C 24 по 31 июля 2015 г. в Карелии состоялся Третий международный фестиваль «Петроглиф» (далее — Фестиваль), который прошёл в Калевальском районе Республики Карелия. Мы решили пообщаться с организаторами фестиваля: писателем Владимиром Софиенко и его супругой Еленой. Итак, вот что они рассказали:
Петроглифы — это первые письмена, первое желание человека творчески выразиться, это возможность передать свои зашифрованные послания. Фестиваль «Петроглиф» задумывался как кочующий фестиваль, который знакомит писателей с жизнью Карелии. «Петроглиф» путешествует по всем медвежьим уголкам Карелии, чтобы знакомить участников с жизнью, культурой и бытом карельской глубинки.
История фестиваля «Петроглиф»
Первый фестиваль состоялся три года назад в 2013 году в посёлке Мейери Сортавальского района на берегу Ладожского озера. Сам Фестиваль состоит из двух этапов: образовательной программы и культурно-экскурсионного тура. Поэтому после насыщенной трёхдневной программы участники совершили дюльферный спуск со скалы Паасо, поездку в мраморный карьер Рускеала и остров Валаам, путешествие на Бесов нос на Онего.
В 2014 году Фестиваль совершил своё путешествие в Заонежье — деревня Кондобережская Медвежьегорского района. После окончания образовательной программы участники посетили остров Кижи, Беломорские петроглифы и остров Соловки.
В этом году участники Фестиваля приехали, чтобы познакомиться с культурным и литературным наследием Севера, с творчеством карельского писателя Ортьё Степанова, познакомиться с этнокультурным наследием п.Калевала. Также участники посетили национальный парк Паанаярви и своими глазами увидели красоты озера Паанаярви, образованного в разломах скального основания, самого глубокого среди малых озёр Фенноскандии. Участники посетили гору Кивакка, с вершины которой открываются великолепный вид на озеро Пяозеро, порог Киваккакоски. Поразил всех своим величием и водопад «Киваккакоски» — это самый мощный нерегулируемый порог в Карелии, где перепад воды составляет 12 метров.
В 2016 г. фестиваль пройдёт в посёлке Нюхча Беломорского района.
Кто приезжает на Фестиваль и что там делают?
Целевая аудитория Фестиваля специфическая — это современные писатели и поэты, литературные критики и издатели, организаторы литературных фестивалей, руководители этнокультурных центров, библиотекари, читатели и ценители литературного слова. Как правило, в Фестивале принимает участие около 50 человек, половину из которых составляют авторы произведений современной литературы. Они проводят мастер-классы и литературные студии, читают лекции, выступают с докладами.
Особое место всегда занимает детская литература и организация работы с детьми. Ученица Джанни Родари — Вера Линькова организует работу детской литературно-художественной студии «Биномка». В рамках студии ребята придумывают, изображают и обыгрывают свои произведения, то есть происходит работа с чувственным, эмоциональным восприятием, и со словом, и с дальнейшей его интерпретацией, т.к. отрабатываются различные способы его обыгрывания. По сути, они создают рукотворную книгу.
Елена Усачёва, детская писательница из Москвы, которая писала сценарии к детскому анимационному мультсериалу «Фиксики», после посещения фестиваля в прошлом году написала повесть «Бесов камень», где прототипами героев послужили участники предыдущего фестиваля.
Какими особенностями обладает «Петроглиф»?
Классические фестивали происходят в гостиницах, в комфортной среде. Этот фестиваль не такой: тут важно показать аутентичность, погрузиться в среду. «Петроглиф» — это своеобразное коммунальное общежитие, участники проживают в палатках и традиционных карельских избах с обязательной баней на берегу водоёма. В том году была возможность посетить баню по-чёрному.
Самое удивительное это то, что такие условия проведения фестиваля как удалённость от города, отсутствие электричества и интернета, перебои с мобильной связью — не пугают людей. Развивая фестиваль, организаторы также содействуют и развитию экологического туризма в Карелии.
К тому же, сам международный литературный фестиваль «Петроглиф» может стать одним из брендовых мероприятий, продвигающих Карелию за пределами региона и за пределами России. На самом фестивале стараются продвигать местные карельские инициативы, как например, студию «Биномка» или инициативы по проведению конкурса для начинающих авторов и фотовыставке «По следам Петроглифа: красоты Карелии».
Что касается социальной значимости фестиваля — он позволяет местным жителям, и что самое главное — детям, познакомиться с писателями и пообщаться с ними. После таких встреч дети оживают, у них словно вырастают крылья. Не каждая семья может позволить себе приехать в крупные города на презентацию книги, да и библиотеки есть не везде.Тем не менее, живое общение с автором книги и наличие качественной детской литературы — важный элемент в образовании и воспитании детей.
На протяжении всех лет фестиваля проводится социальная акция «Книги — детям» как обязательный элемент фестиваля. Часть книг была передана в Национальную библиотеку, другая часть поедет в Питкяранту.
Фестиваль заканчивается пресс-конференцией и выступлением писателей и поэтов в Национальной библиотеке Республики Карелия. В этом году фестиваль закончился выступлением таких писателей: Дмитрий Скирюк, Дмитрий Казаков, Елена Усачёва, Вера Линькова, Анна Матасова и др.
Такой необъятный мир современной литературы…
Анализируя проблемы современной литературы, нужно отметить, что прервана логическая цепочка:
автор — издатель — библиотека — читатель.
В каждом районе эта система работает по-своему, но как система на государственном уровне — она потеряна. Теряется и современная литература. Многомиллионных тиражей нет, максимальный тираж карельских писателей — это 1000 экземпляров. А значит и говорить о повышении культурного уровня населения не приходится.
Как правило, издание книг происходит за собственный счёт или за счёт спонсоров. Министерство культуры Республики Карелия уже несколько лет проводит конкурс на издание произведений карельских писателей, там есть, конечно, свои нюансы, но это определённый шанс для местных авторов.
В Карелии есть журнал «Север», в котором публикуются современные авторы, и это тоже возможность проявить себя. Но выход для региональных авторов в столичные журналы, по словам Андрея Коровина — поэта и организатора Волошинского фестиваля в Коктебеле, чрезвычайно сложен, кажется, что они там не востребованы.
Следует отметить ещё одну особенность: если человек пишет на классическом русском зыке с длинными фразами — то он также становится невостребованным. Издатель, который действует в современных «рыночных» условиях, а по факту под гнётом либеральной идеологии, заинтересован в прибыли, иначе он просто разорится. Это говорит о том, что более востребованы тексты, где преобладает действие (экшен), а не размышление. Калейдоскоп, короткие фразы и клиповое мышление вместо длинных предложений и целостного мировоззрения. Но мы считаем, что это временное явление, связанное с доминированием либерализма, который уходит в прошлое.
Ирина Мамаева, член жюри литературных конкурсов, отмечает в текстах всплеск темы патриотизма, больше стали писать о деревне, при этом тексты зачастую очень слабые. Наметилась тенденция, что женщины авторы выбирают главным героем — мужчину, т.к. «считается», что если женщина — главный герой, то это не серьёзная литература.
Система поддержки писателей и поэтов со стороны государства, какая она была в Советское время, сейчас практически не существует. Такой профессии как писатель — нет. Как правило, большинство современных писателей — это работающие люди, которые пишут в свободное от работы время. Так и должно быть — поскольку творчество писателя, не знакомого с общественно полезным трудом, не отражает жизни. Например всем известный поэт Александр Сергеевич Пушкин был ещё и государственным служащим. Создание «касты писателей», как это пытались организовать в СССР — путь вырождения писательского искусства.
С энтузиазмом смотрят в будущее…
Организаторы фестиваля не воспринимают те трудности, которые испытывают современные писатели как проблемы. Для них — это задачи, из которых они формируют план дальнейших действий. В их планах создать дом творчества писателей, который станет не только базой реализации культурно-образовательной программы фестиваля «Петроглиф», но и местом проведения школы писательского мастерства, выездных тематических сессий, который давал бы возможность работать писателям, поэтам, художникам и музыкантам.
Несмотря на то, что нет привычного комфорта в деревнях, люди, которые хотя бы один раз побывали на фестивале, приезжают ещё раз. Уже сейчас участники спрашивают как им подготовиться к следующему фестивалю, а это значит, что у фестиваля есть своя аудитория.
Заключение: нужно беречь своё, родное…
Приехав в Карелию, есть возможность обогатиться духовно, соприкоснуться с историей, прочувствовать то, что чувствовали наши предки. Глубокие впечатления остаются после таких встреч.
Ценить свою Родину — вернуться к своим корням — вот одна из задач, которую преследуют организаторы, проводя «Петроглиф». Отношение некоторых людей к наследию — удивляет. «Мне всё равно!» — так оценивали некоторые люди усилия организаторов во время подготовки Фестиваля:
Мне всё равно, что будет с моим родовым 150-летним домом, мне всё равно, что вы будете писать про Карелию и рассказывать о ней другим людям, мне всё равно, кто участники ваших мероприятий и для кого вы всё это делаете.
Таким людям нужно понять, что нужно беречь своё, родное, а не разбазаривать и распродавать то, что было нажито трудом их предков. Через Фестиваль организаторы хотят показать самобытность края, привить любовь к своим корням, к своему наследию, чтобы люди его берегли и знали. Рано или поздно они всё равно будут обращаться к своим истокам, тогда и они поймут свою ошибку.
Сердце болит от того, что деревни продолжают умирать. Брошенные пустые дома, которые не поддаются восстановлению. По словам Михаила Степанова, из 200 деревень, которые были раньше в Калевальском районе и рядом с ним, осталось всего четыре. Связь между деревнями прервана. Главное, чтобы связь между поколениями не прервалась.
В целом, организаторы приятно удивлены отношением людей в деревнях — они очень открыты, чувствуется, что люди вкладывают душу в дело сохранения культурного и исторического наследия своего края, буквально по крупицам собирая частицы для будущих поколений.
Чувствуется, что денег нет в деревнях, плохие дороги, с бюджетом всё слабенько, но приятно удивляет ухоженность посёлка Калевала. Всё прибрано, трава подстрижена, улочки подметены, всё ухожено.
Развитие учреждений культуры чрезвычайно важно. Национальная библиотека Республики Карелия сейчас полностью обновлена, визит-центр в парке Паанаярви — очень комфортный для пребывания.
Учреждения культуры должны давать определённое ощущение, возвышать человека. Сохранять этнокультурное наследие не означает отказываться от современных технологий.
— об этом постоянно говорит наш министр культуры Е.В.Богданова, которая много делает для того, чтобы в сложных социально-экономических условиях поддерживать коллективы и учреждения культуры.
В этом году фестиваль прошёл в партнёрстве с КРОО «Межвузовский центр межнационального общения и патриотического воспитания». В рамках реализации проекта «Семейно-педагогическая программа «Многообразие Карелии — выбор в пользу будущего!» прошёл Семейно-педагогический форум «Многообразие Карелии».
Фестиваль удался, он состоялся. Организаторы благодарны Министерству культуры Республики Карелия, Министерству по делам молодёжи, физической культуре и спорту Республики Карелия, Администрации Калевальского района, этнокультурному центру «Хаяколя» под руководством Михаила и Ольги Степановых, всем партнёрам и волонтёрам, помогающих в проведении Фестиваля!
Комментарии: