Регионы, партии и кандидаты готовятся к очередным региональным выборам, которые вскоре официально стартуют — в этом году голосование состоится 13 сентября. Причем выборы-2015 имеют особое значение, так как для партий и кандидатов это последняя возможность масштабно заявить о себе перед федеральной кампанией 2016 года. За последнее время изменилось очень многое — не только перечень существующих в стране партий, но и их фактические позиции.
Помимо анализа изменений электоральной географии и того, как меняется сам состав кандидатов, есть ещё один массив данных, позволяющий сделать определенные выводы о том, что происходит с партиями, — связанный с их организационно-финансовым потенциалом.
К сожалению, здесь возможности измерений довольно ограничены, мы можем надёжно полагаться только на данные об официальных счетах партий, но и они, особенно при ретроспективном анализе, позволяют делать интересные выводы.
Как известно из повседневной жизни, музыка звучит для всех, но мелодию выбирает тот, кто заплатил. Для жизни политической этот принцип ещё более актуален.
Доходы партий в 2014 году
Как мы знаем из отечественной истории, КПСС действовала под лозунгом — «Партия — ум, честь и совесть нашей эпохи». Как актуален данный термин для современных политических партий?
По состоянию на 5 февраля 2015 года Минюстом России зарегистрировано 77 партий. В 2014 году более 98% всех поступивших денежных средств из различных источников перечислено 6 организациям: Единая Россия, ЛДПР, КПРФ, Справедливая Россия, Яблоко, Патриоты России — 5,5 млрд рублей. Другими словами, почти всё финансирование партийной системы страны приходится на 8% объединений, при этом партии «Яблоко» и «Патриоты России» не принимают прямого участия в выработке законов в Федеральном Собрании РФ.
74% всех средств в 2014 партии получили в 1 квартале*:
*Учитывались поступления только в виде денежных средств; поступления в виде иного имущества составили около 2% и не рассматривались.
Больше всего денег в 2014 перечислено Единой России — 37% от всех поступлений крупнейшим партиям РФ, ЛДПР — 34%, КПРФ — 14%:
Таблица №1. Основной источник финансирования — федеральный бюджет — 98—100% поступлений:
Источники финансирования | Единая Россия | КПРФ | ЛДПР | Патриоты России | Яблоко | Справедливая Россия |
---|---|---|---|---|---|---|
Федеральный бюджет | 99,77% | 98,31% | 45,27% | 0,00% | 99,98% | 100,00 |
Пожертвования | 0,00% | 0,11% | 53,32% | 45,58% | 0,00% | 0,00% |
Гражданско-правовые сделки | 0,23% | 0,92% | 0,00% | 0,00% | 0,00% | 0,00% |
Региональные отделения | 0,00% | 0,66% | 0,00% | 0,00% | 0,00% | 0,00% |
Другое | 0,00% | 0,00% | 1,41% | 54,425 | 0,02% | 0,00% |
Исключения: Патриоты России, которые живут за счёт пожертвований и «других, не запрещённых законом поступлений» (чтобы это ни значило), и ЛДПР — пожертвования составили 53% финансирования. Интересно, что большинству партий пожертвования поступают от юридических лиц. Кроме КПРФ, которой перечисляют в основном физлица, в том числе и наличными, можно предположить, что простые граждане действительно участвуют в финансировании организации — в размере 0,11%.
Выводы:
- Несмотря на большое количество партийных организаций в стране, реальные возможности участвовать в политической жизни есть у менее 8%;
- Эти возможности обеспечены деньгами в основном из федерального бюджета,
- Отсутствие в доходах как таковых членских взносов.
Обычно политические партии финансируют лица и организации, интересы которых они и представляют во власти. Рассмотрим, каким образом складывается структура финансирования российского партийного корпуса, которая как и в зарубежных странах, претерпела весьма существенные изменения.
Трансформация статуса партии как политического института.
Трудно не согласиться с суждением, что чисто общественный интерес не свойственен бизнесу по определению. Реализация экономических интересов бизнеса во многом зависит от его поддержки политическими структурами. Для обеспечения этого один из надёжных путей — финансирование политических партий. Поэтому каждая партия — это мешок с деньгами, вокруг которого образуется группа с лидером во главе, иногда обходятся даже и без лидера. Главное — это проталкивание интересов того, «кто девушку танцует».
Известно, что СПС, декларировавшая себя как праволиберальная партия, по существу всемерно поддерживающая крупный бизнес, имела в декабре 2003 г. самую высоко оплаченную избирательную кампанию — 7,3 млн. долл. В пользу СПС «сбросились» акционеры ЮКОСа, ТНК, ЛУКОЙЛа, компании «Базовый элемент», газового гиганта «ИТЕРА» («дочки» «Газпрома»), «Альфа-Эко» и пула компаний «Мегафон» и «Билайн» — общей суммой в $20 миллионов. Любопытно, что после провала СПС на выборах созданная специально для расследования причин этого внутренняя комиссия партии пришла к неутешительному выводу: до 2/3 предвыборного бюджета организации были разворованы.
Нетрудно представить себе, в чьих интересах голосовала фракция этой партии в Думе третьего созыва: по вопросам повышения минимальной оплаты труда (против), поддержки многодетных семей (против), ограничения трудовой пенсии (за), приватизации железных дорог (за),сохранение привилегий Ельцину (за) и тому подобное.
От $10 млн. до $20 млн. составлял бюджет партии «Яблоко». Её главным спонсором была компания «ЮКОС» в лице своих акционеров. При этом деньги проходили через «общества содействия…» — от развития Интернета до социальной и психологической адаптации инвалидов. У некоторых из них даже номера ИНН почти до самой последней цифры сходились.
Еще пример. Когда в июне 2003 г. Г.Селезнёв (тогда ещё на посту спикера Государственной Думы) выступил с предложением для прокуратуры и Счётной палаты «отследить феномен — откуда в Российской Федерации за 8—9 лет появились долларовые миллиардеры», то его резко не поддержали, выступили против все (кроме КПРФ) фракции.
Избирательные кампании по выборам депутатов в те годы в Государственную Думу показали, что многие крупные корпорации выступали как спонсоры одновременно нескольких партий, стоящих на резко противоположных позициях. Само по себе данное обстоятельство чревато крайне негативными последствиями. Возможно, их проявление уже наблюдается в нередких случаях единодушия в голосовании самых различных партий, чего, если верить их программам и декларируемым задачам, просто не могло быть.
Таким образом, есть основание предполагать, что спонсирование политических партий является направлением влияния на них, которое, возможно, в самой существенной мере способствует утрате ими статуса общественных, автономных, независимых организаций, представляющих интересы народа во властных структурах.
Порядок финансирования политических партий
С точки зрения формирования партийной кассы все российские партии делятся на две группы — получающие и не получающие государственное финансирование.
Финансовая поддержка партий из госбюджета предусмотрена ст. 33 Закона «О политических партиях», принятого в 2001 году. Ранее в 2003 году она составляла по 0,5 руб., с 2006 года — по 5 руб., с 2009 года — по 20 руб., с 2013 года — 50 руб., а с 2015 года — 110 рублей в год за одного проголосовавшего за партию избирателя. Подобная господдержка партий характерна для многих стран мира с капиталистической формой хозяйствования.
Право на госфинансирование, согласно закону о политпартиях, имеют не только те партии, которые прошли в Госдуму (преодолели 7% барьер), но и набравшие более 3% голосов избирателей. Также, согласно закону, правом на единовременную выплату обладают партии, которые выдвинули кандидатов на выборах президента РФ, и этот кандидат набрал не менее 3% голосов избирателей. Выплата таким партиям также производится в указанном размере за каждый поданный за кандидата голос… Таким образом, финансирование партий также увеличивается.
После появления госфинансировния важность поиска частных средств для системных партий неизбежно сократилась.
Если посмотреть данные за 2012—2014 годы, видно, что ситуация резко изменилась в 2014-м. При этом 2012 год не показателен, так как тогда госфинансирование партий было двойным — партии получили средства не только по итогам парламентских, но и президентских выборов (см. данные ЦИК по годам ).
Таблица №2. Сравнительная сумма формировании имущества политических партий в 2012—2014 (официальные данные ЦИК РФ — суммирование данных за кварталы, руб)
2012 (госбюджетное финансирование было двойным – за парламентские и президентские выборы) | 2013 | 2014 | |
---|---|---|---|
ЕДИНАЯ РОССИЯ | 3 015 788 888 | 1 848 160 854 | 2 147 620 706 |
КПРФ | 962 048 464 | 699 734 909 (37,86% от поступлений ЕР) | 995 177 632 (46,34% от поступлений ЕР в 2014) |
ЛДПР | 677 201 701.3 | 1 009 891 790 (54,64% от поступлений ЕР в 2013) | 1 908 489 246 (88,87% от ЕР в 2014) |
СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ | 506 644 421.8 | 458 892 964.5 | 481 655 789 |
РОДП «ЯБЛОКО» | 176 511 875 | 151 280 230 | 230 853 793 |
ПАТРИОТЫ РОССИИ | 116 828 100 | 116 033 300 | 102 467 345 |
«Гражданская Сила» | 3 041 500 | 12 835 000 | 12 282 000 |
«Гражданская Платформа» | 24 252 510 | 223 082 376.6 | 31 259 726.36 |
«РОДИНА» | 0 | 12 743 115 | 14 211 646.22 |
РПР-ПАРНАС | 0 | 13 787 160 | 5 511 500 |
«Альянс зеленых и социал-демократов» | 11 031 952 | 36 570 000 | 841 500 |
КОММУНИСТЫ РОССИИ | 3 288 610 | 7 028 196.5 | 14 825 932.25 |
Больше всего бросается в глаза резкое увеличение в 2014 году поступлений в партийные кассы КПРФ и ЛДПР, при том что доходы «Единой России» выросли незначительно. Госфинансирование, определенное итогами выборов 2011 года, не изменилось, но ЛДПР по объемам поступлений почти догнала «Единую Россию» — дело, можно сказать, невиданное. Из этих 1 908, 5 млн рублей госфинансирование в 2014 году составило всего 424,5 млн, то есть нашёлся бизнес, который оказался готов потратить на партию ещё почти 1,5 млрд. Резко выросли и поступления в казну КПРФ — с 699,7 млн рублей в 2013-м до почти 1 млрд в 2014-м. Из них 297 млн рублей — частные средства. Никому не надо объяснять, насколько бизнес в стране чуток к политической конъюнктуре и боится вкладываться в любые проекты, которые могут быть восприняты властью как нелояльные.
Бизнес в принципе неохотно вкладывается «в политику», хотя спонсоры стали вкладываться в ЛДПР и КПРФ.
На этом фоне очень скромно выглядит «Справедливая Россия», на партийный счёт которой в эти годы деньги поступали в основном из госбюджета. Насколько известно, часть госфинансирования партия распределяет по регионам пропорционально их вкладу в результаты выборов. То, что практически нет ни физических, ни юридических лиц, вызывающихся помогать федеральной партии напрямую, более чем показательно, что никакой инициативной помощи партии от населения нет.
Резко в 2014 году выросло финансирование партии «Яблоко». Куда пошли эти средства, непонятно, учитывая сверхскромное участие партии в региональных и местных выборах. Стабильно финансирование и не имеющих господдержки «Патриотов России».
Бросается в глаза вызванный понятными причинами обвал финансирования «Гражданской платформы» — с 223 млн рублей в 2013 году до 31 млн в 2014-м. Действительно, число случаев участия партии в региональных выборах в 2014 году резко снизилось. Однако фактически полное прекращение финансирования началось только осенью 2014 году после ухода в отставку с поста фактического лидера партии Ирины Прохоровой.
Финансирование всех иных партий, судя по отчётам, или крайне незначительно, или отсутствует. Так что нетрудно сделать прогноз о том, активности каких партий в первую очередь стоит ожидать в 2015—2016 годах и на чьей стороне симпатии самой власти.
Анализируя приведенные данные, следует также отметить, что партии «Яблоко» и «Патриоты России» не являются парламентскими, то есть не принимают непосредственное участие в выработке и принятии столь важных для страны законов.
В каком русле работает, например партия «Яблоко», всем известно — это митинги, пикеты, протесты и так далее.
Не обессудьте, уважаемые читатели, что так подробно расписываем. Но это наши бюджетные деньги, деньги налогоплательщиков. Хотя и направленные на партсчёт государством.
И хотелось бы знать, как эти выплаченные государством средства помогли партийным структурам улучшить благополучие, укрепить безопасность жителей России. Ведь руководитель партии «Яблоко» постоянно говорит, что их главная задача — забота о гражданах страны. Но если они «улучшают» (по их словам) нашу жизнь на наши деньги, то стоит отчитаться, куда данные деньги ушли, например, на страницах партийной прессы. Информацию можно публиковать и в иных изданиях.
А все ли члены вышеназванной партии знают о подобной бюджетной поддержке? И как партлидер отчитывается перед своими однопартийцами о расходовании бюджетных денежных средств?
Стоит также отметить, что центральное и региональное партийное руководство, являясь, как правило, депутатами Государственной Думы, региональных законодательных собраний, получает о-очень приличную зарплату в размере 100—150 тыс. руб., а возможно и более. Каждый депутат имеет штат помощников с зарплатой от 20 тыс. руб. и более. Плюс командировочные, бесплатная оргтехника, связь, проезд на транспорте в любой конец России.
С учётом сложной общественно-политической ситуации в стране, рядом депутатов Госдумы предлагается финансирование политических партий в России с 2016-го года сократить на 45%.
Соответствующий законопроект подготовил депутат Госдумы Игорь Зотов. По его словам, в случае снижения финансирования со 110-ти до 60-ти рублей за голос избирателя можно будет сэкономить более 3-х миллиардов бюджетных рублей, — пишут «Известия». Согласно результатам последних выборов в Госдуму, на финансирование партий ежегодно выделяется около 7-ми миллиардов рублей. Лидирует «Единая Россия» — у неё 3,5 миллиарда. У КПРФ 1 миллиард 400 миллионов (источник).
В России запретили финансирование партий иностранцами
Президент России Владимир Путин в ноябре 2014 года подписал закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу финансовой отчетности политических партий, избирательных объединений, кандидатов на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления»
Федеральным законом устанавливается запрет на получение политической партией и её региональными отделениями пожертвований от некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, а также на заключение сделок с иностранными гражданами, иностранными и международными организациями, иными субъектами, от которых не допускаются пожертвования политической партии и ее региональным отделениям.
Также закон предусматривает усиление административной ответственности за подкуп избирателей, участников референдума, незаконное финансирование избирательных кампаний, кампаний референдума и использование этих средств. Одновременно устанавливается административная ответственность за незаконное финансирование деятельности политической партии, не связанной с её участием в выборах и референдумах, за нарушение политической партией требований об обязательном аудите её финансовой отчетности в предусмотренных федеральным законом случаях, за нарушение порядка и срока представления финансовой отчетности.
Кроме того, сведения о поступлении средств в избирательные фонды, фонды референдума и о расходовании этих средств размещаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на своих сайтах в сети Интернет.
Также закон впервые устанавливает, что при проведении региональных и местных выборов и референдумов обязательному размещению подлежат сведения о финансовой операции по расходованию средств из соответствующего фонда на сумму свыше 50 тыс. руб., о юридических лицах, перечисливших в соответствующий фонд пожертвования на сумму свыше 25 тыс. руб., о количестве граждан, перечисливших в соответствующий фонд пожертвования на сумму свыше 20 тыс. руб., о средствах, возвращенных жертвователям, а также об общей сумме поступивших в соответствующий фонд средств и общей сумме израсходованных средств.
При проведении федеральных выборов вдвое снижаются предусмотренные в настоящее время размеры финансовых операций по расходованию средств избирательных фондов, сведения о которых подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации.
Федеральным законом также уточняются полномочия контрольно-ревизионных служб, создаваемых при избирательных комиссиях.
Таким образом, внесение изменений в действующее законодательство усиливает контроль за целевым расходованием средств, в том числе — за счёт средств бюджета, что очень правильно и своевременно.
Послесловие
Как видно, существует определённая система финансирования политических партий за счёт средств федерального бюджета в целях их более эффективной деятельности в интересах населения. Чтобы было понятно, что выделяется немало средств на содержание политических партий, при этом данное финансирование превышает в разы по сравнению с уровнем инфляции и индексации пенсии (по годам), приведём данные, которые наглядно свидетельствуют уровень финансирования политических партий..
Таблица №3. Данные по уровню финансирования политических партий в сравнении с социальными показателями
Года/Показатели | Ставка за 1 голос, руб. | Уровень инфляции,% | Индексация пенсий,% |
---|---|---|---|
2002 | — | 15,6 | 30,7 |
2003 | 0,5 | 11,99 | 17,7 |
2004 | 0,5 | 11,74 | 11,4 |
2005 | 0,5 | 10,91 | 12,7 |
2006 | 5,0 | 9,0 | 16,0 |
2007 | 5,0 | 11,87 | 20,4 |
2008 | 5,0 | 13,28 | 26,9 |
2009 | 20,0 | 8,8 | 14,27 |
2010 | 20,0 | 8,78 | 8,8 |
2011 | 20,0 | 6,10 | 10,65 |
2012 | 20,0 | 6,58 | 10,1 |
2013 | 50,0 | 6,45 | 8,3 |
2014 | 50,0 | 11,36 | 11,4 |
2015 | 110,0 | 9,39 | 7,1 |
Темп роста в год | 3,62 раза | 9,68 | 14,74 |
Таким образом, темп роста финансирования деятельности политических партий, в том числе непарламентских, превышает значительно уровень инфляции и индексации пенсий. Следовательно, партии обязаны работать более эффективно, поскольку существуют на средства налогоплательщиков.
Думается, что всех названных средств вполне хватает, чтобы порадеть за народное благополучие, укрепить партийные ряды и реальными делами поднять авторитет своей партии в глазах избирателей. Трудности для того и существуют, чтобы их преодолевать.
Госфинансирование не единственный источник деятельности партийных структур, хотя и самый значимый. На счета партий поступают добровольные взносы от граждан, организаций, предприятий. Это немалые средства, исчисляемые миллионами рублей. Народ также должен знать, на что они расходуются. Открытость и прозрачность деятельности партий — необходимое условие завоевания доверия граждан и повышения внутрипартийной дисциплины.
А запреты на иностранное финансирование призваны не только оградить российского избирателя от зарубежного вмешательства в политический процесс в России, но и гарантировать соблюдение принципа политического нейтралитета государства. А избирателям в предстоящие выборы 2015—2016 годов надо более вдумчиво к голосованию, чтобы не получилось как с Петрозаводском.
Материалы:
Кто финансирует партии в России
http://ruskline.ru/analitika/2010/8/24/kto_finansiruet_partii_v_rossii/
В России запретили финансирование партий иностранцами
http://polittech.org/2014/11/25/v-rossii-zapretili-finansirovanie-partij-inostrancami/
Кто финансирует российские партии?
http://rusrand.ru/news/kto-finansiruet-rossijskie-partii
…В каких странах партии финансируют из бюджета?
http://www.aif.ru/dontknows/1225905
«Золото» партий. Кто финансирует российских политиков?
http://www.aif.ru/politics/russia/45589
Партийные финансы: как «оппозиция» догоняет «партию власти»
http://www.forbes.ru/mneniya-column/vertikal/288267-partiinye-finansy-kak-oppozitsiya-dogonyaet-partiyu-vlasti
КПРФ и ЛДПР подкинули за верность курсу
http://www.compromat.ru/page_35663.htm
Инфляция в России
http://fin-plus.ru/ru/info/inflation_index/Russia
Индексация размера страховой пенсии
http://nnvita.ru/rasnoe_poleznoe/indeksaciya.html — индексация пенсий
Золото партий
https://old.flb.ru/info/37629.html
Комментарии: