19 сентября 2015 года в городе Сортавала состоялся информационный семинар «Деятельность Молодёжных советов — ресурс развития общества» в рамках социально-значимого проекта «Школа молодого управленца», в котором приняли участие молодые люди от 18 до 35 лет, заинтересованные в дальнейшем развитии сферы управления, экономики, политики, государственного и муниципального управления, образования на благо родного края. Школа была организована АУ СМР «Социально-культурный молодёжный центр» и Информационно-аналитическим Центром, который реализует проект «Школа молодого управленца», поддержанный Министерством по делам молодёжи, физической культуре и спорту Республики Карелия.
Школа посвящена изучению теории и практики эффективного управления, выработке предложений по социально-экономическому развитию Республики Карелия и последующей их реализации в жизнь,в том числе посредством развития органов молодёжного самоуправления. Целью данного проекта является формирование, укрепление и повышение правовой и политической культуры молодёжи муниципальных образований Республики Карелия. Поддержка созидательной, гражданской активности молодёжи может дать новый импульс в развитии молодёжной политики и создании действенного кадрового резерва.
На семинаре участники обсуждали что такое управление и с позиции какой именно концепции сегодня необходимо подходить к рассмотрению насущных для молодёжи управленческих вопросов.
Для участия в семинаре участники, оставив свои дела, в выходной день пришли для того, чтобы научиться чему-то новому. Это говорит о том, что они своё личностное и профессиональное развитие поставили в приоритет. За это мы хотим поблагодарить всех участников.
На семинаре практически все участвовали в обсуждениях и были октрыты диалогу. Редко такое нынче увидишь, когда участники заинтересованы в обмене мнениями и с доверием, искренностью и желанием пытаются разбираться в сути проблем. Часто говорят, что современная молодёжь заменяет реальность образами реальности, что молодые люди не хотят задумываться о причинах тех или иных явлений, что они вообще не хотят задумываться о чём-либо. И участвовать ни в чём не хотят, если это отвлекает их от получения удовольствий «от жизни», как тому учит нынешняя массовая культура. Возможно, это утверждение и относится к определённой части молодёжи, но явно не ко всем.
Во время семинара мы проводили небольшое упражнение на знакомство, мы отвечали на вопросы о себе, — говорит один из участников семинара, Сергей. — Меня поразило то, что на вопрос «Какое качество вы больше всего цените в людях?» большинство участников ответило — «честность».
Действительно, нечасто встретишь молодых людей, которые ценят честь и честность. В толковом словаре В.И. Даля честь, дающая начало честности, определяется как:
Внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.
Качество, особенно ценимое коренными русскими людьми. В древнерусских наставлениях отцов своим сыновьям это качество стоит на первом месте — «жить по совести, честно и без обмана», «честно исполнять свой долг», «лучше жить в честной бедности, чем в богатстве неправедном». Да и в творчестве Ф.М.Достоевского мы находим:
Не сильные лучше, а честные. Честь и собственное достоинство — сильнее всего. У честных всегда бывает больше врагов, чем у бесчестных. Честный человек с тем и живёт, чтобы иметь врагов.
Если порассуждать, в чём причины того, что молодёжь стала ценить честность, на ум приходят две мысли:
- либо они настолько наивны, насколько и молоды,
- либо они хоть молоды, но уже устали от окружающей их лжи, лицемерия и двойных стандартов.
Начался семинар с осмысления роли и места молодёжи в современной России, в Карелии, в городе Сортавала. Молодёжь — это дети или это ответственные граждане?
Способны ли мы быть хозяевами своей Родины? — продолжает рассуждать Сергей. Можем ли мы быть хозяином на своей земле, в своей родной республике, в своём родном городе или посёлке? Что это значит: поступить по-хозяйски? А если в масштабах республики или страны?
Что означает на практике «быть хозяином на земле»?
Согласно определению из Толкового словаря Т.Ф.Ефремовой:
«Хозяин» — это 1) а) Собственник, владелец. б) Частный наниматель. в) разг. Руководитель, начальник предприятия, коллектива. 2) а) Тот, кто отличается способностью умело хозяйствовать, хорошо руководить предприятием. б) Тот, кто ведет хозяйство, распоряжается делами хозяйства. 3) Глава семьи, дома, хозяйства по отношению к гостям, посетителям. 4) разг. Муж как глава семьи. 5) перен. местн. Домовой.
По каким критериям мы оцениваем деятельность хозяина и делаем вывод — хороший он или нет? Недавно мы публиковали материал «Социальные критерии воспитанности или что общество вправе требовать от человека?» (https://informacenter.ru/2015/09/kriterii-vospitaniya/), в котором мы попытались проанализировать основные критерии.
«Что может и чего не может делать хороший хозяин? Как именно он себя ведёт? Чем отличается хороший хозяин от плохого?» — над этими вопросами предлагаем и вам поразмышлять в контексте государственного управления.
Не хозяин тот, кто своего хозяйства не знает.
Хозяин хорош — и дом хорош, хозяин худ — и в доме тож.
Плох хозяин, что вперёд не смотрит.
Каким образом хозяйственность связана с управлением людьми?
Народное хозяйство — исторически сложившийся комплекс (совокупность) отраслей производства страны, взаимосвязанных между собой разделением труда. Подразделяется по видам деятельности субъектов отношений.
Термин является прямым переводом использовавшегося в немецкой экономической теории XIX века понятия (Volkswirtschaft). С дореволюционных времён применяется в экономических, экономгеографических трудах и публицистике применительно к народным хозяйствам различных стран независимо от их политического строя.
С начала 1990-х в России вместо этого слова, ассоциировавшегося с советской идеологией, часто используется более широкий по значению термин экономика. В названии Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации и в российских государственных нормативных актах термин «народное хозяйство» продолжает использоваться в его изначальном определении.
В СССР был разработан Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) в качестве составной части Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, используемой в автоматизированных системах управления в народном хозяйстве. С 2003 ОКОНХ упразднён, а вместо него введён Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). Таким образом раньше было у нас хозяйство, в котором надо было быть хозяинами, а теперь у нас безликая экономика, где хозяйствования может и не быть. Хотя с греческого «экономика» и переводится как «ведение дома (хозяйства)», однако не многие об этом вспоминают, и немногие считают самих себя — хозяинами, если не занимают высоких должностей, да и из «высоких» тоже немногие думают так, а значит хозяйничать будут другие.
Выяснилось, что быть хозяином сложно, так как нужно нести ответственность, принимать решения и анализировать то, что происходит. Тогда возникает вопрос в голове хозяина «К чему стремиться?» К какому идеалу? Каких ценностей придерживаться, к каким целям идти?
— рассуждает Сергей.
Участники отметили, что существует прямая взаимосвязь между мировоззрением человека и его устремлениями и достигнутыми результатами в жизни. Многое зависит от самого человека, его воли, воспитания. Тем не менее, человек живёт в обществе, в социальной среде и коллективное бессознательное тоже оказывает на него своё воздействие (об этом читайте статью «Матричное управление — пора осваивать магию!» https://informacenter.ru/2015/09/matrix/). Однако у каждого есть возможность обрести свободу воли и самостоятельно решать как и что делать, а не ехать на автопилоте по жизни, считая, что всё за него сделает система, если на неё усердно трудиться: оденет, обует, накормит, воспитает детей. О воспитании и взаимосвязи его с будущим страны и нашей Республики стоит сказать отдельно.
Ложь в системе образования
Очень жёстко высказались участники по поводу позиции некоторых работников системы образования, которые призывают молодёжь уехать после экзаменов из родного города, республики, а то и вовсе — из родной России. Мотивируют они это тем, что там, в Петрозаводске, Санкт-Петербурге, Москве или заграницей гораздо больше возможностей. Но возникает вопрос: «Возможностей для чего?» Для того, чтобы удачно заключить брак, зарабатывать много денег, наплевав на свои личные качества, нравственные устои, семью или свои интересы, чтобы стать рабом системы? Или для того, чтобы стать творцом и деятелем, хозяином, развивающим свою страну? Мало кто из учителей в школах рассказывает о перспективах развития родного города, района, республики, страны. Особенно обидно слышать пессимистичные рассказы о будущем от учителей, которые по умолчанию должны нести светлое, доброе и прекрасное людям. Учителя и преподаватели ССУЗов и ВУЗов, очевидно, сами того не осознавая, являются инструментом в руках заказчиков развала и ослабления России.
Настраивать детей и студентов так, чтобы самые лучшие уезжали — довольно недальновидное решение, — продолжает свои размышления участник семинара, Сергей. — Это как пилить сук, на котором ты сидишь. Вопрос тогда к работникам системы образования: «Вы сами-то с кем хотите провести свою старость? Зачем Вы гоните лучшую молодёжь в мегаполисы, в другие страны?
Здесь возникает ещё один важный вопрос — вопрос самоопределения и профессионального становления. Подростку необходимо сделать выбор своего места по жизни: Кто ты? Потребитель или созидатель? Показать перспективы применения своего потенциала там, где родился — вот задача любого образовательного учреждения, а не содействие сгону всех людей в муравейники-мегаполисы.
Пора обустраивать наши места!
Давление мегаполиса ощущается в постоянной гонке, конкуренции, невозможности достигать всем людям удовлетворения даже своих базовых потребностей в жилье, питании и организации жизни. Съёмная комната или квартира, ежедневные многочасовые простои в пробках, отсутствие детских садиков, школ и больниц в шаговой доступности — усугубляет ситуацию для молодых родителей. В то же время, в своём родном городе, пусть и небольшом, таких проблем, как правило, нет. О развитии малоэтажного строительства мы писали в статье «Образ поселений будущего» (https://informacenter.ru/2015/02/obraz-poselenij-budushego/). Жизнь в небольшом городе или посёлке гораздо спокойнее, здоровее и приятнее; важные социальные объекты находятся в шаговой доступности, экологическая ситуация значительно отличается от городской: в селе или маленьком городе нет толп людей, пробок, смога, меньше уровень стресса.
Финнов часто хвалят за то, что они хорошо умеют вписываться в природу. Возможно, именно конкретным технологиям необходимо поучиться у финских соседей, а не настраивать молодёжь на переезд на постоянное местожительство в соседнюю Финляндию. Создать красивый уютный город гораздо сложнее, чем просто в нём жить. К сожалению, система образования не учит выстраивать логические цепочки, не учит искать варианты решения тех или иных проблем. Как отмечают практически все школьники сегодня, система образования не учит учиться. Она учит запоминать или заучивать готовые ответы на заранее запрограммированные вопросы. Вся исследовательская деятельность в школах у нас часто сводится к подготовке рефератов, причём даже такие задания встречаются довольно редко. Между тем, даже половина страницы своего собственного авторского текста гораздо важнее и ценнее, чем переписывания уже кем-то написанных работ. К тому же, это гораздо сложнее — написать от своего имени свои размышления. Обучение методологии — задача школы: как можно учиться, научите?!
Такие же вопросы задавали участники Школы молодого управленца.
Каким образом можно научиться разбираться в тех процессах, которые происходят в современном мире? Почему сейчас происходит финансовый кризис? Каким образом может развиваться система кредитования под нулевой процент для производства, реального сектора экономики? Каким образом мнения людей могут быть услышаны и учтены в работе органов власти?
Многие люди отмечают, что изюминкой города Сортавала является его экологичность. Это чистый зелёный город, при этом, это ещё и экология мышления. Люди хотят сохранить для потомков природное и культурное наследие. Как это сделать более эффективно? Как это по-хозяйски? Денег всегда не хватает, вопрос всегда в том, как их распределить таким образом, чтобы был результат. Молодые лидеры предложили проработать вопрос об улучшении взаимоотношений с местной властью по вопросам организации работ по проведению уборки территории города и его благоустройству. Деньги на эти цели выделяются, но возможно, включение некоммерческих организаций и волонтёрских отрядов позволит создать в городе систему приобщения молодёжи к совместному труду на благо родного города. В том месте, где ты сам убирал, будет сложнее намусорить, так как ты будешь понимать, что тебе же и придётся дальше убирать это место, тебе придётся держать ответ, быть хозяином своей территории.
Оздоровление против алкогольного геноцида
Другая инициатива — это комплексный подход к анализу мер по сокращению потребления табака алкоголя. Если общество принимает точку зрения о том, что алкоголь и табак — это яд, который убивает человека, то и политика, в том числе и на уровне местного самоуправления, должна быть однозначной — потребление алкоголя и табака должно постоянно снижаться. С детьми нельзя лукавить и лгать: они не слушают, что говорят взрослые, они поступают так, как поступают взрослые.
Если мы, как взрослые говорим, что употреблять алкоголь вредно и опасно, но при этом, сами выпиваем хоть за праздничным столом, хоть по выходным с друзьями, чтобы снять стресс, то ребёнок осваивает соответствующие модели поведения. И если уже, будучи взрослым, он превратится в алкоголика — ответственность за это будет лежать, в том числе и на родителях. Сокращение потребления алкоголя населением, развитие местной экономики, создание условий для здорового образа жизни — вот цели, к которым должны стремиться государственные и муниципальные служащие.
Сортавала — приграничный город, поэтому многие процессы и явления часто сравнивают с соседней Финляндией. И мы приведём некоторые данные из доклада «Русские, финны и алкоголь: противоположности и совместимости», сделанный Юсси Симпура и Теела Паккасвирта:
Согласно официальной статистике в России употребление алкоголя составляет примерно 5 литров стопроцентного алкоголя на душу населения, по неофициальным данным больше 10 литров на душу населения, а по самым высоким оценкам, даже свыше 15 литров. В России по официальным данным Росстата и ВЦИОМ, употребление алкоголя имеет динамику уменьшения.
В Финляндии официальный уровень употребления в 1998 году был 7,09 литра стопроцентного алкоголя на душу населения в год. К этому, все-таки, нужно добавить примерно 20—30 процентов не отмеченной в статистике части употребления. Значит можно сказать более точно, что в Финляндии употребляют 8,5—9,5 литров стопроцентного алкоголя на душу населения в год. И достигнув определенного уровня, это количество поднимается ещё выше.
По сообщениям портала «Вся Финляндия» (http://da.fi/115.html), согласно финским исследованиям, в группу риска в Финляндии входит от 300 — 500 тысяч человек, кто использует алкоголь больше нормы, за которой стоит риск стать алкоголиком. Приблизительно около 3000 человек умирает в год от алкоголизма, из них около 500 человек от использования плохого алкоголя, из этого числа 15% от химических веществ. По данным Всемирной организации здравоохранения, если в стране употребляют по 8 литров в год на душу населения, то для нации — это уже катастрофа (http://www.narcom.ru/ideas/socio/24.html).
Уметь задавать нужные вопросы самим себе и окружающим — важная способность развитого человека. При этом необходимо понимать, что ты делаешь, какие и чьи задачи ты решаешь. Нужно понимать чего хочет молодёжь и что можно сделать.
Существует два подхода для определения потребностей молодёжи Карелии: спрашивать или делать правильно — так, как подсказывает совесть. Некоторые потребности необходимо формировать, а некоторые просто удовлетворять. Со стороны государства есть заказ на здоровое население, и это же является естественной потребностью, как всего населения, так и молодёжи в частности. В этой связи проекты, направленные на развитие здорового образа жизни представляются наиболее актуальными и востребованными. Молодые жители г.Сортавала уже заявляли о потребности в оснащении мест общественного пользования бесплатными уличными тренажёрами или хотя бы турниками. Это относительно недорогие проекты, но они меняют социальную среду: спортивные объекты меняют не только сам город, но и отношение его жителей.
У молодого человека есть выбор: провести вечер в компании друзей на скамейке в парке с пивом или провести вечер в компании друзей в том же парке, но на спортивных тренажерах и уже без пива. Давно замечено, что пить молодым людям рядом со спортивной площадкой становится стыдно. Отметим, что для развития общества, стыд и совесть хорошие, значимые, но подзабытые слова, которые нужно восстанавливать в своем миропонимании, в своей голове
— так прокомментировал это участник семинара.
Заключение
В рамках проекта в мае—августе 2015 года уже состоялось 6 информационных семинаров в городах Костомукша, Олонец, Сегежа и Петрозаводск (для молодёжи Прионежского района), в Пряжинском районе. В ближайшее время состоятся семинары в городах Кондопога, Питкяранта и Беломорск.
По итогам проекта выпускникам Школы предложено войти в Корпус молодых управленцев, готовых как к выдвижению в представительные органы власти, так и к работе в органах государственной власти. Общий вектор — формирование плана действий по развитию Республики Карелия к 2020 году.
По вопросам участия в Школе обращайтесь shkolamu@yandex.ru
Комментарии: