Лес — один из важнейших видов природных богатств, имеет огромное значение в общественном производстве и в жизни человека. Он — важнейший фактор экологического равновесия биосферы, крупнейший накопитель солнечной энергии и биологической массы, один из источников кислорода на земле, поэтому перед органами власти всех уровней стоит стратегическая задача — сбережение, приумножение и более эффективное использование возобновляемых природных ресурсов.
В последние годы большое внимание уделяется вопросу лесовосстановления в России — как составной части государственной стратегии по воспроизводству лесных ресурсов и оздоровлению окружающей природной среды. В России управление лесным хозяйством уходит в далекое прошлое.
К примеру, лесовосстановление берёт начало с XVI века, когда в окрестностях Ярославля были заложены лесные культуры кедра.
Из четырёх тысяч подписанных Петром Первым указов, более 200 затрагивали вопросы лесного хозяйства. Его Указ N 1995 от 19 ноября 1703 г. «О запрете рубок леса в поймах рек» не только обеспечивал строительство флота, но и полноводность рек, причем следует отметить, что для средних и крупных рек водоохранная зона доходила до десятков верст, а не метров как сегодня.
Именно Пётр Первый всецело осознал и необходимость специального лесного образования. По его «Завещанию» Сенат в 1726 г. пригласил с берегов Эльбы трех «знателей», за каждым из которых закрепили по 5 учеников. Один из «знателей» — Фогель — заложил впоследствии под Петербургом знаменитую Линдоловскую рощу, являющуюся сегодня обектом ЮНЕСКО.
С тех времён Россия превратилась в крупнейшую в мире лесную державу. Общий запас её древесины составляет 81,5 млрд.куб.м., что в 35 раз превышает соответствующие показатели США и в 30 раз—Канады. Фактический объём лесопользования в Российской Федерации равен 120 млн.куб.м. (при возможном объёме расчётной лесосеки в 550 млн.куб.м), а доля страны в мировом экспорте необработанной древесины составляет 35%.
Таким образом, одним из важнейших направлений развития лесного хозяйства в стране является воспроизводство лесов.
Воспроизводство лесов
При этом на данный момент обеспечение своевременного воспроизводства лесов — серьёзная проблема лесного хозяйства. Под воспроизводством лесных ресурсов понимают процесс, сводящийся к восстановлению лесных экосистем в прежнем (простое воспроизводство) и расширяющемся объёме (расширенное воспроизводство).
Лесовосстановление — важнейший раздел деятельности органов лесного хозяйства. Немаловажное значение имеют издержки, связанные с выращиванием леса, а также экономические и экологические выгоды, которые приносит лесовосстановление. Именно, от соотношения затрат и выгод, оцененных в денежном выражении, и зависит привлекательность лесовосстановления. Своевременное восстановление ценных лесов на вырубках и гарях, сокращение не покрытых лесом земель лесного фонда, создание защитных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения возможны только при выполнении большого комплекса работ. Это прежде всего:
[unordered_list style=”bullet’]
- создание лесосеменной базы,
- заготовка лесных семян,
- выращивание посадочного материала,
- посадка и посев леса,
- содействие естественному возобновлению,
- агротехнические и лесоводственные уходы за культурами и естественными молодняками.
Объёмы лесовосстановления в РФ в определённый период резко сократились. Наиболее заметное снижение почти всех показателей произошло после 2000 года. Так, если в 2001 г. в лесном фонде, находящемся в ведении МПР России, посев и посадка проведены на 237,6 тыс. га, то в 2005 г. — только на 163,8 тыс. га. Общий объем лесовосстановления соответственно снизился с 899,4 до 757,9 тыс. га (табл. 1).
Годы | Лесовосстановление, тыс.га (в т.ч. посев и посадка) | Ввод молодняков тыс. га (в т.ч. лес) | Выращивание посадочного материала, млн.шт. (в т.ч. саженцев) |
||
---|---|---|---|---|---|
на терр-ии Российской Федерации | В лесном фонде, находящемся в ведении МПР | ||||
1988 | 1846,3 (683,9) | 971,8 (590,6) | 1311,5 (285,4) | 3416,0 (263,5) | |
1992 | 1465,2 (447,2) | 909,5 (334,7) | 1126,2 (340,1) | 2271,5 (182,0) | |
1993 | 1461,8 (428,1) | 1329,8 (392,6) | 1416,7 (419,7) | 2348,1 (184,0) | |
1994 | 1561,4 (391,0) | 1467,3 (356,2) | 2024,3 (517,5) | 2356,6 (184,3) | |
1995 | 1453,8 (366,9) | 1362,6 (331,7) | 2401,4 (506,1) | 2293,3 (192,8) | |
1996 | 1109,7 (305,3) | 1035,7 (274,2) | 1905,5 (484,5) | 2212,7 (196,8) | |
1997 | 1091,7 (267,1) | 1022,3 (237,5) | 1927,7 (426,5) | 2142,7 (213,2) | |
1998 | 1010,9 (258,4) | 953,3 (232,0) | 2048,1 (414,9) | 1999,6 (208,1) | |
1999 | 964,4 (254,6) | 905,5 (227,9) | 1752,7 (395,0) | 1710,0 (194,4) | |
2000 | 972,9 (263,3) | 913,5 (236,5) | 1931,7 (378,3) | 1588,0 (180,9) | |
2001 | 959,9 (264,9) | 899,4 (237,6) | 1433,8 (323,3) | 1586,5 (178,5) | |
2002 | 886,8 (254,3) | 825,6 (226,6) | 1316,3 (293,4) | 1454,2 (167,8) | |
2003 | 834,1 (233,1) РФ | 769,4 (205,8) Лесхозами ФА лесного хозяйства | 1198,8 (269,3) | 1397,2 (160,5) | |
2004 | 796,7 (230,4) | 733,8 (203,2) | 1230,0 (269,7) | 1377,49 (158,4) | |
2005 | 1139,5 (222,3) | 1299,5 (149,5) |
http://www.giab-online.ru/files/Data/2008/10/7_Zekunova8.pdf
Согласно данным пресс-службы Рослесхоза ситуация на текущий момент выглядит следующим образом:
По состоянию на 01.01.2015 года:
Прежде чем довести до читателей информацию о том, как Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия решает в рамках своих обязанностей и полномочий столь важную задачу, касающуюся каждого жителя республики, как воспроизводство лесов, необходимо остановиться на том, каково видение решение данной проблемы на федеральном уровне, а также в департаменте лесного хозяйства по СЗФО.
Что посеешь…
Понимая серьёзность проблемы, федеральные органы лесного хозяйства в соответствии с принятыми системными нормативными правовыми актами наметили стратегическую цель — воспроизводство лесов должно проводиться в полном объёме, качественно в рамках принятой лесной политики.
В целях решения поставленных задач 1 июня руководитель Рослесхоза Иван Валентик провёл в Архангельске Всероссийское совещание по воспроизводству лесов.
А ранее, 29 мая, эксперты отрасли рассмотрели проект концепции интенсивного лесопользования, которая в скором времени должна стать основой развития лесного комплекса страны.
Лесные ресурсы нужно не только брать, но и восстанавливать. Сегодня это понимают не только специалисты, но и широкая общественность, отметил в начале совещания в Архангельске министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской.
Вопросы воспроизводства лесов неслучайно попали в сферу внимания Общероссийского народного фронта и Президента Российской Федерации. Граждане лучше метеостанций фиксируют, что климат меняется: весна пролетает быстро, лето становится жарче. Изменяется уровень грунтовых вод. Случающиеся половодья носят чрезвычайный характер. Всё чаще повторяются годы с проблемами наполнения рек до нормального уровня. В этой связи лес гражданами воспринимается как гарант экологически благополучного будущего. Поэтому проблемы лесовосстановления и рубок широко обсуждаются в обществе и средствах массовой информации по абсолютно разным поводам,
— сказал глава Минприроды.
В общем, говорить о внедрении интенсивного лесопользования можно будет тогда, считают эксперты, когда удастся наладить планомерное воспроизводство лесов.
На лесных участках, переданных в аренду для заготовки древесины, восстанавливать лес должны арендаторы, они выполняют 70% работ, а на остальной территории — органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Ситуация с лесовосстановлением непростая. Основных проблем три, их обозначил руководитель Рослесхоза Иван Валентик.
Первая. Объёмы лесовосстановления недостаточны, между сплошными рубками и восстановлением лесов заметен дисбаланс.
Иначе говоря, рубят лесозаготовители сегодня столько, сколько позволяют технические возможности. Но восстанавливать лес с тем же рвением не спешат. В 2014 году площадь сплошных рубок составила 928 га, а лесовосстановление выполнено на площади
864 га. Проблема носит системный характер. В 2014 году лесные культуры были созданы на площади 187 тыс. га, что составляет 25% от площади доступного лесокультурного фонда в 749 тыс. га. Для сравнения: 40—50 лет назад Россия создавала ежегодно в 4—4,5 раза больше. И это при том, что площадь доступного лесокультурного фонда была огромной — 3 млн га, что в 4 раза больше, чем в 2014 году.
Проблема вторая. Качество работ по лесовосстановлению там, где они проведены, хромает.
Значит, новые деревья появятся не везде, где прошли сплошные рубки. По данным государственной инвентаризации, в 2014 году мероприятия по воспроизводству лесов не проведены на 154 лесных участках, а это 5% от обследованных лесных участков. Кроме того, в 35% случаев проведённые работы не соответствуют требованиям. Естественно, на качество работ накладывает отпечаток финансирование. В 2014 году суммарные расходы по этому направлению оказались ниже, чем в 2013-м.
Проблема третья. Но и там, где молодняк вырос, нет достаточного ухода. Лес зарастает менее ценными породами деревьев.
В 2014 году рубки ухода проведены на площади 588 тыс. га. Уровень 2013 года превышен на 12 тыс. га, но выполнение плановых показателей на 2014 год по общей площади рубок ухода составило только 70%, а по рубкам ухода в молодняках — 88%. В отстающих — Вологодская, Архангельская, Тверская, Ивановская, Калужская и Новгородская области.
В целом в 2014 г. в РФ лесовосстановительные работы проведены на площади 863,7 тыс.га. Расходы на их осуществление составили 9400,8 млн руб., при этом 55% составили расходы арендаторов лесных участков, 27% — средства субвенций федерального бюджета, 16% — средства иных источников, 2% — средства бюджетов субъектов РФ.
В ходе данного совещания министр также отметил:
- наметившуюся в последние годы тенденцию снижения ресурсного и экологического потенциала лесов, связанную с длительным применением экстенсивной модели лесопользования, ориентированной на вовлечение в рубку новых лесных массивов,
- данная проблема должна решаться комплексно, обеспечивая одновременно интенсивное воспроизводство и использование лесов. Для минимизации экологических рисков подготовлена Концепция интенсификации использования и воспроизводства лесов, ведётся научная и организационная работа по пилотным проектам, чтобы на практике оценить эффективность использования и гарантированность воспроизводства лесных насаждений.
- низкое качество лесовосстановления в РФ. В 2014 г. на территории 39 субъектов РФ на 5% из 3034 обследованных лесных участков работы не проведены вообще, на 35%—не соответствуют требованиям,
По словам С.Донского, лес является единственным возобновляемым природным ресурсом, поэтому его сохранение, приумножение и экономически выгодное использование является государственной задачей, залогом экологического и социального благополучия страны:
За последние 2 года, в рамках реформирования сферы обращения лесов, Минприроды России было принято 3 нормативных документа, еще в 2 внесены изменения.
Решение данного совещания — повышение эффективности лесного хозяйства за счет изменения правил лесопользования — задача, которую государству и бизнесу предстоит решить в ближайшее время; переход на интенсивную модель использования лесных ресурсов страны. Новый подход должен обеспечить рост доходности лесного хозяйства и при этом гарантировать восстановление лесных ресурсов.
Какова ситуация в СЗФО на данный момент?
Департаментом лесного хозяйства по СЗФО подведены итоги хода лесовосстановительных работ за первое полугодие 2015 года, составлен рейтинг среди субъектов.
Специалисты Департамента постоянно ведут контроль за лесовосстановлением на территории округа, — подчеркивает начальник учреждения Алексей Эглит. — Сегодня, по данным анализа ключевых показателей, с серьезным отрывом лидирует Ленинградская область. В аутсайдерах — Мурманская область.
Данные рейтинга учитывают ряд критериев. Это выполнение плана по искусственному лесовосстановлению в текущем сезоне и в прошлые годы; обеспеченность субъектом собственным посадочным материалом, в том числе с закрытой корневой системой; качество проводимых работ по лесовосстановлению и приживаемость лесных культур.
В итоге на первом месте оказалась Ленинградская область. Остальные позиции распределились следующим образом:
- Ленинградская область.
- Псковская область;
- Вологодская область;
- Новгородская область;
- Карелия;
- Коми;
- Архангельская область;
- Калининградская область;
- Мурманская область.
В целом же по округу в этом году план лесовосстановления составляет 188 тысяч га. Из них искусственного — 33,5 тысяч га.
С начала лесокультурного сезона в округе искусственное лесовосстановление проведено на площади 29,9 тысяч га, что составляет 89% от годового плана, отмечается устойчивая положительная динамика, — комментирует Алексей Эглит. — С этого года по инициативе Рослесхоза специалисты Рослесозащиты начали оценивать качество воспроизводства лесов на всех этапах: от заготовки семян до перевода в покрытую лесом площадь. Это позволит дать комплексную оценку качества этих работ во всех субъектах (http://lenles.info/leningradskaya-oblast-lider-okruga-po-lesovosstanovleniyu/).
…то и пожнёшь… о ситуации в Карелии
Резонно возникает вопрос: «А как осуществляется воспроизводство лесов в Карелии? Какую работу проводит в данном направлении Министерство по природопользованию и экологии? Доводится ли до населения полная и достоверная информация о столь важной работе по экологической безопасности региона?»
Вот какую информацию представляет республиканское ведомство.
В Министерстве по природопользованию и экологии подведены итоги работ по лесовосстановлению в первой половине 2015 года
Лесовосстановление в 2015 году должно быть проведено на площади 15713 га, в т.ч. искусственное лесовосстановление — 6232 га, содействие естественному лесовосстановлению — 9481 га.
В соответствии с календарным планом работ в первом полугодии искусственное лесовосстановление необходимо было выполнить на площади 4432 га, в третьем квартале — 1800 га.
По состоянию на 1 июля 2015 искусственное лесовосстановление выполнено на площади — 6240 га или 100,1% от плана.
В 2014 году были выполнены работы по подготовке почвы под лесные культуры 2015 года на площади 2523 га, что позволило арендаторам лесных участков начать лесокультурные работы в текущем году в лучшие агротехнические сроки.
В полном объёме искусственное лесовосстановление выполнено в Беломорском, Костомукшском, Кемском, Кондопожском, Олонецком Пудожском, Сегежском, Сортавальском лесничествах.
Такие крупные арендаторы лесных участков, как ЗАО «Запкареллес» и ОАО «ЛХК «Кареллеспром», выполнили не только плановые показатели искусственного лесовосстановления 2015 года, но и недовыполненные объёмы искусственного лесовосстановления прошлых лет, предусмотренные в мировых и дополнительных соглашениях к договорам аренды лесных участков.
На 90% и более от плановых объёмов мероприятия по искусственному лесовосстановлению выполнены в Калевальском, Лахденпохском, Медвежьегорском, Пряжинском, Суоярвском лесничествах.
В Муезерском и Прионежском лесничествах искусственное лесовосстановление выполнено соответственно на 68,7% и 68,9% от плановых объёмов.
В Муезерском лесничестве арендаторы лесных участков «Ледмозерское ЛПХ» и «Воломский КЛПХ Лескарел» выполнили искусственное лесовосстановление лишь на 53,7 % и 35,0% соответственно.
В Прионежском лесничестве арендатор лесного участка «Ладвинский ЛПХ» выполнило искусственное лесовосстановление на 65,6%.
Работы по искусственному лесовосстановлению арендаторами лесных участков, не закончившими работы в первом полугодии, будут продолжены в августе—сентябре в зависимости от погодных условий.
Продолжаются мероприятия по содействию естественному лесовосстановлению. По состоянию на 1 июля 2015 работы выполнены на площади 1988 га (http://www.gov.karelia.ru/gov/News/2015/07/0703_06.html).
Чтобы понять и оценить представленную информацию по форме и содержанию, а также оценить работу Министерства по природопользованию и экологии в данном направлении, необходимо отметить и пояснить следующее.
На землях лесного фонда полномочия по воспроизводству лесов в полном объёме переданы субъектам Российской Федерации. В этом году субъекты получили также функции по лесному семеноводству. Таким образом, работы по лесовосстановлению финансируются субъектами Федерации.
На лесных участках, переданных в аренду, работы проводятся за счёт средств арендаторов. На тех лесных участках, которые не были переданы в аренду, органы исполнительной власти субъекта РФ обеспечивают непрерывный процесс лесовосстановления через размещение государственного контракта, а с этого года путем доведения государственного задания до своих подведомственных учреждений.
В соответствии с Правилами лесовосстановления и практикой общепринятыми считаются три способа воспроизводства лесов.
Во-первых, проводится искусственное лесовосстановление или создание лесных культур. В этом случае высевают семена лесных растений, высаживают сеянцы, саженцы или черенки растений.
Во-вторых, оказывается содействие естественному лесовосстановлению, то есть создаются условия для появления молодого поколения леса. Также ухаживают за уже существующим подростом лесных растений.
Третий способ — это комбинированное лесовосстановление. Ухаживают за уже появившимся подростом на части вырубки и параллельно проводят посадку там, где подроста ещё нет.
Таким образом, в течение нескольких лет проводится агротехнический, а затем лесоводственный уход за лесными культурами в зависимости от скорости их роста. Существующая сегодня в стране система лесовосстановления сложилась в середине 20 века. Кроме непосредственного создания лесных культур она предусматривает также отдельные сегменты — лесное семеноводство и лесные питомники.
Мы неслучайно довольно подробно остановились на целях и задачах по воспроизводству лесов, поставленных как на федеральном уровне, так и на уровне департамента лесного хозяйства по СЗФО в соответствии с действующим законодательством, какие меры принимаются для их выполнения, чтобы понять, как и каким образом их выполняет республиканское министерство.
Анализируя всё выше изложенное, а также информацию на сайте республиканского министерства, необходимо отметить следующее:
- Эта заметка о ходе работ по воспроизводству лесов за первое полугодие 2015 года в Республике Карелия не даёт полной и достоверной информации о ходе лесовосстановления в республике в соответствии с обозначенными критериями на федеральном уровне, что свидетельствует об отсутствии системности в деятельности министерства на данном направлении.
- Не приведены данные о реализации региональной программы «Развитие лесного хозяйства в РК на 2013—2015 годы», в том числе Подпрограммы «Воспроизводство лесов на территории земель лесного фонда в Республике Карелия» (http://www.gov.karelia.ru/Legislation/lawbase.html?lid=9430 ) в части финансирования и выполнения плановых показателей.
- Не приведена плановая структура лесовосстановительных работ (её соответствие площади сплошных рубок) в разрезе исполнителей и процент выполнения.
- Не указан процент обеспеченности собственным посадочным материалом, в том числе с закрытой корневой системой.
- Не приведена информация о том, почему Карелия по данному направлению находится на 5 месте по СЗФО, какие показатели не выполнены и почему.
- Не отражена информация о материально-технической базе, используемой для лесовосстановления, в том числе — по питомникам и семеноводству.
- Что делается для внедрения современных технологий в лесовосстановлении.
Можно продолжать перечислять то, что не указано в данной информации, а также то, что информация носит не системный характер. Но факт остаётся фактом — имеет место несистемная работа министерства по воспроизводству лесов (нет соответствующей информации как на сайте, так и в прессе), поэтому не видна руководящая и направляющая роль в решении задач по воспроизводству лесных ресурсов. В других вопросах в области лесной политики отмечается аналогичная картина.
Информационная политика министерства по природопользованию и экологии также находится на низком уровне. Необходимо полное и достоверное освещение деятельности министерства для повышения доверия со стороны общества. Министру следует почаще выступать в СМИ, проводить пресс-конференции, брифинги, представлять необходимую населению информацию — о республиканской лесной политике, в том числе на сайте министерства. На уровне Правительства РК необходима профессиональная объективная оценка деятельности министерства. Низкий уровень информационной освещенности создает благоприятную почву для критики со стороны Общероссийского народного фронта, а также организаций-иностранных агентов, финансируемых из-за рубежа.
Так, только при содействии регионального отделения Общероссийского народного фронта в Карелии обнародованы сведения об аукционах и договорах аренды лесных участков, которые не публиковались на сайте республиканского министерства по природопользованию и экологии с 2011 года. После вмешательства активистов ОНФ Минприроды Карелии стало публиковать на своем ресурсе информацию о проведении аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, и об итогах лесных аукционов: на сайте появилась информация за май и июнь 2015 года.
Как видно, замечаний со стороны различных органов к деятельности министерства немало, в том числе по информационной открытости. А посему на первый план вместо министерства по природопользованию и экологии в информационном республиканском пространстве выходят так называемые «эксперты» — журналист В.Поташов, МРОО «Спок» — НКО-иностранный агент, «Лесной портал Карелии» (организован при их содействии, где большой процент информации политической направленности, направленной против Главы республики).
Какие шаги по совершенствованию системы лесовосстановления необходимо предпринять в настоящее время и на ближайшую перспективу?
Всё, что делается в лесу, не терпит суеты. Поэтому:
- Требуется взвешенный системный подход, то есть выработка комплексной Концепции лесной политики республики,
- Работа в рамках республиканской программы при софинансировании федерального бюджета и внебюджетных источников,
- Необходимо совершенствовать планирование лесовосстановления, создать страховой запас семян из нескольких пород,
- восстановить питомники, улучшить материально-техническую базу с тем, чтобы полностью обеспечивать собственным посадочным материалом (так как на совещании в министерстве в апреле 2015 года было сказано, что «необходимо 17,9 млн. шт. посадочных материалов, в Карелии нет возможности полностью закрыть потребность в посадочном материале, поэтому для выполнения лесовосстановительных работ придется обращаться за посадочным материалом в соседние регионы» http://finugor.ru/news/v-karelii-ne-hvataet-posadochnogo-materiala-dlya-vosstanovleniya-lesov),
- внедрять современные технологии подготовки почвы и ухода за лесами,
- учиться самим специалистам и обучать арендаторов лесов,
- внедрить систему мониторинга воспроизводства лесов, что позволит получать достоверную и актуальную информацию о количественных и качественных характеристиках молодняков, как созданных руками человека, так и выросших без хозяйственного воздействия, о наличии и состоянии площадей, требующих лесовосстановления.
Всё это необходимо для принятия верных управленческих решений с целью восстановления лесов, поддержания их биологического разнообразия, сохранения и усиления полезных функций леса.
Послесловие
Недавно создан важный управленческий орган — Контрольный комитет при Правительстве РК, который будет оценивать эффективность органов власти всех уровней. Необходимо при выработке критериев для оценки деятельности министерства по природопользованию и экологии учитывать показатели по воспроизводству лесов как отражение вклада в реализацию государственной стратегической задачи по сохранению, приумножению и экономически выгодному в долгосрочной перспективе использованию лесных ресурсов.
Также следует отметить, что Рослесхоз будет определять результаты деятельности субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий в области лесных отношений на основании методики оценки эффективности. Документ вступил в силу в конце марта. По мнению специалистов, внедрение единого подхода позволит усилить контроль в лесной отрасли.
Методика станет для субъектов РФ действенным инструментом контроля над ситуацией. Самым серьезным правовым последствием для регионов, занявших последние места в рейтинге, может быть изъятие полномочий.
Методика послужит стимулом для регионов усилить работу по исполнению переданных полномочий, Контрольному комитету данные рейтинга учитывать при оценке эффективности деятельности Министерства, а населению — получать полную и достоверную информацию о состоянии дел в лесной отрасли.
Время диктует, что пора наводить в лесу порядок.
Охрану природы я считаю делом святым. Это сохранение и умножение красот Родины. Оно прямо пропорционально патриотизму: чем больше человек вложит в дело Родины крови, ума, труда, таланта, тем она ему дороже (Л. Леонов).
Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:
Вступайте в группу Вконтакте: http://vk.com/inance_ru,
Жмите «Нравится!» в группе Facebook: http://www.facebook.com/informacenter.ru
И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!
Материалы:
http://finugor.ru/news/aktivisty-ofn-dobilis-ot-minprirody-respubliki-prozrachnosti-karelskih-lesov
http://www.lesvesti.ru/news/expert/8170/
http://www.gov.karelia.ru/Legislation/lawbase.html?lid=9430
http://www.russika.ru/ef.php?s=4013
http://www.lesvesti.ru/news/power/8976/
Комментарии: