Значение ОАО «Завод Дагдизель» — крупнейшего промышленного предприятия Дагестана в экономике республики трудно переоценить. Особенно принимая во внимание, что Дагестан — аграрная республика, где 55% населения занято в сельском хозяйстве и приоритетное внимание уделяется собственно развитию агропромышленного комплекса. Было время в СССР, когда «Дагдизель» давал налогов во все уровни бюджета страны больше, чем все остальные предприятия республики вместе взятые. Фактическим главой Каспийска — города, который строился вокруг завода, являлся директор Дагдизеля. Предприятие и сегодня остаётся крупнейшим в республике. Вот несколько примеров, подтверждающих величину вклада «Дагдизеля» в копилку региона на текущий момент. На завод приходится четверть всего объёма производства дагестанской промышленной продукции. По итогам 2013 года Дагестан по показателю «Индекс промышленного производства» занял первое место в России, добившись небывалого (37,5%!) роста дагестанской промышленности на фоне нулевой динамики отечественной индустрии только благодаря тому, что Дагдизель получил крупный оборонный заказ и приступил к его освоению, то есть одно предприятие обеспечило двузначный рост целой отрасли. В 2015 году предприятие увеличило темпы производства машин и оборудования на 25,2%, активно включилось в программу по импортозамещению (идёт освоение 14 наименований узлов и агрегатов, поставлявшихся ранее из Украины и Киргизии) и заключило контракты на 2016—2017 годы на 4 млрд. 300 млн. рублей.
Понятно, что всё это возникло не на пустом месте. Стоит только вспомнить героическую историю предприятия. Именно героическую — это слово наиболее точно характеризует славный путь «Дагдизеля» от строительства завода и города в тридцатых годах прошлого столетия, деятельность его работников в годы Великой Отечественной войны (800 человек были отмечены боевыми и трудовыми наградами, 200 — награждены медалью «За оборону Кавказа», а самому заводу было вручено Красное знамя Государственного Комитета Обороны СССР), освоение в послевоенные годы нового вида производства — дизелестроения, превращение его в одно из ведущих дизелестроительных и торпедостроительных заводов СССР, на котором работало 11 тысяч человек.
Выдержал, хотя и не без значительных потерь и утрат, коллектив завода и обрушивавшие на него в девяностые годы: минимизацию почти до нуля оборонного госзаказа и попадание в полосу конверсии. Кстати, по некоторым данным, опубликованным в открытой печати, загрузка гражданской продукцией в настоящее время составляет 20% от общего объёма производства. В 1995 году завод стал акционерным обществом, причём 38% акций принадлежат государству, 37% — в собственности коллектива и 25% — это привилегированные акции. В 2008 году ОАО «Завод Дагдизель» вошёл в состав государственного холдинга «Концерн «Морское подводное оружие — Гидроприбор». А согласно указу Владимира Путина от 31 марта этого года 100% минус одна акция «Гидроприбора» будут внесены в качестве вклада РФ в уставный капитал корпорации «Тактическое ракетное вооружение».
Сумел сохранить коллектив и основные направления деятельности, к которым в первую очередь относятся:
- разработка и производство морского подводного оружия для ВМФ;
- производство промышленных и судовых дизельных двигателей;
- производство дизелей-электростанций сухопутного и морского назначения;
- изготовление арматуры систем вентиляции и кондиционирования воздуха кораблей, судов и плавсредств;
- изготовление машин различного типа сельскохозяйственного и строительного назначения;
- производство радиально-поршневых насосов высокого давления;
- механообработка, литьё, кузнечное и инструментальное производство.
Но главное — «Дагдизелю» удалось сохранить кадровый потенциал предприятия на основных направлениях деятельности и в нашей непростой ситуации не просто сохранить, а и создать условия для развития их творческих способностей. В результате конструкторское бюро предприятия успешно реализовало свои последние научно-технические достижения. Инициативно (!) разработана совершенно новая торпеда (ОКР «Ихтиозавр»), которая в ходе проведённых испытаний показала положительные результаты, о чем доложено высшему политическому руководству страны. Было принято решение о запуске торпеды в серию, и с учётом того, что в Каспийске сохранился коллектив (!), производственная база, испытательный полигон в море, делать это, после учёта всех «за» и «против», решили поручить «Дагдизелю». А это решение напрямую связано с масштабной модернизацией, в которой завод так нуждается, и есть обоснованные надежды, что государство выделит на это весьма солидные средства, что означает, что будущее «Дагдизеля» можно считать обеспеченным.
Однако до этого ещё надо не просто дожить, а и преодолеть ряд серьёзных негативных моментов. Будем говорить прямо: в Дагестане ни для кого не секрет, что, как в Москве, так и в Махачкале, существуют финансовые (а возможно и политические) группировки, которые, преследуя свои корыстные интересы, пытались, да и на сегодняшний день не успокоились, прибрать к рукам завод вместе с его имуществом, препятствуя серийному производству новой торпеды. Одни пытались довести завод до искусственного банкротства, другие — забрать у коллектива контрольный пакет, третьим нужна была земля под застройку, в том числе и под жилищное строительство. Продавались площади и здания «Дагдизеля»
То, что в этих целях применялся старый испытанный способ — заказные материалы в СМИ, удивления не вызывает. Единственное, что особенно вызывает отторжения у каждого нормального человека — это какая-то «сверхнеразборчивость» этих материалов, да и массивность вброса «компрматериалов». Одни названия заказных статей чего стоят: «Дагдизель»: время стервятников. История последних лет завода. На уникальном предприятии вскрыты факты растраты, воровства и госизмены» Каково?! Или: «Российскому флоту — контрафактные торпеды?» Тоже «неплохо». А вот ещё: «Дагестанские торпеды попали в дело. СКР расследует махинации в рамках оборонзаказа на предприятии «Дагдизель».
Но в этой истории непонятно ещё и поведение некоторых управлений Министерства обороны России. Заключив в 2006 году с заводом договор о поставке торпед УСЭТ-80 (изделий 2503) и заведомо зная, что ряд деталей для них будут производиться из комплектующих, изготовленных ещё до заключения контракта, так как в те годы других у завода просто не было, Министерство обороны затем по суду потребовало вернуть ранее выплаченные за поставленные торпеды деньги, так как они были изготовлены с нарушением условий контракта. Завод полностью вернул деньги Минобороны. Но военное ведомство сверх этого в судебном порядке потребовало выплатить неустойку — 700 млн. рублей, которые до сих пор висят тяжёлым грузом на хозяйственных отношениях предприятия. Зачем это было осуществлено министерством — вопрос? Хотя следует подчеркнуть, что по оценке работников завода:
В последние годы, с приходом Сергея Шойгу, Минобороны заняло конструктивную позицию.
Сразу же оговоримся, что как сказал один из доброжелателей «Дагдизеля»:
Были ли у «Дагдизеля» «грехи»? Да.
Действительно грехи, причём, без кавычек, были. Это и вскрытые Северо-западным криминалистическим центром МВД РФ факты перебивки номеров и годов изготовления на корпусах аппаратурных модулей, отсеках, гребных винтах, валах двигателей торпед УСЭТ-80. И нецелевое использование бюджетных средств. И срывы по срокам поставок изделий заказчику… Стоят в запустении, арестованы, продаются, либо не используются: дворец спорта с бассейном, стадион с запасным полем, различные спортивные площадки, дворец культуры, парк, профилакторий, детский оздоровительный лагерь в горах и гостиница.
И совсем уж не красит руководство (пусть и бывшее) завода возбуждение по ч. 2 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями) уголовного дела в отношении экс-гендиректора предприятия Николая Покорского. По сообщению Главного управления МВД России по СКФО:
Следователи установили, что в 2008 году гендиректор ОАО «Завод Дагдизель», злоупотребив своими полномочиями, заключил договор с ООО «Мосэкспо-Металл» на комплексную утилизацию продукции. При заключении контракта генеральный директор действовал в интересах своего сына, так как знал, что соисполнителем работ по контракту будет привлечена другая организация, одним из собственников которой и являлся его сын. Следствие также выяснило, что «Дагдизель» мог самостоятельно выполнить утилизацию продукции, однако, в результате заключения вышеуказанного контракта именно ООО «Мосэкспо-Металл» получило выручку и неправомерное агентское вознаграждение в общей сумме свыше 503 млн. рублей.
Неприятно всё это, но, как говорится, «из песни слова не выкинешь». И это тоже было.
Будем объективны. К сожалению, «Дагдизелю» по состоянию на сегодняшний день приходится ещё далеко не просто. На ритме его работы сказываются и допущенные ранее руководством предприятия ошибки в управленческой деятельности, и связанные с событиями на Украине прекращения поставок комплектующих, да и действия отдельных чиновников Министерства обороны, не желающих видеть объективные проблемы завода и накладывающих на предприятие многомиллионные штрафы. Но как положительную тенденцию обязательно следует отметить принимаемые руководством Дагестана меры по оказанию поддержки и помощи крупнейшему промышленному предприятию республики, с учётом его значимости для социально-экономического развития региона.
Так, ещё в 2013 году Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов буквально спасает завод от банкротства, лично добившись перезаключения оборонного контракта на 2013—2014 годы.
В 2015 году в рамках реализации республиканского проекта «Новая индустриализация» в результате методичной и системной работы республиканского руководства завод получил отсрочку по выплате 300 млн. рублей налоговых платежей на три года. При поддержке властей на комиссии по предотвращению банкротства стратегических предприятий по «Дагдизелю» принято положительное решение и ему оказана субсидируемая помощь — 600 млн рублей на погашение текущих задолженностей. Для реализации общероссийской программы импортозамещения предприятию предоставлена и ещё одна отсрочка уплаты налогов, пени и штрафов на сумму 432 млн. рублей. И как видите — это далеко не слова, а конкретные материальные средства, позволяющие «Дагдизелю» решать стоящие перед ним задачи.
В феврале 2015 года в ходе рабочей поездки в Дагестан вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин поставил задачу модернизировать завод. Указав при этом на то, что государство владеет лишь 38% процентами акций.
Если вы рассчитываете действительно на то, чтобы провести модернизацию за счет ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса», давайте думать с вами над тем, чтобы двигаться в сторону возвращения государству контроля над предприятием,
— продолжил он. Рогозин добавил, что вопрос о том, как именно это можно сделать, будет обсуждаться с руководством республики и другими заинтересованными сторонами. Вице-премьер напомнил, что ситуация на «Дагдизеле» не уникальна и в свое время подобным образом были решены проблемы ракетно-космической корпорации «Энергия» — теперь все активы собраны Объединенной ракетно-космической корпорацией.
Заключение
Всё это вселяет уверенность, что у флагмана дагестанской промышленности есть будущее, естественно, сопряжённое с преодолением определённых трудностей, которые должны решаться в тесном взаимодействии власти, коллектива завода «Дагдизель», администрации Каспийска и общественности. При этом также не стоит забывать, что судьба предприятия тесно связана с Каспийском и его жителями — городом, который был построен, жил и живёт вместе с заводом. И есть обоснованная надежда, что данные проблемы будут решены в интересах России и республики.
Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:
Вступайте в группу Вконтакте: http://vk.com/inance_ru,
Жмите «Нравится!» в группе Facebook: http://www.facebook.com/informacenter.ru
И делайте регулярные перепосты.
Предлагайте темы статей, которые Вы хотели бы увидеть на нашем сайте.
Станьте со-авторами — присылайте свои материалы для размещения на нашу почту inance@mail.ru.
Благодарим Вас за сотрудничество!
Комментарии: