Доказано, что употребляемый в настоящее время григорианский календарь развился из древнеегипетского. Их преемственность очевидна. Об этом пишут многие исследователи. Календарь как система возник на заре становления цивилизации и генетически родственен астрологии. Уже в глубокой древности люди подметили, что промежутки времени, благоприятные для той или иной деятельности, повторяются с определённой периодичностью. Подобные функции календаря схожи с функциями астрологии. Подтверждением этому является и то, что у некоторых народов астрология связана с календарем не меньше, чем с положениями планет (Зороастрийский календарь, китайская астрология). И в древности, и сейчас функцией календаря было упорядочение социально-бытовых отношений; религиозный характер их также очевиден. Надо заметить также, что в современных церковных изданиях астрология игнорируется вовсе, связь же с календарем Древнего Египта не подвергается сомнению. В частности приверженцы Юлианской системы пишут о том, что Сириус дал Египту первый в мире солнечный календарь, лежащий в основе летосчисления всего Старого Света, вплоть до настоящего момента.
В данной статье мы обратимся к началу начал, и попробуем понять, что из себя представляла система египетского исчисления.
Космология египтян
В целом, о колоссальных астрономических знаниях древних египтян сегодня, спустя тысячелетия, мы можем судить по значительному числу источников: разрозненным иероглифическим текстам, «картам ночного звёздного неба» на потолках гробниц фараонов Нового царства, астрономическим «плафонам» в царских заупокойных храмах. Великолепные астрономические изображения и тексты прекрасно сохранились, в частности, в храме царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри (XVI в. до н.э.) и Рамессеуме; знаменитыми зодиаками, ставшими символами слияния египетской, греческой и вавилонской астрономической мысли, славятся жемчужины египетского зодчества эпохи греко-римского владычества — храмы Хатхор в Дендере, Хора в Эдфу, Хнума в Эсне, Мина и Исиды в Коптосе.
Небо, по представлениям египтян, это и богиня Нут и покоящийся на божественных опорах предвечный океан Нун, из вод которого появилось солнечное божество-творец и, наконец, великая небесная корова, выносящая на своих рогах солнечный диск из космической тьмы.
Подчиняясь ритму смены жизни и смерти, ставших частями единой жизни, земное пространство египтян измерялось четырьмя сторонами света. С юга на север несёт свои воды Нил. На заре каждого дня на востоке небесная богиня Нут в муках рождает Солнечное божество. Выйдя через чрево Нут из Дуата, мира иного, Солнце принимает свою утреннюю форму скарабея Хепри, воплощения молодости и творческой силы.
В полдень Хепри («Развивающийся») трансформируется в образ зрелого мужа Ра, для того, чтобы в вечерние часы превратиться в умудрённого опытом старца Атума («Завершённый»). Золотая солнечная ладья Манеджет, прибывая к причалу запада, принимает форму Месектет, чёрной ночной ладьи. На ней ночная форма солнечного божества пересекает грань времен и продолжает странствие по великой реке иного мира, отражением которой является земной Нил. Побеждая в схватке символ хаоса — гигантского змея Апопа, солнечное божество восстанавливает попранные устои Маат, вселенской гармонии. Вскоре, вновь омоложённое, оно рождается на восточном горизонте неба. В самых тёмных глубинах миров милостивая богиня-скорпион Селкет тем временем воссоединяет из кусков тело Апопа, чтобы продолжалась борьба добра и зла, чтобы оставался неизменным вселенский цикл нехех — «бесконечность движения».
На смену богу Ра ночью земной горизонт заполняют луна — мужское божество Осирис-Ях (созвучно с иудейским богом Яхве), деканы — звезды или созвездия, которые при восходе указывают на наступление нового «часа» — одного из 12 отрезков ночи и другие небесные тела-существа.
Начало этим звёздам в небе… в первом месяце сезона разлива Нила, когда восходит Сепедет (Сириус), — говорит книга Шен Идену. — В первый месяц сезона разлива Нила при восходе Сириуса все эти звезды восходят в небе… Вот, в начале года каждого Ра следует установленному пути звёздному.
Сказано в книге Бенен:
Сириус, 18 звезд позади нее, 18 звёзд впереди неё… Вот 29 их, созданий этих, что существуют и творят в небесах, 29 звёзд в этой широте небесной. Одна умирает и другая живёт в каждые 10 дней… Теперь до тех, что в Дуате, — семь их.
С древнейших времен Сириус, небесное воплощение Исиды, «госпожи звёзд», почитался в Древнем Египте как предвечная звезда, повелевающая остальными звёздами — деканами, каждая из которых, подобно Сириусу, становится невидимой в течение 70 дней. На юге Египта, в районе первых порогов Нила, Сириус также считался воплощением львиноголовой богини Хатхор-Сехмет, возвращающейся после долгого странствия в Египет и приносящей с собой благодатный разлив Нила, несущий процветание и защищающий Та Кемет (плодородные чёрные земли долины реки) от наступления Та Дешрет (красных песков пустыни, подвластной Сетху). Появлению Сириуса на 21 день предшествует «выход» созвездия Сах (Ориона), «царя звёзд», небесного воплощения Осириса.
Вот, имя твоё — Тот-Кто-В-Орионе, Осирис,
— гласят Тексты Пирамид — древнейшие египетские религиозные тексты, высеченные на стенах погребальных помещений пирамид царей V и VI династий Древнего царства. На потолках царских гробниц Орион-Осирис изображается в образе антропоморфного бога в ладье со скипетром в руках. Он обращён назад, к ладье Сириуса-Исиды, выступающей в высокой короне из двух перьев, и к следующей за ней ладье со звездой Сепед — воплощением бога Хора, сына Осириса и Исиды.
Нет ничего удивительного в том, что Сириус-Сотис привлёк внимание. Сириус — самая яркая звезда небесного мифа. Он был взят как эталон движения Земли в 365,25 суток и его называли Новогодней звездой. Поразительное впечатление производило на древних египтян совпадение трёх великих явлений природы: наступления солнцестояния, первого появления Сотиса и начала плодоносящего разлива Нила. Уже в надписях, относящихся к эпохе Древнего царства (3-е тысячелетие до н. э.), находят упоминания величественного Сотиса. Но это имя встречается и в более позднее время. Так, на стене знаменитого храма богини Хатор в Дендере была сделана иероглифическая надпись:
Сотис великая блистает на небе, и Нил выходит из берегов своих.
Счёт времени
Для египтян разливы Нила имели исключительно большое хозяйственное значение, так как от них зависел урожай ячменя и эммера (пшеницы двузернянки, или полбы) — главнейших злаковых культур Древнего Египта. Поэтому ожидание первого появления Сотиса, а вместе с этим и разлива Нила, привело к необходимости счёта дней в период от одного гелиакического (первого предутреннего) восхода Сириуса до следующего. Так было положено начало создания в Египте одного из первых солнечных календарей.
С древности египтянам были знакомы естественные промежутки счёта времени, связанные с движением Солнца и Луны, — сутки и лунный месяц. Счёт времени на протяжении суток вёлся раздельно для дня и ночи (позднее это нашло отражение во введении «ночных» и «дневных» часов), а их исходной точкой считалось утро. Эта черта отличает древнеегипетскую традицию от месопотамской и от ряда других, где счёт времени на протяжении суток вёлся с вечера. Также рано стали известны особенности движения Луны и связанные с ними подразделения лунного месяца на фазы, дни невидимости и то, что месяц может содержать 29 или 30 дней.
Первым древнеегипетским календарем был лунный календарь, употреблявшийся, по-видимому, уже в додинастический период. Наиболее ранние свидетельства о нём восходят к эпохе Древнего царства. Со времени IV династии (XXVIII—XXVI в. до н. э.) в масштабах (гробницах царей и сановников) появляются списки месячных праздничных жертв, построенные хронологически. Этот лунный календарь использовался на протяжении всей древнеегипетской истории как религиозный календарь, фиксирующий время проведения праздников.
Основной единицей счёта времени служил лунный месяц, включавший 29 или 30 дней. Продолжительность каждого месяца определялась непосредственно наблюдением. За начало месяца принимали первый день невидимости Луны, когда старый месяц переставал наблюдаться на востоке перед восходом Солнца. Дни месяца были пронумерованы от 1 до 30 и носили особые названия, отражающие распорядок ритуальных действий, совершаемых на протяжении месяца, а также закономерности движения Луны.
Лунный год состоял из трёх сезонов и включал 12 или 13 месяцев в среднем по 4 месяца в один сезон. Нумерация месяцев на протяжении каждого сезона велась отдельно. В датировках указывали сначала номер месяца и название сезона, затем номер дня. Так, запись III prt 24 означала: 24-й день третьего месяца сезона перет.
Названия месяцев в раннем лунном календаре происходят от названий религиозных праздников, отмечавшихся в эти месяцы чаще всего в дни определённых лунных фаз. Со временем некоторые праздники утрачивали свою популярность и их сменяли другие, что приводило к изменениям названий. Названия месяцев отражают также связь лунного календаря с сезонами года, поскольку в них зафиксирован распорядок сельскохозяйственных работ. Например, название пятого месяца может переводиться как «рост эммера», а восьмого, посвящённого богине урожая Эрнутет, — как «урожай, сбор урожая», а это означает, что месяцы лунного календаря были привязаны к сезонам.
Дополнительный, тринадцатый месяц засвидетельствован уже в масштабах времени IV династии, а также в списках храмовых служб времен XII династии (XX—XVIII в. до н. э.), включавших иногда 12 или 13 лунных праздников, и в ряде других более поздних текстов. Високосный год в древнеегипетских текстах именуется «большим годом». Дополнительный месяц вставляли каждые три года, реже — два, для того чтобы привести начало лунного года в определённое положение относительно сезонов.
Согласно одной из гипотез, решение о вставке тринадцатого месяца принималось на основании наблюдений гелиакических восходов Сириуса, которые имели на древнеегипетском особое название веп-ренпет (wp rnpt), что означало «открыватель года», и отмечались как большие праздники, отсюда произошло название последнего двенадцатого месяца лунного года, называемого также веп-ренпет. Вставки производились так, чтобы удержать празднование восхода Сотис всегда в одном и том же месяце лунного календаря. Это достигалось просто: если восход Сотис наблюдался в последние 11 дней двенадцатого месяца, назначался тринадцатый месяц, который посвящали богу Луны Тоту. Первый день лунного года совпадал с первым днём невидимости Луны, непосредственно идущим после восхода Сотис, если год был обычным, или с днём невидимости по окончании дополнительного месяца, если была опасность, что в будущем году дата восхода выйдет за пределы месяца веп-ренпет.
Таким образом, ранний лунный календарь, который использовался в Египте на протяжении всего династического периода, был, по-видимому, лунно-звёздным календарем, в котором связь с сезонами достигалась благодаря наблюдениям гелиакических восходов Сириуса-Сотис.
Обновление календаря
Но Лунный календарь с непредсказуемой системой интеркаляций (периодическое добавление месяцев или дней для согласования длины астрономических циклов), как и «нильский год», произвольно меняющийся из-за колебаний разливов Нила, были неудобны для административной и деловой жизни. Время в днях до какого-либо будущего события в этих календарях, как правило, не могло быть указано заранее. Такие важные события, как даты платежей по результатам торговой сделки или, скажем, даты поступлений от сбора налогов в государственную или храмовую казну, приобретали неопределенность, измеряемую днями, а иногда и месяцами, что осложняло гражданскую жизнь. Эти обстоятельства, а также многолетние наблюдения гелиакических восходов Сириуса египетскими жрецами, позволившие уточнить длину солнечного года, стали основой создания новой календарной системы.
Нильский календарь стал разделяться на 365 дней, 12 месяцев по тридцать дней каждый, что соотносилось с 36-ю деканами, или неуничтожимыми звёздами северной части неба; оставалось локализовать оставшиеся 5 дней. Для обоснования необходимости реформы календаря жрецы, по свидетельству известного древнегреческого писателя Плутарха (около 46—126 гг. н. э.), придумали следующую легенду:
Однажды бог земли Геб и богиня неба Нут заключили между собою брачный союз. Тогда бог Солнца Ра проклял богиню Нут и поклялся, что её дети не будут рождаться ни в один из месяцев и ни в один из дней года. Богиня Нут обратилась за помощью к мудрому богу Тоту, который, поиграв с богиней Луны в кости, выиграл у неё от каждого дня 360-дневного года по одной семьдесят второй части её света. Из этих частей он сделал пять дополнительных дней и поместил их в конце года, вне месяцев. Так богиня Нут получила пять дней, и у неё родилось пятеро детей: Осирис, Гор, Сет, Исида и Нефтида. Все они также стали почитаться за богов.
Чтобы умилостивить бога Солнца Ра, ему были отданы эти пять дней. С этого времени солнечный год увеличился с 360 до 365 дней, но так как богиня Луны проиграла пять дней, то лунный год сократился с 360 до 355 дней.
Эти 5 дней, названные греками эпагоменальными, в египетском языке именовались хериу — «дополнительные». Оставшаяся четверть дня была посвящена Тоту, владыке счёта, точности и великому творцу календаря и приводила к тому, что календарь возвращался к своему изначальному событию, гелиакическому восходу Сириуса, лишь раз в 1460 лет, в «истинный год Сириуса». Последний «год Сириуса» до новой эры, когда, согласно легенде, в Египте праздновалось вечное возвращение феникса Бену, посредника между миром земным и миром небесным, несущего с собой новую жизнь, приходился на время правления Сети I, т.е. 1313 г. до н.э.
В связи с тем, что египетский календарный год «торопился», опережая солнечный, начало года было закреплено за 19 июля — днём начала разлива Нила и первого появления Сириуса на утреннем небе. На широте Мемфиса в течение тысячелетий восход звезды держался именно на этой дате. Сама Египетская традиция эпохи Птолемеев приписывает изобретение календаря, ориентированного на звезду Исиды Имхотепу, знаменитому мудрецу, и, по одной из версий, создателю грандиозного пирамидного комплекса фараона Джосера в Саккара, жившему в XXVIII веке до н.э.
Во время половодья, сезона, именовавшегося ахет (месяцы Тот, Паофи, Атир, Хойак), свободные от работы крестьяне привлекались на общественные строительные работы. Когда воды Нила начинали спадать, начиналось время посева перет, «всходы», длившееся с Ноября по Февраль (месяцы Тиби, Мехир, Фаменот, Фармути). Сезон засухи шему, «урожай» (месяцы Пахонс, Паини, Эпифи, Месоре), длился с Марта по Июнь, а затем этот жизненный цикл повторялся вновь. Разлив сменялся посевом, посев урожаем, и вот — небесная Исида в высокой звёздной короне из золотых перьев вновь возвещала о торжестве священных речных вод.
Гражданский и лунный календари применялись параллельно на протяжении всего династического периода. Со временем гражданский календарь воспринял часть функций религиозного лунного календаря. Некоторые праздники стали отмечать в фиксированные дни схематического года, благодаря чему они перемещались одновременно по сезонам солнечного года. Другие праздники имели две даты — подвижную и неподвижную соответственно в гражданском и лунном календарях. В эллинистический период, когда в Египте обнаружилось влияние греческой календарной традиции, именно эта особенность (подвижность праздников относительно сезонов) послужила причиной неудавшейся календарной реформы Птолемея III Эвергета в 238 году до н. э., который попытался ввести вместо схематического юлианский год и соответственно интеркаляции каждые четыре года, что, однако, не привилось в Египте, так как велика была сила традиции.
Астрономические представления египтян
Говоря о древнеегипетском исчислении, следует вкратце упомянуть и об астрономических представлениях египтян. Особым почитанием в Египте начиная со Среднего царства пользовались пять основных планет, три из которых считались небесными воплощениями бога Хора. Пять планет были известны египтянам с глубокой древности. Так, например, первые упоминания и изображения Себа Реси Эн Пет (Юпитер) встречаются уже на крышке саркофага вельможи Хени XXI в. до н.э. Подобные звёздные таблицы должны были сообщать покойному ночное время, с тем, чтобы он знал, в каком месте подземного мира он находится в тот или иной момент. Изображения планет в контексте «звёздных таблиц» имеются на потолках многих гробниц царей и вельмож, на потолках заупокойных храмов. Зодиаки из птолемеевских храмов — Хатхор в Дендере, Хнума в Эсне, Мина в Коптосе, а также некоторые другие сохранили интересные планетарные тексты и изображения.
Знаменитый Дендерский зодиак, созданный в I в. до н.э., сейчас находится в Лувре. В Дендере его заменил гипсовый слепок. Это не единственный круглый египетский зодиак, однако, он по праву считается самым красивым. Небесное пространство поддерживается четырьмя богинями — «опорами небес». У внешнего края зодиака фигуры тридцати шести деканов — наиболее значимых созвездий, — составляют его внешний «круг»; в центре плиты расположены северные созвездия, хранящий проход в иной мир. В промежутке между северными созвездиями и деканами изображены созвездия юга и собственно знаки зодиака, которые были привнесены в египетскую культуру, не знавшую астрологии, из Месопотамии.
Себа Реси Эн Пет — «Южная звезда неба» (Юпитер) почиталась как — «Хор-Тайна-Обеих-Земель-Спутник-Неба» или «Хор-Освещающий-Обе-Земли» и изображалась в виде человека с головой сокола, увенчанного звездой и стоящего в золотой ладье.
Себа Иабти Джа Пет — «Восточная звезда, пересекающая небо» (Сатурн) именовалась также «Хор-Бык-Небес» и изображалась также как Юпитер или в виде человека с головой быка, держащего скипетр уас, символизировавший верховную власть.
Хор Джесер — «Красный Хор» (Марс) имел эпитет «плывущий спиной вперед», изображался в виде сокола с распростертыми крыльями, змеиной шеей и тремя змеиными головами; иногда в образе сокола в хеджет — белой короне Верхнего Египта.
Себег или Сетх Эм Уха Нечер Эм Дуаит — «Сетх в вечерних сумерках, Бог в утренних сумерках» (Меркурий) считался небесным образом бога Сетха; изображался в виде сокола со змеиной шеей и головой Сетха или же, во избежание изображения Сетха на потолке гробницы в образе стоящего антропоморфного божества.
Себа Джа — «Пересекающая звезда» (Венера) представлялась в образе Бену — бессмертного феникса, «бога великого, самого себя создавшего… приносящего разлив Нила, божественной души Ба Осириса»; зодиак из храма Хатхор в Дендере называет эту планету Па Нечер Дуауи — «Утренняя божественная звезда». Изображалась Себа Джа в виде двуглавого антропоморфного божества или в образе самого феникса — белоснежной цапли в короне Осириса Атеф.
Наиболее ранние упоминания звёзд в древнеегипетских текстах восходят к эпохе Древнего царства. Знак звёзды имеется уже на палетке Нармера, датируемой концом IV тыс. до н. э. В «Текстах пирамид» знак звезды употребляется неоднократно в двух основных значениях: как религиозный символ и как обозначение конкретных созвездий, а точнее — божеств-созвездий. «Тексты пирамид» свидетельствуют о том, что в эпоху Древнего царства в Египте были выделены созвездия, которые служили объектами религиозного поклонения.
Неизвестно, каким путём происходило выделение созвездий, но тексты позволяют подразделить их на северные и южные. К первой группе относятся созвездия, символические изображения которых помещали в северной части потолков в гробницах, а в текстах обозначали как «Звёзды на севере неба», ко второй — деканы, группы звёзд в часах Рамессидов и ряд других.
Деканы на астрономических памятниках встречаются, как правило, в двух видах — как элементы звёздных календарей и в составе списков, полных или фрагментарных, содержащих нередко также планеты.
Исключительный интерес в контексте астрономических знаний древних египтян представляют изображения на потолке гробницы вельможи Сененмута — архитектора храма царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри (XVI в. до н.э.), а также потолок погребальной камеры гробницы фараона Сети I в Долине царей (XIII в. до н.э.).
Здесь помимо таблицы звёзд — определителей ночного времени — показаны: северная и южная стороны небосвода, северные околополюсные созвездия, кульминация звёзд Eta и Zeta Большой Медведицы, кульминация звезды Beta Малой Медведицы. Все это позволяло провести линию небесного меридиана на широте Фив. Звёзды «пояса декан», таким образом, отходили к южному скоплению. Из всех их групп — Кенемет, Хеннетет и других только Сах и Сепедет идентифицированы как Орион и Сириус. Остальные идентификации все еще очень сомнительны.
Группа «северных созвездий» считалась самой важной на небосводе и всегда присутствует на изображениях.
В группу северных созвездий входило созвездие Мес, которое на диагональных календарях изображали в виде «Передней ноги быка». Месхетиу (Большая Медведица), принадлежащая Сетху, изображается рядом со стерегущим ее воплощением Исиды Хесамут — «Исидой, Матерью Грозной» — Великим Гиппопотамом, появляющимся в небе в сопровождении одного-двух крокодилов.
Что до этой передней ноги Сетха, то она в северной части неба, привязанная к кремниевым столбам золотой цепью. Вверено было Исиде — Гиппопотаму, — говорится в тексте Книги Дня и Ночи и мифологическом папирусе Жюмильяк, — после того, как он (Хор) отрезал его (Сетха) переднюю ногу, он бросил ее в середину неба, поставлены боги хранить её, Переднюю Ногу северного неба и Великая Гиппопотам держит её так, что она не может двигаться среди богов.
Сокологоловый бог Ан часто с солнечным диском на голове, держащий канат, возможно, представляет созвездие Лебедя. Созвездие Ан изображалось как сокологоловое божество иногда с диском над головой, повернутое под прямым углом к Бегемотихе и пронзающее копьем Мес. Селкет, богиня-охранительница умерших, часто изображается рядом с Месехтиу. Созвездие Льва, именуемое «Божественный Лев», рисовали в виде льва, повернутого лицом к Мес и Бегемотихе, чья спина, голова и хвост иногда были усыпаны звездами. Среди символов встречаются также изображения крокодилов с изогнутым и прямым хвостом, стоящего человекоподобного божества (созвездие Ман) с поднятыми руками или пронзающего копьем крокодила, а также птиц, скорпиона и т. д. Между созвездиями Бегемотихи и Ан иногда виден точечный объект неизвестной природы; вполне возможно, что это изображение северного полюса. В шествии богов в северной части неба, возглавляемом Исидой, обязательно изображались духи-сыновья Хора, охранители умершего, ряд особых небесных божеств — Мааэнитеф — «Видящий отца своего», Иренджетеф — «Сотворивший тело своё», Ирренефджесеф — «Сам создавший имя своё», некоторые другие; замыкал процессию правящий или умерший царь. На северной стороне неба представлены также двенадцать кругов, соответствующих двенадцати месяцам египетского календаря, с подразделением каждого на двадцать четыре сегмента. Эти сегменты делили время от захода до восхода солнца на двадцать четыре временных отрезка. Каждый отрезок ночи характеризовался соответствующим расположением звёзд на небе.
Звёздные часы
В конце эпохи Нового царства в гробницах фараонов Рамсеса VI, VII и IX были изображены уникальные «звёздные часы». Они состоят из двадцати четырёх таблиц для двадцати четырёх полумесячных интервалов одного года. Каждая таблица снабжена изображением сидящего жреца и системой девяти вертикальных линий, пересеченных тринадцатью горизонтальными линиями. Горизонтальные линии представляют начало ночи и концы двенадцати её часов. Сопровождающий текст объясняет, в каком положении звезда должна находиться в данный час по отношению к фигуре сидящего жреца. Таким образом, ночью два жреца садились на вершине пилона храма лицом друг к другу строго в направлении небесного меридиана, то есть в направлении с севера на юг. Один из жрецов смотрел на лицо другого через маленькое отверстие специального инструмента. В этот же момент первый жрец — наблюдатель с помощью инструмента мерхет — верёвочного отвеса с грузилом — отмечал положение необходимой звезды на небе относительно фигуры противосидящего жреца. Если звезда находилась строго над головой последнего, то это означало, что она достигла своей высшей точки на небе, находится на линии небесного меридиана, раха иб — «напротив сердца». Если звезда была ниже или в стороне от меридиана, то это положение фиксировалось как херирет унеми (херирет иаби) — «у правого глаза» («у левого глаза»), херках унеми (херках иаби) — «на правом плече» («на левом плече») и т.д.
Часы в гробницах Рамессидов служили для измерения времени полной темноты, причём начало ночи фиксировали особые звёзды, приведённые в первой графе каждой из 24 таблиц. Время полной темноты было разбито на 12 приблизительно одинаковых интервалов, меняющихся сезонно. Прохождение звёзды определяло конец соответствующего часа ночи.
Само Определение Времени в древности было исключительно храмовой привилегией. Дневное время устанавливалось по солнечным часам, гномонам, состоявшим из двух деревянных брусков, соединенных вместе. На одном бруске, располагавшемся на плоскости в направлении с востока на запад, имелись деления; другой был поставлен своей широкой стороной перпендикулярно к первому в направлении с севера на юг. Тень, отбрасываемая вторым бруском, попадала на деления первого и таким образом фиксировала дневное время. Время это, как и ночное, было разделено на 12 частей от восхода до захода солнца.
Большой популярностью в храмах пользовались водяные часы, названные греками клепсидрой. Они использовались для определения ночного времени. Известен изобретатель усовершенствованных водяных часов Аменмес, носивший титул «хранитель печати» при фараоне Аменхотепе I (XVI в. до н.э.). В Египетском музее в Каире хранится клепсидра из храма Амона в Карнаке, относящаяся ко времени правления Аменхотепа III (XIV в. до н.э.). Это алебастровый инкрустированный лазуритом конусовидный сосуд с небольшим отверстием внизу, расположенным рядом с небольшой фигуркой павиана — священного животного бога Тота. Клепсидра наполнялась с наступлением ночи, к утру вода вытекала полностью. На внутренней стороне часов вырезаны двенадцать колонок текста и метки для двенадцати «часов» ночи. При нанесении меток учитывалось сезонное изменение продолжительности ночи. Внешняя сторона часов разделена на три регистра. Аменхотеп III изображён поклоняющимся Ра, Тоту, Птаху и богам двенадцати месяцев года. Определённая категория жрецов, носившая название унуит, производное от унут — час, должна была следить за часами; эти жрецы должны были сменять друг друга каждый час и, таким образом, непрерывно осуществлять свою божественную службу.
110 лет — идеальный срок жизни
Протяжённость человеческой жизни, или как её называли сами египтяне ахау, разделялась на две неизмеримые и несравнимые части: жизнь земная и жизнь вечная. Жизнь земная, состоящая из часов, дней, месяцев и лет была в Египте недолгой. Средняя продолжительность жизни древнего обитателя долины Нила — тридцать лет, срок жизни одного поколения; рубеж, переход через который означал для египтянина начало качественно нового этапа существования, рубеж, который фараон отмечал празднованием юбилейной церемонии Сед. Исторические хроники, тем не менее, гласят, что очень многие цари и простые египтяне не только успешно миновали рубеж тридцатилетия, но и доживали до весьма преклонных лет. К примеру, Рамсес Великий скончался на семьдесят шестом году своего правления, пережив 12 собственных сыновей, а завершающий VI династию Пепи II, согласно античным авторам, правил страной около ста лет, что, впрочем, нельзя утверждать с полной уверенностью. Некоторые египетские чиновники на склоне лет продолжали исполнять повеления своего царя; так, некий капитан корабля Нечерухотеп утверждал в своей гробничной надписи, что руководил экспедицией за алебастром в Хатнуб в возрасте семидесяти трех лет. Бакенхонсу, верховный жрец Амона-Ра при Рамсесе II, совершил головокружительную карьеру и продолжал здравствовать в свои 85 лет. Проживший 86 лет, другой жрец Амона, Небнечеру, хвалился, что был все эти годы здоров и неутомим, благочестиво советуя желающему прожить столько же:
если хочешь жизнь длинную, подобную моей, моли о том богов.
Мудрец Аменхотеп сын Хапу, после смерти обожествлённый, в надписи на своей статуе утверждал, что достиг восьмидесяти лет в милости фараона Аменхотепа III и желал себе жизненный срок в сто десять лет.
Этой цифре египтяне придавали особое значение, считая её идеальным сроком человеческой жизни на земле. В Текстах саркофагов говорится, что каждому человеку ведом идеальный срок существования в сто десять лет, из которых десять избавлены от ошибок, преступлений и грехов и являются даром богов тому, кто, будучи раньше глупцом, смог стать мудрым и просветлённым. Ахау не заканчивается с кончиной человека, жизнь продолжается и после смерти, в мире ином.
Солнечное божество на своем пути через загробный мир проводит какое-то время в каждой из областей запредельного пространства, прежде чем двинуться дальше. Пробуждённые сиянием и словами бога усопшие празднуют вместе с ним прибытие света и жизни, для того чтобы по истечении этого часа вновь погрузиться в сон забвения, ожидая в нём нового циклического возвращения бога следующей ночью. На виньетках к Книге врат двенадцать богов, символизирующие часы ночи, поддерживают на руках тело огромного змея; имя этого змея — «время жизни», бесценный дар, который получают просветлённые души и которого лишены души грешные. Египтяне изображали время и в виде бесконечной звёздной верёвки в руках богов, разделённой на часы и исходящей изо рта бога вечности, рождающего и поглощающего дни, месяцы, годы и века.
В древнеегипетском мировоззрении всё сущее истолковывалось как совокупность понятий нехех и джет, обозначающих всеохватный, абсолютный горизонт целостности. Как временная категория, нехех — постоянно повторяющееся действие — связано с образом солнечного бога Ра, ежесуточно совершающим циклическое вращение по зримым и недоступным областям вселенной, и порой интерпретируется как «завтрашний день». Повелителем категории джет, обозначающей «застывшую» вечность или иногда «вчерашний день», является Осирис, владыка иного мира.
Понятия нехех и джет никогда не представляли какой-либо альтернативы; они входили в число противоположностей, дополняющих друг друга. Более того, ни джет, ни нехех не могут быть реализованы в отрыве друг от друга; только вместе они создают реальность, которую человек называет временем и в которой сочетаются изменчивость и завершённость.
Время жизни Унаса — это нехех, предел его — джет,
— гласит 274-е изречение «Текстов пирамид». Кроме того, эти понятия имеют ещё один скрытый смысл: на первом погребальном ковчеге Тутанхамона нехех персонифицирован в виде мужчины, а джет — в виде женщины.
Каждый умерший уподобляется Осирису, а, следовательно, как и он, «владыка нехех и повелитель джет», получит желаемый срок существования — «миллионы лет». В 17 главе Книги мёртвых в форме вопросов и ответов в этой главе умершему объясняется его место среди других душ, предназначение и суть пребывания в загробном мире. Всё сущее истолковывается здесь как совокупность нехех и джет, обозначающих «всеохватный, абсолютный горизонт целостности».
Каждому — своё?
Обратимся к «Книге для начального чтения» В. Водовозова (СПб, 1878 г.), в конце XIX века предназначавшейся для самообразования россиян. В ней речь идёт о воззрениях на Объективную реальность — на понятийную категорию «Всё вообще» — древних египтян.
Самая главная каста, управлявшая всем (т.е. нёсшая полноту внутриобщественной власти — наше пояснение при цитировании), была каста духовных или жрецов (на каком-то этапе своего исторического пути они перестали быть жрецами, и хотя сохранили название «жрецы», но были только носителями некоторых знаний и навыков в преемственности поколений, т.е. по существу были знахарями: наше уточнение при цитировании). Они предписывали и царю (т.е. фараону — наша вставка), как жить и что делать… Высшим божеством египтян был АМУН. В его лице соединились четыре божества: вещество, из которого состоит всё на свете, — богиня НЕТ; дух, оживляющий вещество, или сила, которая заставляет его слагаться, изменяться, действовать, — бог НЕФ; бесконечное пространство, занимаемое веществом, — богиня ПАШТ; бесконечное время, какое нам представляется при постоянных изменениях вещества, — бог СЕБЕК. Всё, что ни есть на свете, по учению египтян, происходит из вещества через действие невидимой силы, занимает пространство и изменяется во времени, и всё это таинственно соединяется в четыреедином существе АМУН.
Если отстроиться от имён древнеегипетских богов и соотноситься с понятийным аппаратом современной нам физики, то вещество соответствует «веществу» в его различных агрегатных состояниях (твёрдом, жидком, газообразном, огню-плазме); дух — большей частью «природным полям»; а «пространство» и «время» так и остались неизменными мировоззренческими категориями в миропонимании большинства людей с тех времён.
То, что напомнил В. Водовозов о древнем Египте, показывает, что предельными обобщениями, предшествующими категории «Всё вообще» в нынешней цивилизации на протяжении тысячелетий неизменно остаются:
- 1) «материя» (вещество);
- 2) «дух», понимаемый:
- и как «энергия», «сила» (в терминах нынешней физики — «силовые поля», представляемые в качестве разновидности «материи вообще» материалистическими разновидностями философии),
- и как управляющее начало, т.е. «информация» и алгоритмика её преобразований;
- 3) «пространство»;
- 4) «время».
Как видите, ничего в научной парадигме не изменилось, только названия и статус сменился с древнеегипетских богов на научные философские категории. А Амун вообще сохранился до наших дней в виде завершения любой молитвы в западных вероучениях: «Аминь» (на русском), “Amen” (на латыни).
Все названные четыре предельно обобщающие категории могут представляться по-разному в разных системах миропонимания: разрозненными; но могут быть и объединёнными — то в четырёх-ипостасном боге-мироздании Амуне; то в «двух-ипостасном» безымянном и неперсонифицированном «пространственно-временнóм континууме» современной нам теории относительности, содержащем в себе «материю» во всех её агрегатных состояниях, к числу которых отнесены и так называемые «силовые поля» — то, что в древности именовалось словом «дух».
Хотя слова, обозначающие эти предельно обобщающие категории, и трактовки связанных с ними понятий при более детальном их описании неоднократно изменялись на протяжении истории, но неизменным оставалось одно: информация («образ», «идея») и алгоритмика («упорядоченность состояний и преобразований образов и идей, а также и материи в её различных агрегатных состояниях») понятийно сокрыты и неотделимы в группе предельных обобщений Я-центризма от «духа» = «энергии» = «силы» = «власти».
Я-центричное миропонимание
В нём мысленное древо развивается в разных направлениях от собственного «Я», берущего на себя роль начала отсчёта системы координат. В процессе развития мысленного древа в его разрозненные ветви вовлекается всё новая и новая информация, относящаяся к самым разным областям жизни и деятельности личности и общества современников и человечества в целом. При Я-центричной алгоритмике психики, поток эмоций обусловлен теми обстоятельствами, которые непосредственно воздействуют на личность. В результате изменяется осознание собственного «Я». Поэтому в зависимости от того, в каком эмоциональном настроении человек с Я-центричным способом миропонимания берётся за те или иные дела, он в них достигает большего или меньшего успеха либо терпит крах. А многие процессы он просто не в состоянии осмыслить потому, что за время, необходимое для этого, у него неоднократно меняется «начало координат», от которого он выстраивает мысленное древо, и всякий раз со сменой начала координат процесс мышления разрушается, не достигнув результата или придя к ложному результату.
С другой стороны, оценив реальную нравственность носителя Я-центричной алгоритмики психики и управляя его эмоциями, его можно подвести к определённым мнениям и удержать от того, чтобы он пришёл к каким-то другим нежелательным для опекунов мнениям. Я-центричному миропониманию свойственно некоторая калейдоскопичность, в том смысле, что в нём разные понятия оказываются разрозненными, не имеющими связи друг с другом; то же касается и взаимосвязей понятий и объективных явлений. Именно вследствие такого рода калейдоскопичности, свойственной Я-центризму…
В явном виде информация, образность Мира, идеи и смысл не входят в набор названных предельных обобщений Я-центризма, непосредственно предшествующий обобщающим категориям «Мироздание» либо «Всё вообще». То же касается и алгоритмики преобразований материи во всех её агрегатных состояниях и алгоритмики преобразований информации.
Это — принципиальная ошибка Я-центричного мировоззрения и миропонимания, обрекающая их носителей на множество других ошибок, производных от этой принципиальной.
«Вещество» («плотная материя») при дальнейшей детализации соотносилось с четырьмя «стихиями» (в терминологии современной нам физики — агрегатными состояниями вещества: «земля» — твёрдое; «вода» — жидкое; «воздух» — газообразное; «огонь» — плазма, хотя плазма не вполне «вещество», поскольку в состоянии плазмы теряют устойчивость не только молекулы вещества, но и атомы утрачивают электроны). А невидимые для большинства людей «общеприродные поля», несущие упорядоченную энергию и воздействующее силой на материю во всех её агрегатных состояниях, неразделимо слились с информацией в «нематериальном духе»; природный вакуум — объективно физически вовсе не пустота, т.е. не пустое пространство, а один из видов (агрегатных состояний) материи — стал «пространством-вместилищем», а «время» стало знаком для обозначения некой неосязаемой непонятности.
Одной из особенностей этого мировоззрения является неспособность его носителей взглянуть на Мир с иной точки зрения, не совпадающей с их «Я-центром», что исключает и возможность осмысленного взгляда со стороны на самого себя. Эта особенность проявляется тем более ярко, чем более удалена предлагаемая им точка зрения от их «Я-центра». Если же до их сознания удаётся донести взгляд с иной точки зрения, то многие из них рассматривают это как попытку лишить их «своего Я», своеобразия индивидуальности и т.п. Я-центризм алгоритмики психики и миропонимания естественен для детей в процессе их личностного становления. Но по мере того, как человек, взрослея, обращает внимание на взаимосвязи, как ему прежде казалось разрозненных понятий в его психике и разрозненных явлений в жизни, он начинает искать и вырабатывать в себе альтернативу Я-центризму, хотя может и не осознавать этого и не знать каких-либо названий для того, что мы назвали Я-центризмом, и для альтернативы ему. В результате поиска альтернативы складывается второй способ миропонимания.
Богоначальное миропонимание
В нём мысленное древо развивается в последовательности: Бог → Тварное мироздание → предмет внимания человека во взаимосвязях этого предмета со всеми остальными выявленными им в течение жизни объектами и субъектами. В этом миропонимании есть «камертон», обеспечивающий соответствие эмоционального и смыслового строя души человека и Жизни как таковой:
Бог — Вседержитель не ошибается. Всё, что свершается, свершается наилучшим возможным образом. Но по отношению к обществу это справедливо с оговоркой: при тех нравах и этике, которые свойственны людям.
Осознание этого факта должно сопровождаться радостью — положительными эмоциями и жизнеутверждающим спокойствием. В таком эмоционально смысловом строе алгоритмика психики человека работает наилучшим образом, решая проблемы, с которыми его сводит Жизнь, и устраняя допущенные им же в прошлом ошибки. В Богоначальном миропонимании калейдоскопичность устраняется непрестанно, мир представляется всё более детальной мозаикой. «Начало координат» в нём в принципе объективно неизменно, что является непоколебимой основой для устранения всех ошибок миропонимания и личностного развития человека.
Психическая деятельность индивида как составляющая Объективной реальности такова, что вообразимость жизни Мироздания, за пределами восприятия органов чувств сама обусловлена предельными обобщениями — первичными различиями в категории «Всё вообще».
Если набор предельных обобщений и первичных различий не соответствует Объективной реальности как таковой, то по мере «полёта воображения в пространстве и времени» будет накапливаться ошибка расхождения субъективного воображения и Объективной реальности, возрастающая тем более, чем дальше воображение «улетает в своих фантазиях» от непосредственно ощутимого «Я-центром». В результате в Мироздании «появляются» буквально понимаемые «хрустальный свод небес», «Блин-Земля, лежащая на спинах трёх гигантских китов, плавающих в безбрежном океане», «звёзды, которые светят светом, отражённым от Солнца» и т.п.
Если же систематическая ошибка мировоззрения действительно имеет место, то она будет в культуре передаваться, нарастая, от поколения к поколению, выражаясь в жизни цивилизации вопреки господствующей, но недееспособной благонамеренности большинства, как огрехи, проблемы, стесняющие и подавляющие многих индивидов и целые народы с их жизненными неурядицами.
В итоге спустя несколько тысяч лет развития глобальной цивилизации на основе мировоззрения разноликого мозаичного Я-центризма и калейдоскопического идиотизма (как альтернативы мозаикам Я-центризма) при лидерстве региональной цивилизации Запада всевозможные ошибки, проистекающие из этого мировоззрения, накопившись, выразились в наши дни в глобальном биосферно-экологическом кризисе и множестве внутриобщественных кризисов и проблем.
Главная же ошибка Я-центричного мозаичного мировоззрения была названа ранее и состоит в том, что нематериальные по своей сути информация и алгоритмика не предстают в нём в составе набора предельно обобщающих категорий, предшествующих в порядке обобщения предельным категориям «Мироздание» и «Всё вообще». И эта ошибка является главной причиной метрологической несостоятельности многих так называемых «гуманитарных» научных дисциплин — наук о человеке и человеческом обществе, и прежде всего, — психологии. И эта особенность Я-центричного мировоззрения использовалось издавна, для построения информационно-алгоритмической системы общественного устройства с ограничением допуска к знаниям, состоящей из:
- эзотеризм (от греч. эзо — внутренний)— учения для посвящённых в «нечто», скрытого от других, и передаваемого через систему разъяснений истинного смысла,
- экзотеризма (от греч. экзо — внешний) — учения для толпы, бессмысленного без знаний парного ему «эзотеризма», дающего через идеи экзотеризма искажённое представление о реальности, которое невозможно понять,, если не владеешь расшифровкой терминов и теории или если рядом нет «гуру», способного объяснить скрытый смысл.
Обратимся к одному из эзотерических текстов, повествующих об альтернативе Я-центричному мировоззрению.
Тридцатью двумя путями — чудными, мудрыми, начертал IA, IEBE, Саваоф, Бог Израиля, Бог Живой и Царь Вечный, Эль Шаддай, Милосердный и Прощающий, Возвышенный и Пребывающий в вечности, — возвышенно и свято Имя Его, — создал мир Свой тремя сеферим: сефар, сипур и сефер (Эпиграф к одному из разделов книги В. Шмакова «Священная книга Тота. Великие арканы Таро», 1916 г., репринт 1993 г.).
И это поясняется в подстрочном примечании:
Первый из этих трёх терминов (Sephar) должен означать числа, которые одни доставляют нам возможность определить необходимые назначения и отношения каждого (по контексту, возможно: человека — наше пояснение при цитировании) и вещи для того, чтобы понять цель, для которой она была создана; и МЕРА длины, и МЕРА вместимости, и МЕРА веса, движение и гармония — ВСЕ ЭТИ ВЕЩИ УПРАВЛЯЕМЫ ЧИСЛАМИ. Второй термин (Sipur) выражает слово и голос, потому что это Божественное слово и голос, потому что это Божественное Слово, это Глас Бога Живого, Кто породил существа под их различными ФОРМАМИ, будь они внешними, будь они внутренними; это его надо подразумевать в этих словах: «Бог сказал: «Да будет Свет» и «стал Свет». Наконец, третий термин (Sipher) означает писание. Писание Бога есть ПЛОД ТВОРЕНИЯ. Слова Бога есть Его Писание, Мысль Бога есть Слово. Так мысль, слово и писание суть в Боге лишь одно, тогда как в человеке они суть три» («Cuzary», 4, § 25, цит. по кн. В. Шмаков «Священная книга Тота. Великие арканы Таро», с. 245, выделение некоторых фрагментов в тексте заглавными буквами — наше).
Если это излагать кратко, то троица — сефар, сипур, сефер — эквивалентна триединству «МЕРА-инФОРМАция-материя», на что ука-зано в Коране прямо. Различие только в том, что догматы о троицах, которые есть во многих вероучениях, нуждаются в толкованиях, и это позволяет построить иерархию посвящённых, как это делалось в том же Египте, а явно провозглашенное триединство материя — информация — мера позволяет обойтись без иерархии посвящённых, но предопределяет каждому понимать это триединство и его личное отношение к Богу самостоятельно. Поэтому иерархии «мировой закулисы» для поддержания своего существования порождают догматику и вероучения, освоение которых невозможно без толкований, на что ещё задолго до Никейского собора указал Аристотель:
Знайте, что мои обнародованные чтения могут быть почитаемы за необнародованные, ибо их могут понять только те, кто слушал о них пояснения (В.Шмаков, стр. 412).
Дабы вынудить людей прибегать к услугам «посвящённых» при освоении знаний, которые целеустремленно заинтересованы в том, чтобы открытые всем (экзотерические) вероучения препятствовали человеку принять водительство Духа святого, наставника на всякую истину помимо посредничества людей, и чтобы не было у человека понятия МЕРЫ — понятий «движение», «гармония» и чтобы его сознание было лишено восприятия процессов обмена материей и информацией, и потому он был бы беспомощен в этом мире и ему необходимы были «пастухи». А ведь всё просто и сегодня уже нет нужды в разнородных пастухах, поскольку всем доступно мировоззрение триединства материи-информации-меры:
Материя-Информация-Мера — базовые понятия, позволяющие описывать любой объект окружающего нас мира. Наряду с общеизвестными материей и информацией, категория меры является базовой, т.к. обеспечивает объект той матрицей, на основе которой данный объект и будет формироваться из определённой материи и с содержанием определённой информации. Так же любые изменения, происходящие в системе или объекте, подчиняются всё той же мере (матрице возможных состояний), и любые состояния, в которых может оказаться система или объект, принципиально находятся в рамках той меры, которой был наделён объект изначально. Факторы, влияющие на систему, могут быть любыми: как внешними, так и внутренними, но направление развития процесса и его конечный результат всё так же обуславливается мерой (матрицей возможных состояний).
МАТЕРИЯ — объективная составляющая мироздания, способная на силовые взаимодействия своих составных частей, проявляется как вакуум, плазма, вещество, энергия.
Материя — весь материальный мир, Вселенная, микромир, элементарные частицы, поля, вакуум. В терминах наиболее общих категорий: то, что пере-ОБРАЗ-уется, переходит из одного состояния в другое и обладает упорядоченностью, изменяющейся в процессе воздействия одних материальных объектов (процессов) на другие. Материя конкретно это:
- вещество в твердом, жидком, газообразном состояниях;
- плазма, т.е. высоко ионизированный газ, в котором молекулы химических соединений теряют устойчивость и разрушаются, а атомы химических элементов теряют электроны, чья энергия больше, чем энергетические уровни (энергетическая ёмкость) устойчивых орбит;
- элементарные частицы и кванты разного рода излучений, при взгляде извне представляющиеся в качестве частиц, а при рассмотрении существа этих частиц, предстающие как последовательность волн в физическом природном вакууме или в материи, пребывающей в иных агрегатных состояниях;
- статические и динамические поля в физическом природном вакууме, способные к силовому воздействию того или иного вида на все виды материи;
- сам физический вакуум в не возбуждённом состоянии, рождающий из «ничего» элементарные частицы (кванты энергии) и поглощающий их так же внезапно, за что частицы получили название «виртуальных». В таком воззрении всё перечисленное прежде физического вакуума в не возбуждённом состоянии — физический вакуум, выведенный из агрегатного равновесия, т.е. возбужденный вакуум.
ИНФОРМАЦИЯ (образ) — некий смысл или содержание, которое заключается в вербальном сообщении или выражено невербальным способом на том или ином материальном носителе.
Всемирный информационный банк данных, сохраняемый в структуре материи. В терминах наиболее общих категорий: нечто, объективно существующее, но не материальное, что передаётся в процессе взаимодействия, изменяющего состояние материи — отображения — от одного материального носителя к другому и не утрачивает своего объективного качества при смене материального носителя.
Всякая вещь материального мира являет собой триединство: материи, пребывающей в определённом образе (форме), наделенной мерой (размерностью, определённым соотношением к другим объектам материального мира). Информация всегда существует на определённом материальном носителе будучи закодированной определённым образом (размеренной).
МѢРА (вместо Е пишется «ять») — основополагающий атрибут мироздания, его соразмерность в количественных и качественных предопределённостях. Мера по отношению к материи — матрица её возможных состояний, а по отношению к информации — способ её кодирования.
Мера — Предопределённая Богом многомерная матрица возможных состояний и преобразований материи в Мироздании, хранящая информацию о всех процессах; в том числе информацию о прошлом и о предопределённой направленности их объективно возможного течения, т.е. о причинно-следственных обусловленностях в их соразмерности.
- По отношению к материи мера это — матрица предопределенных её возможных и статистически упорядоченных состояний;
- по отношению к информации это — иерархически организованная многоуровневая система её кодирования.
Другие названия: Пространство вариантов, Многовариантный Сценарий бытия Мироздания. В терминах наиболее общих философских категорий: нечто, объективно существующее, но не материальное, что определяет различные качества отображения и структуру информации (порог чувствительности, система кодирования, частотный диапазон, поляризация несущей волны и т.п. — это всё частные меры различения параметров).
Матрица возможных состояний — объективна. Но ограниченному временем, ресурсами, локализацией субъекту она доступна только в какой-то её части: отсюда субъективизм, то есть неполнота, ограниченность, мозаичность (целостность картины, набранной из частностей) и калейдоскопичность (несвязность частностей, не отображающих в их совокупности упорядоченности и целостности) восприятия мира.
Если атеист способен принять объективность меры во Вселенной, то ему возможно будет интересно узнать, что общевселенская матрица возможных состояний — мера — обладает одним качеством, которое многие религии приписывают Всевышнему Господу: Он пребывает везде и всё пребывает в нём = мера пребывает во всём и всё пребывает в мере. И в мере вся материя в её различных фазовых состояниях от вакуума до вещества неразрывна с информацией.
Заключение
Безусловно, нетленность памятников, которые нам оставила древнеегипетская цивилизация, вызывает у путешественника совершенно особое ощущение времени; порой кажется, что именно здесь, в Египте время — лишь иллюзорное понятие, рождённое человеческим сознанием, как то и есть на самом деле, совершенно неприемлемое по отношению к вечности движущихся песков пустыни, течения вод Нила и бесконечности темного звёздного неба. Действительно, то понятие времени, вернее, само отношение к нему египтян очень сильно отличается от представлений современного человека, разрывающего свою жизнь между минутной и секундной стрелками часов.
Древнеегипетское исчисление — это уникальная древнейшая система удивительного единства астрономического знания, религии, космологии, астрологии, мифа. Об одном можно сказать уверенно — в ежедневном круговращении солнечного божества, египетская теологическая мысль видела возможность возрождения света в сумерках, также как и победу жизни над смертью, полную тайн и скрытого смысла. И как мы увидели, это не только поэтическое сравнение, но и реальность эзотерических учений прошлого.
Мы не только используем и поныне египетский календарь, но и наши учёные до сих пор «поклоняются» четырёхипостасному Амуну в лице двухипостасного пространственно-временного континуума, что так или иначе постоянно увеличивает ком ошибок «Я-центризма» в жизни общества. Поэтому необходимо переходить к осмысленному использованию мировоззрения триединства материи-информации-меры, в том числе и в вопросах летоисчисления и формирования календаря.
Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:
Вступайте в группу Вконтакте: http://vk.com/inance_ru,
Жмите «Нравится!» в группе Facebook: http://www.facebook.com/informacenter.ru
И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!
Материалы:
Солкин В.В. «Бесконечные воды вселенной»: астрономические знания Древнего Египта. // Новый Акрополь № 4 (1999), с.17-22.
Солкин В.В. Египет: вселенная фараонов. М., 2001
Солкин В.В. Астрономия//Древний Египет. Энциклопедия. М., 2005
Куртик Г.Е. Астрономия Древнего Египта. На рубежах познания Вселенной (историко-астрономические исследования). Под редакцией А.А.Гурштейна.- М. Наука, 1990. Стр.10.
Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. СПб.: Летний сад, 2000
Лурье И.М. Древнеегипетские солнечные часы в собраниях СССР. Отдел истории культуры искусства Востока Государственного Эрмитажа.1947.- т.4.- стр.101.
Матье М.Э., Древнеегииетские мифы. – М.: Л.: – Изд-во АН СССР, 1956
Beaux N. Sirius étoile et jeune Horus. // Hommages à Jean Leclant. Vol. I. _ Le Caire, 1993, pp. 61-72.
Fissolo J.-L. Les astronomes égyptiens. // Egypte: Afrique et Orient 21 (2001), pp. 15-24.
Guilhou N. Le ciel sur les plafonds des tombes royales du Novel Empire. // Egypte: Afrique et Orient 21 (2001), pp. 25-32.
Lange H., Neugebauer O. Papyrus Carlsberg I. Ein hieratisch-demotischer kosmologischer Text. –
Комментарии: