«Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 — 2020 годы». Первые впечатления и предложения
В последние дни в Беларуси происходят серьёзные события. Подводятся итоги пятилетки, а также обсуждается и утверждается программа социально-экономического развития на 2016 — 2020 годы. Всё это происходит на мероприятии, которое проходит каждые пять лет уже пятый раз — Всебелорусском народном собрании. К слову, с момента первого собрания прошло 25 лет — за это время успело смениться поколение. Поколение, которое родилось и выросло в эпоху президентства А.Г. Лукашенко.
Мы параллельно рассмотрим как программу, так и доклад Президента Республики Беларусь на пятом Всебелорусском народном собрании. В своём выступлении он затронул немало актуальных тем. Программа и выступление, на наш взгляд, имеют определяющее значение для будущего Беларуси.
В выступлении Александр Лукашенко сказал следующее:
Сегодняшняя глобализация, фундаментальные сдвиги в мировой экономике ставят перед нами, как и перед другими странами, новые задачи, в решении которых имеются разные варианты.
Прямо скажу, нам следует выбрать лучшие из них, чтобы энергично двигаться вперед к материальному достатку, духовному богатству, благополучию каждого гражданина, к процветанию родной Беларуси. Но для этого в первую очередь нужны единство и согласие в обществе, мир и порядок в стране.
По факту это вопрос о выборе концепции развития, так как вариантов решения на самом деле не так и много (особенно если соотноситься с фундаментальными основами — их фактически два https://informacenter.ru/2015/10/rus-zapad/) и по факту они будут означать либо продолжение либерального пути в рамках рабского толпо-«элитарного» общества, либо развитие справедливого общества, свободного от рабства в открытых или скрытых формах. Вывод о том, какая именно концепция отразилась в программе и выступлении — пусть делают наши читатели самостоятельно. Мы просто пройдёмся по ним, отметив наиболее важное на наш взгляд.
Экономика, экономика и ещё раз экономика…
Практически всё выступление и программа посвящены экономике. Ежели и поднимаются какие-либо ещё вопросы, например образование, молодёжная политика, то их проблематика освещается в русле полезности для экономики страны.
Опубликованный 17 июня 2016 проект «Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 — 2020 годы» — документ серьёзный, определяющий основные задачи, стоящие перед белорусским народом на ближайшие пять лет, и направления их решения в целях формирования «общества, в котором каждый человек будет иметь возможность своим трудом заработать себе на достойную жизнь и иметь твердую гарантию надежной социальной защиты государства». К тому же проект подлежит обсуждению и надо полагать соответствующим дополнениям и изменениям, поэтому обращаться к программе придётся ещё ни один раз. Но сегодня всё-таки хотелось бы поделиться с читателями нашими первоначальными выводами по результатам ознакомления с предложенным проектом программы развития.
Так, к положительным аспектам документа, безусловно, можно отнести его целостность, интеграционную направленность, указания на конкретные пути решения задач; повышение ответственности участников исполнения программы. Да, пожалуй, и его амбициозность:
В 2020 году прирост к 2015 году составит: ВВП — 12 — 15 процентов; реальных денежных доходов граждан — 9,5 — 11,6 процента; у каждой белорусской семьи будет возможность построить свой дом или квартиру (!), продолжительность жизни вырастет до 75,3 года.
А почему бы нет? Производит положительное впечатление и то обстоятельство, что во вступительной части, пусть и несколько «под сурдинку», но честно перечисляются серьёзные проблемы Беларуси, причём также честно признаётся, что «внешние обстоятельства не были единственной причиной экономических трудностей, они лишь обострили ряд внутренних проблем нашей экономики».
Однозначно позитивно следует оценить и предусматриваемый программой метод сочетания требований плановой и рыночной экономики, а не их противопоставление.
План это — совокупность целей социально-экономического развития и ведущая к осуществлению намеченных целей концепция управления:
- производством продукции,
- её распределением среди потребителей,
- её потреблением,
- её утилизацией и переработкой после завершения потребления.
Рыночный механизм — одно из средств распределения среди потребителей (включая и утилизационные отрасли) природных ресурсов и продукции — как промежуточных продуктов, так и конечного продукта. Рынок способен нести эту функцию, но не способен ни к целеполаганию, ни к самонастройке на провозглашаемые политиками цели социально-экономического развития.
Вследствие этого совершенно прав был профессор Окито, один из творцов японского экономического чуда, когда в интервью профессору Динкевичу А.Э. высказал следующее утверждение:
Часто можно слышать, что провозглашённый в них (бывшем СССР и странах Восточной Европы — наше примечание) переход к рыночным механизмам является убедительным доказательством превосходства рыночно ориентированной экономики над централизованно планируемой. Я полагаю, что это заблуждение… Проблема состоит в том, чтобы СОЕДИНИТЬ, СОГЛАСОВАТЬ, ОБЪЕДИНИТЬ В ЕДИНОМ МЕХАНИЗМЕ НАЧАЛА ЭТИХ ДВУХ СИСТЕМ, найти эффективный путь комбинирования рыночных механизмов и государственного планирования и регулирования.
Рыночная экономика не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения.
Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы. Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. И обо всём этом должно позаботиться государство, что осознаётся в руководстве Беларуси и отражено в проекте программы, но отражено как-то вскользь, не выделено специально.
Среди предлагаемых мер, кстати, характеризующихся комплексностью, на наш взгляд целесообразно выделить ряд — ключевых по нашему мнению — направлений достижения поставленных целей, которые хотя и обозначены в проекте программы, но требуют дальнейшего уточнения и в определённой степени детализации.
Основные приоритеты программы:
В проекте программы определены такие приоритеты развития, как:
ИНВЕСТИЦИИ — это развитие и рост экономики. Это не только деньги, но и новейший опыт и технологии.
ЗАНЯТОСТЬ — это возможность каждого гражданина своим трудом обеспечить себя и свою семью и обеспечение полной занятости населения.
ЭКСПОРТ — основа нашей открытой экономики, поступления валюты в страну, прибыли предприятиям, налогов в бюджет.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ — ориентирование на сферу высоких технологий, это наша конкурентоспособность в современном мире, так как именно в этом направлении Беларусь планирует занять соответствующее место в мировой экономической системе.
Причём информатизации уделено большое внимание. Присутствует определение информатизации — это цифровая трансформация экономики. По ней в программе определены 12 пунктов. Главное, чтобы помимо сектора высоких технологий, который во многом завязан на западных заказчиков, развивались и другие сферы в экономической системе. К слову, развитию традиционных секторов экономики и, в том числе с\х, в программе также уделено внимание.
МОЛОДЁЖЬ — это главный потенциал государства и будущее страны.
На первом месте — инвестиции. То есть основной способ решения проблем в экономике — с помощью иностранного капитала. Что это означает? Большая зависимость от международных финансовых институтов и корпораций. И признание того, что в современных условиях в одиночку Беларусь не сможет без внешней помощи. Потому следующий вопрос, связанный с этим: на какие именно иностранные компании ориентируется руководство Республики? Судя по тому, как в последние годы активно развиваются контакты восточного вектора — это инвесторы евразийского региона: Китай, Россия.
Как собираемся достигать?
Планируется оперативная реализация системных мер, направленных на активизацию новых факторов экономического роста, способных обеспечить его в принципиально изменившихся внешнеэкономических условиях.
Прогноз ВВП и развитие отраслей экономики на 2016 — 2020 годы рассчитан на основе пофакторного анализа производства по крупнейшим товарным группам (балансовый метод) и видам экономической деятельности.
Рост экономики
Правительство назвало 9 источников роста экономики.
Основными источниками экономического роста определены:
- обеспечение прибыльной работы крупнейших государственных предприятий при изменении качества управления их активами и снижении себестоимости продукции;
- повышение платёжной дисциплины во взаиморасчётах за поставленные товары, работы, услуги;
- развитие добросовестной конкуренции и пакета антимонопольных мер;
- развитие и диверсификация экспорта;
- рациональное импортозамещение через отраслевые и региональные программы в рамках трёх групп импортных товаров и усиление механизмов защиты внутреннего рынка, в том числе с учётом участия Беларуси в интеграционных образованиях (ЕАЭС и потенциально ВТО);
- ускоренное развитие малого и среднего бизнеса, его вовлечение в программы импортозамещения, особенно региональные;
- привлечение иностранного капитала в создание производств, освоение кредитных линий КНР;
- снижение ставок по банковским кредитам;
- обеспечение повсеместной экономии и эффективного использования всех видов ресурсов.
Акцент сделан на высокотехнологичных производствах: фармацевтика, микроэлектроника, оптоэлектронная техника, лазерные системы, новые материалы. Сконцентрированы усилия на развитии производств, к примеру, по выпуску NPK удобрений и дизельных двигателей, отвечающих экологическому уровню Евро-5 и Евро-6, завершении строительства комбината по переработке хлорсодержащего сырья. При этом приоритетом остаются производства, основанные на местных сырьевых ресурсах, прежде всего это производство пищевых продуктов, деревообработка, строительные материалы, переработка льна, завершение комплексной модернизации нефтепереработки.
Согласно проекта программы — диверсификация топливно-энергетического баланса будет осуществляться в направлении снижения импортируемого природного газа посредством развития атомной энергетики и возобновляемых источников энергии. Так, ввод в эксплуатацию АЭС позволит заместить более 5 млрд кубометров природного газа, снизить себестоимость производимой энергии, создать предпосылки для её экспорта.
Финансовый климат
Основным направлением развития экономики является формирование адекватного современным реалиям, а главное — будущим вызовам, финансового климата. Одним из главных направлений поддержки развития экономики руководство Беларуси видит — повышение платёжеспособности реального сектора экономики:
Дефицит собственных оборотных средств предприятий будет ликвидирован путём:
– ускорения их оборачиваемости посредством недопущения роста складских запасов и дебиторской задолженности;
– последовательного снижения ставок по кредитам, что уменьшит отток оборотных средств;
– точечной реструктуризации текущих обязательств, в том числе с использованием корпоративных ценных бумаг и облигаций Правительства;
– снижения всех видов затрат в соответствии с требованием Президента Республики Беларусь. Вопросы оказания господдержки без выполнения этого требования рассматриваться не будут;
– привлечения инвесторов.
Важным нам видится также намерение снижать инфляцию, но что примечательно, говорится об этом в связке с процентными ставками:
Снижение инфляции и процентных ставок.
Причём поясняется, что это означает:
– для экономики — макростабильность;
– для предприятий — доступные кредиты;
– для каждого гражданина — прекращение роста цен.Ставка рефинансирования станет базовым инструментом регулирования уровня процентных ставок в экономике.
По итогам 2017 года уровень процентных ставок по новым кредитам в национальной валюте прогнозируется в размере 17 — 18 процентов годовых, 2018 года — 14 — 15 процентов годовых, 2019 года — 11 — 12 процентов годовых, 2020 года — 9 — 11 процентов годовых.
Пока не говорится о том, что системным генератором инфляции являются процентные ставки, но понимание необходимости их снижения — радует. Проблема в том, что 9 — 11 процентов годовых — это всё ещё очень много для экономики. Фактически подкормка мировой финансовой системы продолжается, но, правда, в меньших масштабах, чем раньше.
А в докладе Александр Лукашенко сказал руководству Нацбанка:
Я в ваши дела не влезаю, для того чтобы одобрять или за вас делать. Вы люди грамотные, прошедшие ту же школу, что и я, непосредственно работаете в тех сферах, в которых управляете, — действуйте. Но не дай бог остановите экономику! Вот тогда вам и проценты, и кредиты, все вспомнится.
Это признание говорит о неподконтрольности кредитно-финансовой политики в стране руководству Беларуси. И эту проблему необходимо будет решать, если не сейчас, то в будущем, поскольку ничто не помешает Нацбанку в определённый момент повысить ставки, и тогда даже о 9 — 11 процентах к 2020 году можно будет забыть, поскольку либералы всегда найдут, как «по-научному обосновать» подъём ставок, несмотря на угрозы «вспомнить всё».
Альтернативная урбанизация — ландшафтно-усадебное строительство
Президент высказался об урбанизации. В частности, говорил о разуплотнении Минска и о том, что эта ошибка многих стран, когда люди собираются в мегаполисы.
Нам нужно равномерное распределение производительных сил по стране! Нельзя всё тащить в Минск.
Однако, нынешний экономический курс Беларуси во многом основан на либерально-рыночной экономической модели, характерной чертой которой, как раз и является мегаполисная урбанизация — укрупнение городов, так как в городах, с большой плотностью населения, рентабельнее организовывать производства.
Мегаполисы обеспечивали удобство управления толпами людей. С их помощью сравнительно небольшое число «элитариев» было способно управлять по избранной толпо-«элитарной» концепции городами и окружающими их регионами, без ущерба для управления в целом. Однако, это работало в старой логике социального поведения. Об этом мы писали в статье «День знаний. Крах «элит» и образование для всех и каждого!» (https://informacenter.ru/2014/09/znaniya/).
В новой логике социального поведения обретение нового прикладного фактологического знания не гарантирует занятия устойчивого положения на более высоких ступенях пирамиды потребительства, даже представителям одного поколения, а не то, что их потомкам. Профессиональные династии (династии ювелиров, кузнецов, банкиров, управленцев в том числе и т.п.) неизбежно уходят в прошлое, поскольку прикладная фактология неоднократно устаревает за время активной жизни человека. Достаточно высокий профессионализм в любой сфере может освоить всякий в течение своей жизни, что делает бессмысленными разнообразные системы стратификации общества, делящие общества на толпу и «элиту» на основе большей доступности для «элиты» образования любого уровня, и недоступности некоторых видов деятельности и образования для толпы.
В новых условиях исчезает и потребность раздувать города дальше, обеспечивая скученность населения и удобство управления в условиях искусственно создаваемого дефицита управленцев.
Соответственно, тот, кто первым запустит тенденцию расселения мегаполисов, получит преимущество перед другими.
Девятым пунктом раздела «Пути достижения, инструменты экономической политики» предусмотрены мероприятия по «обновлению системы управления экономикой». Во-первых, почему только экономикой, а не в целом государством? А во-вторых, сами мероприятия, при всей их полезности не направлены на решение кардинальных проблем в управленческой деятельности. Поэтому мы полагаем целесообразным в ближайшие пять лет сосредоточить основные усилия в этой области.
Здоровая семья — здоровый образ жизни
Очень верно Александр Лукашенко высказался о негативном воздействии алкоголя:
Ведь эта беда наносит удар как по конкретным людям и семьям, так и по генетическому коду всей нации и имиджу народа. Кому из нас будет приятно, если Беларусь назовут страной пьяниц и наркоманов? Поэтому и бороться за здоровый образ жизни надо всем миром!
И, что ценно, очень точно сказал о первейших методах борьбы за здоровый образ жизни подрастающих поколений:
Прежде всего необходимо создать среду, благоприятную для жизнедеятельности семей (сферы семейного досуга, услуг для семей с детьми). Настойчиво продвигать в обществе позитивное отношение к семьям, в которых не допускаются пьянство и другие негативные явления. Положительный пример родителей — это надежный путь воспитания с самого раннего детства достойного человека.
Главное, чтобы у родителей была возможность вести трезвый образ жизни, как с точки зрения развития экономики, так и с точки зрения информационной политики государства, не говоря уже о кадровой.
Кадровое обеспечение реализации программы
Ясно, что экономические свершения невозможны без соответствующего кадрого обеспечения. И «критерии оценки руководящих кадров», главной целью введения которых провозглашено «повышение эффективности управления», предусмотрены отдельным пунктом, а вот совершенно справедливое, полностью отвечающее запросам сегодняшнего дня, требование, изложенное в разделе «Рост качества и доступности образования» о «совершенствовании системы непрерывного образования в целях реализации в полном объёме принципа «образование через всю жизнь», по отношению к управленцам даже не упоминается.
В выступлении говорится:
Во всем мире за умных, энергичных специалистов идет борьба. Их привлекают высокими зарплатами, премиями, социальными пакетами. Это реалии конкурентной борьбы за интеллект. И в таких условиях мы просто обязаны привлечь в госаппарат самых лучших, самых компетентных. А значит, мы должны предложить им по-настоящему достойные условия для работы, прежде всего — уровень оплаты труда.
Это очень прискорбно, что эффективные, энергичные кадры не планируется воспитывать, а предполагается привлекать за деньги. Но разве деньги могут решить главные кадровые проблемы:
- Отсутствие в обществе объединяющих идеалов. Какие идеалы есть, кроме «выгодно продай или продайся» и «ням-ням, трах-трах, цап-хап»? Вследствие отсутствия общих для общества идеалов происходит сильное социальное расслоение. В Беларуси этот вирус либерализма пока не так захлёстывает молодёжь, как в России, но отрицающих его пытаются активно обработать забугорные кураторы проекта «незалежности», что следует учитывать.
- Скептическое отношение, как к вероучениям, так и к атеистическим воззрениям на мир.
- Недоверие к СМИ и науке. Журналисты неадекватно освещают обстановку в стране, способствуют деградации общества, наука не может предоставить рецептов решения проблем, поскольку она метрологически несостоятельна. Кадров, способных решать проблемы, также нет.
- Нет идеалов, объединяющих власть и простых тружеников.
- Нет готовности власти служить народу, что напрямую выражено в предложении Президента Беларуси привлекать кадры большими деньгами.
- Недоверие к государственным структурам — отсутствие поддержки их действий народом.
- Оглашаемое властью не подтверждается практикой жизни. Декларации целей остаются только декларациями, так как отсутствуют адекватные жизни и эффективные методы разрешения проблем.
- Нет энтузиазма. Общество настроено апатично и скептически по отношению к любым предлагаемым идеям.
- Нет социальных лифтов, так как выборка происходит из определённых социальных групп, из меньшинства.
Потенциал разрешения данной проблематики есть в среде молодёжи, нужно только целенаправленно создавать условия для его развития. Нужно создавать адекватные каналы обратной связи от общества к государству, осуществлять мониторинг развивающихся в обществе идей, выявлять и поддерживать действительно общественно полезные инициативы структурной мощью государственного аппарата.
Мы можем описать свой взгляд на то, по каким критериям необходимо не только отбирать кадры, но воспитывать их.
Управленец как специалист — это сочетание соответствующих знаний, полученных в процессе приобретения профильного образования, и опыта, полученного в ходе работы, а также желательно наличие определённых личностных способностей и качеств. Если какая-то из вышеназванных компонент отсутствует — это означает, с высокой долей вероятности, что управленец только называется управленцем, но по существу им не является.
Если мы посмотрим на работу психики, то нравственность, как система взаимосвязанных и взаимообусловленных оценок «хорошо», «плохо», «безразлично» в отношении окружающих явлений жизни — является тем внутренним «клеем», который связывает задатки, опыт и образование управленца, и более того, направляет его психику к тем или иным избранным им целям. На каркасе нравственности выстраиваются и мировоззрение, и культура мышления индивида. Какую нравственность поддерживает приманивание кадров рублём или стажировками за границей?
Но разберем последовательно каждую из трёх компонент:
1. Образование
Для подготовки достаточно квалифицированных специалистов в области управления необходимо получение управленческого образования, причём желательно на базе уже имеющегося высшего образования и опыта работы в той или иной сфере деятельности.
Управленцу необходимо владеть следующими навыками и дисциплинами:
- достаточно общая теория управления и теория подобия многоотраслевых макроэкономических систем для понимания предметной области управления и экономики;
- основы психологии и социологии;
- биология и география региона — для понимания того, что природа — среда деятельности человека и её состояние (а не экономика) в первую очередь определяет состояние других сфер жизнедеятельности и влияет на здоровье тела и психики человека;
- курс законодательства с анализом и обзором конкретных законов о хозяйственно-финансовой деятельности как целостности;
- основы математики: линейная и векторная алгебра, линейное программирование, теория множеств, теория вероятностей, математическая статистика, вычислительные методы, алгоритм динамического программирования, теория меры — необходимы для того, чтобы управленец мог рассчитывать как последствия своей деятельности, так и разбираться в функционировании народного хозяйства;
- метрология и практика измерений, стандартизация и сертификация — необходимы для того, чтобы обеспечить системность и состоятельность принимаемых решений;
- бухгалтерский учёт — для проведения сравнения используемых в разных странах систем бухгалтерского учёта и систем сбора и анализа макроэкономической статистики;
- умение быстро читать и печатать, как основы для высвобождения времени для самообразования и выработки решений;
- иностранные языки — для чтения литературы зарубежных стран с целью изучения их опыта.
Таким образом, управленец должен уметь управлять по полной функции управления (о ней читайте — https://informacenter.ru/2015/07/politsili-koncepciya/), а следовательно: выявлять факторы среды, вызывающие потребность в управлении; формировать вектора целей; формировать новые концепции управления; контролировать качество управления и достигать поставленных результатов; совершенствовать методологию и навыки прогноза при решении вопроса об устойчивости объекта управления в смысле предсказуемости его поведения.
Специалист, освоивший такой набор знаний, будет иметь состоятельные представления о процессах управления и функционировании народного хозяйства.
Следует отметить, что на данный момент ни один ВУЗ мира не готовит таких специалистов, в силу неадекватности действующих образовательных стандартов запросам жизни.
2. Опыт
Управленец, получивший качественное управленческое образование (возможно имея изначально управленческие способности), приступая к работе, так или иначе сталкивается с реальным делом. Чтобы войти в сферу управления любыми процессами, необходимо набраться опыта, и поэтому имеет смысл начинать под руководством более опытного управленца, либо начать с управления делом малого масштаба. Как показывает практика, качество управления заметно повышается если, например, глава региона или мэр крупного города, прежде чем занять своё место, успел побыть директором завода, главой небольшого района или округа. Так была выстроена иерархическая система кадрового обеспечения в недавнем советском прошлом.
Управленец большими системами (районами, городами, регионами) должен обладать как минимум качественным образованием и опытом работы. Если же главой региона или мэром города становится человек, не имеющий опыта, или профильного управленческого образования, или того и другого, то это грозит обернуться катастрофой для данной территории и для населения территории, либо ситуацией, когда из-за его спины руководят совершенно иные люди, неподконтрольные обществу и преследующие свои корыстные цели. Кроме того, можно сделать вполне однозначные выводы о нравственно-этических качествах такого управленца, позволяющих ему занимать должность по руководству большим количеством людей и большой системой при отсутствии каких-либо знаний и опыта.
3. Личностные способности и качества
Часть людей проявляют свои способности в управлении с детства и юности в процессе организации различных, малых и больших, дел.
Проявляется это и тогда, когда, не получив высшее образование по специальности «управление», тем не менее, человек может довольно качественно руководить процессами в разных сферах. Но таких примеров — единицы на тысячи управленцев.
Ещё один фактор, который влияет на качество работы таких управленцев — это новые информационные условия, в которых сегодня находится человек. Частота обновления информации в обществе в наши дни значительно превышает частоту обновления поколений, о чём говорил президент Беларуси в одном из своих Посланий Национальному Собранию:
…фантастически быстрыми темпами устаревают знания и приобретенные навыки. И в связи с этим — психология людей. Появляются области науки и целые отрасли экономики, никогда не существовавшие ранее (Александр Лукашенко обратился с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию http://president.gov.by/ru/news_ru/view/aleksandr-lukashenko-obratilsja-s-poslaniem-k-belorusskomu-narodu-i-natsionalnomu-sobraniju-5309/)
Если раньше человек жил в технически однородной среде всю свою жизнь, то теперь за время его жизни окружающая информационная и техническая среда меняется многократно. Все мы теперь живём в постоянно обновляющемся информационном потоке, что требует, в особенности от управленцев, умения принимать нестандартные решения, «на ходу» перестраивать методы своей деятельности, а для этого необходимо творческое мышление.
Таким образом, учитывая то, что таких управленцев крайне мало, что изначальных дарований в наши дни может уже не хватать для эффективной деятельности управленческого корпуса, что управленец не имеет права на ошибку, так как пострадать может множество людей, можно сделать следующий вывод: управленец нуждается в качественном образовании в сфере управления.
Поэтому критических замечаний заслуживают планируемые меры по воплощению в жизнь безусловно важного, описанного в «Основных положениях программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 — 2020 годы» в качестве одного из основных приоритетов достижения поставленных целей по развитию страны отнесена — приоритета:
Молодёжь — это главный потенциал государства и будущее страны.
В разделе «Поддержка молодого поколения и его вовлечение в создание экономики знаний», без сомнений, предлагаются нужные и полезные мероприятия, однако их совершенно недостаточно, чтобы воплотить в практику провозглашённый в этом разделе лозунг:
Именно молодое поколение граждан Беларуси должно сыграть решающую роль в переходе нашей страны к инновационному пути развития.
Выше мы указали, что именно необходимо делать в сфере кадровой политики, и согласимся с Александром Лукашенко в том, на что должен быть сделан упор в системе образования, чтобы не было потребности привлекать кадры и-за бугра:
Идея непрерывного образования, разумеется, не означает, что человек всю жизнь будет студентом. Речь идет об образовании, формирующем в человеке стремление к постоянному совершенствованию и саморазвитию.
Образование — не значит, что окончил школу, вуз и все, образовался. Нет, это — основа, фундамент, там научили учиться. А дальше мы должны действовать сами. Ничего не изменилось, новости здесь нет.
Система образования должна вырабатывать у людей способность адаптироваться к изменяющимся условиям. Как я говорю: надо научить учиться.
Заключение
В заключение, хотели бы подчеркнуть, что полностью поддерживаем определённую программой «главную цель развития страны на 2016 — 2020 годы — повышение качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики, привлечения инвестиций и инновационного развития» и выражаем согласие с высказанным в ней утверждением о возможности преобразования Беларуси в процветающее государство, при условии, если каждый гражданин республики на своём месте будет честно, добросовестно и профессионально работать на благо Родины.
Материалы:
Проект программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 — 2020 годы
http://www.president.gov.by/ru/sobranie/
Доклад Президента Беларуси на пятом Всебелорусском народном собрании
http://president.gov.by/ru/news_ru/view/uchastie-v-pjatom-vsebelorusskom-narodnom-sobranii-13867/
Комментарии: