В 2013—2014 годах в России для представления результатов оценки инвестиционной привлекательности регионов было разработано несколько новых рейтингов. В их основе лежат оригинальные методики, каждая из которых обладает своими преимуществами и ограничениями. При этом большинство инвестиционных рейтингов регионов используются главным образом представителями региональных и федеральных властей, в то время как инвесторы, в особенности иностранные, проявляют к этим рейтингам достаточно сдержанный интерес. Решением этой проблемы стала разработка АСИ интегрального рейтинга, понятного инвесторам с методической точки зрения и учитывающего индивидуальные особенности регионов.
В середине июня на Петербургском международном экономическом форуме федеральное Агентство стратегических инициатив (АСИ) презентовало первый национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ, результаты исследования которого буквально повергли в шок большинство руководителей регионов.
Согласно данного рейтинга Республика Карелия заняла довольно приличное 44-е место среди 76 обследуемых регионов.
Бизнес-опрос
Формально рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах РФ — второй по счету (первый, пробный, был представлен в прошлом году также на Петербургском форуме), но по масштабу и глубине анализа, несомненно, первый. Если год назад специалисты АСИ исследовали состояние инвестиционного климата в 21 регионе, то в этом — уже 76 субъектов РФ.
Вот что по этому поводу говорит руководитель АСИ Илья Воронов:
Первоначально планировалось участие всех 85 регионов страны, но потом приняли решение убрать из рейтинга Крымский федеральный округ. Крым вошел в состав России не с начала 2014 года, поэтому данные исследования могли не отвечать реальной ситуации в регионах полуострова. Также из рейтинга «вывалились» территории Северо-Кавказского и Дальневосточного федеральных округов, там просто не нашлось достаточного количества респондентов для оценки тех или иных показателей.
Каждый регион эксперты АСИ оценили по четырем ключевым направлениям:
- регуляторная среда (сроки и количество процедур для регистрации предприятий, получения разрешений на строительство, подключение к энергосетям);
- институты для бизнеса (эффективность работы механизмов господдержки бизнеса, степень административного давления);
- инфраструктура и ресурсы;
- поддержка малого предпринимательства.
Всего 45 показателей, учитывающих качественные и количественные характеристики работы органов власти и удовлетворенность предпринимателей результатами взаимодействия с ними.
По каждому показателю регионы получили оценку по шкале от А до Е. Источником информации являлись опросы представителей бизнеса и официальные данные статистики региональных органов власти. Всего в стране опросили более 200 тысяч человек.
Анализируя данные рейтинга, ряд руководителей регионов (Сибирского федерального округа) заявили, что не согласны с этими данными, поскольку, по их мнению, «рейтинг не отражает истинного положения вещей».
По словам Ильи Воронова, вопросы к беспристрастности рейтингу звучат в ряде регионов, но он считает, что не об этом сейчас нужно думать властям.
Регионы задают вопросы, почему они оказались на том или ином месте, и, конечно, не согласны с результатами рейтинга. Многие просто не понимают методологию исследования. Подчеркиваю, рейтинг проводился непредвзято, объективно. Поэтому считаю, что главам регионов следует сосредоточиться не на борьбе за пересмотр результатов рейтинга, а на том, как бы они могли улучшить работу с инвесторами. Это конструктивно.
44-е место Республики Карелия в данном рейтинге свидетельствует о том, что такая довольно-таки приличная оценка инвестиционного климата в регионе во многом базируется на довольно положительных количественных и качественных показателях проектов, которые реализуются на её территории. И это высокая оценка той работе Правительства Республики Карелия, которую оно осуществляет по повышению инвестиционной привлекательности региона, тому подтверждение — утверждение Правительством РФ ФЦП к 100-летию республики.
Следует отметить, что рейтинг АСИ даёт очень выверенную оценку качества работы региона с инвесторами. Его методология тщательно анализировалась специалистами АСИ, Администрацией президента РФ и международными консультантами, поэтому ему, на наш взгляд, можно доверять в определённой степени. Думается, что всем стоит очень серьёзно относиться к его результатам и работе с этими результатами.
Мы сумеем
Проанализировав рейтинг и своё место в нём, чиновники Правительства Республики Карелия уже начали «засучивать рукава», чтобы через год показать результат лучше, — хотя бы перейти в группу повыше. Тем более что федеральный центр обещал предоставить в распоряжение лучшие региональные практики работы с инвесторами. Главная задача на сегодня — не надо никого догонять. Необходимо сделать себе установку, что вот «мы на 44 месте, но наши возможности — значительно выше».
Но задача состоит также и в другом. Органы власти всех уровней должны переломить ситуацию недоверия бизнеса к институтам власти, и за год выйти с тем результатом, который бы всех устроил.
Но для этого необходима разработка дорожных карт по улучшению показателей республики по каждому из проблемных мест в работе с инвесторами в кратчайший срок. Чтобы те большие преимущества, которые есть у республики, реализовать наиболее эффективно.
И здесь большая ведущая роль принадлежит Министерству экономического развития, от профессионализма которого в большей степени будет зависеть успех реализации инвестиционной стратегии на территории республики.
Успех республики в работе над ошибками окажется значительным, только если чиновники предложат принципиально новые, «совершенно инновационные» подходы к улучшению коммуникаций с бизнес-сообществом и гражданским обществом.
Власть должна думать не только о финансовом стимулировании притока капитала, но и о нефинансовых инструментах, которые позволили бы бизнесу чувствовать себя комфортно в том или ином регионе, не боясь, что им выпишут штраф за нарушение абсурдного и надуманного правила.
Думается, что совместно с представителями предпринимательской среды стоит определить план действий по внедрению «Лучших управленческих практик». Для реализации данных инициатив стоит создать «проектный офис», который отвечал бы за конечный результат, куда привлечь профильных специалистов правительства республики, предпринимателей, представителей АСИ и консультантов.
А контрольному комитету Правительства Республики было бы целесообразно при оценке эффективности деятельности Министерства экономического развития использовать целевые показатели, которые будут наглядно характеризовать уровень профессионализма специалистов данного подразделения. Особенно стоит учитывать их личный вклад, в том числе персональный вклад министра в развитие республики, в первую очередь — в вопросе повышения инвестиционного климата, что позволит дать объективную оценку работы Министерства экономического развития, поскольку результатом этой работы в конечном итоге должен стать приток инвестиций и развитие отечественного бизнеса.
Поэтому считаем, что составление данного рейтинга крайне важно для каждого региона, поскольку позволит дисциплинировать и стабилизировать работу в данном направлении.
Теперь всё зависит от управленческой грамотности специалистов Министерства экономического развития.
Необходимо уяснить, что главная задача рейтинга — посредством конкуренции между регионами побудить региональные власти перейти к разработке и реализации управленческих решений, позволяющих нарастить поток инвестиций в экономику субъекта. В тоже время, привлечение инвестиций не является самоцелью.
Эту тенденцию, безусловно, необходимо неукоснительно поддерживать и выполнять как в 2015 году, так и в последующие годы.
Ниже приводим данные рейтинга инвестиционного климата в субъектах РФ — http://investinregions.ru/rating/
Регион | Итоговый рейтинг | А. Регуляторная среда | Б. Институты для бизнеса | B. Инфраструктура и ресурсы | Г. Поддержка малого предпринимательства |
---|---|---|---|---|---|
Республика Татарстан | I | A | A | A | B |
Калужская область | I | A | A | C | A |
Белгородская область | I | C | A | A | B |
Тамбовская область | I | B | A | B | C |
Ульяновская область | I | B | A | C | C |
Костромская область | II | B | A | C | B |
Краснодарский край | II | A | C | B | B |
Ростовская область | II | B | B | B | B |
Чувашская Республика | II | A | C | B | B |
Тульская область | II | B | B | C | C |
Пензенская область | II | D | A | C | A |
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра | II | C | B | B | A |
Москва | II | B | B | C | C |
Воронежская область | II | B | B | C | C |
Тюменская область | II | D | A | C | B |
Ямало-Ненецкий автономный округ | II | B | B | C | B |
Чеченская Республика | II | D | A | B | C |
Владимирская область | II | B | B | C | C |
Курская область | II | D | B | B | B |
Ленинградская область | II | B | B | B | C |
Кемеровская область | II | C | A | C | C |
Московская область | II | B | B | D | B |
Томская область | II | B | B | D | B |
Республика Мордовия | II | B | A | C | D |
Кировская область | II | B | C | C | B |
Санкт-Петербург | II | D | B | B | B |
Орловская область | II | B | B | B | E |
Челябинская область | II | B | C | B | D |
Республика Марий Эл | II | C | A | C | D |
Ярославская область | III | C | B | D | B |
Вологодская область | III | B | C | D | B |
Камчатский край | III | B | D | D | A |
Мурманская область | III | B | B | C | D |
Липецкая область | III | D | B | D | B |
Брянская область | III | B | B | B | D |
Ивановская область | III | C | B | C | C |
Астраханская область | III | B | C | C | C |
Алтайский край | III | C | B | D | C |
Карачаево-Черкесская Республика | III | B | D | B | D |
Республика Башкортостан | III | B | D | B | D |
Республика Саха (Якутия) | III | D | C | D | A |
Республика Коми | III | B | C | C | D |
Удмуртская Республика | III | C | B | D | B |
Республика Карелия | III | B | C | D | C |
Самарская область | III | E | B | C | B |
Нижегородская область | III | D | B | D | B |
Свердловская область | III | C | D | D | A |
Приморский край | III | C | C | C | D |
Республика Хакасия | III | D | C | C | C |
Саратовская область | III | B | C | E | C |
Республика Бурятия | IV | B | D | D | C |
Ставропольский край | IV | C | D | C | C |
Оренбургская область | IV | C | D | B | D |
Сахалинская область | IV | B | B | E | C |
Архангельская область | IV | D | C | D | C |
Пермский край | IV | D | C | C | C |
Новосибирская область | IV | D | D | C | C |
Республика Адыгея | IV | D | D | B | B |
Псковская область | IV | E | C | B | D |
Смоленская область | IV | C | D | D | D |
Красноярский край | IV | D | D | C | D |
Омская область | IV | C | D | E | C |
Волгоградская область | IV | B | E | C | E |
Хабаровский край | IV | D | C | D | E |
Новгородская область | IV | D | D | D | C |
Магаданская область | IV | E | B | D | B |
Курганская область | IV | C | D | C | E |
Калининградская область | IV | D | E | C | C |
Тверская область | IV | D | C | D | D |
Рязанская область | V | E | D | D | D |
Республика Северная Осетия - Алания | V | B | E | E | D |
Республика Алтай | V | E | C | E | C |
Амурская область | V | E | E | C | D |
Забайкальский край | V | E | C | E | D |
Иркутская область | V | C | E | E | E |
Республика Тыва (Тува) | V | E | E | C | E |
Комментарии: