Читать около 5 мин

В 2013—2014 годах в России для представления результатов оценки инвестиционной привлекательности регионов было разработано несколько новых рейтингов. В их основе лежат оригинальные методики, каждая из которых обладает своими преимуществами и ограничениями. При этом большинство инвестиционных рейтингов регионов используются главным образом представителями региональных и федеральных властей, в то время как инвесторы, в особенности иностранные, проявляют к этим рейтингам достаточно сдержанный интерес. Решением этой проблемы стала разработка АСИ интегрального рейтинга, понятного инвесторам с методической точки зрения и учитывающего индивидуальные особенности регионов.

http://www.eizh.ru/upload/iblock/0a8/0a8d170b4b811d4e9d49a37a269351a6.jpg

В середине июня на Петербургском международном экономическом форуме федеральное Агентство стратегических инициатив (АСИ) презентовало первый нацио­нальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ, результаты исследования которого буквально повергли в шок большинство руководителей регионов.

Согласно данного рейтинга Республика Карелия заняла довольно приличное 44-е место среди 76 обследуемых регионов.

http://rc-forum.ru/ratings/regions/2003/part5/7-8.gif

Бизнес-опрос

Формально рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах РФ — второй по счету (первый, пробный, был представлен в прошлом году также на Петербургском форуме), но по масштабу и глубине анализа, несомненно, первый. Если год назад специалисты АСИ исследовали состояние инвестиционного климата в 21 регионе, то в этом — уже 76 субъектов РФ.

То, что большинство сибирских регионов оказались в аутсайдерах, Илья Воронов считает «тревожным звоночком» 011_expert-sibir_28.jpg Фото: Михаил Кичанов
http://expert.ru/siberia/2015/28/blizhe-k-investoru/

Вот что по этому поводу говорит руководитель АСИ Илья Воронов:

Первоначально планировалось участие всех 85 регионов страны, но потом приняли решение убрать из рейтинга Крымский федеральный округ. Крым вошел в состав России не с начала 2014 года, поэтому данные исследования могли не отвечать реальной ситуации в регионах полу­острова. Также из рейтинга «вывалились» территории Северо-Кавказского и Дальневосточного федеральных округов, там просто не нашлось достаточного количества респондентов для оценки тех или иных показателей.

http://www.i-regions.org/upload/medialibrary/f2c/f2c57d4c9b7e5edd073b9b2503ea9b3f.png

Каждый регион эксперты АСИ оценили по четырем ключевым направлениям:

  • регуляторная среда (сроки и количество процедур для регистрации предприятий, получения разрешений на строительство, подключение к энергосетям);
  • институты для бизнеса (эффективность работы механизмов господдержки бизнеса, степень административного давления);
  • инфраструктура и ресурсы;
  • поддержка малого предпринимательства.

Всего 45 показателей, учитывающих качественные и количественные характеристики работы органов власти и удовлетворенность предпринимателей результатами взаимодействия с ними.

По каждому показателю регионы получили оценку по шкале от А до Е. Источником информации являлись опросы представителей бизнеса и официальные данные статистики регио­нальных органов власти. Всего в стране опросили более 200 тысяч человек.

Анализируя данные рейтинга, ряд руководителей регионов (Сибирского федерального округа) заявили, что не согласны с этими данными, поскольку, по их мнению, «рейтинг не отражает истинного положения вещей».

По словам Ильи Воронова, вопросы к беспристрастности рейтингу звучат в ряде регионов, но он считает, что не об этом сейчас нужно думать властям.

Регионы задают вопросы, почему они оказались на том или ином месте, и, конечно, не согласны с результатами рейтинга. Многие просто не понимают методологию исследования. Подчеркиваю, рейтинг проводился непредвзято, объективно. Поэтому считаю, что главам регионов следует сосредоточиться не на борьбе за пересмотр результатов рейтинга, а на том, как бы они могли улучшить работу с инвесторами. Это конструктивно.

44-е место Республики Карелия в данном рейтинге свидетельствует о том, что такая довольно-таки приличная оценка инвестиционного климата в регионе во многом базируется на довольно положительных количественных и качественных показателях проектов, которые реализуются на её территории. И это высокая оценка той работе Правительства Республики Карелия, которую оно осуществляет по повышению инвестиционной привлекательности региона, тому подтверждение — утверждение Правительством РФ ФЦП к 100-летию республики.

Следует отметить, что рейтинг АСИ даёт очень выверенную оценку качества работы региона с инвесторами. Его методология тщательно анализировалась специалистами АСИ, Администрацией президента РФ и международными консультантами, поэтому ему, на наш взгляд, можно доверять в определённой степени. Думается, что всем стоит очень серьёзно относиться к его результатам и работе с этими результатами.

Мы сумеем

Проанализировав рейтинг и своё место в нём, чиновники Правительства Республики Карелия уже начали «засучивать рукава», чтобы через год показать результат лучше, — хотя бы перейти в группу повыше. Тем более что федеральный центр обещал предоставить в распоряжение лучшие регио­нальные практики работы с инвесторами. Главная задача на сегодня — не надо никого догонять. Необходимо сделать себе установку, что вот «мы на 44 месте, но наши возможности — значительно выше».

Но задача состоит также и в другом. Органы власти всех уровней должны переломить ситуацию недоверия бизнеса к институтам власти, и за год выйти с тем результатом, который бы всех устроил.

Но для этого необходима разработка дорожных карт по улучшению показателей республики по каждому из проблемных мест в работе с инвесторами в кратчайший срок. Чтобы те большие преимущества, которые есть у республики, реализовать наиболее эффективно.

http://www.belgazeta.by/get_img?ImageId=10628

И здесь большая ведущая роль принадлежит Министерству экономического развития, от профессионализма которого в большей степени будет зависеть успех реализации инвестиционной стратегии на территории республики.

Успех республики в работе над ошибками окажется значительным, только если чиновники  предложат принципиально новые, «совершенно инновационные» подходы к улучшению коммуникаций с бизнес-сообществом и гражданским обществом.

Власть должна думать не только о финансовом стимулировании притока капитала, но и о нефинансовых инструментах, которые позволили бы бизнесу чувствовать себя комфортно в том или ином регионе, не боясь, что им выпишут штраф за нарушение абсурдного и надуманного правила.

Думается, что совместно с представителями предпринимательской среды стоит определить план действий по внедрению «Лучших управленческих практик». Для реализации данных инициатив стоит создать «проектный офис», который отвечал бы за конечный результат, куда привлечь профильных специалистов правительства республики, предпринимателей, представителей АСИ и консультантов.

А контрольному комитету Правительства Республики было бы целесообразно при оценке эффективности деятельности Министерства экономического развития использовать целевые показатели, которые будут наглядно характеризовать уровень профессионализма специалистов данного подразделения. Особенно стоит учитывать их личный вклад, в том числе персональный вклад министра в развитие республики, в первую очередь — в вопросе повышения инвестиционного климата, что позволит дать объективную оценку работы Министерства экономического развития, поскольку результатом этой работы в конечном итоге должен стать приток инвестиций и развитие отечественного бизнеса.

Поэтому считаем, что составление данного рейтинга крайне важно для каждого региона, поскольку позволит дисциплинировать и стабилизировать работу в данном направлении.

Теперь всё зависит от управленческой грамотности специалистов Министерства экономического развития.

Необходимо уяснить, что главная задача рейтинга — посредством конкуренции между регионами побудить региональные власти перейти к разработке и реализации управленческих решений, позволяющих нарастить поток инвестиций в экономику субъекта. В тоже время, привлечение инвестиций не является самоцелью.

Эту тенденцию, безусловно, необходимо неукоснительно поддерживать и выполнять как в 2015 году, так и в последующие годы.

Ниже приводим данные рейтинга инвестиционного климата в субъектах РФ — http://investinregions.ru/rating/

РегионИтоговый рейтингА. Регуляторная средаБ. Институты для бизнесаB. Инфраструктура и ресурсыГ. Поддержка малого предпринимательства
Республика ТатарстанIAAAB
Калужская областьIAACA
Белгородская областьICAAB
Тамбовская областьIBABC
Ульяновская областьIBACC
Костромская областьIIBACB
Краснодарский крайIIACBB
Ростовская областьIIBBBB
Чувашская РеспубликаIIACBB
Тульская областьIIBBCC
Пензенская областьIIDACA
Ханты-Мансийский автономный округ – ЮграIICBBA
МоскваIIBBCC
Воронежская областьIIBBCC
Тюменская областьIIDACB
Ямало-Ненецкий автономный округIIBBCB
Чеченская РеспубликаIIDABC
Владимирская областьIIBBCC
Курская областьIIDBBB
Ленинградская областьIIBBBC
Кемеровская областьIICACC
Московская областьIIBBDB
Томская областьIIBBDB
Республика МордовияIIBACD
Кировская областьIIBCCB
Санкт-ПетербургIIDBBB
Орловская областьIIBBBE
Челябинская областьIIBCBD
Республика Марий ЭлIICACD
Ярославская областьIIICBDB
Вологодская областьIIIBCDB
Камчатский крайIIIBDDA
Мурманская областьIIIBBCD
Липецкая областьIIIDBDB
Брянская областьIIIBBBD
Ивановская областьIIICBCC
Астраханская областьIIIBCCC
Алтайский крайIIICBDC
Карачаево-Черкесская РеспубликаIIIBDBD
Республика БашкортостанIIIBDBD
Республика Саха (Якутия)IIIDCDA
Республика КомиIIIBCCD
Удмуртская РеспубликаIIICBDB
Республика КарелияIIIBCDC
Самарская областьIIIEBCB
Нижегородская областьIIIDBDB
Свердловская областьIIICDDA
Приморский крайIIICCCD
Республика ХакасияIIIDCCC
Саратовская областьIIIBCEC
Республика БурятияIVBDDC
Ставропольский крайIVCDCC
Оренбургская областьIVCDBD
Сахалинская областьIVBBEC
Архангельская областьIVDCDC
Пермский крайIVDCCC
Новосибирская областьIVDDCC
Республика АдыгеяIVDDBB
Псковская областьIVECBD
Смоленская областьIVCDDD
Красноярский крайIVDDCD
Омская областьIVCDEC
Волгоградская областьIVBECE
Хабаровский крайIVDCDE
Новгородская областьIVDDDC
Магаданская областьIVEBDB
Курганская областьIVCDCE
Калининградская областьIVDECC
Тверская областьIVDCDD
Рязанская областьVEDDD
Республика Северная Осетия - АланияVBEED
Республика АлтайVECEC
Амурская областьVEECD
Забайкальский крайVECED
Иркутская областьVCEEE
Республика Тыва (Тува)VEECE

Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:
Подписывайтесь на наш канал на Youtube: https://www.youtube.com/c/inance
Вступайте в группу Вконтакте:http://vk.com/inance_ru,
Жмите «Нравится!» в группе Facebook:http://www.facebook.com/inance.ru
И делайте регулярные перепосты.
Предлагайте темы статей, которые Вы хотели бы увидеть на нашем сайте.
Станьте со-авторами — присылайте свои материалы для размещения на нашу почту inance@mail.ru.
Можете поддерживать Информационно-аналитический Центр (ИАЦ) финансово постоянно http://inance.ru/podderzka/ или однократным вкладом:

Благодарим Вас за сотрудничество!

Комментарии:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ