31 мая 2016 года состоялись заседания Высшего Евразийского экономического совета в узком и расширенном составах. Для Беларуси и России Евразийский Союз (ЕАЭС) стал логичным продолжением интеграции, начавшейся с создания Союзного государства.
Отношения складываются по-разному, но общая тенденция, несмотря на все «продуктовые войны», положительная, что, конечно, радует. Посмотрим, каковы перспективы взаимодействия наших стран.
Экономическая ситуация
Хорошее представление о текущей ситуации в экономике Союзного государства даёт «Платёжный баланс Союзного государства за 2015 год», размещённый на сайте Центрального банка Российской Федерации (http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/Union_state_pb_2015.pdf), но почему-то отсутствующий на сайте Национального банка Республики Беларусь (http://www.nbrb.by/statistics/BalPayUnionState/).
Давайте его рассмотрим подробнее.
Макроэкономическое сравнение
Следует отметить, что Беларусь, несмотря на то, что и по населению и по экономике не составляет и 10 части России по уровню ВВП на душу населения не так сильно отстаёт как можно было бы ожидать, особенно в сфере промышленности. Показательно, что по импорту и экспорту на душу населения Беларусь обходит Россию — это говорит о большей зависимости страны от внешней политики, от умения руководства страны договариваться с ближними и дальними партнёрами.
Следует отметить параллельный курс Беларуси и России — у Союзного государства идёт совместное развитие, как и совместные проблемы после конца 2014 года.
Видно, как в целом растут белорусские показатели на душу населения относительно российских.
Следует заметить, как синхронно поднялся курс доллара по отношению и к белорусским, и к российским рублям, что позволило в целом сохранить взаимный обменный курс наших валют.
Совместный торговый оборот
Внешнеторговый оборот между двумя странами в 2015 году сократился на 25,8% до 26,9 млрд долларов США. Его удельный вес в товарообороте Российской Федерации с остальным миром вырос до 5,0% (4,5%), во внешнеторговом обороте Республики Беларусь составил около половины, почти не изменившись по сравнению с предыдущим годом.
Следует отметить, что у Российской Федерации внешнеторговый оборот сократился почти на треть, тогда как у Республики Беларусь только на четверть, хотя, конечно, конкретные значения обьёмов товарооборотов не сопоставимы (534,4 — у РФ и 54,5 млрд доллров США — у Беларуси соответственно).
Экспорт российских товаров в Республику Беларусь снизился на 22,1% до 16,9 млрд долларов (21,7 в 2014). Определяющим было падение на четверть цен на углеводородное сырьё, которое не было скомпенсировано увеличением их поставок в натуральном выражении.
Импорт белорусских товаров в Российскую Федерацию уменьшился на 31,4% до 10,0 млрд долларов США. Динамика показателя определялась преимущественно сжатием импорта товаров инвестиционного назначения: импорт машин, оборудования и транспортных средств сократился на 1,3 млрд долларов США до 2,6 млрд долларов США; ввоз продовольственных товаров уменьшился на 1,0 млрд долларов США до 3,7 млрд долларов США. Опережающими темпами падал импорт топливно-энергетических товаров (почти втрое до 0,4 млрд долларов США), ввоз металлов и изделий из них сократился почти на 40% до 0,7 млрд долларов США. Наибольший удельный вес в составе импорта из Беларуси традиционно пришёлся на продовольственные товары 35,7% (31,0% в 2014 году), доля второй по значимости категории — машин, оборудования и транспортных средств практически не изменилась и составила около четверти.
Кредитование
Чистое кредитование экономикой Российской Федерации экономики Беларуси (для Республики Беларусь — чистое заимствование), отражённое в финансовом счёте двустороннего платёжного баланса, в 2015 году выросло вдвое — до 2,6 млрд долларов США (0,2% ВВП Российской Федерации и 4,7% ВВП Беларуси).
Решение проблем посредством политики
Падение импорта белорусских товаров в Российскую Федерацию, конечно, пытались компенсировать заимствованиями, но этого явно недостаточно. Санкции, развёрнутые против России, больно ударили и по белорусам, поэтому неудивительно, что на встрече Высшего Евразийского экономического совета Александр Лукашенко выступил с конструктивной критикой и отметил ряд проблем, с которыми столкнулась Беларусь в процессе интеграции в рамках ЕАЭС:
Во‑первых, следует избавиться от внутренних изъятий и ограничений во взаимной торговле. Как бы наше объединение ни эволюционировало: сначала Таможенный союз, затем Единое экономическое пространство, наконец Евразийский экономический союз, — количество этих изъятий и ограничений не изменилось, так и осталось на уровне шести сотен. Равные экономические условия для государств — участников ЕАЭС и безбарьерная среда до сих пор не созданы. Более того, после подписания договора наш внутренний торговый оборот только падает. В 2012 — 2013 годах он был на уровне 65 миллиардов долларов, в 2015 году — всего 45 миллиардов долларов. Видимо, не все позиции договора соответствуют современной ситуации в экономике и нашим ожиданиям.
Конечно, это высказывание отражает желание белорусского лидера найти дополнительные возможности для выравнивания внешнеторгового баланса Беларуси. Это предложение России (и не только ей) — больше открыть свои рынки для белорусских товаров, поскольку для Беларуси — это значительные суммы.
Во‑вторых, нереализованной остаётся инициатива о выработке механизма функционирования ЕАЭС в условиях применения одним из государств-членов односторонних мер защиты рынка в отношении третьих стран.
А это видимо уже об ответных санкциях России в отношении Европы и США, что, конечно, повлияло на торговлю с ними и Беларуси (товарооборот упал на четверть за 2015 год).
Третье. В сентябре прошлого года на заседании Евразийского межправительственного совета приняты основные направления промышленного сотрудничества. Мы определились с параметрами согласованных мер по поддержке национальных производителей, наметили ориентиры взаимодействия в развитии экспорта промышленной продукции. Теперь необходимо активно приступить к практической реализации поставленных нами же задач.
Четвёртое. Нами сделаны первые шаги по интеграции в энергетической сфере, выработана и утверждена концепция формирования общего рынка электроэнергии. Сегодня мы рассмотрели такие же планы по газу, нефти, нефтепродуктам. Но от концепций до их воплощения в жизнь путь иногда бывает очень долгим. И причиной тому мы являемся сами. Поэтому нашей комиссии необходимо усилить работу в этом направлении, принять исчерпывающие меры для реализации указанных проектов.
Наряду с этим давно обсуждается вопрос о создании единого рынка лекарственных средств и медицинских изделий. Однако и здесь дальше разговоров дело не пошло.
Видно, что Александр Лукашенко беспокоится о том, что промышленный потенциал и мощности Беларуси не задействованы в полной мере из-за нерасторопности других участников. Беларусь уже готова к активной деятельности, но процесс затягивается, чему есть не только субъективные, но и объективные причины, о которых — чуть ниже.
В сегодняшней повестке дня многие вопросы связаны с определением места нашего союза в мировой экономической системе. И всё, что я сказал прежде, нужно для того, чтобы уверенно вести диалог с внешними партнёрами. Для этого нам необходимо сформировать собственный высокоразвитый единый рынок.
Понятно стремление Президента Беларуси расширить рынки сбыта белорусской продукции, он подталкивает других к решению давно назревших вопросов. Страны-участницы медлят не только потому, что согласование различных решений и вопросов — процесс долгий и бюрократизированный, но и потому, что действуют факторы цивилизационные: евразийская интеграция происходит на фоне кризисных явлений, но разного характера для разных цивилизаций:
- в западной цивилизации — это кризис вырождения разросшейся и потому неустойчивой управленческой структуры;
- а в русской цивилизации — это кризис недостатка кадров, способных осуществлять востребованную народами и историческим моментом интеграцию.
Перспективы
Для понимания перспектив евразийской интеграции, в том числе и в рамках Союзного государства России и Беларуси, необходимо обратиться к теории суперсистем, рассматривающих процессы формирования и развития цивилизационных образований.
Все цивилизации в мире в соответствии с теорией суперсистем, по типу алгоритма их расширения, могут быть двух типов:
- «межрегиональный конгломерат», или просто «конгломерат», и
- «многорегиональный блок», или просто «блок».
Межрегиональный конгломерат
Межрегиональный конгломерат — принцип цивилизационного развития, при котором национальные культуры замещаются единой типовой унифицированной культурой. Управление в конгломерате подчинено единому межрегиональному центру, который осуществляет управление цивилизацией. Одна из главных задач межрегионального центра состоит в том, чтобы управление было идейно централизованным, то есть чтобы был только один источник идейной подпитки во всём конгломерате стран.
Типичный пример конгломерата — это евро-американский конгломерат, в котором есть единый управляющий центр, принимающий все решения, и политике которого подчиняются уже национальные центры. Этот центр укреплялся по мере развития западной цивилизации, путём уничтожения управленческой верхушки тех территорий, которые входят в её состав. Делается это для того, чтобы не было каких-то управленческих центров, которые могли бы выработать альтернативу политике центра конгломерата и поднять восстание. Однако сейчас конгломерат упёрся в свои пределы роста, за которыми система управления теряет устойчивость, поскольку в объективном векторе целей конгломерата накапливаются ошибки при поглощении конгломератом осколков других цивилизаций, которые несут иные цели в своих векторах целей.
И Беларусь оказалась как раз на границе пределов роста нынешней управленческой структуры конгломерата. Он всё ещё пытается внедрить свой вектор целей в систему управления страны (происходит это посредством олибераливания» белорусской «элиты»), но получается это уже из рук вон плохо. Поэтому с варианта раскачивания «оранжевой» революции, которая могла дать более быстрый, но менее устойчивый политический результат, и переключились на медленный, но более устойчивый процесс либеральной «перевербовки» белорусской «элиты», посредством вброса идей, обучения и банальной пропаганды.
Многорегиональный блок
Многорегиональный блок отличается от конгломерата тем, что выбор общецивилизационного вектора целей и выработка концепции его достижения не сосредоточены в каком-либо центре, а распределены по всему блоку. Если даже какой-то региональный центр и сосредотачивает у себя административную власть над делами всего блока, то идеи, цели, частные концепции их достижения он черпает со всего пространства многорегионального блока. Поэтому блок кровно заинтересован в культурном разнообразии. И в отличие от конгломерата, который замещает национальные культуры единой унифицированной культурой, блок поддерживает и помогает развиваться культурам, и тому в них, что соответствует идеалам этого типа развития цивилизации.
Для Русской цивилизации, как и для Китая и Японии, которые больше тяготеют к блочному принципу, характерны другие методы выстраивания самоуправления. Управленческие верхушки территорий, которые входили в состав Русской цивилизации, не уничтожались, а входили в состав управленцев общецивилизационного уровня. Можно привести много примеров, когда в состав российской элиты входили представители национальных «элит» присоединившихся стран. И этот алгоритм цивилизационного развития гораздо ближе Беларуси и исторически и политически.
Отражением этого типа развития является формирование Союзного государства, Таможенного Союза, Евразийского союза, БРИКС, которые документально основаны на равноправных условиях сотрудничества и взаимного развития стран-участниц этих объединений. Однако, «элиты» некоторых стран, в частности, Российской Федерации ведут себя не в соответствии с цивилизационной алгоритмикой, а как представители конгломерата, пытаясь подмять под себя инфраструктуру объединений. Это не может не вызывать обеспокоенности других стран-участниц. Конечно, бывает и так, что «элиты» самих этих государств, высказывая такую обеспокоенность, исходят не из понимания общецивилизационных задач, а из своекорыстных интересов, ведь российские «элитарии» своими действиями мешают спокойно жировать им. Но следует отметить, что несмотря на эти эксцессы — общецивилизационная алгоритмика мощнее и интеграция хоть и медленно, но происходит. А «элитарные» замашки некоторых участников неизбежно уходят в прошлое. Все учатся договариватся ко взаимной выгоде.
Заключение
И как ни сложно усидеть на двух стульях многовекторной политики, но когда-то цивилизационный выбор Беларуси необходимо будет сделать, как и России впрочем.
И, если описать его с позиций теории суперсистем, то:
- либо Беларусь — далёкая периферия Западной цивилизации, для чего в перспективе необходимо свой вектор целей с корнем выкорчевать, заменив его на вектор целей центра конгломерата, со всеми сопутствующими «вассальными» последствиями в виде насаждения западной монокультуры (что уже по-тихому идёт в среде молодёжи), педерастии, сокращения промышленного производства, которое не может конкурировать с предприятиями метрополий конгломерата, либо производится специализация региона под определённые нужды конгломерата, какой процесс в нашей стране уже идёт: в Беларуси огромный толчок получила IT сфера — высококвалифицированный труд белорусских программистов для западных компаний (http://4esnok.by/mneniya/programmisty-kak-novyj-srednij-klass-v-belarusi/);
- либо Беларусь — это передний край Русской цивилизации, помогающий ре-интегрироваться на новой основе Евразийского Союза странам Восточной, а в перспективе к этим процессам могут присоединиться и многие другие страны и союзы (БРИКС, ШОС и даже страны Западной Европы), для чего необходимо помогать странам-участницам евразийской интеграции в реализации их целей, помогать в обучении полицентричному, политандемному диалогу и выстраиванию равноправного сотрудничества в интересах всех участников.
И нам видится, что ответ — очевиден, но к сожалению, пока не для либерализующейся части «элиты» Беларуси или мечтающей о возрождении Империи части «элиты» России. Ведь Беларусь до сих пор остаётся, как и в СССР, «сборочным цехом» и переработчиком российского сырья и ресурсов.
Развитие общества в своей основе имеет личностное развитие людей, постигающих объективные закономерности для того, чтобы построить глобальную цивилизацию, устойчиво живущую в ладу с Природной средой и обеспечивающую полноценное личностное развитие всех и каждого в преемственности поколений на основе человечности и совестливости. И «элиты» стран могут либо мешать этому процессу, либо помогать ему. В зависимости от своего выбора, они либо будут поддержаны народом и обретут сакральность своей власти, оставшись в истории, либо их деятельность будет находить сопротивление в среде народной, а имена их постараются изжить из памяти.
В основе идеального режима развития лежит свободная дискуссия, все без исключения участники которой добросовестно работают на выявление проблем в жизни общества и их разрешение, а не на то, чтобы убедить прочих участников дискуссии в своей правоте, чтобы потом их ограбить или повести на убой.
Это касается как межличностых или групповых дискуссий «на кухнях», так и цивилизационного диалога на самом высоком уровне.
Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:
Подписывайтесь на наш канал на Youtube: https://www.youtube.com/c/inance
Вступайте в группу Вконтакте: http://vk.com/inance_ru,
Жмите «Нравится!» в группе Facebook: http://www.facebook.com/informacenter.ru
И делайте регулярные перепосты.
Предлагайте темы статей, которые Вы хотели бы увидеть на нашем сайте.
Станьте со-авторами — присылайте свои материалы для размещения на нашу почту inance@mail.ru.
Благодарим Вас за сотрудничество!
Материалы:
«Начало заседания Высшего Евразийского экономического совета в расширенном составе»
http://kremlin.ru/events/president/transcripts/52049
«Платёжный баланс Союзного государства за 2015 год»
http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/Union_state_pb_2015.pdf
«На стене многоэтажки в Минске рисуют огромное граффити мальчика-белоруса и русской девочки»
https://realt.onliner.by/2016/06/03/graffiti-13
«Европейский Союз: нацистский, либеральный, террористический… дальше какой? (часть 1 из 2)»
https://informacenter.ru/2016/03/evrosouz-01/
Книга «Союзное государство: развитие и перспективы»
http://www.soyuz.by/projects/soyuz-projects/unityday/1369.html
История создания
http://minsk.gov.by/ru/actual/view/209/2013/inf_material_2013_04_souznoe_gosudarstvo.shtml
Комментарии: