«Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь»: быть любимцем Сталина прежде всего испытание, в особенности, если речь идёт о талантливом актёре — таком, как Николай Черкасов.
Ленинград — город, который всегда был богат университетами, музеями и театрами. Его по праву называют культурной столицей. Из века в век здесь рождались талантливейшие люди, вносившие огромный вклад в развитие города, культуры, наук, спорта и множества других сфер. Трудно переоценить данное нам наследие. Так же у города очень богатая история, которую нужно любить, знать и почитать. А кто же создаёт эту историю во все времена? Жители культурной столицы. Хочется остановиться на уникальной личности, которая оказала особое влияние на культурную жизнь Северной столицы — это Николай Константинович Черкасов.
Наш герой, русский актёр Николай Константинович Черкасов, родился 27 июля 1903 года, в девятое лето царствования императора Николая Второго. Год рождения в русской истории определяет очень многое. Черкасов вступает в творческую зрелость в тот момент, когда появляется звуковое кино. Он становится одним из первых и одним из лучших русских киноартистов. Большую часть своей жизни ему суждено было прожить при Иосифе Сталине, и это был великий артист сталинского времени.
Наша статья о Черкасове — человеке и гражданине, о Черкасове — замечательном представителе русской школы актёрской игры, школы перевоплощения.
Начало жизненного пути
Николай Черкасов — коренной ленинградец, из семьи потомственных железнодорожных служащих. Его становление как актёра происходит в начале 20-х в голодном, но живущем интенсивной художественной жизнью Петрограде. С мая 1919 года он статист в Мариинском театре.
Летом 1919 года он поступает в студию мимистов, руководимую А.Кларком. Проучившись там всего лишь несколько недель, 16-летний Черкасов был зачислен мимистом в Петроградский (Мариинский) академический театр оперы и балета.
Именно здесь юный Николай Черкасов познакомился с великим басом Фёдором Шаляпиным, причём весьма своеобразно. На премьере оперы «Вражья сила» Фёдор Иванович пел главную партию. Черкасов просочился на балкон зрительного зала и принялся смешить гримасами публику. Зрители громко смеялись. На следующий день Шаляпин вызвал комедианта в кабинет.
Покажите-ка мне, чем вы вчера развлекали народ!
— попросил он Черкасова. А потом долго хохотал, увидев, что тот вытворяет. Затем нахмурился:
Спасибо, конечно. Только вот что, давайте условимся: вы мне, пожалуйста, не мешайте, а я вам не буду!
С 1920 года Черкасов начал танцевать в спектаклях Студии молодого балета и экспериментальных пантомимических постановках театрально-исследовательской лаборатории Института истории искусств. При росте почти два метра молодой артист исполнял характерные роли: злого гения в «Лебедином озере», брамина в «Баядерке» и др.
В 1923 году Черкасов поступает в Институт сценических искусств. Выбор сделан. Этот выбор — профессия театрального актера.
В анкете, которую нужно было заполнить при поступлении в театральный институт, был такой вопрос: «Как часто вы посещаете театр?». Он ответил: «С семи лет». Действительно, он играл на рояле, он пел, он был очень пластичен.
Чарли Чаплин, Пат и Паташон
Учась в Институте сценических искусств, Николай как-то случайно посмотрел в кинотеатре фильм о приключениях комиков Пата и Паташона.
Вместе с Б.Чирковым и П.Берёзовым они решают создать свой собственный эстрадный номер. Так в 1925 году в их исполнении появился пародийный танец «Чарли Чаплин, Пат и Паташон», в котором Черкасов исполнял роль долговязого Пата.
Летом следующего года студенческая бригада ИСИ гастролировала по Средней Азии, и самым удачным номером был именно «Чарли Чаплин, Пат и Паташон». Этот же номер способствовал зачислению Черкасова в 1926 году в Ленинградский ТЮЗ.
В ТЮЗе Черкасов играл и драматические роли, так, например, в спектакле «Дон Кихот» он с большим успехом исполнял главную роль. Однако основным амплуа молодого актёра по-прежнему считалась комедийная роль Пата.
https://www.youtube.com/watch?v=-1L7Ph7tob8
Первые роли в кино
В 1927 году Черкасов окончил институт. На тот же год приходится и его дебют в кино.
Это была немая картина «Поэт и царь» (http://rusactors.ru/film/p/poet-i-tsar/),
в которой молодой актер сыграл парикмахера Шарля. Как признаётся сам Черкасов, впервые увидев себя на экране, он ужаснулся своей худобе и высокому росту. Тогда он даже подумал, что на этом кино для него закрыто.
Заметки на полях
Фильм Владимира Гардина и Евгения Червякова является типичным продуктом своего времени. Создатели постарались противопоставить Пушкина самодержавию, изобразив это черезчур прямолинейно и весьма далеко от реальности. Николай I в картине хитёр и коварен, да к тому же ещё и пытается ухаживать за Натальей Гончаровой. Создатели, таким образом, напрямую выставляют именно его виновником гибели поэта. Великосветское общество представлено исключительно в виде расфуфыренных павлинов, злобных завистников, подхалимов и интриганов. Во всём этом виден политический заказ, что вполне характерно для кинематографа тех лет.
На просмотре картины «Поэт и царь» постановщик фильма В. Гардин сказал о Черкасове:
Для этого актёра надо писать специальные сценарии.
Черкасову принадлежал в картине всего-навсего крохотный эпизод: он играл заезжего французика, парикмахера м-сье Шарля, но играл с таким тонким метким юмором и острой характерностью, что его элегантный и услужливый м-сье Шарль оказывался неотъемлемой принадлежностью и достопримечательностью придворного общества.
Это было первое появление Черкасова на экране. В 1926 году он впервые переступил порог «Ленфильма».
Но уже в следующем году он был вновь приглашён на съёмки.
Следующими его работами в кино стали роли в картинах «Его превосходительство», «Мой сын» и «Луна слева». В фильме «Мой сын» Черкасов вновь играл все того же долговязого Пата.
Чтобы не стать заложником этого образа, Черкасов в 1929 году принял предложение перейти из ТЮЗа в Ленинградский театр «Мюзик-холл».
Большие успехи в кино
Настоящая слава пришла к Черкасову благодаря кино.
В 1934 году он снялся в молодёжной комедии Александра Зархи и Иосифа Хейфица «Горячие денёчки». Вместе с Яниной Жеймо они создали комическую пару, сопровождающую романтическую пару основных героев Николая Симонова и Татьяны Окуневской. Черкасов и Жеймо великолепно продемонстрировали свои таланты: их пара, разбитная крошка Кика и смиренный верзила Колька Лошак, придают всему фильму интонацию эстрадно-циркового розыгрыша, приглушая некоторое резонёрство сюжета, что и было задумано молодыми авторами фильма.
Год спустя режиссёр Владимир Вайншток предложил ему сыграть профессора Паганеля в «Детях капитана Гранта» (фильм снимался в августе 1935 — апреле 1936 года). В фильме он исполнил знаменитую песенку Паганеля «Капитан, капитан, — улыбнитесь!..”». Успех этого фильма был настолько огромен, что после него посыпались предложения от многих режиссёров. Причём роли предлагались непохожие одна на другую.
В 1936 году Черкасов начал сниматься одновременно в роли царевича Алексея в исторической ленте Владимира Петрова «Пётр Первый» и профессора Полежаева в исторической драме Александра Зархи и Иосифа Хейфица «Депутат Балтики». В оба фильма актёр попал отнюдь не просто. В первом случае он сам заявился к Владимиру Петрову и заявил:
Роман Толстого знаю наизусть и готов сыграть в фильме роль самого Петра!
Дерзость актёра понравилась режиссёру, и он попросил гримера загримировать его. Однако Петр Первый из Черкасова явно не получался. Актёр расстроился, и тогда режиссёр внезапно предложил ему роль царевича Алексея. После недолгих колебаний Черкасов согласился.
С ролью во втором фильме тоже помогла случайность. Снимаясь в «Петре Первом», Черкасов захаживал в павильон, где Александр Зархи работал над фильмом «Беспокойная старость» (первое название фильма «Депутат Балтики»). Напомним, что с Зархи Черкасов был знаком ещё с картины«Горячие денечки». Неожиданно режиссёр предложил актёру почитать сценарий:
Может, подыщешь для себя какую-нибудь роль.
Черкасов хотел было отказаться, ведь он был по горло загружен в «Петре», но затем согласился.
Прочитав сценарий, 34-летний актёр вдруг загорелся ролью пожилого профессора Полежаева.
Да какой из тебя старик?
— удивился Зархи.
Но Черкасов обладал удивительной способностью убеждать людей. И Зархи сломался. С ролью Черкасов справился блестяще. Чудаковатость и старческая рассеянность персонажа не отменяли романтической пафосности в трактовке героя-интеллигента, который с искренним восторгом принимает идею революционного обновления мира. Продемонстрировав в этом фильме способность к яркому возрастному перевоплощению, Черкасов одновременно доказал, что готов перейти от внешней театрализации к внутреннему постижению неоднозначных характеров реальных исторических личностей.
Премьера «Депутата Балтики» состоялась 1 января 1937 года в Ленинградском Доме кино и вызвала бурю восторга. Заключительная речь профессора Полежаева утонула в аплодисментах публики. Ни один советский фильм ещё не удостаивался таких оваций. В том же году на Международной выставке в Париже фильм был удостоен «Гран-при». А сам актёр был удостоен звания заслуженного артиста РСФР. Наверное именно эта роль стала ключевой в его жизни, потому в жизни он был похож на своего героя.
После успешных ролей в «Депутате Балтики» и «Петре Первом» Николай Черкасов продолжил в кино ряд реальных исторических персонажей.
Александр Невский
В 1938 году Черкасов начал сниматься в главной роли в фильме Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». Причем предложение великого мастера застало актера врасплох. Одной из причин было то, что Черкасов боялся режиссёра, поскольку был наслышан, что тот нередко подавляет индивидуальность актёра. После первой встречи с Эйзенштейном он понял, что им трудно будет работать вместе. Их взгляды на образ Александра Невского расходились. Однако режиссёр оказался настойчив и уговорил Черкасова продолжить работу. В итоге, образ Александра Невского вышел былинно-возвышенным.
Не все знают, что в первоначальной версии фильма Александр Невский погибал, отравленный при дворе татаро-монгольского хана. Причём яд ему втерли свои же, русские. Однако после просмотра фильма с таким финалом Сталин лично распорядился выкинуть этот эпизод, так как он не соответствовал «великому патриотическому произведению». 1 декабря 1938 года фильм вышел на экраны
Спустя три месяца вышел ещё один фильм с участием Николая Черкасова — «Ленин в 1918 году», в котором он сыграл Максима Горького.
За свои работы Николай Черкасов был удостоен орденов Ленина и Трудового Красного знамени, а в 1941 году за роль Александра Невского — Сталинской премии.
Послевоенное время
Продолжив сотрудничество с С.Эйзенштейном, Черкасов создал свою лучшую роль в кино (параллельно исполнил её и в спектакле «Иван Грозный — великий государь») — Ивана Грозного в одноименном фильме (1-я серия, 1945, Сталинская премия, 1946; 2-я серия, 1945, выпуск — 1958).
Здесь были сведены воедино многие пристрастия актёра — от выразительной мимики, символики жестов и умного обыгрывания собственной фигуры до карнавализации самой жизни жестокого правителя; от тончайшей психологической нюансировки его внешнего поведения до глубокого проникновения в таинственные бездны души грозного царя, вынужденного стать таковым и по личным, и по политическим соображениям. Возможная психоаналитическая трактовка образа Ивана Грозного и всей ленты в целом окажется неизбежно упрощающей суть совместного творения Черкасова и Эйзенштейна.
Эйзенштейна влекли в русской истории крупные характеры, сгущенный драматизм переломных её страниц. И когда он задумал трилогию об Иване Грозном, именно Черкасова почёл он единственным актером, способным поднять на свои плечи тему величия и трагизма грозного царя.
История и современность снова столкнулись и переплелись. Шла Великая Отечественная война. Как сегодняшняя клятва, продолжали звучать с экрана слова Александра Невского:
А вы идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют к нам в гости! А если кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет! На том стоит и стоять будет Русская земля.
Прямо в глаза и души зрителей смотрел при этих словах Невский, разрывая преграды времени и условность экрана. А в это время Черкасов записывал в своем дневнике:
В сцене венчания Ивана Грозного на царство юный царь произносит монолог:
— …Но что же наша отчизна, как не тело, по локти и колена обрубленное. Верховья рек наших — Волги, Двины, Волхова — под нашей державой, а выход к морю пока в чужих руках…
Здесь я должен был передать боль Грозного за родину, за государство, у которого отняты его исконные земли. Глаза Ивана Грозного в этот момент должны были быть наполнены слезами.
Съёмка происходила в трудных условиях. Это было в Казахстане, в дни Великой Отечественной войны. Днем нам не могли дать электроэнергии, и мы снимали по ночам.
Я увидел в своём актерском воображении Волхов, Двину, Волгу, почувствовал, что у меня начинают увлажняться глаза…
Снова история просматривалась через призму современных раздумий, восприятий, ассоциаций. Раздумий о русской государственности, о силах, способных и объединить, и разъять земли и силы русские, о всевластии и трагизме единодержавной личности. Снова черкасовский Грозный оказался точно вписан в сложнейшую философскую и живописную композицию всей картины и каждого кадра в отдельности. Но роль индивидуальности актёра возросла здесь неизмеримо.
И размышляя об образном строе фильма в целом, и набрасывая карандашом эскизы будущих кадров, Эйзенштейн рассчитывал на черкасовский дар перевоплощения, на его трагедийные взлёты, на его выразительнейшую пластику, на его способность к рисунку крупному, обобщённому, как бы концентрирующему мысль. И в результате актёр выступил подлинным соавтором режиссёра — создателя фильма, фильма и «режиссёрского» и «актёрского» одновременно. Эта работа дала обоим взаимное творческое обогащение.
Для обоих Иван Грозный — центральная, ключевая личность их творчества, возникшая на парадоксальном пересечении ранних увлечений аттракционами в широком смысле этого слова и последующего перехода к глубинному анализу всех составляющих многосложного характера, а через него — к постижению исторической действительности, причем в перспективе её развития.
После войны на волне успеха первой серии «Ивана Грозного», съемочный коллектив приступил к работе над второй серией картины.
Однако судьба этой части фильма оказалась печальной. Ещё в процессе работы над ней у Черкасова и Эйзенштейна появились существенные разногласия.
По мнению актера, во второй части Иван Грозный начал превращаться в человека нерешительного, слабохарактерного, безвольного. Такое же мнение выразил по этому поводу и Сталин, который 25 февраля 1947 года принял в Кремле Эйзенштейна и Черкасова. Эта беседа протекала в форме «дружественной» критики, однако на судьбе фильма это отразилось печально: фильм положили на полку, где он пролежал 11 лет.
В 1946 году Николай Черкасов был приглашён Григорием Александровым на роль кинорежиссёра Громова в комедию «Весна».
Далеко не все знают, что сниматься в этой картине Николай Константинович не хотел. И лишь когда сама Любовь Орлова, пригласив Черкасова на дачу, встала перед ним на колени, актер согласился.
В этом фильме, играя кинорежиссёра Громова, Черкасов в какой-то степени по-дружески пародировал своего давнего друга Сергея Эйзенштейна — чудаковатого, но безумно талантливого режиссёра.
На рубеже 40 — 50-х годов (когда на 16 советских киностудиях снималось всего 10 — 15 картин в год) Черкасов без дела не оставался. Правда, и фильмы, в которых он снимался, ничего выдающегося собой не представляли. Это были историко-биографические картины, в которых актёр был вынужден изображать во многом однотипные персоны русской культуры и науки: Горького («Академик Иван Павлов», 1949), Попова («Александр Попов», 1949), Стасова («Мусоргский», 1950, «Римский-Корсаков», 1953), Маяковского («Они знали Маяковского», 1955). Кроме того, он снялся в эпизодических ролях в картинах: «Белинский» и «Жуковский».
Загруженность Черкасова в кино в те годы была высокой, но в Театре имени А.С. Пушкина новых ролей у него не было. Он играл только в четырёх спектаклях: «Великий Государь», «Жизнь в цвету», «Борис Годунов» и «Ревизор». На большее у него просто не было ни времени, ни сил. Ведь актёр занимался ещё и общественной деятельностью как член Советского комитета защиты мира. В этом качестве он объездил чуть ли не полмира.
Конец 50-х
В марте 1956 года Черкасов снялся в главной роли в фильме Григория Козинцева «Дон Кихот». Эта роль много для него значила. Во-первых, вот уже несколько лет он не играл главных ролей в кино, во-вторых, ещё в бытность свою актером ТЮЗа (в 1933 году) он играл Дон Кихота.
Для съёмок фильма в Коктебеле была построена шестнадцатиметровая ветряная мельница. Дублером Черкасова был каскадер Васильев, которому предстояло вертеться на крыле этой мельницы. Но Васильева в решающий момент на площадке не оказалось. Пришлось самому Николаю Константиновичу в нескольких дублях зависать вниз головой. Отметим, что актеру в это время было уже 53 года.
На съёмках Дон Кихота Черкасов получил простор для свободного и полного раскрытия своей художественной индивидуальности. В своем дневнике он сделал в те дни такую запись:
Козинцев относится к той категории режиссёров, которые считают, что идея произведения в киноискусстве, так же как и в театре, передается только через актеров, средствами актерского перевоплощения, только через их опыт и мастерство. Если в результате творческого содружества режиссёр как бы остается в тени, а на передний план выходят и пожинают плоды успеха исполнители фильма, то это успех не только актёра, но прежде всего режиссёра.
Черкасов полюбил своего Дон Кихота, как был влюблён он в своё время в характер Полежаева. И Дон Кихот стал для него таким же реальным, на земле живущим человеком, подвластным любви и страданию, горячо сражающимся за свои убеждения, как и Полежаев. Столь близкая артисту тема воинствующего гуманизма обрела в образе Дон Кихота свои сугубо индивидуальные для Рыцаря черты. Снова большое, общее проявилось в резко единичном, человечески неповторимом — путь, характерный для Черкасова, на котором единственно и были достигнуты им самые значительные его творческие победы.
Фильм вышел на экраны весной 1957 года и имел большой успех. Черкасову вновь удалось совместить любовь к пластике и характерности с возвышенным представлением героя-идеалиста, упрямо воспринимающего действительность лишь с точки зрения мечты.
Заслуги Черкасова были отмечены на международном кинофестивале в канадском городе Статфорде: за исполнение роли Дон Кихота ему была присуждена премия как лучшему актёру.
Не забывал Черкасов и про театр. В 1957 году он начал репетировать роль Хлудова в спектакле «Бег» по пьесе М. Булгакова. Премьера состоялась год спустя.
Депутат Верховного Совета
Черкасов очень верил в Советскую власть. В 1938 году он подал заявление в партию и вскоре стал депутатом Верховного Совета РСФСР.
Причём этот пост он не просто занимал, а действительно старался помогать людям. Много лет спустя он посчитал, сколько человек принял. Оказалось — 2565. Но часто даже самые близкие люди не знали о его добрых делах.
Однажды во время депутатского приема к Николаю Константиновичу ворвалась женщина с тремя малышами. Водрузила детей на стол и заявила, что ей негде и не на что жить, а потому детей она оставит прямо в кабинете. Черкасов посадил семейство в свою чёрную «Волгу» и поехал по чиновникам. И пока не устроил мамашу с детишками, дело это не оставил.
Георгий Товстоногов писал, что если можно было бы собрать в одно место всех, кому когда-нибудь в трудную минуту жизни помог Николай Константинович, пришлось бы арендовать стадион.
Он был одним из основателей Союза кинематографистов СССР, заместителем председателя Всероссийского театрального общества.
Всё остаётся людям
Своего рода идеализм как самоотверженность в научной работе является внутренним свойством одного из последних героев, сыгранных Черкасовым в 1959 году в спектакле «Всё остаётся людям» — учёный Фёдор Дронов, сопротивляясь тяжелой болезни, изо всех сил продолжает трудиться.
Я убежден, что мой Дронов совсем не обязательно должен называться академиком, — писал актер. — Он мог бы быть и шахтёром, и председателем колхоза, и врачом. Важно, что всюду он был бы личностью исключительной. Не «одним из многих», а одним из немногих, тем, кто ведёт за собой, а не стремится затеряться в толпе.
Лебединой песней артиста, отмеченной Ленинской премией, стала роль академика Дронова в пьесе С. Алешина «Всё остаётся людям». Сыгранная сначала на сцене Пушкинского театра, а затем заново родившаяся на экране (В 1962 году кинорежиссёр Георгий Натансон решил перенести эту пьесу на экран), эта роль стала как бы идейно-творческим итогом жизни Черкасова, его завещанием людям. Тема победы жизни над смертью, человеческого деяния — над бездной небытия прозвучала в фильме строго и сильно. Черкасов сознательно укрупнял эту, в сущности, философскую тему, ибо масштаб её отвечал всей гражданской устремлённости его творчества.
Образы крупных, чрезвычайно оригинальных личностей, — писал он на страницах «Правды», — именно потому, что они народны, обладают громадной силой воздействия, увлекают и ведут людей за собой. Слов нет, хорошо, когда искусство открывает тебе красоту окружающей повседневности. Но в искусстве, как в жизни, громадное счастье для каждого — встретиться также с большим, выдающимся талантом, ярким характером, который в чём-то превосходит тебя, воплощает в себе твои мечты и вселяет гордость за человека.
Черкасов многократно дарил зрителям это счастье, счастье встречи с ярким, крупным характером героя — и с талантом большого артиста, передового гражданина своей страны.
За эту работу Николай Константинович был удостоен Ленинской премии.
Последние годы
В начале 60-х здоровье Николая Константиновича заметно ухудшилось. У него обострилась хроническая эмфизема легких, пошаливало сердце. С 1964 года актёр ежегодно вынужден был ложиться в больницу. Этим не преминули воспользоваться недоброжелатели.
В июне 1964 года, после того как ему была присуждена Ленинская премия за роль в фильме «Всё остается людям», актёр был уволен из театра.
Вот как это произошло. В театр пришло распоряжение сократить актёрские кадры. И тогда директор театра решил «сократить» в первую очередь жён актёров, и Нина Черкасова была в их числе. А когда Черкасов пытался её защитить, говорил, что она всю жизнь в Александринке, директор ответил, что ему надо кого-то сокращать. Тогда Черкасов сказал, чтобы сократили его, написал заявление, и его уволили.
Главный режиссёр Леонид Вивьен и директор по фамилии Колобашкин подписывают заявление Черкасова об уходе. Так в 1964 году Черкасов перестаёт быть артистом Пушкинского театра. Для Черкасова это стало большим ударом.
Это было очень некрасиво, потому что он очень много сделал для театра. Он был болен, ему было тяжело играть, но в своё время именно он добился для Александринки статуса академического театра. Когда у него был разговор со Сталиным, тот его спросил:
Сколько вы получаете?
Сталин счёл сумму недостаточной и велел повысить Черкасову зарплату. Но Черкасов ему возразил, сказал, что не может один получать больше, потому что работает в коллективе. Тогда возникла система академических театров и были повышены ставки.
Несмотря на удары судьбы и ухудшающееся здоровье, актёр не сдавался. В 1965 году он съездил в загранкомандировку в Лондон. В мае 1966 года нашёл в себе силы провести отчётно-выборную конференцию Ленинградского отделения ВТО (Всероссийское театральное общество). Однако здоровье катастрофически ухудшалось. В августе 1966 года он вновь лёг в больницу, из которой уже не вышел.
14 сентября 1966 года Черкасов скончался.
Когда ушёл из жизни этот талантливейший актёр, один из его учеников сказал, что он умер не от сердечной недостаточности, а от недостаточной сердечности…
Его хотели похоронить на Литераторских мостках в лавре, там, где похоронены все великие актеры, но ленинградские власти отказали. Тогда жена послала телеграмму Косыгину, и тот приказал разрешить. В последний путь актёра провожали тысячи ленинградцев.
27 июля 1970 года имя Черкасова было присвоено одной из улиц в новом районе Ленинграда. В марте 1975 года в некрополе Александро-Невской лавры был открыт памятник работы скульптора М.К. Аникушина.
Заключение
Человек редчайшего творческого диапазона — Николай Черкасов. Александр Невский, Иван Грозный, Дон Кихот и Жак Паганель — знаменитый актер Александринского театра един во всех образах. В сентябре этого года исполнится 50 лет, как Николай Черкасов ушёл из жизни.
Он — единственный актёр, лицо которого запечатлено на ордене. Бесспорным Александром Невским для кремлёвского вождя артист Николай Черкасов стал после сыгранной роли в одноимённом фильм Сергея Эйзенштейна. Сталин лично выбрал и утвердил портрет Черкасова для одной из высших государственных наград — советского ордена Александра Невского.
Отчеканенный и увековеченный профиль появился на учреждённом в тяжелейшие годы войны ордене неслучайно.
Мало кому известно, но именно Черкасов был самым любимым артистом Сталина, несмотря на то, что тридцатые годы были — «звёздными» для многих замечательных артистов его поколения. Но Черкасов всегда занимал особое место.
Режиссёр Георгий Натансон так отозвался о Николае Черкасове:
Сейчас таких кумиров уже нет: ни артистов, ни оперных певцов, от которых у поклонниц кружилась голова.
А ведь и правда — хоть кружится голова у поклонниц от героев «Бригады», «Маленькой Веры», им, этим молодым людям, далеко до обаяния Николая Черкасова — человека крайне скромного и невероятно одаренного.
С точки зрения профессиональной он был уникален, — считает народный артист СССР И. Горбачев. — Ему была по силам и высокая трагедия — я помню сцену смерти сына Грозного в «Великом государе», мурашки по коже бегали. И роли комические. Например, Осипа в «Ревизоре» он играл так, что мы, актёры, от смеха удерживались с трудом. А танцевал как! Показывал нам, как в юности изображал Пата… Это умение видеть в жизни и трагическое, и комическое, видеть и донести до зрителей — качество редкостное. Черкасов — представитель истинно русской школы драмы: исповедальной и самосгорающей. Он отдавался роли весь. Задыхался на сцене от ярости, если это надо, и это была его, черкасовская ярость, переплавленная в тот или иной характер.
Когда смотришь на Черкасова, то видишь прежде всего Ивана Грозного и Александра Невского. Эта маска государственного героя, человека, с помощью которого государство объясняло подданным, что хорошо в истории, а что нет, была уже от него неотделима. Никто не мог себе представить, что его можно занять в ролях комических, характерных, гротесковых, которые на самом деле ему блестяще удавались. Черкасов навсегда остался в обыденном сознании государственным актёром.
Николай Черкасов написал книгу «Записки советского актера» (М., «Искусство», 1953 г. — http://vikent.ru/author/2945/), которая становится основополагающим документом для историков и искусствоведов.
О Николае Черкасове был снят документальный фильм «Иван Грозный с душой Дон Кихота».
Наступил новый век, пришло новое поколение, которое смотрит новые фильмы, но, к сожалению, часто воспитывающие духовное опустошение, жестокость, алчность, злобу, бездушие.
Неужели прекрасные ленты, наполненные чувством глубокого патриотизма, исконно присущего, живущего в душах русского человека, никогда не возродятся, а будут стареть в киноархивах? Неужели новому поколению не будут известны творения великих мастеров киноискусства, создавших бессмертные киноленты эпохи советского времени и русской истории?
Надеемся, что всё-таки вновь на экранах пойдут такие фильмы, как «Александр Невский», «Повесть о настоящем человеке», «Депутат Балтики», «Мы из Кронштадта», «Всё остается людям» и многие другие фильмы, которые жили на экранах советского времени. Не надо забывать всё то, что было хорошее, доброе, умное, созданное лучшими творцами ушедшего времени.
Материалы:
Великий советский актёр Николай Черкасов
http://www.liveinternet.ru/users/komrik/post305552260/
Н.К.Черкасов. Записки советского актёра
http://teatr-lib.ru/Library/Cherkasov_N_K/Zapiski/
Черкасов
http://lib.informaxinc.ru/zhzl/cherkasov/
Актёры советского и российского кино
http://rusactors.ru/ch/cherkasov
Черкасов Н.К.
http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=556
Любимый актёр Сталина
http://www.5-tv.ru/video/500517/ — любимый актер Сталина
Иван Грозный с душой Дон-Кихота
http://russia.tv/brand/show/brand_id/4892 — видео
Встречи с Сталиным
http://vikent.ru/author/2945/
Николай Черкасов
http://istoriya-kino.ru/books/item/f00/s00/z0000029/st022.shtml
Комментарии: