЭС как организация, во многом дублирующая его функции, не будет нужна.
- 2014 главы России, Беларуси, Казахстана, Киргизии и Таджикистана в Минске подписали документы о ликвидации Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в связи с началом функционирования Евразийского экономического союза с 1 января 2015 года.
Исторический опыт в 90-х годов, несомненно, самых трудных в развитии стран СНГ, показал, что они нужны друг другу. Существенное сокращение взаимного товарооборота по сравнению с межреспубликанскими поставками советского периода и переориентация внешнеэкономических связей на третьи страны не означают исчезновение объективной базы для интеграции в СНГ. Сложности сближения во многом были реакцией на несообразности прежнего разделения труда, усугублённой трудностями трансформационного периода и особенностями политического развития стран СНГ. Но сейчас эта переориентация завершается, и в СНГ начинают всё больше проявляться центростремительные тенденции. Объективные предпосылки для более тесной интеграции, безусловно, усилятся после завершения системных реформ и начала стабильного роста экономики в странах Содружества, что полностью отвечает блочному алгоритму реинтеграции только на новой основе, позволяющей включиться в неё новые страны.
Перспективы интеграции с Западом
Реакция межрегионального конгломерата на эти процессы, конечно, негативна. В конце 2012 года, госсекретарь США Х. Клинтон усмотрела в евразийской интеграции планы Кремля по созданию «новой версии Советского Союза» и пообещала найти:
эффективные пути замедлить или предотвратить их воплощение.
В Европейском Союзе уже нарастают симпатии в к России и новым интеграционным объединениям, несмотря на совершенно оголтелую пропаганду силами идейного центра межрегионального конгломерата. Многие, анализируя только официальную информационную сферу, сомневаются возможности развития сотрудничества ЕАЭС и ЕС, но жизнь показывает, что есть в Европе те, кто стремиться наладить сотрудничество этих интеграционных организаций и изменить позицию ЕС, что в условиях общего системного кризиса было бы выгодно обеим сторонам.
В начале июня 2016 года Канцлер ФРГ Ангела Меркель поддержала идею создания единой экономической зоны с Россией на съезде партии «Христианско-демократический союз», передает Frankfurter Allgemeine, она заявила:
Я выступаю за постепенное сближение России с европейским экономическим пространством, чтобы в конечном итоге у нас появилась единая экономическая зона от Лиссабона до Владивостока.
Президент России Владимир Путин ещё в начале 2000-х говорил об идее формирования «большой Европы», которая будет простираться от Лиссабона до Владивостока.
Во время прямой линии в 2014 году президент также коснулся этой темы и отметил, что «это позволит в будущем мире занять достойное место».
Владимир Путин:
Нужно стремиться к тому, и я много раз об этом говорил, нужно создавать Европу от Лиссабона до Владивостока. Если мы это сделаем, у нас есть шанс в будущем мире занять достойное место. Если мы пойдём по другому пути, будем разделять Европу, европейские ценности, европейские народы, будем заниматься сепаратизмом, то мы все будем малозначимыми, неинтересными игроками, и никакого влияния на мировое развитие, и даже свое собственное, оказать не сможем.
Также ранее глава российского государства говорил о «создании гармоничного сообщества экономик от Лиссабона до Владивостока». По мнению российского лидера, в будущем это позволило бы создать «зону свободной торговли и даже более продвинутых форм экономической интеграции», которая даст возможность получить «общий континентальный рынок емкостью в триллионы евро».
При этом, США (а через них идейный центр Западной цивилизации в целом), боясь потерять мировое лидерство, вводит новые санкции против кампаний из России, Китая и Ирана (http://www.vesti.ru/doc.html?id=2771559 — информация от 1 июля 2016 года). Всего в «чёрном списке» США находятся около 40 предприятий, в основном из Китая, а также самих КНДР, Ирана и Сирии. С фигурантами списка запрещено поддерживать деловые отношения и заключать коммерческие сделки.
Великобритания проголосовала за выход из Евросоюза, что уже сформировало предпосылки для ужесточения внутренней интеграции Европы и централизации её управления, о чём читайте статью «Как выход Великобритании (Brexit) укрепляет Европейский Союз» (https://informacenter.ru/2016/06/brexit/).
Но поможет ли это межрегиональному конгломерату в условиях нарастающего системного кризиса?
И здесь, кстати, свою роль могли бы сыграть Беларусь и Армения, имеющие шанс стать своего рода «мостиками» между Евросоюзом и Россией, ЕС и ЕАЭС. Главное в этом — ведя переговоры с ЕС, не поддаться соблазну «забыть» свои обязательства в рамках ЕАЭС, что по сути значит — перейти под управление конгломерата). Понимание этого в Беларуси и в Армении есть. В частности, в мае 2016 года Беларусь на заседании глав МИД стран «Восточного партнёрства» и Евросоюза выступила за новые правовые рамки отношений страны с ЕС, которые учитывали бы её обязательства перед ЕАЭС и Союзным государством. Хотя следует отметить, что либеральные тенденции в правительстве Беларуси вызывают опасения, поскольку, если часть «элиты» перенимает идеи и ценности Западной цивилизации, то значит и в алгоритмике развития цивилизаций подчиняется, пусть и бессознательно, логике межрегионального конгломерата.
Интеграция со странами Востока
Гораздо более обнадёживающей выглядит перспектива взаимодействия между ЕАЭС и Шанхайской организацией сотрудничества, а также между ЕАЭС и китайским проектом «Экономического пояса Шелкового пути». Поскольку страны Восточной цивилизации, неся иные идеалы и ценности, однако, развиваются также по блочному принципу, что делает нас ближе. В Китае, пусть и не сразу, но пришли к выводу, что «Новый Шелковый путь», связывающий Поднебесную с Европой, должен идти через Казахстан, Россию и Беларусь. В апреле появилось сообщение, что китайские инвесторы и банки, в том числе ICBC и Банк развития Китая, проявили интерес к финансированию российской части международного транспортного коридора «Европа — Западный Китай», в частности к строительству участка Москва — Сагарчин (Казахстан) оценочной стоимостью 783 млрд рублей.
У Евразийского экономического союза есть не только проблемы и вызовы, но и достижения. Успешно создается единый рынок лекарственных средств, продолжается кратное снижение цен на сотовую связь в пределах ЕАЭС, есть перспектива отмены роуминга, планируется разрешить пересечение границ в рамках союза гражданами стран-участниц по внутренним документам, что крайне важно для трудовых мигрантов и их работодателей, да и в целом облегчит жизнь большому количеству людей. И с торговым оборотом не все так плохо. В 2015 году, несмотря на сокращение в стоимостном выражении показателей внешней и взаимной торговли агропродовольственной продукцией, объемные показатели экспорта и взаимной торговли стран ЕАЭС по целому ряду позиций уверенно выросли. Взаимная торговля мясопродуктами увеличилась на 29%, молочными продуктами — на 10%, овощами — на 37%, практически вдвое увеличилась взаимная торговля фруктами. Объемы экспорта молокопродуктов выросли на 80%, мясопродуктов — на 67%.
Не всё так плохо и в экономике стран-участниц ЕАЭС. К примеру, по оценке киргизских бизнесменов, «если бы мы не вступили в ЕАЭС, было бы только хуже». А сейчас, по итогам 2015 года, рост экономики Киргизии составил 3,5%, общий объём прямых инвестиций по сравнению с 2014 года увеличился на 12,6%, инвестиции Беларуси в экономику Киргизии (даже несмотря на их незначительный объём) после её вступления в ЕАЭС выросли в 45 раз.
Между тем, если смотреть на перспективу и не надеяться на сиюминутную отдачу, каждая страна-участник может получить в рамках ЕАЭС хороший стимул для экономического рывка.
Перспективы интеграции БРИКС
В настоящее время роль стран БРИКС (Бразилия, Индия, Китай, Россия, ЮАР) в мировой политике и экономике последовательно повышается. Сам БРИКС из неформального объединения постепенно превращается во влиятельный межгосударственный блок, активно вовлечённый в систему глобального регулирования. Его всё чаще сравнивают с такими многосторонними неформальными институтами, как G7 и G20. Вместе с тем БРИКС, имея ряд сходных с ними характеристик, обладает существенной спецификой. В его рамках возникают структуры, присущие региональным интеграционным группировкам. БРИКС потенциально может стать основной для супермногорегионального блока.
Страны БРИКС в 2005 — 2008 годах обеспечили более 50% прироста мирового ВВП. Хотя темпы роста государств БРИКС замедлились в 2012 — 2014 годах, в некоторых они значительно превышают среднемировые показатели. Иными словами, группа БРИКС вносит важный вклад в динамику мировой экономики. Естественно, многие суммарные показатели БРИКС в значительной мере обеспечиваются за счёт Китая. Его ВВП по ППС в 2014 году, по оценкам экспертов МВФ, практически превзошёл показатель США.
Для успешной институционализации БРИКС важен ускоренный рост экономического потенциала его участников. Они занимают 26% сухопутной территории планеты, в них проживает 42% её населения и производится примерно 30% глобального промышленного и 45% сельскохозяйственного производства. На страны БРИКС приходится почти 18% мировой торговли товарами, товарооборот между ними в 2014 г. превысил 290 млрд долл. В страны БРИКС в 2014 году направлено 21% прямых иностранных инвестиций (ПИИ), что вдвое превышает аналогичный показатель 2005 — 2007 годов (11%) (UNCTAD, 2014. P. XVI; 2015. P. 6).
После саммита в Бразилии (2014 год) можно говорить о постепенном превращении БРИКС в новый тип международного объединения, которое сочетает функции органа координации и согласования интересов на межгосударственном уровне (типа G7 или G20) и некоторые институты, характерные для интеграционных региональных группировок (типа ЕС или АСЕАН).
Так о потенциале развития супермногорегионального блока сказал сказал глава белорусского государства Александр Лукашенко 9 июля 2015 года:
Мы давно и последовательно продвигаем идею «интеграции интеграций» в современном мире. Беларусь — это естественный союзник БРИКС по построению взаимовыгодных и равноправных отношений между Западом и Востоком, Севером и Югом без разделительных линий.
Участие в саммитах БРИКС и ШОС следует рассматривать как продолжение курса на выстраивание «дальней дуги» внешней политики Беларуси.
Интеграция в рамках ШОС также укрепляется
Декларация о создании ШОС была подписана в Шанхае в июне 2001 года шестью странами — РФ, Китаем, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном. В работе объединения также принимают участие шесть стран- наблюдателей (Монголия, Индия, Иран, Пакистан, Афганистан и Беларусь) и шесть партнеров по диалогу (Шри-Ланка, Турция, Азербайджан, Армения, Камбоджа и Непал).
В ближайшее время, правда, состав членов ШОС может расшириться. Так, в ходе саммита обсуждаются меморандумы об обязательствах Индии и Пакистана в организации.
Процесс их вступления в ШОС был начат ещё на саммите в Уфе в 2015 году.
Ожидается, что полноправными членами они станут в 2017 году, о чем будут объявлено на саммите в Казахстане. До этого сторонам необходимо урегулировать ряд конфликтов в регионе.
После присоединения Индии и Пакистана объём ВВП стран ШОС вырастет почти в два раза, до $20 трлн. Кроме того, обсуждается в Ташкенте и вступление в организацию ещё одного серьезного игрока — Ирана.
Кроме того, по словам генерального секретаря ШОС Рашида Алимова, заявки на вступление в качестве партнёров по диалогу подали ещё пять государств. И хотя он не назвал, кто именно, но уже известно, что среди желающих присоединиться — Сирия, Египет и Израиль.
ШОС за время своего существования «выросла» не только количественно, но и«качественно». Об этом говорил и президент России Владимир Путин в преддверии саммита организации в Ташкенте. В интервью китайскому информационному агентству «Синьхуа» он напомнил, что первоначально перед ШОС ставились довольно скромные задачи: обеспечение безопасности в регионе, борьба с наркотрафиком. Сейчас же она занимается и вопросами экономического, и социального характера. Путин сказал об этом так:
Расширение сфер, которыми занимается Шанхайская организация сотрудничества, и увеличение количества членов, конечно, делают эту организацию очень мощным международным объединением, весьма авторитетным и востребованным в регионе, да и во всём мире.
О том, что ШОС стала очень важной организацией в евразийском пространстве, заявил в интервью телеканалу «Россия 24» и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
По его словам, на основе ШОС и ЕАЭС может быть создано «третье» экономическое объединение в регионе как ответ на проекты США — Транстихоокеанское партнерство (ТТП) и Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнёрство (ТТИП):
Если США создают зону свободной торговли в Тихоокеанском и Трансатлантическом регионах, то в середине остаемся мы. В этой связи возникает третье экономическое сообщество. Необходимо создать альтернативную аналогию в Евразии.
Одной из главных тем обсуждения также стали вопросы безопасности. На фоне ухудшения ситуации в Афганистане и укрепления «Талибана», страны ШОС обсудили, как противостоять террористической угрозе. Например, для предотвращения трагических событий государства проводят военные учения. Так, было решено, что совместные антитеррористические учения «Мирная миссия — 2016» пройдут с 5 по 12 сентября на базе учебного центра «Эдельвейс» в Киргизии. Они станут самыми масштабными за всю историю этой страны.
Сейчас в ШОС доминируют две страны и два международных полиса — Москва и Пекин. И хотя многие эксперты опасаются, что в этой связке Китай может начать доминировать, но тесное сотрудничество двух стран на данном этапе просто необходимо.
Об этом говорил в интервью «Синьхуа» и российский лидер, который подчеркнул, что сотрудничество с Китаем является «фактором стабильности»:
Сам факт взаимодействия Китая и России на международной арене сегодня — это фактор стабильности в мировых делах.
О создании нового евразийского партнёрства
В современных условиях как никогда актуальна задача по формированию нового — безопасного, устойчивого и полицентричного миропорядка, где центры силы не противостоят друг другу, а сотрудничают.
Президент РФ Владимир Путин считает необходимым создание большого евразийского партнёрства между ЕАЭС и другими странами, включая Индию, Иран, Пакистан и партнеров по СНГ. Об этом он заявил, выступая на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума:
Предлагаем подумать о создании большого евразийского партнёрства с участием ЕАЭС, а также стран, с которыми у нас уже сложились тесные отношения: Китай, Индия, Пакистан, Иран и, конечно — имея в виду наших партнёров по СНГ — другие государства и объединения.
По словам российского лидера:
начать можно было бы с упрощения и унификации регулирования в области отраслевого сотрудничества и инвестиций, мер технического, санитарного урегулирования, таможенного регистрирования, защиты прав интеллектуальной собственности.
Продолжение обсуждения данного предложения шло на саммите ШОС в конце июня 2016 года, который состоялся в Узбекистане.
Беларусь принимает активное участие в различных политических блоках, что способствует продвижению Беларуси на мировой арене и политически, экономически.
ЕС понимает, что их союз в связи с выходом Великобритании, утрачивает свои позиции, понимает, что надо выстраивать отношения со странами СНГ.
Беларусь стала ближе к ШОС и БРИКС
В июле 2015 года Президент Беларуси Александр Лукашенко посетил Уфу, где принял участие в саммитах БРИКС и ШОС. По итогам саммита ШОС Беларусь получила статус наблюдателя. Какие преимущества это даст Беларуси, которая стремиться получить статус наблюдателя в этой организации начиная с 2005 года?
До сих пор в рамках ШОС Беларусь имела статус партнёра по диалогу. Статус же наблюдателя теперь открывает перед Беларусью возможность участия в большем числе мероприятий и на более высоком уровне в рамках ШОС. Так теперь Беларусь сможет принимать участие в открытых заседаниях Совета глав государств и/или Совета глав правительств (премьер-министров) государств — членов ШОС.
В рамках ШОС Беларусь также получит право:
- присутствовать на открытых заседаниях Совета министров иностранных дел и Совещаниях руководителей министерств и/или ведомств государств — членов ШОС;
- участвовать без права голоса и с предварительного согласия председательствующего в обсуждении вопросов, входящих в компетенцию органов ШОС, распространять через Исполнительного секретаря ШОС письменные заявления на рабочих языках ШОС по интересующим их вопросам, входящим в компетенцию ШОС;
- получать доступ к документам и решениям органов ШОС, если соответствующие органы ШОС не вводят ограничения на их распространение.
В целом, для Беларуси ШОС выступает важной диалоговой площадкой с государствами, входящих в ШОС, что позволяет лучше понимать происходящие процессы как в каждом из государств в отдельности, так и региона в целом. Тем более, что все государства, входящие в ШОС являются важными партнёрами Беларуси на международной арене.
Беларусь имеет стратегический характер отношений с Россией и Китаем. Вместе с Россией, Казахстаном и Кыргызстаном Беларусь входят в ЕАЭС. Беларусь также имеет амбиции более глубокого вовлечения в китайский проект Экономического пояса Шелкового пути, о чём шли переговоры во время майского визита Председателя КНР Си Цзиньпина в Минск. Таджикистан и Узбекистан являются важными торгово-экономическими партнерами Беларуси по СНГ. С учетом будущего присоединения Индии и Пакистана к ШОС, с которыми Беларусь также заметно активизировала свои отношения в последнее время, ШОС превращается в важную диалоговую площадку для Беларуси
Произошедшая в этом году заметная активизация восточного вектора внешней политики Беларуси с упором на реализацию крупных экономических проектов в азиатском регионе требует подключения Беларуси к подобным площадкам, что может поспособствовать интенсификации отношений с государствами этого региона в различных областях, начиная от торгово-экономических и гуманитарных связей, заканчивая вопросами региональной и глобальной безопасности.
Таким образом, Беларусь активно заинтересована в подключении к различным форматам взаимодействия как в рамках ШОС, так и БРИКС, особенно в плане углубления торгово-экономического взаимодействия. Китай собирается активно использовать эти площадки для продвижения своего проекта Экономического пояса Шелкового пути, для чего активно создает различные инструменты финансирования. Это и Фонд шелкового пути, и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, и Новый банк развития БРИКС. Китай также продвигает идею создания Банка развития ШОС. И Беларусь, прежде всего, заинтересована в доступе к этим финансовым инструментам, а также к экономическим проектам, которые будут реализовываться под эгидой этих структур.
К тому же эти объединения соответствуют и внешнеполитической философии Беларуси, в основе которой лежит идея «интеграции интеграций».
Как заявил Александр Лукашенко, выступая на встрече руководителей стран, входящих в БРИКС, с лидерами приглашенных государств, Беларусь приветствует открытый характер БРИКС и готова активно подключиться на правах дружественного государства к различным направлениям сотрудничества.
https://www.youtube.com/watch?v=PyVD0sr-tmI
А как лидер государства, которое председательствовал в 2015 году в ЕАЭС, Александр Лукашенко заявил о готовности белорусской стороны поддержать специальные форматы взаимодействия ЕАЭС, БРИКС, ШОС и СНГ.
Послесловие
В основе природы международной экономической интеграции всегда лежали процессы международного объединения специализированного труда и производства. Но одно дело — практика разделения труда и специализация внутри страны, регулируемые системой государственной внутренней экономической политики (налоги, таможенные пошлины,государственный заказ, цены и др. меры). И другое дело — развитие международного разделения труда в рамках международного экономического сотрудничества, где властвуют алгоритмы развития цивилизационных объединений. Потому отличается политика, проводимая ЕС и США по отношению к ряду стран постсоветского пространства. Важно понять, что в конечном итоге международное объединение специализированного труда (специализация производства) будет осуществляться в русле одной из концепций глобализации: либо Западной, либо Восточной, либо Русской. Какая из них более целесообразна нынешним условиям и помогает преодолеть мировой системный кризис — решать каждому самостоятельно.
В новом тысячелетии, перед лицом нового исторического вызова страны мира получили уникальную возможность обретения своего достойного места в мире.
СНГ, ШОС, БРИКС, Новое Евразийское партнёрство — это новые, очень мощные полюса мира. Однополярный мир, который хотел построить идейный центр межрегионального конгломерата, уже не состоялся. Сам Запад оказался в глубоком кризисе. Мы видим, что сейчас происходит в Евросоюзе. Поэтому очень важно то, что Беларусь находится рядом и вместе, потому что это колоссальный экономический потенциал и, самое главное, это гарантия того, что Беларусь будет развиваться так, как она считает нужным, как считает нужным ее народ, а не по каким-то лекалам, которые будет писаться в Вашингтоне и Брюсселе.
В Украине кризис надолго, к сожалению. И Беларусь оказалась единственным надёжным сухопутным мостом между Россией и Европейским союзом и уже между Китаем и ЕС, где-то можно говорить, что между ШОС и ЕС. Безусловно, это делает Беларусь более видимой на международной арене.
Беларусь твёрдо обосновалась на политической карте мира. И имеет все основания настаивать на своём признании. Не только де-юре, но и де-факто. А потому её сотрудничество с БРИКС и ШОС — по сути стратегический задел и в этом направлении. Ведь укрепление позиций и наращивание участия в мировой экономике позволит мягко подтолкнуть и Запад к добрососедству.
Сейчас в мире действительно прослеживается несколько региональных центров, претендующих на управление всей суперсистемой «человечество» по полной функции (как минимум: Запад, Япония, Китай, Россия), но не каждый из них объективно содействует процессу разрешения общемирового системного кризиса. Активно его пытаются использовать в своих интересах заправилы Запада (впрочем, как и Японии), что вводит их всё в больший и больший конфликт с иерархически наивысшим объемлющим уровнем управления суперсистемой «человечество», что влечёт за собой утрату устойчивости региональных центров: причём более устойчивые вложенные регионы суперсистемы получают возможность какое-то время эксплуатировать менее устойчивые — так США пытаются использовать миграционные и террористические процессы, понижающие качество самоуправления Европы, для её эксплуатации в своих интересах.
Поэтому наилучшая стратегия Русской цивилизации — это объективно содействовать процессу формирования общесуперсистемного соборного интеллекта, повышая соответствие собственной концепции самоуправления.
Материалы:
Путин предложил создание большого евразийского партнёрства между ЕАЭС, СНГ и ШОС.
Меркель выступила за «экономическую зону от Лиссабона до Владивостока»
http://www.gazeta.ru/business/news/2016/06/04/n_8722265.shtml
Экономическая интеграция
http://pandia.ru/text/78/569/33961.php
Аналитика
Беларусь стала ближе к ШОС и БРИКС
http://www.postkomsg.com/news/politika_ekonomika/204318/
Евразийская интеграция:надежды, проблемы, перспективы
http://novostink.ru/eaeu/163814-evraziyskaya-integraciya-nadezhdy-problemy-perspektivy.html
БРИКС — Беларусь
http://tv.sb.by/prezident-belarusi/article/briks-belarus-.html
Представленные материалы совершенно меняют образ мышления и взгляд на то. что происходит у нас в стране и отражается во всём мире. Спасибо авторам данных публикаций.