Учитывая силу воздействия средств массовой информации на сознание людей, их влияние на убеждения и эмоции человека, мы предлагаем рассмотреть — соответствуют ли действительности неоднократно встречающие в карельской прессе утверждения, что республиканские издания предлагают своим читателям только объективную информацию, которая ничего, кроме пользы населению республики не приносит, а также наиболее типичные сильные и слабые стороны журналистики Карелии.
Без сомнений положительной стороной карельской прессы, имеющей прямое отношение к её «блеску», является наличие в республике значительного числа профессиональных, с точки зрения сегодняшнего понимания этого термина, журналистов.
Заметки на полях о месте журналиста
Процитируем журналиста Андрея Быстрицкого (http://www.kommersant.ru/doc/2891261), который видит в журналисте — того, кто будет «маяком» для людей в современном быстро меняющемся мире, предполагая, что:
современный журналист в более или менее рыночных медиа живёт в трёх координатах:
достоверность (это неправда: факты могут быть и выдуманы, и искажены — это вопрос социального заказа (или просто «заказа»), на который работает (который отрабатывает) журналист. Наше замечание при цитировании),
значимость (и это неверно, так как значимость придаётся публикатором, а не является объективным фактором: поэтому журналисты могут событиями, влекущим за собой последствия, затрагивающие всё общество, не придавать никакого значения, игнорировать их, и возводить в ранг общезначимых событий события-пустышки или выдумки, не оказывающие на жизнь сколь-нибудь ощутимого воздействия, что, кстати, типично для карельского корреспондентского стиля. Наше замечание при цитировании),
оценочность (категория оценки, или оценочность используется современными журналистами не для доведения до читателей объективной информации, а лишь для реализации функции воздействия в интересах социальных заказчиков (или просто «заказчиков»). Наше замечание при цитировании).
К тому же многими журналистами также предполагается, что современный журналист в обязательном порядке в своей деятельности руководствуется этическими принципами профессиональной журналистики, главными из которых являются предоставление читателям правдивой и объективной информации (именно предполагается, так как на практике с этими двумя критериями дело обстоит далеко не так идеально, как декларируется).
Не берём на себя смелость давать характеристику каждому из авторов, появляющихся на страницах, прежде всего, интернет-изданий, как наиболее популярной формы республиканских СМИ, и заранее приносим извинения тем, кто по праву входит в когорту профессиональных журналистов, но не будет нами упомянут, но вывод однозначный — «не оскудела земля карельская журналистскими талантами», опять-таки подчеркнём в том значении, которое сегодня господствует в обществе.
Без сомнений к этой группе относится «дуайен» карельского журналистского корпуса Анатолий Цыганков, который достаточно хорошо информирован и умеет доводить добытую информацию до читателей. Положительно можно оценить меры, предпринимаемые Сергеем Хорошавиным, по воплощению в жизнь провозглашённого им же принципа: «КарелНовости» и далее намерены пристрастно следить за работой чиновников, зарплату которым платим мы, налогоплательщики, считая такое отношение к властям единственно возможным и единственно этичным для журналистов. Это, впрочем, не означает, что о действительных и реальных достижениях власти мы будем умалчивать. Что видим — о том и рассказываем (http://karelnovosti.ru/policy/propravitelstvennye-piarshhiki-nedovolny-karelskimi-informacionnymi-sajtami/)». И это не только наше мнение, о чём свидетельствует его включение в состав регионального оргкомитета «Единой России» по проведению предварительного партийного голосования в органы представительной власти. Александр Фукс — «золотое перо» карельской либеральной прессы. Причём выражение «золотое перо» можно употреблять и без кавычек, ибо как бы мы не относились к проповедуемым им взглядам, в профессионализме Александру Фуксу не откажешь. Кто бы и как бы не критиковал агрессивно-наступательную манеру изложения материала Константином Бегуновым, его умение заинтересовать читателя какой-то проблемой и доказательно обосновать свою точку зрения по ней, сомнений не вызывает. Одним из ярких примером творческого подхода Натальи Захарчук к выполнению своих профессиональных обязанностей является разработанная и мастерски реализуемая рубрика «Кофе со сливками».
Всё это так, но почему тогда приходится говорить не только о «блеске», но и о «нищете» республиканских СМИ? Причин опять-таки множество, но мы остановимся лишь на основных, приносящих прямой вред моральному и в какой-то степени психическому состоянию общества.
Информационная функция СМИ
Начнём с одной из основных функций журналистики — информационной. Откройте сайт «Губернiя Daily», рубрику «Daily News» и попробуйте в этих «ежедневных новостях», среди потока информации, составляющей ежедневно не менее 20 – 30 сообщений, посвящённых криминальным событиям, дорожно-транспортным происшествиям, скрытой и прямой рекламе, найти хоть одну заметку, имеющую отношение к положительно решающимся на территории республики проблемам. Исключительно негативная информация, появление которой на страницах издания главный редактор газеты «Карельская Губерния» и руководитель сайта «Губернiя Daily» Иван Гусев лукаво так объясняет:
Мы не выбираем новости, мы пишем о том, что происходит в Карелии. Если в нашей жизни хватает негатива, то, естественно, что он отражается в наших публикациях.
Ключевое словосочетание здесь — мы не выбираем новости. И что есть здравомыслящие люди, которые в это заявление поверят? Ясно же, что именно путём подборки исключительно негативистской информации редакция издания отрабатывает — и надо отдать должное — на приличном профессиональном, хотя и слишком уж однобоком, уровне — заказ по формированию у людей недоверия и отрицательного отношения к институтам региональной, да и федеральной государственной власти.
Точно такую же редакционную политику проводит и онлайн-журнал «Черника». Ну, это понятно — хозяин-то у обоих изданий один.
Но и другие СМИ частенько позволяют себе публиковать одиозную, непроверенную информацию. Вот совсем свежий пример. 16 февраля «Столица на Онего» разместила заметку под заголовком, исполненном в лучших традициях «жёлтой» прессы «Помогите, в поселке нет работы, дети голодают» (http://www.stolica.onego.ru/news/307551.html). В заметке речь идёт о письме на имя лидера КПРФ Геннадия Зюганова общественницы поселка Верхнеолонецкий, Олонецкого района, в котором высказывается просьба о помощи малоимущим детям из семей риска, в частности, семье, где мама-одиночка воспитывает 10 детей, и упоминается:
В поселке нет работы и, как следствие, трудная ситуация.
А теперь вопросы: «Куда же подевался профессионализм нашей «блестящей» Натальи Захарчук? Где хотя бы первичная перепроверка материала? Насколько объективна эта информация, если отсутствуют комментарии лиц, ответственных за решение социальных вопросов в поселке Верхнеолонецкий?» Вместо этого в заголовке используется слово голод, которого в тексте обращения нет, сама заметка начинается вступлением:
В то время как чиновники республики отчитываются об успехах в экономике и социальной сфере, в районах (обратите внимание на это обобщение, подтверждения которому, само собой разумеется, в материале нет, в районах, использовано множественное число. Наше замечание при цитировании) Карелии в буквальном смысле голодают дети.
А заканчивается тест заявлением руководителя компартии в Карелии Евгения Ульянова:
По прочтению этого письма складывается впечатление, что власти там совершенно забыли о людях.
Всё это, как-то по-другому, как выполнение очередного (или постоянного?) заказа по формированию у читателей отрицательного отношения к властным структурам, назвать затруднительно.
Идеологическая функция СМИ
Негативная составляющая карельской прессы наличествует и при выполнении СМИ ещё одной основополагающей функции журналистики — идеологической (при этом надо иметь ввиду, что либералы, правда, «стесняются» применять слово «идеологическая» и называют эту функцию — ценностно-ориентационная).
Общепризнано, что журналистика как идеологический инструмент стремится укрепить в своей аудитории определённый тип сознательности и самосознания, путём пропаганды определённых мировоззренческих ценностей и агитацией в их поддержку. Приходится констатировать, что в республиканских средствах массовой информации, вне зависимости от политической ориентации, в большей или меньшей степени, но превалируют либеральные воззрения. И здесь — с этим, мы уверены, согласятся самые суровые наши критики — «впереди планеты всей» находится «Губернiя Daily», а на острие атаки — её «золотое перо» Александр Фукс. Посмотрите, в чём же он так мастерски убеждает своих читателей. Приведём только несколько примеров, ибо учитывая плодовитость автора, «необъятное объять просто нельзя»:
По мотивированному мнению А. Фукса в начальный период Второй мировой войны:
Советский Союз не только не встал на защиту атакованных агрессором стран, но, напротив, помогал агрессору и делил с ним захваченную Европу (http://gubdaily.ru/blog/sociology/blogi/falsifikaciya/#more-269762).
Только наш народ позволяет «власти наглеть», в отличие от населения тех стран, где правят либералы (http://gubdaily.ru/blog/sociology/blogi/ploxo-luchshe-chem-xuzhe/#more-316266)
Самого Александра Фукса:
больше всего сегодня огорчают не столько разудалые поступки царя (?!), сколько пугающая тотальная поддержка этих поступков в народе (http://gubdaily.ru/blog/sociology/blogi/indira-propagandi/#more-320494).
И ещё один пассаж о том, чем по мнению Фукса мотивировано поведения народа и кем он считает Президента РФ:
если холодильник не наполнится, люди перестанут любить своего вождя (http://gubdaily.ru/blog/sociology/blogi/gud-not-gud/#more-361137).
Ну и, само собой разумеется, «с блеском доказывает», что возвращение Крыма в Россию — это всего лишь:
операция по военному захвату чужой территории (http://gubdaily.ru/blog/sociology/blogi/kniga-dzhunglej/#more-250744)
В.В. Путин по Фуксу ни много ни мало является диктатором:
Я понимаю Путина. И других диктаторов тоже понимаю (http://gubdaily.ru/blog/sociology/blogi/poshli-vse-v-ban/#more-363090).
Ну, пожалуй, хватит. Полагаем, что свою задачу по внедрению идей либерализма «Губернiя Daily» выполняет «с честью, добросовестно и активно», но только опять возникает вопрос: «А как же быть с объективностью, одним из непреложных условий настоящей, правдивой журналистики? Что у нас, вопреки конституционным нормам, всё-таки установлена обязательная идеология и это либеральные воззрения?»
К сожалению, судя по материалам популярных изданий карельской прессы — «Губернiя Daily» просто наглядный образец — другой идеологии в Карелии не существует. К тому же будем откровенны, большая редкость и появление на страницах республиканских изданий позитивных, воспитывающих, материалов, что означает невыполнение карельскими СМИ и ещё одной неотъемлемой функции журналистики — культурно-образовательной.
Заключение
Всё это и даёт нам право говорить не только о позитивных сторонах, республиканской прессы, которые без сомнения имеют место быть, но и о её негативных гранях, которые — увы! — преобладают и которые наносят вред, вместо того, чтобы сеять «разумное, доброе, вечное», для чего по большому счёту и предназначена настоящая журналистика.
В обществе, в том числе и в Карелии, растёт понимание необходимости изменения сложившегося неблагополучного положения в столь важной для каждого из нас области человеческой деятельности.
А для этого требуется совсем «немного»: журналистикой должны заниматься исключительно нравственные совестливые люди, воля которых подчинённа диктатуре совести, должна быть организована система воспитания и подготовки таких журналистов, исключающая господствующий на сегодняшний день её дебилизирующий характер, который присущ этой области образования во всех странах, в том числе и в России, целенаправленное создание СМИ, основой редакционной политики которых должен стать русский вариант глобализации. Но для этого нужны другие журналисты, поскольку профессионализм лишь приданое к типу строя психики индивида и сам по себе его не характеризует как состоявшегося Человека.
Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:
Вступайте в группу Вконтакте: http://vk.com/inance_ru,
Жмите «Нравится!» в группе Facebook: http://www.facebook.com/informacenter.ru
И делайте регулярные перепосты.
Предлагайте темы статей, которые Вы хотели бы увидеть на нашем сайте.
Станьте со-авторами — присылайте свои материалы для размещения на нашу почту inance@mail.ru.
Благодарим Вас за сотрудничество!
Комментарии: