Я — поэт. Этим и интересен.
Об этом и пишу.
Об остальном — только если
это отстоялось словом.
(В.В. Маяковский. Я сам).
«Я хочу быть понят моей страной» — эта строка из стихотворения Владимира Маяковского звучит как просьба и заклинание. И хочется действительно понять поэта, не судить о нём поверхностно, разобраться в перипетиях его трагической судьбы.
В русской поэзии существует прекрасная традиция: каждый поэт, будь он мал или велик, не мог не задумываться о назначении творчества, о своём месте в жизни современного ему общества, о роли поэзии в жизни людей.
У Маяковского, поэта революции, было много общего в понимании роли поэта и поэзии с классиками XIX века. Пушкин призывал «глаголом жечь сердца людей», «милость к падшим призывал». Лермонтов, продолжатель лучших традиций своего великого современника, уподоблял поэзию боевому оружию, утверждая действенное значение литературы в нравственном и политическом преобразовании общества. Некрасов считал, что поэт, независимо от степени его таланта, должен быть прежде всего гражданином, воспринимающим боль и страдания народа, как свои собственные.
«Светить всегда, светить везде», — так определял задачу поэзии В. Маяковский. Он жил в сложную переломную эпоху созидания нового общества, которая выдвинула перед ним целый ряд новых требований и целей.
Краткая биография
МАЯКОВСКИЙ, ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ, русский поэт (1893—1930).
Родился 19 июля 1893 в селе Багдади Кутаисской губернии, в семье лесничего. И отец, и мать Маяковского были потомственными дворянами (Столбовой отец мой / дворянин // кожа на руках моих тонка… — Про это).
В 1906, после внезапной смерти отца, семья Маяковских переезжает в Москву. В Москве Маяковский, увлекшись идеями социал-демократии, вступает в 1908 в РСДРП и принимает участие в подпольной работе. С этим обстоятельством связано и прекращение Маяковским, после 5-го класса гимназии, систематического общего образования. Маяковский трижды арестовывался, но в конце концов был отпущен на поруки матери, после чего вышел из рядов партии и, вопреки распространенному мнению, впоследствии в неё не вступал.
Именно в тюрьме, под впечатлением от впервые прочитанных современных стихов, в частности — Бальмонта, Маяковский сделал первые шаги в поэзии (стихи не сохранились), написанное впоследствии оценивал очень критически.
Обучался живописи в училище живописи, ваяния и зодчества, откуда вскоре был исключен за футуристическую «левизну». Совместно с В. Хлебниковым, Д. Бурлюком и А. Крученых Маяковский организовал группу кубофутуристов, подписав их манифест «Пощечина общественному вкусу» (1912).
В империалистическую войну 1914 года Маяковский занял пораженческие позиции. В 1915 был призван на военную службу чертежником. Восторженно встретил, однако скоро разочаровался в Февральской революции. В Октябрьские дни стал работать с большевиками. В годы военного коммунизма провел огромную работу в «Роста». В начале нэпа организовал группу «левого фронта искусства», сосредоточившуюся вокруг журналов «Леф» и «Новый Леф», которые Маяковский редактировал. Совершил несколько поездок за границу — по Западной Европе (Франция, Испания) и Америке (САСШ и Мексика). 20-летний творческий путь поэта завершился вступлением в начале 1930 года в РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей — литературное объединение в СССР послереволюционных времён).
Личный кризис привел Маяковского 14 апреля того же года к самоубийству.
Отражение эпохи в творчестве Маяковского
Поэтический борец и новатор, Маяковский был тем великим художником, который не выбирал себе «путь, чтобы протоптанней и легче», а шёл отыскиваемой им самим трудной дорогой. Творчество Маяковского противоречиво и сложно. Он органически проделал сложнейшую поэтическую перестройку. Путь Маяковского к искусству социалистической революции, к поэзии пролетариата пролег через ухабы и рытвины индивидуализма, болезненного мессианистского одиночества и бредовой тоски. От одинокого бунтарства и протеста против капиталистических отношений с позиций абстрактно-гуманистических, — через мелкобуржуазное революционно-космическое восприятие перспектив Октябрьской революции к подлинной пролетарской революционности — таков путь поэта.
В 1912—1917 Маяковский выступает как своеобразный социалист-утопист, как выразитель той группы мелкобуржуазной, гуманистически настроенной интеллигенции, идейное развитие которой впоследствии привело к приятию Октябрьской революции. Основная тема дореволюционного творчества Маяковского — человек и капитализм. В самой уже постановке темы «человек и капитализм» в Маяковском сказалась природа мелкобуржуазного утописта. Силой своего дарования поэт выражал ощущение растерянности, бессилия перед лицом капитализма, уродующего и уничтожающего личность.
Вражда, ненависть к капитализму окрашивают творчество Маяковского в этот период. «День рождения человека» встревожил «логово банкиров, вельмож, дожей». Человек начинает понимать сущность капиталистического общества. Для него это частная собственность капиталистов и банкиров, скрепленная законами, государственными установлениями, религией. Это понимание далеко от пропагандируемого марксистского понимания капиталистических отношений. Но человек Маяковского приходит стихийно к протесту против коренных установлений капиталистического общества. В поэме «Человек» (1916) Маяковский даёт следующий образ капиталистического мира:
Моё безупречное описание земли
передайте из рода в род.
Рвясь из меридианов,
Атласа арок
пенится,
звенит золотоворот
франков,
долларов,
рублей,
крон,
иен,
марок.
В нём, в этом золотовороте всё и вся тонут. Золотоворотом управляет капиталист-банкир, «повелитель всего», ненавидимый человеком Маяковским, грозный, «неодолимый» враг. «Повелитель всего» опутал сетью проводов все страны и землю скрутил в улицы. Он мощен, неуязвим. Он всесилен и всемогущ. Нет силы, способной опрокинуть его господство. Нет выхода.
Встрясывают революции царств тельца,
Меняет погонщиков человечий табун,
Но тебя,
Некоронованного сердец владельца,
Ни один не трогает бунт!
Маяковский не знал ещё, что есть в этом обществе сила, историческая задача которой и состоит в том, чтобы сбросить иго «повелителя всего» — «некоронованного сердец владельца». Прекрасного, могучего человека, воспеваемого Маяковским, слуги «повелителя всего» — банкиры, вельможи — захватили в плен. Жаждущим работы рукам они дали винтовку, «физическую силу ума», обуздали законом, на сердце — этот необычайнейший «комок» и «чудо» — надели «цепь-религию». Маяковский протестует против закона, против собственности, издевается над богатыми, святотатствует, богоборчествует.
К империалистической войне 1914 года Маяковский отнёсся отрицательно, став на пораженческие позиции. Этим он выделялся из среды других мелкобуржуазных поэтов, в массе своей оголтелых патриотов и шовинистов. В «Войне и мире» (1916), пожалуй единственной во всей русской поэзии того времени антивоенной поэме, с такой исключительной силой протестующей против войны, Маяковский писал:
Вылезли с белым.
Взмолились
— не надо!
Никто не просил
чтоб была победа
родине начертана.
Безрукому огрызку кровавого обеда,
на чорта она?!
К протесту против войны Маяковский привёл своего человека. Но этого мало. Маяковский, имевший давние счеты с «повелителем всего», в нём же почуял и виновника этой войны. Зачинателей войны он клеймит убийцами. Самому изображению войны предшествует изумительная по сатирической силе картина современного ему капиталистического Вавилона. В нем «мясомассая, быкомордая орава», «орущая», «жрущая», «пьющая», «по ночам взбирающаяся потеть друг на друге, сотрясая город скрипом кроватей».
Причина войны, по Маяковскому, — «рубль, вьющийся золотолапым микробом в прогрызанной душе». Отношения капиталистической собственности сделали основной чертой души человека погоню за рублем. Деньги, стремление к наживе и выгоде сделали неизбежной империалистическую войну. Страшный лик войны в потрясающе сильных строфах своей поэзии и рисует Маяковский.
Реальная действительность, продолжение войны Временным буржуазным правительством, рост социалистической борьбы пролетариата начинают разрушать гуманистические иллюзии и мелкобуржуазную утопичность воззрений Маяковского. Он начинает понимать, что империалистическая бойня санкционирована буржуазно-демократическими установлениями, он видит, что над нею веет дух рубля, франка, доллара, марки.
Только революция, сперва Февральская, а затем Октябрьская, поставила перед Маяковским задачу сделать свою поэзию простой, доступной и понятной широким массам.
«Левый марш» — самое революционное стихотворение Маяковского — намечает новый художественный конфликт в лирике поэта: «МЫ» (краснофлотцы, Ленин, Теодор Нетте, строители Кузнецка) — «ОНИ» (белые, спекулянты, Керенский, Врангель, «мурло мещанина» советской формации). Духовно-нравственный конфликт «Я»—«ВЫ» уступает место идеологическому и политическому. Вся поэтическая структура «Левого марша» аргументирует это противостояние: «МЫ» разворачиваемся в марше, чтобы загнать клячу истории, ибо смотрим в будущее, — «ОНИ» живут по библейским законам, смотрят в прошлое; «МЫ» реем как вольные птицы — «ОНИ», заручившиеся поддержкой Антанты, уподобились зверю («вздымает лев вой»); «МЫ» несём человечеству свет — «ОНИ» — тьму, «мора море, голод». Энергичный рефрен: «Левой! Левой! Левой!» выражает и команду идущим, и оптимизм поэта. Все выделенные нами образы легко группируются в антитезы, характерные для стиля революционного романтизма, известного ещё поэтам XIX в.
С одной лишь разницей: XIX в. уповал на солнце разума, Маяковский выдвигает на первый план маузер и удушение («крепи у мира на горле пролетариата пальцы»). Итак, поэт предлагает невероятное: «Ваше слово, товарищ маузер!» Всегда ли мы понимаем последствия такого призыва? Поэтический «маузер» Маяковского вызвал, по закону бумеранга, обратное действие: 14 апреля 1930 г. поэта не стало. Официальная версия смерти — самоубийство. Но сейчас популярна и другая — политическое убийство. Что бы ни было на самом деле, оба предположения не противоречат друг другу, так как причины трагедии уходят корнями в биографию поэта.
Современна ли сатира Маяковского?
Сатиру Маяковский назвал своим любимым оружием, метившим в годы революции в «контру», а после неё — в совмещанина («О дряни»). «Совмещанин» — изобретение поэта, каламбур, соединяющий в себе три слова: «советский», «совмещать» и «мещанин».
Без сатирической окраски слово «мещанин» довольно безобидно, т.к означает «человека, прикреплённого к месту».
Эпоха Маяковского — эпоха словотворчества, неологизмов типа: «совкино», «совкультура». Поэт гордился тем, что он советский («Я себя советским чувствую заводом, вырабатывающим счастье»), возмущался любым сокращением доброго слова, поэтому в отместку и придумал: «совмещанин», то есть совмещающий в себе «красную», лояльную форму и антисоветскую суть. Маяковский рисует совмещанина в домашней обстановке, среди особого интерьера: рядом с самоваром газета «Известия», клетка с канарейкой соседствует с портретом Маркса в «алой рамочке». Символы красного режима и на платье у жены — брошь в виде «серпа и молота». Так выглядит бутафорская революционность. «Наскоро оперенье переменив», совмещанин, даже жену называющий «товарищ Надя», организовал дома уютный быт, подкрепляемый «подачками» («К празднику прибавка — двадцать четыре тыщи») за сверхуживчивость, сверхлояльность, сверхравнодушие к судьбе страны-подростка. Сатирическая деталь поэта беспощадна, нарочито груба, низкопробна («намозолив от пятилетнего сидения зады», «крепкие, как умывальники», «фигурять», «та или иная мразь»).
В стихотворении «Прозаседавшиеся» Маяковский рисует уклад советского учреждения в «дожде бумажных дел», в бесконечных заседаниях, посвящённых «покупке склянки чернил» или «объединению Тео и Гукона» (ироническое соединение двух разных учреждений: «Тео — театральный отдел Главполитпросвета, Гукон — Главное управление коннозаводства при комиссариате земледелия»).
Царство абсурда наваливается на лирического героя, его «свихнувшийся разум» не в состоянии понять «спокойнейший голосок секретаря» о своем начальнике: «Они на двух заседаниях сразу». Гротесковый стиль стихотворения пронизан публицистичностью, ибо газеты тех лет обсуждали многочисленные вопросы советского бытия: «В чём ходить на работу?», «Как строить отношения между мужчиной и женщиной?», «Нужен ли институт знакомств?», «Можно ли носить галстуки, пиджаки, фраки?», «Что такое изящная жизнь?» Если первые вопросы отражают процесс созидания новой культуры, то последние два — типичная желтизна — бессмысленная и беспощадная.
Темы сатирических стихотворений охватывали всю злобу дня: бюрократизм, быт, любовь, нравы молодёжи, псевдоценности советской буржуазии, вызывая гнев, презрение, желание «достучаться» до тех, кто не хочет строить город-сад, не хочет видеть «чахоткины плевки», беспризорных детей. «Шершавый язык» плаката вошёл в стилистику Маяковского.
Маяковский о роли поэта и поэзии
В стихотворении «Приказ № 2 по армии искусств «Маяковский обращается к современным писателям и поэтам с призывом:
Товарищи! Дайте новое искусство — такое, чтобы выволочь республику из грязи».
По убеждению Маяковского, искусство должно войти в жизнь, поэт — стать таким же необходимым и полезным людям, как солнце. Об этом он пишет в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
Солнце приходит в гости к поэту-труженику, поэту-агитатору, заваленному работой. Эта нереальная фантастическая история теряет мистическую многозначительность благодаря мягкому юмору, введению в повествование забавных бытовых деталей. У Маяковского светило «заговорило басом», потребовало варенья и даже снизошло до дружеской болтовни с поэтом. Но вот в ироническом авторском повествовании незаметно появляются серьезные ноты, которые затем возвышаются до патетики.
…Пойдём, поэт,
взорим,
вспоём
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить своё,
А ты — своё,
стихами.
Аллегорическая форма помогает поэту ярко и образно выразить свое понимание роли поэзии, искусства в обществе. Цель солнца — светить людям, давать жизнь всему живому на земле. Таким же неутомимым тружеником должен быть поэт. Свет поэзии для людей — то же, что свет солнца. И поэт, понявший это, радостно несёт свою нелегкую ношу.
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой —
и солнца!
Маяковский никогда не обожествлял поэзию, не накидывал на неё флер таинственности и загадочности. Напротив, «труд мой любому труду родствен», — утверждал поэт. Но вместе с тем он вовсе не склонен был преуменьшать значение и результаты этого труда. Да, поэт, работая над стихом, затрачивает гигантские усилия:
Поэзия —
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды.
Только упорный вдохновенный труд дает поэту право стать «водителем» народа, а не его «слугой». Только тогда:
Эти слова
приводят в движение
тысячи лет
миллионов сердца.
Поэт — это активный строитель новой жизни. Маяковский считает поэзию мощным оружием борьбы с тем, что мешает людям нормально жить. Он вновь и вновь возвращается к мысли о том, что «чистого, нейтрального искусства нет». Каждый, кто служит ему, по мнению Маяковского, должен чётко определить свои идейные позиции, найти своё место в строительстве новой жизни.
В неоконченной поэме «Во весь голос» Маяковский подводит итог своей 20-летней поэтической деятельности. По форме это произведение представляет собой острый полемический разговор поэта социалистической эпохи с потомками. Здесь Маяковский обращается к тем, кто будет жить в «коммунистическом далёко», разговаривает с ними, «как живой с живыми». Он, подобно Пушкину в «Памятнике», старается осмыслить суть и значение своей поэзии, объяснить далёким потомкам, в чём заключается назначение поэта советской эпохи. Только тот может быть истинным поэтом, кто весь свой талант щедро отдаёт трудовому народу.
И все
поверх зубов вооруженные войска,
что двадцать лет в победах
пролетали,
до самого
последнего листка
я отдаю тебе,
планеты пролетарий.
У Маяковского было, что отдать пролетариату. Если дореволюционная поэзия Маяковского, примерно за восемь лет, вместилась в одном томе, то послереволюционная, за 12 лет, потребовала девяти томов, и это далеко не всё, что было написано Маяковским после революции. Революционная атмосфера, органическое участие поэтическим словом в революционной борьбе пролетариата вызвали и бурную, кипящую поэтическую деятельность и многообразие жанров.
Тема поэта и поэзии — самая актуальная в лирике Маяковского. В «Пощёчине общественному вкусу» (1914), «Облаке в штанах» (1915) он полемизировал с «чистой» поэзией, равнодушной к трагедии города, войне, революции, с традицией элитарного искусства. В «Юбилейном» сам автор новой поэтики, обращаясь к Пушкину, скажет, что в его стихах «гудит время телеграфной строкой» и наступили «битвы посерьезнее Полтавы», что своим творчеством он выполняет социальный заказ и ему хотелось бы в литературной табели о рангах занять место рядом с Пушкиным, который также «бушевал» в своей эпохе.
Послесловие
Послушайте!
Ведь если звезды зажигают —
Значит, это кому-нибудь нужно?
Бескорыстное служение людям, равнодушие к почестям и славе — вот отличительные черты Маяковского-поэта. И это даёт ему уверенность в том, что его «стих трудом громаду лет прорвёт и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошел водопровод, сработанный ещё рабами Рима».
Голос Маяковского доносится к нам сквозь десятилетия. Что же мы ответим ему? Пророчества великого советского поэта об обществе в духе утопического социализма не сбылись. Пока не сбылись. На многое мы смотрим сейчас совсем по-иному, но как нам не хватает страстной веры Маяковского в светлое будущее, его огромной любви к своему отечеству! И хотя сегодня идеологией России стал либерализм, значит ли это, что Маяковский безнадежно устарел, что его поэзия уже не интересна и не нужна людям?
Думается, что настоящий большой талант нацеленный на воплощение лучшего будущего не зависит от политической ситуации в стране, перемены идеологий. Маяковский по-прежнему жив, ибо каждая его поэтическая строчка искренна. Он писал только о том, во что верил, к чему стремился, о том, что должно случиться. По-прежнему злободневна его сатира, бичующая бюрократизм, приспособленчество, пошлость. Мы продолжаем зачитываться его изумительными поэмами и стихами о любви, открывая для себя новые грани этого всепоглощающего чувства. Мы до сих пор восхищаемся оригинальностью и необычностью его языка и стиля. И как-то незаметно приходим к выводу: чтобы обрести вечную жизнь в своей поэзии, художник должен быть прежде всего искренним и честным с самим собой и с людьми.
Создание новой культуры требует и новых подходов. Таким созидателем-новатором был Маяковский. Чувствуя биение сердца новой страны, он отражал её будущее в своём творчестве:
Республика, наша,
строится,
дыбится.
Другим
странам
по сто.История —
пастью гроба,
А моя
страна
подросток —
твори,
выдумывай,
пробуй.Радость прёт!
Не для вас
уделить ли нам?
Жизнь прекрасна
и
удивительна.
Лет до ста
расти
нам
без старости.
Материалы:
http://www.kostyor.ru/student/?n=148 –
http://slovarionline.ru/literaturnaya_entsiklopediya/page/mayakovskiy.3494
http://www.ukrlib.com.ua/sochin-rus/printout.php?bookid=23&id=18
http://shkolyaru.ru/klassicheskaya/mayakovskij/359-sovremenna-li-satira-mayakovskogo.html
http://russianliter.ru/file.cgi?id=324
http://www.0zd.ru/literatura/zhizn_i_tvorchestvo_vava_mayakovskogo.html
Комментарии: